Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" (НА ПРИМЕРЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ)'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" (НА ПРИМЕРЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажук О.В., Бажук В.В., Пузеп Л.Г.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у обучающихся ценностно-смысловых компетенций. Цель статьи заключается в формировании ключевых компетенций (на примере ценностно-смысловых компетенций) у старшеклассников во внеурочной деятельности на базе МБОУ «Завьяловская СОШ» в рамках центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать и апробировать модель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», основными компонентами которой являются: целевой, структурно-содержательный, результативный. В статье представлены результаты реализации каждого компонента: анализ диагностических методик, разработка и внедрение программы внеурочной деятельности. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, психологов, студентов и всех заинтересованных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажук О.В., Бажук В.В., Пузеп Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF APPROBATION OF THE MODEL FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ KEY COMPETENCIES IN THE CONDITIONS OF THE CENTER FOR EDUCATION OF DIGITAL AND HUMANITARIAN PROFILES "GROWTH POINT" (ON THE EXAMPLE OF VALUE-SEMANTIC COMPETENCIES)

The relevance of the article is due to the need to form value-semantic competencies of students. The purpose of the article is to form key competencies (on the example of value-semantic competencies) of high school students in extra-curricular activities on the basis of the MBEI "Zavyalovskaya secondary school" within the center for education of digital and humanitarian profiles "Point of Growth". The analysis of literary sources made it possible to substantiate and test the model of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point", the main components of which are: targeted, structural-content, and effective. The article presents the results of the implementation of each component: analysis of diagnostic methods, development and implementation of an extra-curricular activity program. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, teachers of additional education, psychologists, students and all interested researchers.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" (НА ПРИМЕРЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ)»

УДК 37.04

Результаты апробации модели формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (на примере ценностно-смысловых компетенций)

The results of approbation of the model for the formation of students' key competencies in the conditions of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point" (on the example of value-semantic competencies)

Бажук О.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, kaf_pro@omgpu.ru

Бажук В.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, bazhukvv1979@mail. ru

Пузеп Л.Г., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, puzep@mail. ru

Bazhuk O., Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara, kaf_pro@omgpu.ru Bazhuk V., Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara, bazhukvv1979@mail.ru Puzep L., Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara, puzep@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.024

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровье, ключевые компетенции, обучающиеся, внеурочная деятельность, центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точкароста».

Keywords: health-saving environment, health, key competencies, students, extracurricular activities, educational centers for digital and humanitarian profiles "Point of Growth ".

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у обучающихся ценностно-смысловых компетенций. Цель статьи заключается в формировании ключевых компетенций (на примере ценностно-смысловых компетенций) у старшеклассников во внеурочной деятельности на базе МБОУ «Завьяловская СОШ» в рамках центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать и апробировать модель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», основными компонентами которой являются: целевой, структурно-содержательный, результативный. В статье представлены результаты реализации каждого компонента: анализ диагностических методик, разработка и внедрение программы внеурочной деятельности. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, психологов, студентов и всех заинтересованных исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form value-semantic competencies of students. The purpose of the article is to form key competencies (on the example of value-semantic competencies) of high school students in extra-curricular activities on the basis of the MBEI "Zavyalovskaya secondary school" within the center for education of digital and humanitarian profiles "Point of Growth ". The analysis of literary sources made it possible to substantiate and test the model of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point", the main components of which are: targeted, structural-content, and effective. The article presents the results of the implementation of each component: analysis of diagnostic methods, development and implementation of an extracurricular activity program. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, teachers of additional education, psychologists, students and all interested researchers.

Введение. Изучение проблемы здоровья молодёжи является приоритетным направлением в отечественной педагогике и психологии, в рамках которого здоровье выступает как интегративный показатель и результат эффективности образовательной и

воспитательной деятельности образовательной организации. В отношении детей и молодежи можно выделить два аспекта обозначенной проблемы: тенденция снижения состояния здоровья; потенциал обозначенной социальной группы для формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Именно в подростковом возрасте необходимо на основе возникающего чувства взрослости расширять смысловое содержание ценности здоровья, включая обучающихся, в различные виды деятельности в процессе создания здоровьесберегающей среды. Новые возможности в организации такого пространства на базе образовательной организации предоставляет центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в котором в процессе организации внеурочной деятельности можно включать во взаимодействие всех субъектов образовательных отношений [4;7]. Содержательная составляющая занятий соотносится с наполнением категории здоровья в соответствии с традиционными представлениями, сложившимися в обществе. Новым является применение различных интерактивных форм работы с подростками. Обозначенные формы работы, с одной стороны, вызывают интерес у ребят и укрепляют здоровый образ жизни, а с другой - позволяют привлекать в этот процесс всех субъектов образовательных отношений (родителей, психологов, педагогов, медиков). В качестве таких форм работы, учитывая особенности подросткового возраста, мы выделили тренинги, интеллектуальные игры, волонтерские акции, практикоориентированные семинары [9].

При построении занятий с подростками в ходе проведенного исследования мы исходили из того, что у ребят - 8 - 9 класса уже имеются основы знаний по здоровому образу жизни и нам было важно, чтобы эти знания проявлялись в их поведении, в том числе и при взаимодействии в группах сверстников. Поэтому в основе представленной модели Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» лежит образовательная программа внеурочной деятельности «Основы безопасности

жизнедеятельности» [10].

Анализ литературы показывает, что само понятие здоровьесберегающей среды не имеет

единообразного толкования (Вайнер Э.Н., Колесников К.А., Слесарева Г.Д. и др.), а тем более вопрос об ее наполнении [2;6]. При организации здоровьесберегающей среды мы опирались на определение, данное С.А. Улановой, которая отмечает, что об ее наличии «... можно говорить только тогда, когда создаваемые в образовательном учреждении условия здоровьесбережения опосредуются в индивидуальном сознании и деятельности учащихся, когда стратегический акцент ставится на становлении у них мотивов здорового образа жизни, на умении рефлексировать наличное состояние собственного здоровья» [8]. Такой подход позволяет рассматривать не только физическое здоровье, но акцентировать внимание на психическом и социальном благополучии человека, что позволит формировать ценностное отношение к своему состоянию у подростков.

Материалы и методы исследования. Базой научного исследования и педагогического эксперимента явился Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», расположенный в БОУ «Завьяловская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области. Объем выборки составил 25 человек - обучающиеся 8-9 класса, посещающие внеурочные занятия в рамках центра.

Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для изучения уровня сформированности ключевых компетенций были использованы следующие диагностические методики:

- методика изучения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся В.А.Кошиной;

- анкета «Умею ли я? А.В. Пашкевич,

позволяющая сформированности

оценить уровень

информационной

компетенции обучающихся;

- методика изучения участия школьников в совместной деятельности Л.В. Байбородовой, направленная на изучение коммуникативной компетенции обучающихся;

- методика «Самоанализ (анализ) личности» И.А. Ушаковой, направленная на изучение уровня сформированности социально-трудовых компетенций личности;

- анкета для учащихся по выявлению уровня сформированности общекультурной компетенции В.А. Кошиной;

- адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степанова,

позволяющего оценить уровень

сформированное™ ценностно-смысловой

компетенции;

- методика «Репка» И.А. Ушаковой, определяющая уровень сформированности

компетенции личностного

самосовершенствования [5].

Результаты, полученные в ходе проведения констатирующего этапа исследования ключевых компетенций, представлены в таблице 1.

Таблица 1. -Распределение обучающихся по уровням сформированности ключевых компетенций

Уровень развития Высокий Средний Низкий

Учебно-познавательная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 8 человек 12 человек

Процентный показатель 20% 32% 48%

Информационная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 10 человек 10 человек

Процентный показатель 20% 40% 40%

Коммуникативная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 10 человек 10 человек

Процентный показатель 20% 40% 40%

Социально-трудовая компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 15 человек 5 человек

Процентный показатель 20% 60% 20%

Общекультурная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 15 человек 5 человек

Процентный показатель 20% 60% 20%

Ценностно-смысловая компетенция

Абсолютный показатель 3 человека 10 человек 12 человек

Процентный показатель 12% 40% 48%

Компетенция личностного самосовершенствования

Абсолютный показатель 3 человека 10 человек 12 человек

Процентный показатель 12% 40% 48%

По результатам диагностических методик по каждому обучающемуся была составлена карта сформированности компетенций, включающая в себя список компетенций и соответствующий каждой компетенции перечень умений обучающегося.

Результаты исследования. Анализ психолого-педагогической, методической

литературы, а также комплексные результаты первичной диагностики обучающихся позволили определить ключевые компетенции, на которые в первую очередь должна быть направлена работа субъектов образовательного процесса: учебно-познавательные, ценностно-смысловые,

компетенции личностного

самосовершенствования [1].

Таким образом, на базе центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» необходимо создать и апробировать модель развития ключевых компетенций,

объединяющую здоровьесберегающую

деятельность всех субъектов образовательного процесса и включающую в себя три компонента: целевой, структурно-содержательный и результативный.

В своем исследовании мы представляем деятельность, осуществляемую в рамках Центра

относительно развития ценностно-смысловых компетенций, где в качестве ключевой ценности была определена ценность «здоровье». Поэтому для ее диагностики нами дополнительно были проведены две методики:

1) методика М. Рокича «Ценностные ориентации», анализ результатов которой показал, что обучающиеся, посещающие занятия центра «Точка роста», не называют здоровье в числе основных ценностей (она занимает у них 8 место). Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций обучающихся 8 - 9 классов позволил выявить следующее:

Первое место в списке значимых ценностей для 40% испытуемых (10 человек) занимает ценность - развлечения; второе место для 64% респондентов (16 человек) занимает материально обеспеченная жизнь и на третьем месте находится активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), эта ценность стала значимой для 40% испытуемых (10 человек).

2) методика С. Дерябо и В. Ясвина, позволяющая оценить исходный уровень и особенности отношения к здоровью у обучающихся, см. рисунок 1.

Индекс здоровья Шкала поступков Практическая шкала Познавательная шкала Эмоциональная шкала

20

40

60

76 H Низкий уровень □ Высокий уровень

80

Рисунок 1. - Отношение обучающихся к собственному здоровью

Полученные результаты говорят о том, что 17 человек (68%), находятся в «зоне риска», когда, несмотря на понимание значимости здоровья для человека и общества в целом, несмотря на знание теоретических и практических основ здоровьесберегающей деятельности,

обучающиеся не стремятся вести здоровый образ жизни.

Поэтому образовательная организация и действующий на ее базе центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» должны обеспечить сквозное сопровождение процесса здоровьесбережения со стороны педагогов, психологов, родителей, представителей спортивных организаций на разных ступенях образования, способствующего активизации внутренних и внешних ресурсов человека, направленных на сохранение здоровья.

Формирующий этап эксперимента включал в себя разработку и реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы гуманитарной направленности для обучающихся «Экстремальная медицина», которая включает 2 раздела.

В рамках первого раздела представлены структурные компоненты программы: пояснительная записка, цель и задачи, учебный план, содержание программы и планируемые результаты.

Второй раздел включает в себя комплекс организационно-педагогических условий, а именно: календарный учебный график, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные материалы, методическое обеспечение и аннотацию программы.

Данная программа ориентирована на детей 14 - 15 лет.

Цель программы - подготовка обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.

Особенностью данной программы является то, что она способствует овладению обучающимися знаниями, умениями и практическими навыками, позволяющими эффективно оказывать помощь пострадавшему в определенной ситуации. Программа может быть использована в образовательных учреждениях и в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

При организации занятий для обучающихся 8

- 9 классов по развитию ценностно-смысловых компетенций нужно руководствоваться следующими требованиями.

Построение каждого занятия имеет свои особенности. Оно включает в себя мотивацию, наглядность, соревновательный момент, так как обучающиеся должны видеть результаты своей работы.

Занятия для обучающихся должны длиться от 40 до 45 минут.

Каждое занятие - комплексное и включает в себя 3 этапа:

Подготовительный - погружение в сюжет занятия, подготовка к работе (10 - 15 мин.);

Основной - изучение новый информации, её закрепление в решении практических заданий. (15

- 20 мин.);

Заключительный - подведение итогов, рефлексия (5 - 10 мин.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме реализации данной программы на базе центра осуществлялась постоянная работа интерактивных площадок, проводились научные исследования по проблемам здоровьесбережения, разрабатывались творческие и волонтерские проекты [3].

Арсенал интерактивных методов обучения разнообразен. Каждый из используемых методов оригинален, направлен на решение конкретных обучающих задач, обеспечивает выработку и применение определенной стратегии, призванной

0

помочь школьнику усвоить набор знаний, приобрести умения и навыки в области безопасного и ответственного поведения, сохранить и укрепить здоровье, стать лидером среди сверстников.

Так, например, среди основных и результативных форм работы можно определить следующие:

1) серия мастер классов «Способы укрепления здоровья обучающихся».

Данная форма проведения ряда обучающих тренингов-семинаров выбрана для отработки практических навыков по различным здоровьесберегающим методикам и технологиям с целью обмена передовым опытом между участниками мастер-класса, а также расширения кругозора и приобщения обучающихся к здоровьесберегающей деятельности;

2) психолого-педагогические тренинги «Возможности современных технологий в здоровьесбережении субъектов образовательного процесса».

Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели поведения, и является самой распространенной интерактивной технологией. Данная форма работы выбрана потому, что в процессе тренинга у обучающихся формируются практические умения, необходимые в повседневной работе над собой, наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия в процессе здоровьесберегающей деятельности, а также осуществляется интенсивная обратная связь, закрепляющая достигнутые результаты.

3) интеллектуальные игры «Основы здорового образа жизни».

Одним из распространенных средств формирования представлений о здоровом образе жизни у обучающихся являются интеллектуальные (дидактические) игры, которые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности. Школьники имеют возможность проявить себя в мероприятиях игрового плана,

позволяющих глубже ознакомиться с теорией применения разнообразных техник и приемов профилактической деятельности в области здоровьесбережения, закрепить полученную информацию и организовать процесс самостоятельного получения знаний,

формирования определенных умений и навыков;

4) волонтёрские акции «Здоровье глазами современной молодёжи».

Волонтёрская деятельность предполагает предоставление различных услуг на добровольной основе и охватывает большинство молодежных инициатив посредством участия в которых обучающимся прививается модель «здорового поведения». В рамках центра создаются благоприятные условия для разработки и внедрения профилактических программ волонтёрским отрядом школы, стимулируется проведение диагностических исследований по выявлению интересов и потребностей молодежи в аспектах здоровья. Данные мероприятия помогают обучающимся осознанно выстраивать индивидуальную траекторию развития, опираясь на принципы здорового образа жизни, выступая примером таких идей и поведения среди сверстников, тем самым вовлекая их в профилактические программы

здоровьесберегающей направленности.

Подводя итоги формирующего эксперимента нашего исследования, мы провели контрольный срез с целью определения уровня результативности формирующего эксперимента по развитию ценностно-смысловых компетенций обучающихся 8 - 9 классов. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что количество обучающихся с низким уровнем развития ценностно-смысловых компетенций снизилось.

Количество обучающихся, у которых зафиксирован высокий индекс здоровья увеличилось. Изменения общего уровня сформированности отношения к своему здоровью представлено в таблице 3.

Констатирующий этап Общий уровень сформированности Контрольный этап

В С Н Уровень развития В С Н

3 чел. 10 чел. 12 чел. Абсолютный показатель 8 чел. 15 чел. 2 чел.

12% 40% 48% Процентный показатель 32% 60% 8%

Таблица 2. - Результаты уровня сформированности ценностно-смысловой компетенции у обучающихся 8 - 9 классов

Таблица 3. - Результаты уровня сформированности и интенсивности отношения к своему здоровью у обучающихся 8 -9 классов

Констатирующий этап Общий уровень сформированности отношения к здоровью Контрольный этап

Высокий Низкий Уровень развития Высокий Низкий

8 человек 17 человек Абсолютный показатель 17 человек 8 человек

32% 68% Процентный показатель 68 % 32%

Полученные результаты доказывают эффективность разработанной программы внеурочной деятельности «Экстремальная медицина» и всей здоровьесберегающей деятельности, осуществляемой в рамках центра.

Выводы. Результаты опытно-

экспериментальной работы подтверждают несоответствие между потребностью

обучающихся в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение. В связи с этим, необходимо осуществлять

здоровьесберегающую деятельность,

подтверждающую важность и ценность физического и духовного здоровья для достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, занять определенное положение в обществе и др.).

Таким образом, особая миссия Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» заключается в формировании здорового образа жизни не только у субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей), но и формировании ценностного и ответственного отношения к своему здоровью у всего регионального сообщества. Все это будет способствовать расширению параметров «территории здоровья» через интеграцию здоровьесберегающей среды

школы в социально-культурную среду района и региона в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы проанализированы подходы к понятию «ключевые компетенции»; разработана и апробирована модель развития ключевых компетенций обучающихся; внедрена в центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» программа внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций обучающихся (на примере ценностно-смысловых компетенций);

представлена диагностика результативности процесса развития ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной программы внеурочной деятельности педагогами центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами и другими заинтересованными лицами в процессе учебной и внеурочной работы с обучающимися.

Литература:

1. Бажук О.В. К вопросу о формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» / О.В. Бажук, В.В. Бажук, Л.Г. Пузеп // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 1(144). - С. 195-201.

2. Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды / Э.Н. Вайнер, Т.С. Анисимова, Л.М. Пашкова. - Славянск на Кубани: Изд. центр СГПИ, 2005. - 207 с.

3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы; сост. А.В. Енин. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 288 с.

4. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов.

Организационно-методическое сопровождение / Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель. - 118 с.

5. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур / О.Б. Полякова. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 448 с.

6. Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения / Г.Д. Слесарева // Психологопедагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - С. 9-11.

7. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие; под общ. ред. С.С. Татарченковой. - СПб: КАРО, 2015. - 112 с.

8. Уланова С.А. Здоровьесбережение школьников в условиях современной образовательной среды: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / С.А. Уланова. - Режим доступа: сИготе-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglcleíindmkaj/htlps://lib.h erzEn.spb.rU/media/magazines/contents/1/164/ulanova_164 _211_218.pdf

9. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для

академического бакалавриата / В.А. Штроо. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 277 с.

10. Федеральный государственный

образовательный стандарт Основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 09.06.2022).

References:

1. Bazhuk O.V. To the question of the formation of key students' competencies in the conditions of the center for education of digital and humanitarian profiles "Point of Growth" / O.V. Bazhuk, V.V. Bazhuk, L.G. Puzep // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 1 (144). - S. 195-201.

2. Weiner E.N. Methodology and practice of forming a safe health-saving educational environment / E.N. Weiner, T.S. Anisimova, L.M. Pashkov. - Slavyansk in the Kuban: Ed. center SGPI, 2005. - 207 p.

3. Extra-curricular activities: theory and practice. 1-11 grades; comp. A.V. Enin - 2nd ed. - M.: VAKO, 2017. -288 p.

4. Malykhina L.B. Handbook of extra-curricular activities for leaders and teachers. Organizational and methodological support / L.B. Malykhina. - Volgograd: Teacher. - 118 p.

5. Polyakova O.B. General psychological workshop: a collection of diagnostic procedures / O.B. Polyakova. - M.: NOU VPO Moscow Psychological and Social University, 2014. - 448 p.

6. Slesareva G.D. Health-saving activity of an educational institution / G.D. Slesareva // Psychological and

pedagogical support as a health-saving resource for the subjects of the educational process. - Kirov: Publishing house of VyatGGU, 2011. - S. 9-11.

7. Technology for the development of universal educational activities of students in classroom and extracurricular activities: teaching aid; under total ed. S.S. Tatarchenkova. - St. Petersburg: KARO, 2015. - 112 p.

8. Ulanova S.A. Health saving of school-children in the conditions of the modern educational environment: problems and perspectives [Electronic resource] / S.A. Ulanova. - Access mode: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://lib.h erzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/164/ulanova_164 _211_218.pdf

9. Shtroo V.A. Methods of active socio-psychological education: textbook and workshop for academic bachelor's degree / V.A. Shtroo. - M.: Yurayt Publishing House, 2015. - 277 p.

10. Federal State Educational Standard for Basic General Education [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (date of access: 06/09/2022).

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Бажук Оксана Владимировна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и развития образования, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail: kaf_pro@omgpu.ru

Бажук Владимир Владимирович (г. Тара, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и специального (дефектологического) образования, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail:bazhukvv1979@mail.ru

Пузеп Любовь Геннадьевна (г. Тара, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail: puzep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.