Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / противодействие / профессиональная подготовка / образовательная деятельность / экстремизм / терроризм / военно-политическая (политическая работа) / идеология / педагогическая программа / cadets / counteraction / professional training / educational activity / extremism / terrorism / military-political (political work) / ideology / pedagogical program

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Э.В. Рябцев

Статья посвящена обобщению результатов научного исследования, проведённого в Санкт-Петербургском военном институте Росгвардии с курсантами экспериментальной группы, полученных после внедрения педагогической программы, направленной на решение актуальных задач профессиональной подготовки курсантов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Автором сделан обзор текущей политической ситуации; представлен анализ материалов средств массовой информации, отражающих сведения о террористических актах, совершенных на территории России в 2022–2023 гг.; сформулирована миссия войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом; раскрыто содержание разработанной педагогической программы «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Э.В. Рябцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON COUNTERING EXTREMIST MANIFESTATIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE ROSGVARDIYA MILITARY INSTITUTE

The article studies generalization of results of a scientific study conducted at the St. Petersburg Military Institute of the Russian Guard with cadets of the experimental group, obtained after the introduction of a pedagogical program aimed at solving urgent problems of professional training of cadets to counter the ideology of extremism and terrorism. The author gives an overview of the current political situation; presents an analysis of media materials reflecting information about terrorist acts committed on the territory of Russia in 2022-2023; formulates the mission of the National Guard troops of the Russian Federation in the fight against terrorism and extremism; reveals the content of the developed pedagogical program “Development of readiness of cadets of military institutes of the VNG of the Russian Federation to counter the ideology of extremism and terrorism”.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ»

УДК 378

Ryabtsev E.V., senior lecturer, Department of Psychology of Official Activity of the Faculty (Military and political work), St. Petersburg Military Institute Orders

of Zhukov of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON COUNTERING EXTREMIST MANIFESTATIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE ROSGVARDIYA MILITARY INSTITUTE. The article studies generalization of results of a scientific study conducted at the St. Petersburg Military Institute of the Russian Guard with cadets of the experimental group, obtained after the introduction of a pedagogical program aimed at solving urgent problems of professional training of cadets to counter the ideology of extremism and terrorism. The author gives an overview of the current political situation; presents an analysis of media materials reflecting information about terrorist acts committed on the territory of Russia in 2022-2023; formulates the mission of the National Guard troops of the Russian Federation in the fight against terrorism and extremism; reveals the content of the developed pedagogical program "Development of readiness of cadets of military institutes of the VNG of the Russian Federation to counter the ideology of extremism and terrorism".

Key words: cadets, counteraction, professional training, educational activity, extremism, terrorism, military-political (political work), ideology, pedagogical program

Э.В. Рябцев, доц., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ

Статья посвящена обобщению результатов научного исследования, проведённого в Санкт-Петербургском военном институте Росгвардии с курсантами экспериментальной группы, полученных после внедрения педагогической программы, направленной на решение актуальных задач профессиональной подготовки курсантов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Автором сделан обзор текущей политической ситуации; представлен анализ материалов средств массовой информации, отражающих сведения о террористических актах, совершенных на территории России в 2022-2023 гг.; сформулирована миссия войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом; раскрыто содержание разработанной педагогической программы «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма».

Ключевые слова: курсанты, противодействие, профессиональная подготовка, образовательная деятельность, экстремизм, терроризм, военно-политическая (политическая работа), идеология, педагогическая программа

Для Российской Федерации и для её граждан 2022-2023 годы стали временем суровых испытаний, связанных с постоянно нарастающей агрессией западного мира и попыток изоляции нашей страны не только на международной, политической и экономической аренах, но и значительным увеличением количества террористических актов на её территории, следы которых ведут в официальные представительства недружественных нам государств. Проведя анализ средств массовой информации, можно констатировать некоторые факты [1]:

- 1 апреля 2022 года - пожар на нефтебазе в Белгороде, произошедший в результате удара украинской авиации, приведшей к материальному ущербу;

- 1 мая в Курской области произошла закладка и подрыв взрывного устройства железнодорожного моста и полотна (67 километр «Суджа - Сосновый Бор»), приведший к разрушениям;

- 4 мая 2022 года в Нижневартовске двое молодых людей, ранее завербованных спецслужбами Украины, подожгли здание военного комиссариата;

- 4, 9, 12 августа 2022 года в Курской области украинские диверсионные группы осуществили подрыв шести опор ЛЭП, осуществляющих энергоснабжение важных объектов промышленности и других объектов социальной инфраструктуры;

- 26 сентября 2022 года произошла диверсия на Северных потоках, приведшая к колоссальному материальному ущербу, следы которой ведут к участию недружественных западных стран;

- 8 октября 2022 года на Крымском мосту произошёл подрыв грузового автомобиля, начинённого взрывчатым веществом, в результате которого погибли 5 человек и причинён значительный материальный ущерб;

- 15 октября 2022 года на полигоне Западного военного округа в Белгородской области двое граждан СНГ во время занятий с добровольцами открыли огонь из стрелкового оружия по личному составу 11 человек погибли, 15 получили ранения. Минобороны РФ и следствие признало произошедшее терактом;

- 2 марта на территорию Климовского района Брянской области с Украины проникла диверсионно-террористическая группа, которая, открыв беспорядочную стрельбу и заминировав объекты, скрылась. В результате погиб местный житель и ранен ребёнок.

А ещё были вооружённое нападение на школу в Ижевске, жертвами которого стало 18 человек, резонансные убийства корреспондентов Дарьи Дугиной и Максима Фомина и другие преступления.

Исходя из анализа преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных в Российской Федерации, по официальным статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ в 2022 году, отмечается их рост более чем на 48% [2].

Можно с уверенностью отметить, что в условиях современного общества экстремистские проявления не только набирают обороты, но и представляют

серьёзную угрозу нашему обществу, необходимость противодействия которым детерминируют актуальность темы данной статьи.

В своём выступлении на ежегодной расширенной коллегии ФСБ России, состоявшейся в феврале 2023 года, Президент России В.В. Путин отметил: «... Столь же активно надо противодействовать экстремизму Число подобных преступлений за прошедший год также выросло. И, конечно, нужно выявлять и пресекать противозаконную деятельность тех, кто пытается расколоть, ослабить наше общество, использует как оружие сепаратизм, национализм, неонацизм и ксенофобию. Это тоже всегда применялось в отношении нашей страны, а сейчас, конечно, попытки наиболее активные - попытки активизировать всю эту мразь на нашей земле.» [3].

В соответствии с законодательством РФ, на войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ) возложена задача участия в борьбе с терроризмом и экстремизмом [4]. Кадры для выполнения этой задачи готовятся в военных учебных заведениях ВНГ РФ.

Цель данной статьи - дать анализ опытно-экспериментальной работы по апробации педагогической программы «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма» в Санкт-Петербургском военном институте Росгвардии с курсантами экспериментальной группы. Для реализации данной цели необходимо решить задачи: констатировать проблемы готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма; сформулировать миссию войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом; раскрыть содержание разработанной педагогической программы «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма»; обобщить и проанализировать результаты работы в экспериментальной группе и наметить перспективы развития этой темы.

В статье О.Л. Поминовой отмечается, что образовательная среда военного института оказывает существенное влияние на формирование у курсантов мировоззренческой позиции, нравственных, семейных и патриотических ценностей, гуманистических качеств, что в результате способствует правильному пониманию сущности терроризма и неприятию его идеологии [5]. Таким образом, научная новизна и теоретическая значимость данной статьи обусловлена разработкой и апробацией педагогической программы «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма».

В Санкт-Петербургском военном институте Росгвардии был проведён ряд обследований, связанных с антиэкстремистской гигиеной и профилактикой среди курсантов. Ранее результаты данного обследования нашли своё отражение в исследованиях Э.В. Рябцева о степени готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма [6], позво-

ливших выделить наиболее острые проблемы, основными из которых явились такие как:

- слабые теоретические познания понятия «экстремизм» - только 71% курсантов факультета (командного) и 62% факультета (военно-политической работы) посчитали себя достаточно хорошо информированными в теоретическом плане, у остальных - познания в общих чертах;

- практически у 26% курсантов вызвал сомнение тот факт, что в современном обществе существует проблема экстремизма и терроризма, из них 6 военнослужащих вообще не посчитали эти явления опасными для общества;

- присутствие у значительной части курсантов обоих факультетов (32% и 31%) чувств раздражения или неприязни к представителям иной национальности и вероисповедания, наталкиваемое на вывод, что у определенной части личного состава имеется уязвимость и возможная зависимость от радикальных взглядов;

- 21% курсантов (17и% и 25%) посчитали, что проблема экстремизма или терроризма их однозначно не коснётся либо сомневаются в этом;

- отсутствие у 20% (16% и 20%) военнослужащих осознания того, что противодействовать проявлениям экстремизма - это их долг и обязанность в недалёком офицерском будущем, несмотря на возложенную законами РФ задачу;

- посчитали себя подготовленными в полном объёме только 45% курсантов (50% и 40%), остальные 37% (35% и 39%) - не в полном объёме.

На основании полученных результатов нами была разработана педагогическая программа «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ к противодействию идеологии экстремизма и терроризма» и внедрена в систему военно-политической работы одного из подразделений факультета (военно-политической работы). Программа состоит из трёх частей: первая часть содержит организационно-педагогические мероприятия, связанные с проведением констатирующего и формирующего экспериментов, вторая часть включает теоретический курс «Экстремизм и терроризм - мировая угроза общественной безопасности, вызовы и противодействие», учебные и воспитательные цели, задачи, распределение времени и содержание предложенных тем в системе военно-политической работы, третья часть отражает мероприятия практического курса в системе военно-политической работы (по направлениям) и программу психолого-педагогического тренинга. При этом вся работа с личным составом была проведена в соответствии с нормативными требованиями, установленными руководящими документами Росгвардии по организации и проведению военно-политической

работы. Дополнительные часы, не предусмотренные распорядком дня и регламентом служебного времени военнослужащих, не использовались. По итогам внедрения программы были получены следующие результаты.

Военнослужащим экспериментальной группы были предложены вопросы, связанные с проблемой экстремизма и терроризма, результат исследований показан на рисунке (гистограмма 1). Всего в опросе приняло участие 60 курсантов из числа экспериментальной группы. Более 90% курсантов указали на то, что у них сформировалось чёткое понятие, что такое экстремизм и терроризм, в чём их отличие, что на 20% лучше показателей результата констатирующего эксперимента (позиция 1), а 95% военнослужащих отметили, что дополнительные занятия (мероприятия) в объёме пройденной программы повысили их теоретический уровень в вопросах экстремизма и терроризма (позиция 2).

Немаловажным является тот факт, что более 90% респондентов считают, что проведение с ними дополнительного комплекса педагогических мероприятий антиэкстремистской направленности поспособствовало повышению мотивации и ответственности перед возможно предстоящими задачами по борьбе с экстремизмом и терроризмом и показало положительную динамику для саморазвития и самосовершенствования, что положительно скажется в работе с подчинённым личным составом в их будущей офицерской карьере (позиция 3).

Одним из проблемных вопросов, возникших на этапе проведения констатирующего эксперимента, явилось испытание неприязни к представителям других национальностей в коллективе, каковых было более 30%. По результатам внедрения программы 53% курсантов изменили своё отношение в положительную сторону, 40% остались при своём мнении, т. е. по-прежнему не испытывают неприязненных чувств, и лишь 4 (6%) человека указали на негативное отношение к представителям других национальностей. Для воинского коллектива не составляет труда выделить такую категорию в отдельную группу и провести с ними комплекс дополнительных мероприятий (позиция 4).

По мнению Э.В. Рябцева, национальный и конфессиональный факторы -одни из ключевых в деятельности командиров подразделений на этапах формирования и развития курсантских коллективов в вопросах профилактики и формирования готовности к противодействию экстремистским проявлениям, которые обязывают командиров курсантских взводов и рот проводить анализ, изучение, организацию этой работы в объёме образовательного и воспитательного процессов [7; 8].

Гистограмма1.Результаты,полученныевэкспериментальной группекурсантовпосле внедрения программы

Следует отметить, что после внедрения программы курсанты экспериментальной группы стали более объективно оценивать масштаб и уровень опасности возможных экстремистских и террористических угроз в современном обществе. На фоне проведения специальной военной операции на Украине 96% опрошенных стали считать, что борьба с терроризмом и экстремизмом - это долг и святая обязанность офицеров Росгвардии (позиция 5). На констатирующем этапе такой позиции придерживались лишь половина из числа курсантов, принявших участие в анкетировании.

80% опрошенных курсантов считают, что негативная и противоправная информация, содержащаяся в различных СМИ, без её анализа и разъяснения командирами (начальниками) подчинённым отрицательно может повлиять на военнослужащих и состояние служебно-боевой (служебной) деятельности, особенно информация, исходящая их различных источников сети Интернет, однако 4 (6%) военнослужащих указали на то, что каждый сам способен разобраться в поступающей информации, и вмешиваться командирам (начальникам) в данный процесс не требуется. Ещё 4 человека (6%) указали на то, что информация не влияет никак на сознание людей, что также говорит о необходимости продолжения работы с курсантами в данном направлении (позиция 6).

Курсанты в абсолютном своём большинстве считают, что на качественное выполнение задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом влияет уровень теоретической, тактической, практической, физической подготовки личного состава, а также обеспеченность необходимым вооружением, боевой и специальной техникой, запасом материальных и технических средств, при этом 90% считают себя подготовленными к вопросам противодействия на «хорошо» и «отлично» (позиция 7). Ранее только лишь 45% курсантов считали себя подготовленными в полном объёме для борьбы с экстремистскими вызовами.

Несомненно, нам в условиях проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины был интересен вопрос отношения курсантов к её проведению и готовность выполнять эти задачи. Результаты анкетирования следующие: 92% личного состава проведение вышеуказанных мероприятий поддерживают (позиция 8), 87% из них, считают себя патриотами и убеждены, что борьба за Российскую Федерацию - это долг настоящего офицера

Библиографический список

и мужчины. Однако (10%) военнослужащих указали, что выполнять задачи, если понадобится, готовы, но рисковать им не хотелось бы, затруднились отвечать 2 человека (3%) (позиция 9).

Таким образом, подводя итог проведённому эксперименту, можно сделать вывод, что предложенная авторская педагогическая программа «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ» к противодействию идеологии экстремизма и терроризма показала положительный эффект и позволила получить хорошие результаты воспитания курсантов в экспериментальной группе.

В ходе апробации программы были решены ранее поставленные задачи, а именно - представлена критериальная шкала определения готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Зафиксирована положительная динамика в работе с курсантами в формате разработанной миссии войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Обобщенные и проанализированные результаты работы в экспериментальной группе позволили наметить перспективы развития этой темы и подтвердили сформированность мировоззренческой позиции курсантов, которая рассматривается как процесс развития и совершенствования личности военнослужащего и как результат достижения высокого уровня профессионализма, достигнутый через обучение и воспитание в ходе целенаправленного педагогического воздействия, которое представлено мировоззрением неприятия идеологии терроризма и установкой на безусловное и качественное выполнение антитеррористических задач в процессе профессионального обучения курсантов. Особое внимание при реализации педагогической программы уделяется особенностям практической деятельности военнослужащих при исполнении ими повседневных обязанностей, служебно-боевой деятельности и выполнению служебно-боевых задач в любых условиях обстановки.

В заключение можно отметить, что работу в данном направлении необходимо продолжать на протяжении всего срока обучения и воспитания курсантов в военном учебном заведении. Считаем, что представленный опыт может быть рекомендован как методическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии.

1. Теракты в России в 2022-2023 годах. Available at: https://ria.ru/20230302/terakty-1855447095.html

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики. Available at: http://crimestat.ru/offenses_chart

3. Администрация Президента Российской Федерации. Available at: http://www.kremlin.ru/

4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации. Утвержден 3 июля 2016 года № 226. Avialable at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/

5. Поминова О.Л. Роль образовательной среды в воспитании готовности курсантов к противодействию идеологии терроризма. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022; № 2 (19): 143-145.

6. Рябцев Э.В. Результаты исследования готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Педагогический журнал. 2023; Т. 13, № 1 А: 499-512.

7. Исаева Н.Н. Об итогах работы межвузовского научно-практического семинара «Формирование и развитие учебных подразделений курсантов как коллективов в военных институтах Росгвардии». Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022; № 4 (21): 134-141.

8. Гаврилов О.В. Формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.

References

1. Terakty v Rossii v 2022-2023 godah. Available at: https://ria.ru/20230302/terakty-1855447095.html

2. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii: portal pravovoj statistiki. Available at: http://crimestat.ru/offenses_chart

3. Administraciya Prezidenta Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.kremlin.ru/

4. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii. Utverzhden 3 iyulya 2016 goda № 226. Avialable at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200506/

5. Pominova O.L. Rol' obrazovatel'noj sredy v vospitanii gotovnosti kursantov k protivodejstviyu ideologii terrorizma. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacionai'noj gvardii. 2022; № 2 (19): 143-145.

6. Ryabcev 'E.V. Rezul'taty issledovaniya gotovnosti kursantov voennogo instituta Rosgvardii k protivodejstviyu ideologii 'ekstremizma i terrorizma. Pedagogicheskijzhurnai. 2023; T. 13, № 1 A: 499-512.

7. Isaeva N.N. Ob itogah raboty mezhvuzovskogo nauchno-prakticheskogo seminara «Formirovanie i razvitie uchebnyh podrazdelenij kursantov kak kollektivov v voennyh institutah Rosgvardii». Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacionai'noj gvardii. 2022; № 4 (21): 134-141.

8. Gavrilov O.V. Formirovanie mirovozzrencheskoj pozicii po protivodejstviyu terrorizmu u voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v processe professionai'nojpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.

Статья поступила в редакцию 04.07.23

УДК 378

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),

E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

Roitblat O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education (Tyumen, Russia),

E-mail info@togirro.ru

Kositsyna Zh.B, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),

E-mail: krasney@mail.ru

"The primary concern of countries like Russia, which see their ideal ahead, not behind, should be the care of the education of mentors of all kinds, and especially for secondary and higher educational institutions..." D.I. Mendeleev

MENTORING: HISTORY AND MODERNITY. The article is about the formation of such an institution as mentoring. The article traces the history of the formation of mentoring, starting from primitive society and from the history of the ancient world to the modern period. The authors generalize the historical line of mentoring development, which made it possible to see the directions of mentoring, highlight its functions, and present various points of view on the definition of the concept

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.