Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА (КОЛЛЕКЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА)'

РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА (КОЛЛЕКЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / РЕМЕСЛО / ВЕРХОВЬЯ ЗАРАФШАНА / МАСТЕР / МУЗЕЙ / ИЗДЕЛИЕ / ЭКСПОНАТ / КОЛЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бокиева Мадина Қурбоновна

В статье представлены образцы ремесленного производства Верхнего Зарафшана конца Х1Х-ХХ веков, которые находятся в собрании этнографического музея Национальной академии наук Таджикистана и до настоящего времени мало известны широкому кругу исследователей. Это уникальные коллекции керамических, медных, деревянных, кожаных изделий, вышивки, ткачества, лоскутного шитья, ювелирного искусства и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM, TAJIKISTAN NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES (COLLECTION OF THE UPPER ZARAFSHAN FOLK ART)

Examples of handicrafts of the Upper Zarafshan of the 19th -20th centuries from the collection of ethnographic museum, Tajikistan national academy of sciences are presented in this article. They are unknown for most part of the researchers. These ceramic, wooden, leather items, embroidery, textile, patchwork, jewelry etc. are unique masterpieces of local artisans.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА (КОЛЛЕКЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА)»

МАРДУМШИНОСЙ-ЭТНОГРАФИЯ-ЕТШОвЯАРИУ

4-♦

УДК-902.7 (575.3)

РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА (коллекции народного искусства Верховьев Зарафшана)

БОКИЕВА М. К., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Музей этнографии им. М.С. Андреева, при Институте истории, археологии и этнологии им. А. Дониша Национальной Академии наук Таджикистана был образован в 1949 году при секторе истории Института истории, языка и литературы Таджикского филиала Академии наук СССР по инициативе члена-корреспондента АН СССР, выдающегося историка и этнографа Михаила Степановича Андреева. Его имя было впоследствии присвоено этому центру, поскольку основой музея послужили две коллекции, которые собрал выдающийся ученый во время экспедиций 1929 и 1943 годов в долине Хуф на Памире [1, 2; 260].

Как самостоятельное подразделение музей был открыт для публики только в сентябре 1981 года. Коллекция этнографического музея, одного из лучших в Центральной Азии, впоследствии систематически стала собираться известными этнографами Писарчик А.К. и Ершовым Н.Н., Хами-джановой М.А., Широковой З.А., Давыдовым А.С., Мухиддиновым И.М., Мардоновой А., Мезурновой Т.И., Бабаевой Н., Тошматовым Н.Р. и другими.

Ныне в собрании этнографического музея находятся 11 тысяч экспонатов из всех областей Таджикистана, а также городов и поселений за его пределами, где проживает таджикское население [2,136] в музее обширна коллекция изделий мастеров Верхнего Зарафшана, которая в свое время была составлена из тех экспонатов, которые во время полевых исследований в этом регионе была собрана такими учеными, как А. С. Давыдов, З.И.Широкова, М. Рахимов, А.М. Хамиджанова, Р.Мардонова, О. Муро-дов, Ю Р. Кадыров. На основе своих экспедиционных материалов эти этнографы опубликовали ряд научных статей и сборников, из которых фун-даменталь-ным трудом является монография «Материальная культура таджиков верховьев Зеравшана» 1973 [4]. В ней блестяще рассмотрены такие темы, как жилище, пища и одежда таджиков региона (авторы А.С. Давыдов, А.М. Хамиджанова, З.И. Широкова). В этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша сохранилось много полевых материалов и фотодокументов, которые были сделаны во время различных экспедиций в горный край.

В настоящее время этнографический музей обладает великолепной коллекцией образцов народного творчества Верховьев Зарафшана, которые частично представлены в альбоме Л. Додхудоевой [3]. Другие экспонаты музея пока не стали предметом научного анализа, но они в полной мере отражают весь набор ремесел таджиков. Среди них керамика, обработка дерева, кожи, камня, металла, ювелирное дело, ткачество (текстиль и ковры), игрушки, орнаментальная роспись, музыкальные инструменты, вязание, вышивка, лоскутное шитье и др.

Особое внимание привлекают изделия из Ягноба середины ХХ века. Керамические лепные, чаще небольшого размера сосуды, отличаются лаконизмом, монументальностью и простотой. Их поверхность практически не декорирована, лишь изредка на ней появляются небольшие отверстия или же вдавленный рисунок в виде печати. Таким же своеобразием отличается деревянная посуда Ягноба. Она незамысловата, но весьма функциональна. К подобным примерам можно отнести небольшую маслобойку майдахак согу, выполненную из единого деревянного обруча, закрепленного небольшими вставками, и охватывающего круглое плоское дно. Среди предметов домашнего обихода привлекает внимание сундучок футляр для хранения чая. Его верхняя поверхность декорирована геометрическими рисунками в виде треугольников и стреловидных форм.

Такое же декоративное решение имеет и деревянный сундучок , который по периметру украшен выбитыми на поверхности кружками, точками и зигзагами. Подобное решение является редкостью, поскольку поверхность ягнобских экспонатов музея практически всегда оставалась неоформленной, без орнаментального украшения. По своей форме и орнаментальному решению сундучки очень напоминают изделия табанг другого горного края Таджикистана-Бадахшана. Они также имеют также круглую или же прямоугольную форму, подобную же орнаментацию.

Домотканая белая мужская рубашка из Ягноба интересна как пример местного ткачества середины ХХв. Она имеет оторочку из черной материи вокруг горловины и вставки по бокам, выкроенными вместе с рукавами.

Музей этнографии располагает обширной и уникальной коллецией ювелирного искусства. Разнообразны по форме ожерелья тавк и хайкал, включающие в свою композицию монеты царского и советского чекана. Они могут быть двухрядными и состоять из одной короткой верхней и нижней длинной нити, или же иметь одну нить со вставками из камней (кораллы, полудрагоценные камни). Немало в коллекции накосных украшений заркокул, также составленных из монет царского чекана России в виде четырех полос монетного ряда.

Среди образцов ювелирного искусства выделяются изделия Пенджи-кента из серебра и золота. К ним относится девичий пояс, составленный из различных вставок, а также браслеты дастпона : широкий ажурный из се-

ребра, золотой- со вставками из бирюзы, золотые серьги халкаи газали и многие другие изделия.

Особый раздел составляют подвески с туалетными принадлежностями, своеобразные наборы с зубочистками, скребком для языка, ногтечисткой, расческой для бровей, флаконами с благовониями, щипцами, уховерткой. Один из таких косметических наборов был изготовлен в Пенджикенте в конце Х1Хвека из серебра. Он прикреплен к прямоугольной подвеске и оформлен кораллами, бирюзой и другими полудрагоценными камнями.

Интересно пенджикентское налобно-височное украшение силсила начала ХХв., которое состоит из пластинок, декорированных цветами из кораллов и бирюзы и спускающимися вниз круглыми и каплевидными пластинками, также украшенными бирюзой.

Среди образцов ювелирного искусства заргари можно найти различного рода амулеты (тумор, парные амулеты коштумор,бозубанд). Форма амулетов чавак представляет собой матерчатый элемент в виде треугольника или квадрата, чаще красного цвета, в которое вложена молитва. От него спускаются на бисерных лапках многочисленные небольшие треугольники туморы.

Наиболее интересным образцом этого типа изделий является передник для девочки из деха Палдорак 1958г. Он был описан и воспроизведен известным специалистом по одежде таджиков З.А. Широковой в книге «Материальная культура таджиков Зарафшана» [4,89]. Передник из красной материи одевали перед приемом пищи, чтобы девочка не испачкала платье. У ворота изделия нашиты четыре белые пуговицы, чуть ниже-несколько оберегов в виде зубов волка, медведя, бус, отдельных украшений (всего 9 подвесок).

Кожаные изделия из собрания музея своеобразны и весьма функциональны. К ним, например, относятся охотничий пояс, середины ХХвека, на который прикреплены различные охотничьи принадлежности: мешочек для пороха, патронов, футляры для других необходимых при охоте предметов. В путешествие брали пиалу, для которой специально изготавливали футляр торкаши пиёла. В каждой семье непременно была скатерть сур-фа из тонко обработанной шкуры овцы или же коровы, на которой раскатывали теста. В коллекции музея сохранены многочисленные образцы кожаной обуви для всех возрастов, например детские сапоги чоруки бачагона из Айни 1960г., мужские рабочие сапоги чорук из деха Зосун 1958г. Здесь также хранятся женские туфли кустарной работы из Пенджикента, которые украшены вставками из кожи различного цвета.

Главными центрами керамических изделий, выполненных на гончарном круге в середине ХХ века, в крае являлись Урметан и Айни. Среди них можно найти рукомойники дастшу, плевательницы ностуфкун, кувшины офтоба, простые сосуды дулча , или с двумя ручками дугуша. Некоторые изделия полностью расписаны глазурью, иногда поверхность хумов , со-

судов, маслобоек лишь облиты глазурью зеленого или коричневого цвета, что придает изделиям особую живописность.

В Верховьях Зарафшана изготавливали немало деревянной посуды :миски табаки чубин, различные чаши косаи гули заранг, косаи чубин, косаи чумок,, ложки и другие предметы домашнего обихода, которые были широко распространены в быту зерафшанцев. Это и деревянные ножи, которые использовали в процессе ткачества, различные шкатулки и корзины. Особый интерес вызывают музыкальные инструменты: рубоб, сози нафасии бук (буги осиё) и другие.

Верховья Зарафшана славились своими бронзовыми и медными изделиями. В музее сохранились образцы кувшинов офтоба конца Х1Х-ХХ веков, которые производили в форме миндаля офтоба, бодомча, а также самовара. Здесь также имеются ножны с чеканным узором 1 половины ХХв., секира с чеканкой конца Х1Х века, кожаный футляр для ножа с чеканкой и вставкой из сердолика начала ХХ века.Среди косметических принадлежностей женщины Зарафшана использовали бронзовый флакон сурмадон для хранения сурьмы.

Ткачество было основным занятием женщин, которые производили из шерсти различные гилемы, шолй войлочные ковры намати, переметные сумки хурджин, скатерти дастархан, сумки для ложек-кошукдон, и соли намакдон, а также канаты ресмон, и даже амулеты, чаще всего треугольной формы. Подобные экспонаты конца Х1Х-ХХвеков во множестве представлены в музее этнографии. Они привлекают необычным дизайнерским решением, смелыми красочными сочетаниями.

Широчайший ассортимент вышитых изделий гулдузи Верхнего За-рафшана представлен в фондах музея. Они являются классическими образцами женского ремесленного производства, которым порою нет равных среди известных образцов. Это прежде всего различного рода покрывала разнообразных декоративных решений конца Х1Х-ХХ1веков: покрывала, настенные ковры сузани, простыни для новобрачных руйджо, покрывала на приданое невесты борпуш и на колыбель гах,ворапуш, молитвенный ковер чойнамоз, фриз для верхней части стен дома зардевор и другие. Лоскутное шитье гулбурй уро^) использовалось мастерицами Зарафшана для украшения занавеси для новоборачных чодар, подушек, ухваток гушагир, покрывала для столика над очагом сандалипуш, различных мешочков халта для гребней, ложек, чая, соли и других мелких вещей. Чрезвычайно необычен халат джома в технике гулбури из деха Гезани Поён 1959г., который был описан З.А. Широковой в книге «Материальная культура таджиков Зеравшана» [4, 98]. Он своеобразен тем, что лоскуты различных тканей здесь настрочены на одежду в виде широких горизонтальных полос различного цвета. До сих пор шшроко распространено в Верховьев Зарафшана и вязание тор, которое украшает в виде тесь-

мы различные изделия или же являются самостоятельным изделием в виде салфеток, дорожек и т.п.

Особое место занимают в коллекции накосники. Чачпупак или просто чач- это длинные, сплетенные из черных нитей ансамбли, украшенные внизу серебряными вставками и кистями. Более сложными по конструкции являются накосники для невесты кокул, которые крепятся на тюбетейку. Нередко основная их часть представлена в них в виде длинных косичек, сплетённых из черных нитей, которые украшены поперечными горизонтальными вставками в виде бусин, серебряных пластин, полос золотого шитья зардузи. Особое внимание привлекает накосное украшение чач попуки нукра, которое было изготовлено в Пенджикенте в конце Х1Х века. Оно представляет собой длинные узкие полосы черной ткани, скрепленные наверху единой широкой матерчатой пластиной. Внизу чач украшен изящными серебряными вставками и кораллами, оканчивающими кистями пупаками. В коллекции музея немало деталей украшения накосни-ков, например, пешовезов в виде вставок из серебряных украшений, связанных с друг другом кистями пупаками.

Научное изучение коллекций Верхнего Зарафшана этнографического музея НАНТ предполагает в первую очередь объединение усилий специалистов разных областей ( археологов, историков, искусствоведов, этнографов и др.), что позволит разрабатывать новые приоритетные направления по изучению, сохранению, использованию его историко-культурного наследия, а также привлекать данный материал в культурно-просветительских и образовательных целях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобомуллоев С., Васитова Н. Музеи Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. В сб.:Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан-60 лет.Душанбе,-2014).с. 260.

2. Васитова Н.Р. Вклад М.С. Андреева в музееведение Таджикистана. Научный вклад М.С. Андреева в изучение истории и этнографии таджикского народа. Материалы международной конференции (Душанбе, 22 октября 2012г.). Душанбе,-2014.с.136-138.

3. Додхудоева Л. Народное искусство Верховьев Зарафшана./ред. Н.К. Убайдулло, консультант Г. Бобомуллоев. Душанбе,-2020.

4. Материальная культура таджиков верховьев Зеравшана».// Ред.- А. К. Писарчик, Н. Н. Ершов. Душанбе,-1973.

РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА (коллекции народного искусства верховьев Зерафшана)

В статье представлены образцы ремесленного производства Верхнего Зарафшана конца Х1Х-ХХ веков, которые находятся в собрании этнографического музея Национальной академии наук Таджикистана и до настоящего времени мало известны широкому кругу исследователей. Это уникальные коллекции керамических, медных, деревянных, кожаных изделий, вышивки, ткачества, лоскутного шитья, ювелирного искусства и т.п.

Ключевые слова: Таджикистан, ремесло, Верховья Зарафшана, мастер, музей, изделие, экспонат, коллекция.

ЗАХИРАХ,ОИ ОСОРХОНАИ МАРДУМШИНОСИИ АКАДЕМИЯИ МИЛЛИИ ИЛМХ,ОИ ТОЧ,ИКИСТОН (мачмуа^ои \унари мардумии болооби Зарафшон)

Дар ин ма;ола намунах,ои мах,сулоти хунармандй дар болооби водии Зарафшон дар охири ;арни XIX-XX муаррифй шудаанд, ки дар хазинаи (фонди) Осорхонаи мардумшиносии Академияи миллии илмх,ои Точикистон хифз шуда, то имруз ба доираи васеи мух,а;;и;он кам шинохтаанд. Инх,о мачмуах,ои беназири сафолй, мис, чуб, ма^сулоти чармин, гулдузй, бофандагй, чубх,о, санъати заргарй ва гайра мебошанд.

Калидвожа^о: Тоцикистон, хунармандй, Зарафшони боло, усто, музей, мацсу-лот, намоиш, коллексия.

RESOURCES OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM, TAJIKISTAN NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES (collection of the upper zarafshan folk art)

Examples of handicrafts of the Upper Zarafshan of the 19th -20th centuries from the collection of ethnographic museum, Tajikistan national academy of sciences are presented in this article. They are unknown for most part of the researchers. These ceramic, wooden, leather items, embroidery, textile, patchwork, jewelry etc. are unique masterpieces of local artisans.

Key words: Tajikistan, handicrafts, Upper Zarafshan, master, museum, item, example, collection.

Маълумот дар бораи муаллиф: Бо;иева Мадина Курбоновна-доктор (PhD) шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониши Академияи миллии илм^ои Точикистон. Тел: (+992) 93-5533059.

Information about the author: Bakieva Madina Qurbonovna-Dr.(PhD) Institute of History, Archeology and Ethnography named after Ahmad Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan.Tel: (+992) 93-5533059.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.