Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОМЫСЛОВ ИСФАРИНСКОГО РЕГИОНА (ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: КУЗНЕЧНОЕ, КОЖЕВЕННОЕ, ПИЩЕВОЕ, ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЖЕНСКИЕ ЗАНЯТИЯ)'

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОМЫСЛОВ ИСФАРИНСКОГО РЕГИОНА (ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: КУЗНЕЧНОЕ, КОЖЕВЕННОЕ, ПИЩЕВОЕ, ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЖЕНСКИЕ ЗАНЯТИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ РЕМЕСЕЛ / ПРОИЗВОДСТВО / РЕГИОН / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИСФАРА / ЦИРЮЛЬНОЕ И РИСОВАЛЬНОЕ ДЕЛО / ПИЩЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсуфбекова Зинатмо, Шовалиева Мумина

Как известно, в Исфаринском регионе в прошлом развивались различные виды ремесленного производства, в том числе кузнечное дело, кожевничество, пищевое и ткацкое производство, цирюльное и рисовальное дело. Как показывают собранные этнографические материалы последней этнографической экспедиции 2017 года, в настоящее время часть из вышеназванных видов ремесел постепенно исчезают, но, многие, в то же время, остаются частично действующими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME KINDS OF CRAFTS OF ISFARA REGION (PAST AND PRESENT STATE: BLACKSMITH, LEATHER, FOOD, WEAVER PRODUCTION AND WOMEN OCUPATIONS)

As we know, in Isfara region, in past, various kinds of crafts were developed.As we know, in Isfara region in past were developed various kind of crafts, as well as hammersmith, leather dresser, food and textile industry, barbarshop and drawing work. As reveal collected ethnographical materials of the last ethnographical expedition of 2017 year. At present the most of above named kinds of crafts carefully disappear, but many of them at the same time, remain partly acting.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОМЫСЛОВ ИСФАРИНСКОГО РЕГИОНА (ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: КУЗНЕЧНОЕ, КОЖЕВЕННОЕ, ПИЩЕВОЕ, ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЖЕНСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОМЫСЛОВ ИСФАРИНСКОГО РЕГИОНА (ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: КУЗНЕЧНОЕ, КОЖЕВЕННОЕ, ПИЩЕВОЕ, ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЖЕНСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

БАЪЗЕ НАМУД^ОИ ^УНАРМАНДИИ НО^ИЯИ ИСФАРА (ГУЗАШТА ВА ^ОЗИРА: О^АНГАРИ, ЧАРМГАРИ, ТАОМПАЗИ, БОФАНДАГИ ВА МАШГУЛИЯЩОИ ЗАНОНА)

SOME KINDS OF CRAFTS OF ISFARA REGION (PAST AND PRESENT STATE: BLACKSMITH, LEATHER, FOOD, WEAVER PRODUCTION AND WOMEN OCUPATIONS)

ЮСУФБЕКОВА Зинатмо,

к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ; ШОВАЛИЕВА Мумина Садыковна, старший научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ ( Таджикистан, Душанбе)

ЮСУФБЕКОВА Зинатмо,

н.и.т., ходими пешбари илмии шуъбаи мардумшиносии Инстиути таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи илмуои Чумуурии Тоцикистон; ШОВАЛИЕВА Мумина Садиковна, ходими калони илмии шуъбаи мардумшиносии Инстиути таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

YUSUFBEKOVA Zinatmo,

candidate of historical sciences, leading scientific officer of the Ahmad Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan; SHOVALIEVA Mumina Sadykovna. senior scientific offiser of the Ahmad Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of the RT (Tajikistan,Dushanbe), E-MAIL:mumina57@mail. ru

Ключевые слова: виды ремесел, производство, регион, этнографические материалы, Исфара, цирюльное и рисовальное дело, пищевое производство.

Как известно, в Исфаринском регионе в прошлом развивались различные виды ремесленного производства, в том числе кузнечное дело, кожевничество, пищевое и ткацкое производство, цирюльное и рисовальное дело. Как показывают собранные этнографические материалы последней этнографической экспедиции 2017 года, в настоящее время часть из вышеназванных видов ремесел постепенно исчезают, но, многие, в то же время, остаются частично действующими.

Калидвожа^о: намудуои уунарманди, истеусолот, ноуия, маводуои мардумшиноси, Исфара, сартароши, расмкаши, таомпази.

Дар даврауои гузашта, чуноне ки маълум аст, дар минтацаи Исфара намудуои гуногуни уунаманди вуцуд дошта, таращи кардаанд, ки уунаруои оуангари, чармгари, таомпази, бофандаги, сартароши ва гуландози (расмкаши) будаанд. Маводуои цамъовардаи эъзомияи мардумшиносии соли 2017 муайян намуд, ки дар замони муосир цисми зиёде аз уунаруои номбурда, оуиста-оуиста аз байн рафта истода, баъзеи ощо, каму беш боци мондаанд.

Key words: kinds of crafts, production, region, ethnographical materials, Isfara, регион, barbershop and drawing work, food craft.

As we know, in Isfara region, in past, various kinds of crafts were developed.As we know, in Isfara region in past were developed various kind of crafts, as well as hammersmith, leather dresser, food and textile industry, barbarshop and drawing work. As reveal collected ethnographical materials of the last ethnographical expedition of 2017 year. At present the most of above named kinds of crafts carefully disappear, but many of them at the same time, remain partly acting.

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО. Согласно литературным и полевым этнографическим материалам, ещё в конце Х1Х-начале ХХ века в г. Исфаре и джамоатах Ворух, Чоркух и Чилгази широко развивалось кузнечное ремесло. По сведениям Н.О. Турсунова «в 1871 году в Исфаринском районе работали 18

кузнецов» [ЦГА УЗССР, Ф.И-276, Оп.1,Д.123,Л.68-69]. Методом опроса на начало ХХ века установлены имена 22-х ремесленников-металлистов, выделывавшие кузнечные изделия, кожи, медную посуду и женские украшения» [5, 202].

В то время на указанной территории почти в каждом квартале имелся кузнец, а в крупных кварталах даже по два и три. Такой подъем ремесленного производства стал заметным здесь особенно после присоединения Средней Азии к России, когда после укрепления и развития экономических связей с ней стало легче доставать сырьё для поделок всевозможных кузнечных изделий, что привело к широкому развитию кузнечного ремесла, как в самой Исфаре, так и в Ворухе, Чоркухе и Чилгази. Как указывают средневековые письменные источники, на данной территории это ремесло славилось издревле, и в большой степени не только в связи с производством различных принадлежностей домашнего обихода и сельскохозяйственных орудий труда, но в связи с производством оружия. О древности кузнечного дела в городе Исфаре, и производстве оружия, как одной из его отраслей, в средние века гласят различные предания. Например, согласно преданиям чилгазийцев, во время нашествия арабов в Среднюю Азию население Исфары им не сдалось, а наоборот, нанесло поражение их войскам. Вполне понятно, что местное население оборонялось оружием, которое производили местные кузнецы. К ним относились мечи, стальная палица и луки, кинжалы и другие виды военного оружия. Возможно, некоторые из них были привозными из других мест, однако, в основном же их производили местные кузнецы.

Как отмечает Б.Г. Гафуров относительно всех согдийцев «С железообделочным (кузнечным) делом тесно было связано производство оружия. Кузнецы одновременно являлись и производителями оружия, однако, можно предполагать, что существовали специальные мастера по производству оружия» [1, 339]. И далее: «Атакующее оружие согдийцев состояло из дальнобойного и близкоударного оружия. Ими являлись простые и сложные луки, сабли и мечи, кинжалы, палицы и топоры. Военными доспехами, защищающими тело воина, являлись щит, броня, кольчуга и шлем»[1, 340].

Литературные данные подтверждают, что в Х1Х веке в Исфаринском районе «выделкой орудий труда и предметов быта было занято 25 человек» [5, 202]. Любопытно, что и сегодня этот вид ремесла остаётся востребованным. Причина живучести этого вида ремесла и в наши дни, осведомители объясняют отчасти тем, что сельскохозяйственный инвентарь, который применяется на более или менее ровных площадках земли в долинах, на склонах гор, а также альпийских и субальпийских участках уступает старым сельскохозяйственным орудиям труда, и поэтому, в этих местах население, как в то время, так и частично в настоящее время нуждается в труде мастеров кузнечного дела. Такие кузнецы обыкновенно в своих мастерских используют инструменты фабричного производства. Они же отчасти принимают участие в ремонтировании сельскохозяйственного инвентаря и орудий труда. К примеру, в селении Чоркух наиболее распространенным сейчас является производство ножей различных размеров для хозяйственных нужд населения в селениях.

Как нам рассказали информаторы, с кузнечным ремеслом, в своё время, были связаны некоторые цеховые отношения и правила поведения. Вообще, кузнец пользовался большим уважением, также как и почиталась кузница. Последняя содержалась всегда в полном порядке. Во время работы там собирались старики и свободная от сельскохозяйственной работы публика селения, туда же заказчики приносили угощение кузнецу и это кушанье там съедалось сообща. Женщинам посещать кузницу не разрешалось, а во время выполнения сложных и ответственных кузнечных работ вроде отливки лемехов, сварки наковальни и прочее, из кузницы удалялись все лишние незанятые в работе люди. Отмечают, что делается это во избежание «сглаза», так как существует поверье, что при излишних «зрителях» изделие получается с дефектами. Точно также считалось, что и сам мастер может от сглаза заболеть и даже умереть.

КОЖЕВЕННИКИ. РАЗВИТИЕ САПОЖНОГО ДЕЛА. В середине XVIII в. в Исфаринском округе хорошо было развито сапожное дело. Сшитые мастерами-сапожниками - устои музадуз, сапоги на каблуках - музаи пошнабаланд и кафкозча - наподобие кавказских, пользовались спросом не только в самом Исфаринском округе, но и далеко за его пределами. Кроме сапог, они изготавливали чоруки - вид обуви из сыромятной кожи без подметки и каблуков, ичиги - махси, кавш - кожаные туфли местного производства и т.п. Это ремесло передавалось также по наследству. По сведениям информаторов, мастера-сапожники Исфары ХХ века ничем не уступали по мастерству своим предкам. Было огромное число желающих купить их кавказские сапоги со скрипом и сапоги на каблуках с колокольчиками, которые стоили очень дорого, но их клиенты дожидались подобных сапог с нетерпением. Следует подчеркнуть, что династия сапожников обыкновенно проживали совместно в одном квартале, который называли « кавмом» или «тубом устоао» - «династией всех мастеров».

По материалам Н.О. Турсунова в 1881 году в Исфаринском районе зарегистрировано 7 кожевенных мастерских, а также 12 сапожных мастерских [ЦГА Тадж. ССР, Ф.34, Оп.1, Д. 104, Л. 4-5]. По опросным данным вышеназванного автора на тот момент в городе обработкой кожи было занято 39 человек [5,с.201].

ЦИРЮЛЬНИКИ. Следует оговорить, что в прошлом в каждом селении жили и работали цирюльники - сартарош, мастерство которых передавалось по наследству. Согласно литературным материалам, в середине Х1Хв. все жители селения Чилгази в Исфаре обслуживались мастерами-цирюльниками Устохасанхуча и его сыновьями Устобобохуча и Устоботур. После смерти Устохасанхуча, его ремесло унаследовал старший сын Устобобохоча, который в свою очередь обучил этому мастерству своего младшего брата Устоботур. В наши дни это ремесло продолжает существовать и им занимаются сыновья Устобобохуча - Тухтахуча и Нафтихуча. Кроме них в селении Чилгази занимались цирюльничеством ещё братья Устоабдусаттор и Устоабдугаффор, но их дети уже не унаследовали ремесло своих отцов.

РИСОВАЛЬЩИКИ. Судя по рассказам старожилов, в прошлом в селениях Ворух, Чорку и Чилгази не было профессиональных рисовальщиков, поскольку не было в обычае украшать рисунками жилое помещение. Если кто-нибудь из состоятельных людей намеревался украшать рисунками мечеть или своё жилое помещение, он приглашал рисовальщиков из Коканда или других городов. Но в конце ХХ в. украшать рисунками помещение стало широко распространенным явлением. В результате выросла плеяда искусных рисовальщиков, которая оставила след в этом искусстве своими работами по украшению помещений рисунками. По всему округу известны имена некоторых из них - Сайфиддин, Абдурахим, Фахриддин и др.

ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. О развитии обработки волокна в Исфаринском регионе в прошлом Н.О. Турсунов пишет следующее: «В 70-х годах Х1Х века в Исфаринском районе работали 8 прядильщиц, 3 шелкомотальщика, 3 красильщика, 40 ткачей [ЦГА УзССР, Ф.И-276, Оп.1,Д.123,Л.68-6]. В 1881 году в г. Исфаре функционировали 29 мастерских, ткущих мату и алачу [ЦГА Тадж. ССР, Ф.34, Оп.1, Д.104,Л.4], а в начале ХХ века в городе было 32 ткача [5, 211].

В конце XVIII-начале Х1Х вв. в Исфаре и окружающих его селениях, в частности Чилгази, Ворух и Чоркух существовали маленькие ткацкие предприятия. Мастера работали на ткацких станках - «дукон» дома. Согласно литературным материалам, известный ткач по имени Мирназир из Чилгази купив всем трем своим сыновьям - Мирзокодиру, Мирзоаъзаму и Мирзобобо ткацкие станки, обучил их этому ремеслу. Другой житель этого деха - Мирзоиброхимсуфи также в своем доме установил ткацкий станок и занимался ткачеством. Такие же станки имелись у других жителей селения - Устосармусока, Юнусбоя, Мизошарифа и Мухаммадраджаба. Поскольку их станки-дукон были ручными, они выделывали такие виды тканей как карбос, алоча, мала и другие гладкие ткани. О том, что существовали станки, выделывающие атлас, адрас, шелка, бекасам, каких-либо сведений не существует. Отсюда можно сделать вывод, что более дорогие ткани население селений покупали на базарах в Исфаре или городах, находящихся по соседству [6, 150].

ПИЩЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Как отмечает Н.О. Турсунов «из ремесел наиболее развитыми были пищевые промыслы. Статистические сведения 1881года отмечают в Исфаре следующее число мастерских, выпускавших пищу и пищевые продукты: 4 пекарни, 5 мясных лавок, 10 мельниц, 15 маслобоек [ЦГА Тадж. ССР, Ф.34, Оп.1, Д.104, Л.4-5]. В те годы на территории всего Исфаринского района действовали 31 мельница, 31 толчея и 47 маслобоек [ЦГА УзССР, Ф. И-276, Оп.1, Д.123, Л.64-65]. И далее Н.О.Турсунов добавляет «по нашим этнографическим материалам, пищевыми промыслами в Исфаре и Навгилеме начала ХХ века занимались 126 человек. Из них маслобойщиков было 30 человек, пекарей - 37 человек, мясников - 24 человека, поваров - 11 человек [5, 201].

Пекари — нонвой^о. По нашим этнографическим материалам, во второй половине Х1Хв. в селениях Исфаринского района работали мастера-пекари. Они выпекали лепешки для большого числа людей, для свадеб и других общественных мероприятий. Их ремесло переняли дети и внуки. Например, в селении Чилгази в начале ХХ в. прославился пекарь Устомахкам, сын Мираюби, а затем очень известным пекарем стал его ученик Шодии Навруз, который выпекал прекрасные лепешки, и поэтому к его имени уважительно добавляли слово «охон» - и все его стали называть Шодиохон. В его честь один из его сыновей Мирааббос по дороге в селение Таги дашт открыл ресторан, назвав его именем отца -Шодии Навруз. До сих пор в селениях Исфаринского района известны около десятка хороших пекарей по выпечке хлеба.

Повара по приготовлению оши палов - ошпаз^о. В селениях Исфаринского района нет ни одного человека, который бы не смог приготовить национальное блюдо - палов. Кроме того, в каждой семье есть один-два человека, которые могли бы приготовить плов на 40-50 и более человек.

Однако на больших мероприятиях селения, где собиралось большое число людей: свадьбы, праздники и т.п. приготовить плов для большого количества людей требовало особого мастерства. Поэтому, в каждом селении было по 5-6 специально обученных поваров - ошпазов, которые готовили плов для большого числа людей. С середины Х1Хв. по настоящее время известны имена таких ошпазов как Устодадабой, Мирсаиди, в начале ХХ в. - Устолура, Устосалоаиддин, в середине ХХ в. Икромиддин, Зоаирхон, в настоящее время - Назирхула, Ортукбой и др.

Кондитеры-ширинипаз. Бекмес - «ширини» готовили издавна. Оно являлось самым древним занятием исфаринцев, поскольку сахар был в то время недоступен. Готовили его чаще из тутовника, однако использовали для его приготовления и дыни, арбузы, виноград, груши, большие круглые сливы -куксултан, вишни, черешни, небольшие груши - муруд и т.п. Бекмес из тутовника имел также и лечебное значение, поскольку излечивал тело человека от простуды и других заболеваний. Тутовник имелся почти в каждом доме, и готовить бекмес умели все. Его хранили в больших керамических кувшинах вплоть до лета, поскольку, как уже было отмечено, он заменял собой сахар и варенье. Следует заметить, что из него готовили также халву и варенье.

Способ его приготовления был таким: встряхивали поспевшие тутовые ягоды с дерева на развернутую ткань, затем очищали все от мусора. Ягоды клали в котел и кипятили. Охладив, отжимали ягоды руками и выбрасывали «мусор», оставшийся от отжима. Затем полученный раствор вновь заливали в котел и долго кипятили. Считалось, что если капелька бекмеса не расплывалась на тарелке, то он был готов к употреблению. Затем его заливали в глиняные кувшины и закрывали горловину, оставив для хранения.

Красная мучная халва-^алвои сурхаки орди. Такую халву готовят для праздников, и её умеют готовить все. Для этого, поджаривают в котле немного муки и остужают её в кастрюле. Затем в котел заливают бекмес (ширини) или же сахарный сироп и смешивают его с прокаленным маслом. В эту смесь постепенно добавляют частями прожаренную заранее муку, и замешивают тесто. Должно получиться крутое тесто, которое скатывают в шарики - зувола. Зувола проводят через сито - галбер прямо на тарелки.

Жидкая халва-^алвоитар. У исфаринцев, в частности в Ворухе и Чилгази существовал такой обычай, что если гость останется в доме с ночёвкой, на завтрак ему обязательно готовили и готовят сейчас халву - аалвоитар. Для этого, раскаливают на огне масло, насыпают немного муки, постепенно замешивая, чтобы не подгорела. Как только получается красноватый или шоколадный цвет, массу раньше заливали тутовым или виноградным бекмесом, а в настоящее время - растворенным в воде сахаром - кандоб. В итоге получается кашицеобразная смесь, которую на медленном огне, помешивая деревянной ложкой, доводят до загустения.

Среди населения об этом блюде существует сказание. В одной из стран принц женился на принцессе. В один из дней, принц пришёл во дворец и велел принцессе приготовить халву - халвоитар. Принцесса подготовила следующие ингредиенты: муку, масло, сахар, воду и др. продукты. Только она не знала, кладут ли в халву соль, но не решалась спросить об этом кого-либо. Чтобы узнать об этом, она поднимается на крышу дворца и видит, что какая-то женщина быстрым шагом идёт по улице. Стоя на крыше, принцесса, остановив её, с укором бросает ей: «Смотрите, как плывёт эта женщина, прямо как халва без соли». Та в ответ - «Лучше умри, так называемая принцесса, если даже не знаешь, что халва готовится без соли». Она тут же сходит с крыши и быстро готовит халву без соли. Испробовав халву, муж остался доволен.

Варенье-мураббо. С древних времен здесь широко была распространена заготовка варений. Варенье, как считают местные жители, обладает лечебными свойствами: оно излечивает от простуды, является успокоительным и т.д. Варенье обычно готовят из винограда, инжира, айвы, черешни, абрикосов, дыни, небольших местных груш - муруд, лимона, вишни, яблок, дынь, арбузов, персиков, и пр. Признаками готовности варенья являются: когда пена собирается посредине; фрукты находятся внутри содержимого, а не поверх варенья; капелька варенья на посуде не расплывается по тарелке.

Халва-халвоча. Халвоча — это лечебное варенье, особенно для пожилых людей. Халвоча делают из листьев и отходов абрикосовых деревьев специальных сортов как курутаки, мирсащалй, бинигори, учма, зарифи и др.

Аштак или сухие листья абрикосового дерева «курутаки» бросают в помол на мельнице, засыпают грецкими орехами или арахисом, все перемалывают. Затем все утрамбовывают в керамические кувшины и, используют для угощения гостей.

Халва-халвои тут или тутталкон. Тутталкон - это очень полезная пища: она разжижает кровь человека, что облегчает ее течение по кровеносным сосудам, улучшает работу сердечнососудистой системы, омолаживает человека.

С этой целью тутовник собирают на развернутую ткань, тряся дерево, высушивают его - делают тутмавиз. Затем относят фрукты на мельницу, и во время перемола, добавляют туда грецкие орехи или же арахис. После чего их утрамбовывают в большие кувшины и так сохраняют до весны. По мере надобности их используют.

Кондитеры-цаннод^о. Кондитерское дело здесь было развито очень давно, точнее с середины Х1Х- начала XX вв. Тогда ещё славились местные кондитеры из Чилгази Муааммадолими баккол и Мирзоэшон. Они изготовляли печак, оби дандон, лавз, аалвои пашмак. На свадьбы готовили сахар и набот. Они сами продавали в лавке эти сладости. До конца XX в. никто больше не занимался этим ремеслом. В конце XX в. в селении появился ещё один опытный кондитер - Курбонов Нарзулло, который мог приготовить печак, лавз, оби дандон, аалвои пашмак, каавадор, прекрасные сладкие наботы.

ЖЕНСКИЕ ЗАНЯТИЯ И РЕМЕСЛА. Среди женских занятий можно отметить такие занятия как гулдузй-вышивка на ткани и цурокдузй-изделия из мелких кусочков ткани, объединенных в виде различных узоров или пэчвок. По этнографическим материалам 2017 года в селениях Ворух, Чоркух и Лаккон Исфаринского района в изделиях ежедневного обихода часто встречаются вышивки гулдузи и пэчвок - курокдузи. Кроме того, способом гулдузи и курокдузи изготавливают руйчо - постельное покрывало, чойнамозы - молитвенные коврики, наволочки, курпачи, подушки и т.п. В селении Xуснобод сельсовета Ким Исфаринского района отмечены гулдузи и курокдузи из разных тканей, в том числе и из ткани велюр (новый стиль куроков): чойнамозы, чимилики - свадебный занавес, сузани, подушки, шестиугольные подушки (шашкунча).

Таким образом, в результате сбора этнографических материалов в Исфаре и её селениях выяснилось, что в настоящее время многие древние виды ремесел и промыслов Исфары, селений Ворух, Чоркух, Чилгази и других не сохранились, но некоторые продолжают существовать и развиваться, хотя и в несколько видоизмененной форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гафуров Б. Г. Тоцикон. 4,1. - Душанбе: Ирфон, 1987. - 418 с.

2. Полевые записи Исфаринской этнографической экспедиции 2017 года Юсуфбековой З. Полевой дневник. -№1. - 2017 г.

3. Полевые записи Исфаринской этнографической экспедиции 2017 года Шовалиевой М. Полевой дневник № 2. -2017 г.

4. Одинаев Б. Керамика Таджикистана XX-XXI веков. - Душанбе: ТНУ «Сино», 2018. - 232 с.

5. Турсунов Н.О. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана Х1Х-начала ХХ вв. - Душанбе: Ирфон,1976. - 302с.

6. Шарифзода Бобокарим. Чилгази (Кцсса^о аз таърихи деуаи Чилгазии вилояти Сугд). -Хуцанд, 2006. - 248с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.