Следует отметить, что после внедрения программы курсанты экспериментальной группы стали более объективно оценивать масштаб и уровень опасности возможных экстремистских и террористических угроз в современном обществе. На фоне проведения специальной военной операции на Украине 96% опрошенных стали считать, что борьба с терроризмом и экстремизмом - это долг и святая обязанность офицеров Росгвардии (позиция 5). На констатирующем этапе такой позиции придерживались лишь половина из числа курсантов, принявших участие в анкетировании.
80% опрошенных курсантов считают, что негативная и противоправная информация, содержащаяся в различных СМИ, без её анализа и разъяснения командирами (начальниками) подчинённым отрицательно может повлиять на военнослужащих и состояние служебно-боевой (служебной) деятельности, особенно информация, исходящая их различных источников сети Интернет, однако 4 (6%) военнослужащих указали на то, что каждый сам способен разобраться в поступающей информации, и вмешиваться командирам (начальникам) в данный процесс не требуется. Ещё 4 человека (6%) указали на то, что информация не влияет никак на сознание людей, что также говорит о необходимости продолжения работы с курсантами в данном направлении (позиция 6).
Курсанты в абсолютном своём большинстве считают, что на качественное выполнение задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом влияет уровень теоретической, тактической, практической, физической подготовки личного состава, а также обеспеченность необходимым вооружением, боевой и специальной техникой, запасом материальных и технических средств, при этом 90% считают себя подготовленными к вопросам противодействия на «хорошо» и «отлично» (позиция 7). Ранее только лишь 45% курсантов считали себя подготовленными в полном объёме для борьбы с экстремистскими вызовами.
Несомненно, нам в условиях проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины был интересен вопрос отношения курсантов к её проведению и готовность выполнять эти задачи. Результаты анкетирования следующие: 92% личного состава проведение вышеуказанных мероприятий поддерживают (позиция 8), 87% из них, считают себя патриотами и убеждены, что борьба за Российскую Федерацию - это долг настоящего офицера
Библиографический список
и мужчины. Однако (10%) военнослужащих указали, что выполнять задачи, если понадобится, готовы, но рисковать им не хотелось бы, затруднились отвечать 2 человека (3%) (позиция 9).
Таким образом, подводя итог проведённому эксперименту, можно сделать вывод, что предложенная авторская педагогическая программа «Воспитание готовности курсантов военных институтов ВНГ РФ» к противодействию идеологии экстремизма и терроризма показала положительный эффект и позволила получить хорошие результаты воспитания курсантов в экспериментальной группе.
В ходе апробации программы были решены ранее поставленные задачи, а именно - представлена критериальная шкала определения готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Зафиксирована положительная динамика в работе с курсантами в формате разработанной миссии войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Обобщенные и проанализированные результаты работы в экспериментальной группе позволили наметить перспективы развития этой темы и подтвердили сформированность мировоззренческой позиции курсантов, которая рассматривается как процесс развития и совершенствования личности военнослужащего и как результат достижения высокого уровня профессионализма, достигнутый через обучение и воспитание в ходе целенаправленного педагогического воздействия, которое представлено мировоззрением неприятия идеологии терроризма и установкой на безусловное и качественное выполнение антитеррористических задач в процессе профессионального обучения курсантов. Особое внимание при реализации педагогической программы уделяется особенностям практической деятельности военнослужащих при исполнении ими повседневных обязанностей, служебно-боевой деятельности и выполнению служебно-боевых задач в любых условиях обстановки.
В заключение можно отметить, что работу в данном направлении необходимо продолжать на протяжении всего срока обучения и воспитания курсантов в военном учебном заведении. Считаем, что представленный опыт может быть рекомендован как методическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии.
1. Теракты в России в 2022-2023 годах. Available at: https://ria.ru/20230302/terakty-1855447095.html
2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики. Available at: http://crimestat.ru/offenses_chart
3. Администрация Президента Российской Федерации. Available at: http://www.kremlin.ru/
4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации. Утвержден 3 июля 2016 года № 226. Avialable at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/
5. Поминова О.Л. Роль образовательной среды в воспитании готовности курсантов к противодействию идеологии терроризма. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022: № 2 (19): 143-145.
6. Рябцев Э.В. Результаты исследования готовности курсантов военного института Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Педагогический журнал. 2023: Т. 13, № 1 А: 499-512.
7. Исаева H.H. Об итогах работы межвузовского научно-практического семинара «Формирование и развитие учебных подразделений курсантов как коллективов в военных институтах Росгвардии». Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022: № 4 (21): 134-141.
8. Гаврилов О.В. Формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.
References
1. Terakty v Rossii v 2022-2023 godah. Available at: https://ria.ru/20230302/terakty-1855447095.html
2. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii: portal pravovoj statistiki. Available at: http://crimestat.ru/offenses_chart
3. Administraciya Prezidenta Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.kremlin.ru/
4. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii. Utverzhden 3 iyulya 2016 goda № 226. Avialable at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200506/
5. Pominova O.L. Rol' obrazovatel'noj sredy v vospitanii gotovnosti kursantov k protivodejstviyu ideologii terrorizma. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacionai'noj gvardii. 2022: № 2 (19): 143-145.
6. Ryabcev 'E.V. Rezul'taty issledovaniya gotovnosti kursantov voennogo instituta Rosgvardii k protivodejstviyu ideologii 'ekstremizma i terrorizma. Pedagogicheskijzhurnai. 2023: T. 13, № 1 A: 499-512.
7. Isaeva N.N. Ob itogah raboty mezhvuzovskogo nauchno-prakticheskogo seminara «Formirovanie i razvitie uchebnyh podrazdelenij kursantov kak kollektivov v voennyh institutah Rosgvardii». Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacionai'noj gvardii. 2022: № 4 (21): 134-141.
8. Gavrilov O.V. Formirovanie mirovozzrencheskoj pozicii po protivodejstviyu terrorizmu u voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v processe professionai'nojpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.
Статья поступила в редакцию 04.07.23
УДК 378
Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Roitblat O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education (Tyumen, Russia),
E-mail [email protected]
Kositsyna Zh.B, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
"The primary concern of countries like Russia, which see their ideal ahead, not behind, should be the care of the education of mentors of all kinds, and especially for secondary and higher educational institutions..." D.I. Mendeleev
MENTORING: HISTORY AND MODERNITY. The article is about the formation of such an institution as mentoring. The article traces the history of the formation of mentoring, starting from primitive society and from the history of the ancient world to the modern period. The authors generalize the historical line of mentoring development, which made it possible to see the directions of mentoring, highlight its functions, and present various points of view on the definition of the concept
of "mentor", "mentoring", also in the article, the regularity of the actualization of mentoring is indicated, associated with a shortage of working personnel, and at the present stage with IT personnel, the electronic environment. The article also draws attention to the trends in the development of mentoring, which are designated as the didactic component of mentoring, pedagogical technologies for the development of mentoring, mentoring in the implementation of social functions in interaction with a variety of subjects, including those in need.
Key words: mentoring, mentor, professional development, hidden mentoring, open mentoring, direct mentoring, collective mentoring
Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
О.В. Ройтбпат, д-р пед. наук, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень,
E-mail [email protected]
Ж.Б. Косицына, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
НАСТАВНИЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений...
Д.И. Менделеев
В статье прослеживается история становления наставничества, начиная с первобытного общества и истории древнего Рима, до современного периода. Авторы в обобщенном виде проводят историческую линию развития наставничества, что позволило увидеть его направления, выделить функции, представить различные точки зрения на предмет определения понятий «наставник», «наставничество», обозначается закономерность, проявляющаяся в актуализации наставничества, связанной с нехваткой рабочих кадров, а на современном этапе - с кадрами сферы IT. Обращается внимание на тенденции развития наставничества, обозначаются дидактическая составляющая наставничества, педагогические технологии его развития, наставничества при реализации социальной функции при взаимодействии с самыми различными субъектами, в том числе нуждающимися в помощи.
Ключевые слова: наставничество, наставник, повышение квалификации, скрытое наставничество, открытое наставничество, прямое наставничество, коллективное наставничество
На современном этапе существенно повышен интерес к исследованию вопросов, связанных с наставничеством, объясняется это, прежде всего, тем, что 2023 год обозначен Годом педагога и наставника, к тому же существенно увеличилась потребность в кадровом обеспечении технической направленности. Рост и развитие промышленности, особенно связанной с электронными ресурсами, потребовали значительного числа специалистов как узкой направленности, так и широкой. Профессиональные образовательные организации не успевают подготовить такое количество специалистов, поэтому акцент делается на обучение на рабочем месте, и здесь большое значение получает такой педагогический инструмент обучения, как наставничество. В истории России подобные явления происходили уже не раз -именно в период роста востребованности рабочих кадров, кадров технической направленности увеличивался интерес к наставничеству. Кроме того, исследования различных направлений дополнительного профессионального образования - критическое осмысление данного вида образовательных организаций - также повлияли на интерес к исследованию наставничества именно в том ключе, которое позволяет шире посмотреть на возможности образовательных организаций для реализации внутрифирменного образования с использованием технологий наставничества. Все это обусловливает актуальность темы данной статьи.
Целью данной статьи явилось выявление представлений о сути наставничества в исторической ретроспективе, тенденций развития наставничества на современном этапе в России, а также обозначение понимания представлений понятийного пространства.
Для решения обозначенной целевой установки использовались методы анализа научно-педагогической литературы, методы системного анализа, сопоставления, обобщения, а также методы исторического подхода, такие как нарративный метод и историко-генетический. Опора на данные методы позволила выявить разные точки зрения на предмет толкования понятий «наставник», «наставничество», выявить истоки наставничества и понять, менялось ли в исторической ретроспективе представление о наставничестве.
В качестве материалов исследования выступили научно-педагогические публикации, доклады, личные наработки авторов статьи в области повышения квалификации, наблюдения за деятельностью образовательных организаций в части повышения квалификации педагогических кадров (четыре общеобразовательные организации и одно учреждение дополнительного образования детей, общий охват более 350 педагогов).
Также в исследовании использован анализ опыта наставнической деятельности в рамках педагогической лаборатории, организованной РГПУ им. А.И. Герцена под руководством академика РАО Тряпицыной А.П.
Проведенное исследование позволило выявить следующие проблемные вопросы:
- как менялось представление о наставнике, наставничестве,
- понять взаимосвязь социокультурных изменений и развитие наставничества,
- тенденции развития наставничества в современной социокультурной среде,
- выявить истоки становления наставничества,
- апробировать в процессе методологического семинара преподавателей, докторантов и аспирантов и методических объединений, проходивших на базе ГБОУ СОШ № 311 г Санкт-Петербурга.
Анализ научно-педагогической литературы вывел нас на статью Мухамет-зяновой Ф.Ш., Ислановой Н.Н., которая подтверждает наше рассуждение о влиянии исследований вопросов повышения квалификации на интерес к наставничеству. Авторы отмечают: «Конечно, система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций уже сегодня видоизменяется и адаптируется к потребностям образования и запросам общества. Но не всегда этого достаточно, а скорее недостаточно, что связано с огромным региональным разнообразием образовательных организаций в субъектах Российской Федерации, с различным уровнем материально-технических, кадровых и иных ресурсов, географической удаленностью от центров образования, многонациональным и многоязычным составом обучающихся и другими причинами. Вариантов преодоления имеющихся трудностей в повышении уровня профессиональной компетентности педагогов немало, и во многом этот вопрос зависит от особенностей той или иной образовательной организации, ее возможностей, потребностей и ресурсов. На наш взгляд, стоит заострить внимание на переформатировании системы наставничества в образовательных организациях» [1]. Марголина Ж.Б. рассматривает вопросы наставничества через призму непрерывного образования взрослых. В своей работе подчеркивает важность исследований в области непрерывного образования взрослых. Автор пишет: «В последнее время наиболее широкий интерес общественности проявляется к технологии наставничества. (Сегодня мы встречаем термины - институт наставничества, институт наставников, технология наставничества, метод обучения на рабочем месте -наставничество). Суть не в том, что использование разных терминов искажает его значимость или меняет содержательное понимание, просто рассматриваются различные стороны этого явления, но все они направлены на реализацию процесса непрерывного образования взрослых, непрерывного образования в течение всей жизни» [2]. В статье Ройтблат О.В. и Суртаевой Н.Н. отмечается: «Сегодня наставничество рассматривается как педагогический процесс, явление, дидактический инструментарий, как метод, технология, педагогическая система, система отношений. Наставничество рассматривается в разных условиях и направлено на различные субъекты (наставничество молодежи, наставничество методистов, наставничество молодых специалистов, наставничество воспитателей и т. д.) или, как только что мы привели пример наставничества, направлено на содействие социальной инклюзии лиц до 23 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3]. Приведенные авторские позиции раскрывают направления применимости наставничества на современном этапе.
Обратимся к истории вопроса. На основе нарративного и историко-генети-ческого метода было установлено, что первые наставники появились в первобытном обществе, в их задачи входило передавать молодым людям определенные правила ритуального действия, соответствующие умения, уже тогда речь шла о взаимодействии более опытного, зрелого и молодого, что и было положено в основу наставничества в последующие времена. Далее наставники появляются
в Древнем Риме, роль которых сводилась к домашнему учительству. Первым же профессиональным наставником называют Ментора, которому Одиссей поручил воспитание сына на период своего похода. Именно с этого времени наставничество применяется для воспитания подрастающего поколения. Одним из известных наставников считается Аристотель, который воспитал Александра Македонского. Анализируя высказывания древних мыслителей, мы можем понять назначение наставничества на ступеньках истории. Так, например, Сократ, автор «Сократовских диалогов», при работе с молодежью считал, что главная задача наставника - побуждать мощные душевные силы молодого человека (речь идет о воспитании), Платон утверждал, что воспитание следует начинать с раннего возраста с целью постепенного восхождения ученика к миру идей, помогать такому восхождению должен наставник преклонных лет. Перейдем к России.
В России в 1813 г вышло постановление Министерства народного просвещения, согласно которому вводилась должность наставника в некоторых учебных заведениях, который обязан был осуществлять воспитание преданных самодержавно-монархическому строю учащихся, а также ему предписывалось наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками влиять на нравственные качества».
С разделением труда, развитием промышленных производств начинает развиваться профессиональное наставничество в форме подмастерья «мастер - ученик». В 50-60-е (ПТУ) в России наставничество развивается в форме шефства опытных передовых рабочих над молодыми рабочими и учащимися. Наставники должны были заниматься профессиональным натаскиванием, а также политическим и нравственным воспитанием. Примерно, с 1950-х гг наставничество приобретает характер массового движения (наставничество в средней школе, как одна из форм методической работы, наставничество в начальном профессиональном образовании), определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру и помогает адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых первичных навыков и умений.
И.И. Фаляхов, рассуждая о развитии наставничества в России пишет: «В своем становлении и развитии институт наставничества в России прошел ряд важных этапов, и ретроспективный анализ его исторического развития указывает, что до 1990-х гг XX века существовала налаженная его система, которая в основном была ориентирована на производство и трудовое воспитание, а не на удовлетворение запросов и интересов отдельной индивидуальности» [4].
В конце ХХ столетия и начале XXI века наставничество рассматривается как помогающий инструмент получения кадров по новым профессиям, или инструмент, который помогает адаптации специалистов в условиях существенной трансформации профессиональной среды, открывающей все новые и новые компетенции, которые необходимо усваивать на рабочем месте. Наставничество сегодня призвано оказывать помощь в подготовке недостающих кадров в нуждающихся отраслях в связи с быстрыми и существенными изменениями, что особенно обусловлено внедрением информационно-коммуникативных технологий, которые к тому же постоянно совершенствуются, модернизируются, что обозначает проблему освоения этих модернизационных элементов. В этом случае молодое поколение легче реагирует на эти изменения, быстрее осваивает новые компетенции и поэтому в этой части может и зачастую выступает наставниками над зрелыми, опытными специалистами. Сегодня можно отметить такую тенденцию, как «наставничество всех, над всеми», сегодня ты наставник, завтра - наставляемый и наоборот, независимо от возрастного показателя и опыта работы.
На современном этапе в 2016 г Президент РФ В.В. Путин одобрил проект «Наставники не рядом, а вместе», в 2021 г министр Просвещения в интервью Российской газете пообещал, что в образовательных организациях будут введены новые должности «учитель-наставник», «учитель-методист». В Национальных федеральных проектах «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Молодые профессионалы» в качестве результатов обозначено, сто к 2024 году не менее 70% педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества. 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.
Мы привели краткий экскурс в историю становления наставничества, чтобы понять интерес к данной проблеме в исторической ретроспективе, на основании чего можно сделать заключение, что наставничество существовало всегда, но интерес к этому явлению то затихал, то усиливался, что объясняется изменением социокультурной среды и особенностями развития промышленности.
Вернемся к вопросу понимания терминов «наставничество», «наставник». С этой целью мы сделали определенную выборку из терминологических словарей различного толка с использованием метода сопоставления. Приведем ряд из них. В словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. находим: «Наставник - учитель и воспитатель, руководитель» [5]. В этом же словаре отражено, что наставник рассматривается и как капитан во флоте. А в «Профессиональной энциклопедии» обнаруживаем: «Наставник - лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте, зачастую в ходе выполнения оплачиваемой работы. Теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических навыков, умений» [6].
В «Словаре профессионального образования» акцент делается на помощь молодому педагогу в освоении методов, различных инструкций профессионального характера. В «Современном экономическом словаре» наставник рассматривается как высококвалифицированный специалист или опытный работник, сходная трактовка дается и в «Словаре бизнес-терминов», в котором присутствует дополнение: «...у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию». В словаре В. Даля наставник отождествляется с учителем, воспитателем, руководителем, такая же позиция присутствует и в словаре Ожегова С.И и Шведовой Н.Ю. Подобное трактование находим в «Словаре многих выражений» до 1917 г., где наставник определяется как классный воспитатель в гимназии, реальном училище. В «Библейской энциклопедии» и словаре Брокгауза Эфрона наставник рассматривается как детоводитель, наставник. В «Словаре церковнославянского языка» приводится утверждение, что наставник (греч. о5^о?) означает путеводитель, вождь, учитель. В «Толковом словаре языка Совдепии» наставник определяется как опытный, знающий рабочий или колхозник, который помогает молодежи овладевать профессиональными навыками.
В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А.М. Прохорова наставничество рассматривается как форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В «Педагогическом словаре». Новейший этап развития терминологии» наставник трактуется как «участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого». Здесь заметно расширение границ наставничества, которое уже направляется на развитие самореализации и самосовершенствование наставляемого [6].
С опорой на метод сопоставления мы выделили ключевые слова, раскрывающие суть понятия «наставник». Получилась следующая картина. Наставник -учитель и воспитатель, руководитель, лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое обучение, высококвалифицированный специалист, опытный работник, классный воспитатель, путеводитель, вождь, форма коммунистического воспитания. В информационном электронном пространстве называют более 50 синонимом к слову наставник: руководитель учитель, мастер, вождь, тренер, преподаватель, педагог, владыка, - инструктор, назидатель, нравоучитель, мэтр, идеолог, пастырь, магистр, репетитор, гуру, тьютор и другие. Несмотря на такое разнообразие синонимом к слову наставник, суть при этом существенно не меняется, в большей степени сводится к человеку, способному оказывать помощь, поддержку, сопровождение, давать советы. На современном этапе при определении феномена «наставник» исчезает признак возраста, все чаще можно увидеть понимание наставника как человека, обладающего определенным опытом и знаниями, с высоким уровнем коммуникации, стремящегося помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения необходимыми, востребованными на данный момент компетенциями.
Говоря о функциях наставничества, можно назвать передастную функцию, помогающую (наставник помогает новичкам осваиваться в организации, на предприятии, фирме, отвечает на вопросы, разбирает ошибки, рассказывает о правилах компании, помогает влиться в коллектив и т. д.), сопровождающую, воспитывающую, мотивирующую. Круглова И.В., изучая вопросы наставничества в контексте профессионального становления специалиста, отмечает, что «феномен наставничества является необходимым социально-педагогическим компонентом общественного развития и сохранения самоценности традиционных социокультурных оснований. Необходимыми и достаточными организационно-педагогическими условиями в процессе профессионального становления молодого учителя посредством системы наставничества выступают следующие: развитие устойчивой мотивации к выбранной профессии и вовлечение молодого учителя в процессы самопознания, самоосмысления, самооценки, самоконтроля и непрерывного саморазвития и самоосуществления» [7]. Потребность в наставничестве сегодня никто не отрицает, практически все понимают его значимость, особенно в условиях, когда современный педагог должен моментально реагировать на быстропроисходящие изменения в системе образования. И не просто реагировать, а модернизировать содержание образования, внедрять новые педагогические технологии и методики преподавания, откликаться на изменения и противоречия, возникающие в образовательных процессах и образовательной среде.
В современных социокультурных условиях как в России, так и за рубежом происходит развитие представлений в области наставничества. Так, наставничество сегодня рассматривается как метод, способ адаптации и профессионального становления молодого специалиста, исследуются вопросы технологий наставничества, типов и др. Интересна позиция Г. Льюиса, рассматривающего «наставничество» как систему отношений и процессов в условиях, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Автор развивает вопрос становления менеджера-наставника [8].
В начале 80-х гг. XX века в США рассматривалось новое значение слова «наставничество», понимаемое как менеджмент. Лесли Рая в книге «Развитие навыков эффективного общения» пишет, что наставничество является самым
важным и успешным методом, способствующим развитию человека, суть его заключается в планомерной работе по передаче навыков от начальника к подчиненному. Наставничество возводится до ранга философии фирмы, организации, предприятий, приобретает черты института, который, как правило, характерен крупным компаниям и становится инструментом воспитания подрастающих кадров [9].
Педагогическое знание в области наставничества развивается по направлениям типологии наставничества, технологий расширения областей применения, вопросов подготовки наставников, вплоть до подготовки в профессиональных образовательных организациях, требований к наставникам, личностных качеств, исследуются преимущества и недостатки наставничества, рассматриваются вопросы сопоставления деятельности тьютора и наставника. Так, в различных источниках можно встретить описание таких типов наставничества, как открытое, скрытое, индивидуальное, прямое, опосредованное, коллективное. Под скрытым наставничеством понимается процесс, когда наставник воздействует на ученика незаметно для наставляемого. Открытое наставничество - это процесс двухстороннего взаимодействия наставника и наставляемого. Индивидуальное наставничество выделяется в случае, когда все усилия направлены на воспитание (наставление), передачу профессионального опыта на одного наставляемого.
Под прямым наставничеством понимается непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке.
Опосредованное наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, а личные контакты сводятся к минимуму.
Коллективное наставничество распространяется на весь коллектив, когда обозначается новая задача, и для ее решения необходимо освоение способов путей решения. Конечно, можно отметить определенную условность предлагаемой типологии, но в этом направлении ведутся исследования.
Кроме изучения научно-педагогической литературы по вопросам истории и современности в области наставничества нами было проведено исследование на предмет выявления отношений педагогов к явлению наставничества. Педагогам четырех школ г. Санкт-Петербурга был предложен ряд вопросов. Например, на вопрос «Поддерживаете ли вы движение наставничества на современном этапе» получили следующие ответы: «да» - 89%, «мне все равно» - 11%. На вопрос «Как вы относитесь к возможности прохождения повышения квалификации в процессе наставничества в условиях своей школы?» 83% ответили положительно, 11% все-таки хотели бы проходить курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования; 6% не хотели бы работать с наставником. И в то же время при ответе на вопрос «Есть ли у вас в школе наставничество на современном этапе, и какие формы?» практически все опрашиваемые педагоги дали утвердительные ответы (98%). При ответе на вопрос «Какие направления наставничества вас больше всего интересуют? Вы хотели бы с ними познакомиться?» были получены следующие ответы: «технологии наставничества» -67% педагогов, «мотивация» - 56%, «взаимоотношения наставника и наставляемого» - 34%. А вот на вопрос «Хотели бы Вы быть наставником?» большинство педагогов дали отрицательный ответ - 71%, при выяснении причин этого педагоги указали на недостаточность времени и большую перегрузку.
Библиографический список
Сопоставляя ответы педагогов-практиков и результаты анализа научных источников по исследуемой проблеме, в обобщенном виде мы получили представление о пользе, значимости наставничества.
Открываются перспективы карьерного роста, расширяются возможности признания заслуг и повышение статуса, изменяется в лучшую сторону профессиональная репутация и доверие коллег, в ходе общения с наставляемым происходит постепенное развитие навыков управления, происходит вовлечение в процесс формирования команд, возможность провести систематизацию собственного имеющегося опыта, в отдельных случаях открывается возможность увидеть новые пути решения типовых задач, что, в общем, разнообразит собственную профессиональную деятельность, даст возможность получить какое-то удовлетворение, возможно, материальное вознаграждение. Н. Латанский пишет: «Наставник - это секретное «оружие» самых успешных людей планеты».
Результаты исследования показали развитие представлений о сути наставничества в исторической ретроспективе (от дето-вождения, дето-оберегания до обучения, воспитания), подтвердили, что данный феномен практически присутствовал в течение всей жизни человеческой цивилизации (первые истоки наставничества обнаружены в первобытном обществе).
Результатами использованных в процессе работы над статьей методов анализа научно-педагогической литературы, сопоставления, обобщения, исторического подхода стало выявление разных точек зрения на предмет толкования понятий «наставник», «наставничество», истоков наставничества и анализ наставничества в исторической ретроспективе представления о нем.
Среди тенденций развития наставничества на современном этапе в России следует выделить и придать особое значение тому, что усиливается направление развития дидактической составляющей наставничества в процессе повышения квалификации педагогов на рабочем месте.
Это может помочь в решении ряда вопросов в части ответственности слушателей курсов за полученные знания и их применимость в профессиональной деятельности. Вопросы технологий наставничества являются предметом профессионального интереса большинства педагогов.
На современном этапе апробируются в рамках наставничества такие технологии, как технология тьюторского наставничества, сторителлинг, шедо-уинг, анскулинг; баддинг, секондмент, технологии обучения на рабочем месте, коучинг, технология «мировое кафе», технологии наставничества различных субъектов.
Критическое осмысление наставничества позволяет расширить возможности образовательных организаций при реализации внутрифирменного образования с использований определенных технологий.
Для решения обозначенной целевой установки использовались методы анализа научно-педагогической литературы, методы системного анализа, сопоставления, обобщения, а также методы исторического подхода, такие как нарративный метод и историко-генетический. Опора на данные методы позволила выявить разные точки зрения на предмет толкования понятий «наставник», «наставничество», выявить истоки наставничества и понять, менялось ли в исторической ретроспективе представление о наставничестве.
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Исланова Н.Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 5: 1-8.
2. Марголина Ж.Б. Наставничество как средство развития профессионализма педагога. Химия в школе. 2019; № 4: 2-6.
3. Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых. Непрерывное образование. 2018; № 3 (25): 14-17.
4. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2: 45-52.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1994.
6. Педагогический словарь. Новейший этап развития терминологии. Санкт-Петербург: КАРО, 2020.
7. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
8. Льюис Г Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Перевод с английского А.В. Ирхина. Москва: Амалфея, 1998.
9. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. Москва: Питер, 2022.
References
1. Muhametzyanova F.Sh., Islanova N.N. Nastavnichestvo kak mehanizm podderzhki professional'nogo razvitiya pedagogov. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 5: 1-8.
2. Margolina Zh.B. Nastavnichestvo kak sredstvo razvitiya professionalizma pedagoga. Himiya v shkole. 2019; № 4: 2-6.
3. Rojtblat O.V., Surtaeva N.N. Nastavnichestvo kak odin iz instrumentov realizacii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh. Nepreryvnoeobrazovanie. 2018; № 3 (25): 14-17.
4. Falyahov I.I. Diversifikaciya modelej nastavnichestva: mentor, t'yutor, kouch, fasilitator i identifikaciya ih gotovnosti k osuschestvleniyu nastavnicheskoj deyatel'nosti. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2: 45-52.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Az', 1994.
6. Pedagogicheskij slovar'. Novejshij 'etap razvitiya terminologii. Sankt-Peterburg: KARO, 2020.
7. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
8. L'yuis G. Menedzher-nastavnik. Strategiya raskrytiya talanta i rasprostraneniya znanij. Perevod s anglijskogo A.V. Irhina. Moskva: Amalfeya, 1998.
9. Raj L. Razvitie navykov 'effektivnogo obscheniya. Moskva: Piter, 2022.
Статья поступила в редакцию 07.07.23