Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИХ ВОЗРОЖДЕНИЕ'

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИХ ВОЗРОЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
406
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ РЕМЕСЛО / ВЯЗАНИЕ / ОДЕЖДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЮБЕТЕЙКА / ШИТЬЕ / ТВОРЧЕСКИЙ / ИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО РЕМЕСЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хошимова Шафоат Файзуллаевна

Статья посвящена возрождению народных промыслов в нашей стране, которые, являясь связующим звеном между современным и будущими поколениями, отражают трудолюбие нации, таджикских женщин-мастериц. Отмечено, что исторические материалы свидетельствуют о шедеврах, созданных таджикскими мастерами, славивишимися испокон веков своим трудолюбием, богатой культурой, которую передавли из поколения в поколение, оберегая и сохраняя связь времён и поколений. Подчеркнуто, что в период независимости уделяется особое внимание национальной культуре, инициирются различные шаги для сохранения и возрождения сугубо таджикских традиций, ремесел и народных промыслов, которые, по разным причинам, оказались на грани исчезновения. Автор на конкретных примерах доказывает, что возрождение народных промыслов в Республике Таджикистан, в основном связанных с женской занятостью, таких как изготовление сюзане, настенных покрытий, головных и носовых платков, рукавиц, полотенец, одеяла, накидки для колыбелей и чайников, расшитых подушек, ковров ручной работы, вышивка курок, в настоящее время находится в процессе полного становления. Отмечается, что усилия Правительства и государства в направлении женского трудоустройства путем развития народных ремесел ощущается более отчетливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK CRAFTS AND THEIR REVIVAL

The article dwells on folk crafts revival in our country being a link between modern and future generations reflecting diligence of the nation, Tajik women craftswomen. It is underscored that historical materials testify to the masterpieces created by Tajik masters, famous from time immemorial for their diligence, rich culture, which was passed on from generation to generation keeping and preserving the connection between times and generations. The author lays an emphasis upon the idea that during the period of independence special attention was paid to the national culture, various steps were initiated to preserve and revive purely Tajik traditions, crafts and folk crafts for various reasons were on the verge of extinction. Adducing specific examples the author proves that folk crafts revival in Tajikistan Republic, mainly related to female employment, such as making suzane, wall coverings, headscarves and handkerchiefs, mittens, towels, blankets, capes for cradles and teapots, embroidered pillows, carpets handmade, embroidery trigger is currently in the process of full formation. It is noted that the efforts of the Government and the state in the direction of female employment through the development offolk crafts are felt more clearly, on the whole.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИХ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

07.00.07. МАРДУМШИНОСЙ, ЦАВМШИНОСЙ ВА АНТРОПОЛОГИЯ 07.00.07.ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОПОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ O7.OO.O7.ETNOGRAPHY, ETHNOLOGY AND ANTHPOLOGY

Хошимова Шафоат Файзуллаевна, к.и.н., доцент кафедры методики преподавания истории и права ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова "(Таджикистан, Худжанд).

Хошимова Шафоат Файзуллоевна, н.и.т., дотсенти кафедраи методикаи таълими таърих ва цуцуци МДТ "ДДХ ба номи акад.Б^афуров"(Тоцикистон, Хуцанд)

Hoshimova Shafoat Fayzullayevna, candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of methods of teaching of history under the SEI "KhSU named after acad. B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: shafoat2603@mail.ru.

Ключевые слова: народное ремесло, вязание, одежда, профессиональное обучение, тюбетейка, шитье, творческий, искусство, развитие народного ремесла

Статья посвящена возрождению народных промыслов в нашей стране, которые, являясь связующим звеном между современным и будущими поколениями, отражают трудолюбие нации, таджикских женщин-мастериц. Отмечено, что исторические материалы свидетельствуют о шедеврах, созданных таджикскими мастерами, славивишимися испокон веков своим трудолюбием, богатой культурой, которую передавли из поколения в поколение, оберегая и сохраняя связь времён и поколений. Подчеркнуто, что в период независимости уделяется особое внимание национальной культуре, инициирются различные шаги для сохранения и возрождения сугубо таджикских традиций, ремесел и народных промыслов, которые, по разным причинам, оказались на грани исчезновения. Автор на конкретных примерах доказывает, что возрождение народных промыслов в Республике Таджикистан, в основном связанных с женской занятостью, таких как изготовление сюзане, настенных покрытий, головных и носовых платков, рукавиц, полотенец, одеяла, накидки для колыбелей и чайников, расшитых подушек, ковров ручной работы, вышивка курок, в настоящее время находится в процессе полного становления. Отмечается, что усилия Правительства и государства в направлении женского трудоустройства путем развития народных ремесел ощущается более отчетливо.

Вожа^ои калиди: цунарцои мардуми, дузандаги, либос, касбомузи, тоци, эцод, санъат, инкишофи цунар

Мацола ба эцёи цунарцои мардуми дар кишвари мо, ки цамчун пайвандгари наслцои муосиру оянда нишондщандаи мецнати занони цунарманди тоцик хидмат мекунанд, бахшида шудааст. Тазаккур меравад, ки тоцикон аз цадимулайём бо саноеии дастии худ намунаи ибрат барои халццои дигар буда, бо шоцасарцои дастсохти хеш фарцанги ганиро аз насл ба насли дигар мегузаронанд, ки ин робитаи замону наслцоро цифз мекунад. Таъкид гардидааст, ки дар даврони истицлоли давлати ба фарцанги милли таваццуци махсус зоцир карда шуда, барои цифз ва эцёи анъанацо, цунарцо ва цунарцои сирф мардумии тоцики, ки бо сабабцои гуногун дар арафаи нобудшави царор доштанд, ицдомцои гуногун огоз карда шуданд. Муаллиф бо мисолцои мушаххас исбот мекунад, ки эцёи цунарцои мардуми дар Цумцурии Тоцикистон асосан ба шугли занон алоцаманд аст, аз цабили сузан, зардевори, руймол, дастпуш, сачоц, курпа, гацворапуш ва чойникпуш, болишцои гулдузи , цолинцои дасти, гулдузи айни замон дар марцилаи эцёву ташаккулёбии пурра царор доранд. Цайд карда мешавад, ки талошцои цукумат ва давлат дар самти шугли занон тавассути рушди цунарцои мардуми возецтар эцсос мешаванд.

Key words: folk craft, knitting, clothing, vocational training, skullcap, sewing, creative, art, development of folk craft

УДК 94,372-893 ББК 633

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИХ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ХУНАРХОИ МАРДУМИ ВА ЭХЁИ ОН ДАР ЗАМОНИ МУОСИР

FOLK CRAFTS AND THEIR REVIVAL

The article dwells on folk crafts revival in our country being a link between modern and future generations reflecting diligence of the nation, Tajik women craftswomen. It is underscored that historical materials testify to the masterpieces created by Tajik masters, famous from time immemorial for their diligence, rich culture, which was passed on from generation to generation keeping and preserving the connection between times and generations.

The author lays an emphasis upon the idea that during the period of independence special attention was paid to the national culture, various steps were initiated to preserve and revive purely Tajik traditions, crafts and folk crafts for various reasons were on the verge of extinction. Adducing specific examples the author proves that folk crafts revival in Tajikistan Republic, mainly related to female employment, such as making suzane, wall coverings, headscarves and handkerchiefs, mittens, towels, blankets, capes for cradles and teapots, embroidered pillows, carpets handmade, embroidery trigger is currently in the process of full formation. It is noted that the efforts of the Government and the state in the direction of female employment through the development offolk crafts are felt more clearly, on the whole.

Народные ремесла в нашей стране олицетворяют трудолюбивый, умелый и талантливый таджикский народ и являются связующим звеном между сегодняшним поколением и прошлым. Сегодня, с признанием важности данной характерной черты в стране, в различных городах и районах по инициативе Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона открыты и функционируют различные центры по изучению народных ремесел. В них все желающие изучают секреты традиционных промыслов и участвуют в разных мероприятиях, связанных с народными ремёслами.

В период независимости Президент страны Эмомали Рахмон уделяет особое внимание национальной культуре, инициирует различные шаги для сохранения и возрождения сугубо таджикских традиций, ремесел и народных промыслов, которые, по разным причинам, оказались на грани исчезновения.

Лидер нации Эмомали Рахмон создал все условия для возрождения народных промыслов, а 2018 год был объявлен в Таджикистане «Годом развития туризма и народных промыслов», что создало благоприятные условия для возрождения народных промыслов. Данная инициатива, исходившая со стороны уважаемого Эмомали Рахмона, заложила прочные основы дальнейшего развития народных промыслов.

Таджикский народ издавна известен как творческая и созидательная нация. История свидетельствует, что таджики испокон веков своими шедеврами были примером для других народов, и, унаследовав свои шедевры, богатую культуру, одни поколения передавали её последующим, оберегая связь времён и поколений. В Бухаре сохранились до наших дней мавзолей Саманидов и есть минарет, высотой 30-35 метров. По одной легенде Чингисхан, завоевавший Бухару, подошёл к этому минарету и поднял голову, чтобы взглянуть на высоту сооружения. При этом его шлем упал с головы. Чингисхан нагнулся, поднял шлем с земли, вздохнул и приказал не разрушать минарет. Когда кто-то из его свиты спросил причину такого решения, Чингисхан ответил, что минарет заставил его поклониться ему. Другими словами, философия данной легенды состоит в том, что даже Чингисхан, уничтожавший все на своём пути, склонил голову перед мастерством зодчих и искусством таджикского народа.

Действительно, таджикский народ имеет множество традиционных ремесел, которые благодаря народным мастерам развивались, совершенствовались в ходе истории и сохранились до наших дней. Во все времена и периоды на историческую сцену восходят личности, которые играют решающую роль для возрождения, развития и передачи национальных ценностей будущим поколениям. Без сомнения, Президент страны уважаемый Эмомали Рахмон из их числа, это человек, возродивший почти забытые национальные ремесла и создавший благоприятные условия для деятельности народных мастеров.

Народные ремёсла - важная составляющая традиционных видов искусства таджикского народа, которая позволяет иностранцам заглянуть в духовный мир таджиков, узнать об их мечтах и стремлениях, их мировоззрении, их представлениях о красоте и добре. Произведения искусства, созданные «золотыми» руками мастериц и мастеров нашего края, известны во всем мире, представляют миру нашу страну и являются гордостью таджикского народа.

Во все времена вклад и роль ткачей и вышивальщиц в становлении и развитии культуры и искусства таджиков, как и других народов Ближнего Востока, были огромны. В формировании и развитии этого традиционного вида искусства важную роль сыграли особенности окружающей среды, мировоззрения, быта и образа жизни. Вязание и вышивка определяли

№2(67) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8

социальный статус и гендерные особенности своих обладательниц, а иногда служили для женщин «символом славы».

Вязанием и вышивкой обычно занимаются женщины, хотя иногда задействованы и мужчины, как, например, на Памире. Фактически во всех культурах именно женщина является пропагандистом традиционного этнического искусства, хранительницей этнокультурных ценностей, продолжательницей национальных профессий и ремесел.

Правительство Республики Таджикистан делает акцент на системное развитие культуры, уделяет особое внимание вопросам повышения культуры общества, уважения к национально-культурным ценностям, возрождения народных традиций и ремесел. Сюзане, настенные покрытия, головные и носовые платки, рукавицы, полотенца, одеяла, накидки для колыбелей и чайников, расшитые подушки, ковры ручной работы, вышивка - все эти изделия народных промыслов, которые сделаны и вышиты с большой любовью, увлечением и удовольствием.

Шитье - одно из древнейших ремесел, которому девочки учатся с ранних лет. Одежда, обладая своими особенностями, играет важную роль в развитии нравственности, духовности и национального самосознания. Каждая девушка должна научиться выбирать одежду и, соответственно, носить её. Одежда придает телу человека чувство красоты, свободы и скромности и пробуждает в нем оптимизм, веселье и красноречие. Комфортность и соответствие одежды фигуре (телу) человека зависит от того, как она сшита. При шитье одежды девушкам нужно быть креативными, обладать высоким чувством красоты, умениями и энтузиазмом: они должны знать технологию шитья женской одежды, рисунок, выкройки, свойства тканей и даже иметь знания о швейной машинке. Одежда - это отражение культуры, образования и уровня зрелости человека. Один из хадисов Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Пусть ваши движения будут хорошими, пусть ваша одежда будет свободной, чтобы вы могли быть примером для подражания». Одежда должна быть удобной и красивой в соответствии с необходимостью и требованиями, в соответствии с условиями, традициями и обычаями.

Отсюда следует, что каждый человек, воспитанный на ценностях своего народа, в выборе одежды должен соответствовать требованиям своего времени, своих традиций, а в нашем случае в одежде должны соблюдаться традиции таджикского национального дизайна, потому что он отражает наше самопознание, культуру и национальную идентичность. Например, желательно разместить национальный узор на каком-либо элементе одежды.

У таджикского народа есть своя культура одежды, что является предметом нашей гордости. Наши национальные костюмы, такие как атлас и чакан, очень красивы и элегантны. Допустимо украшать элементами декора из других культур, если это не во вред изделию. Другими словами, можно использовать все лучшее.

История таджикской моды свидетельствует, что таджикская национальная одежда никогда не была слишком узкой, короткой или слишком длинной. Раньше наши женщины носили одежду, скрывавшую все части человеческого тела. Они также воздерживались от ношения одежды из тонкой, прозрачной ткани, обнажающей тело, так как это противоречило нашей культуре.

В ношении одежды необходимо опираться на национальные обычаи и традиции и возрождать новую одежду на основе истории нашей культуры и цивилизации. Европейский дизайн одежды является передовым и используется практически во всех странах мира. Мы, таджикские женщины и девушки, должны идти в ногу с миром, но вместе с прогрессом мы должны сохранять дизайн национальной одежды. Таджикским женщинам стоит уделять атласу больше внимания, ведь он всегда приносит радость и счастье своим разнообразием, вдохновляет как саму женщину, так и окружающих, удаляет с груди печаль и поднимает настроение.

Основоположник мира и национального единства, Лидер нации, Президент страны уважаемый Эмомали Рахмон во время своих зарубежных и внутренних поездок, уделяя внимание обычаям, традициям, языку, культуре одежды, подчеркивает, что национальная одежда является одной из главных национальных святынь. Он отмечает необходимость оберегать и защищать все элементы одежды настолько тщательно, чтобы другие страны мира признали наш народ хранителем исконных традиций, языка, культуры и таджикской национальной одежды. Эта обеспокоенность Главы государства не безосновательна, потому что некоторые из сегодняшних молодых людей, став ярыми поклонниками западного и турецкого стилей, перестали уважать национальную одежду. Специалисты и умудрённые жизненным опытом люди убеждают, что адрас - совершенно безвредная ткань. В нем не

используются химические вещества или синтетические материалы. Хорошо пропускает воздух к телу, все нитки для адраса сделаны из хлопкового волокна. Из адраса, помимо рубашек, также шьют токи (тюбетейки), обувь, платья, халаты, камзолы, юбки, наволочки и свадебные платья.

Искусство вышивки - национальная традиция нашего народа, таджиков, и это искусство возрождается из года в год и приобретает всё большую популярность [1].

Курок - это богато вышитое изделие из различных прямоугольных, треугольных и прямоугольных кусков разноцветной ткани. Искусство вышивки популярно в Таджикистане и у других народов Средней Азии - узбеков, каракалпаков, казахов, киргизов. В зависимости от того, как сшиваются различные куски ткани, ткань сначала принимает форму рисунка, а затем форму цельного, завершённого изделия. Существует поверье, что курок защищает людей от всевозможных бедствий и напастей. Из него шили детскую одежду, женские и подростковые платья и камзолы, а также дарили невестам в качестве свадебных аксессуаров, скатертей, одеяла для пола шатра, двух спальных одеял и двух подушек. Одна из известных мастериц курока Шахрибону, проживающая в одном из селений Бободжон Гафуровского района, отметила, что именно неповторимое искусство вышивки курока она унаследовала от своей бабушки. И это занятие помогает ей зарабатывать на жизнь. Сейчас этот художник обучает данному уникальному ремеслу нескольких учеников [2, с.3].

З.А.Широкова в статье «Вышивка таджиков Верхнего Зеравшана» пишет, что искусство вышивки в верхнем Зарафшане распространено не везде одинаково. В селах Шинг, Мохиён, Кштут распространена вышивка, а иногда и крупное рукоделие курок-сюзане [3]. В Бободжон Гафуровском районе несколько домохозяек во главе с Оминахон Тожибоевой изготавливают большие по размеру сюзане. Одна из самых талантливых мастериц - апаи Хайриниссо, говорит, что занимается этим искусством уже 30 лет и посвятила ему большую часть своей жизни [4, с.2] Таких примеров много. Сегодня хозяйки стремятся развивать бабушкины ремесла.

В настоящее время курок, или курама, является одним из традиционных видов народного искусства, в некоторых случаях заменяет вышивку или выполняется с использованием элементов вышивки. В наши дни изготовление курока стало одним из самых популярных традиционных видов прикладного искусства, имеющего прежде всего декоративное значение. Курок был популярен в отдаленных районах Таджикистана с XVII века. Считалось, что курок, сотканный из разноцветных кусков ткани, защищает молодоженов и украшает жизнь молодой семейной пары [5,с.129].

Возрождение народных промыслов в Республике Таджикистан, в основном связанных с женской занятостью, в настоящее время находится в процессе полного становления. Следует отметить, что усилия Правительства и страны в этом направлении ощущаются более отчетливо. Встреча Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента республики уважаемого Эмомали Рахмона с представителями женщин страны накануне Международного женского дня - 8 марта дала новый импульс развитию основным направлениям женских народных промыслов. Накануне встречи в зале Кохи Вахдат была организована выставка народных промыслов. Здесь ремесленники со всей страны представляли свои изделия. Среди экспонатов выставки-конкурса были расшитые тюбетейки, чустские тюбетейки, изделия с златошвейной вышивкой, обувь и подарочные игрушки (сувениры), одеяла и чехлы для чайников, атласные шарфы, вышитые рубашки и жакеты, тканые подушки и расшитые сумочки, художественная керамика, ножи и другая продукция ремесленников. Самым ценным экспонатом было сюзане ручной работы, сшитое известной мастерицей, народным художником Таджикистана Зульфией Бахриддиновой. Рядом с этим великолепным сюзане было представлено еще одно произведение - сюзане 15-летней Машхуры Хомидовой, ученицы упомянутого художника. Здесь были представлены шарфы, платья, красивые рубашки и блузки, знаменитые гребни и керамические изделия, покрывала, вышитые полотенца и шапки, ковры ручной работы, расшитые наволочки и подушки, скатерти и другие образцы народных промыслов Таджикистана. Основная цель таких выставок - возрождение древних ремесёл таджикского народа, поиски талантливых женщин, повышение квалификации народных умельцев. В годы независимости, в целях повышения национальной гордости, уважения к высокой культуре, красоте, популяризации национальных костюмов, создания рабочих мест, привлечения домохозяек и девочек к профессиональному обучению и родовым ремеслам для следующего поколения предпринимается ряд конструктивных мер по поиску новых талантов. Организация и проведение конкурсов «Таджикский атлас и адрас-2016», «Таджикский атлас и адрас-2017», «Таджикский атлас и адрас-2018», «Таджикский атлас и адрас-2019», «Таджикский атлас и адрас-2020» имеют важное значение для возрождения народного промысла. Важно

№2(67) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES

продвигать национальные ремесла и женское домашнее шитьё одежды из натуральных тканей с использованием традиционного стиля пошива, расширять использование натуральных тканей в национальном стиле шитья, оказать поддержку производству атласа и адраса, другим видам ремесел [6,с. 89].

6 сентября 2016 года по инициативе Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан на площади Государственного герба столицы прошел фестиваль-конкурс «Сад Ранги Чакан» (Сто цветов Чакана), способствующий воспитанию национального сознания, как дань уважения культурного наследия предков, во имя возрождения народных ремёсел, популяризации высокой культуры одежды среди женщин республики.

Следует отметить, что товары ручной работы пользуются большим спросом как внутри страны, так и за рубежом, в силу своей экологической чистоты и качества с точки зрения красоты и долговечности.

Конечно, в деле возрождения народных ремёсел есть недостатки и упущения, ещё предстоит сделать многое. Однако полученные результаты вселяют надежду на будущее. Благодаря неустанному труду учёных-этнографов, изучающих традиционное производство, народные ремёсла таджикского народа получают новую жизнь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беседа с мастерицей Шахриябону, жительницей Бободжон Гафуровского района Согдийской области. - 29.10.2020

2. Истифодабарии санъати кашидадузй дар чомеаи муосир //Нури маърифат. - 2015. - 20 июня.,, сах.3

3. Интервью с мастерицей апаи Хайриниссо, жительницей Бободжон Гафуровского района. 29.20.2020

4. Комёбии бонувони хунарманди Сугд// Нилуфар.- 2006, 17 март, сах.2

5. Широкова, З.А. Декоративные вышивки таджиков верховьев Зеравшана/ З.А.Широкова // История и этнография народов Средней Азии(сборник статей). - Душанбе: Дониш, 1981.-С.129.

6. Широкова, З.А. Декоративные вышивки таджиков верховьев Зеравшана/ З.А. Широкова// История и этнография народов Средней Азии (сборник статей). - Душанбе: Дониш, 1981.-С.89.

REFERENCES:

1. Conversation with the Craftsman Shahriyabonu, a Resident of Bobojon Gafurov District of Sughd Region - 10/29/2020.

2. Use of the Art of Embroidery in Modern // Light of Enlightenment. - 2015. - June 20. - P.3.

3. Interview with the Craftswoman of Khairinisso, a Resident of Bobojon, Gafurov District. 29.20.2020.

4. Success of Women Artists of Sughd // Nilufar.- 2006, March 17. - P.2.

5. Shirokova, Z.A. Decorative Embroidery of Tajiks of the upper Reaches of Zarafshan/Z.A. Shirokova//The History and Ethnography of the Peoples of Central Asia (collection of articles). -Dushanbe: Knowledge, 1981. - P. 129.

6. Shirokova, Z.A. Decorative Embroidery of Tajiks of the upper Reaches of Zarafshan // The History and Ethnography of the Peoples of Central Asia (collection of articles)/Z.A.Shirokova. - Dushanbe: Knowledge, 1981. - P. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.