Научная статья на тему 'ТЮБЕТЕЙКА КАК СОСТАВНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА ТАДЖИКОВ'

ТЮБЕТЕЙКА КАК СОСТАВНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДЕЖДА / ТЮБЕТЕЙКА / МАТЕРИИ / ТАДЖИКИСТАН / ГОЛОВНОЙ УБОР / КОСТЮМ / CLOTH / SKULLCAP / FABRIC / TAJIKISTAN / HEAD CLOTH / COSTUME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шоназар Чавхари Муносиб

Одежда, кроме своего основного назначения предохранения человека от воздействия внешней среды - имеет, как известно, множество других разнообразных смыслов. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь символом половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и другой принадлежности человека. В данной статье рассматривается роль токи в ритуалах, где и его обрядовая функция, поскольку он связан с различными областями духовной жизни народа. В этом аспекте следует выяснить, что представляет собой токи, каковы его функции, как одного из компонентов обряда таджиков различных регионов в древности и XX-XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUBETEYKA AS A SEMANTIC OBJECT OF A SUIT OF TAJIKS

Clothing, except to its main purpose of protecting a person from the environment effects is known to have a multitude other diverse uses. It has a pronounced symbolic character and it is a symbol of the sex, age, social, ethnic, professional and other human belongings. This article examines the role of tyubeteyka in customs, where its ritual function is very significant, because it is associated with various areas of the spiritual life of the people.

Текст научной работы на тему «ТЮБЕТЕЙКА КАК СОСТАВНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА ТАДЖИКОВ»

11. Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии XV в. Изд. литературы и искусства им. Гафура Гуляма. - Ташкент. 1976. - 115 с.

12. Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. - Ташкент: Фан, 1861, - 606 с.

13. Ремпель Л. И. Художественная культура Средней Азии IX - XIII вв. Избр. произ. - М. : Искусство, 1989, с. 286.

14. Фавваз Аль-Дахир. Культовая архитектура арабских стран Ближнего Востока и Центральной Азии (генезис, эволюция, историко-архитектурные сопоставления). - Автореф. дисс... кандид. архит. - Бишкек, 2001, - 23с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СТРАН

БЛИЖНОГО ВОСТОКА

В статье рассматривается культовая архитектура до арабской Центральной Азии, которая характерна синтезом искусства в сложном сочетании монументальной архитектуры, монументальной скульптуры и монументальной живописи. О многогранном влиянии ислама на архитектуру и искусство, и это влияние специфична в различных регионах Халифата.

Ключевые слова: традиция, культовая архитектура, мечеть, Центральная Азия, искусство.

INTERCONNECTION OF THE ARCHITECT OF CENTRAL ASIA AND THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST

The article deals with the cult architecture of Central Asia, which is characterized by the synthesis of art in the monument of a complex combination of monumental painting. On the multifaceted influence of Islam on architecture and art, and this influence is specific in the various regions of the Caliphate.

Key words: tradition, religious architecture, mosque, central Asia, art. salt.

Сведения об авторе:

Хаитова Савлатби Рахмановна - старший преподаватель кафедры «Архитектура и дизайн» Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими. Телефон: 95 191 83 70; E-mail: haitovasavlat@gmail. com

Научные интересы: история архитектуры Таджикистана, в целом История архитектуры Центральной Азии.

About the autor:

Haitova Savlatbi Rahmonovna - Senior lecturer of the Department of Architecture and Design of the Tajik Technical University named after Academician M. S. Osimi

ТЮБЕТЕЙКА КАК СОСТАВНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА ТАДЖИКОВ

Шоназар Ч. М.

Академии наук Республики Таджикистан

Объектом настоящего исследования является один из главных компонентов народной одежды таджиков головной убор «токи». Работа основана на теоретических и полевых материалах автора.

Токи (типи) состоит из таких деталей, как чусти, чоргул, ироки, чамангул, зардузи, юрма, пупакдор туртуппи (аракчин), духоб, тавилбеги и другие. В южном Таджикистане (Куляб, Дарвоз, Каротегин, Гиссар и Бадахшан), головные убори имеют круглую форму и (гумбазшакл). На севере страны (Истаравшан, Шахристан, Худжанд, Ашт, Конибодом, Исфара, Панджикент и т. д. ) обычно она выполнено в виде четырехугольной формы. В южных районах для круглой тюбетейке использовали такие ткани, как карбос, алоча, чит (красный, цветной или однотонный), лас, махмал, парча или другие. (Дангоми буридани теппа ва когази токи аз паргор истифода мебаранд. ) При дизайне тепа и бумаги для тюбетейки использовали (паргор), который рисовали на картоне. Если размер тюбетейки составлял 54 см, то круглая часть будет равна 20, 5см, но расстояние между паргор 10 см 33 мм. Затем делили прямую линию на четыре

равные части, вставляли узлы в круг, образуя квадрат. Перегородка делилась на 3 (4) блока и отрезала на 2 (3) части. После кроя кромки расстояние между центром шарнира в 54 см и размером шарнира в 54 см равно 8, 5 см. Размер головного убора откладывали на материи абра и рисовали его форму карандашом или мелом. Нижний ряд обрезался на 0, 5 см меньше, чем абра и длиннее, потому что он подшивается. Декоративные швы шли по внутренней и внешней сторонам тюбетейки.

Мужские и женские головные уборы получили широкое распространение среди таджикских вышивальщиков. Все типы вышивки таджиков отличаются друг от друга, как по форме, так и по орнаменту в разных регионах. Их много видов и типов так. Так маленькая шапочка, квадратная или круглая, с вышитым верхним и верхним кольцом надевается на легкую подкладку и имеет устойчивую форму. Мужские черно-белые тюбетейки «чусти» пользуются большой популярностью везде. Они вышиты белыми нитками на черной или темно-зеленой ткани. Картина такой тюбетейки традиционна, с. это бодом (миндаль) или каламфур[ 2, с. 92].

Несколько десятилетий назад вышивка на головных уборах носила четко выраженные местные черты, так что нередко по тюбетейке можно было определить, из какого места происходит ее владелец. В настоящее время благодаря удобным транспортным возможностям, а также оживленным культурным и экономическим связям между соседними районами и республиками, многие локальные типы тюбетеек получили широкое распространие за пределами их изготовления. Прежде всего, это относится к тюбетейке «туступпи», бытовавшей в конце XIX в. Из селения таджиков Чуст (Узбекистан), она за истекшее полстолетия распространилась почти по всей территории Узбекистана и Таджикистана[4;34]. Широкое распространение получили также тюбетейки типа зардузи, бытовавшие раньше в Истаравшане, в селениях Фарганской долины, а также сплошь зашитые крестом женские тюбетейки «ироки», завезенные из Узбекистана с яркими цветочным узором по белому, иногда светлому цветному, часто фисташковому фону, вышитые золотошвейными мастерицами. Своеобразны тюбетейки горных таджиков-памирцев, каратегинцев, куляцев, дарвазцев, которые отличаются яркостью красок и самобытностью узоров.

Тюбетейка до сих пор остаётся излюбленной частью костюма даже у людей, в остальном полностью перешедших к одежде городского типа. Края тюбетеек часто обшиваются узорной тесмой- шероз, джияк, зех, выполняемой разнообразной техникой, в последнее время чаще всего ручным тамбуром[4;34]. Эти тесемки широко применялись также и для обшивания многих предметов женской и мужской одежды. Красочность и богатство орнамента токи позволяет считать их, несмотря на малую форму, одним из интересных и очень характерных видов таджикского народного прикладного искусства.

В Таджикистане в разных регионах бытуют разных формы головные уборов с различными названиями. Например: тюбетейка на Памире называется: по- персидски Toqi, по- рушански - toqay, по - шугнански - toqe, по- вахански- skid.

В Бадахшане предпочтение отдается круглым плоским трубчатым тюбетейкам с широкой разноцветной крышкой, состоящей из кружева, помещенного в один или два ряда. Композиционные и цветовые решения также многочисленны. Среди них примечательны изделия, вышитые геометрическим узором, выполненные сетчатым, ромбным или крестным принципом. [2, с. 92] Тюбетейки «toqay» на Памире очень распространены. Их носят молодёжь и люди среднего возраста. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно. Тюбетейки носят, одевают и мужчины. На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, часто означает солнце, а узоры по бокам «шерози»-предохраняют от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру свастику, означающую четыре стихии. Классическая памирская тюбетейка имеет красный цвет.

Рушанские и шугнансикие тюбетейки шьются с высоким колышком (berak) и плоским верхом (turak), преимущественно из гладкой красной бумажной материи с узором, выстроченным черными нитками на машине. Часто используют и однотонный, велюр. Хлопчатобумажные ткани обычно используются для внутренней подкладки тюбетейки (ar dum daran ta jins yo khakh material tapan). М. С. Андреев в 1943г. писал,

что в Хуфе расшитых шелками тюбетеек очень мало. Их покупают охотнее всего из Рушана[1;. 405]. Как нам сообщила Мастонова Бахор в Рушане, в настоящее время обычно шьется тюбетейка красного, белого, коричневого, зеленого цветов. Молодежь в последнее время носит токи черного цвета, а старики -зеленого (id ra:ng musafedenri bukhdi zib thayt). [8;] Верх тюбетейки обычно бывает разделен строчкой на восемь секторов, реже - на четыре. Наиболее распространенным стилем украшения является выстрачивание в каждом секторе вшитых друг в друга все уменьшающихся треугольников, нижняя часть которых иногда остается открытой. Околыш тюбетейки чаще всего бывает прострочен горизонтальными линиями, а по краю обшит темным кантом.

Нам известно из материалов экспедиции М. С. Андреева, (1943г), что в селении Барушон Рушанского района им была приобретена очень подержанная тюбетейка иного покроя, чем описанные выше хуфские, а также рушанские и шугнанские тюбетейки «токай». Это очень высокая (16 см) тюбетейка, с широким околышем, сшитая из хлопчатобумажной фабричной материи, со стежкой в виде небольших рубчиков, идущих от верхушки к краю, в которые потом введены (спицей) ватные «фитили», придающие тюбетейке устойчивость. Околыш выстеган горизонтальными параллельными линиями, но край его не общит ни узорной тесьмой, ни кантом. По словам рушанских стариков, тюбетейки такого покроя назывались «миршои» [1;405] В настоящее время такие тюбетейки автор не встречала и дизайнеры тоже ничего подобного не сообщали. Но старики из селения Дерзуд, мне говорили что у них остались такие тюбетейки от деда и отца. [7].

Ваханские тюбетейки (skid скид) отличается от тюбетеек других регионов Таджикистана по форме, цвету и методу шитья. Их изготовление исключительно ручное и довольно трудоемкое. Для шитья ваханских тюбетеек используются специальные ткани и тонкие нити. В зависимости от сложности узора шитье одного skid занимает от двух до трех месяцев. Узоры ваханских тюбетеек пестрые. Они состоят из древних символов таких, как свастика, цветов наподобие три листника, полевого бутона, розы, тюльпана и др. Орнаменты отличаются друг от друга и редко повторяются. Их шьют двумя способами- левшой и с копии. Так как второй способ более сложный, сейчас он не так популярен, хотя был наиболее распространенным в советские годы. Он состоит из двух частей- раф и тойсари. Эти части шьются по отдельности и затем соединяются. Используемые цвета на ваханских тюбетейках имеют свою символику и философию. Ярко красные, небесные, зеленые и желтые цвета, присущие этим тюбетейкам, являются символами тепла, гордости и вечнозеленой природы.

О женских головных уборах - известный этнограф Н. Н. Ершов писал, что девушки носили на голове, главным образом платок, сложенный углом так, что видны были волосы впереди и часть пробора, а концы были спущены на спину. Вместе с тем многие девушки и девочки, начиная с двух лет и даже ранее, особенно при выходе из дома надевали тюбетейку[4, с. 84]. Н. Н. Ершов подчеркивал, что в старину носить тюбетейки девушкам считалось зазорным (айб). Обычно они повязывали платок из ткани (носирхонй), позднее из ситца с узором гули нор (цветок граната). Платок складывали углом свертывали почти до конца, неширокой полосой, а затем повязывали на голову так, чтобы свернутая часть образовывала пешонабандак (повязку на лоб типа кокошника), надеваемый слегка набекрень. Такой способ повязывания платка назывался духтарона - (по-девичьи). Как отметил Н. Н. Ершов, в Нурате первым надевался женщиной на причесанную голову кигич или кулутапушак, состоящий из куска ткани и круглой макушки, к которой он пришивался. Сзади эта шапочка имела накостник в виде сквозного мешочка, через который пропускались заплетенные в косы волосы женщины. В кулутапушаках XIX в. верхушка- тепа бывала 5-7 см в диаметре сшитых к свадьбе в 1860 г. [4, с. 87]. Еще в Нурате в обрядовой одежде прошлого использовалась чалма- салла, из белой кисеи. Салла в Нурате повязывалось разнообразно девушками и юношами во время свадьбы. Один ее край проводился под подбородок и завязывался на темени вместо лачуга. Остальная часть чалмы наматывалась на голову в направлении часовой стрелки. Оставшийся конец ее доводился до затылка, пропускался под уже намоттанными пасмами и оставался висеть

на спине. В 90-х годах Х1Хв. на свадебную чалму шло 55 см кисеи английского происхождения 71см. шириной[4, с. 99].

Практически у всех типов тюбетеек разных регионов есть несколько общих правил. Головной убор разделен зрительно на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года. На тюбетейке, которую носят жители Куляба, как правило вышита лилия, которая символизирует сразу воду, землю, воздух и огонь. Лилия обозначает связь человека с природой, тесную взаимосвязь с токи. Они очень яркие и различаются цветом и орнаментом. Тюбетейки горных районов бывают коническими и плоскодонными. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги и др.

Тюбетейки токй в Каратегине, Дарвазе, Кулябе, Варзобе северном Таджикистане появляются как головной убор женщин кдлпок; Таджикистана в 20-е годы XX в. [6, с. 85]. Тогда женщины начали снимать паранджу. Первыми токи надевали только колхозные активистки, а затем девочки и молодежь. Пенджикента (Зеравшан) и окружающих его кишлаков, а также Центрального Таджикистана (Гиссар, Каратаг, Варзоб). Позже они появились в более отдаленных кишлаках. В Каратаге, Дарвазе и Кулябе они вошли в быт в 50-е годы XX в., и то не повсеместно [6, с. 89]. В Каратегине, Дарвазе, Кулябе и Центральном Таджикистане их делали местные мастерицы. Первое время тулью тюбетейки кроили круглой, прострачивали строчками, идущими от края к центру. В дальнейшем круглые тюбетейки начали делать более плоскими. Достигалось это тем, что между верхом и подкладкой тульи стали прокладывать в несколько слоев бумагу. Все это вместе прошивали на швейной машине строчками, идущими от края к центру тульи, и в промежутки между строчками вставляли вместо жгутиков из ваты тонкие жгутики из бумаги. За счет этой замены тюбетейки стали более твердыми [6, с. 90].

В 60-х годах XX в. в Кулябе появились круглые бархатные тюбетейки, вышитые бисером по шаблону, вырезанному из бумаги (когазй), который нашивают на ткань. Поверх него ровными рядами укладывают набранный на нитку бисер. К ткани бисерные ряды прикрепляются редкими стежками. Вышивать такие тюбетейки умеют лишь отдельные женщины. Хотя вышивка часто бывает довольно безвкусна, но тем не менее она вошла в моду быстро. Среди молодежи в XX в. стали модными привозные тюбетейки с квадратной тульей равнинного типа ток;ии фаргонагй, вышитые крестом или бисером, а также из цветного бархата, парчи и прочих тканей, которые всегда в большом выборе имеются в местных магазинах. [6, с. 91].

В годы независимости в Варзобе, Каратаге, Кулябе популярны только квадратные тюбетейки с разного типа вышивкой. На месте тесьмы «шерози» вышивают имена, названия города, деха или разных праздников «Навруз», «Куляб», «Варзоб».

Кроме головных уборов женщины носили платки большого и маленького размера. Большие головные платки наиболее распространенны в горном Таджикистане. Их называют «руймол, нумол, шол», латта в Каратегине Зарафшане, собав Дарвазе, кдрс в Зеравшане, цил в Рушане и т. п. [6, с. 91] Они изготавливаются из хлопчатобумажных тканей, карбоса, шелковой кустарной материи разны цветов. Они бывают прямоугольными, квадратными, треугольными и (3-5 м. ) с вышивками, бусами. Для лощения ткани используется специальный камень, каждая швея шьет по свою вкусу.

Небольшие платки называли «цилак» в Рушане, «чакабанд», «дурача» в других регионах. З.А. Широкова писала, что в Кулябе головные повязки, вышитые крестом, чаше всего приобретались у локайцев. А в Дашти - Джуме они были не вышиты, а сшиты из нескольких белых и красных матерчатых полос и назывались к;асаба[6, с. 95].

Мужские головные уборы были различного вида: токи шапки из ткани, сукна, меха. К головному убору всегда относились очень бережно с большим уважением. Их нельзя было положить куда попало, тем более бросать на землю. Надо было обязательно положить их в чистое место или повесить. Старые головные уборы не выбрасывали, хранили в сундуках. На Памире тюбетейки ни чужим, ни родственникам никогда не отдавали, боясь колдовства. Если же почему - либо их отдавали, то обратно не забрали. Нельзя было перешагнуть через головной убор, подкидывать его, в противном случае

могли якобы появиться на голове язвы. После смерти пожилого человека его тюбетейку обычно брали близкие родственники, которые могли отдать ее чужому, но обязательно ритуально чистому, уважаемому человеку[7].

Раннее в северных районах круглые тюбетейки со вставленными жгутиками из ваты в образцах для молодежи имели подкладку, проклеенную растительным клеем из наростов абрикоса или клеея горного растения (думи гов). Тюбетейки проклеивали, затем надевали на болванку и отбивали молоточком, иногда спрыскивали крахмалом или растительным клеем, после этого она сохла на солнце. Что касается четырехугольных тюбетеек, то их расправляли и придавали им нужную форму особыми приемами складывания. Тюбетейку увлажняли, крахмалили или спрыскивали клеем после пресса. Затем тюбетейку надевали на болванку и отбивали молоточком. Лучшие результаты достигались тогда, когда эту процедуру делали до и после положения под пресс. Первоначально прессом служила форма из двух половинок орехового дерева, позднее - две доски. От нижней доски отходили два столбика с нарезкой, верхняя доска с двумя дырочками. Доски накладывались одна на другую и прикручивали деревянными винтами. Пресс был рассчитан на одну, чаще две тюбетейки. Тюбетейка под прессом как бы разглаживалась холодным глажением. Потом вошли в быт утюги. Но если под прессом нитки не линяли, то при горячем глажении могли и полинять. Тюбетейка образовывала четыре четких ребра и приобретала четырехугольную форму[6, с. 109, 113].

Старинные шапки уже вышли из быта и сохранились только в памяти пожилого населения. В обычной жизни в теплое время года в качестве головного убора используется лишь тюбетейка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Сталинабад, 1953. -С. 200.

2. . Atlas of Central Asian Artistic Crafts and trades. Tajikistan V. 4. Samarqand, Bishkek 2007. Ed by L. Dodkhudoeva., A. Rajabov., Djamshed Kbolikov.

3. Atlas of Central Asian Artistic Crafts and trades. V. 1. Uzbekistan Tashkent 1999. Khakimov A. A., Akhmedov A. A., Akilova K.

4. Писарчик А. К. Народное прикладное искусство таджиков. Дониш, Душанбе 1989. С. 34, 34

5. Широкова З. А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. «Дониш», Душанбе 1976. С.

6. Широкова З. А. Таджикский костюм конца XIX - XX вв. . Душанбе. 1993. -С.

7. Запись беседы автора с Егбекова Занчирбека, жител село Дерзуд рушанского района, от 21. 08. 2017 г.

8. Запись беседы Мастоновой Бахор уроженка Дерзуд (в настоящее время живет в Вамар, центр Рушанского района), от 31. 08. 2017 г.

9. Донишномаи фарданги мардуми точик. ^исми 2. Душанбе 2017 С. 464.

ТЮБЕТЕЙКА КАК СОСТАВНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА ТАДЖИКОВ

Одежда, кроме своего основного назначения предохранения человека от воздействия внешней среды - имеет, как известно, множество других разнообразных смыслов. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь символом половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и другой принадлежности человека. В данной статье рассматривается роль токи в ритуалах, где и его обрядовая функция, поскольку он связан с различными областями духовной жизни народа.

В этом аспекте следует выяснить, что представляет собой токи, каковы его функции, как одного из компонентов обряда таджиков различных регионов в древности и XX-XXI вв.

Ключевые слова: одежда, тюбетейка, материи, Таджикистан, головной убор, костюм.

TYUBETEYKA AS A SEMANTIC OBJECT OF A SUIT OF TAJIKS

Clothing, except to its main purpose of protecting a person from the environment effects is known to have a multitude other diverse uses. It has a clearly marked character and it is a symbol of the sex, age, social, ethnic, professional and other human belongings. This article examines the

role of folk costume in customs, where its ritual function is very significant, because it is associated with various areas of the spiritual life of the people.

Key words: cloth, skullcap, fabric, Tajikistan, head cloth, costume

Сведения об авторе:

Шоназар Чавхари Муносиб - аспирант Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Адрес: Республики Таджикистан, г. Душанбе проспект. Рудаки 33, 734025, эл. почта: m. javhar@mail.ru телефон (+992) 501837515 (+992) 221 3 7 42.

About the author:

Shonazar Javhari Munosib - aspirant (graduate student) Institute of History, archaeology and ethnography by name A. Donish. Academy of sciences of the Republic of Tajikistan. 33, Prospect Rudaki, Dushanbe, 734025 Tajikistan. Email: m.javhar@mail.ru Телефон (+992) 501837515 (+992) 221 3 7 42.

МАДАНИЯТ ВА СОХТОРИ СИЁСИИ ДИНДУСТОНИ КАДИМ

Суфиев С. Н.

Донишгохи давлатии Кулоб ба номи А. Рудаки

Яке аз хусусиятхои умдаи тамаддуни Динд он аст, ки ба мисли фархангхои дигари умумибашарй бефосила давом карда, то мо омада расидааст. Яъне ин тамаддун як навъ пайвандгару васлгари гузашта ва имрузаи халки Динд мебошад. Дар хакикат, Диндустон яке аз мамлакатхои кадимтарини чахон махсуб мегардад, ки анъанахои гусастнопазири маданй дорад. Ёдгорихои кадимтарини Диндустон ба хазораи 100 то милод мансубанд. Аммо Диндустон, мувофики бозёфтхои осори одамони кадим, ба минтакаи хамчун инсон ташаккул ёфтани одам дохил мегардад[1, с. 289].

Аз кабатхои мадании ёдгорихои давраи палеолит олотхои дагалтарини сангии бурранда дарёфт шудаанд, ки ба ёдгорихои Аврупо ва Осиё монанд мебошанд. Ин олотхо ба гоминидхои кадимтарин хосанд. Усули коркарди олотхои сангии кисми шимолии Диндустон аз чануби он фарк мекунад. Диндустон яке аз гахворахои пайдоиши инсони хозира мебошад, ки он олотхои маданият ва маишати худро такмил медод. Дануз дар хамон вакт одамон коркарди микролитхоро ёд мегиранд. Тиру камон ва дигар ярокхо ихтироъ мешаванд, ки аз онхо бисёриашон дастраси археологхо гаштаанд. Дар баъзе чойхои Декан дар катори микролитхо табархои сангин суфта низ дарёфт гардидаанд.

Дар хазорахои V-IV то милод дар Диндустон дигаргунихои бузург ба амал меоянд. Дар ин вакт дар минтакахои на чандон баланди кухй дар канори гарбии водии Динд бошишгоххои аввалини зироаткорон ва чорводорони мукимй пайдо мешаванд. Дар хдзораи IV пеш аз милод онхо заминх,ои водии руди Диндро аз худ мекунанд. Бад-ин васила, зироаткории обй ва нахрхои сунъй тавлид гардида, дарготу хавзхо сохта мешаванд. Дар истехсолот филиз, чархи кулолй васеъ чорй мегардад. Нимахои дуюми хазораи III пеш аз милод дар ин чо чамъияти барвактаи синфй шакл мегирад, ки шартан тамаддуни «тоориёнй», «хараппа» ё «хиндй» номида мешавад ва солхои 23001700 то милодро дар бар мегирад. Ин маданият хамсинни тамаддунхои Миср ва Байнаннахрайни кадим буд. Дар ин давра шахрхо пайдо мешаванд, ки марказхои иттиходияхои сиёсии начандон калон махсуб мегаштанд. Калонтарини онхо 2, 3 км2, масохат дошту дар он такрибан 30 хазор ахолй истикомат менамуд. Маркази ин шахрхоро каср ва анбори галла ташкил мекард.

Кучахои онхо хамдигарро бо хати рост бурида мегузаштанд ва шахрхо бо деворхои пуркувват ихота гардида буданд. Дар шахрхо бинохо аз хишти хому пухта сохта мешуданд. Онхо хеле обод ва бо кубурхои обпартою хавзхо таъмин буданд. Шахр бинои махсуси бозор дошт, ки бомаш пушида буд. Анборхои галлаи шахрхо якчанд хазор тонна галларо мегунчониданд. Ин анборхо дар болои тахкурсихои махсус бардошта мешуданд, то ки обу намй ба онхо зарар оварда, галларо нобуд насозад. Дар наздикии анборхои галла барои коркунони он бинохои истикоматй ва осиёбхо сохта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.