Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛАХ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛАХ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛЫ / ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ / SCHOOLS WITH LOW EDUCATIONAL RESULTS / SCHOOLS WHICH ARE OPERATING IN ADVERSE SOCIAL CONDITIONS / MUNICIPAL SCHOOL SUPPORT MODELS / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / ADVANCED TRAINING / MUNICIPAL TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна, Коптелов Алексей Викторович, Машуков Александр Васильевич, Обоскалов Александр Георгиевич, Солодкова Марина Ивановна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мероприятия по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, нормативно закреплены в государственных программах развития образования. В то же время на муниципальном уровне уделено недостаточно внимания как вопросам поддержки указанных категорий школ, так и вопросам подготовки специалистов муниципальных органов управления образованием к данного рода деятельности. Выделенные позиции составили целевую установку публикации. Представлены противоречия, послужившие базисом исследования. Они сформулированы на основании результатов эмпирического исследования, проведенного в Челябинской области. Методология (материалы и методы). Методологию исследования составили положения нормативного, ресурсного и тактико-ориентированного подходов. Они наиболее значимы с точки зрения разработки стратегий управления качеством образования. Указанные позиции отражены авторами при описании такого средства разрешения выделенных выше проблем, как дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Результаты. Авторами описаны структура, содержание и технологические аспекты разработки и реализации программы. Акцентировано внимание на том, что содержание программы ориентировано на освоение слушателями технологий осуществления на муниципальном уровне мер превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Авторами описана технология разработки и реализации программы. Определены особенности реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Практическая значимость программы подтверждена описанными в статье результатами ее реализации в Челябинской области и Республике Башкортостан. Авторами выделена новизна и теоретическая значимость проведенного исследования в рамках представленного опыта подготовки муниципальных команд к реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна, Коптелов Алексей Викторович, Машуков Александр Васильевич, Обоскалов Александр Георгиевич, Солодкова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF MUNICIPAL TEAMS TO THE IMPLEMENTATION OF MEASURES TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION IN SCHOOLS WITH LOW EDUCATIONAL RESULTS AND SCHOOLS OPERATING IN ADVERSE SOCIAL CONDITIONS

The research problem and the rationale for its relevance. The support's measures of schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions are normatively enshrined in state education development programs. However, the insufficient attention has been paid at the municipal level to both the issues of these categories of schools supporting and the issues of training specialists of municipal education authorities for this type of activity. The highlighted items have made up the publication's target. The contradictions which have been served as the basis of the study are presented. They are formulated based on the results of an empirical study which have been conducted in the Chelyabinsk region. Methodology. The research methodology has been constituted by the provisions of normative, resource and tactically-oriented approaches. They are most significant in terms of education quality management strategies' development. The indicated positions are reflected by the authors when they have been describing such a means of resolving the problems highlighted above as an additional professional training program. Results. The authors have described the structure, content and technological aspects of the development and implementation of the program. Their attention is focused on the fact that the content of the program is focused on the development by students of technologies for implementing at the municipal level measures of preventive and targeted support for schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions. The authors have described the technology of the development and implementation of the program. The features of the implementation of an additional professional training program are determined. The practical significance of the program is confirmed by the results of its implementation described in the article in the Chelyabinsk region and the Republic of Bashkortostan. The authors have highlighted the novelty and theoretical significance of the study as part of the experience of preparing municipal teams to implement measures to improve the quality of education in schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД К РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛАХ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Современная школа

УДК 378.091.398

Подготовка муниципальных команд к реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

А. В. Ильина,

https://orcid.org/0000-0002-9331-6615 avilyina@mail.ru

А. В. Коптелов

https://orcid.org/0000-0002-5253-5440 avkoptelov@rambler. ru

А. В. Машуков

https://orcid.org/0000-0002-0755-946X avmashukov@mail.ru

А. Г. Обоскалов

httsp://orcid.org./0000-0002-0272-2733 oboskalovag@rambler.ru

М. И. Солодкова

https://orcid.org/0000-0002-8341-7447 solodkovami @rambler. ru

Preparation of municipal teams to the implementation of measures to improve the quality of education in schools with low educational results and schools operating in adverse social conditions

А. V. П'ша A. V. Koptelov A. V. Mashukov A. в. Oboskalov M. I. 8о1оа^а

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мероприятия по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ,

функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, нормативно закреплены в государственных программах развития образования. В то же время на муниципальном уровне

уделено недостаточно внимания как вопросам поддержки указанных категорий школ, так и вопросам подготовки специалистов муниципальных органов управления образованием к данного рода деятельности. Выделенные позиции составили целевую установку публикации. Представлены противоречия, послужившие базисом исследования. Они сформулированы на основании результатов эмпирического исследования, проведенного в Челябинской области. Методология (материалы и методы). Методологию исследования составили положения нормативного, ресурсного и тактико-ориентированного подходов. Они наиболее значимы с точки зрения разработки стратегий управления качеством образования. Указанные позиции отражены авторами при описании такого средства разрешения выделенных выше проблем, как дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Результаты. Авторами описаны структура, содержание и технологические аспекты разработки и реализации программы. Акцентировано внимание на том, что содержание программы ориентировано на освоение слушателями технологий осуществления на муниципальном уровне мер превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Авторами описана технология разработки и реализации программы. Определены особенности реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Практическая значимость программы подтверждена описанными в статье результатами ее реализации в Челябинской области и Республике Башкортостан. Авторами выделена новизна и теоретическая значимость проведенного исследования в рамках представленного опыта подготовки муниципальных команд к реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The support's measures of schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions are normatively enshrined in state education development programs. However, the insufficient attention has been paid

at the municipal level to both the issues of these categories of schools supporting and the issues of training specialists of municipal education authorities for this type of activity. The highlighted items have made up the publication's target. The contradictions which have been served as the basis of the study are presented. They are formulated based on the results of an empirical study which have been conducted in the Chelyabinsk region. Methodology. The research methodology has been constituted by the provisions of normative, resource and tactically-oriented approaches. They are most significant in terms of education quality management strategies' development. The indicated positions are reflected by the authors when they have been describing such a means of resolving the problems highlighted above as an additional professional training program. Results. The authors have described the structure, content and technological aspects of the development and implementation of the program. Their attention is focused on the fact that the content of the program is focused on the development by students of technologies for implementing at the municipal level measures of preventive and targeted support for schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions. The authors have described the technology of the development and implementation of the program. The features of the implementation of an additional professional training program are determined. The practical significance of the program is confirmed by the results of its implementation described in the article in the Chelyabinsk region and the Republic of Bashkortostan. The authors have highlighted the novelty and theoretical significance of the study as part of the experience of preparing municipal teams to implement measures to improve the quality of education in schools with low educational results and schools which are operating in adverse social conditions.

Ключевые слова: школы с низкими результатами обучения; школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях; муниципальные модели поддержки школ; дополнительная профессиональная программа; повышение квалификации; муниципальные команды.

Keywords: schools with low educational results; schools which are operating in adverse social conditions; municipal school support models; additional professional training program; advanced training; municipal teams.

Введение

Одним из приоритетных направлений развития системы российского образования на протяжении последних лет является реализация системных мер по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Данный тезис подтверждается тем, что на федеральном и региональном уровнях мероприятия по поддержке выделенных категорий школ в части улучшения качества образовательных результатов нормативно закрепляются в государственных программах развития образования1.

Наряду с нормативным определением векторов развития системы общего образования в части обеспечения достижения современного качества образования в последние годы в российской практике уделяется серьезное внимание управленческой и организационно-педагогической поддержке школ, которые в силу определенных причин не готовы обеспечивать достижение учащимися современного уровня качества общего образования. В частности, как показывает проведенный нами анализ, имеются глубокие и масштабные исследования, в которых определены и обоснованы соответствующие причины [1; 2; 3; 4 и др.].

Описан успешный опыт различных регионов Российской Федерации по сопровождению школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [5; 6; 7; 8].

В то же время имеющиеся исследования и сформировавшаяся практика зачастую отражают только тенденции развертывания работы по оказанию поддержки школам по различным аспектам на федеральном и региональном уровнях, в то время как в муниципальных образованиях данным вопросам уделяется недостаточно вни-

1 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования"» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.06.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 286474/; Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 № 732-П «О государственной программе Челябинской области „Развитие образования в Челябинской области" на 2018-2025 годы». URL: http://www.minobr74.ru/htmlpages/Show/Programs/Gosuda rstvennyeprogrammy.

мания. Хотя региональные власти отдельных субъектов Российской Федерации, например Челябинской области, активизируют деятельность органов местного самоуправления посредством нормативного закрепления показателей оценки эффективности их деятельности. В частности данный показатель (индикатор) получил отражение в государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы2.

Таким образом, эмпирические исследования, проведенные в Челябинской области, позволили нам выделять ряд противоречий, составивших базис нашего исследования и содержания публикации, а именно противоречия:

- между необходимостью достижения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, показателя государственной программы Челябинской области «Развитие образования», относящегося к повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и неразработанностью в большинстве муниципальных образований Челябинской области соответствующих стратегий превентивной и адресной поддержки рассматриваемых категорий школ;

- между наличием у специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, достаточного состава полномочий для реализации мер по повышению качества образования в рассматриваемых группах школ и недостаточным уровнем компетентности указанных специалистов в части отбора стратегий реализации мероприятий, обеспечивающих достижение качества образования в данных школах;

- между наличием широкого спектра дополнительных профессиональных программ для педагогов и управленческих работников общеобразовательных организаций по вопросам достижения качества образования, реализуемых в различных формах с использованием современных техноло-

2 Постановление Правительства Челябинской области от 28 декабря 2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области „Развитие образования в Челябинской области"» на 2018-2025 годы». URL: http://www.minobr74.ru/htmlpages/Show/Programs/Gosuda rstvennyeprogrammy.

гий обучения, и отсутствием дополнительных профессиональных программ для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам эффективного управления качеством образования на муниципальном уровне.

Обзор литературы

Кроме того, актуальность рассматриваемой проблемы дополняется результатами анализа содержательных аспектов имеющихся публикаций. На сегодняшний день в современной педагогической и управленческой науке и практике имеется достаточно исследований и публикаций по проблеме выявления, сопровождения и поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Анализ имеющихся отечественных публикаций позволяет выделить целый комплекс глубинных и масштабных исследований по определению и обоснованию причин неспособности и неготовности школ обеспечивать достижение учащимися современного уровня качества общего образования. Данной тематике посвящены публикации таких ученых, как А. Р. Бесуднов, И. А. Вальдман, Д. Ф. Ильясов, С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская, И. Д. Фрумин, Г. А. Ястребов и др. [1; 2; 3; 4].

Реализация в Российской Федерации проекта поддержки школ рассматриваемых категорий послужила основанием для широкого издания публикаций по различным аспектам исследуемой проблемы:

- специфическим особенностям организации деятельности по поддержки подобных школ на региональном уровне [7; 8; 9; 10; 11];

- особенностям проведения идентификации школ, не обеспечивающих должного уровня качества образования [12; 13; 14; 15];

- особенностям управления качеством образования и преподавания в указанных школах [16; 17; 18];

- формам и технологиям поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [19; 20; 21; 22; 23; 24].

Кроме того, нами были проанализированы публикации по вопросам организации обучения в системе дополнительного профессионального образования. Нами было выявлено, что наиболее эффективными формами повышения квалификации специалистов являются такие фор-

мы, которые позволяют осуществлять обучение в максимально приближенной к реальной профессиональной практике обстановке в таких форматах, как проектные сессии и командное обучение [25; 26; 27; 28 и др.].

Проведенный нами анализ выделенных источников позволяет говорить о наличии широкого спектра направлений исследований по рассматриваемой проблематике и достаточно большом количестве публикаций, появившихся за последнее время. В то же время можно констатировать то, что именно на муниципальном уровне уделяется недостаточно внимания вопросам поддержки рассматриваемым группам школ, а также недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки специалистов муниципальных органов управления образованием к этой деятельности. Разрешение указанных противоречий в региональной системе образования Челябинской области осуществляется посредством сочетания комплекса организационно-управленческих, научно-методических, экс-пертно-аналитических и информационно-консалтинговых условий сопровождения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам обеспечения достижения качества образования на муниципальном уровне.

Методология (материалы и методы)

Особенностью комплексного сопровождения специалистов муниципальных органов управления образованием к деятельности по поддержке рассматриваемых групп школ, как системной деятельности, направленной на оказание квалифицированной помощи выделенным субъектам, является то, что оно осуществляется по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям.

Первое направление связано с разработкой муниципальных моделей организации превентивной и адресной поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [29].

Второе направление обеспечивает подготовку руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, к качественной и результативной реализации муниципальных моделей поддержки.

Вышеобозначенные модели предназначены прежде всего для специалистов муниципальных органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Они могут служить основанием для совершенствования их деятельности по обеспечению современного качества общего образования и его доступности для всех категорий обучающихся. При разработке муниципальных моделей мы учитывали методологические положения нормативного, ресурсного и тактико-ориентированного подходов, как наиболее значимых с точки зрения разработки стратегий управления качеством образования.

Так, нормативный подход ориентирует на разработку и обеспечение функционирования муниципальной модели в нормативном поле с учетом действующего законодательства в сфере образования, позволяет определить полномочия органов местного самоуправления, образовательных организаций, должностных лиц, иных участников реализации муниципальной модели. Ресурсный подход позволяет аккумулировать усилия всех заинтересованных лиц (органов власти, структурных подразделений, должностных лиц, представителей профессионально-общественного сообщества) по тщательному отбору внутренних ресурсов и муниципалитета, и самой образовательной организации. Использование указанных подходов обеспечивает формирование уникальных управленческих практик по организации адресной и превентивной поддержки школ.

В соответствии с третьим подходом - тактико-ориентированным - при реализации муниципальной модели на разных этапах ее реализации первоочередное значение имеют согласованность усилий всех субъектов моделирования при принятии конкретных управленческих решений, их преемственности и последовательности, а также при планировании мероприятий и детализации процедур по оказанию адресной/превентивной поддержки школ с низкими результатами обучения.

В основе проектирования конкретных муниципальных моделей заложена технология выработки и принятия стратегий реализации мер поддержки, способствующих минимизации рисков, которые не позволяют достигать соответствующего уровня качества образования.

Реализация указанных моделей предполагает наличие у соответствующих субъектов управ-

ления образованием ряда компетенций. Для формирования этих компетенций была разработана дополнительная профессиональная программа «Стратегии и технологии осуществления на муниципальном уровне мер превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» (далее - программа).

Результаты и их описание

Программа представляет собой эффективное средство ознакомления специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с нормативно-правовыми, психолого-педагогическими и организационно-управленческими инструментами реализации системных мер поддержки школ, которые в ней нуждаются.

Методологическими основаниями разработки, а затем и реализации программы стали положения обозначенных выше подходов. Именно их применение на этапе разработке программы позволило системно организовать процесс це-леполагания. Так, в качестве цели дополнительной профессиональной программы было определено формирование у слушателей целостного представления о современных управленческих, методических и педагогических стратегиях превентивной и адресной поддержки рассматриваемой группы школ, а также особенностях применения данных стратегий на муниципальном уровне.

Операционально сформулированная практи-ко-ориентированная цель программы позволила выделить задачи, которые достигались поэтапно в процессе совместной деятельности преподавателей и слушателей уже на этапе реализации программы. В частности, в качестве задач в программе выделены следующие аспекты:

- характеристика современных нормативно-правовых требований к обеспечению качества общего образования на различных уровнях принятия управленческих решений;

- актуализация полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в осуществлении мероприятий по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- знакомство с современными психолого-педагогическими исследованиями, раскрываю-

щими природу появления низких образовательных результатов у обучающихся школ, а также влияние неблагоприятных факторов на снижение качества общего образования;

- демонстрация социально-психологических и педагогических эффектов реализации мер превентивной и адресной поддержки школ на муниципальном уровне;

- знакомство с особенностями построения муниципальных моделей организации превентивной и адресной поддержки рассматриваемым группам школ;

- содействие в освоении практики: а) проведения анализа ресурсных возможностей реализации мер поддержки школ на муниципальном уровне; б) выбора стратегии реализации мер поддержки школ с учетом социально-экономических особенностей муниципалитета;

- организация разработки проектного продукта по реализации мер поддержки школ на муниципальном уровне.

Операционально сформулированные цель и задачи позволили предметно подойти к отбору содержания описываемой дополнительной профессиональной программы. В частности были выделены взаимосвязанные и взаимообусловленные четыре содержательные линии (раздела):

- нормативно-правовые основания реализации мер превентивной и адресной поддержки школ на муниципальном уровне;

- психолого-педагогические основания реализации мер превентивной и адресной поддержки школ на муниципальном уровне;

- содержательно-процессуальные аспекты реализации мер превентивной и адресной поддержки школ на муниципальном уровне;

- прикладные аспекты реализации мер превентивной и адресной поддержки школ на муниципальном уровне.

Придерживаясь принципа поэтапного освоения содержания программы, слушатель в комплексе осваивает необходимые теоретические знания и практические способы проектирования муниципальных моделей превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Примененные при разработке дополнительной профессиональной программы подходы к целеполаганию и отбору содержания при ее

реализации на практике обеспечили достижение планируемых результатов, которые являются неотъемлемой частью программы и свидетельствуют о ее результативности.

В частности, реализация дополнительной профессиональной программы позволяет достичь:

- устойчивого положительного отношения к эффективной реализации имеющихся полномочий для реализации мер по повышению качества образования в школах, нуждающихся в поддержке;

- понимания специфики нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения реализации мер по повышению качества образования в этих школах;

- понимания возможностей и эффектов реализации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе в части социально-экономического развития муниципалитета;

- знания условий, принципов и особенностей применения методологии управленческого содействия школам, относящимся к рассматриваемым группам, в обеспечении современного качества общего образования;

- готовности осуществлять анализ ресурсных возможностей реализации на муниципальном уровне мер поддержки школ, которые в ней нуждаются;

- готовности включаться в разработку стратегии реализации мер поддержки рассматриваемой группы школ на муниципальном уровне, на основе предложенных муниципальных моделей;

- направленности на использование позитивного опыта муниципалитетов Челябинской области, результативно реализующих меры поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Обсуждение

Достижение обозначенных планируемых результатов определяется особенностями реализации данной дополнительной профессиональной программы, в том числе отбором наиболее эффективных форм обучения в образовательной организации дополнительного профессионального образования.

Во-первых, такой особенностью является то, что обучение осуществляется на основе ко-

мандного принципа. В состав муниципальных команд входят начальник управления образованием, руководитель муниципальной методической службы, специалисты управления образованием и муниципальной методической службы. Во-вторых, деятельность слушателей организуется в формате проектных сессий. Проектная сессия предполагает деятельность участников команды по разработке и запуску проектов муниципальных программ поддержки. При разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации мы предположили, что, с одной стороны, сочетание этих двух современных эффективных принципов обучения позволяет решать конкретные прикладные задачи, которые ставятся региональной властью перед муниципалитетами в области достижения качества образования. С другой стороны, указанная организация деятельности позволяет наметить конкретные управленческие решения по отношению к конкретным школам, которые нуждаются в поддержке.

Данное предположение подтвердилось в ходе обучения муниципальных команд Челябинской области, Республики Башкортостан по следующим позициям:

- сформирован комплекс условий для самостоятельной работы муниципальных проектных команд по выработке уникальных стратегий поддержки школ, который включает методическое, консалтинговое и экспертное сопровождение со стороны команды разработчиков моделей;

- получен образовательный эффект, заключающийся в сформированности у участников муниципальных проектных команд новых знаний и представлений о потенциальных реальных стратегиях и тактиках управления качеством образования на муниципальном уровне;

- осуществлена разработка реальных проектных продуктов - муниципальных моделей поддержки школ в том формате, который выбрала сама команда (например, дорожная карта);

- данные проектные продукты при последующей доработке станут применимыми в реальной практике муниципального управления, поскольку разрабатывались проектными муниципальным командами «Собой для себя».

Достигнутые результаты реализации дополнительной профессиональной программы по-

вышения квалификации «Стратегии и технологии осуществления на муниципальном уровне мер превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» позволяют говорить о целесообразности дальнейшего ее продвижения при обучении муниципальных команд как Челябинской области, так и других субъектов Российской Федерации. Это свидетельствует о практической значимости представленной программы.

Кроме того, полученные в ходе реализации программы результаты в определенной степени свидетельствует о частичном разрешении выявленных противоречий в области поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на муниципальном уровне и подготовки управленцев муниципальных органов управления образованием к этой деятельности. Это характеризует новизну и теоретическую значимость проведенного исследования в рамках представленного опыта подготовки муниципальных команд к реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Заключение

На основе анализа тенденций, представленных в различных исследованиях и публикациях представителей различных субъектов Российской Федерации, реализующих проект поддержки с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, была обоснована проблема необходимости подготовки муниципальных команд по повышению качества образования в указанных школах. Решение данной проблемы было предложено посредством разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для муниципальных команд. Были представлены методологические подходы, послужившие основанием для ее разработки, определения цели, задач, отбора содержания и выделения планируемых результатов по итогам освоения программы. Представленные результаты реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации позволили сделать вывод о ее новизне, теоретической и практиче-

ской значимости и целесообразности ее дальнейшего продвижения и трансляции.

Благодарности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы статьи выражают благодарность заведующему кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», доктору педагогических наук, профессору Д. Ф. Ильясову за значимые замечания и важнейшие советы, которые были предложены при планировании исследования.

Библиографический список:

1. Пинская, М. А. Выравнивание условий при анализе достижений школ: контекстуализа-ция результатов / М. А. Пинская, Н. Крутий, С. Г. Косарецкий и др. - Текст : непосредственный // Выравнивание шансов детей на качественное образование : сборник материалов. -Москва : НИУ ВШЭ, 2012. - С. 37-48.

2. Вальдман, И. А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами / И. А. Вальдман. - Текст : непосредственный // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 116-138.

3. Пинская, М. А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах / М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий, И. Д. Фру-мин. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2011. - № 4. - С. 148-177.

4. Ястребов, Г. А. Проблема контекстуализа-ции образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень деприва-ции территорий / Г. А. Ястребов, А. Р. Бессуд-нов. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 188-246.

5. Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях : метод. рекомендации / авторы: М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др. ; под ред. Е. А. Коузовой, В. Н. Кеспикова. -Текст : электронный // ipk74.ru : сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. - URL: http://ipk74.ru/upload/ iblock/e69/e69252e9bcca3dbffe9e37e489eff44b.pd f (дата обращения: 06.12.2019).

6. Эффективные практики поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функци-

онирующих в неблагоприятных социальных условиях : сборник материалов / В. Н. Кеспиков, Е. А. Коузова, Е. А. Тюрина и др. - Текст : электронный // ipk74.ru : сайт ГБУ дПо ЧИППКРО. -URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/262/26248de923 49c2b185173f30319a1aa8.pdf (дата обращения: 06.12.2019).

7. Созонтова, О. В. Региональная модель методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / О. В. Созонто-ва. - Текст : непосредственный // Региональное образование: современные тенденции. - 2018. -№ 1 (34). - С. 12-16.

8. Миронова, С. Б. Поддержка школ с низкими образовательными результатами и школ, находящихся в сложных социальных условиях: региональный опыт / C. Б. Миронова. - Текст : непосредственный // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2017. - № 3 (11). - С. 84-87.

9. Поцукова, Т. А. Повышение качества образования в школах со стабильно низкими результатами / Т. А. Поцукова. - Текст : непосредственный // Сибирский учитель. - 2017. -№ 5 (114). - С. 26-35.

10. Коровина, О. Ю. Модель (программа) поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / О. Ю. Коровина, Л. Ю. Козырева. - Текст : непосредственный // Источник. - 2017. - № 4. - С. 5-8.

11. Ахметшина, Г. Х. Региональный опыт реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов / Г. Х. Ахметшина. - Текст : непосредственный // Образование: опыт, проблемы и перспективы развития : сборник итоговых материалов Всероссийской научно-практической конф. / под общ. ред. Л. Н. Нугумановой. - 2018. -С.145-151.

12. Ильясов, Д. Ф. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др. - Текст : непосредствен-

ный // Казанский педагогический журнал. -2017. - № 3 (122). - С. 22-28.

13. Зуева, М. Л. Идентификация школ с низкими образовательными результатами: опыт ярославской области / М. Л. Зуева, В. Ю. Горшков. -Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития : сборник материалов VI Междунар. научно-практич. конф. / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. - 2017. -С. 1769-1777.

14. Сергеев, А. А. Исследование школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / А. А. Сергеев, С. О. Шиндряев. -Текст : непосредственный // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. -№ 1 (18). - С. 35-40.

15. Диагностика причин низких результатов образовательной деятельности школ. - Нижний Новгород, 2019. - 147 с. - Текст : непосредственный.

16. Мамчур, Ю. Ю. Управление развитием школы в сложных социальных условиях и с низкими образовательными результатами: от теории к практике / Ю. Ю. Мамчур. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 178-180.

17. Курносова, С. А. Особенности управления проектированием программ повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения / С. А. Курносова, Н. Н. Шевелёва, Э. Р. Баграмян. - Текст : непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 6. - С. 19-23.

18. Денисович, Т. Е. Антикризисное управление школами в регионе: теоретическая модель и опыт внедрения / Т. Е. Денисович, О. С. Кольцова, Е. В. Зазыкина. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 5. - С. 26-38.

19. Ильясов, Д. Ф. Образовательный технопарк как организационно-педагогический механизм поддержки школ с низкими результатами обучения / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. -2016. - № 6 (119). - С. 99-104.

20. Курносова, С. А. Возможности сетевого взаимодействия в решении задач укрепления кадрового потенциала школ с низкими резуль-

татами обучения / С. А. Курносова, Н. Н. Шевелёва. - Текст : непосредственный // Сборник материалов Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. - Москва, 2017. - С. 199-205.

21. Баграмян, Э. Р. Рефлексивные аспекты оценки результативности программы управления школой с низкими результатами обучения / Э. Р. Баграмян, С. А. Курносова. - Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. - 2017. - С. 1750-1755.

22. Ильясов, Д. Ф. Проектирование модельных программ поддержки школ с низкими результатами обучения, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной форме / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 2. -С. 142-148.

23. Ильясов, Д. Ф. Разработка адресных программ поддержки школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты и находящихся в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова и др. - Текст : непосредственный // European Social Science Journal. - 2017. - № 10. -С.238-246.

24. Саенко, Н. Н. Реализация стратегии ко-мандообразования в школе, работающей в сложных социальных условиях / Н. Н. Саенко, И. В. Кузьменко, Л. П. Малыгина. - Текст : непосредственный // Сибирский учитель. -2018. - № 5 (120). - С. 67-74.

25. Ленская, И. Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций / И. Ю. Ленская. - Текст : электронный // Науковедение. - 2017. - № 1. - Т. 9. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (дата обращения: 25.03.2019).

26. Муругова, Е. Г. Командная работа как фактор развития социального капитала образовательной организации / Е. Г. Муругова. -Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2013. - № 9. - С. 37-47.

27. Фиофанова, О. А. Стажировки, проектные сессии, кейсы-интеракториумы: новые модели повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций / О. А. Фиофанова. - Текст : непосредственный // Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад? : матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. -Москва : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук. - 2014. -С.148-158.

28. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Цифровизация системы непрерывного повышения квалификации преподавателей иностранного языка (на примере института водного транспорта) / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Н. А. Кузнецова, Р. В. Дражан. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. -2018. - № 4. - С. 70-82.

29. Муниципальные модели организации превентивной и адресной поддержки школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях : практическое пособие для руководителей муниципальных органов управления образованием, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, специалистов учреждений дополнительного профессионального образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова, А. В. Коптелов, А. А. Севрюкова и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2019. - 108 с. - Текст : электронный // ipk74.ru : сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. -URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/982/982b5cf157 ab5e98c06eaa5e841ad832.pdf (дата обращения: 06.12.2019).

References:

1. Pinskaya M. A., Krutii N., Kosaretsky S.G. et

al. Equalization of conditions in the analysis of the school achievements: results contextualization [Vyravnivanie uslovij pri analize dostizhenij shkol: kontekstualizaciya rezul'tatov], Equalization of children's chances for quality education: collection of materials, Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2012, pp. 37-48.

2. Waldman I. A. The model of using the results of the monitoring researches to improve the quality of education and to provide the effective manage-

ment of the educational systems [Model' ispol'zovaniya rezul'tatov monitoringovyh issledo-vanij dlya povysheniya kachestva obucheniya i obespecheniya effektivnogo upravleniya obra-zovatel'nymi sistemami], Education management: theory and practice, 2015, No. 1 (17), pp. 116-138.

3. Pinskaya M. A., Pinskaya S. G., Frumin I. D. Schools effectively operating in adverse social conditions [Shkoly, effektivno rabotayushchie v slozhnyh social'nyh kontekstah], Educational issues, 2011, No. 4, pp. 148-177.

4. Yastrebov G. A., Bessudnov A. R. Problem of contextualization of the educational results: schools, social structure of pupils and the level of territory deprivation [Problema kontekstualizacii obra-zovatel'nyh rezul'tatov: shkoly, social'nyj sostav uchashchihsya i uroven' deprivacii territory], Educational issues, 2013, No. 4, pp. 188-246.

5. Models of support of general education organizations with low results of general education and with adverse social conditions: Methodological guidelines [Modeli podderzhki obshcheobra-zovatel'nyh organizacij s nizkimi rezul'tatami ob-shchego obrazovaniya i obshcheobrazovatel'nyh organizacij, funkcioniruyushchih v neblagopri-yatnyh social'nyh usloviyah: metod. rek-omendacii], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. Available at: http://ipk74.ru/upload/iblock/e69/e69252e 9bcca3dbffe9e37e489eff44b.pdf (accessed date: 12/06/2019).

6. Effective practices for supporting schools with low learning results and with adverse social conditions: collection of materials [Effektivnye praktiki podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah: sbornik materialov], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/262/26248de 92349c2b185173f30319a1aa8.pdf (accessed date: 12/06/2019).

7. Sozontova O. V. Regional model of the methodological support of the schools with the low results of education and with adverse social conditions [Regional'naya model' metodicheskoj pod-derzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], Regional education: current trends, 2018, No. 1 (34), pp. 12-16.

8. Mironova S. B. Support of schools with low educational results and with adverse social conditions [Podderzhka shkol s nizkimi obrazovatel'ny-

mi rezul'tatami i shkol, nahodyashchihsya v slozhnyh social'nyh usloviyah: regional'nyj opyt], Bulletin of Saratov regional institute of education development, 2017, No. 3 (11), pp. 84-87.

9. Potsukova T. A. Increase of the education quality in schools with stably low results [Po-vyshenie kachestva obrazovaniya v shkolah so sta-bil'no nizkimi rezul'tatami], Siberian teacher, 2017, No. 5 (114), pp. 26-35.

10. Korovina O. Yu., Kozyreva L. Yu. Model (program) of support of schools with low results of education and with adverse social conditions [Model' (programma) podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyush-chih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], 2017, No. 4, pp. 5-8.

11. Akhmetshina G. H. Regional experience of implementation of the state program of the Russian Federation "Education development" on improvement of the education quality in the schools with low results and with adverse social conditions by realization of the regional projects and distribution of their results [Regional'nyj opyt realizacii meropriyatij gosudarstvennoj programmy Ros-sijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" po pov-ysheniyu kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami i v shkolah, funkcioniruyush-chih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah, putem realizacii regional'nyh proektov i raspros-traneniya ih rezul'tatov], Education: experience, problems and prospects of development. Russian scientific and practical conference, 2018, pp.145-151.

12. Ilyasov D. F., Kespikov V. N., Solodko-va M. I. et al. Identification of the general educational organizations operating in adverse social conditions [Identifikaciya obshcheobrazovatel'nyh organizacij, osushchestvlyayushchih deyatel'nost' v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], Kazan pedagogical journal, 2017, No. 3 (122), pp. 22-28.

13. Zueva M. L., Gorshkov V. Yu. Identification of the schools with low educational results: Yaroslavl region experience [Identifikaciya shkol s nizkimi obrazovatel'nymi rezul'tatami: opyt yaro-slavskoj oblasti], Continuing teacher education in the context of innovative projects of social development: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference, 2017, pp.1769-1777.

14. Sergeev A. A., Shindriayev S. O. Investigation of the schools with the low results of education

and with adverse social conditions [Issledovanie shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], Student electronic journal - peer-reviewed web-based publication, 2018, No. 1 (18), pp.35-40.

15. Diagnostics of reasons for low educational performance of schools [Diagnostika prichin nizkih rezul'tatov obrazovatel'noj deyatel'nosti shkol], Nizhny Novgorod, 2019. 147 p.

16. Mamchur Yu. Yu. Management of school development in adverse social conditions and with low educational results: from theory to practice [Upravlenie razvitiem shkoly v slozhnyh social'nyh usloviyah i s nizkimi obrazovatel'nymi rezul'tata-mi: ot teorii k praktike], 2018, No. 3 (70), pp.178-180.

17. Kurnosova S. A., Sheveleva N. N., Bag-ramyan E. R. Peculiarities of the design management of the programs of the education quality improvement in the schools with low results of education [Osobennosti upravleniya proektirovaniem programm povysheniya kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya], Municipal formation: innovations and experiment, 2017, No. 6, pp. 19-23.

18. Denisovich T. E., Koltsova O. S., Zazyki-na E. V. Anti-crisis management of the schools in the region: theoretical model and implementation experience [Antikrizisnoe upravlenie shkolami v regione: teoreticheskaya model' i opyt vnedreniya], Innovative projects and programs in education, 2017, No. 5, pp. 26-38.

19. Ilyasov D. F., Kespikov V. N., Solodko-va M. I et al. Educational technopark as an organizational and pedagogical mechanism for the support of the schools with low results of education [Obrazovatel'nyj tekhnopark kak organizacionno-pedagogicheskij mekhanizm podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya], Kazan pedagogical journal, 2016, No. 6 (119), pp. 99-104.

20. Kurnosova S. A., Sheveleva N. N. Possibilities of the network interaction in the solution of the problems of the personnel potential strengthening of the schools with the low results of education [Vozmozhnosti setevogo vzaimodejstviya v resh-enii zadach ukrepleniya kadrovogo potenciala shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya], Proceedings of Russian conference on the analysis of the implementation progress of the national system of teacher growth, Moscow, 2017, pp. 199-205.

21. Baghramyan E. R., Kurnosova S. A. Reflexive aspects of the performance evaluation of the school management program with low results of education [Refleksivnye aspekty ocenki rezul'ta-tivnosti programmy upravleniya shkoloj s nizkimi rezul'tatami obucheniya], Continuing teacher education in the context of innovative projects of social development: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference, 2017, pp.1750-1755.

22. Ilyasov D. F, Kespikov V. N., Solodkova M. I., Danelchenko T. A., Lariushkin S. A. Design of the model programs for the support of the schools with the low results of education realizing the general education programs in the part-time form [Raz-rabotka adresnyh programm podderzhki shkol, demonstriruyushchih nizkie obrazovatel'nye rezu-l'taty i nahodyashchihsya v neblagopriyatnyh so-cial'nyh usloviyah], Modern science-intensive technologies, 2018, No. 2, pp. 142-148.

23. Ilyasov D. F., Kespikov V. N., Solodko-va M. I., Danelchenko T. A. Development of tar-getedprogrammes to support schools with low educational results and with adverse social conditions [Razrabotka adresnyh programm podderzhki shkol, demonstriruyushchih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty i nahodyashchihsya v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], European Social Science Journal, 2017, No. 10, pp. 238-246.

24. Saenko N. N., Kuzmenko I. V., Malygina L. P. Implementation of the teambuilding strategy in a school with adverse social conditions [Realizaciya strategii komandoobrazovaniya v shkole, rabotay-ushchej v slozhnyh social'nyh usloviyah], Siberian teacher, 2018, No. 5 (120), pp. 67-74.

25. Lenskaya I. Yu. Advantages of the command management use and features of the teambuilding application in the process of the modern organizations personnel stabilization [Preimushchestva ispol'zovaniya komandnogo menedzhmenta i oso-bennosti primeneniya timbildinga v processe stabi-lizacii personala sovremennyh organizacij], 2017, No. 1, Vol. 9. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/47EVN117.pdf (accessed date: 03/25/2018).

26. Murugova E. G. Teamwork as a factor of the educational organization social capital develop-

ment [Komandnaya rabota kak faktor razvitiya so-cial'nogo kapitala obrazovatel'noj organizacii], Innovations in education, 2013, No. 9, pp. 37-47.

27. Fiofanova O. A. Internships, project sessions, case studies: new models of professional development of teachers and heads of educational organizations [Stazhirovki, proektnye sessii, kejsy-interaktoriumy: novye modeli povysheniya kvalif-ikacii pedagogov i rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij], Trends in the development of education: what is an effective school and effective kindergarten? Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, Moscow: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, 2014, pp. 148-158.

28. Vayndorf-Sysoeva M. E., Kuznetsova N. A., Drazhan R. V. Digitalization of the continuous foreign language teacher training system (based on the example of the water transport institute) [Cifrovizaciya sistemy nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii prepodavatelej inostrannogo yazyka (na primere instituta vodnogo transporta)], Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogics, 2018, No. 4, pp. 70-82.

29. Ilyasov D. F., Solodkova M. I., Koptelov A. V., Sevryukova A. A. et al. Municipal models of preventive and targeted support to schools with low educational results and with adverse social conditions: practical manual for heads of municipal education authorities, teachers and managers of educational organizations, specialists of institutions of additional professional education [Mu-nicipal'nye modeli organizacii preventivnoj i adresnoj podderzhki shkolam s nizkimi rezu-l'tatami obucheniya i shkolam, funkcioniruyush-chim v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah: prakticheskoe posobie dlya rukovoditelej munici-pal'nyh organov upravleniya obrazovaniem, peda-gogicheskih i rukovodyashchih rabotnikov obra-zovatel'nyh organizacij, specialistov uchrezhdenij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2019, 108 p. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/982/982b5cf157ab 5e98c06eaa5e841ad832.pdf (accessed date: 12/06/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.