А
ЧИППКРО
УДК 37.012
Организация мониторинга
образовательной системы учреждения
как условие обеспечения качества образования
А. В. Ильина
Monitoring organization of educational institutions as a condition of quality education
A. V. Ilyina
Аннотация. Достижение современного качества общего образования возможно тогда, когда в общеобразовательной организации выстроена система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах. Важно то, что данная система должна быть ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, что позволяет судить о состоянии системы образования в организации в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. Данный процесс обеспечивается через выстраивание внутренней системы оценки качества образования. В статье описан опыт Новоянгельской основной общеобразовательной школы по разработке и реализации указанной системы. Автор обращает внимание на то, что разработка локальной нормативной базы оценки качества образования требует целенаправленной работы как администрации и педагогического коллектива школы, так и родительской общественности. Обращается внимание на то, что нормативные документы институционального уровня являются фундаментом формирования и развития внутренней системы оценки качества образования.
Abstract. The achievement of modern quality of general education is possible when the educational organization is built in a comprehensive system for collecting, processing, analyzing, storing and disseminating of information about education system and its individual elements. It is important that this system should be oriented to provide information
support of management's education quality, which gives indication of the education system condition in organization at any time and provide the ability to predict its development. This process is provided by the alignment of internal system of education quality assessment. The article describes the experience of Novoyangelskaya secondary school in the development and implementation of this system. The author draws attention to the fact that the development of the local regulatory framework of education's quality evaluation requires dedicated work as the school administration and teaching staff and parent community. The attention is drawn to the fact that the regulations in an institutional level are the foundation of the formation and development of the internal system of education quality assessment.
Ключевые слова: качество образования, внутренняя система оценки качества образования, модель, принципы функционирования, мониторинг качества образования.
Keywords: education quality, internal system of education quality assessment, model, operation principles, monitoring of education quality.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг является одной из приоритетных задач развития общего образования в Российской Федерации. Безусловно, данная позиция явно отражена как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], так и в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и появляется в необходимости оценки достижений обучающихся на
всех его уровнях. Соответственно в образовательной организации должна быть выстроена такая система, которая бы позволила не только оперативно получать информацию о результатах образования детей в соответствии с нормативными требованиями, но и принимать эффективные управленческие решения.
В то же время создание системы оценки качества общего образования невозможно без понимания сути противоречий, существующих в системе образования в целом. Так, проведенный нами анализ показал, что в реальной педагогической практике механизм оценки качества образования характеризуется следующими недостатками, связанными:
- с недостаточным использованием административно-управленческим персоналом общеобразовательной организации в собственной профессиональной деятельности объективных научных методик и статистически обработанных данных мониторинговых исследований;
- несформированностью у руководителей общеобразовательных организаций понимания механизмов оценки качества образования;
- недостаточной разработанностью контрольно-измерительных материалов, отражающих уровень сформированности комплекса планируемых результатов (личностных, мета-предметных и предметных) и фиксирующих новое качество в парадигме новых подходов и требований к нему.
Безусловно, выделенные позиции не являются исчерпывающими, но они позволяют сформулировать явное противоречие между потребностями общеобразовательной организации в выявлении реального состояния качества общего образования и отсутствием эффективных механизмов, способствующих получению объективных данных, характеризующих указанное качество в школе с целью регулирования процессов его обеспечения.
В частности, в ходе реализации дополнительных профессиональных программ нами проведено исследование, результаты которого позволяют утверждать, что подавляющее большинство административно-управленческого персонала общеобразовательных учреждений четко не разграничивают понятия «внут-ришкольный контроль» и «внутренняя оценка качества образования», которые имеют общее только в том, что дают оценку образовательной
деятельности. При этом отметим тот факт, что в основу внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) положены существенные и устойчивые требования, определяющие характер и особенности формирования и функционирования ВСОКО в образовательной организации, в том числе управления данным процессом. Среди множества требований, выступающих в качестве принципов формирования и функционирования внутренней системы оценки качества образования, по нашему мнению, целесообразно выделить следующие:
- принцип нормативности, согласно которому формирование и функционирование ВСОКО необходимо осуществлять в соответствии с законодательством РФ в области образования с учетом закономерностей системного управления и требований ФГОС общего образования;
- принцип сочетания единства единоначалия и коллегиальности, который, с одной стороны обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников образовательных отношений при разработке и реализации ВСОКО, с другой стороны - их равноправное и активное участие в оценке качества образования;
- принцип делегирования полномочий и ответственности, в рамках использования которого устанавливается рациональное распределение и перераспределение между субъектами ВСОКО прав, обязанностей и ответственности только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных им полномочий по достижению качества образования;
- принцип системности, сущность которого состоит в том, что формирование и функционирование ВСОКО осуществляется на основе единства процессов управления образовательной деятельностью и ее результатами, взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимозависимости и взаимообусловленности;
- принцип гласности, открытости и доступности, который позволяет включить в оценку качества образования на различных уровнях всех участников образовательных отношений, обеспечить прозрачность процедур оценки качества образования и доступность информации о состоянии и качестве образования для потребителей;
- принцип преемственности предполагает единство требований, предъявляемых процессу
А
ЧИППКРО
внутренней оценки качества образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования [2].
В то же время необходимо учитывать, что система внутренней оценки качества образования имеет ряд специфических особенностей, которые также необходимо учитывать, а именно особенности, связанные с необходимостью:
- постоянности и непрерывности сбора данных в качестве образования на различных его уровнях в образовательной организации, что позволяет получать оперативную информацию о состоянии образовательного процесса, в том числе с помощью системы приемов обратной связи;
- оперативного и своевременного принятия управленческих решений по коррекции ВСОКО, что позволяет максимально быстро и оперативно устранить возникающие отклонения;
- выстраивания конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений по регулированию профессионально-этических проблем, возникающих в процессе оценки качества образования.
Мониторинг как механизм отслеживания полученных результатов имеет одинаковые признаки в любой сфере деятельности, но каждая сфера вносит свои особенности в содержание, организацию, осуществление мониторинга и практическое использование полученной информации [3]. В частности в педагогике данное понятие трансформировалось и рассматривается как система, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием образовательной системы и ее отдельных элементов в целях своевременного принятия эффективных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогических решений. В то же время для образовательных систем характерно наличие процессов, протекающих в течение как значительных, так и коротких временных промежутков, носящих цикличный и нецикличный характеры, протекающих с различной степенью неравномерности и неоднонаправленности.
В контексте нашей публикации мониторинг будет рассматриваться как система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления
качеством образования, что позволяет судить о состоянии системы образования в организации в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Руководители общеобразовательных организаций довольно часто сталкиваются с проблемой организации мониторинга, который бы отражал не только результаты процесса образования, но и позволил сформировать объективную картину о качестве образования в школе не только для участников отношений в сфере образования, но и для заказчиков образовательных услуг. По нашему мнению, данный аспект возможно решить поэтапно.
В частности, организация внутренней системы оценки качества образования в первую очередь требует разработки локальной нормативной базы, которая создается на основе и в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней. Безусловно, в данном контексте ВСОКО представляет собой единый комплекс нормативных документов, не только регламентирующих нормы и правила ее функционирования и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами, но и устанавливающий:
- разграничение полномочий между административными и педагогическими работниками общеобразовательной организации в вопросах оценки качества общего образования;
- порядок оценки качества общего образования, включая процедуру и технологию ее осуществления;
- порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве общего образования на институциональном уровне;
- порядок разработки, апробации и сертификации измерителей оценки качества общего образования в школе;
- порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества общего образования.
В частности, при проведении исследования на базе МОУ Новоянгельская основная общеобразовательная школа, локальная нормативная база ВСОКО представлена приказом о создании школьных служб обеспечения качества образования; утверждении программы ВСОКО, а также иными локальными актами, регламентирующими деятельность школьных служб обес-
печения. В школе ведется мониторинг качества общего образования, отражающий степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным достижениям. Мониторинг включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами (результаты ЕГЭ и ГИА, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней); внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой - обучающимися, педагогами, администрацией [4; 5; 6]. Комплексная оценка качества образования в школе затрагивает не только знания учащихся, но и их индивидуальные успехи, социальные навыки, проявление творческих способностей, ключевых компетенций. При оценке качества организации образовательной деятельности учитывается комплекс условий обучения, в которых школьники добиваются своих индивидуальных достижений (начиная от организации питания и досуга до учебно-методического и кадрового обеспечения). В частности, к индикаторам качества образовательной деятельности отнесены такие компоненты, как доля обучающихся, получающих основное общее образование в разных формах; доля учебных занятий, проведенных педагогами с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных и пр. К индикаторам результативности учебной деятельности относятся такие показатели, как, например, доля обучающихся, оставленных на повторное обучение и др. К индикаторам, по которым возможно судить об условиях и ресурсах общеобразовательной организации, отнесены показатели, характеризующие эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов.
Реализуемая в МОУ Новоянгельская основная общеобразовательная школа модель ВСОКО включает в себя пять блоков (содержательный, управленческий, технологический, организаци-онно-деятельностный и информационный). Так, например, содержательный блок позволяет в ходе аналитической деятельности сформировать представления о качестве образования в школе, исходя из определенных цели, задач и направлений ВСОКО, а технологический блок
состоит из инвариантных (региональных, муниципальных) и вариативных (школьных) технологий учета, обработки и передачи управленческой информации, а также технологий социально-экономического и социально-педагогического мониторинга качества образования.
Направления деятельности общеобразовательного учреждения по созданию внутренней системы оценки качества образования могут найти отражение в соответствующих Положениях, инструкциях для всех участников и иных документах.
Организация деятельности отдельных служб ВСОКО, описание технологий и процедур оценивания качества образования на уровне объектов может найти отражение в соответствующих локальных актах (положениях). Так, изучив теоретические аспекты организации мониторинговых исследований, на экспериментальной площадке была создана рабочая группа из числа педагогических работников и административно-управленческого персонала, которая разработала критерии оценивания качества образования.
Безусловно, разработка локальной нормативной базы оценки качества образования требует целенаправленной, кропотливой, вдумчивой работы администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности.
Только продуманные, полные по содержанию нормативные документы институционального уровня являются фундаментом формирования и развития внутренней системы оценки качества образования, которая, в свою очередь, призвана помочь школе решить ее собственные проблемы и в том числе должна способствовать:
- принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;
- повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
- обеспечению единого образовательного пространства;
- обеспечению объективности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- созданию системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно достичь основных целей системы качест-
А
ЧИППКРО
ва образования. На этапе практического введения ВСОКО, который реализуется на экспериментальной площадке в настоящее время, администрацией школы используются различные методики опросов, анкетирования учащихся и педагогов школы, отобраны средства сбора информации, позволяющей судить о качестве образования. Совокупность используемых методов и методик изучения качества образования представляет собой адекватный выделенный критериями оценки комплекс, способный обеспечить получение объективной и надежной информации. Такой многоаспектный подход позволил рассматривать результаты мониторинга как составляющую повышения качества образования.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2016).
2. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / авторы: М. И. Солодкова, А. В. Коп-телов и др.; под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 80 с.
3. Кеспиков В. Н. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2012. - № 4 (13). - С. 6-24.
4. Ильина А. В. Моделирование процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 3 (8) - С. 5-12.
5. Ильина А. В. Теоретико-методологическое обоснование моделирования процессов управления реализацией основной образовательной программы общеобразовательного учреждения / А. В. Ильина, В. П. Овсянникова, Е. Д. Владимирова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2012. - № 4 (13). - С. 101-108.
6. Скрипова Н. Е. Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оценива-
нию образовательных достижений учащихся / Н. Е. Скрипова, А. Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). - C. 77-82.
References:
1. Federal Law of 29.12.2012, N 273-FZ "About Education in the Russian Federation" [Web resource] [Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii"], Access mode: www.consultant.ru (acceded date: 05.05.2016).
2. Approaches of the development of internal system of education quality assessment of educational organization: guidelines for heads of educational institutions / authors: M. I. Solodkova, A. V. Koptelov etc. ; ed. by V. N. Kespikov [Podkhody k razrabotke obshcheobrazovatel'nymi organizatsiyami vnutrennikh sistem otsenki ka-chestva obrazovaniya: metodicheskiye rekomen-datsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh orga-nizatsiy / avtory: M. I. Solodkova, A. V. Koptelov i dr. ; pod red. V. N. Kespikova]. Chelyabinsk : CIRIPSE, 2015. 80 p.
3. Kespikov V. N. Features of the monitoring construction of general education quality at the regional level / V. N. Kespikov, M. I. Solodkova,
D. F. Ilyasov // Scientific support of a system of advanced training [Osobennosti postroyeniya monitoringa kachestva obshchego obrazovaniya na regional'nom urovne / V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov // Nauchnoye obespeche-niye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2012, N 4 (13), pp. 6-24.
4. Ilyina A. V. Modeling organizational activities of school process of spiritual and moral development and education of students / A. V. Ilyina // Scientific support of a system of advanced training [Modelirovaniye protsessa organizatsionnoy deya-tel'nosti shkoly po dukhovno-nravstvennomu raz-vitiyu i vospitaniyu obuchayushchikhsya / A. V. Il'ina // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2011, N 3 (8), pp. 5-12.
5. Ilyina A. V. Theoretical and methodological basis of modeling management processes realization of the basic educational program of educational institution / A.V. Ilyina, V. Ovsyannikova,
E. D. Vladimirova // Scientific support of a system of advanced training [Teoretiko-metodologi-cheskoye obosnovaniye modelirovaniya protsessov
J, «««■*>«*
upravleniya realizatsiyey osnovnoy obrazova-tel'noy programmy obshcheobrazovatel'nogo uch-rezhdeniya / A. V. Il'ina, V. P. Ovsyannikova, Ye. D. Vladimirova // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2012, N 4 (13), pp. 101-108.
6. Skripova N. E. Training of teachers in system of improvement of professional skill to the evalua-
tion of educational achievements of students / N. E Skripova, A. E. Kotljarova // Scientific support of a system of advanced training [Podgotovka pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikatsii k otsenivaniyu obrazovatel'nykh dostizheniy uchash-chikhsya / N. E. Skripova, A. E. Kotlyarova // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2014, N 4 (21), pp.77-82.