Научная статья на тему 'Этнокультурные аспекты использования традиционных ножей у таджиков (в свете данных письменных источников и литературы на русском языке периода XVI - начала ХХ вв. )'

Этнокультурные аспекты использования традиционных ножей у таджиков (в свете данных письменных источников и литературы на русском языке периода XVI - начала ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNOCULTURAL TRADITIONS / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОЖЕЙ / UTILIZATION OF KNIVES / ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ И КУЛЬТУРА / SOCIAL LIFE TENOR AND CULTURE / ТРАДИЦИОННЫЕ ОДНОЛЕЗВИЙНЫЕ И ДВУХЛЕЗВИЙНЫЕ / ДЕРЕВЯННЫЕ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НОЖИ / PHENOMENON / UNIVERSAL THING / TAJIKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунов Назирджон Очилович

Впервые специально рассматриваются актуальные вопросы, связанные с этнокультурным традициями использования ножей у таджиков, по данным, извлеченным из русских и европейских письменных источников XVI начала XX вв., закрепленные сведениями, заимствованными из научной литературы. Освещается история использования национальных ножей у таджиков в качестве подарков при посольских визитах из Бухары в царскую Россию, география размещения известных центров выделки ножей в городах и торгово-промышленных поселениях Средней Азии, вклад русских и западноевропейских ученых, путешественников, дипломатов, краеведов в изучение достижений таджикских мастеров при создании ножей, являвшихся шедеврами материальной культуры и прикладного искусства. Охарактризованы иллюстративные материалы уникального «Туркестанского альбома», художественные полотна В.В. Верещагина, фотографии О. Крафта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Турсунов Назирджон Очилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural Aspects of Utilization of Traditional Knives by Tajiks (in the light of the data of written sources and literature in the Russian language referring to the period of the XVI-th - the beginning of the XX-th centuries)

Actual issues associated with ethnocultural traditions of knives utilization by Tajiks are considered especially for the first time; the data being extracted from Russian written sources referring to the period of the XVIII-th the beginning of the XX-th century and fortified with the information borrowed from scientific literature. The author elucidates the history of utilization of national knives as presents by embassy visits from Bukhara to tsarist Rusia, the geography of well-known centres making knives located in the cities and trading industrial settlements of Middle Asia, contribution of Russian and Europian scientists, travellers, diplomats into the studies of Tajik masters'' achievements. Many knives were masterpieces of material culture and applied arts. The author adduces the materials of the unique “Turkestan Album ” including canvasses by V.V. Veresshchaghin, photos of O. Kraft, S.M. Duden and other pictures reflecting various manners of utilization of traditional knives.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные аспекты использования традиционных ножей у таджиков (в свете данных письменных источников и литературы на русском языке периода XVI - начала ХХ вв. )»

ТАЪРИХ ИСТОРИЯ HISTORY

ББК 63.3 (5Тад) Н. О. ТУРСУНОВ

УДК 371.67

Т88

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НОЖЕЙ У ТАДЖИКОВ (В СВЕТЕ ДАННЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПЕРИОДА XVI - НАЧАЛА ХХ ВВ.)

В истории материальной культуры народов мира, в том числе таджиков, известны универсальные вещи, которые имели самое широкое применение в разных сферах и случаях жизни. К таким феноменам этнической культуры у таджиков относятся традиционные ножи. Прежде всего несколько десятков разновидностей ножей как орудий труда, в качестве режущего инструмента, широко применялось в различных сферах хозяйства таджиков: в земледелии, ремеслах, промыслах, скотоводстве, горном деле, охоте, собирании флоры и фауны, имевших народнохозяйственное значение. Предметами этнической культуры таджиков являются традиционные кухонные, настольные, поясные, медицинские, боевые ножи. К истории прикладного искусства относятся отлично отделанные и богато украшенные ножи и клинки.

Современный нож прошел длительный путь исторической эволюции во всех отношениях. Известны однолезвийные и двухлезвийные деревянные, костяные, каменные, медные, бронзовые, железные, серебряные и золотые ножи [6, с. 123-129]. Богатый набор и колоссальное число видов ножей занимали у таджиков важное место в процессе исконных занятий, в семейном, производственном и общественном быту. Они также играли заметную роль при проведении различных обрядов, исполнении обычаев, ритуалов. Ножи у таджиков оценивались как мерило богатства, элемент капитала, вид имущества, служили валютой, эквивалентом денег, являлись украшением, считались видом высокой государственной награды, применялись при совершении магических обрядов, использовались как атрибут культовых церемоний.

Все эти вопросы вызывают большой исследовательский интерес ученых, прежде всего этнологов-народоведов. Сквозь призму историко-этнографических исследований можно успешно решить и осветить эти проблемы. Великий русский мыслитель Н.Г. Чернышевский придавал важное значение указанной миссии этнографии, считал ее "важнейшею, коренною наукою" и подчеркивал, что «...этнография дает нам все те исторические сведения, в которых мы нуждаемся" [10, с. 223-225].

Этнокультурные традиции изготовления и использования традиционных ножей (впредь - ЭТИИТН) у таджиков, являющихся иранским этносом, входящим в систему индоевропейских народов, имеют древние истоки и богатый сюжет. Место и значение традиционных ножей у таджиков прежде всего определяют их в качестве объекта историко-этнографического изучения и предмета исследования, имеющего актуальную значимость.

Нам представляется, что научное исследование такого направления способствует решению совокупности вопросов этнологии и истории нашего народа, а именно: содействует исследованию явлений этногенеза и этнической истории, особенностей быта и культуры, экономических и этнических связей таджиков с другими народами Востока и сопредельных стран Евразии.

Историко-этнографическое исследование ножей у таджиков позволяет раскрыть: во-первых, историю ремесла ножовщиков как составной части кузнечного дела и металлообработки. Ремесленное производство, прежде всего изготовление металлических изделий, будучи элементом цивилизации, являлось экономической основой возникновения и развития городов. Исследование ремесла по изготовлению ножей содействует изучению основных видов трудовой и творческой деятельности народа. Смена материалов, из которых изготавливались ножи, переход от деревянных, костяных, каменных к медным, бронзовым, а затем железным ножам были связаны с этапами исторического развития древней Центральной Азии [4, с. 192-193].

Во - вторых, характеристика процесса изготовления национальных ножей у таджиков позволяет не только обрисовать былую, древнюю народную технику и технологию выделки ножей, организацию труда в мастерской, но и способствует раскрытию особенностей производственного быта ремесленников.

В-третьих, традиционные ножи являлись предметом народной культуры. Они входили в комплект домашней кухонной утвари, являлись атрибутом повседневной одежды. Поэтому их изучение проливает свет на историю материальной культуры этноса.

В-четвертых, ножи у таджиков считались знаком профессиональной, социальной, классовой, этнической принадлежности их владельцев. Определение видов и выявление особенностей традиционных ножей по этим признакам содействует раскрытию вопросов социальной и этнической истории, определению классовой структуры, прослоек старого, ушедшего общества.

В - пятых, особым вопросом является классификация традиционных ножей, в том числе выявление боевых ножей, которые относились к вооружению и военному обмундированию армий. Бывали ножи, которые служили украшением, наградной регалией, использовались в качестве эквивалента денег, передавались по наследству

в качестве ценного имущества. Освещение всех этих вопросов поможет разрешить многие задачи отечественной истории и культуры. В-шестых, объектом серьезного этнографического исследования должны быть обычаи и обряды, связанные с изготовлением и использованием традиционных ножей у таджиков.

Разработка исследовательских проблем ЭТИИТН у таджиков содействует решению актуальных вопросов гражданской истории: формирования центров городских и сельских ремесел, в том числе по обработке металлов, социально-экономических отношений ремесленников, мастеров, истории и внутренней жизни ремесленных корпораций.

Степень актуальности, научную и прикладную значимость исследования культурных традиций таджиков и других народов иранского и тюркского происхождения подчеркивали такие выдающиеся деятели культуры, как Ибрагим Заратуштра, Абулкасим Фирдоуси, Абу Райхан Бируни, Абу Али ибн Сино, Мухаммад ат-Табари, Махмуд Кашгари, Юсуф Хас Хаджиб и другие.

В персидско-таджикской историографии и этнографии известно огромное число первоклассных трудов, в которых отображены этнокультурные традиции народов. Свод знаний по этнокультурным традициям изготовления и использования ножей у таджиков в письменных источниках древности и средневековья приведен в отдельном разделе данной работы.

ЭТИИТН в Средней Азии отражены в различных документальных материалах, в частности в посольских приказах, письмах, челобитных грамотах и архивных фондах Российского государства XVI-XVII вв. Так, в двух челобитных бухарского посла Мухаммеда Али русскому царю Федору Иоанновичу в ноябре 1585 года среди привезенных им даров и товаров из Средней Азии называются "сабля булатная навоженного золотом, ножны хозчерной: да нож булатной... рыбей зуб черен". В двух посольских письмах балхинского посла Али-Мурода-чихра-акасы от 1678 г. на имя царя Федора Алексеевича среди дорогих подарков, привезенных в Россию, говорится о "девяти луках, обделанных золотом, 9 золотых ножей" [7, с. 98-99, 236]. В числе подарков, привезенных из Бухары от джанидского султана русскому царю, в "Статейном списке" русского посла в Бухару Ивана Даниловича Хохлова (1600-1622 г.) упоминаются " нож, ножны золотые с камнем".

В русских источниках сообщается не только о подарочных ножах, привозимых из Средней Азии, но и говорится о ножах российского производства, которые вывозили в качестве товара на среднеазиатские рынки. Так, в челобитной Хаджи Юсуфа - хивинского посла, написанной 26 января 1617 г., среди прочих товаров, купленных в Москве, говорится о 500 единицах ножей.

Русский этнограф, натуралист И.И. Георги (1729-1802 г.) в своей книге "Описание всех в Российском государстве обитающих народов", изданной в 17761777 гг., среди предметов российско-среднеазиатской торговли, наряду с другими товарами, упоминал ножи.

Впервые краткую, но добротную научную информацию о ремеслах по выделке ножей у таджиков Бухары изложил в своем труде Е.К. Мейендорф, участник русского посольства, руководимого А.Ф. Негри, которое побывало в столице эмирата в конце 1820 и начале 1821 гг. "Несколько бухарских мастеров отлично

приготавливают булатную сталь и делают превосходные ножи без шарниров. Большие ножи лучшего качества стоят от 1 до 3 тилла и приготовлены из клинков сломанных сабель, из которых наиболее тонкие привозят из Индии". "Бухарскую саблю можно купить за 1 тилля; хорошие персидские сабли продаются в десять раз дороже," - писал Е.К. Мейендорф. Он также сообщал, что оправлением в серебро ножей, как и сабель, перстней, занимались ювелиры [8, с. 116].

Традиционные ножи таджиков упоминаются в записках русских подданных, которые во второй половине ХУШ - первой половине XIX вв. по разным причинам побывали в Средней Азии. Это Филипп Ефремов, Филипп Назаров, Николай Потанин. Так, путешествовавший в 1819-1820 гг. по Средней Азии Николай Муравьев писал следующее об интересующем нас предмете: "Вооружение хивинцев, принадлежащее к их одежде, состоит из сабли и ножа, которые они никогда не снимают" [9, с. 179].

В 40-х годах XIX в. на страницах научного журнала была опубликована первая специальная работа подполковника К. Бутенева 2-го, побывавшего в 1841-1842 гг. в Бухаре, о традициях таджикских мастеров по искусной кузнечной обработке булатной стали, называемой "пулоди байза" [3, с. 163-168].

Один из крупнейших востоковедов, академик В.В. Вельяминов-Зернов, в своем важном труде, посвященном Кокандскому ханству, сообщал: "В городах, в особенности в Кокане, живут мастера, которые хорошо готовят ножи и азиатскую посуду (чайники, котлы и блюда)" [2, с. 141].

Венгерский востоковед Арминий (Герман) Вамбери (1832-1913 гг.), совершив в 1863 году смелое путешествие по Бухаре, Самарканду, Керки и другим местностям Средней Азии, в своем труде "Путешествие по Средней Азии" привел интересные сведения о центрах по изготовлению традиционных ножей у таджиков. "Славятся нарезные ружья из Хазареспа, мечи и ножи из Гиссара, Карши и Чуста," - писал А. Вамбери [1, с. 294].

Ученый имел в виду город Каратаг в Гиссарской долине, Карши в низовьях Кашкадарьи и Чуст на севере Ферганы. Вместе с тем А. Вамбери упустил из виду крупнейший среднеазиатский центр изготовления ножей, каким являлся город Ура-тюбе.

В процессе установления протектората Российской империи в Средней Азии (1864-1917 г.), изучение истории, археологии и этнографии таджиков и других народов Мавераннахра и Хорасана расширилось и углубилось. Развернулось научное исследование городских и сельских ремесел, в том числе по обработке металлов, изготовлению и использованию ножей у таджиков, узбеков и других этнических групп. Однако в работах, написанных во второй половине XIX-начале XX в., большое внимание уделено географическому размещению кузнечного дела, упоминанию населенных пунктов, в которых расселялись мастера, занятые обработкой металла, в том числе ножовщики, обзору технологии выделки булатной стали, изготовлению традиционных ножей.

Так, энтузиаст-краевед, первый начальник Худжандского уезда в 1867-1875 гг., Аполлон Александрович Кушакевич, в своих замечательных источниковедческих очерках "Сведения о Худжандском уезде" писал: "Выделкою ножей отличается

Ура-тюбе" [5, с. 263]. Неизданные материалы востоковеда А.А. Куна, посвященные топографии Худжанда, его жилым кварталам, содержат уникальные сведения об отраслях городского ремесла, в том числе о металлистах. Казачий офицер, подполковник А.П. Хорошхин в своих воспоминаниях о военных компаниях царской России в 1865-1875 гг. в Средней Азии отмечал: "Гиссар известен своими ножами и сабельными клинками". Царский чиновник, управляющий Нагорным краем (Кохистан -Н.Т), Г.А. Арандаренко, посвятил раздел своей книги "Досуги в Туркестане," написанной на основе воспоминаний и расспросных сведений, собранных им лично в горном Таджикистане, таджикскому городу Ургуту, который являлся известным центром производства ножей в верховьях Зерафшана.

Важным стимулом, способствовавшим изучению ремесленного производства Средней Азии, появлению специальных работ, посвященных ремеслам и промыслам, являлось создание знаменитого свода фотографий под названием «Туркестанский альбом», а также организация и проведение промышленных и сельскохозяйственных выставок, сбор и систематизация статистических сведений, учреждение музеев.

Так, в 1871-1872 гг. по распоряжению генерал-губернатора края, генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана, был создан уникальный научно-иллюстративный "Туркестанский альбом". Это свод фотографических рисунков, отражающих почти все стороны жизни и быта народов Средней Азии. Восьмой и девятый тома альбома, называемые этнографическими, содержат фотографические рисунки представителей народностей Туркестанского края, в том числе таджиков, сартов, узбеков, таких исторических личностей, как Худаяр-хан - монарх Коканда, его сыновей: Мухаммада Насридина, Мадамин-бека, Махмуд-хана - кази Ура-Тюбе, Абдулгафар-бека - последнего уратюбинского правителя, изображенных с традиционными поясными ножами. В девятом томе, посвященном городу Самарканду и Зерафшанскому округу, имеется фотография под названием "Продавец ножей". В промысловом томе "Туркестанского альбома", составителями которого являлись А.Л. Кун, М.И. Бродовский, помещены фотографии "Ремесленные инструменты ножовщика (асбоби кордгари)" и "Инструменты для приготовления ножен (асбоби гилофдузи)".

Ценным источником по истории и этнографии народов Центральной Азии, а также по интересующим нас вопросам этнокультурных традиций населения, являются художественные полотна великого русского живописца-баталиста В.В. Верещагина. В его "Каталог картинам, этюдам и рисункам" вошли такие работы художника, как "Таджики", "Женщина - таджичка", "Таджики Каратегина", "Сарты", "Сартянка", "Бухарские узбеки", "Узбеки Кокандские", "Кураминец" и другие, отражающие поясные ножи. К запискам русского художника Л. Дмитриева-Кавказского, который совершил поездку по таджикским городам Мерв, Чарджуй, Бухара, Самарканд в 1887-1888 гг., приложены 199 рисунков автора. Среди них имеются рисунки различных больших и малых ножей, предназначенных для повседневного специального ношения. Изображенные ножи входили в состав вооружения бухарцев, а также представляли собой важный элемент одежды как рядовых членов общества, так и его высших представителей.

Важным наглядным источником являлся альбом фотографий, выполненный французским путешественником и фоторепортером Огюстом Крафтом, который был издан в Париже в 1900 году под названием "Виды русского Туркестана". В нем представлены фотографии жителей городов Ташкент, Худжанд, Самарканд с подвешенными на поясах традиционными разновидностями ножей.

Типы и виды жителей Худжанда и Ура-Тюбе во второй половине XIX - начале XX в. являлись объектами рисунков художников Д. Вележева, К. Даугелья, М. Приорова, К. Кривцова и фотографа С.М. Дудина. Рисунки и фотографии в качестве иллюстраций были приложениями к книге П. Пашино, журналам "Живая старина", "Всемирная иллюстрация", "Военный сборник" и другим изданиям.

В 1872 году в Москве под редакцией Н.А. Маева и В.Н. Троцкого вышла книга в двух выпусках под названием "Русский Туркестан. Сборник, изданный по поводу Политехнической выставки". В неё вошли статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству, естественной истории, географии и статистике. Особый интерес представляют вошедшие в эту книгу работы краеведа-исследователя М.И. Краузе "О туземном оружии в Туркестане". В нем автор впервые в этнографической литературе охарактеризовал способы ковки, выделки и обработки традиционных ножей, клинков из дамасской булатной стали таджикскими мастерами в Гиссаре и в Самарканде. К числу лучших книг, посвященных описанию технических возможностей ремесленного производства Средней Азии, следует отнести работу краеведа М.И. Бродовского. В 1875 году в Санкт-Петербурге его книга вышла в качестве приложения к промысловому альбому. В ней изложены способы изготовления традиционных ножей, их достоинства и недостатки.

Любитель - краевед Н.А. Кирпичников на основе данных, собранных им во время поездок по делам службы в Самаркандскую область, написал специальный очерк об основных отраслях ремесел, в том числе о кузнечных промыслах таджиков. Н.А. Кирпичников отмечал, что "выделка ножей и бритв развита главным образом в городе Ура-Тюбе, откуда они расходятся в большом количестве по городским и кишлачным базарам области". Вкратце описаны орудия труда, ход выделки ножей и бритв - поку, "теги сартароши," используемые материалы, объем выпускаемой продукции.

Первая выставка изделий народных умельцев, мастеров, ремесленников в пределах Туркестанского генерал-губернаторства была организована в городе Худжанде в 1869 году. Наряду с металлистами, чугунолитейщиками, кузнецами, медниками, ювелирами лучшие свои творения представили и местные ножовщики. Экспонатами Ташкентской выставки 1886 г. являлись клинки и ножи, изготовленные народными мастерами из Худжанда усто Худойберди и усто Каримберди. Отлично выделанные и отделанные ножи таджикских умельцев демонстрировались на промышленных, кустарных и сельскохозяйственных выставках в Самарканде, Санкт-Петербурге. Лучшие из экспонатов были выбраны для музея этнографии и антропологии Санкт-Петербурга и Политехнического музея Москвы.

Статистические сведения о количестве дуканов-мастерских, которые одновременно являлись торговыми лавками, о численности мастеров- ремесленников разных профессий, в том числе изготавливавших традиционные ножи в

Туркестанском крае, приведены в работах А.А. Кушакевича, А.И. Макшеева, М.А.Терентьева, в ежегодниках, опубликованных сводных данных итогов подворовой переписи 1887-1888 гг., первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в ежегодных обзорах Ферганской, Самаркандской, Сыр-Дарьинской областей конца XIX - начала XX в., в списках населенных мест и справочных книжках [5, с. 263].

Весьма бегло география размещения ремесел и промыслов по обработке железа, стали и других металлов затронуты в ряде работ, принадлежавших перу путешественников, государственных чиновников, военных деятелей, журналистов. Так, о поставке ножей из России сообщал П. Пашино. Основные отрасли ремесленного производства таджиков Зерафшанского округа, впоследствии переименованного в Самаркандскую область, охарактеризованы в работе капитана А.Д. Гребенкина.

Об обработке железа, производстве ножей и клинков в центрах их выделки в верховьях Аму-Дарьи, на территории современного южного Таджикистана, писали И.П. Минаев, Н.А. Маев, Г.Е. Грум-Грижимайло, Д.Н. Логофет и другие краеведы-исследователи. Востоковед И.П. Минаев отмечал, что "железное производство весьма развито во всех странах по бассейну верховьев Аму." Веские сведения о производстве ножей различной величины и стоимости, в том числе знаменитых видов из дамасской стали в городе Каратаг Гиссарской долины, привел в своей работе Н.А. Маев, который первым из европейцев в 1875 г. совершил поездку в Гиссарскую долину.

По сведениям, приведенным путешественником Г.Е. Грум-Грижимайло, выясняется, что в прошлом ремесла по обработке железа, изготовлению ножей хорошего качестве в дарвазском городке Калаи Хум были более развитыми, чем в Каратаге. По сообщению Д.Н. Логофета, в 1911 году в Гиссаре, Калаи-Хумбе и Гарме изготавливались ножи, починки для шашек, откуда они затем развозились по всему ханству, считаясь лучшими по своему качеству.

В работах М. Бекчурина, С. Давыдовой, Н.И. Габбина, И.И. Гейера имеются краткие сведения о технике изготовления, способах использования и разновидностях ножей. Член Императорского русского географического общества М. Бекчурин в своих заметках описал ножи, которые составляли принадлежность мужского пояса таджиков и узбеков, изготовление и отделку ручек ножей. С.А. Давыдова в начале 90-х годов XIX в. по поручению правительства занималась исследованием кустарной промышленности Средней Азии и составляла отчеты о ней. Ножевое производство, как и тканье бумажных, полушелковых и шелковых материй, обработку кожи, выделку обуви и другие она отнесла к развитым отраслям ремесел края.

В работе Н.И. Габбина, специально изучавшего промыслы по производству арб и седел на материалах Самарканда, Ура-Тюбе, Ташкента, среди инструментов, используемых мастерами, названы стальные прямые и кривые рабочие ножи, используемые седельщиками.

В конце XIX - начале XX вв. были изданы сводные компилятивные работы Л.Ф. Костенко, А.П. Шишова. Фактически все материалы, изложенные в книгах упомянутых авторов, в том числе данные о ремеслах по обработке металлов,

изготовлению и использованию ножей у таджиков, переписаны из трудов И.И. Краузе, А.А. Кушакевича, М.И. Бродовского и других замечательных краеведов и исследователей 60-70- х годов XIX в.

В своем обобщающем труде В.И. Масальский в 1913 году писал: "Клинками и ножами славится в Бухаре Гиссар, а в Хиве кишлак Беговат в окрестностях Нового Ургенча".

Вершиной исследований этнокультурных традиций таджиков, произведенных в дооктябрьский период, являются работы известного ученого Александра Александровича Семенова. В крупном этнографическом исследовании, написанном на основе материалов, собранных самим автором в 1898 году в горных районах Зерафшана, Каратегина и Дарваза, А.А. Семенов сообщал также о знаменитых каратегинских ножах из крученой стальной проволоки. В другой работе А.А. Семенова охарактеризована технология ковки железа и стали, которая применялась мастерами-металлистами при изготовлении всех изделий, в том числе ножей и клинков.

Таким образом, краткая характеристика работ, написанных русскими и европейскими авторами в XVI - начале XX вв., отражает аспекты истории и этнографии традиционных ножей у таджиков. Эти работы содержат достаточно большой объем накопленных фактических данных и сведений. Если оценить весь этот материал исходя из принципов историзма, то необходимо отметить большой вклад и старания русских ученых, исследователей, краеведов. Благодаря им были определены городские и сельские центры и места производства ножей на территории исторического Мавераннахра, состояние этих ремесел до и после вхождения Средней Азии в состав Российской империи, этапы их эволюции.

Исследования А.А. Семенова, работы И.И. Краузе, М.И. Бродовского, Н.А. Кирпичникова являлись крупными достижениями дооктябрьской историографии. Вместе с тем, сведениям дореволюционной историографии присуща фрагментарность, отрывочность. Изредка присутствуют исследования, раскрывающие этнические особенности культуры народов Средней Азии, в том числе таджиков.

Список использованной литературы:

1. Вамбери, А. Путешествие по Средней Азии /Арминий Вамбери - М, Издательская фирма «Восточная литература», 2003. - 320 с.

2. Вельяминов - Зернов, В.В. Сведения о Кокандском ханстве / В.В. Вельяминов-Зернов. //Вестник Имп. ч. XVIII, кн. 5. Отд. 2. - СПб, 1856, 26 с.

3. Замечание о ковке булата г. Подполковника Бетенева 2-го, //Горный журнал. - 1842. -Ч. V, кн. II, СПб. -с. 6.

4. Кошеленко, Г.А., Массон, В.М. Древние цивилизации Средней Азии/Древние цивилизации/Г.А. Кошеленко, В.М. Массон. - М.: Мысль, 1989. - 20 с.

5. Кушакевич, А.А. Сведения о Ходжентском уезде. /Записки императорского русского географического общества по общей географии /А.А. Кушакевич - Т.4. - СПб., 1871.98 с.

6. Липс, Юлиус. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества./ Юлиус Липс. - М.: Издательство иностранной литературы, 1954. - 487 с.

7. Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР./ Труды Историко - археографического института и Института востокове-дения./Материалы по истории народов СССР, выпуск 3. Часть I. -М.-Л.: Изд АН СССР, 1932 - 182 с.

8. Мейендорф, Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару./Е.К. Мейендорф. -М.: ГРВЛ, 1975. - 182 с.

9. Муравьев, Н. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского Генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров /Н. Муравьев. Ч. I- II. -М., 1822. - 293 с.

10. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч./Н.Г. Чернышевский. - Т1. - СПб., 1906., -478 с.

Reference Literature

1. Vamberi A. Travel over Middle Asia. -M., Publishing firm "Oriental Literature ", 2003. -320pp.

2. Velyaminov - Zernov V.V. Information about Kokand Khanate. / Bulletin of Empire. Part XVIII, book V, sectian 2. -SPb, 1856.-26pp.

3. Notes on Steel Forge by Subcolonel Betenyev the 2nd / Mining journal. - 1842. - part V, book II, -SPb. - 6pp.

4. Koshclenko G.A.,Masson V.M. Ancient Civilizations of Middle Asia / Ancient Civilizations. -M.: Thought, 1989. - 20pp.

5. Kushakevich A.A. Information about Khujand Uyezd. / Notes of imperial Russian geographic society on general geography. -Volume 4. -SPb, 1871. - 98pp.

6. Lips Yulius. Origin of Things. From the History of Mankind's Culture. -M.:Publishing-house of foreign literature, 1954. -487pp.

7. Materials on the History of Uzbek, Tajik and Turkmen SSR. The works of historico-archiographic Institute and the Institute of Oriental studies / Materials on the history of the peoples of the USSR, issue 3, part 1, M-L.: AS USSR publishing-house, 1932. - 182pp.

8. Meyendorf Ye.K. Travel from Orenburg to Bukhara. - GRVLM, 1875. - 182pp.

9. Muravyov N. Travel to Turkmenia and Khiva in 1819 and 1820. Performed by Nicolay Muravyov, Captain of General Guard Hheadquarters sent for negotiations, parts I-II. -M., 1822. -293pp.

Этнокультурные аспекты использования традиционных ножей у таджиков (в свете данных письменных источников и литературы на русском языке периода

XVI - начала ХХ вв.)

Ключевые слова: этнокультурные традиции, использование ножей, общественный быт и культура, традиционные однолезвийные и двухлезвийные, деревянные, металлические ножи.

Впервые специально рассматриваются актуальные вопросы, связанные с этнокультурным традициями использования ножей у таджиков, по данным, извлеченным из русских и европейских письменных источников XVI - начала XX вв., закрепленные сведениями, заимствованными из научной литературы. Освещается история использования национальных ножей у таджиков в качестве подарков при посольских визитах из Бухары в царскую Россию, география размещения известных

центров выделки ножей в городах и торгово-промышленных поселениях Средней Азии, вклад русских и западноевропейских ученых, путешественников, дипломатов, краеведов в изучение достижений таджикских мастеров при создании ножей, являвшихся шедеврами материальной культуры и прикладного искусства. Охарактризованы иллюстративные материалы уникального «Туркестанского альбома», художественные полотна В.В. Верещагина, фотографии О. Крафта, С.М. Дудина и другие рисунки, отражающие различные аспекты использования традиционных ножей.

Ethnocultural Aspects of Utilization of Traditional Knives by Tajiks (in the light of the data of written sources and literature in the Russian language referring to the period of the XVI-th - the beginning of the XX-th centuries)

Key words: ethnocultural traditions, phenomenon, universal thing, utilization of knives, Tajiks, social life tenor and culture

Actual issues associated with ethnocultural traditions of knives utilization by Tajiks are considered especially for the first time; the data being extracted from Russian written sources referring to the period of the XVIII-th - the beginning of the XX-th century and fortified with the information borrowed from scientific literature. The author elucidates the history of utilization of national knives as presents by embassy visits from Bukhara to tsarist Rusia, the geography of well-known centres making knives located in the cities and trading industrial settlements of Middle Asia, contribution of Russian and Europian scientists, travellers, diplomats into the studies of Tajik masters' achievements. Many knives were masterpieces of material culture and applied arts. The author adduces the materials of the unique "Turkestan Album " including canvasses by V.V. Veresshchaghin, photos of O. Kraft, S.M. Duden and other pictures reflecting various manners of utilization of traditional knives.

Сведения об авторе:

Турсунов Назирджон Очилович, д.и.н., профессор, директор Научного центра исследований учения Абу Ханифы и востоковедения Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: istoria_tj@mail.ru

Information about the author:

Tursunov Nazirjohn Ochilovich, Dr. of History, Professor, director of the Scientific centre of researches in reference to Abu Khanifa^s tenet and oriental studies under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: istoria_tj@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.