Научная статья на тему 'Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне'

Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЫ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОЕКТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина А. В., Коптелов А. В., Машуков А. В., Обоскалов А. Г., Солодкова М. И.

Авторы статьи обосновывают утверждение о том, что обеспечение достижения качества образования является ключевым аспектом деятельности любой образовательной организации. Акцентируя внимание на том, что в настоящее время общеобразовательные организации осуществляют образовательную деятельность с разной степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, авторы вводят понятие «школы с разным уровнем качества результатов обучения» . В статье описываются предпосылки, позволившие авторам разработать подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне. Существенное внимание уделено описанию алгоритма разработки модели организации адресной / превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения. Авторы утверждают, что реализация описанной идеи обеспечит профилактику снижения результатов обучения в школах и позволит муниципальной образовательной системе оперативно реагировать на изменения как внутри самой системы, так и на новые тенденции, которые могут потенциально появиться в системе общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина А. В., Коптелов А. В., Машуков А. В., Обоскалов А. Г., Солодкова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне»

Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне

Ильина Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебно-научным центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Коптелов Алексей Викторович

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Машуков Александр Васильевич

заведующий учебно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Обоскалов Александр Георгиевич

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной и организационно-методической работе гБу ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Солодкова Марина Ивановна

первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Авторы статьи обосновывают утверждение о том, что обеспечение достижения качества образования является ключевым аспектом деятельности любой образовательной организации. Акцентируя внимание на том, что в настоящее время общеобразовательные организации осуществляют образовательную деятельность с разной степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, авторы вводят понятие «школы с разным уровнем качества результатов обучения». В статье описываются предпосылки, позволившие авторам разработать подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне. Существенное внимание уделено описанию алгоритма разработки модели организации адресной / превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения. Авторы утверждают, что реализация описанной идеи обеспечит профилактику снижения результатов обучения в школах и позволит муниципальной образовательной системе оперативно реагировать на изменения как внутри самой системы, так и на новые тенденции, которые могут потенциально появиться в системе общего образования.

Ключевые слова: качество образования, школы с низкими результатами обучения, стратегии поддержки, муниципальная модель, адресная поддержка, превентивная поддержка, про-ектно-управленческие ресурсы, компетентностно-

управленческие ресурсы, информационные ресурсы

0

СП

01 г

Обеспечение достижения качества образования является ключевым аспектом деятельности любой организации, осуществляющей образовательную деятельность. В тоже время в течение последних трех лет результаты статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ учащимися школ стабильно показывают признаки необъективности полученных результатов, что свидетельствует о том, что уровень достижения в общеобразовательных организациях качества общего образования отличается. В связи с этим мы говорим о школах с разным уровнем качества результатов обучения, понимая под данным термином общеобразовательные организации, которые осуществляют образовательную деятельность с разной степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и (или) потребностям физических или юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанная деятельность. Соответственно, в действующих нормативных документах федерального и регионального уровней, в частности в государственных программах развития образования Российской Федерации и Челябинской области до 2025 года, выделена такая категория общеобразовательных организаций как школы с низкими результатами обучения. Отметим, что перечень данного рода школ определяется на основе критериев отнесения общеобразовательных организаций к категории «школа с низкими результатами обучения», установленных на федеральном уровне и обязательных для всех субъектов Российской Федерации.

На территории Челябинской области проект поддержки школ с низкими результатами обучения реализуется с 2016 года и характеризуется следующими результатами. Так, в рамках данного проекта разработаны три региональные модельные программы поддержки школ с низкими результатами общего образования и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, отразившие различные варианты их поддержки на региональном уровне, а именно:

- модельная программа поддержки «Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования», в основе которой лежит механизм вовлечения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в социально неблагоприятных условиях, в технопарко-вое движение;

- модельная программа поддержки «Интерактивная площадка «Сетевой навигатор качества образования», в которой реализована идея объ-

единения школ с разным уровнем качества результатов обучения на единой интерактивной площадке на основе сетевого взаимодействия;

- модельная программа поддержки школ с низкими результатами обучения, реализующих основные общеобразовательные программы в очно-заочной форме обучения. Данная программа имеет ряд особенностей. Во-первых, в ней отражены подходы к формированию и (или) совершенствованию локальной нормативной базы общеобразовательных организаций, регламентирующей вопросы реализации основных общеобразовательных программ в очно-заочной форме обучения. Во-вторых, в программе описаны подходы к отбору образовательных технологий, методик работы с обучающимися при такой форме обучения [9].

В период с 2016 по 2019 годы на региональном уровне в рамках оказания поддержки школам с низкими результатами обучения были успешно апробированы такие инструменты и средства адресной поддержки, как:

- аудит качества управления в школах с низкими результатами обучения, целью которого является выявление наиболее актуальных проблем в управлении качеством образования и подготовка рекомендаций по совершенствованию системы управления в указанных школах;

- мониторинг реализации адресных программ поддержки школ с низкими результатами обучения, в ходе которого определяется влияние мероприятий адресных программ поддержки школ на выравнивание возможностей получения учащимися в указанных школах качественного образования с точки зрения достижения критериев идентификации;

- функционирование профессионально-экспертного сообщества, участники которого на конкурсной основе выступают членами Экспертного совета по апробации и распространению моделей управления качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами общего образования и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Отметим, что экспертный совет является совещательным органом и создается в целях получения объективных данных о состоянии управления в школах для принятия оптимальных решений по повышению качества образования в указанных общеобразовательных организациях, а также определения направлений оказания им адресной помощи;

- функционирование института школ-лидеров позволяет использовать потенциал сформировавшихся в них школьных команд, обеспечивающих качественную адресную поддержку. Причем их «лидерство» определялось наличием высоких результатов в части достижения качества образования в своих школах, а также наличием статуса региональных / федеральных инновационных площадок, опыта участия в различных инновационных проектах различных уровней;

- проведение широкого спектра мероприятий, обеспечивающих повышение профессиональной

компетентности работников школ, которым оказывается поддержка, через обучение школьных команд по вопросам управления качеством образования, повышение квалификации учителей-предметников, проведение региональных мероприятий по обмену опытом между школами (установочный проектный семинар, фокус-группа, семинар-совещание, форум на интерактивной площадке).

Данные практики отражают технологические аспекты формирования и организации на региональном уровне деятельности по адресной поддержке рассматриваемой категории школ [7; 8].

Накопленный на региональном уровне опыт по организации адресной поддержки школ с низкими результатами обучения явился предпосылкой для разработки вариантов его трансляции на муниципальный уровень.

В частности, в качестве исходной установки было принято предположение о том, что опыт организации адресной поддержки рассматриваемой категории школ на региональном уровне может быть перенесен по аналогии на муниципальный уровень с учетом специфики конкретного муниципалитета. Соответственно, на уровне муниципалитета имеет смысл говорить о необходимости разработки модели организации адресной / превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения (далее - муниципальная модель), в основе которой будет лежать определение стратегий их поддержки и отбор механизмов их реализации.

Безусловно, муниципальная модель ориентирована на достижение ключевой цели - обеспечение современного качества общего образования в школах, демонстрирующих стабильно низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения, на основе оказания им адресной / превентивной поддержки с учетом выбранной стратегии. Поэтому достижение поставленной цели осуществляется поэтапно с обязательным контролем по реперным точкам.

В качестве научных оснований, которые теоретически и методологически обеспечили разработку и реализацию муниципальной модели, были определены такие подходы, как нормативный, тактико-ориентированный, ресурсный, персоналистский. Раскроем их содержание.

В рамках моделирования нормативный подход обеспечивает разработку и функционирование муниципальной модели в нормативном поле с учетом действующего законодательства в сфере образования, позволяет определить полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, должностных лиц, иных участников реализации муниципальной модели.

Тактико-ориентированный подход мы рассматриваем как основание для управления процессами по проектированию и реализации муниципальной модели. В соответствии с данным подходом первоочередное значение имеет согласованность усилий всех участников, привлекаемых к реализации муниципальной модели, при принятии кон-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

в)

01 г

кретных управленческих решений на разных этапах реализации модели, их преемственности и последовательности, а также планирования мероприятий и детализации процедур по оказанию адресной/превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения.

Ресурсный подход отражает комплексный и целесообразный отбор необходимых ресурсов для оказания адресной / превентивной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне, которые позволят обеспечить достижение основополагающей цели муниципальной модели. Данный подход позволяет осуществить концентрацию усилий по отбору, прежде всего, внутренних ресурсов муниципалитета.

Применение персоналистского подхода позволяет акцентировать внимание, во-первых, на тех школах, которые нуждаются в первую очередь в адресной / превентивной поддержке. Во-вторых, дает возможность принимать решения по оказанию адресной / превентивной поддержки данным школам с учетом их специфики функционирования и имеющихся профессиональных дефицитов у педагогов и управленцев. В-третьих, позволяет осуществлять отбор образовательных организаций и должностных лиц, чей потенциал будет использоваться для оказания адресной / превентивной поддержки вышеназванным школам.

В основу организации адресной / превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения посредством проектирования и реализации соответствующей муниципальной модели положены следующие принципы:

- аналогового моделирования поддержки школ с низкими результатами обучения;

- нормативного регулирования поддержки школ с низкими результатами обучения;

- превентивного характера поддержки школ, демонстрирующих отрицательную динамику по результатам обучения;

- адресного характера поддержки школ, стабильно демонстрирующих низкие результаты обучения;

- ресурсного многообразия поддержки школ с низкими результатами обучения;

- управленческого содействия как инструмента сопровождения деятельности школ с низкими результатами обучения;

- краткосрочности действия поддержки школ с низкими результатами обучения;

- мобильности и адаптивности поддержки школ с низкими результатами обучения.

При разработке подходов к организации адресной / превентивной поддержки школам с низкими результатами обучения на муниципальном уровне мы учли то, что оказание превентивной и адресной поддержки будет осуществляться для двух групп школ, где: первая группа - школы, демонстрирующие стабильно низкие результаты обучения; вторая - школы, демонстрирующие отрицательную динамику результатов обучения.

Муниципальная модель поддержки для выделенных групп школ реализуется поэтапно и пред-

полагает четыре этапа: подготовительный, проектный, реализационный и обобщающий.

Учитывая то, что общей целевой установкой оказания превентивной и адресной поддержки является обеспечение на муниципальном уровне современного качества общего образования в школах, демонстрирующих стабильно низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения, для каждого из выделенных этапов характерно:

- решение определенных задач достижения качества общего образования с опорой на конкретное содержание деятельности;

- выделение организационных форм деятельности, специфических методов и средств, используемых для обеспечения качества общего образования, исходя из реализуемых задач;

- достижение конкретных результатов.

Оказание поддержки осуществляется в ходе

реализации на муниципальном уровне каскадной модели, когда результаты каждого предыдущего этапа являются основаниями для реализации на последующих этапах целевых, содержательно-процессуальных и результативных компонентов. Соответственно в терминологии педагогического проектирования можно говорить о реализации идеи Л. С. Выготского о культурном восхождении [3].

В соответствии с логикой реализации модели, достижение общей целевой установки можно считать успешным в случае, если муниципальные программы развития, программы развития образовательных организаций будут содержать эффективные стратегии управления, обеспечивающие профилактику снижения результатов обучения на муниципальном и (или) институциональном уровнях. В данном случае можно говорить о резонансном управлении, когда на всех уровнях управления осуществляется согласование целей, задач и направлений профилактики снижения результатов обучения. Это позволяет консолидировать информационно-методические и организационные ресурсы для принятия управленческих решений по вопросам достижения требуемого качества общего образования и обеспечивает возвратность указанных выше ресурсов.

На подготовительном этапе реализации модели предполагается описание деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по определению и созданию таких организационных форм, которые обеспечивали бы координацию мероприятий по организации и реализации превентивных и адресных программ поддержки школ, выявленных в ходе идентификации. Особенностью данного этапа является определение перечня не только критериев идентификации, но и их значений, что является важным для определения стратегий превентивной и / или адресной поддержки общеобразовательных организаций муниципалитета.

Выделенная специфика находит отражение в задачах рассматриваемого этапа, которые в свою очередь определяют конкретное содержание дея-

тельности всех должностных лиц и организационных структур. В обобщенном виде задачи сводятся к формированию перечня критериев идентификации на основе федеральных/региональных (инвариантных) и муниципальных (вариативных) критериев и выявлению на их основе школ, демонстрирующих стабильно высокие результаты обучения, стабильно низкие результаты обучения и демонстрирующих отрицательную динамику результатов обучения. Реализация муниципальной модели на подготовительном этапе предполагает отбор организационных форм, методов и средств сообразным задачам этапа.

Так, на рассматриваемом этапе организационной формой деятельности может стать рабочая группа (проектная группа, Координационный совет, «проектный офис» [12; 13] и др.). К основным функциям данной группы можно отнести: координацию деятельности по анализу практик идентификации, образовательной ситуации в муниципальном образовании, муниципальных программ развития; определение перечня критериев идентификации и их значений с учетом специфики муниципального образования, а также проведение идентификации школ.

Определение содержания деятельности и ее организация на подготовительном этапе в соответствии с поставленными задачами с применением отобранных организационных форм, методов и средств позволит достичь определенных результатов, которые становятся основой для разработки следующего проектировочного этапа организации в муниципалитете превентивной и адресной поддержки школ.

Проектировочный этап предполагает детальное описание деятельности по разработке превентивных и адресных программ поддержки школ. Особенностью данного этапа является осуществление разработки конкретных стратегий поддержки школ, включающих конкретизированные планы (дорожные карты) и механизмы их реализации, разработанные на основе тщательного анализа и отбора имеющихся потенциальных ресурсов. Наличие разработанных конкретных стратегий поддержки школ позволяет довести их до уровня практического использования в реальной управленческой практике на муниципальном уровне.

Выделенная специфика этапа находит отражение при определении его задач, которые в свою очередь обусловливают конкретное содержание деятельности на проектировочном этапе всех должностных лиц и организационных структур. Одно из направлений деятельности на данном этапе предполагает работу по тщательному анализу имеющихся потенциальных ресурсов для оказания превентивной / адресной поддержки нуждающимся школам.

Ресурсы, имеющиеся на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, можно разделить на три группы с учетом их конкретного применения при выборе стратегий превентивной / адресной поддержки. Первая группа ресурсов - это проектировочно-управленческие. Под данным ви-

дом ресурсов мы понимаем наличие ресурсов, сформировавшихся в результате проектной деятельности в системе образования на различных уровнях (от федерального до институционального). Эти ресурсы могут быть использованы в качестве управленческого инструмента воздействия при превентивной / адресной поддержке школ по достижению качества общего образования. В логике проектного менеджмента в качестве подобных ресурсов может стать любой результат / продукт, полученный в рамках реализации какого-либо проекта.

Вторая группа ресурсов - это компетентностно-управленческие. В данном случае подразумевается использование потенциала органов власти, конкретных организационных структур и должностных лиц, наделенных в соответствии с действующим законодательством определенными компетенциями, которые могут быть эффективно применены при разработке стратегий поддержки школ. В частности, при выстраивании взаимодействия органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и муниципальной образовательной организации, наделенных законодательством соответствующими компетенциями, посредством определения возможных трудовых действий конкретных должностных лиц, например первого руководителя общеобразовательной организации.

Необходимо отметить, что обозначенные управленческие ресурсы характеризуются возможностью и способностью осуществлять воздействие на образовательную организацию с целью изменения ее состояния, изменения уровня ее функционирования, а также результатов деятельности в части достижения качества общего образования.

Третья группа ресурсов - информационные ресурсы, связанные как с ролью информации в управлении образовательной организацией, так и с внедрением современных информационно-коммуникационных, цифровых технологий, в том числе с использованием интернет-ресурсов и сетевых технологий. В данном случае речь идет о ресурсах, имеющихся как на федеральном и региональном уровнях, так и на муниципальном и институциональном уровнях. К таким ресурсам можно отнести, например, Российскую электронную школу (https://resh.edu.ru/), Московскую электронную школу (https://mes.mos.ru), сеть научно-прикладных проектов ГБУ ДПО ЧИППКРО (https://ikt.ipk74.ru/forum/group8/), сетевые сообщества учителей-предметников (https://ipk74.ru/projects/set-soob-ped/) и др.

Деятельность по анализу, оценке и отбору комплекса доступных и необходимых ресурсов позволяет осуществить разработку стратегий адресной поддержки школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты обучения, и превентивной поддержки школ, демонстрирующих отрицательную динамику результатов обучения. При этом необходимо отметить, что под стратегией поддержки в данной модели понимается комплекс организационных действий по

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

в)

01 г

отношению к школам, которые демонстрируют стабильно низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения. Эти действия направленны на достижение основополагающей цели - повышения в данных школах качества образования. Содержанием стратегии служит набор правил принятия управленческих решений, используемый для определения основных направлений деятельности по оказанию поддержки.

На реализационном этапе с учетом работы, проведенной на предыдущем этапе, и полученных результатов основными задачами становятся реализация выбранных стратегий адресной поддержки школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты обучения, и превентивной поддержки школ, демонстрирующих отрицательную динамику результатов обучения. На данном этапе деятельность участников проекта включает такие основные направления деятельности как:

- исполнение регламентов оказания поддержки выделенным группам школ в соответствии с полномочиями;

- проведение мероприятий адресной и превентивной поддержки школ, нуждающихся в ней;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование ресурсов, предоставленных организациями для осуществления адресной/превентивной поддержки (федеральные и региональные инновационные площадки (далее -ФИП, РИП), бизнес сообщество и др.);

Значимая роль в реализации стратегий поддержки отводится информационной и методической поддержке сетевого сообщества школ, объединяющего школы с разным уровнем достижения качества образования [6; 15; 20; 23]. В рассматриваемом контексте важное место отводится не только образовательным организациям, имеющим статусы ФИП и РИП, и, как следствие, соответствующие ресурсы, но и муниципальным методическим службам, районным (городским) методическим объединениям. Они имеют не только методический и информационный ресурсы, но и частично могут использовать управленческий ресурс, в т. ч. и в сетевом сообществе, особенно на муниципальном уровне. Успешность реализационного этапа во многом будет определяться отбором действенных организационных форм деятельности, средств и методов. В муниципальной модели предлагаются такие наиболее эффективные формы профессионального развития педагогов и руководителей, позволяющие повысить качество образования в школах. К ним мы относим:

- повышение квалификации педагогических и руководящих работников школ на основе персонифицированных программ [16; 21];

- комплекс мероприятий, включающий формальное, неформальное и информальное повышение квалификации [4; 11; 18; 19];

- обучение школьных команд на основе принципов командного менеджмента [2; 10; 14];

- применение технологий фокус-группы [1; 5; 10; 17] и проектных сессий [10; 22].

На реализационном этапе нам представляется значимым достижение результатов, запанирован-

ных на предыдущих этапах. Результаты должны быть конкретными, подтверждены мониторинговыми исследованиями, соответствовать запланированным показателям и позициям, сформулированным в стратегиях поддержки. Так, в качестве результатов рассматриваемого этапа должны стать:

- повышение уровня компетентности руководящих и педагогических работников школ, которым оказывалась поддержка в части управления образовательными организациями и выстраивания системы преподавания;

- сформированность мотивационной готовности к быстрому обмену знаниями у всех школ - участников проекта;

- сформированность пакета персонифицированных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам достижения современного качества общего образования;

- демонстрация стабильной положительной динамики результатов обучения (в течение последующих 3-х лет) школами, которым оказывалась поддержка.

Нами ранее было отмечено, что оказание превентивной и адресной поддержки осуществляется в ходе реализации на муниципальном уровне каскадной модели, когда результаты каждого предыдущего этапа являются основаниями для реализации на последующих этапах целевых, содержательно-процессуальных и результативных компонентов.

Рассматривая заключительный этап моделирования - обобщающий этап, отметим его значимость, так как именно на данном этапе на основе полученных результатов могут быть определены основания для проектирования развития муниципальной образовательной системы на среднесрочную перспективу.

В связи с этим на обобщающем этапе важным представляется решение следующих задач, ориентированных на:

- выявление эффективных стратегий управления, способствующих профилактике снижения результатов обучения в школах;

- сформированность эффективных практик адресной/превентивной поддержки школ, демонстрирующих низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения;

- представление эффективных практик адресной/превентивной поддержки школ, демонстрирующих низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения в рамках методических (научно-методических) мероприятий.

В рассматриваемом контексте существенное внимание на данном этапе уделяется:

- отбору и обобщению эффективных практик управления, способствующих профилактике снижения результатов обучения в школах;

- инициированию разработки практико-ориентированных инновационных продуктов, отражающих эффективные практики управления,

способствующие профилактике снижения результатов обучения в школах;

- инициированию профессионально-общественной экспертизы инновационных продуктов, отражающих эффективные практики управления, способствующие профилактике снижения результатов обучения в школах;

- распространению эффективных практик управления, способствующих профилактике снижения результатов обучения в школах.

Выделенные эффективные стратегии управления или технологии, обеспечивающие профилактику снижения результатов обучения в школах, могут быть презентованы как в форме публикаций научного (методического) характера в различных изданиях, так и служить основанием для разработки и реализации муниципальных программ развития; программ развития образовательных организаций.

Иными словами, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, получает пул StartUp (новых проектов) для развития муниципальной образовательной системы.

Таким образом, описанные нами подходы позволяют организовать на муниципальном уровне целенаправленную работу по оказанию превентивной и адресной поддержки школам с низкими результатами обучения. Это обеспечит профилактику снижения результатов обучения в школах и позволит муниципальной образовательной системе оперативно реагировать на изменения как внутри самой системы, так и оперативно реагировать на новые тенденции, которые могут потенциально появиться в системе общего образования.

Литература

1. Абрамовских, Т. А. Интерактивное обучение как условие развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2 (19). С. 86-93.

2. Байков, Е. А., Константинова, Д. Г. Применение технологий командного менеджмента в интересах повышения эффективности деятельности предприятий медиаиндустрии / Е. А. Байков, Д. Г. Константинова // Петербургский экономический журнал. 2014. №_4. С. 38-44.

3. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. -1006 с.

4. Гибадуллина, Ю. М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информального образования / Ю. М. Гибадуллина // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С. 2253-2257.

5. Дмитриева, Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии / Е. В Дмитриева. - М.: Центр, 1998. - 144 с.

6. Долженко, Р. А. Профессиональные сообщества: возможности формирования и использования в организации / Р.А. Долженко // Проблемы

экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. №1. С. 34-38.

7. Ильясов, Д. Ф. и др. Разработка адресных программ поддержки школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты и находящихся в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017. № 10. С. 252-260.

8. Ильясов, Д. Ф. и др. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Т. А. Данельченко, О. А. Ильясова // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3 (122). С. 22-28.

9. Ильясов, Д. Ф. и др. Проектирование модельных программ поддержки школ с низкими результатами обучения, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной форме / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко, С. А. Ларюшкин // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 142-148; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36921 (дата обращения: 22.08.2019).

10.Кеспиков, В. Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников в контексте особенностей введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования / В. Н. Кеспиков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4 (37). С. 5 - 15.

11.Кисляков, А. В., Щербаков, А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С. 82-92.

12.Крель, М. Что такое продуктивный проектный офис и как получать от удовольствие от работы в нем? / К. Крель // Управление проектами. 2014. № 1-2 (29). С. 20-31.

13.Кузнецов, П. А. Проектный офис как ключевое звено управления инновациями в университете / П. А. Кузнецов // Экономическая наука и образование. 2010. № 10 (71). С. 297-299.

14.Ленская, И. Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций / И. Ю. Ленская // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

15.Мертенс, С. Ю. Профессиональные сообщества и комитеты как инструмент управления человеческими ресурсами проектно-ориентированных компаний / С. Ю. Мертенс // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. С. 23-27.

16.Модельные персонифицированные программы повышения квалификации педагогических

о о ш и m 5 m

О m э m й А

X £ m

О

х О m

О DI и А ы о ш А X X m

и работников и руководителей общеобразовательных учреждений: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений/ под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2012 . - 180 с.

17.Никитин, В. Я. Особенности применения фокус-групповых исследований в сфере образования взрослых / В. Я. Никитин // Академия профессионального образования. 2015. № 6 (48). С. 3-6.

18.Окерешко, А. В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы лич-ностно-профессионального развития учителя / А. В. Окерешко // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 74-78.

19.Ройтблат, О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 210-213.

20.Сеть научно-прикладных проектов. Сетевая школа консультантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ikt.ipk74.ru/forum/forum78/ (дата обращения: 22.08.2019).

21.Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации: методические рекомендации / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск: Издательство Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. - 199 с.

22.Фиофанова, О. А. Стажировки, проектные сессии, кейсы-интеракториумы: новые модели повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций / О. А. Фиофа-нова // Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад? : матер. XI Междунар. науч.-практ. конфер. -М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук. - 2014. - С. 148-158.

23.Хаджиева, М. В. Стимулирование обмена знаниями между членами педагогического сообщества в общеобразовательной организации / М. В. Хаджиева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 1 (30). С. 104-109.

Approaches to the organization of schools' with low learning outcomes preventive and targeted support at the municipal level

Ilina A.V., Koptelov A.V., Mashukov A.V., Oboskalov A.G., Solodkova M.I.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of

Professional Skill of Educators The authors of the article substantiate the assertion that the achievement's ensuring of the quality of education is a key aspect of the activities of any educational organization. Focusing on the fact that at present general educational ^ organizations carry out educational activities with varying

с degrees of compliance with federal state educational standards

¿1 of general education, the authors introduce the concept of

« schools with different levels of learning outcomes. The article

о describes the prerequisites that allowed the authors to develop

N approaches to schools' with low learning outcomes preventive

si and targeted support's organization at the municipal level.

z Considerable attention is paid to the description of the algorithm

of the model's development of the schools' with low learning outcomes targeted or preventive support's organization. The authors argue that the implementation of the described idea will prevent the decline in learning outcomes in schools and will allow the municipal educational system to quickly respond to changes both within the system and to respond quickly to new trends that could potentially appear in the general education system.

Key words: quality of education, schools with low learning outcomes, support strategies, municipal model, targeted support, preventive support, project management resources, competency management resources, information resources References

1. Abramovskikh, T. A. Interactive learning as a condition for the

development of the subjective position of students of continuing education courses for educators / T. A. Abramovskikh // Scientific support for the system of advanced training for staff. 2014. No. 2 (19). S. 86-93.

2. Baykov, E. A., Konstantinova, D. G. The use of team management

technologies in the interest of increasing the efficiency of media industry enterprises / E. A. Baykov, D. G. Konstantinova // Petersburg Economic Journal. 2014. No. 4. P. 38-44.

3. Vygotsky, L. S. Psychology / L. S. Vygotsky. - M .: April press:

EKSMO-press, 2000 .-- 1006 p.

4. Gibadullina, Yu. M. Professional training of teachers in the process of integrating formal, non-formal and informal education / Yu. M. Gibadullina // Fundamental Research. 2014. No. 11-10. S. 2253-2257.

5. Dmitrieva, E. V. Focus groups in marketing and sociology / E. V.

Dmitrieva. - M.: Center, 1998 .-- 144 p.

6. Dolzhenko, R. A. Professional communities: the possibilities of

formation and use in organizations / R.A. Dolzhenko // Problems of Economics and Management of the Oil and Gas Complex. 2015. No1. S. 34-38.

7. Ilyasov, D. F. et al. Development of targeted support programs

for schools that demonstrate poor educational results and are in adverse social conditions / D. F. Ilyasov, V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, T. A. Danelchenko // European Social Science Journal. 2017. No. 10. P. 252-260.

8. Ilyasov, D. F. et al. Identification of educational organizations

operating in adverse social conditions / D. F. Ilyasov, V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, T. A. Danelchenko, O. A. Ilyasova // Kazan Pedagogical Journal. 2017. No 3 (122). S. 22-28.

9. Ilyasov, D.F. et al. Designing model support programs for schools

with poor learning outcomes that implement general education programs in part-time form / D.F. Ilyasov, V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, T. A. Danelchenko, S. A. Laryushkin // Modern high technology. 2018. No. 2. P. 142-148; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36921 (accessed date: 08/22/2019).

10. Kespikov, V. N. Continuous professional development of teachers in the context of the features of the introduction of the federal state educational standard of secondary general education / V. N. Kespikov // Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2018. No. 4 (37). S. 5 - 15.

11. Kislyakov, A. V., Shcherbakov, A. V. Informal advanced training of teachers through the design of innovative products / A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov // Scientific support of the system of advanced training. 2014. No. 1 (18). S. 82-92.

12. Krel, M. What is a productive project office and how to enjoy working in it? / K. Krel // Project Management. 2014. No. 1-2 (29). S. 20-31.

13. Kuznetsov, P. A. Project office as a key link in innovation management at the university / P. A. Kuznetsov // Economic science and education. 2010. No. 10 (71). S. 297-299.

14. Lenskaya, I. Yu. Advantages of using team management and especially the use of team building in the process of stabilization of the staff of modern organizations / I. Yu. Lenskaya // Science of Science: Internet Journal. 2017. T. 9. No. 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (accessed March 10, 2019).

15. Mertens, S. Yu. Professional communities and committees as a tool for managing human resources of project-oriented companies / S. Yu. Mertens // Higher Education Today. 2012. No. 8. S. 23-27.

16. Model personalized continuing education programs for teachers and workers and heads of educational institutions: guidelines for heads of educational institutions / ed. V.N. Kespikova. -Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2012. - 180 p.

17. Nikitin, V. Ya. Features of the use of focus-group research in adult education / V. Ya. Nikitin // Academy of Professional Education. 2015. No. 6 (48). S. 3-6.

18. Okereshko, A.V. Types of informal education as meaning-generating factors of the teacher's personal and professional development / A.V. Okereshko // Man and Education. 2015. No. 1 (42). S. 74-78.

19. Roytblat, OV Formal adult education in a continuing education system by means of non-formal education / O.V. Roytblat // World of science, culture, education. 2009. No. 7-2. S. 210-213.

20. Network of scientific and applied projects. Network School of Consultants [Electronic resource]. - Access mode: https://ikt.ipk74.ru/forum/forum78/ (accessed: 08/22/2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Management of the development and implementation of personalized continuing education programs: guidelines / ed. M.I. Solodkova. - Chelyabinsk: Publishing house of the Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers, 2011. - 199 p.

22. Fiofanova, O. A. Internships, project sessions, case studies, interactiveiums: new models for advanced training of teachers and heads of educational organizations / O. A. Fiofanova // Trends in the development of education: what is an effective school and an effective kindergarten? : Mater. XI Int. scientific-practical confer. - M.: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences. - 2014 .-- S. 148-158.

23. Khadzhieva, M. V. Stimulation of the exchange of knowledge between members of the pedagogical community in a general educational organization / M. V. Khadzhieva // Scientific support of a system for advanced training of personnel. 2017. No. 1 (30). S. 104-109.

p

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

O

-i

X

£

m

O

X

O

m

O

Dl

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.