Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулов Сергей Владимирович, Туркин Егор Владимирович

В современном мире наблюдается стремительное распространение идеологии экстремизма. В этих целях экстремистские организации применяют любые средства, в частности, информационно-коммуникационную сеть "Интернет". Военнослужащие Росгвардии, выполняя служебно-боевые задачи, основным предназначением которых является защита прав и законных интересов граждан страны, становятся объектом, как косвенного, так и целенаправленного воздействия со стороны экстремистских организаций. Поэтому целью исследования является разработка модели, позволяющая осуществлять процесс воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих. Научная новизна исследования заключается в разработанной структурно-функциональная модели, включающей в себя четыре блока: целевой, методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный. Результатом реализации спроектированной структурно-функциональной модели послужит повышение уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулов Сергей Владимирович, Туркин Егор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF EDUCATION OF READINESS TO COUNTERACT THE IDEOLOGY OF EXTREMISM THE SERVICEMEN OF ROSGUARD

The ideology of extremism is rapidly spreading in the modern world. For these purposes, extremist organizations use any means, in particular, the Internet information and communication network. Rosguard servicemen, performing service and combat tasks, the main purpose of which is to protect the rights and legitimate interests of citizens of the country, become the object of both indirect and targeted influence from extremist organizations. Therefore, the purpose of the study is to develop a model that allows for the process of educating readiness to counter the ideology of extremism in military personnel. The scientific novelty of the research lies in the developed structural and functional model, which includes four blocks: target, methodological, substantive-procedural and evaluative-effective. The result of the implementation of the designed structural and functional model will be an increase in the level of readiness for countering the ideology of extremism among the servicemen of the Rosguard.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ»

MODELING OF THE PROCESS OFEDUCA TiON OF READINESS TO COUNTERA CTTHE IDEOLOGY OF EXTREMISM THE SERVICEMEN OF ROSGUARD

Merkubv Sergey Vladimirovich, Postgraduate student

Turkin Egor Vladimirovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Novosibirsk Military Order ofZhukov institute named after General of the Army IK. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk

The ideology of extremism is rapidly spreading in the modern world. For these purposes, extremist organizations use any means, in particular, the Internet information and communication network. Rosguardservicemen, performing service and combat tasks, the main purpose of which is to protect the rights and legitimate interests of citizens of the country, become the object of both indirect and targeted influence from extremist organizations. Therefore, the purpose of the study is to develop a model that allows for the process of educating readiness to counter the ideology of extremism in military personnel. The scientific novelty of the research lies in the developed structural and functional model, which includes four blocks: target, methodological, substantive-procedural and evaluative-effective. The result of the implementation of the designed structural and functional mode! will be an increase in the level of readiness for countering the ideology of extremism among the servicemen of the Rosguard.

Keywords: modeling; pedagogical process; education; military education; military-political work; ideology of extremism; countering extremism.

001 10.24923/2222-243Х.2022-42.52

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ

В современном мире наблюдается стремительное распространение идеологии экстремизма. В этих целях экстремистские организации применяют любые средства, в частности, информационно-коммуникационную сеть "Интернет". Военнослужащие Росгвардии, выполняя служебно-боевые задачи, основным предназначением которых является защита прав и законных интересов граждан страны, становятся объектом, как косвенного, так и целенаправленного воздействия со стороны экстремистских организаций. Поэтому целью исследования является разработка модели, позволяющая осуществлять процесс воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих. Научная новизна исследования заключается в разработанной структурно-функциональная модели, включающей в себя четыре блока: целевой, методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-ре-зультативный. Результатом реализации спроектированной структурно-функ циональной модели послужит повышение уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии. Ключевые слова: моделирование; педагогический процесс;воспитание; воинское воспитание; военно-политическая работа; идеология экстремизма; противодействие экстремизму.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.1/13.00.01

& Меркулов СВ., 2022 ® ТуркинЕЛ, 2022

си

ftj о си

Q-<

X

0J 3-

S

271

Введение

С каждым годом в мире появляются новые угрозы и вызовы человечеству, с которыми необходимо бороться и вырабатывать меры противодействия. Но отдельные угрозы, сложившиеся исторически, однозначно требуют совершенствования работы в этой области. Одной из таких угроз для общественной безопасности является распространение идеологии экстремизма, направленное на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации \ дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Представители и идеологи экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых сторонников, которыми за частую становится молодежь. Граждане, принимаемые на военную службу по контракту в войска национальной

1 Далее - "РФ".

МЕРКУЛОВ Сергей Владимирович, адъюнкт адъюнктуры

ТУРКИНЕгор Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск

> <

о

< а

272

гвардии2 РФ, возрастом от 18 до 35 лет, согласно нормативным документам РФ [16], относятся к категории молодежи.

Проведя анализ отчетных материалов за период с 2018-2021 гг. по проводимому профессионально-психологическому отбору 3 кандидатов для поступления на военную службу в Росгвардию, следует констатировать, что число кандидатов, у которых выявляются факторы риска отклоняющегося поведения, как "участие в деятельности запрещенных организаций", ежегодно увеличивается. Поэтому руководством Росгвардии уделяется особое внимание проблеме влияния различной негативной информации на военнослужащих, впервые подписавших контракт о военной службе. Выполняя основное предназначение по защите прав и законных интересов граждан страны, военнослужащие Росгвардии становятся объектом как косвенного, так и целенаправленного воздействия со стороны представителей экстремистских организаций, что может влиять на отношение военнослужащих к выполняемым ими задачам. В связи с этим имеется необходимость в разработке модели, которая позволит осуществлять процесс воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии.

Материалы и методы

В исследовании использовались научные труды и исследования отечественных ученых, экспертов в области противодействия распространению идеологии экстремизма, обучения и воспитания военнослужащих. Основным методом исследования явился анализ имеющихся положений и выводов, содержащихся в приведенных научных трудах, сравнение и обобщение.

Моделирование любого воспитательного процесса является актуальной социально-пе-дагогической проблемой, так как разработка модели преследует цель применение ее в практике, обуславливая создание иных вариативных моделей. Так как процесс воспитания готовности к противодействию идеологии

2 Далее - "Росгвардия".

3 Обзор по результатам проводимого професси-он л л ьио-психологического отбора кандидатов, подобранных для прохождения военной службы по контракту в войсках национальной гвардии Российской федерации, подготавливается ежегодно Главным военно-политическим управлением. В обзорах отражаются качественные и количественные характеристики граждан, отбираемых должностными лицами округов войск национальной гвардии, общие статистические данные.

экстремизма затрагивает личностные аспекты военнослужащих, следует обратиться к научным трудам отечественного психолога А.Н, Леонтьева. В своих работах он акцентировал внимание на том, что "действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений, обогащая, преобразуя и развивая его как субъекта деятельности и как личность" [10, с. 97]. Благодаря личностно-деятельностному подходу в воспитании, особое внимание в проводимом исследовании уделяется изучению условий развития важных качеств и ценностных установок личности, способствующих неприязни идеологии экстремизма. Перспективными задачами воспитания военнослужащих в этом направлении становятся: ориентация личного опыта с учетом дальнейшей профессиональной деятельности по борьбе с экстремизмом; дифференциация воспитательных мероприятий в соответствии суровнем готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма.

Построение моделей в педагогике необходимо для исследования объектов познания реально существующих явлений или процессов. Модель - "это такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты" [4, о 112],

Моделирование имеет свою природу, типы и функции, является средством системного подхода. Системный подход представляет самые благоприятные возможности для всестороннего исследования педагогических систем, которые отличаются высокой динамичностью, сложностью, многогранностью. Для проведения педагогического исследования моделирование становится высшей формой наглядности. Как справедливо отвечает Ю.К. Бабанский: "моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, показывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных классификаций ..." [2, с, 54].

Анализ работ ученых и исследователей, посвященных моделированию (В. П Беспаль-ко [3], А.Н. Дахин [5], Е.С. Заир-Бек [8], Н.В. Кузьмина [9], Е.А. Лодатко [11], Р.И. Платонова [17], В. А. Штофф [24] и др.), позволяет нам оста но-

виться на определении моделирования, предложенном В.А. Штоффом, "под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, Что ее изучение дает новую информацию об объекте" [24, с. 19]. Именно В А. Штофф выявил способность педагогических моделей, так или иначе, отображать действительность.

Проектирование модели является промежуточным звеном между субъектом (педагогом-исследователем) и объектом исследования (педагогическим процессом). При этом, несмотря на многозначительность модели, она всегда сводится к условному образу объекта и системы объектов. Моделирование делает изучение не только более наглядным, но и позволяет более глубоко раскрыть сущность изучаемого процесса. Непосредственное моделирование представляет собой сам процесс по созданию абстракции на основе синтеза научных представлений об изучаемом явлении или процессе. Далее осуществляется его корректировка, доведение целостной модели-образа. В результате модель продуцируется до высокого уровня целостности,тоестьонадолжна содержать устойчивые взаимосвязи всех содержательных компонентов.

В проводимом нами исследовании, объек-томявляется воспитательный процесс, проводимый в воинских частях Росгвардии Применение моделирования "в воспитательном процессе - особый стиль научного мышления и общей познавательной стратегии" [1, с, 132] Моделирование воспитательного процесса -это методологическое проектирование моделей воспитания, которые становятся объектами познания (отличными от объектов - оригиналов), обладают собственной реальностью, целостностью, благодаря чему производят новое знание о воспитании, его элементах.

Процесс воспитания как объект моделирования представлен реалиями, которые позволяют конструировать любые типы моделей -образы будущих характеристик или качественных показателей. Разработка модели процесса воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих и является нашей актуальной задачей. Результатом реализации модели станет оптимальное развитие всех компонентов готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих.

Основная часть

В настоящее время процесс воспитания военнослужащих в воинских частях Росгвардии

организуется созданными в 2021 году военно-политическими органами. Основной целью организации военно-политической работы является формирование у военнослужащих необходимых морально-политических и психологических качеств, повышение бдительности и строгого выполнения требований по защите государственной тайне, организация процесса в духе патриотизма, верности воинскому долгу, Военной присяге, Отечеству [15]. Воспитательная практика с ее разнообразием педагогических подходов демонстрирует, что для оптимального развития определенных морально-политических и психологических качеств личности военнослужащих требуются разные модели, которые решают конкретные задачи в формировании личностных качеств. Поэтому наблюдается тенденция к конструированию авторских концепций и моделей на базе тех или иных педагогических подходов.

Разработка модели подразумевает изначально анализ уже имеющихся авторских изысканий исследователей, которые в своих работах рассматривали частные и общие вопросы противодействия экстремизмуу военнослужащих, курсантов, студентов и т.д. Так, анализ исследований С.А. Доколина [6], Н.В. Максимова [12], С.Н. Марченко [13], Н И. Мусиной [14], Н.М. Сафина [19], A.B. Сухарева [22] и М.Н. Чер-няйкова [23] показал, что применяемые ими модели в основном структурно-функциональ-ные, по своему содержанию состоят из четырех компонентов. Однако A.B. Сухаревым разработана логико-содержательная модель и сделано это не случайно, автор акцентирует внимание на том, что "создаваемая система формирования готовности к действиям в чрезвычайных обстоятельствах террористического характера должна быть мобильной, способной к оптимизации" [22, с. 19]. Выбранная структура модели позволяет согласовывать психоло-го-педагогические и организационно-управ-ленческие факторы и при необходимости внесения корректив, оптимизировать ее. Особый интерес для нашего исследования представляют модели, предложенные С.А. Доколи-ным, С.Н. Марченко, Н.В. Максимовым и М.Н. Чер ня Й ко в ы м, б ла г ода ря кото р ы м о су ществ л я -ется переход на новый уровень готовности к противодействию экстремизму или вовлечению в экстремистскую деятельность.

В Проводимом исследовании, учитывая сравнение и обобщение изученных моделей и опираясь на положения, выдвинутые Н.В. Кузьминой [19], Г.Н. Сериковым [20], Э.Г Юдиным [26], М.В. Ядровской [27], для конструирования

си

ftj о си

Q-<

X

OJ 3-

р

273

> <

о

< а

274

избран структурно-функциональный вид модели. Ее структуру составили четыре блока: целевой, методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный. Далее представим содержание каждого блока отдельно.

Целевой блок предназначен для определения цели реализации сконструированной структурно-функциональной модели на основе анализа требований, предъявляемых к военнослужащему Росгвардиии.Так, целью является повышение уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии. Задачами по достижению цели станут: освоение военнослужащими теоретико-методологической основы готовности к противодействию идеологии экстремизма; формирование ценностных установок и личностных качеств, способствующих невосприимчивости идеологии экстремизма; развитие у военнослужащих умения пользоваться алгоритмом по выявлению признаков идеологии экстремизма, эмоциональной стрессоустойчивости и силы воли.

Методологический блок раскрывает методологическую основу структурно-функцио-нальной модели, которая включает в себя совокупность системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов. Системный подход стал исходной базой разработки структурно-функциональной модели, раскрывая комплекс мероприятий военно-полити-ческой работы по воспитанию готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих как целостную систему. Аксиологический подход выступил теоретико-методологической стратегией, принципиальной ориентацией конструирования модели, что позволило определить содержание готовности к противодействию идеологии экстремизма, выявить механизмы, методы и средства ее воспитания. Личностно-деятельностный подход, став практико-ориентированной тактикой в разработке модели, раскрыл возможности по формированию у военнослужащих необходимых личностных качеств, способствующих невосприимчивости идеологии экстремизма, а также позволил развивать их в процессе военно-политической работы и в повседневной деятельности.

Содержательно-процессуальный блок включает в себя компоненты готовности к противодействию идеологии экстремизма, которые развиваются по этапам: диагностический (определение исходного уровня готовности), формирующий (организация традиционных и

инновационных мероприятии по воспитанию готовности), контрольно-оценочный (анализ и систематизация результатов, установление полученного уровня готовности). В ходе формирующего этапа в военно-политическую работу в воинской части внедряются определенные педагогические условия и используются механизмы, способствующие воспитанию готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих.

Педагогические условия характеризуются внедрением интегративной педагогической программы "Воспитание готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии", актуализацией проблемы влияния идеологии экстремизма на воинские коллективы в ходе проведения мероприятий агитационно-пропагандистской работы, применениемметодических рекомендаций по воспитанию готовности к противодействию идеологи экстремизма у военнослужащих.

Проводимые мероприятия в рамках реализации рассматриваемого блока структурно-функциональной модели воспитания готовности к противодействию идеологииэкстремизмэ у военнослужащих делятся на традиционные и инновационные. Традиционные - предписаны руководящими документами Росгвардии. Инновационные - осуществляются при применении механизмов: идентификации, интернализации, интериоризации и экстериоризации.

Реализация механизма идентификации осуществляется через следующие мероприятия и формы: круглые столы по обмену опытом противодействия экстремизму с участниками кон-тртеррористических операций (ветеранами боевых действий), применение технологии погружения в изучении дисциплины "Военно-политическая подготовка",обсуждение вопросов противодействия идеологии экстремизма, кураторство.

Развитие воинского коллектива не должно происходить стихийно. В каждой воинской части осуществляется закрепление из состава органа военного управления одного из наиболее опытных офицеров в качестве куратора подразделения. Куратор подразделения, оказывая помощь командиру в управлении процессом воспитания военнослужащих, способствует созданию в воинском коллективе системы взаимоотношений, основанных на доверии, позволяющих осуществлять всестороннее и гармоничное развитие личности каждого военнослужащего. Основу воспитания военнослужащих составляет обстановка, на-

Требования к военнослужащему:

ст.16-16 главы 1 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ_

правленная на поддержание высокого уровня патриотизма, духовности и культуры, поддержки государственной политики страны, неприязни идеологии экстремизма.

Мероприятия и формы, обеспечивающие выполнение механизма интернализации, являются: практические занятия по решению проблемных ситуаций, решение кейсов ценностно-смыслового выбора, викторины (парламентские дебаты) по обсуждению проблемных вопросов распространения идеологии экстремизма, научно-практическая конференция, просмотр и обсуждение видеофильмов (провокационных видеороликов). Стоит акцентировать внимание, что представлены групповые формы, которые позволяют формировать общественное сознание, выделить реалистичный взгляд на проблему воздействия идеологии экстремизма в различных его проявлениях, В рамках таких мероприятий развивается коллективизм, войсковое товарищество, что способствует сплочению воинского коллектива подразделения, повышению уровня морально-политического и психологического состояния военнослужащих. Механизм интериоризации реализуется путем проведения пси-холого-педагогического тренинга и развития воспитательной среды воинской части. В диссертационных исследованиях А-В. Евсгифе-ева [7] и Н-М. Плескачевой [18] воспитательная среда воинской части рассматривается как эффективное средство в восп итании воен-нослужащих.

Развитие воспитательной среды,применительно к проводимому исследованию включает:

- создание жизненно-профессиональных ситуаций, которые позволяют военнослужащему выделить свою собственную роль в противодействии идеологии экстремизма;

- наполнение повседневной деятельности военнослужащих ценностно-смысловым полем, в целях понимания ими логики своего поведения и мотивации к противодействию идеологии экстремизма;

- ценностное наполнение информационного и поведенческого окружения военнослужащих для активизации потенциала развития личностных качеств и ценностных установок, направленных на противодействие идеологии экстремизма.

Решение военнослужащими рефлексивных задач и личностного осмысления необходимости в собственной защищенности от воздействия идеологии экстремизма воплощают механизм экстериоризации. Переживая проблемные эпизоды практической деятельности, связанные с влиянием идеологии экстремизма, других деструктивных взглядов, осмысляя ложные представления о мировоззренческих и поведенческих конструктах, военнослужащие в практической военно-профессиональной деятельности выражают сознательную готовность к противодействию идеологии экстремизма.

Целевой блок

Цель: повышение уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих_

Задачи:

освоение военнослужащими теоретико-методологической основы готовности к противодействию идеологии экстремизма;

формирование ценностных установок и личностных качеств, способствующих невосприимчивости идеологии экстремизма;

развитие умения пользоваться алгоритмом по выявлению признаков идеологии экстремизма, эмоциональной стрессоустойчивости и силы воли.

Системный подход

Методологический блок

Личностно-деятапьносттный подход

Диагностический

этап:

определение исходного уровня готовности

Содержательно-процессуальный блок

Аксиологический подход

Формирующий этап:

организация традиционных и инновационных мероприятий военно-политической работы, реализация педагогических условий

Контрольно-оценочный этап:

анализ и систематизация результатов, установление полученного уровня готовности

Традиционные

предписаны руководящими документами

Мероприятия воснноншпитической работы

Механизм интернализации

Инновационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизм идентификации

Механизм интериоризации

Механизм экстериоризации

Педагогические условия:

внедрение интегративной педагогической программы «Воспитание готовности к противодействию едеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии»; актуализация проблемы влияния идеологии экстремизма на воинские коллективы при проведении мероприятий агитационно-пропагандистской работы;

использование методических рекомеедаций по воспитанию готовности к противодействию идеологи экстремизма у военнослужащих офицерами управления и командирами подразделений, осуществляющих реализацию структурно-функциональной модели.

Компоненты готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих

Личностный | Аксиологический | Содержательно-процессуальный | Рефлексивный

Оценочно-результативный блок

Критерии готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих

Личносгно-интеллектуальный

Мотивационно-ценностный

Когнитивно-деятальностный

Рефлексивный

Уровни готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих

Пассивный

Ситуативный

I

Продвинутый

Результат повышение уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих_

си

си о си

О-<

X

си

3-

Ё

275

Рисунок -Структурно-функциональная модель воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии

Оценочно-результативный блок предназначен для оценки результатов профессионального воспитания военнослужащих с целью определения уровня готовности к

> <

О

< CI

276

противодействию идеологии экстремизма. Следует отметить, что оценивание результатов по воспитанию компонентов искомой личностной характеристики достаточно сложен в силу ее специфики. Указанный блок модели решает задачу по применению критериев, показателей иуровней готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии.

Для большей наглядности взаимосвязь компонентов разработанной структурно-фун-кциональной модели воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии представлена на рисунке.

Проверка разработанной структурно-фун-кциональной модели осуществлялась в ходе проведения педагогического эксперимента в воинских частях Росгвардии Для организации экспериментальной работы были подобраны контрольная и экспериментальные группы в учебных воинских частях, расположенных в городах Электросталь, Тюмень и Омск, Выбор воинских частей позволил осуществить охват военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы в Росгвардии, входящих в состав трех округов Росгвардии: Центрального, Уральского и Сибирского соответственно, Внедрение структурно-функцио-нальной модели и педагогических условий ее реализации осуществлялось на протяжении зимнего периода обучения в рамках военно-политической работы с военнослужащими, входящими всостав экспериментальной группы. На контрольно-оценочном этапе при обработке результатов проведенной экспериментальной работы было установлено, что уровень готовности к противодействию идеологии экстремизма у воен нослужащих в эксперимента льной группе намного выше уровня готовности у военнослужащих контрольной группы.

Заключение

Таким образом, применяя совокупность системного, аксиологического и личностно-дея-тельностного подходов, мы спроектировали структурно-функциональную модель воспитания готовности к противодействию идеологи экстремизма у военнослужащих Росгвардии. Разработанная структурно-функциональная модель опирается на положительный практический опыт воспитания нравственных ценностей и ценностных установок, способствующих неприязни идеологии экстремизма, представленный в целом ряде научных трудов, как советского, так и современного периода, а также на анализ источников антигосударственной

пропаганды, ее исторических и современных методов, изучение которых позволило определить пути противодействия распространению идеологии экстремизма и выявить специфику организации педагогической деятельности по воспитанию соответствующей готовности у военнослужащих Росгвардии.

Результаты экспериментальной работы, проведенной в воинских частях Росгвардии, подтвердили эффективность разработанной структурно-функциональной модели и педагогических условий ее реализации.

Литература:

1. Алиева /1.6. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентного подхода / Л.В. Алиева, И.6, Руденко// АНИ: педагогика и психология, 2017. - Т,6. - № 2(19). - С. 132-135.

2. Баба нд&й 1&К- Оптимизация у1чеб но-вйспигател ь-ного процесса : методические основы I Ю.К. Бабан-ский. - М. : Просвещение, 1982. - 184 с.

3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагоги-ческого обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 304 с:.

4. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А. Б. Горстко. - М. : Знание, 1991,-160 С.

5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование / А.Н. Дахин. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. -230 С,

6. Доколин A.C. Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в к и б ержс трем и стс ку ю дея те л ьн ость : а втореф. д ис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 201 7.-24 с.

7. Евстифеев A.B. Профессиональное воспитание военнослужащих по контракту е социокультурной среде частей внутренних войск МВД России : автореф, дне,... канд. пед. наук, - М„ 2011, - 24 с.

8. Заир-Бек Е,С Теоретические основы обучения педагогическому проектированию; автореф, дис, ... д-ра пед, наук, - СПб„1995.-41 с.

9. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического моделирования / Н.В. Кузьмина. - М. : Народное образование, 2002, - 211 с. Ю.Леонтьев А,Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Прогресс, - 2005. - 364 с. П.Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов / Е.А. Лодатко. - Славяне« : С ГПУ, 2010,- 148 С.

12.Максимов Н.В. Формирование ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов ВУЗов войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2019. - 27 с.

13.Марченко С.М. Модель воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации :автореф. дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2017.- 23 с,

14.Мусина H.H. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностно-

му общению в условиях многонациональной среды; автореф. дис.,,. канд пед, наук, - Челябинск,

2021.-26 с.

15.Наставление по организации в войсках национальной гвардии Российской федерации военно-политической (политической) работы: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации от 20 апреля 2021 г. М0 122. - М.: Редакция Росгвардии, 2021. - 21 с. 16.0 молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ // Справочная система КонсультантП-люс. URL: https://www.consultant.ru/ {дата обращения 10.02.2022).

17.Платонова Р.И. Моделирование в научно-пе-дагогических исследованиях / Р.И. Платонова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т, б, - № 3 (20). - С 190-194.

18.Плескачева Н.М. Среда воспитания, как эффективное средство создания условий личностного и профессионального саморазвития военнослужащего Российской Армии: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2006. - 22 с.

19.Сафин Н.М. Подготовка курсантов образовательных организаций МВД России к профилактике экстремистских проявлений молодежи: автореф. дис.... канд. пед. наук.- Казань,2020. - 24с.

20.Серикое В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография i В.В. Сериков. -М.: Логос, 201 2,-448 с.

21.Скиннер Б.Ф. Наука и человеческое поведение / пер. с англ. А.А.Фёдорова, А.И. Васильева. - Новосибирск, 2017. - 342 с.

22.Сухарев A.B. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 28 с. 23.Черняйков М.Н. Педагогические условия формирования у курсантов военного вуза гражданской позиции противодействия антигосударственной пропаганде:автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2018. - 30 с.

24.Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.; Ленинград : Наука, 1966. - 327 с.

25.Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания: монография / В. А. Штофф. - М.: Высшая школа, 1978.-268 с.

26.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. -391 с,

27.Ядровская М.Ё. Модели и моделирование в педагогике; монография / МБ. Ядровская, - Рос-тов-на-Дону: Изд. центр ДГТУ, 2014. - 358 с.

си

си о си

Q-<

X

0J 3-

S

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDA T/ONSOF THE FORMA TiONOF THE EXPERIENCE OF PARADOXICAL THINKING AS THE BASIS OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR INNOVATIVE PROFESSIONAL ACTIVITY Mikhonenko Ofga Ivanovna, Postgraduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is devoted to an important problem facing pedagogical education - the problem of studying the concept of paradoxical pedagogical thinking that Is quite new in pedagogical science. The purpose of the study is to substantiate the theoretical and methodological foundations of the formation of the experience of paradoxical thinking as the basis of the readiness of future teachers for innovative professional activity. The author legitimately considered the issues of theoretical study of the subject area of the article, analyzing the central concepts: "paradoxical thinking of a teacher", "innovative pedagogical activity", "readiness for innovative pedagogical activity". As a result, it is revealed that the methodological foundations of the formation of paradoxical pedagogical thinking in future teachers should be determined within the framework of the requirements of a personality-oriented educational

Keywords: paradox; paradoxical thinking of a teacher; innovative activity of a teacher; professional readiness of a teacher; pedagogical paradigm; methodological approach.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.53

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПАРАДОКСАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена важной проблеме, стоящей перед педагогическим образованием - проблеме изучения достаточно нового в педагогической науке понятия парадоксального педагогического мышления. Цель исследования заключается в обосновании теоретико-методологических основ формирования опыта парадоксального мышления как основы готовности будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности. Автор правомерно рассмотрел вопросы теоретического изучения предметной области статьи, проанализировав центральные понятия: "парадоксальное мышление учителя" "инновационная педагогическая деятельность", "готовность к инновационной педагогической деятельности". В результате выявлено, ЧТО методологические основы формирования парадоксального педагогического мышления

УДК 378.1

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

& Михоненко О.И., 2022

МИХОНЕНКО Ольга Ивановна, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.