МА РДУМШИНОСЙ-Э ТНОГРА ФИЯ-ETHNOGRA PHY
4-»
УДК-902.7 (575.3)
ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА В ХУДЖАНДЕ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА ( фотоколлекция кинооператора В.В. Кузина)
ДОДХУДОЕВА Л. Н., Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша
В собрании этнографического архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана имеется несколько коллекций, которые не были созданы согласно научным планам отдела этнографии, а подарены его сотрудникам специалистами других областей творческой деятельности. К ним относятся и фотоколлекции одного из основателя таджикского кино, известного кинодокументалиста советского периода В.В. Кузина.
Ранее уже была опубликована его фотосерия, посвященная памятникам Вахана 1950 года (№ 25) [1]. Не менее интересна его коллекция «Кустарное ткачество шелковых тканей Ленинабаде» (№ 35), представляюшая мануфактуры по производству шелка в Худжанде (в прошлом в Ленинабаде). Это небольшое собрание снимков, судя по описи, первоначально состояло из 15 фотографий, а ныне включает в себя только 12 отпечатков.
В историю таджикского кино заслуженный деятель искусств Кузин Василий Васильевич (1904-1978) вошел как первый кинооператор, первый начальник производства, первый директор кинофабрики «Та-джиккино» (1929-1938). В 1922 г. он окончил 5-ю единую советскую трудовую школу в городе Тула, а затем продолжил свою деятельность в Бухаре, Фергане, Самарканде, Сталинабаде ( ныне Душанбе), где связал свою жизнь с кинематографом. После окончания Великой Отечественной войны, за участие в которой он был награжден различными орденами и медалями, в 1946 году В.В. Кузин пришел на киностудию «Таджикфильм», где до конца своих дней работал режиссёром и оператором документального кино, организатором производства.
В инвентарной книге этнографического архива особо указано, что В.В. Кузин использовал при работе над коллекцией Вахана 1950г.(№25) известный аппарат Лейка (Leica), первую массовую малоформатную камеру, снимавшую на фотопленке. В описи коллекции № 35 не приведено сведений о том, каким именно фотоаппаратом пользовался оператор, однако снимки отличаются хорошим качеством.
Из двенадцати фотографий коллекции № 35 шесть представляют работу мастера по обработке коконов, другие пять - ткача за станком, за которым он изготавливает икат (атлас).Особый интерес представляет отпечаток №35-12, который снабжен важными комментариями в описи. Согласно им, представленный на фотографии станок перешел по наследству сыну от кустаря, который при жизни обрел в Худжанде славу выдающегося ткача. Более того образец ткани на станке, за которым работает сын, создан по дизайну отца, который тот лично разработал еще в 1911году. К сожалению, именно этот снимок не сохранился, но другой отпечаток (№35-9), где крупно представлен станок, за которым сидит сын знаменитого мастера, позволяет судить о композиции с большими абровыми мотивами (рисунок аб^-тадж. «облако») на шелке.
В практике В.В. Кузина было пополнять единую коллекцию другими снимками, непосредственно не связанными с тематикой данного собрания. Так, в его фотособрании, посвященном памятникам Вахана 1950г. (№ 25), имеются три снимка крепости Сарвода в Верховьях Заравшана. В данной же коллекции на одном из отпечатков представлен народный мастер резьбы по ганчу (алебастру) усто ШАМСИДДИНОВ, который объясняет двум коллегам или своим ученикам особенности резьбы ганчевого панно. Все трое одеты в рис1.В.В. Кузин. Народный мастер резьбы по ганчу усто Шам-сиддинов, 1975г. (№35-12) полосатые халаты джома из бекасаба. На головах у них тюбетейки токи чусти, украшенные традиционно белым орнаментом с рисунком тус-тупи (перца).
Судя по интерьеру, действие происходит в каком-то зале, который оформляет усто, поскольку на заднем плане видны его уже готовые резные
панно, украшающие стену. Помимо чисто художественного интереса фотография имеет особое значение в силу своего атрибутивного характера: все снимки коллекции № 35 не имеют даты, а этот отпечаток сохранил надпись «март 1957года». Согласно этому, мы может датировать всю коллекцию В.В. Кузина именно этим годом.
Как известно, с древности на протяжении столетий Худжанд оставался важным центром производства шелка, особенности локального технологического процесса которого, по мнению многих исследователей, содействовали сложению национальной школы таджикского шелкоткачества [2-5] В городе существовали гузары мастеров «карбосбофон», «абра-бандон», «пиллакашон» и «шох,ибофон», которые непосредственно были связаны с производством этой уникальной ткани. Всего же исследователями выявлено 103 специализации работ изготовления шелка.
В 1906 году в Худжанде было зафиксировано 230 шелкоткацких заведений кустарного типа.В советское время в ходе политических, экономических и культурных преобразований произошло кооперирование ремесленников и прежде всего ткачей. В процессе тотального и насильственного огосударствления средств производства и торговли в Худжанде происходила ломка и уничтожение кустарной промышленности. Дело доходило до физического уничтожения ремесленников, как чуждых социализму элементов» [3, 210].
В итоге в 1919 году шелководческая промышленность была национализирована, и к концу 20-х гг. ХХв в Худжандском уезде функционировало более 230 шелкоткацких мастерских, была создана первая артель кустарей по производству тканей «Ткач», объединившая более тысячи мастеров, которая позже была преобразована в шелкоткацкую фабрику «Красный ткач». Шелкоткачество в пригородных селениях Худжанда процветало вплоть до 50-х годов ХХ века.
Важную роль в развитии ремесла играли местные рынки.
В 70-е гг. ХХв. появилось производственное объединение «Худжан-датлас», где с 1979 года начали выпускать «хан-атлас» - самую популярную ткань в Центральной Азии.
Процесс обработки волокна и изготовления шелка состоял из более двадцати этапов, которые выполнялись тридцатью категориями профессиональных мастеров и подсобных работников. Начинался процесс подготовки шелковых нитей из размотки коконов - пиллакаши, который запечатлен на фотографиях В.В. Кузина.
В шелкомотальных мастерских пиллакашхона выполняли три вида операций.Размоткой коконов занимался шелкомотальщик пиллакаш, который представлен на фото №35-5 крупным планом.Обмотку нитей на большие бобины мошпарра делал обмотчик нити чархбардор, фигура которого еле заметна внизу композиций.Перемотка пряжи на маленькие шпульки найча, которую проделывал перемотчик найчакаш не запечатлена
на снимках, также, как второй этап подготовки шелковых нитей, связанный с кручением неотваренной нити, который выполнял уже в другой мастерской аштобхона мастер аштобчи [5,296;6,40-56]
Как видим, В.В. Кузин ограничился лишь фиксацией тех действий, которые происходили в шелкомотальной мастерской пиллакашхоне, где стоял станок, состоящий из четырех частей: огромного колеса девчарх, веретенной рамы, цевочной рамы и приспособления для равномерного кручения нити на бобину.
Рис.2. В.В. Кузин. Отделение нитей после запарки коконов (№ 35-5).
Рис.3. В.В. Кузин. Ткач за работой.(№ 35-9).
Эти особенности дукона можно рассмотреть на фотографиях известного кинооператора.
Обработка коконов требует исключительно высокого мастерства и выполняется главой мастерской. В шести фотографиях В.В.Кузин показал, как кустарь производит запарку и размотку коконов, выбирает нити для намотки, а также снимает их с коконов.
В Худжанде созданием ткацких станков занимались мастера дуконсо-зы.Все виды тканей изготовливали на станках с подножками: с ямой и без нее. Для производства абровых тканей использовали два вида станков: с двумя педалями и коротким узким гребнем для тканей шириной 18-45 см и четырехремизным с четырьмя педалями с коротким и узким гребнем для ткани атласа шириной 44 см.[5,48].
Ткацкие станки в Худжанде, по сравнению с бухарскими и самаркандскими станками, имели некоторые отличия. Худжандский ткач сидел почти на метр выше уровня пола, бухарский же мастер устраивался на полу, опустив ноги в яму [5,298]. Это отличие видно на пяти фотографиях В.В. Кузина. Здесь ткач в белой рубахе, склонясь над станком своего отца, сидит на подставке, опустив ноги в яму.
В художественном отношении наиболее своеобразными тканями Худжанда являлись так называемые ткани абра (атлас, ханатлас, шохи, адрас и т.д.). В данном случае на станке у ткача мы видим узкополосную ткань с крупными однотипными рисунками абра.
Известно, что кинооператор В.В. Кузин снял более 250 сюжетов для местной кинохроники и прежде всего для киножурнала «Советский Таджикистан». Этот периодический киновыпуск из отдельных эпизодов, сюжетов содержал информацию о жизни страны, внутренних и международных общественно-политических событиях. Возможно, В.В. Кузин в середине ХХ в. работал в Ленинабаде (ныне Худжанд) над сюжетами для кинохроники, где им и были одновременно сделаны эти фотографии, которые он позже передал своим коллегам из Академии наук. В любом случае фотодокументы его коллекции № 35 из этнографического архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана могут служить для специалистов важным материалом по изучению производства шелка в Худжанде в середине ХХв.
ЛИТЕРАТУРА
1. Додхудоева Л. Н. Исторические памятники Вахана из коллекции кинооператора В.В. Кузина. // Иранское языкознание»,-2020. К 70-летию со дня рождения Б.Б. Лашкарбекова. Труды международной научной конференции «Чтения памяти Б.Б. Лашкарбекова. К 70-летию со дня рождения». 18-20 октября 2018. Москва, Институт языкознания РАН. - Москва,- 2020.
2. Иброхимов М. Ф. Таджикский ремесленный текстиль: Словарь-справочник. -Душанбе: Ирфон, -2003.
3. Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда. - Худжанд,-2008.
4. Турсунов Н.О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (ткацкие промыслы Ходжента и его пригородов в конце Х1Х - начале ХХ вв.). - Душанбе: Дониш,-1974.
5. Хакимова Н.История развития производства абрровых тканей таджиков в Худжанде в конце Х1Х-ХХвв./ Отв. редакторы А. Раджабов, М. Иброхимов.-Душанбе, - 2016.
6. Harvey J. Traditional textiles of Central Asia.-London,-2009.
ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА В ХУДЖАНДЕ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА ( фотоколлекция кинооператора В. В. Кузина)
В этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана хранится коллекция из тринадцати снимков известного советского оператора В.В. Кузина «Кустарное ткачество шелковых тканей в Ленинабаде» (№ 35). Часть из них представляет мастера, занятого обработкой коконов, другие фотографии - ткача за станком 1911г., на котором он изготавливает икат (атлас). Один из снимков запечатлел знаменитого резчика по ганчу усто Шамсиддинова с учениками и имеет дату 1975г. Возможно, В.В. Кузин в середине ХХв. работал в Ленинабаде (ныне Худжанд) над сюжетами для кинохроники «Советский Таджикистан», где и были им сделаны эти фотографии, которые он позже передал своим коллегам из Академии наук.
Ключевые слова: шелк, Худжанд, производство, кокон, станок, текстиль, оператор, этнография, коллекция, архив.
ИСТЕ^СОЛИ АБРЕШИМ ДАР ХУ^АНД ДАР МИЁНАИ АСРИ ХХ (акс^ои кинооператор В. В. Кузин)
Дар бойгонии этнографии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониши Академияи миллии илмхои Точикистон зиёда аз 13 адад аксхои кинооператори маъруфи Иттиходи Шуравй В.В. Кузин тахти унвони "Косибй ва бофандагии дастии матоъхои абрешимй дар шахри Ленинобод" (№35), нигох дошта мешавад. Кисме аз онхо косибони шинохтаи истехсоли дастии коркарди пилла муаррифй гардида, ;исми дигари он аз акси бофандаи дар назди дастгох, ки матои атлас мебофад иборат мебошад. Дар яке аз аксхо чехраи устои машхури коркарди гач Шамсиддинов бо шогирдонаш (соли 1975) ба назар мерасад. Эхтимол меравад, ки суратгир В.В. Кузин он солхо дар шахри Ленинобод (хозира шахри Хучанд) кору фаъолият намуда, дар таъсиси кинохроникаи "Точикистони Шуравй" сахм гузоштаву ин аксхоро бардошта, сипас онхоро ба Академияи илмхои Чумхурии Точикистон тухфа намудааст.
Калидвожа^о: абрешим, Хуцанд, истеусолот, пилла, дукон, матоъ, оператор, мардумшиноси, коллексия, бойгони.
SILK PRODUCTION IN KHUDJAND IN THE MIDDLE OF THE 20-th CENTURY (photo -collection by cameramen V.V. Кшгш)
There is collection "Hand-made weaving of silk fabric in Leninabad" (13 photos) by famous Soviet camera-man V.V. Kuzin (# 35)at the ethnographic archive of the A.Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Tajikistan National Academy. One part of photos present master who treats cocoons, another unit - the weaver sitting at the loom 1911 and making iqat (atlas). The image of well-known ganch carver usto Shamsiddinov with his apprentices has its date 1975. Perhaps, in the
middle of the 20th century in Leninabad (now Khudjand) V.V. Kuzin made some film-plots for news-reel "Soviet Tajikistan" and few photography's which then were pass by him to his colleagues from Academy of sciences.
Key words: silk, Khudjand, production, cocoon, loom, textile, camera-man, ethnography, collection, archive.
Сведения об авторе: Додхудоева Лариса Назаровна-доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша,пр.Рудаки,33. Адрес: 734025,г. Душанбе, Республики Таджикистан. Телефон:(+37 992) 221 37 42. E-mail: lorasdodo@ rambler.ru.
Information about the author: Dodkhudoeva Larisa Nazarovna, Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Ethnography at the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. A. Donisha, Rudaki Ave., 33. Address: 734025, g. Dushanbe, Republic of Tajikistan. Phone: (+ 37 992) 221 37 42. E-mail: lorasdodo @ rambler.ru.
УДК-930.23
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭТНОГЕНЕЗА И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА
МАДАМИДЖОНОВА З. М., Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Национальной академии наук Таджикистана
Данная проблематика лежит в русле накопившегося громадного материала археологического, историко-культурного порядка, позволяющего в настоящее время заниматься обобщением, выявлением этапов развития самого древнейшего периода в этногенезе и этнической истории таджикского народа. Огромный шлейф археологических, исторических, этнографических, лингвистических работ посвящен, в основном, древнейшему, древнему периодам, в том числе и доарийскому, который, как начальный этап периодизации этногенеза и этнической истории таджиков не рассматривался. Поэтому, задача данной статьи, проведение анализа археологического материала памятников джейтунской, гиссарской, сазаганской и саразмийской культур, обзор существующих точек зрения о периодизации этногенеза и этнической истории таджиков и обоснование введения дополнительного доарийского этапа относящийся к концу неолита и энеолита, до ранней бронзы.
Обоснование поставленной задачи, требует характеристики научно -теоретических подходов об этносе, имеющихся в научной литературе на сегодняшний день. Н.Н. Чебоксаров, Ю.В. Бромлей и другие исследователи теории этноса выделяет общее понятие этноса, выдвигая на первый