ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕМЕСЕЛ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Азизов Ш.Ю., Ганизода Д.Ш., Азизов А.А.
Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана
История возникновения таджикских национальных (или народных) ремесел, как значительной части изобразительного искусства таджикского народа неразрывно связана с историей искусства других народов обширной Центральной Азии и сопредельных государств, истоки которых были едины для всех племен и народов этой территории: бохтарцев, тахоридов, согдов, портов, маргоинодов, ферганцев, хорезмцев, истаравшанцев и многих других.
Таджикские народные промыслы зародились в очень далекие времена одновременно с развитием земледелия, когда землепашцам потребовались орудия для обработки земли и собранного урожая (вспашки и рыхления почвы, обмолота зерна и других видов сельскохозяйственных работ). Однако, как форма профессиональной деятельности человека, ремесло возникло приблизительно в У1-м веке до н.э., и с тех пор прошло длительный путь исторического развития, принимая различные формы: в условиях натурального хозяйства оно выглядело как домашнее ремесло, а позднее появились ремесло на заказ и ремесло на рынок (для свободной продажи продукции).
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть, производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью.
С возникновением ремесла на заказ и, в особенности, на рынок, связывают превращение городов из мест проживания в ремесленно-торговые центры, в которых произошло разделение на торговые ряды и кварталы по профессиональному признаку: кузнецов, шорников, гончаров, резчиков по дереву, ткачей, ювелиров и т.д.
Ремесло, постепенно перерастая в народные промыслы, уже в те исторически далекие времена предлагало потребителю широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов и несложных, незатейливых инструментов. Народные промыслы, потому и называются народными, что изделия и вещи создаются людьми собственноручно при помощи умений и личной смекалки из самых разнообразных материалов: ткани, древесины, черных и цветных металлов, кожи, бумаги и т.д.
После завоевания арабами государств Центральной Азии, в VII - VIII веках нашей эры происходят существенные изменения прежнего образа жизни, проживающих в них племен и народов: Ислам становится государственной религией, арабский язык утверждается как государственный, проходит процесс формирования таджикского народа как отдельного этноса, формируется в его сегодняшнем виде таджикский язык, появляются термины и обозначения материальной культуры, связанные с искусством и ремеслом.
В период IX - X веков после полуторавекового арабского владычества происходит возрождение экономики и культуры Мавераннахра и Хорасана, приведшее к образованию первого государства таджиков - государства Саманидов, достигшего своего наибольшего расцвета в 914-943 годах при правителе Насре II.
В основе народных изделий лежат присущая народу выдумка, смекалка, вдохновение и разумеется ежедневный, напряженный и кропотливый труд. Образцы изделий народных мастеров - умельцев, такие как, ткани, вышивки, керамические изделия, резные изделия из дерева и ганча, оружие, сувениры, ювелирные украшения и другие изделия, изготовленные с присущим таджикскому народу вкусом, по - своему уникальны и неповторимы.
Именно поэтому, созданные им творения становятся в один ряд с подлинными произведениями искусства, каждое из которых считается шедевром.
В начале 70-х годов XIV века в Центральной Азии начинается господство династии Тимуридов. В результате завоевания соседних стран Тимур создал огромную империю, выбрав в качестве ее столицы город Самарканд.
«Созданное Тимуром большое государство и значительное оживление сельского хозяйства содействовали развитию ремесел и торговли. Помимо материальных богатств, Тимур из захваченных соседних стран и городов привозил в Среднюю Азию массу ремесленников - мастеров самых разнообразных профессий» [8, с.572]
Действительно, свозя из завоеванных стран самых лучших мастеров: архитекторов, строителей, каменотесов, резчиков по дереву и ганчу, оружейников, гончаров, ювелиров, и многих других, Тимур создал условия для наибольшего развития ремесленничества.
О развитии ремесла в тот период известный ученый А.М. Беленицкий пишет: «Одной из особенностей развития ремесла этого времени является заметная тенденция к узкой специализации профессий в строительной, металлообрабатывающей, ткацкой, кожевенной и других отраслях ремесленного производства» [1, с.56].
Известный исследователь Центральной Азии Н.Н. Негматов ввел обозначение этнокультурной территории исторического расселения предков таджикского народа. «Эта территория охватывает природно - географические зоны Хорасано -Гиндукушской, Памиро - Алайских и Тяньшаньских горных систем в восточной части, прилегающих степей и пустынь в западной части, объединенных бассейнами Сырдарьи, Заравшана, Амударьи, Хорасанского Мургаба и Герируда». [9, с.23]
На развитии таджикских народных промыслов сказалось влияние Великого Шелкового пути, давшего возможность всестороннему развитию торговых и культурных связей между странами, через территории которых он пролегал. Это дало возможность таджикским ремесленникам вывозить свою продукцию в другие страны, распространяя, таким образом, по миру свою культуру и искусство, а также на примере завозимых в Таджикистан зарубежных товаров изучать другие культуры (греко-римскую, индийскую, китайскую и другие).
Выше мы уже отметили, что распространение ремесел привело к превращению городов из мест обитания в ремесленно-торговые центры. В более поздний, средневековый период города уже состояли из улиц и переулков. При таком административном делении городов представители одной профессии или ремесла могли жить и работать компактно, в непосредственном соседстве. Разделение проходило либо по профессии: ювелиры, гончары, кожевенники, либо по имени места, откуда мастера приехали: худжандцы, бухарцы и т.п. Например, «Худжанд особенно сильно разросся в XVIII—XIX вв., превратившись в один из наиболее крупных городов Средней Азии. Он по размерам не уступал Коканду (Ф. Назаров) и Бухаре (М. И. Галкин), занимал площадь около 719 га (Справочная книжка Самаркандской области на 1893 г. Самарканд, 1893, с. 143).
Город насчитывал около 200 улиц, переулков и тупиков, из которых главные шли от городских ворот и скрещивались в районе двух главных рынков Панчшанбе и Чоршанбе, представлявших собой целый лабиринт крытых (типа пассажа) и открытых рядов с торговыми и производственными лавками, караван-сараями и чайханами — сосредоточив основной торгово-экономической и общественной жизни горожан. Около 150 городских кварталов, населенных часто жителями с однородными занятиями, сгруппировались в два крупных района (даха) города — Калаи Навский и Раззакский» [2, с.212].
Для изучения профессии в ученики обычно набирали мальчиков 10-12-летнего возраста. В зависимости от сложности профессии, обучение длилось от 4-х до 7 лет. Были случаи, когда наставник особо талантливых учеников задерживал у себя на срок до 8-10 лет для еще более углубленного обучения. Обучение в те времена было
бесплатным. Кроме того, наставник был обязан содержать своих учеников в течение всего периода обучения, обеспечивать их продуктами питания и одеждой.
Каждое ремесло, с точки зрения ислама, считается святым делом и в те годы имело своего духовного наставника (покровителя). Например, портные и прядильщицы поклонялись своему духовному наставнику - Зухро, ткачи - Хазрату Юсуфу, плотники -Хазрату Нуху. В честь духовных наставников ежегодно, обычно в весеннее время года, проводились ритуальные жертвоприношения. В качестве жертвы выбиралось священное животное - баран, а приготовленная из его мяса пища раздавалась людям.
На развитие ремесленничества в Средней Азии существенным образом повлияло открытие в этом регионе месторождений черных и цветных металлов. «Последующая разработка этих месторождений и производства металлов способствовали интенсивному развитию ремесел в Худжанде, что нашло отражение в топонимике прилегающих городов — Кони Сурби (свинцовый рудник), Заргарон (ювелиры), Кунгуроксозон (изготовители бронзовых колокольчиков), Каландгарон (изготовители кетменей)». [6, с.34]. « Горные разработки руд на Моголтау проводились худжандцами до конца XIX в.» [10, с.123]
«Помимо металлических руд на Моголтау добывали бирюзу, называвшуюся «худжандской». Ее отличало высокое качество, небесно-голубой и голубовато-зеленые оттенки» [7, с.54]. «У селения Чашма краскотерами добывались глинистые серицитизированные породы». [3, с.246]. Возможно также, что «знаменитыми худжандскими камнерезами использовался моголтауский гранит и другие породы. Хорошие качества пироксеновых пород заинтересовали строителей мавзолея В. И. Ленина. В 1930 г. в юго-западной части Моголтау были добыты монолиты для облицовки мавзолея». [12, с.110].
В основе эстетического кредо таджикского народа всегда присутствовало отождествление понятий красоты и блага. И что любопытно: несмотря на глубокие религиозные убеждения народа, порою присутствующее в ремесле художественное начало подчиняло себе даже соображения религии или политики. «Воспитательные возможности народных ремесел необходимо признавать как особую систему, благодаря которой юные поколения включались в практическую деятельность и становились носителями определенной системы опыта практической и творческой деятельности, в которых сконцентрированы непреходящие ценности, проверенные многовековым опытом ремесленников». [4, с.170] Такое отношение к декоративному искусству позитивно сказывалось на его развитии, само ремесло всячески поощрялось. Правители и знать того времени также высоко ценили декоративное искусство и благосклонно относились к народным мастерам. Так, например, эмир Насрулло, захватив Ура-Тюбе, убив при этом его прежнего правителя хакима Рустамбека, увидев его дворец, был настолько восхищен его красотой, что сказал: «Любой человек, имев такое богатство, считает себя львом и выйдет на бой против любого врага. Если бы я раньше поднялся на эту высоту и увидел эту постройку, я не убил бы Рустамбека». [6, с.60]
Таджикский народ сохранил в своей памяти множество легенд, стихов и преданий, связанных с художественными ремеслами, орнаментом, с эстетической оценкой творчества, говорящих о глубокой любви к искусству, которую он пронес сквозь века. Идеолог и певец художественного ремесла Саидо Насафи (XVII в.), сам, будучи по профессии ткачом, вдохновенными словами описывает труд художника: «Если мастер несравненный начинает рисовать, Пальцы прочих живописцев каменеют от стыда. Деревцам своим велит он самоцветами цвести. Их весна, не увядая, будет вечно молодой. Слава, мастер хитроумный! Мудрой, любящей руке Глина серая годится для цветка и для плода!» [7, с.65]
Великий русский этнограф Стасов В.В. в своих исследованиях давал серьёзную трактовку к вопросу практического ремесла таджикского народа и методам ремесла, и отмечал: «...множество предметов, действительно дающих высшее художественное
наслаждение... ковры, серебряные изделия, очень значительная коллекция металлических и гончарных сосудов, материи, оружие, наконец, пропасть бытовых предметов блистали роскошью форм, красок и узоров, какими почти всегда прекрасен Восток». [11, с.189]. По его мнению, ремесло как искусство таджиков стоит в одном ряду с высочайшими художественными мировыми достижениями культуры человека.
«Продукции ремесленников таджикского народа, особенно во второй половине XIX века имели высокое качество. Внимание русских ученых-этнографов, искусствоведов, историков из года в год увеличилось в отношении различных образцов народного ремесла как продукции резчиков, гончаров, чеканщиков и т.п. Они служили как экспонат для Прославленного Эрмитажа России и охотно покупались». [5, с.78]
Постоянно действующие художественные выставки в России в дореволюционный период (1869 - 1917 годы) развивали интерес к декоративно-прикладному искусству таджикского народа, чем способствовали бурному развитию ремесел. Благодаря им продукция рукоделия таджикских ремесленников прославилась не только в России, но и во многих европейских странах.
В 1869 г., по инициативе начальника Худжандского уезда полковника А. Кушакевича, впервые была организована выставка произведений местных народных умельцев. Многие ее участники — мастера шелкоткацкого искусства, чеканщики, ювелиры, орнаменталисты - были награждены похвальными грамотами (за подписью генерала Кауфмана) и подарочными халатами. В 1870 г. комиссия премировала худжандского купца Мухаммеда Шукура за гончарные изделия высокого качества. [2, с.206].
Предложенный вниманию читателя этот краткий исторический обзор развития народных ремесел в Таджикистане лишь слегка приоткрывает отдельные страницы этого феномена в искусстве и культуре таджикского народа, истинное значение которого для нынешнего и последующих поколений еще необходимо осознать.
Сегодня перед современным обществом стоит важная политическая и общественная задача максимально эффективно популяризировать достижения нашего древнего народа для дальнейшего сохранения и развития многовекового декоративно-прикладного искусства и сбережения его традиций. Большую долю ответственности за эту работу следует возлагать на школьное образование, когда начинается этап формирования мировоззрения детей и их отношения к окружающей действительности. Сегодня в отечественном образовании, подрастающее поколение изучает информацию о народных ремеслах и основы ремесел только на уроках технологии (трудовое обучение) в общеобразовательных учреждениях. По нашему мнению, объем, получаемых на этих уроках знаний, настолько мал, что не может содействовать воспитанию в детях чувства гордости за принадлежность к своему древнему и самобытному этносу, бережному отношению к культуре и искусству народа и необходимости уважать, чтить и сохранять наследие предков. Уроки технологии не способны в полной мере решать вопросы профориентации школьников в этом направлении.
В качестве примера того, как решаются задачи приобщения школьников к народному ремеслу на уроках технологии (трудовое обучение), рассмотрим учебный план занятий для 5 - 9 классов общеобразовательного учреждения, в котором для изучения каждого ремесла выделено по 8 часов занятий. В 5-м классе изучается резьба по дереву, в 6-м классе - резьба по ганчу, в 7-м классе - плетение, в 8-м классе - чеканка и в 9-м классе - гончарное дело. Количество предусмотренных учебных часов, по нашему мнению, настолько мало для осмысления профессии, что позволяет говорить не об изучении основ этих народных промыслов, а лишь о прикосновении к ним.
И, тем не менее, мы сделали попытку определения уровней полученных знаний после изучения упомянутых народных промыслов и провели анкетирование школьников. Целью анкетирования было определение соответствующих критериев оценки знаний: знания истории возникновения ремесла; умения правильно использовать инструменты; наличие творческого подхода к работе.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в средних общеобразовательных учреждениях №19 и №20 города Худжанда в 5-м и 9-м классах (мальчики).
В ходе анкетирования нами было установлено, что стартовый уровень знаний и умений школьников обеих школ отличается друг от друга, но, на наш взгляд, это отличие носит субъективный характер и зависит от квалификации учителей технологии (трудовое обучение).
Анализ результатов нашей опытно-экспериментальной работы продемонстрировал, что уровень знаний и умений школьников по выше названным критериям еще недостаточно высок и работа по улучшению результатов должна быть продолжена.
Сравнительные результаты уровни знании и умении школьников по критериям
Диаграмма №1. Сравнительные результаты уровней знаний и умений школьников по
критериям.
Для повышения эффективности обучения народным ремеслам, нами было предложено изучать их дополнительно на внеурочных занятиях, организовать кружки по интересам, проводить выставки работ школьников и другие школьные мероприятия, педагогическому составу рекомендовано разработать дополнительные дидактические материалы, водить детей на выставки декоративно-прикладного искусства, организовывать встречи и беседы с народными мастерами и умельцами и т.п.
Таким образом, исходя из этого, сфера образования и в первую очередь школьного, должна направить свои усилия, на то, чтобы подрастающее поколение было приобщено к народному искусству, развивало после окончания учебы в школе народные ремесла, обеспечивало высокое качество продукции, и ее конкурентоспособность на рынке. Мы уверены, что выполнение поставленные правительством республики и обществом задач, будут способствовать повышению значения народных промыслов в общественной жизни страны и в сознании граждан, повысят культуру населения, будут способствовать распространению достижений народных мастеров и умельцев, повышению авторитета республики на международной арене и улучшению экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленицкий А.М. Организация ремесла в Самарканде XV- XVII ВВ. Монография / А.М. Беленицкий - М - Л., 1940, С.43-47
2. Белинская Н.А. Эстетические основы искусства Ходжента. / Н.А.Белинская// Сборник статей. Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе: Дониш, 1986. - 255 с.
3. Гафуров Б. Таджики. Монография / Б. Гафуров - М., 1972.
4. Джафаров А.С. Становление и развитие народного ремесла и декоративно - прикладного искусства в Таджикистане. /А.С. Джафаров. // Вестник Таджикского национального университета. - 2016. - №3/4 (205). - С.170-173.
5. Кодиров Ф. Аспекты исследования национальных промыслов в Таджикистане / Ф. Кодиров // Вестник культуры. Паёми Ошно - 2010. - №2. -С.76-90.
6. Мухтаров А. Очерк истории Ура-тюбинского владения в XIX веке. / А. Мухтаров - Душанбе. 1964, - 98 с. ил.
7. Насафи Саидо. Касыда живописцу. Пер. А. Адалис. / Саидо Насафи // Антология такжикской поэзии. М., 1951. - С.65-67.
8. Негматов Н.Н. Ариана и Арианведжа. Монография / Н.Н. Негматов и др. - Худжанд: Ношир, 2006. -712 с.
9. Негматов Н.Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. Монография / Н.Н. Негматов - Гисар: 1992. - 210 с.
10. Семенов А. А. Из области воззрения средневековых мусульман на качество н значение некоторых драгоценных камней и минералов. Монография / А. А. Семенов. - Спб: Изд-во «Мир ислама», 1912. - 156 с.
11. Стасов В.В. Собр. соч. Монография / В.В. Стасов.- т. 1, отд. II, 1883,-383 с.
12. Турсунов Н. Из истории ремесленных цехов Средней Азии. / Н. Турсунов // Сов. этнография, № 1, 1972, с. 110—120; Он же. Из истории художественного ремесла Северного Таджикистана. Монография / Н. Турсунов - Душанбе, 1974.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕМЕСЕЛ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Ремесленничество в Таджикистане испокон веков было истинно народным искусством и развивалось в соответствии с национальными обычаями, традициями и менталитетом таджикского народа. Перед современным обществом стоит важная задача не только сохранения богатого наследия предков, но и дальнейшего развития этого значительного пласта национальной культуры. Это накладывает ответственность за воспитание подрастающего поколения на все общество, и в первую очередь на школьное образование. Недостатком сегодняшней школы является тот факт, что приобщение детей к истокам народных ремесел осуществляется только на уроках технологии (трудовое обучение): программы по истории Таджикистана и изобразительному искусству позволяют лишь прикоснуться к этой теме, и не предполагают углубленного подхода к патриотическому и эстетическому воспитанию школьников, не решают задач профориентации школьников.
Проведенное исследование по уровням знаний народных промыслов учеников 5-9 классов общеобразовательных учреждений Худжанда выявило крайне низкий уровень готовности детей, и это ставит перед школьным образованием новые, дополнительные задачи по воспитанию детей и приобщению их к сокровищнице - богатой, самобытной, национальной культуре и искусства - кладези мудрости и величия таджикского народа.
Ключевые слова: история, развитие, ремесло, народные промыслы, профессия, орнамент, школьник, эксперимент, подрастающее поколение.
HISTORY OF DEVELOPMENT OF NATIONAL CRAFTS AND THEIR IMPACT
ON THE GROWING GENERATION
Handicraft in Tajikistan has been truly a people's art from time immemorial and developed in accordance with the national customs, traditions and mentality of the Tajik people. Before modern society there was an important task not only to preserve the rich heritage of ancestors, but also to further develop this significant layer of national culture. These imposes responsibility for the upbringing of the younger generation on the whole society and, first of all, on school education. The disadvantage of today's school is the fact that the introduction of children to the sources of folk crafts is carried out only in technology lessons (labor training): programs on the history of Tajikistan and the fine arts can only touch this topic, and do not assume an in-depth approach to the patriotic and aesthetic education of schoolchildren, do not solve the problems of vocational guidance of schoolchildren.
The conducted research on the levels of knowledge of folk crafts of pupils of 5-9 grades of general educational establishments in Khujand has revealed an extremely low level of children's readiness, and this puts before the school education new additional tasks for raising children and bringing them up to the treasury of a rich, original national culture and art - the fount of wisdom and greatness of the Tajik people.
Key words: history, development, craft, folk crafts, profession, ornament, schoolboy, experiment, growing generation.
About the authors:
Azizov Sherzod Usufovich, senior teacher of the Department of drawing, descriptive geometry and teaching methods, Khujand State University named after academician
B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected] Tel: 92788-34-45
Ganisoda Jamshed Shujoat, Rector Tajik State Institute of Fine Arts and Design (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected] Phone: 918-17-11-17 Azizov Abdulatif Abuhalimovich, Doctor of Pedagogy, the Dean of the Faculty of Graphics and Technology, Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected] Tel: 918-47-41-15
Сведения об авторах:
Азизов Шерзод Юсуфович, старший преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Тел: 92-788-34-45 Ганизода Джамшед Шуджоат, ректор Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: [email protected] Тел: 918-17-11-17 Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Тел: 918-4741-15
ТАВСИФИ БАЪЗЕ ША^Р^ОИ ХУРОСОН ДАР КИТОБИ РУИ ГОНСАЛЕС ДЕ КЛАВИХО "РУЗНОМАИ САФАРИ САМАРКАНД БА ДАРБОРИ ТЕМУР (1403-1406)"
Цонмуродов Ш.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни
Сайёхи испанй Руи Гонсалес де Клавихо (вафот соли 1412) солхои 1403-1406 хамчун рохбари хайати сафирони шохи Кастилия Генрихи Ш барои баркарор намудани робитахои дипломатй ва тичоратй ба дарбори Темур сафар карда буд. Клавихо мохи маи соли 1403 аз шахри Кадис баромада, ба воситаи шахрхои мухталифи Эрону Хуросон ба Самарканд расид. Клавихо баъди ба ватан баргаштан хотироти худро тахти унвони "Рузномаи сафари Самарканд ба дарбори Темур (1403 - 1406) " навишт. Клавихо дархотироти сафари хеш аз ин ё он ша%р, ки аз ощо убур мекард, дар бораи мавцеи цугрофии он, тарзи зиндагии мардум, касбу кор, тщорати дохиливу хорици, %унарманди, урфу одат, ёдгорщои меъмори ва амсоли ощо маълумоти муфасале додааст. Холо дар бораи васфи баъзе шщр^ои Хуросон, ки Клавихо дар бораи ощо маълумот додааст, таваццуф менамоем.
Яке аз шахрое, ки Клавихо дар бораи он маълумот додааст, ин шахри Табрез аст. Клавихо менависад, ки Табрез шахри хеле бузург аст ва дар байни ду кухи бедолу дарахт чойгир буд. Атрофи шахр девор надошт. Кухи аз тарафи чапи шахр буда ба он наздик ва оби аз он чо чорй шуда, хира буд. Кухи дигаре аз тарафи рост вокеъгашта аз шахр дуртар хама фаслхои сол барфпуш, оби аз ончо ба шахр чоришаванда хунук ва мусафо буд. Шахр кучахои нихоят зебои зиёд дошт, ки дар растахои он дуконхои зиёд мавчуд буданд ва онхо молхои гуногун мефурухтанд.
Дар шахр бинохи сершумори зебо, аз чумла масчидхо хеле зиёданд, ки бо сангхои киматбахо ва тило ороиш дода ёфтаанд. Мегуянд, ки шахсони сарватманд дар сохтани иморатхои зебо бо хам мусобика мекарданд ва дар ин кор тамоми дороии худро харч мекарданд.
Дар байни ин бинохо ва сохтмонхо кохи бохашамате мавчуд буд, ки он бист хазор уток дошт. Ин холо бо номи Давлатхона маъруф аст. Муаллиф хабар медихад, ки бисёре бинохои мухташаму зебои Табрез бо фармони Мироншох - писари калонии Темур пурра ба харобй оварда шудаанд. Бояд гуфт, ки Мироншох, ки дар гарби сарзаминхои ишголии Темурланг хукумат мекард, хамаруза ба шикору айшу нуш шугл пайдо кард ва бозори масхарагарону