6. Зуев А.Ю. Киргизы-буруты (к вопросу о тотемизме и принципах этнонимообразования). Фурунзе,
1970, с.98.
7. Акеров Т. Древние кыргызы и Великая Степь.Бишкек, 2005, с. 16
8. Дунвинйи К«Кыргыз» аталманын маниси// Улуттар тили.Бишкек, 1982, № 3, с. 12.
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕРМИНЕ «КЫРГЫЗ»
В статье идёт спор в отношении появления слова «кыргыз», его значения и форм использования в исторических источниках и научной литературе. Согласно информации исторических источников, слово «кыргыз» употреблено в китайских источниках до нашей эры, но как пользователь этнического названия оно появилось после X-XI вв.
В отношении этого слова сейчас продолжается спор между ученными. Его общепринятое объяснение прошло «сорок поколений».
Ключевое слова: этноним, кыргыз, этнический процесс значения «кыргыз», возникновение и развитие, этнос, история, этногенез.
SOME THOUGHTS ABOUT THE WORD «KURGYZ»
There is an argument regarding to emergence the word "Kyrgyz ", its meaning and the forms of using in the historical sources and scientific literature. Regarding the information of the historical sources, the word "Kirgiz" was used in the Chinese sources B.C., but as a user of ethnical name was after X-XI centuries. There is an argument among specialists regarding this word. Its general explanation is "forty generation ".
Keywords: ethnonym, Kyrgyz, ethnic process, meaning, emergence and development, ethnics, history, ethnos, ethnonym.
Сведение об авторе:
Талипова Сайёра Шомахматовна - аспирантка 3-го курса исторического факультета ТГПУ им. Садриддин Айни, тел: 981 05 00 89; E-mail: tolipova@,mail.ru
About the author:
Talipova Sayyora Shomahmatovna, post-graduate student of the 3rd year of the Faculty of History of TSPU named after Sadriddin Aini, tel.: 981 05 00 89; E-mail: tolipova@,mail. ru
КАМЕННЫЙ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК ИШКАШИМА И ВАХАНА
Гулмирзоев Д. К.
Общеобразовательное учреждение №63 района Рудаки
Каменный век в истории занимает один из самых длительных периодов в истории человечества. Сложность изучения истории каменного века - это нехватка материалов, а также в силу геологических и географических изменений, которые привели к уничтожению материальной культуры каменного века. Возможно, исходя из этого, на Западном Памире, в частности в Ишкашиме, не было проведено комплексное исследование каменного века.
Как показывает В.А. Жуков [5, 230-234] который внес определенный вклад в изучение археологического наследия Западного Памира, геологические и географические изменения не дают возможности изучить каменный век. Однако на Западном Памире и в Ишкашиме, в частности, были открыты наскальные изображения - петроглифы, часть из которых по своим изобразительным свойствам относится к каменному веку.
Наскальные изображения - петроглифы, выбитые на скалах и отдельных камнях фигурки животных, людей или целые композиции, представляют отдельную очень специфическую область археологических исследований на Памире. В Ишкашиме наибольшее скопление петроглифов зафиксировано около кишлака Кихн (Лангар). Некоторые петроглифы Лангара датированы концом каменного и началом бронзового века. При изучении наскальных рисунков в местностях Удит и Даршай было выявлено несколько рисунков, которые отличаются от других и относятся приблизительно к IV - III тыс. до н. э. и идентичны рисункам керамики Средней Азии. [17, 3-7] Однако оно не даёт ответа на автохтонности населения Западного
Памира, в частности Ишкашима.
При изучении каменного века Западного Памира необходимо учитывать материалы каменного века Восточного Памира, о взаимосвязанности которых свидетельствуют археологические открытия эпохи энеолита и позднего сакского периода.
На Восточном Памире было зафиксировано 60 пунктов с находками каменных орудий, в том числе одна стоянка с сохранившимся культурным слоем (Ошхона) и четыре крупных местонахождения на поверхности (Каратумшук, Кулак-Кесты, Известковый камень и озеро Каракуль), и одна многослойная пещера «Истыкская». Возраст открытых на Восточном Памире памятников каменного века датирован VIII-V тыс. до н.э.[15, 392-395.].
По словам исследователя каменного века Восточного Памира В. Ранова, «заселение Памира не было непрерывным, а волнообразным, но возможно только сезонное заселение». В.Ранову удалось выделить 4 группы находок, которые относятся к разным эпохам каменного века.
1. Отдельные находки - предположительно мустерьского возраста (40-35 .тыс. до н.э.).
2. Несколько открытых стоянок в Аличурской долине (предположительно конец верхнего палеолита).
3. Основная масса находок Галоценнового времени (8-5 тыс.до н.э.) Маркансуйской культуры Памира Мезолита или раннего неолита.
4. Завершающий этап каменного века Памира, Микролитоидная культура позднего неолита или энеолита (4-3 тыс. до н.э.) [16, 105-108].
Все причисленные культуры, за исключением мустья, очень близки между собой, родственны, что даёт основание говорить, что заселение шло из одного центра [16, 107].
В. Ранов определил сходство каменного века восточного Памира с Гиссарской культурой того же периода. Гиссарская культура каменного века по своему характеру ближе к культуре каменного века Индостанского полуострова.
Это доказывает, что первооткрывателями Памира и в частности Ишкашима, были сезонные охотники из Средней Азии и Индии. К концу каменного и начала бронзового века эти охотники, возможно, начали постоянно жить на Западном Памире и Ишкашиме, которые по природным условиям были более благоприятными, чем Восточный Памир. Этому способствовало также обилие дичи на этой территории.
Итак, можно предположить, что до заселения Восточного и Западного Памира, в частности и Ишкашима, протоиранцами в период позднего неолита или энеолита (4-3. тыс. до н. э.), здесь жили племена, которые, как утверждает А.М.Мандельштам, занимали промежуточное положение между «кавказскими и мозандараньскими горцами, с одной стороны, и тибетоидными племени Гималаев, с другой» [12, 68.].
Все археологические памятники Западного Памира условно разделена на 4 группы, это эпоха поздней бронзы, сакский период IV-II вв. до н.э., памятник кушанской времени (могильник Касвыр) и памятники раннего средневековья.
Бронзовый век (конец III-начало I тыс.до н.э.) характеризуется изготовлением бронзовых орудий труда и оружия, появлением кочевого скотоводства и поливного земледелия, резким развитием производительных сил и производственных отношений, появлением письменности и первых рабовладельческих государств.
В эпоху бронза продолжается заселение как западного, так и восточного Памира, о чём свидетельствуют открытие погребального сооружения в Кальта-Туре, Балянд-Кайике, Южбоке и Южбоке II-III, относящихся к эпохе поздней бронзы (конец II тыс. и начало I тыс. до н.э.). Эти открытия свидетельствуют о развитии Памира в эпоху бронзы и влиянии других культур на население Памира.
К XII - IX веках до н. э. в Центральной Азии, Западной Сибири и западной части Средней Азии и Южного Урала образовался мощный очаг бронзовой культуры, получившей название андроновская культура, которая была открыта в 1914г археологом А.Я.Тугариновым в деревни Андроновка близ города Ачинск. Этнически андроновцы принадлежали к индоиранцам.
Начиная с середины II тыс. до н.э. происходит заселение Восточного Памира, и Западного Памира населением андроновской культуры, о чем свидетельствует ряд археологических
открытий. При исследовании могильника Южбок, возраст которого датирован концом II и началом I тыс. до н.э., было открыто его сходство с бронзовой (андроновской) культурой Ферганы, отдельные детали конструкции погребального сооружения, особенно «усики», не имеют аналогов в Средней Азии [2, 34.]. Такие же «усики» были найдены только в могильнике Кан-Кор кишлака Путуп Ишкашимского района. Однако датировка могильника Кан-Кора 1У-У1 веками н.э. вызывает сомнение, так как наличие керамики и зольника, а также форма могильника указывают на раннесакский период, чем период буддизма в древнем Вахане. О том, что древние ваханцы к периоду 1У-У1 вв.н.э. исповедовали буддизм, сообщают буддистские паломники Китая и Индии. О буддизме в Вахане также указывает надпись на камне в Даршае, найденная А. Н. Берштамом на кхарошти и датируемая концом II и началом I вв. до н.э.[10, 128134.] Возможно, исповедовав буддизм в похоронном обряде, древние ваханцы еще сохраняли некоторые элементы обрядов периода до принятия буддима.
Сходство могильников Южбока и Кан-Кора показывает, что население Ишкашима и Восточного Памира были идентичны по материальной культуре, хотя, возможно, что их объединяло общее влияние другой культуры.
В исторической литературе существует две точки зрения на миграцию носителей андроновский культуры. В частности, Б.А.Литвинский, Э.А.Грантовский, А.П.Смирнов и Е.Е.Кузьмина предполагают, что население андроновской культуры были носителями общеиндоиранского языка, а распад индоиранского единства произошел в Средней Азии и индо-арийские племена мигрировали через Гиндукуш в Индостанский полуостров.
Другая группа учёных, в частности, В И. Сарианиди ставит под сомнение вопрос об единстве носителей андроновской культуры с носителями обшеиндоиранского языка. Т В. Гамкрелидзе и В В. Иванов, хотя и допускают локализацию первоначального обшеиндоевропейского в Предней Азии с последующим движением носителей индоевропейских диалектов через Закавказье в Причерноморские и Прикаспийские степи, в то же время они указывают, что большие массы населения не могли преодолеть высочайшие горные массивы Гиндукуша [7, 32.]. Однако последующие исследования многочисленных перевалов Гиндукуша опровергли сомнение Т В. Гамкрелидзе и В В. Иванова.
По мнению В. А. Ранова, не исключено, что степные племена не могли преодолеть трудности существования в горной области, и лишь отдельные группы проникали в эти районы из Ферганы по реке Гульча через перевал Сарыташ, так как, как утверждает он, в Фаргане «очень мощный очаг степной бронзы»[16, 56-58].
Процесс заселения Памира происходил очень долго и вольнообразно из-за труднодоступности Алайского хребта, и возможно первопроходцами были только охотники и скотоводы и в основном могли быть мужчины. В процессе последовавшейся ассимиляции двух народов, а именно автохтонного дравидийского и сакских племен, язык и верования саков стали доминирующими. В результате на Памире образовалась юго-восточная ветвь восточно-иранских языков, однако, как показывает сравнительно-исторические исследования памирских языков, единого общепамирского языка не существовало, хотя общность между шугнано-рушанской группой языков-диалектов и язгулямским языком установлена. Наличие отдельных идентичных элементов верования у памирских народов объясняется также особенностями этногенеза. По словам Пьянкова И.З., «народы Памира и Восточного Гиндукуша - это носители не только иранской, но и доиранской культурной традиции, и что в этногенезе памирцев принимали участие не только иранцы, но и прежнее доиранское автохтонное население края».[14, 516], чем объясняются некоторые дардско-памирские соответствия.
При лингвистическом исследовании можно определить некоторые особенности восточно-иранских племён Памира, это отсутствие общепамирского языкового состояния. Это означает, что древние поселенцы Памира и Восточного Гиндукуша обособились друг от друга очень рано, и возможно заселение этих мест происходило волнообразно и с разных сторон.
Пути проникновения на Памир возможны через Алайскую долину через перевал Сарыташ на Восточный Памир, а также через Чон-Алай по современному Каратегину, далее через перевалы Дарвазского хребта.
Возможно, у предков памирцев в период родоплеменного строя была этноязыковая общность, «когда язык племени быль всего лишь говором или диалектом древнеиранского языка»[8, 118-119]. Именно в этот период начинается распад этноязыковой общности и возможно по причине миграции племён, и этот распад произошел не на Памире, а где-то в степях Фергане. Причиной миграции носителей андроновской культуры на Памир могли стать природно-климатические изменения, возможно, засуха в степной полосе.
Несмотря на это, памирские народы имеют много общего в материальной и духовной культуре. По словам Б. Лашкарбекова, «восточно-иранские племена поддерживали между собой культурные связи на протяжении всего исторического периода, - в конечном счете, в этой части мира образовался особый этнолингвистический регион» [8, 120.] .
Некоторые архаичные черты хотано-сакского и ваханского языков указывают на то, что эти подгруппы могли отделиться на самых ранних стадиях распада восточно-иранского единства. Однако сако-ваханская общность просуществовала недолго и, выработав незначительные общие черты, распались на хотано-сакскую и ваханскую ветви. Это обособление могло произойти в VII -VI вв. до н.э., возможно, по причине перехода к оседлому образу жизни.
Племена, которые населяли Памир, в исторической литературе известны как «саки», которые в течение более трёх тысячелетий носит это название Ишкашим.
В письменных источниках этот топоним приводится как Skasem или Sakasem, в китайских источниках как Say-ga-shen. Как утверждают исследователи, этот топоним индоарийского происхождения и состоит из двух слов «^аЫ» и «sаmа», где sаkа осмысляется как название племени, а «sama» - «страна» или «родина». Sakasem означает «Страна саков» или «Родина саков» [6, 178.].
Как известно, первым упоминанием в письменных источниках о саках относится к ассирийцам, во время войны против них и их царя «Умман-манды -Тугдаме» в 641 и 640 г до н.э. [10, 156.]. В Авесте для обозначения среднеазиатских кочевых племён, как врагов оседлых иранцев, использовались слова «Тура» или «Туры с быстрыми конями» (Яшты XVII) [16] . Это означает, что древние иранцы под турами воспринимали потомков легендарного Тура сына Фаридуна, а следовательно, потомков арии.
Древнегреческий историк Геродот о саках пишет «Это - то племя (оно было собственно скифским) называли амиргийскими саками. Персы всех скифов зовут саками» [4, 64].
О том, что саки - это скифы, писали Страбон и Арриан, а Плиний Старший пишет, что «По ту сторону Яксарта живут скифские народы. Персы называют их всех саками по имени близлежащего племени, а в древне ариями».[13, веб.ресурс.] Мнение о том, что саки - название собственно какой-то части племени, поддерживает также И.В.Пьянков.[14, 516.]
В санскрите сак означает «быть сильным, способным и могущественным».
Стефани Византийский о саках писал, что «саки - народ так называют скифов от доспеха, потому что изобрели его» (10, 157.). Он также указывает, что этот доспех был щит. На наш взгляд, если название сак взята от доспеха, то это скорее топор (секира), чем щит. Вот как описывает саков Геродот: «они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того у них был сагарисы - (обоюдоострые) боевые секиры» [4, 65].
Во всех археологических материалах и барельефах Ахеменидов с периода правления Дарии 1 топоры выступают в качестве атрибута власти, так и в качестве высокого статуса их носителей, и это произошло после подчинения саков, или заключения союза с ними. В могильнике Акбеит (Западный Памир) были найдены бронзовые украшения в виде миниатюрного топорика, а также в Тегермансу тоже на Западном Памире был найден топорик-чекан (топор с прямым острием)[10, 9-22]. В могильниках Акбаит и Тегермансу топоры использованы в качестве оберега. Топор и в жизни саков-хаумаваргов играл особую роль, как символ власти, так и как оберег, подаренный богом.
Общеизестно, что в персидских источниках саков разделяют на несколько групп, это:
1. Саки - тиргахауда - в остроконечных шапках. Геродот называл их «ортокорибанти», то есть «острошапочники».
2. Саки-хаумаварга - варящий хаумы, и амиргийские саки Геродота.
3. Саки-парадарая - это саки, которые за морем или рекой.
4. Саки - парасугудам - это саки, которые за Согдианой [9, веб.ресурс.] .
При локализации места расселения этих групп в научном мире до сих пор идёт спор, если с саками - «парадарая» и саками - «парасугудам» более и менее понятна, то есть первые жили в Причерноморье, то «парасугуда» жили за Согдианной. Локализация саков тиграхауда и хаумаваргов остаются спорным, особенно саков тиграхауд.
Большинство учёных, в том числе Б А.Литвинский, А Н. Бернштам и И. Маркварт предлагают локализовать саков-хаумаваргов в Восточном Гиндукуше, Припамирье на Памире и Восточном Туркистане. И. Маркварт в 1905 г. ещё более конкретизировал локализации саков хаумоваргов. Он писал «следует искать местоположение саков (хаумаварга) к западу от Шугнана, где-то в Мунджане, Сангличе и Зебаке, в области истоков Кокчи».[10, 165.]
При обобщении различных материалов по сакам хаумаварга Б А. Литвинский писал: «вся совокупность письменных источников, как и контекст исторических событий, свидетельствует о том, что по соседству с Индии и Бактрии находилась одна из крупных группировок сакских племён, скорее всего саки-хаумаварги».[10, 165.].
А. Н. Бернштам локализует саков - хаумаваргов на Тянь-Шани и Памире и слово «хаумаварг» переводит как «мург» - птица, летящая высоко и быстра, недоступна.[3, 121-133]. На наш взгляд, данное предположение подтверждается и некоторыми историческими фактами. Археологические материалы, петроглифы и различные орнаменты на Памире, в частности в Ишкашиме и Вахане, непосредственно включают образ птицы в различных вариантах. И думается, что «мург» или «птица» - это был тотемом саков - хаумаваргов. Об этом говорят и амулеты с изображением птицы, найденные в сакских могильниках в Вахане. В связи с этим можно вспомнить легенду о Симурге и воспитание легендарного Золи Зара Симургой, рождение Рустама путьём хирургического вмешательства по совету Симурга из «Шахнаме».
Саки-хаумаварги - варящие священный напиток из «хаума». Данное растение в Авесте упоминается как «xaoma», а в санскрите как «soma», которое относится к группе эфедра и растёт в горах Ирана, Афганистана и Таджикистана. Как утверждает И.М.Стеблин-Каменский, в ваханском языке оно обладает точным соответствием в названии «утык», который восходит к древнеиранскому слову «xaumaka». Названный напиток у древних араийцев считался священным или дарующим силы [17, 244-245.].
Следует отметить, что Авеста содержит противоречивые сведения об этом напитке из «хаота», в частности в Гатах, более древней части Авесты (Яс. 32.14, и Яс. 48.10), напиток из «хаота» характеризуется как дурманящий напиток и не рекомендуется употреблять его зороастрийцам. В более позднем варианте в Яснах (Гаты 9-11) напиток «хаота» именуется как «благородный» и «продлевающий жизнь».
Эта противоречивая интерпретация, на наш взгляд, имеет исторические корни и связана с завоеваниями Александра Македонского империи Ахеменидов и уничтожением Авесты.
В пахлавийском тексте «Чудеса и достопримечательности страны Сагастан» историческая судьба зороастризма излагается следующим образом «Шах Вистасп был главой учеников Зартушта... .Когда проклятый Александр Ромейский пришёл в Эроншар, он схватил и убил тех, кто шёл по стезе учения магов. Лишь некоторые мужи и юноши пришли в Сагастан, был юноша, который помнил наск (текст Авесты), называемый BaYan. Таким образом, вера вернулась в Сагастан. Он привёл его в порядок и вновь восстановил»[1.198.]. Возможно, что саки-хаумаварги, для которых хаома считалась священным напитком, ввели в текст священной книги интерпретации и видение, основанных на собственных традициях зороастризма1.
Археологические памятники саков в Вахане - это могильники в Чильхуне, Ямчуне, Рычиве и Юль-Мазоре, которые указывают на идентичность населения Западного и Восточного Памира.
1 Интересно с этой точки зрения напомнить, что в Вахане бытует легенда о происхождение названия Вахан, по этой легенде: «Юноша по имени Вахан, который был сыном зороастрийского священника (muy или mubad) знал по памяти наск (тексты Авеста), и по настоянию отца уехал в Сагастан (Систон), там он вместе со своими соплеменниками заново восстановил Авесто. В благодарность сиистанцы стали называть место происхождения благородного юноши именем Вахан».
Эти археологические памятники позволяет судить о том, что на протяжении всего бассейна рек Памир и Пяндж данная территория была заселена идентичным племенем, скорее всего так называемыми саками-хаумаварга, имевшими разный хозяйственный уклад, с одной стороны, пастушеско-земледельческий на Западном Памире и кочевое хозяйство - на Восточным Памире. Однако их объединяли общность в веровании, обрядах захоронения, а также предметы домашнего обихода и доспехи.
Таким образом, из всего сказанного выше можно прийти к заключению о том, что первооткрывателем Памира были охотники «гиссарской культуры», равно, как и носители культуры Индостанского полуострова. В период позднего неолита и энеолита при переходе к охотническо-скотоводческой форме хозяйства эти аборигены пришли к оседлому образу жизни на Памире, в частности, в Вахане и Ишкашиме. Начиная с II тыс. до н.э., происходит заселение Памира носителями андроновской культуры, племенами с более высокой культурой, а именно бронзовой. Само автохтонное население было полностью ассимилировано, хотя следы о них сохранились в некоторых обычаях и верованиях, заимствованных приезжими саками-завоевателями (в частности культ горного козла).
Культура каменного и бронзового веков Западного и Восточного Памира выступает как синтез между андроновской культурой, с одной стороны, так и протоиндийской культурой, с другой. Сакская культура Памира также имеет свои специфические отличия, которые не встречаются у соседних народов, это прежде всего касается наличие «усиков» на могильниках Южбока и Кан-Кора, и сакская керамика, особенно круглодонные керамические изделия.
Раскопки, осуществленные китайским ученным Чэнь Гэ в Ташкургане, показали, что на теретории Восточного Туркестана проживало сакское население, которое вместе с Восточнопамирским и Западнопамирским являлось органической частью обширной группировки сакских племён. Письменные источники "УП-Х вв, найденные в ущельях Хотана и в Тумшуке, свидетельствуют, что язык саков имеет много общего с ваханским (хикским) языком.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаев В.И. Два очага творческого зороастризма: Северо- Восточный и Юго-Восточный Иран //В.И
Абаев. //вДи. №4 1990г.-249с.
2. Бабаев А. Д.Древние земледельцы «Крыши мира»./А.Д.Бабаев.-Ходжент, 2000г. -С.34.
3. Бернштам А. Н. Саки Памира // ВДИ. №2 1956. 268с.
4. Геродот. История. Книга "УП./Геродот. Москва: 2004. - 640с.
5. Жуков В. А. Перспективы изучение каменного века Памира/ В. А. Жуков// Палеоэкология древнего
человека. - Москва, 1977. -244с.
6. Пахалина Т.Н. Вахансские топонимы/Т.Н. Пахалина.// Иранское языкознание. -Москва. 1964.-224с.
7. Каландаров Т. С. Шугнанцы (историко-этнографические исследование) Т.С. Каландаров. -Москва.,
2004г. - 480с.
8. Лашкарбеков Б. К. Этнолингвистической истории ирано-язычных народов Памира и Восточного
Гиндукуша. - М., 2012. -С.118-119.
9. Леонов А. Потомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до фрягов./ А.Леонов. веб.
Ресурс megamatrix.ru/varang/thraci.htm.- Москва. 2014.
10. Литвинский Б.А.Среднеазиатские народы и распространение буддизма./Б.С.Литвинский.
История, археология и этнография Средней Азии.- Москва. 1968г. 368с.
11. Литвинский Б.А. Древные кочевники «Крыши мира»./Б.А.Литвинский. -Москва . 1972. -274с.
12. Мандельштам А М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и припамирских
областей с древнейших времён до х в н.э. // А.М. Мандельштам. Труды АН Тадж.ССР. Душанбе.
1957. Т 53. -180с.
13. Плиний Старший. Естественная история. кн .V 19 .50. веб ресурс. РиЪЬ.
leb.ru.ARCHIVES/p/PLINIY-starskiy/pliniy-starshiy.ntml. Дата обращ. 05.06. 2017.
14. Пьянков И.В. Средняя Азия и Евразийская степь в древности.//И.В Пьянков. Санк-Петербург.
2013.736с.
15. Ранов В. Археологическое изучение Памира (1946 -1984г) / В. Ранов // Очерки истории
Советского Бадахшана. -Душанбе., 1985г. -503с.
16. Ранов В. Археологи на «крыше мира» / В. Ранов. - Душанбе. 1967. -152с.
17. Ранов В. Бегушие по скалам/ В. Ранов. - Душанбе. 2016. -412с.
18. Стеблин-Каменский И.М.Этимологический словарь ваханского языка.//И.М. Стеблин-Каменский.
Санкт-Петербург 1999. - 480с.
КАМЕННЫЙ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК ИШКАШИМА И ВАХАНА
В статье дается анализ истории каменного и бронзового века Ишкашима и Вахана, основываясь на доступном историческом материале. Предполагается, что культура данного периода Западного и Восточного Памира выступает как синтез между андроновской культурой, с одной стороны, так и протоиндийской, с другой. В статье раскрываются специфические черты сакской культуры, выдвигается гипотеза о проникновении «андроновской культуры на Памире в лице только мужчин.
Ключевые слова: каменный век, бронзовый век, андроновская культура, саки.
STONE AND BRONZE AGES OF ISHKASHIM AND WAKHAN
The article gives an analysis of the Stone ages of Ishkashim and Wakhan, based on available historical materials. It is assumed that the culture of this period of the Westerh and Eastern Pamirs acts as a synthesis between Andronovo culture on the one hand and Proto-Indian on the other. The article reveals the specific features of the Saka culture, hypothesizes about the penetration of the "Andronovo culture " into the Pamir through man onlu.
Keywords: stone age, bronze age, androv culture, saki.
Сведение об авторе:
Гулмирзоев Душанбе Курбоналиевич, учитель истории и права общеобразовательного учреждения №63 района Рудаки. электронная почта: [email protected]; тел.: (+992)501517465
About the author:
Gulmirzoyev Dushanbe Kurbonalievich, teacher of history and law of general educational institution No. 63 of Rudaki district. e-mail: [email protected]; tel .: (+992) 501517465
ТАДЖИКИСТАН-ФРАНЦИЯ: 25 ЛЕТ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
ДИАЛОГА
Шарифи Ф.Ф.
Таджикский национальний университет
Посвящается годовщине «Дня работников дипломатической службы» Республики Таджикистан (29.09.2016г.) и 25-летию дипломатических отношений Республики Таджикистан и Французской Республики (03.03.1992г.)
Взаимоотношения Таджикистана и Франции берут свое начало еще с советского периода истории. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов посланцы Таджикистана принимали активное участие в освобождении Европы, в частности Франции, в составе партизанских отрядов и Движения сопротивления фашизму[1]. В составе Советского Союза Таджикистан, как и другие союзные республики, принимал участие в развитии гуманитарных связей с Францией, и еще тогда начали складываться взаимоотношения двух стран. Таджикско-французское сотрудничество в ту эпоху включало различные сферы - культуру, науку, в частности археологию, педагогику, языковедение, перевод французской и таджикской литературы и прочие области конструктивного взаимодействия. Переводы на французский язык таких шедевров таджикско-персидской литературы, как «Шахнаме» Фирдоуси, рубайят Хайяма, «Бустон» и «Гулистон» Саади, газелей Хафиза, поэм Рудаки и Джами, а также переводы на таджикский и русский языки произведений таких выдающихся французских писателей и поэтов, как Вольтер, Д. Дидро, О. де Бальзак, Ж.Санд, В.Гюго, Ги де Мопассан, А.Моруа и А.Камю выполняли роль посредника таджикских и французских литераторов [2]. Вместе с тем, необходимо констатировать тот факт, что, к сожалению, в Таджикистане до сих пор не