Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "ТОЧКА РОСТА" / МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна, Алексеева Ирина Сергеевна, Коптелов Алексей Викторович, Машуков Александр Васильевич, Ребикова Юлия Валерьевна

В предлагаемой статье раскрываются вопросы формирования профессиональной готовности муниципальных команд к проектированию деятельности центров образования «Точка роста». Авторы статьи обосновывают проблему недостаточного уровня профессиональной готовности руководителей и педагогов, организующих деятельность центров образования «Точка роста» в муниципалитетах. Решение данной проблемы авторы предлагают через проектирование и реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для муниципальных команд. Проектирование программы осуществляется на основе двух методологических подходов: проектного управления и командного менеджмента. Подробно описывается технология проектирования программы: целеполагание, отбор содержания, форм взаимодействия со слушателями на учебных занятиях в процессе ее реализации и итоговой аттестации. При характеристике деятельности слушателей в процессе реализации программы особый акцент делается на совершенствовании их проектных компетенций и эффектах работы в команде. Кратко представлены результаты реализации программы для муниципальных команд Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна, Алексеева Ирина Сергеевна, Коптелов Алексей Викторович, Машуков Александр Васильевич, Ребикова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF MUNICIPAL TEAMS FOR DESIGNING THE ACTIVITIES OF EDUCATION CENTERS “POINT OF GROWTH”

The proposed article reveals the issues of formation of the professional readiness of municipal teams to design the activities of the education centers “Growth Point”. The authors of the article substantiate the problem of the insufficient level of professional readiness of managers and teachers organizing the activities of the education centers “Point of Growth” in municipalities. The authors propose a solution to this problem through the design and implementation of an additional professional advanced training program for municipal teams. The design of the program is carried out on the basis of two methodological approaches: project management and team management. The technology of program design is described in detail: goal-setting, selection of content, forms of interaction with students in the classroom in the process of its implementation and final certification. When characterizing the activities of students in the process of implementing the program, special emphasis is placed on improving their project competencies and the effects of teamwork. The results of the implementation of the program for municipal teams of the Chelyabinsk region are briefly presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА»»

Формирование профессиональной готовности муниципальных команд к проектированию деятельности центров образования «Точка роста»

Абрамовских Татьяна Александровна,

старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: gdchiep@mail.ru

Алексеева Ирина Сергеевна,

заведующий отделом организационной и научно-методической работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: irina28-10@bk.ru

Коптелов Алексей Викторович,

к.п.н., доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: avkoptelov@rambler.ru

Машуков Александр Васильевич,

заведующий учебно-методическим центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: avmashukov@mail.ru

Ребикова Юлия Валерьевна,

заведующий регионального ресурсного центра, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: rebikova08@mail.ru

В предлагаемой статье раскрываются вопросы формирования профессиональной готовности муниципальных команд к проектированию деятельности центров образования «Точка роста». Авторы статьи обосновывают проблему недостаточного уровня профессиональной готовности руководителей и педагогов, организующих деятельность центров образования «Точка роста» в муниципалитетах. Решение данной проблемы авторы предлагают через проектирование и реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для муниципальных команд. Проектирование программы осуществляется на основе двух методологических подходов: проектного управления и командного менеджмента. Подробно описывается технология проектирования программы: целеполагание, отбор содержания, форм взаимодействия со слушателями на учебных занятиях в процессе ее реализации и итоговой аттестации. При характеристике деятельности слушателей в процессе реализации программы особый акцент делается на совершенствовании их проектных компетенций и эффектах работы в команде. Кратко представлены результаты реализации программы для муниципальных команд Челябинской области.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, повышение квалификации, проектные компетенции, проектное управление, командный менеджмент, Центр образования «Точка роста», муниципальная команда.

о с

CJ

см

В рамках реализации национального проекта «Образование» и федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» огромное внимание уделяется построению образовательного пространства в муниципальном образовании, которое позволило бы обеспечить обучающемуся развитие всех его потенциальных возможностей и создало бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе.

«Точка роста» - это специализированные центры, которые в рамках национального проекта «Образование» создаются на базе общеобразовательных школ в сельской местности и малых городах по всей стране. Цель их создания - дать возможность детям из населенных пунктов, удаленных от региональных центров, научиться работать с современными технологиями. Центры «Точка роста» являются современным ресурсом повышения качества и доступности образования в конкретном муниципальном образовании. Однако практика показывает, что многие муниципальные образования субъектов Российской Федерации, в том числе Челябинской области, и общеобразовательные организации, на базе которых открыты специализированные центры «Точка роста», испытывают затруднения при:

- объединении / интеграции ресурсов общего и дополнительного образования муниципалитета в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе с использованием сетевых форм реализации образовательных программ;

- построении горизонтальной системы повышения квалификации педагогических работников в муниципалитете, предусматривающей: проведение обучающих мероприятий по поддержке общеобразовательных организаций, показывающих низкие образовательные результаты; демонстрацию эффективного опыта реализации образовательных программ; участие в региональных и межрегиональных конференциях, фестивалях, форумах по обмену опытом работы;

- организации своей деятельности как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства, обеспечивающего доступность качественного образования для обучающихся и развитие профессионального мастерства педагогов всех школ муниципалитета.

Иными словами, имеющиеся затруднения позволяют констатировать наличие проблемы, свя-

заннои с недостаточным уровнем готовности и профессиональной компетентности руководителей и педагогов - организаторов деятельности «Точек роста» - использовать ресурсы данных центров для образовательных потребностей всего муниципалитета. Кроме того, данный тезис подтверждается проблематикой и направленностью теоретических исследований, а также образовательных и управленческих практик по вопросам создания и организации деятельности центров образования «Точка роста». Анализ не очень значительного количества публикаций, в большей степени практиков образования, показывает, что создание «Точек роста» как новых образований в системе общего образования призвано обеспечить достижение качества образования в школах, расположенных в сельских территориях и малых городах. Значительная часть авторов связывают начало деятельности центров «Точка роста» с расширением возможностей для непрерывного развития профессионального мастерства педагогов в контексте повышения образовательных результатов всех обучающихся посредством организации:

- неформального обучения навыкам XXI века и освоения новых образовательных технологий

[2];

- методической поддержки педагогов сельских школ по направлениям деятельности Центров «Точка роста» [4];

- освоения образовательных технологий при формировании критического мышления обучающихся на основе интеграции общего и дополнительного образования [12];

- модели формирования ключевых компетенций старшеклассников во внеурочной деятельности [1].

Следовательно, создание и начало деятельности центров «Точка роста» обеспечивают формирование инновационной образовательной среды, которая открывает новые возможности для профессионального роста и развития педагогов школ. Причем, это сопровождается повышением мотивации педагогов к собственному развитию профессионального мастерства [8].

Некоторые авторы, абсолютно оправдано, по нашему мнению, смотрят более перспективно и говорят о формировании человеческого капитала на основе центров «Точка роста» той местности, где они созданы. Их деятельность обеспечивает поддержку социально значимых инициатив в территории, развитие творческой самореализации и успешной социализации детей, формирование социальной ответственности для дальнейшего жизненного самоопределения обучающихся [13].

Выявленная нами проблема и подтвержденная выводами авторов публикаций из различных субъектов Российской Федерации также усиливается тем, что современная система дополнительного профессионального образования предлагает недостаточное количество соответствующих образовательных программ повышения квалификации

или каких-либо образовательных событий, позволяющих сформировать профессиональную готовность и развить профессиональные компетенции у работников образования в области применения ресурсов центров «Точка роста» в своих муниципалитетах в образовательных целях.

Актуальность данной проблематики вызвала необходимость проведения предлагаемого исследования. Разрешение указанных выше затруднений и проблемы, на наш взгляд, будет осуществляться с помощью проектирования и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для муниципальных команд.

В основу проектирования и реализации программы повышения квалификации положены методологические подходы проектного управления и командного менеджмента. Применение принципов проектного управления [11] позволяет, во-первых, подойти к разработке программы как проектного продукта, поскольку учитываются все требования к проекту как «временному предприятию, направленному на создание уникального продукта» [11]. Кроме того, проектирование программы ограничено во времени; осуществляется специально организованной командой разработчиков под конкретную реалистичную задачу, в которой распределены полномочия между ее участниками, а ответственность за результат ложится на всех; имеет конкретный измеримый результат в виде дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по выбранной тематике и для четко определенной целевой аудитории.

Во-вторых, отбор содержания, выбор форм взаимодействия со слушателями в рамках учебных занятий как теоретических, так и практических, форм текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации были ориентированы на деятельность, обеспечивающую формирование / развитие проектных компетенций, необходимых в реальной профессиональной деятельности работников образования - участников муниципальных команд.

Применение принципов проектного управления при разработке дополнительной профессиональной программы обусловил выбор второго методологического подхода нашего исследования, а, именно, командного менеджмента [3, 5, 6]. Реализация идей командного менеджмента при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации позволяет наиболее эффективно формировать / развивать у работников образования проектные компетенции, владение которыми необходимо при решении задач, стоящих перед центрами образования «Точка роста». В контексте нашего исследования основные положения командного менеджмента нашли отражение в следующих позициях: - определении целевой категории слушателей

дополнительной профессиональной программы - муниципальных команд, обеспечивающих

функционирование и развитие «Точек роста»;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- определении участников муниципальной команды по должностным и функциональным полномочиям;

- отборе содержания, обеспечивающего комплексное видение решение проблемы с позиции каждого участника муниципальной команды, его полномочий и компетенций;

- организации интерактивных лекций и практических занятий, позволяющих принимать полноправное участие всем членам команды в выполнении учебных заданий, ориентированных на итоговый проектный продукт;

- организации разработки командной проектной работы для итоговой аттестации и ее защиты (презентации) участникам курсовой подготовки. Совокупность представленных выше позиций

обеспечивает достижение комплексных командных эффектов не только в процессе обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, но и непосредственно в своей профессиональной практической деятельности. К таким командным эффектам будут относиться:

- приоритет совместных целей;

- открытость коммуникаций;

- готовность разделить ответственность за результат команды;

- ориентация на результат в совместной деятельности.

Обоснование актуальности предлагаемого исследования и методологических подходов позволило нам осуществить разработку и реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для муниципальных команд «Проектирование модели деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства» трудоемкостью 36 часов. В качестве цели было определено совершенствование профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников в области проектирования модели деятельности Центра «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства. Данная цель конкретизируется через комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, которые решаются в рамках реализации программы. Комплекс задач включает в себя:

- формирование у слушателей представлений о ресурсах и механизмах использования «Точки роста» как ресурсного центра муниципального образовательного пространства;

- проектирование модели деятельности «Точки роста» как ресурсного центра муниципального образовательного пространства, обеспечивающего условия для достижения современного качества образования;

5 - освоение слушателями технологии работы § в проектных командах по проектированию мой дели деятельности «Точка роста» ресурсного ° центра муниципального образовательного про-Ц странства.

Этап целеполагания проектирования дополнительной профессиональной программы включил в себя определение планируемых результатов для разных категорий участников муниципальных команд на основе выявленной проблемы и комплекса цели и задач. Успешное освоение слушателями содержания программы предполагает достижение конкретных планируемых результатов. Причем, особенность реализации программы для муниципальных команд - достижение результатов в зависимости от должностных полномочий участников команды и в соответствии с профессиональными стандартами. Так, в качестве планируемых результатов для руководителей образовательных организаций определяются следующие компетенции в части:

- применения в профессиональной деятельности порядка разработки и / или актуализации и утверждения локальных нормативных актов, регулирующих деятельность Центра «Точка роста» в общеобразовательной организации на основе стратегических и программных документов федерального и регионального уровней;

- планирования мероприятий и координации работы организации с учетом функционирования Центра «Точка роста» как структурного подразделения общеобразовательной организации;

- проведения анализа образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями и выделения рисков, оказывающих влияние на достижение целевых показателей функционирования образовательной организации с использованием ресурсов «Точек роста»;

- организации освоения различных механизмов использования ресурсов «Точек роста» в едином муниципальном образовательном пространстве на основе технологий командного управления;

- принятия управленческих решений в условиях различных мнений участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ с использованием ресурсов Центров «Точек роста».

Для педагогических работников планируемые результаты были установлены такие, как:

- определять формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий с учетом возможностей Центров «Точка роста»;

- определять различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей Центров «Точка роста»;

- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении образовательных задач; владеть навыками командной работы;

- планировать включение в учебный процесс ресурсов Центров «Точка роста» в соответствии с основной образовательной программой.

Как было сказано выше, применение двух методологических подходов - проектного управления и командного менеджмента - обусловило от-

бор содержания дополнительной профессиональной программы. В частности, в структурном плане образовательная программа включает шесть содержательных линий, в соответствии с которыми проводятся учебные занятия со слушателями.

Освоение программы начинается с темы «Нормативно-правовые аспекты создания и функционирования Центра образования «Точка роста» в муниципальном образовательном пространстве». В ходе интерактивной лекции по данной теме слушатели получают представления о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации в контексте национального проекта «Образование» и федеральных проектов, входящих в его состав; о стратегических и программных документах федерального, регионального и институционального уровня, определяющих нормативно-правовое, содержательное и процессуальное регулирование деятельности образовательной организации и Центра образования «Точка роста» в образовательной системе муниципалитета. Учебное занятие способствует формированию осознанного понимания и представления об использовании нормативных документов в практике профессиональной деятельности участников муниципальной команды в контексте развития Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства.

Вторая тема «Концептуальные основы проектного управления» является системообразующей для данной программы, поскольку проектное управление, как обозначалось выше, является одним из методологических подходов не только разработки и реализации программы, но организации взаимодействия со слушателями при ее освоении. В рамках данной темы участники муниципальной команды получают представления об отличительных особенностях проектного управления, обращая особое внимание на то, что проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [11]. Слушатели в деятель-ностной форме осваивают классическую структуру проекта, его обязательные компоненты. Отдельно уделяется внимание рассмотрению вопросов, связанных с эффективностью управления проектами и понятию проектного цикла, а также отдельным фазам процесса управления проектом: планированию, мониторингу, анализу.

Дальнейшее освоение программы предполагает непосредственное рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью центров образования «Точка роста». Тема «Комплексное использование инновационной инфраструктуры Центра образования «Точка роста» для обновления содержания и технологий реализации образовательных программ общего и дополнительного образования» предполагает теоретическую и практическую части учебного занятия. Теоретическая часть

включает рассмотрение вопросов использования ресурсов «Точек роста» при реализации программ общего и дополнительного образования, отбора содержания и современных технологий их реализации. Практическое занятие предполагает работу в муниципальных командах и направлено на проведение аналитического обзора образовательной инфраструктуры методом SWOT-анализа для определения ресурсных дефицитов муниципалитета и возможностей Центра «Точка роста» для обновления содержания и технологий реализации программ общего и дополнительного образования. В ходе работы слушатели выполняют два задания:

1. Презентация Центра образования «Точка роста» муниципалитета, который представляет команда (приоритетные направления деятельности, ресурсная обеспеченность).

2. Заполнение таблицы «SWOT-анализ образовательной инфраструктуры муниципалитета».

Логичным продолжением данной работы становится проведение учебного занятия по теме «Центр образования «Точка роста» как инструмент интеграции ресурсов муниципальной образовательной системы». Практическая работа ориентирована на выявление направлений и ресурсов организации образовательной деятельности Центра образования «Точка роста» для формирования муниципального образовательного пространства. Задание выполняется на примере конкретного муниципалитета, в котором функционирует Центр образования «Точка роста». Слушателями выполняется групповая работа по составлению блок-схемы «Интеграция образовательных ресурсов муниципальной образовательной системы». В блок-схеме слушатели отражают следующие элементы:

- направления деятельности Центра образования «Точка роста»;

- ресурсы Центра образования «Точка роста» и муниципалитета, необходимые для организации образовательной деятельности;

- взаимодействие между элементами блок-схемы.

Данное практическое занятие направлено на развитие навыков сотрудничества, командной работы/взаимодействия, а также на формирование у слушателей представлений о ресурсах использования «Точки роста» как ресурсного центра муниципального образовательного пространства.

Рассмотрение вопроса о ресурсах Центов образования «Точка роста» находит продолжение в теме «Механизмы деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства». Учебное занятие по данной теме также предполагает проведение командной практической работы, направленной на отбор слушателями механизмов (правовых, организационно-управленческих и других) с учетом выявленных ресурсов, что позволит позиционировать Центр образования «Точка роста» как инновационный

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ресурсный центр. Задание выполняется также на материале конкретного муниципалитета, в котором функционирует Центр образования «Точка роста».

Материалы, полученные муниципальными командами по результатам всех практических работ, аккумулируются и систематизируются на итоговом учебном занятии по теме «Проектирование модели деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства». При проектировании модели муниципальные команды определяют содержание следующих блоков:

- проектно-целевого блока (комплексный анализ инфраструктуры муниципального образования; цель, задачи, сроки реализации, принципы деятельности Центра образования «Точки роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства);

- содержательного блока (направление и содержание деятельности, организационная структура управления, описание ресурсных возможностей, схема построения сетевого взаимодействия по решаемым задачам Центра образования «Точки роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства);

- процессуального блока (описание механизмов деятельности, комплексный план мероприятий «Точки роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства);

- результативного блока (планируемые результаты с указанием достигаемых индикативных показателей деятельности, ожидаемые эффекты деятельности Центра образования «Точки роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства).

Разработанный муниципальной командой проект модели деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства выносится на защиту, которая является итоговой аттестацией слушателей по дополнительной профессиональной программе. Защита является успешной, если проект модели соответствует следующим критериям:

- наличие комплексного анализа инфраструктуры муниципального образования;

- согласованность цели, задач и планируемых результатов деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства;

- наличие сроков реализации модели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - наличие организационной структуры управле-§ ния моделью;

й - наличие описания ресурсных возможностей; ° - наличие схемы построения сетевого взаимо-ав действия по решаемым задачам;

- наличие описания механизмов деятельности

«Точки роста»;

- наличие комплексного плана мероприятий;

- наличие описания ожидаемых эффектов реализуемого проекта модели.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование модели деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства» была реализована для 35 муниципальных команд, в состав которых входило 313 человек, из 35 муниципалитетов Челябинской области. Участие муниципальных команд в реализации дополнительной профессиональной программе позволило им, во-первых, спроектировать модели деятельности Центров образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства, которые на сегодняшний день эффективно реализуются в своих муниципалитетах. Причем, при проектировании данных моделей был проведен тщательный анализ имеющихся ресурсов муниципального образования, что подтверждается рациональным их использованием в реальной управленческой и образовательной практике, обеспечивающей достижение современного качества образования на уровне конкретных муниципалитетов.

Во-вторых, разработанные модели стали основой для дальнейшего продвижения Центров образования «Точка роста» в региональной образовательной системе, что подтверждается активным их участием в образовательных событиях и конкурсных отборах областного уровня. В частности, 12 команд приняли участие в областном конкурсе «СтартАп в дополнительном образовании: инфраструктура национального проекта «Образование» для развития способностей и талантов детей», основной целью которого стало выявление и поддержка управленческих и педагогических проектов в дополнительном образовании детей, обеспечивающих формирование у обучающихся компетенций, ориентированных на инновационный, опережающий характер развития системы дополнительного образования (компетенции, отвечающие потребностям образования будущего) [9]. Участие муниципальных команд становится неотъемлемой частью образовательных событий, которые включены в комплексный план мероприятий Челябинской области по организационно-методической поддержке центров естественно-научной и технологической направленности и центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», как например, мастер-классы «Точка роста» как механизм достижения новых образовательных результатов. Развитие цифровых компетенций педагогических работников» [7].

Получив положительный результат реализации дополнительной профессиональной программы на региональном уровне, адаптированный вариант программы был размещен в Федеральном реестре дополнительных профессио-

нальных программ педагогического образования, где размещаются лучшие дополнительные профессиональные программы педагогического образования, прошедшие профессионально-общественную экспертизу и предназначенные для обучения педагогических работников и управленческих кадров субъектов Российской Федерации [10]. Тем самым, программа повышения квалификации стала доступной для реализации на федеральном уровне в любом российском регионе.

Подводя итог нашего исследования, мы можем констатировать, что предположение о том, что недостаточный уровень готовности и профессиональной компетентности руководителей и педагогов, организующих деятельность Центров образования «Точка роста», можно компенсировать посредством проектирования и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, разработанной на основе двух методологических подходов - проектного управления и командного менеджмента - подтвердилось.

Литература

1. Бажук О.В., Бажук В.В., Пузеп Л.Г. К вопросу о формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» // Казанский педагогический журнал -2021. - № 1. С. 195-201.

2. Гуляева В.А., Лымарева Ю.В. Повышение качества образования через освоение новых технологий обучения и современного оборудования на базе центров «Точка роста» // Кубанская школа. - 2021. - № 3. - С. 24-26.

3. Долгов М.В. Особенности управленческих команд на государственной гражданской службе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2018. - Т. 5. № 4. -С.365-373.

4. Зёлко А.С., Музипова В.А. Методическая поддержка в современной сельской школе // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - Т. 30. -№ 4. - С. 470-475.

5. Лазарева М.В., Губанова Е.В. Управленческая команда образовательной организации: подходы к формированию и развитию // Человек и образование. - 2020. - № 4 (65). - С. 147-151.

6. Ленская И.Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций // Науковедение. - 2017. - № 1. Т. 9. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

7. Мастер-классы «Точка роста» как механизм достижения новых образовательных результатов. Развитие цифровых компетенций пе-

дагогических работников» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/tsnppm-pr?w=wall681935543_196%2Fall (дата обращения: 25.04.2022)

8. Новикова О.Н., Скорынин А.А. Создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» как фактор профессионального развития педагогов // Педагогика сельской школы. - 2021. - № 3 (9). - С. 118130.

9. О проведении в 2022 году областного конкурса «СтартАп в дополнительном образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ipk74.ru/news/o-provedenii-v-2022-godu-oblastnogo-konkursa-startap-v-dopolnitelnom-obrazovanii-infrastruktura-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-dlya-razvitiya-sposobnostey-i-talantov-detey-/ (дата обращения: 25.04.2022)

10. Проектирование модели деятельности Центра образования «Точка роста» как инновационного ресурсного центра муниципального образовательного пространства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dppo.apkpro.ru/ bank/detail/5285 (дата обращения: 25.04.2022)

11. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Шестое издание. Agile: практическое руководство / Коллектив авторов - «Олимп-Бизнес», 2017 -(Руководство PMBOK)

12. Тамме Е.В., Ушаков А.А. Формирование критического мышления обучающихся в условиях интегративной среды общего и дополнительного образования (на примере центра «Точка роста») // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 17.

13. Фролова О.Я., Фомина Л.В. Управление дополнительным образованием в региональных системах: инновационный аспект // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2021. - № 2 (20). - С. 36-46.

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF MUNICIPAL TEAMS FOR DESIGNING THE ACTIVITIES OF EDUCATION CENTERS "POINT OF GROWTH"

Abramovskikh T.A., Alekseeva I.S., Koptelov A.V., Mashukov A.V., Rebikova Yu.V.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators

The proposed article reveals the issues of formation of the professional readiness of municipal teams to design the activities of the education centers "Growth Point". The authors of the article substantiate the problem of the insufficient level of professional readiness of managers and teachers organizing the activities of the education centers "Point of Growth" in municipalities. The authors propose a solution to this problem through the design and implementation of an additional professional advanced training program for municipal teams. The design of the program is carried out on the basis of two methodological approaches: project management and team management. The technology of program design is described in detail: goal-setting, selection of content, forms of interaction with students in the classroom in the process of its implementation and final certification. When characterizing the activities of students in the process of implementing the program, special emphasis is placed on improving their project competencies and the effects of teamwork. The results of the implementation of the program for municipal teams of the Chelyabinsk region are briefly presented.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Keywords: additional professional program, professional development, project competencies, project management, team management, educational centers «Growth Point», municipal team.

References

1. Bazhuk O.V., Bazhuk V.V., Puzep L.G. To the question of the formation of key competencies of students in the conditions of the Center for Education of Digital and Humanitarian Profiles "Point of Growth" // Kazan Pedagogical Journal - 2021. - No. 1. pp. 195-201.

2. Gulyaeva V.A., Lymareva Yu.V. Improving the quality of education through the development of new teaching technologies and modern equipment based on the centers "growth point" // Kuban school. - 2021. - No. 3. - S. 24-26.

3. Dolgov M.V. Peculiarities of managerial teams in the state civil service // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: State and municipal management. - 2018. - V. 5. No. 4. - S. 365-373.

4. Zelko A.S., Muzipova V.A. Methodological support in a modern rural school // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2020. - T. 30. - No. 4. - S. 470475.

5. Lazareva M.V., Gubanova E.V. Management team of an educational organization: approaches to formation and development // Person and education. - 2020. - No. 4 (65). - S. 147-151.

6. Lenskaya I. Yu. Benefits of using team management and features of team building in the process of stabilizing the personnel of modern organizations // Naukovedenie. - 2017. - No. 1. T. 9. - Access mode: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117. pdf (date of access: 10/11/2020).

7. Master classes "Point of Growth" as a mechanism for achieving new educational results. Development of digital competencies of pedagogical workers "[Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/tsnppmpr?w=wall681935543_196%2Fall (date of access: 25/04/2022)

8. Novikova O.N., Skorynin A.A. Creation of centers for education of digital and humanitarian profiles "Point of Growth" as a factor in the professional development of teachers//Pedagogy of a rural school. - 2021. - No. 3 (9). - S.118-130.

9. On holding in 2022 the regional competition "Startup in additional education" [Electronic resource] - Access mode: https://ipk74.ru/news/o-provedenii- v-2022-godu-oblastnogo-konkursa-startap-v-dopolnitelnom-obrazovanii-infrastruktura-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-dlya-razvitiya-sposobno-stey-i-talantov-detey-/ (date of access: 25/04/2022)

10. Designing the activity model of the Education Center "Point of Growth" as an innovative resource center of the municipal educational space [Electronic resource] - Access mode: https:// dppo.apkpro.ru/bank/detail/5285 (date of access: 25/04/2022)

11. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PM-BOK® Guide). Sixth edition. Agile: practical guide / Team of authors - "Olimp-Business", 2017 - (PMBOK Guide)

12. Tamme E.V., Ushakov A.A. Formation of critical thinking of students in an integrative environment of general and additional education (on the example of the center "growth point") // Modern problems of science and education. - 2020. - No. 6. - P. 17.

13. Frolova O. Ya., Fomina L.V. Management of additional education in regional systems: an innovative aspect // Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. - 2021. - No. 2 (20). - S. 36-46.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.