Научная статья на тему 'Развитие ремесла в Узбекистане'

Развитие ремесла в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
760
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛО / РАЗВИТИЕ / НАРОДНЫЙ / КЕРАМИКА / РЕЗЬБА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ТРАДИЦИИ / ИСТОРИЯ / НАРОД / КУЛЬТУРА / ПАМЯТНИКИ / CRAFT / DEVELOPMENT / FOLK / CERAMICS / CARVING / RESTORATION / PRODUCTION / TRADITIONS / HISTORY / PEOPLE / CULTURE / MONUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тишабаева Лола Арифовна

Данная статья рассматривает вопросы развития ремесла в Узбекистане. Автор статьи считает, что культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении 20 века с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции. Ныне в республике народным мастерам уделяется большое внимание. За последние годы правительством Узбекистана приняты постановления, направленные на возрождение народных промыслов и ремесел. Ряд народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. Законодательно утверждено звание «Узбекистон Республикаси халк устаси», создана ассоциация народных мастеров «Хунарманд», подразделения которой действуют во всех районах республики. Основная задача этих организаций восстановление забытых ремесел, содействие ремесленникам в производстве и сбыте продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HANDICRAFT IN UZBEKISTAN

The article under discussion depicts the development of handicraft in Uzbekistan. The author of the article believes that the culture of Uzbekistan is one of the most striking and distinctive cultures of the East. In Uzbekistan, crafts developed from century to century, leaving a legacy of unique products by obscure masters that amaze with a wealth of artistic imagination and perfect forms. Throughout the 20th century, with the changing socio-economic conditions, craft production gradually receded into the background, giving way to local industrial products. Nowadays, great attention is paid to craftsmen in the republic. In recent years, the Government of Uzbekistan adopted resolutions aimed at reviving folk crafts and crafts. A number of craftsmen were elected as academicians of the Academy of Arts of Uzbekistan. The title “Khalq Usta of the Republic of Uzbekistan” was approved by law, the association of folk artists “Khunarmand” was created, the units of which operate in all regions of the republic. The main task of these organizations is the restoration of forgotten crafts, assistance to artisans in the production and marketing of products.

Текст научной работы на тему «Развитие ремесла в Узбекистане»

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА В УЗБЕКИСТАНЕ Тишабаева Л.А. Email: [email protected]

Тишабаева Лола Арифовна — старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, строительный факультет, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы развития ремесла в Узбекистане. Автор статьи считает, что культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении 20 века с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции. Ныне в республике народным мастерам уделяется большое внимание. За последние годы правительством Узбекистана приняты постановления, направленные на возрождение народных промыслов и ремесел. Ряд народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. Законодательно утверждено звание «Узбекистон Республикаси халк устаси», создана ассоциация народных мастеров «Хунарманд», подразделения которой действуют во всех районах республики. Основная задача этих организаций - восстановление забытых ремесел, содействие ремесленникам в производстве и сбыте продукции.

Ключевые слова: ремесло, развитие, народный, керамика, резьба, восстановление, производство, традиции, история, народ, культура, памятники.

THE DEVELOPMENT OF HANDICRAFT IN UZBEKISTAN

Tishabaeva L.A.

Tishabaeva Lola Arifovna — Senior Teacher, HISTORY OF UZBEKISTAN DEPARTMENT, BUILDING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion depicts the development of handicraft in Uzbekistan. The author of the article believes that the culture of Uzbekistan is one of the most striking and distinctive cultures of the East. In Uzbekistan, crafts developed from century to century, leaving a legacy of unique products by obscure masters that amaze with a wealth of artistic imagination and perfect forms. Throughout the 20th century, with the changing socio-economic conditions, craft production gradually receded into the background, giving way to local industrial products. Nowadays, great attention is paid to craftsmen in the republic. In recent years, the Government of Uzbekistan adopted resolutions aimed at reviving folk crafts and crafts. A number of craftsmen were elected as academicians of the Academy of Arts of Uzbekistan. The title "Khalq Usta of the Republic of Uzbekistan " was approved by law, the association of folk artists "Khunarmand" was created, the units of which operate in all regions of the republic. The main task of these organizations is the restoration of forgotten crafts, assistance to artisans in the production and marketing of products.

Keywords: craft, development, folk, ceramics, carving, restoration, production, traditions, history, people, culture, monuments.

УДК 745.5

Прикладное искусство Узбекистана - это оригинальное и эксклюзивное творчество народных мастеров и мастеров, передающее свое мастерство из поколения в поколение. Вкладывая свои сердца и души в творчество, на протяжении многих веков они создавали уникальные предметы и предметы быта: предметы домашнего обихода, домашние украшения, неповторимые ткани для нарядных платьев, красочную посуду.

Произведения Ферганы, Самарканда, Бухары, Хивы и других мастеров исторически известны за пределами страны и продолжают вызывать интерес у любителей прекрасного со всего мира. Обширные национальные ремесла и искусства включают гравюры на меди, дереве и гипсе; ювелирное искусство; изготовление ковров; керамика; орнаментальная вышивка, золотая вышивка; декоративная карри из дубленой кожи; прядение шелка; изготовление декоративных косичек; инкрустированные произведения на музыкальных инструментах; роспись по папье-маше; создание декоративных коробок для местного табака; корзины, колыбели, сундуки и многое другое. На протяжении веков национальные узбекские ремесла и

искусства росли и сокращались, но передача художественных традиций из поколения в поколение никогда не прекращалась [1].

Узбекский икат и атлас. История создания атласа икат и технологии изготовления на территории современного Узбекистана восходит к позднему античному периоду. Исторически Маргилан был центром изготовления атласа и адраса - ярких и тонких традиционных тканей. Традиционные ремесла пережили бурные времена в советский период, ставя под угрозу некоторые древние технологии производства ручной работы. В связи с острой необходимостью возрождения и защиты традиций, которым грозит исчезновение, местное сообщество выступило с инициативой запустить Центр развития ремесел в 2007 году. Целью данного центра является защита, развитие традиционного метода создания узбекского атласа и продвижение рекламы посредством инновационных учебных занятий, выставок и ярмарок ремесел, традиционных текстильных фестивалей, а также публикация защитных материалов и руководств. Центр развития ремесел также поощряет использование природных материалов и поддерживает передачу знаний и навыков о природе и вселенной, указывая на преимущества природных материалов в обеспечении здоровья и благополучия людей [2].

Керамика в Узбекистане. На протяжении многих веков керамика была наиболее развитым видом торговли в Центральной Азии. Керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляясь в своеобразии форм, орнаментального декора и цвета. Традиционными керамическими центрами, сохранившимися до наших дней, являются: Риштан, Гиждуван, Хива, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм и Ташкент. В последние годы возрождаются исторически сложившиеся центры керамики, расширяется ассортимент керамических изделий (посуда, поилки, чашки, сосуды для воды и молока), улучшается их качество. Мастера самаркандской школы восстанавливают традиции оформления сосудов по смоделированным элементам в виде голов животных и птиц. В Риштане старейшие мастера и представители молодого поколения обладают блестящими техническими навыками, такими как лепка (мастера - кузагары) и живопись (мастера - наккоши). Возродилась древняя традиция изготовления фигурных сосудов для воды - мусаллы - в форме утки [3].

Искусство резьбы по дереву в Хиве. Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью художественного наследия Центральной Азии и берет свое начало в древние времена. Хива сегодня также является одним из старейших центров резного искусства в Центральной Азии. Резчики из Хивы издревле славились своим ремеслом. Особенностью резного искусства Хивы являются отделка дверей, ворот, карнизов, колонн и мебели. Резные двери - отличительная особенность старого города. Особенно красивы произведения резьбы по дереву в мечети Джума в Ичан-Кала. Он был перестроен в конце XVIII века, но сохранил черты классических сооружений Востока. Это оригинальное одноэтажное здание без порталов, арок и куполов представляет собой огромный зал с плоской крышей, в основе которого лежат 213 деревянных резных колонн. Они, отличающиеся по размеру, форме и убранству, составляют высокую художественную ценность мечети. Опытные резчики используют древесину вяза и других местных деревьев. Для сохранения поверхности используют хлопковое или льняное масло. Традиции растительного орнамента по резьбе по дереву в Хиве остаются устойчивыми, и ремесленники из Хивы стараются сохранить старые традиции ремесел и передать их молодому поколению. Молодые люди знают секреты изготовления майолики с цветочными и геометрическими узорами, резьбой по дереву. Двери, сделанные хивинскими мастерами сто лет назад, до сих пор являются образцами высокого искусства.

Бережное отношение к наследию, традиционным культурным ценностям, помощь ремесленникам возведены в ранг государственной политики. Возрождение традиций ремесленного производства стало закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению национальной культуры.

Список литературы / References

1. Нурматова Г. Средневековый Ахсикент (IX XII вв.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2010. № 2 (22). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/srednevekovyy-ahsikent-ix-xii-vv/ (дата обращения: 13.11.2019).

2. Турсунов Н.Н. Особые черты ремесленничества в культуре населения Сурханской долины // Россия и мусульманский мир, 2019. № 2 (312). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-cherty-remeslennichestva-v-kulture-naseleniya-surhanskoy-doliny/(дата обращения: 13.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.