УДК 378
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛ
С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ
Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Т.А. Данельченко, О.А. Ильясова
Аннотация. Раскрываются новые возможности повышения качества образования в общеобразовательных организациях, отнесенных к категории школ с низкими результатами обучения. Воплощение данной установки мыслится с использованием ресурсных возможностей образовательного технопарка. Описаны механизмы влияния образовательного технопарка на преодоление синдрома «школа с низкими результатами обучения». Изложен концептуальный план вовлечения общеобразовательной организации, демонстрирующей низкие результаты обучения, в технопарковое движение. Определены принципы организационно-педагогической поддержки ее деятельности в составе образовательного технопарка.
Ключевые слова: образовательный технопарк, общеобразовательная организация, школа с низкими результатами обучения, качество образования, поддержка.
INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT TECHNOPARK
AS ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS
OF SUPPORT FOR SCHOOLS WITH LOW TRAINING RESULTS
D. Ilyasov, V. Kespikov, M. Solodkova, T. Danelchenko, O. Ilyasova
Abstract. New opportunities to improve the quality of education in educational institutions, which classified as schools with low training results are disclosed. The embodiment of this idea is carried out with the using of potential resource of innovative educational project TechnoPark. The mechanism of the effect of educational project TechnoPark on overcoming of the syndrome of "school with low training results" is explained. Conceptual plan of involving educational organization in project TechnoPark, which demonstrating the low training results is discussed. Measures of organizational and pedagogical support of its activity as a part of innovative educational project TechnoPark are defined.
Keywords: innovative educational project TechnoPark, educational organization, school with low training results, quality of education, support.
В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется решению проблемы неравного доступа детей к качественному образованию. Повышенное внимание государства и общества к данной проблеме обусловливается общемировыми тенденциями и опытом западных стран, демонстрирующих высокие экономические показатели, в обеспечении равных стартовых возможностей детей в получении качественного образования. Мировая практика характеризуется эффективными законодательными и
национальными стратегиями поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты, в которых концентрируются учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом. Поэтому вполне закономерным является включение в Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы мероприятий, которые ориентируют субъекты Российской Федерации на разработку проектов и мер поддержки школ, демонстрирующих низкие результаты обучения, а также школ, находящихся
в неблагоприятном социальном окружении [6]. Именно в рамках реализации данных мероприятий авторами статьи разработана модельная программа поддержки такой категории школ. Она получила название «Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества общего образования».
Независимо от того, о каком контексте деятельности общеобразовательной организации идет речь - демонстрация низких результатов обучения или функционирование в социально неблагоприятных условиях - основным социально-педагогическим эффектом реализации модельной программы их поддержки является повышение качества образования. В данном случае качество образования соотносится с характеристиками, указывающими насколько полно образовательная деятельность и подготовка обучающихся отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Такой взгляд на качество образования является общепринятым и соотносится с известными положениями
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [9].
Соответствующие выводы об изменении качества образования в данных общеобразовательных организациях следует делать на основании данных об изменении общепринятых критериев качества образования: качества результатов подготовки обучающихся; качества используемых для этого программ воспитания и обучения; качества условий, в которых осуществляются воспитание и обучение. Поэтому положительная динамика качества образования по указанным критериям будет говорить о преодолении синдрома «школа с низкими результатами обучения». Основанием для таких выводов должны стать данные мониторинговых исследований по критериям отнесения общеобразовательной организации к школам с низкими результатами обучения. Нами, в частности, были определены и обоснованы такие критерии:
- результаты обучения школьников по данным государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ) и среднего общего образования (ЕГЭ);
- наличие обучающихся, состоящих на педагогическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) или подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН);
- удовлетворенность субъектов образования качеством предоставляемых общеобразовательными организациями образовательных услуг.
В рамках реализации указанного выше мероприятия 2.2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы могут быть предложены самые разные механизмы поддержки школ с низкими результатами. На их основе, собственно, и формируется содержание соответствующих программ поддержки. Разработанная нами модельная программа основывается на таком механизме, как вовлечение школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в социально
неблагоприятных условиях, в технопарковое движение. Речь идет о технопарках непременно образовательной направленности. Отметим, что вопросы создания и организации образовательных технопарков в Челябинской области определяются утвержденной
Министерством образования и науки Челябинской области Концепцией
«Образовательный технопарк «ТЕМП» [7], создание которой осуществлялось при участии авторов данной статьи.
Сущность, критерии сформированности и основные направления деятельности
образовательного технопарка получили отражение в ряде более ранних наших публикаций [2;3;8]. Образовательный технопарк здесь определяется нами как организационно-технологическая структура, представляющая собой объединение юридических и физических лиц, обладающих возможностью влиять на интеграцию нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационных,
образовательно-технологических ресурсов в системе «образование - наука - промышленное и бизнес-сообщество региона» и заинтересованных осуществлять в системе образования региона поиск, выращивание и поддержку инновационных идей и технологических решений, а также их продвижение до реального промышленного производства [3].
Предлагая подобный механизм, мы исходили из того, что низкие результаты обучения в школе или неблагоприятный социальный бэкграунд не являются препятствием для ее включения в образовательный технопарк в качестве резидента. Образовательный технопарк обладает возможностями для повышения качества образования, в том числе в школе с низкими результатами обучения и школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Основанием для такого вывода служат следующие положения.
Специфика образовательного технопарка заключается в том, что учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся обогащается конкретными практическими смыслами. Они могут стать интересными и привлекательными для обучающихся с различными уровнем подготовки в силу того, что академические знания насыщаются понятными для обучающихся прикладными смыслами. Это может оказать принципиальное влияние на изменение мотивов обучающихся к изучению школьных дисциплин. Иными словами, здесь оказывается задействованным ценностный аспект учебной деятельности, отсутствие которого во многом объясняет причину появления в школе низких результатов обучения. Подтверждением тому является ряд социально-педагогических исследований, где обосновывается, что отсутствие мотивации и интереса к обучению является более значимым фактором снижения качества знаний, нежели неблагоприятные социальные условия [1;4;5].
Еще один действенный педагогический ресурс образовательного технопарка заключается в его возможности содержательно и методически целесообразно обогащать свободное от учебной
деятельности время школьников. Формат функционирования образовательного технопарка предполагает вовлечение обучающихся в социально полезные виды деятельности и, в том числе в трудовую деятельность. Педагогически правильная организации свободного времени обучающихся (прежде всего, тех, кто состоит на учете в КДН или ПДН) способствует нивелированию факторов, предрасполагающих школьников к асоциальному поведению.
Наконец, оба условия (обогащение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся практическими смыслами и вовлечение обучающихся в социально полезные виды деятельности), рассматриваемые в единстве, должны непременно сказаться на изменении отношения обучающихся и, соответственно, их родителей к содержанию и качеству предоставляемых школой образовательных услуг.
Участие школы с низкими результатами обучения в образовательном технопарке в качестве полноправного резидента
сопровождается следующими социально-психологическими и педагогическими эффектами: а) ориентация школы преуспевающих партнеров по взаимодействию, стремление не отставать от них и соответствовать высоким стандартам, принятым в данном технопарке; б) корпоративная ответственность школы за решение возложенных на нее задач, направленность на качественное выполнение своей роли в ходе выполнения совместных задач; в) своеобразное ощущение благодарности (за то, что в тебя поверили) как отклик на реализацию принципа авансированного доверия. Все это создает почву для открытия у школы «второго дыхания» как способа актуализации скрытых потенциальных возможностей педагогического коллектива. Соответственно можно ожидать формирование у педагогов данной школы установки на освоение (совершенствование) компетенций, необходимых для обеспечения качества общего образования.
Следует также отметить, что участие школы с низкими результатами обучения в технопарковом движении обусловливает появление у ее руководителя устойчивой потребности опираться в своей деятельности на эффективный опыт проектной культуры, которую демонстрируют другие резиденты образовательного технопарка. Формат же проектной культуры предполагает наличие ответственности и четкого представления о результатах, которые требуется достичь.
На этом основании цель модельной программы поддержки следует связывать с созданием комплекса нормативно-правовых,
содержательных и организационно-
педагогических условий использования ресурсных возможностей образовательного технопарка для достижения в
общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения, положительной динамики качества общего образования. В данной формулировке цели предполагается, что наличие положительной динамики качества общего образования будет устанавливаться с использованием указанных выше критериев отнесения общеобразовательных организаций к школам с низкими результатами обучения.
Назовем также задачи модельной программы поддержки:
1. Оценка потенциальных возможностей (явных и скрытых) общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения, для включения ее в образовательный технопарк в качестве полноценного резидента.
2. Определение приоритетных направлений и видов образовательной деятельности общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения, как полноценного резидента образовательного технопарка.
3. Развертывание в рамках образовательного технопарка технологий обмена знаниями и эффективными практиками, механизмов стимулирования личностного, учебного и профессионального роста всех участников образовательных отношений для выравнивания возможностей общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения.
4. Осуществление мониторинга влияния ресурсных возможностей образовательного технопарка на положительную динамику качества общего образования в общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения.
В ходе реализации первой задачи особой акцент должен быть сделан на выявлении не только актуальных, то есть явно проявляющихся возможностей общеобразовательной организации, но и ее скрытых ресурсов. Это является одним из важнейших, но не единственных условий для преодоления синдрома «школа с низкими результатами обучения». Причем такие скрытые возможности могут иметь различную природу, вплоть до утраченных традиций, которые при определенных обстоятельствах можно возобновить. Допускается вариант, что такие скрытые возможности могут быть положены в
основу принятия перспективных управленческих решений.
Во второй задаче используется сочетание «в качестве полноценного резидента». Здесь имеется в виду то обстоятельство, что данная общеобразовательная организация входит в состав образовательного технопарка на таких же правах, как и другие его субъекты. Но это предполагает и определенные обязательства. Например, общеобразовательная организация как субъект технопаркового движения при определении направлений и видов деятельности исходит не столько из своих предпочтений, сколько из концепции и программы развития данного образовательного технопарка. В этом обнаруживается и определенное преимущество: такой подход служит своеобразной движущей силой для общеобразовательной организации, особенно в тех случаях, когда она затрудняется в определении таких направлений.
Третья задача направлена на воплощение основных механизмов, с использованием которых представляется возможным обеспечить выравнивание возможностей
общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения. Предполагается, что данные механизмы определяются спецификой и характером деятельности образовательного технопарка, в состав которого войдет данная общеобразовательная организация. Кроме того, данные механизмы будут соотнесены с технологиями обмена знаниями и эффективными практиками, механизмами стимулирования личностного, учебного и профессионального роста всех участников образовательных отношений в общеобразовательной организации. Наконец, предполагается, что успешная реализация таких механизмов возможна при наличии благоприятной профессиональной и психологической среды для вовлечения участников образовательных отношений в различные виды учебно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной, опытной деятельности.
Четвертая задача предполагает не только проведение мониторинга качества общего образования в общеобразовательной организации, отнесенной к категории школ с низкими результатами обучения. Важно установить, влияет ли на изменение качества общего образования участие данной
общеобразовательной организации в технопарковом движении. В случае установления
такого влияния (такой зависимости) можно будет говорить о новых возможностях образовательного технопарка, что, собственно, и будет подтверждать название представляемой модельной программы.
Концептуальный план модельной программы завершают принципы, представляющие собой основные положения и правила, которые могут рассматриваться субъектами ее реализации в качестве установок, а в определенных случаях и форме убеждений. Исходя из контекста проектирования модельной программы, а также учитывая положения концепции
образовательного технопарка [8], выделены следующие принципы:
- авансированного доверия - основывается на положениях концепции создания ситуации успеха и представляет собой элемент стратегии формирования успешной деятельности; предполагает оптимистическое отношение к школе с низкими результатами обучения, веру в ее возможности и силы, допускает построения успешных перспектив;
- индивидуального и коллективного самоанализа - представляет собой вариант рефлексивной деятельности, осуществляемой как отдельными участниками образовательных отношений, так и их группами; позволяет фиксировать значимые изменения в изучаемом аспекте (аспектах) деятельности и получать дополнительные основания для внесения в нее изменений или совершенствования деятельности в целом;
- ориентации на эффективные образцы управленческой и педагогической деятельности -согласуется с теоретическими исследованиями, проведенными в области концептуализации эффективного опыта и предполагает освоение и внедрение доказавших свою состоятельность практик в сегменте управленческой и (или) педагогической деятельности;
- продуктивного обмена идеями - базируется на положения концепции обмена знаниями в организации и основан на технологиях взаимообогащения деятельности всех субъектов обмена идеями.
Таким образом, представленная модельная программа раскрывает наиболее общий план поддержки общеобразовательных организаций, отнесенных к категории школ с низкими результатами обучения. При этом организационно-педагогические механизмы такой поддержки соотнесены с использованием ресурсов образовательного технопарка.
Литература:
1. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.В. Гижицкий. - М., 2016. - 34 с.
2. Ильясов Д.Ф. Критерии сформированное™ образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности [Электронный ресурс] / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова и др. // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 101. - С. 147-151. - Режим доступа: http://www.top-technologies.ru /ш/artide/view?id=36295
3. Ильясов Д.Ф. Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования [Электронный ресурс] / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - Режим доступа: http://www.srience-educatюn.ru/ш/artide/view?id=25289
4. Калугин Д.В. Мотивация социального поведения участников образовательного процесса и ее роль в оценке характеристик психологической безопасности образовательной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Д.В. Калугин. - М., 2014. - 25 с.
5. Кононова Т.А. Психологические средства оптимизации мотивации учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.А. Кононова. - Новосибирск, 2006. - 22 с.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document /cons_doc_ LAW_173677/
7. Об утверждении Концепции «Образовательный технопарк «ТЕМП»: Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2608 от 17.08.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/LegalActs/Show/6091
8. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения: научно-метод. пособие / Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 104 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) (ст. 2, п. 29) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
Сведения об авторах:
Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]
Кеспиков Вадей Николаевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ректор, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]
Солодкова Марина Ивановна (г. Челябинск, Россия), первый проректор, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected] Данельченко Татьяна Александровна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий отдел профессиональной переподготовки кадров, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected] Ильясова Ольга Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
D. Ilyasov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]
V. Kespikov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Docent, Rector, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]
M. Solodkova (Chelyabinsk, Russia), the First Vice-Rector, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]
T. Danelchenko (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Professional Retraining, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]
O. Ilyasova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Economics, Law and Management Department, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]