Научная статья на тему 'Традиционная тюбетейка пермских башкир и татар: становление и развитие промысла по изготовлению и орнаментации тюбетеек в Тулвинском поречье'

Традиционная тюбетейка пермских башкир и татар: становление и развитие промысла по изготовлению и орнаментации тюбетеек в Тулвинском поречье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1131
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ ТАТАР И БАШКИР УРАЛА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ТАТАР И БАШКИР / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ТЮБЕТЕЙКА / ETHNOGRAPHY OF TATAR AND BASHKIR OF THE URALS / ARTS AND CRAFTS OF TATAR AND BASHKIR / TRADITIONAL COSTUME / TYUBETEYKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черных А.В.

В статье на основе материалов полевых исследований в Бардымском районе Пермского края, с башкирским и татарским населением, анализируются особенности становления и развития одного из видов декоративно-прикладного творчества изготовление и орнаментация мужских головных уборов тюбетеек. Выявляется начало развития промысла и его расцвет в середине ХХ в., а также особенности его современного этапа, сохранение традиций и инноваций, деятельность современных мастеров. Становление технологических и художественных традиций промысла происходило в середине ХХ в. на основе традиционных технологий вышивки и этнических художественных традиций, проявившихся в орнаментальной композиции и полихромности. Уже в этот период бардымская тюбетейка приобретает яркие и характерные стилистические и композиционные особенности, выделяющие ее на фоне традиций оформления тюбетеек в других группах татар и башкир. Исследуются технологические особенности изготовления и орнаментации тюбетеек, сложившиеся художественные традиции оформления, состав и символика орнамента, отмечаются особенности бытования головного убора у пермских башкир и татар. Современный этап развития промысла ставит задачу дальнейшего его сохранения и развития в сложных условиях влияния внешних художественных традиций, вытеснения предметами массового производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL TYUBETEYKA OF PERM TATAR AND BASHKIR: ORIGIN, CRAFT EVALUATION AND EMBROIDERY OF TYUBETEKA IN TULVA

Article, based on field work collected in Barda district uncovers peculiarities of origin and evaluation of tyubeteyka which is one of the kind of traditional arts and crafts in Tulva. Article brings its origination and golden ages out in the middle of the XX century as well as some features of its modern state, tradition maintenance and innovation. Technological and art traditions of the craft took place in the middle of the XX century based on traditional embroidery and ethnic art traditions showed in ornament composition and polychromies. Traditional tyubeteyka gets its special features and compositional peculiarities which emphasize it from other tyubeteykas of Tatar and Bashkir in this particular period. Article brings technological features and ornament of tyubeteykas, decoration traditions and symbolism of ornament to light. Modern situation sets a mission to keep and evaluate tradition under the conditions of external traditions and mass production.

Текст научной работы на тему «Традиционная тюбетейка пермских башкир и татар: становление и развитие промысла по изготовлению и орнаментации тюбетеек в Тулвинском поречье»

УДК 391.4

А.В. Черных

ТРАДИЦИОННАЯ ТЮБЕТЕЙКА ПЕРМСКИХ БАШКИР И ТАТАР: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И

ОРНАМЕНТАЦИИ ТЮБЕТЕЕК В ТУЛВИНСКОМ ПОРЕЧЬЕ *

Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь,

Российская Федерация

В статье на основе материалов полевых исследований в Бардымском районе Пермского края, с башкирским и татарским населением, анализируются особенности становления и развития одного из видов декоративно-прикладного творчества — изготовление и орнаментация мужских головных уборов — тюбетеек. Выявляется начало развития промысла и его расцвет в середине ХХ в., а также особенности его современного этапа, сохранение традиций и инноваций, деятельность современных мастеров. Становление технологических и художественных традиций промысла происходило в середине ХХ в. на основе традиционных технологий вышивки и этнических художественных традиций, проявившихся в орнаментальной композиции и полихромности. Уже в этот период бардымская тюбетейка приобретает яркие и характерные стилистические и композиционные особенности, выделяющие ее на фоне традиций оформления тюбетеек в других группах татар и башкир. Исследуются технологические особенности изготовления и орнаментации тюбетеек, сложившиеся художественные традиции оформления, состав и символика орнамента, отмечаются особенности бытования головного убора у пермских башкир и татар. Современный этап развития промысла ставит задачу дальнейшего его сохранения и развития в сложных условиях влияния внешних художественных традиций, вытеснения предметами массового производства.

Ключевые слова: этнография татар и башкир Урала, декоративно-прикладное искусство татар и башкир, традиционный костюм, тюбетейка.

Alexander V. Chernykh TRADITIONAL TYUBETEYKA OF PERM TATAR AND BASHKIR: ORIGIN, CRAFT EVALUATION AND EMBROIDERY OF TYUBETEKA IN

TULVA

Perm Federal Research Center Ural Branch Russian Academy of Sciences

Article, based on field work collected in Barda district uncovers peculiarities of origin and evaluation of tyubeteyka which is one of the kind of traditional arts and crafts in Tulva. Article brings its origination and golden ages out in the middle of the XX century as well as some features of its modern state, tradition maintenance and innovation. Technological and art traditions of the craft took place in the middle of the XX century based on traditional embroidery and ethnic art traditions showed in ornament composition and polychromies.

Traditional tyubeteyka gets its special features and compositional peculiarities which emphasize it from other tyubeteykas of Tatar and Bashkir in this particular period. Article brings technological features and ornament of tyubeteykas, decoration traditions and symbolism of ornament to light. Modern situation sets a mission to keep and evaluate tradition under the conditions of external traditions and mass production.

Key words: Ethnography of Tatar and Bashkir of the Urals, arts and crafts of Tatar and Bashkir, traditional costume, tyubeteyka.

Одним из ярких проявлений декоративно-прикладного творчества пермских татар и башкир, связанного с традиционным костюмом, явилось формирование в Тулвинском поречье промысла по изготовлению орнаментированной тюбетейки. Характерные технологические и художественные особенности промысла формируются к середине ХХ в., сохраняются и развиваются в настоящее время.

Тюбетейка — один и древних и традиционных головных уборов татар и башкир. Происхождение термина тюбетейка связано с тюркским «тюбе» в значении вершина, навершие [3]. Исследователи связывают ее появление с воинскими подшлемниками, мягкую шапочку надевали, чтобы избежать соприкосновения с металлическим шлемом. Бытование таких подшлемников в период Волжской Булгарии и Казанского ханства отмечают казанские исследователи [5, с. 32]. Постепенно головной убор распространяется в качестве повседневного и праздничного головного убора всех слоев мужского населения.

В Пермском Прикамье тюбетейка в качестве мужского головного убора использовалась на протяжение длительного периода. На рубеже Х1Х - ХХ вв. тюбетейка в Пермском Прикамье известна как повседневный и праздничный мужской головной убор. По имеющимся немногочисленным источникам можно выделить особенности тюбетейки пермских татар и башкир указанного периода: это была небольшая полусферическая шапочка с круглым, слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, расширяющимся к нижней части околышем. Фотографии С.И. Руденко, на которых запечатлены более двух десятков тюбетеек, позволяют предполагать широкое распространение в Тулвинском поречье в этот период простеганных тюбетеек [Российский этнографический музей. Фотоколлекция № 1022]. Тюбетейки изготавливали как в татарских и башкирских деревнях Пермского Прикамья, так пользовались спросом и изделия татарских казанских кустарей-ремесленников. Орнаментированные тюбетейки в этот период встречались достаточно редко, это были преимущественно изделия кустарного производства.

В конце Х1Х-ХХ вв. у тулвинских татар и башкир бытовали и другие виды тюбетеек, которые приобретались на ярмарках. Большой популярностью пользовались покупные тюбетейки в виде усеченного конуса — каляпуши, широко распространенные у казанских татар. Зажиточные крестьяне, муллы, купцы приобретали каляпуши, украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, канителью [6, с. 105].

Орнаментированные тюбетейки местного производства в этот период имели небогатый и несложный узор: волнистый или зигзагообразный узкий кант часто пришивался по краю околыша, на средней части околыша и на тулье вышивались небольшие круглые розетки. Розетки формировались из перекрещиваемых в центре и лучами расходившихся по кругу нитей. На черно-белых фото-

графиях сложно определить цветовую гамму вышивки, однако на сохранившихся образцах она не была полихромной.

Существенные изменения в орнаментальном оформлении головного убора и некоторые технологические особенности происходят к середине ХХ в., именно к этому периоду можно отнести и формирование промысла, становление основных технологических и художественных приемов, характеризующихся существенным своеобразием, выделившим бардымскую тюбетейку среди других центров производства головных уборов татар и башкир.

Формирование промысла в середине ХХ в. обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами. Этот период характеризуется распространением и популярностью разных технологий вышивки, используемых для орнаментации предметов одежды, прежде всего, фартуков. Активное распространение вышивки в это время связано с угасанием узорного ткачества, характерного для более раннего периода. Наряду с традиционным тамбуром особую популярность приобретает вышивка гладью. Характерными и наиболее расхожими в этот период явились черные фартуки, богато орнаментированные полихромной вышивкой. Ее популярность обусловила наличие почти у каждой девушки цветных хлопчатобумажных нитей для вышивания в полихромной гамме. Кроме того, в этот период живы были технологические приемы орнаментации женских головных уборов, в том числе золотного шитья и вышивки бисером, характерными особенностями которых было выполнение вышивки поверх трафарета. Таким образом, развитие в целом декоративно-прикладного творчества в этот период способствовало формированию технологических и художественных особенностей для орнаментации тюбетеек.

Другой существенной причиной развития промысла именно в этот период явилась потребность в головных уборах, которую могли удовлетворить только местные мастера. Развивающаяся промышленность не обеспечивала татарские и башкирские деревни необходимым ассортиментом домашних головных уборов, отвечающих в том числе и национальным запросам по части художественных особенностей. Приток кустарных товаров из Поволжья, в том числе и тюбетеек, в этот период прекратился вместе с разрушением прежних центров и угасанием самого промысла. В то же время потребность в праздничной тюбетейке не исчезла, она была необходима как элемент костюма жениха и подарок невесты, праздничный головной убор для семейных торжеств и ритуалов, общественных праздников, в том числе и сабантуя.

Таким образом, целый комплекс причин явился фактором включения механизма саморазвития традиций и формирования на собственной этнической основе, с учетом сложившихся местных технологических и художественных приемов промысла по изготовлению орнаментированных тюбетеек. На протяжении более чем полувекового периода происходило развитие промысла, совершенствование технологических приемов, применение новых материалов.

Технологические особенности изготовления бардымской тюбетейки имеют свои устойчивые каноны. Изготавливалась тюбетейка обычно из ворсовых тканей — плиса, бархата, плюша. Известны шапочки, выполненные из плотных гладких тканей. Для традиционных бардымских тюбетеек был характерен черный цвет. Черные орнаментированные тюбетейки — классический и наиболее распространенный вариант этого головного убора Тулвинского поречья. Известны тюбетейки, выполненные из материалов и другого цвета — темно-синие и темно-зеленые, бардовые. В 2000-е годы появляется новый вид — белая тюбетейка, неизвестная ранее. Так промысел достаточно быстро и адекватно отреагировал на появление светлых мужских костюмов, особенно в качестве нарядов жениха, так как традиционная тюбетейка по-прежнему сохранилась в свадебном костюме [7, с. 306-339].

Бардымские тюбетейки приобрели с течением времени особую, характерную только для пермских татар и башкир, форму: невысокий околыш цилиндрической формы и полусферический пирамидальный верх, выполненный из четырех клиньев. Первоначально в пермских тюбетейках полусферический верх значительно не выступал над околышем, однако появление орнаментированного верха потребовало увеличения этой части тюбетейки. Головной убор стал выполняться так, чтобы верхняя часть значительно выступала над околышем. Благодаря такому конструктивному решению орнамент верхней части тюбетейки был лучше виден. Увеличение верхней части происходило постепенно, только в последние десятилетия тюбетейка достигает своей современной формы. Тюбетейки 1960-е гг. имеют меньшую верхнюю часть.

Этапы создания тюбетейки имеют четкую последовательность, они связаны с основными технологическими приемами ее изготовления. Первоначально выкраиваются пять основных деталей изделия: неширокая длинная полоса для околыша, четыре клина в форме правильных равнобедренных либо равносторонних треугольников. Выкраивание деталей обычно происходит по трафаретам. Обычно у мастериц подобраны несколько трафаретов для разных размеров тюбетеек: «Есть заготовки на все размеры из картона, есть на 60 сантиметров (окружность головного убора), еще побольше есть, есть на 55 сантиметров» (Бардымский район, с. Березники). Выкроенные заготовки подшивали к плотному картону. В некоторых случаях ткань и картон на деталях-заготовках соединяли при помощи крахмала. После раскроя приступали к орнаментации. Каждая деталь орнаментировалась отдельно. После выполнения вышивки на всех деталях, изделие собиралось: четыре клина сшивались вместе, образуя верх тюбетейки, затем верхняя часть соединялась с околышем так, чтобы раппорты узора этой части сходились с узорами верха тюбетейки. После соединения всех деталей изготавливалась подкладка из мягкой однотонной или цветной ткани — ситца, сатина. Чаще всего она также выполнялась из отдельных деталей, полностью повторяя раскрой тюбетейки. За счет того, что верхние клинья и околыш подшивались к картону, тюбетейка была плотной и жесткой, хорошо держала заданную

136

форму. Готовое изделие обычно не стирали и использовали как праздничный и выходной головной убор.

Первоначально, особенно в 1950-1970-е гг., тюбетейка, как правило, орнаментировалась вышивкой цветными нитями. Однако доступность с 1980-х гг. бисера, а с 1990-х и 2000-х и других материалов для украшения тюбетеек и создания узора, обусловили большую вариативность в технологических приемах. С начала 1990-х гг. вышитая цветными нитками тюбетейка постепенно уступает по распространенности головному убору, орнаментированному бисером. Появление в 1990-2000-е гг. разнообразной швейной фурнитуры обусловило активное использование блесток-паеток и других элементов в орнаментации тюбетеек.

Выполнение вышивки также имело характерные технологические особенности. Сначала по образцу вырезался трафарет узора из плотной бумаги или картона. Каждая мастерица хранила множество образцов элементов узора, из которых и составляла композицию. Трафарет пришивался к материалу и только затем обшивался хлопчатобумажными цветными нитями в технике глади. За счет трафарета узор имел четкие контуры и объемность. Такой прием обшивания трафарета имеет прямые аналоги в вышивке головных уборов калфаков, на которых золотными нитями, канителью и бисером также узор чаще всего выполнялся поверх подложенного трафарета. Иногда вышивку дополняли бисером: отдельные цветные бисеринки пришивали по контуру узора.

Вышивка бисером также выполнялась по трафарету, в этом случае в качестве трафарета использовалась фольга или фольгированная бумага. Обычно для этого применяли серебристую фольгированную бумагу, в которую упаковывали чай. Фольгу из под шоколадных плиток использовали, предварительно приклеив ее вареным картофелем на бумажную основу: «У фольги чтобы была бумажной основа. Заготовки на фольгу надо приклеить картошкой. Утюгом, картошкой. Картошку сварим, мажем и сюда, и утюгом, клеится она. Если клеем клеить -иголкой не проткнуть его, иголка ломается. Вышиваем» (Бардымский район, с. Березники). Необходимость в фольгированном трафарете обусловлена тем, что наиболее популярный для вышивки тюбетеек цветной прозрачный стеклянный бисер в этом случае приобретал особый блеск: «Если фольгу не сделать, бумажку, он [узор на тюбетейке] не светится. Если фольгу - светится, бисер хорошо светится» (Бардымский район, с. Березники). Бисером заполнялось все пространство узора по трафарету.

Основными навыками изготовления и орнаментации тюбетеек владела вся женская часть населения Тулвинского поречья, хозяйки шили тюбетейки своим домашним, на подарок родственникам и знакомым. Однако в каждой деревне были и особые мастерицы, специализирующиеся на изготовлении тюбетеек на заказ. Как правило, они владели более профессиональными навыками, были более опытными, их тюбетейки считались более совершенными. Технологические основы изготовления и орнаментации тюбетеек при этом оставались общими,

137

различаясь лишь в деталях. Мастера, работающие на заказ, часто имели свои стилистические особенности в орнаментации. Отдельные мастера, насколько показывают наши полевые материалы, создавали и свои узоры, при этом в рамках общих местных орнаментальных традиций вышивки тюбетеек.

При всем многообразии и вариативности узоров, у бардымской тюбетейки есть свои особенности композиции раппортов узора на головном уборе, своеобразие ее цветового решения. Для Тулвинского поречья обязательным является четырехкратное повторение раппорта узора на верхней части тюбетейки — по одному на каждом клине. Узор должен был располагаться в рамках треугольника, заполняя значительную часть детали-клина. На околыше также идет четырехкратное повторение раппорта узора, при этом каждый раппорт должен располагаться непосредственно под узором верхней части. Особенностью композиции узора на околыше является его стилистическое единство с узором верхней части. Нижняя часть узора обычно повторяет большую часть узора верхней части.

Цветовое решение орнамента тюбетейки также имеет свои закономерности, прежде всего, характеризуется полихромностью. При вышивке нитками каждая деталь узора выполняется разным цветом. При этом при орнаментации тюбетеек в целом могли использоваться нити от двух до десятка цветов. Особенностью цветовой композиции является и отсутствие повторения в цветовом решении отдельных раппортов узора. При вышивке бисером также нередко бусинами одного цвета заполняли отдельную деталь узора, хотя чаще всего использовали иные варианты. В с. Березники Бардымского района, например, считали, что контур каждой детали должен быть выполнен более светлым бисером, нежели ее внутреннее заполнение: «На край посветлее надо. Белый надо обязательно, чтобы контур был ярче, а внутри можно и потемнее цвета подобрать. Чтобы она издалека была видна». Полихромность в выполнении узоров тюбетейки связана с общими традициями декоративно-прикладного искусства татар и башкир: она характерна для ткачества, вышивки, аппликации [4; 1].

Состав узоров, встречающихся на бардымской тюбетейке, многообразен, одни из них являются более распространенными, в других видны проявления индивидуального творчества мастериц. Наиболее типичным и популярным узором является яфрак — лист, чаще всего встречающийся на вышитых нитями тюбетейках: «Это старинный, называется. Это не цветок, лист яфрак. Это вообще старинный узор. Это у нас в Березниках самый ходовой узор» (Бардым-ский район, с. Березники). Технология выполнения вышивки по трафарету обусловила выполнение узора широкой полосой контура по краям и незаполненную вышивкой среднюю часть листа. Края листьев оформлялись зубчатым профилем. Общая композиция узора включает в себя трилистник на верхней части тюбетейки и два соединенных листа в нижней части. Каждый лист выполняется нитями разного цвета. Трилистник — один из наиболее распространенных мотивов орнамента татар и башкир, известный с древности [4, с. 48]. Особенностью бар-дымского трилистника является его использование как самостоятельного орна-

138

ментального мотива. В целом следует отметить, что растительные композиции являлись доминирующими в составе орнамента бардымской тюбетейки.

Среди узоров, выполняемых мастерицами в с. Березники Бардымского района — цветок колокольчика, ромашки, гусиная лапка. Популярность того или иного узора в отдельной деревне обусловила появление и географических наименований узоров — таныпский узор, ишимовский узор, березниковский узор по названиям населенных пунктов Танып, Ишимово, Березники: «В этой деревне этот узор, в другой — другой. Этот узор ишимовский, соседней деревни. Все время там так вышивали. А у нас вот этот узор. Это тоже ишимовский орнамент. А это — таныпский, в Таныпе другие орнаменты» (Бардымский район, с. Березники).

Бардымская тюбетейка с ее художественными традициями оказала влияние и на соседние территории Пермского Прикамья, прежде всего, Сылвенско-Иренское поречье. В татарских деревнях этих территорий можно встретить не только тюбетейки, приобретенные у мастериц Бардымского района, но и изделия местных мастеров, испытавшие сильное влияние бардымской традиции. В то же время для сылвенско-иренских татар характерно отступление от технологических особенностей изготовления тюбетейки, менее строгое следование канону в подборе узора и выстраивании композиции.

В последние десятилетия бардымская тюбетейка переживает один из сложных и интересных этапов своего развития. Она испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны головных уборов массового производства, прежде всего, легких турецких матерчатых тюбетеек с машинной вышивкой. Определенное влияние оказывает на современное развитие промысла казанская тюбетейка, как более известный и раскрученный бренд России. Наблюдается не только копирование казанских вариантов тюбетеек с плоским верхом, но и использование технологических приемов изготовления казанской тюбетейки, прежде всего - простегивания. Более простые в исполнении орнаментальные мотивы казанской традиции также проникают в Тулвинское поречье. В этих условиях требуются дополнительные общественные усилия по сохранению и развитию промысла, сохранению художественных традиций.

В то же время о развитии промысла свидетельствуют в настоящее время творческие поиски бардымских мастеров, как, например, появление нового варианта тюбетейки — небольшого сувенира с сохранением формы и орнаментальных приемов бардымской тюбетейки. Явлением нового времени стало и отмечавшееся ранее появление свадебных белых тюбетеек. Творческое развитие получает и орнаментальная традиция. В с. Березники живет одна из самых знаменитых бардымских мастериц — Ануза Сакаева. Ее работы отличаются не только изяществом и тонкостью рисунка, но и особым почерком, который позволяет из сотни выделить тюбетейки мастерицы. В руках мастера не только сохраняются традиционные узоры и стиль бардымской тюбетейки, но и рождаются новые идеи. Именно А. Сакаева сотворила «бардымский» узор, в котором нашли

139

место и цветок колокольчика и лапка гуся — символы Бардымского района, вошедшие и в герб муниципального образования.

«Бардымская тюбетейка» как один из традиционных и развивающихся народных промыслов стала одним из символов не только Бардымского района, но и всего региона. Коллекции бардымской тюбетейки сегодня представлены в ведущих прикамских музеях — Пермской государственной художественной галерее, Пермском краеведческом музее, Бардымском краеведческом музее. В 2007 г. в с. Березники Бардымского района открылся «Музей тюбетейки», в котором собраны лучшие работы местных мастериц за последние полвека. Работники музея не только знакомят туристов и гостей с творческим наследием бардымской тюбетейки, но и проводят мастер-классы по изготовлению и орнаментации этого головного убора [2]. Знакомство с бардымской тюбетейкой происходит и в образовательных учреждениях, где на уроках технологии, татарского языка педагоги знакомят учащихся и с народным промыслом. Технологии пошива традиционной тюбетейки осваивают также в Бардымском профессиональном училище № 84. Два мастера бардымской тюбетейки получили почетное звание «Народный мастер Пермского края»: в 2014 г. Ануза Сакаева из с. Березники, в 2015 г. Розалия Тляшева из с. Барда.

Таким образом, бардымская тюбетейка явилась одним ярких проявлений народного творчества башкир и татар Тулвинского поречья. Становление технологических и художественных традиций промысла происходило в середине ХХ в. на основе традиционных технологий вышивки и этнических художественных традиций, проявившихся в орнаментальной композиции и полихромности. Уже в этот период бардымская тюбетейка приобретает яркие и характерные стилистические и композиционные особенности, выделяющие ее на фоне традиций оформления тюбетеек в других группах татар и башкир. Во второй половине ХХ в. тюбетейка местного производства стала единственным традиционным предметом в мужском костюме башкир и татар Тулвинского поречья, явившаяся главным его этническим символом. Современный этап развития промысла ставит задачу дальнейшего его сохранения и развития в сложных условиях влияния внешних художественных традиций, вытеснения предметами массового производства.

* Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 17-31-00008 «Этнокультурное пространство Урала: идентичность, культура, взаимодействие».

Библиографический список:

1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. — Уфа, Уфимский институт истории, языка и литературы Академии наук СССР, Государственный музей этнографии народов СССР, 1964. — 260 с.

2. Барда. Путеводитель / А.В.Черных, Д.И. Вайман. — СПб.: Изд-во «Маматов», 2009. — 96 с.

3. Богословская И. Об особенностях тюбетейки [Электронный ресурс]. — URL: http://fdculture.com/page386539 (дата обращения: 18.02.2016).

4. Валеев Ф. Татарский народный орнамент. — Казань: Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002. — 302 с.

5. Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. — Казань: изд-во «Заман», 1996. — 256 с.

6. Тулвинские татары и башкиры: этнографические очерки и тексты / А.В. Черных [и др.]. — Пермь: Перм. кн. изд-во, 2004. — 455 с.

7. Черных А.В. Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. — СПб.: Изд-во Маматов, 2017. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.