Региональная практика привлечения профессионально-экспертного сообщества к реализации проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Ильина Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебно-научным центром, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]
Коптелов Алексей Викторович
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» [email protected]
Обоскалов Александр Георгиевич
Кандидат педагогических наук, доцент
Проректор по научной и организационно-методической работе, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]
Машуков Александр Васильевич
заведующий учебно-методическим центром, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]
Авторы статьи обосновывают утверждение о том, что одной из ключевых задач сферы образования является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Соответственно авторы рассматривают необходимость внедрения таких инноваций, которые позволяют достичь максимальных результатов в условиях наличия ограниченных ресурсов. Собственно, акцентируется внимание на необходимости аккумулирования имеющихся кадровых ресурсов для обеспечения доступности качественного образования. В этой связи пристальное внимание уделяется такому предмету исследования как повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В качестве методологии исследования выступает интеграция принципов компетентностного и системно-деятельностного подходов, которая определила логику поиска решения выявленной проблемы. Положения указанных подходов определили возможность формирования и активного включения в реализацию проекта профессионально-экспертного сообщества по данному направлению деятельности. Авторы обосновали идею о том, что данного рода сообщество позволяет компетентно и оперативно обеспечивать принятие решений в части оказания поддержки школам, участвующим в проекте, посредством внедрения в практику организации их образовательного процесса эффективных приемов и методов управления. Ключевые слова: поддержка, низкие результаты образования, общее образование, неблагоприятные социальные условия, управление образованием, профессиональное сообщество, профессионально-экспертное сообщество, механизм управления, проектирование, адресные программы поддержки
Статья подготовлена в рамках реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на территории Челябинской области.
В условиях модернизации образования инновационная деятельность является одним из эффективных инструментов обеспечения доступности качественного образования, использования имеющихся в системе ресурсов, в том числе кадровых. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере образования, позволяет констатировать то, что для осуществления рассматриваемого рода деятельности необходимо обеспечение согласованности инноваций как с интересами государства, так и с интересами участников образовательных отношений [1; 2; 21]. Справедливость выделенной позиции подтверждается также тем, что сегодня актуальной позицией государства является концентрация усилий на выполнении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. В частности, одной из ключевых задач сферы образования является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [15].
В связи с этим уместно говорить о необходимости внедрения в сферу образования эффективных инноваций. Иными словами, инноваций, которые позволяют достичь максимальных результатов в условиях наличия ограниченных ресурсов, что порождает необходимость аккумулирования, прежде всего, кадровых ресурсов для обеспечения доступности качественного образования. При этом очевидно, что обеспечение доступности качественного образования для всех контингентов обучающихся в общеобразовательной организации (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья; учащиеся, демонстрирующие противоправное и агрессивное поведение; учащиеся, испытывающие сложности в освоении образовательных программ и т.д.) должно осуществляться на всех уровнях образования, в том числе на уровне общего образования.
Данная позиция актуализируется положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период до 2025 года, где одним из ключевых направлений является реализация мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Идея необходимости осуществления поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социаль-
о о
го -о т
т
т х х О т
П
т Д А
х т о т; О т
О сл
-о
А
ы О
го А
X
^
т
о
с ^
00
о сч
05 О!
ных условиях, не нова [1; 2; 7; 16]. Многие исследователи рассматриваемого феномена отмечают, что ориентация на осуществление поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации, выступает как часть национальной образовательной политики (И. А. Вальдман [3], И. Г. Груничева, С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская [4]). При этом отмечается, что причины демонстрации низких результатов образования носят глубинный характер и не обусловлены наличием определенного контингента обучающихся, а связаны с общим состоянием внутренней политики образовательной организации. Иными словами, результаты указанного рода порождаются деструктивными процессами в системах управления и преподавания в конкретной образовательной организации, а также общим состоянием организационной культуры в школе. Бесспорно немаловажное значение в рассматриваемом процессе отводится профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих содержание общего образования [16].
Указанные позиции позволяют выделить проблему, связанную с инертностью мышления у педагогов, работающих в школах, демонстрирующих низкие результаты образования, которая проявляется в их сопротивлении изменениям, создающимся существующей в настоящее время социально-экономической ситуацией. Возникает вполне закономерный вопрос: каким же образом возможно преодолеть инертностью мышления у педагогов?
Одним из вариантов решения выделенной проблемы мы видим в столкновении различных категорий педагогических работников, в том числе и из школ, демонстрирующих низкие результаты образования, в некотором специально организованном профессионально-экспертном сообществе, организуемом для разрешения проблем, связанных с обеспечением доступности и качества образования, соответствующего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Челябинской области.
Учитывая то, что на территории Челябинской области реализация мероприятий по поддержке школ с низкими результатами образования осуществляется только с 2016 года в рамках реализации государственной программы Челябинской области «Развитие образования» [8; 9; 10; 13] в то время как большинство зарубежных стран проходили данный путь десятилетиями, в данной статье мы остановимся только на одном компоненте - на технологических аспектах формирования и организации деятельности профессионально-экспертного сообщества на региональном уровне в аспекте реализации проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
В ходе реализации проекта с 2016 года создан комплекс нормативно-правовых, организационно-управленческих и научно-методических условий,
обеспечивающих достижение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В частности, выделенный комплекс включает в себя:
- разработанные подходы к идентификации школ данных категорий на основе научно обоснованного отбора критериев и четко регламентированной процедуры их идентификации;
- апробированный механизм управления качеством образования в этих школах, позволяющий нивелировать уровень неопределенности достижения качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Выделенные предпосылки явились базисом для формирования и активного включения в реализацию проекта профессионально-экспертного сообщества по данному направлению деятельности, позволяющего компетентно и оперативно обеспечивать принятие решений в части оказания поддержки школам проекта посредством внедрения в их практику организации образовательного процесса эффективных приемов и методов управления.
В то же время в рассматриваемом нами контексте следует определить используемый нами терминологический аппарат.
С позиции социологического анализа профессиональное сообщество представляется в качестве некоторой организации практикующих специалистов, признанных профессионально компетентными, которые объединились ради своих общих интересов и общественного блага [22]. Использование данного подхода позволило нам определить атрибутивные признаки профессиональных сообществ.
Во-первых, это объединения, в которые входят практикующие специалисты в той или иной области (в нашем случае, в сфере общего образования).
Во-вторых, данные специалисты являются компетентными в конкретной профессиональной области (обучение, воспитание, управление и пр.).
В-третьих, данные специалисты имеют общие интересы в той или иной области.
В-четвертых, данные специалисты объединяются ради достижения общественного блага.
Выделенные позиции позволили нам рассматривать профессиональные сообщества как объединения, в которые входят профессионалы. Под термином «профессионал», вслед за Э. Ф. Зее-ром, мы понимаем работника, обладающего помимо профессиональных знаний, умений, качеств и опыта также определенными компетенциями, а именно - способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения. Соответственно профессионалы со-
ставляют основу организационной структуры организации, ориентированной на развитие [6].
Указанное понимание позволило нам соотнести рассматриваемые аспекты с подходами к профессиональному сообществу, применяемыми в системе менеджмента в части управления персоналом и развития человеческих ресурсов.
В частности, мы понимаем, что, с одной стороны, профессиональные сообщества представляют собой объединения, направленность которых определяется компетенциями их участников, а, с другой, - это непрерывная деятельность по развитию имеющихся компетенций внутриорганиза-ционных отношений и внешних связей. Тем самым профессиональные сообщества обеспечивают развитие компетенций человеческих ресурсов, которые в свою очередь обеспечивают развитие потенциала конкретной организации, компании и т.д., то есть, другими словами, организационно оформленной структуры [12].
С учетом выше изложенного и в контексте нашего исследования, связанного с реализацией проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, при использовании понятия профессионального сообщества мы придерживаемся традиционно принятой трактовки, когда профессиональное сообщество рассматривается как саморегулируемое объединение представителей одной профессии, являющихся носителями ее норм и ценностей [5; 11].
Кроме того, современные социологические исследования феномена профессиональных сообществ отмечают их трансформацию в экспертные сообщества [11; 19]. Причем, осуществление профессиональным сообществом именно экспертных функций придает им в большей степени уровень компетентностного развития участников сообщества. Обозначенные позиции позволяют нам вести речь о профессионально-экспертном сообществе, объединяющем специалистов в области достижения качества общего образования, осуществляющих коммуникации с целью обмена знаниями, профессиональным опытом, лучшими практиками, поиска новых идей и более эффективных подходов к решению поставленных перед ними задач [5].
В ходе реализации проекта на территории Челябинской области участниками профессионально-экспертного сообщества, обеспечивающего поддержку школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, стали:
- во-первых, представители школьных команд общеобразовательных организаций, являющихся лидерами образования. Причем, их «лидерство» определялось наличием высоких результатов в части достижения качества общего образования; наличием статуса региональных / федеральных инновационных площадок; наличием опыта участия в реализации инновационных проектов в системе общего образования;
- во-вторых, это представители научно-педагогической общественности, имеющие опыт
научно-методического сопровождения инновационных проектов в системе образования, в том числе общего.
Как было обозначено выше реализация проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, была нацелена на создание комплекса условий.
Вместе с тем, с точки зрения классических подходов [17; 18; 20] к процессу проектирования любой проект предполагает для успешной его реализации привлечение необходимых ресурсов, причем не только материально-технических, финансовых, программных, но и ресурсов нематериального характера, в том числе интеллектуальных, носителями которых являются компетентные специалисты в области тематики проекта. В контексте нашего исследования речь идет о формировании профессионально-экспертного сообщества, участники которого становятся на конкурсной основе членами Экспертного совета по апробации и распространению моделей управления качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами общего образования и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - Экспертный совет).
Тем самым посредством создания Экспертного совета формализуется деятельность профессионально-экспертного сообщества на основе определения его статуса, полномочий и регламентов функционирования.
Экспертный совет является совещательным органом и создается в целях получения объективных данных о состоянии управления в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, для принятия оптимальных решений по повышению качества образования в указанных общеобразовательных организациях, а также определения направлений оказания им адресной помощи.
В частности, представители профессионально-экспертного сообщества, члены Экспертного совета, привносят в проект поддержки школ профессиональные компетенции по трем областям деятельности.
Прежде всего, в экспертно-аналитическую деятельность. Это находит выражение в проведении аудита систем управления качеством образования в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, а также проведении профессионально-общественной экспертизы адресных программ (проектов) их поддержки и экспертизы методических продуктов, направленных на повышение качества образования в этих школах.
Вторым направлением является проектировочная деятельность, которая характеризуется разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ по вопросам повышения качества преподавания в общеобразовательных организациях с низкими результатами и /
о О го -о т
т
т х х О т
П
т Д А
х т о т; О т
О сл -о А ы О ГО А
X
^
т
о
с ^
00
0 сч
<0
01
или, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и иных научно-методических продуктов необходимых для эффективного решения задач поддержки этих школ.
Третий комплекс профессиональных компетенций лежит в области организационно-управленческой деятельности. Здесь мы имеем в виду организацию взаимодействия школ-лидеров и школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в целях реализации адресных программ (проектов) поддержки, консалтингового содействия педагогам и управленцам этих школ, инициирования представления эффективного опыта реализации адресных программ (проектов) поддержки на учебно-методическом объединении в системе общего образования Челябинской области.
Таким образом, описанные нами действия составляют технологические аспекты формирования и организации деятельности профессионально-экспертного сообщества, сложившиеся на региональном уровне в аспекте реализации проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Представленная технология позволяет решать задачи в области улучшения коммуникаций и скорости решения сложных вопросов за счет функционирования пространства обмена знаний и лучших практик, представляющего собой:
- практики принятия эффективных управленческих решений, их формализации и унификации при оказании поддержки школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующих в неблагоприятных условиях;
- практики обмена экспертными знаниями и опытом на специально созданной интерактивной диалоговой площадке;
- практики увеличения скорости создания и внедрения инноваций (под конкретные задачи проекта), среди которых можно выделить технологии идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях [9], технологии разработки адресных программ поддержки школ [8] и оказания адресного консалтинга, технологии введения очно-заочной формы обучения в общеобразовательных организациях [10];
- практики оперативного распространения и внедрения инновационных продуктов, сформировавшихся на основе создания и внедрения инноваций, обозначенных выше;
- практики вовлечения представителей профессионально-экспертного сообщества в создание новых и / или повышение качества существующих научно-методических продуктов и услуг, к которым мы относим модельные региональные программы поддержки общеобразовательных организаций «Сетевой навигатор качества образования» и «Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования», адресные программы поддержки школ, дополни-
тельную профессиональную программу повышения квалификации «Содержание и методы поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»;
- механизмы и процедуры экспертного взаимодействия, обеспечивающие эффективность деятельности как каждого члена профессионально-экспертного сообщества, так и самого Экспертного совета в целом.
Литература
1. Басюк, В. С. и др. Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу об перспективных направлениях актуализации / В. С. Басюк, Д. А. Метелкин, Т. А. Южакова, И. В. Ка-ракчиева // European Science. — 2015. — № 4 (5).
— С. 14—17.
2. Басюк, В. С., Фиофанова, О. А. Анализ подходов к обновлению содержания образования: изменение роли носителей содержания образования и регуляторов образовательных стандартов /
B. С. Басюк, О. А. Фиофанова // Наука и школа. — 2017. — № 4. —С. 50—56.
3. Вальдман, И. А. Ставка на лидеров в российском образовании. Не слишком ли мы увлеклись? / И. А. Вальдман //Журнал руководителя управления образованием. - 2012. - № 3. - С. 37 - 46.
4. Груничева, И. Г., Пинская, М. А., Косарецкий,
C. Г. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта / И. Г. Груничева, М. А. Пинская, С. Г. Коса-рецкий // Вопросы образования. - 2012. - № 3. -С. 30—63.
5. Долженко, Р. А. Профессиональные сообщества: возможности формирования и использования в организации / Р. А. Долженко // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. —2015. —№1. — С. 34—38.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
7. Зуева, М. Л., Горшков, В. Ю. Идентификация школ с низкими образовательными результатами: опыт Ярославской области / М. Л. Зуева, В. Ю. Горшков // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. конфер.; под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. М.: АПКиППРО, 2017.
8. Ильясов, Д. Ф. и др. Разработка адресных программ поддержки школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты и находящихся в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2017.
— № 10. — С. 252—260.
9. Ильясов, Д. Ф. и др. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих
деятельность в неблагоприятных социальных условиях / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко, О. А. Ильясова // Казанский педагогический журнал. — 2017. — № 3 (122). — С. 22—28.
10. Ильясов, Д. Ф. и др. Проектирование модельных программ поддержки школ с низкими результатами обучения, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной форме / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко, С. А. Ларюшкин // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 2. — С. 142—148; URL: http://www.top-technologies.m/m/artide/view?id=36921 (дата обращения: 22.10.2018).
11. Мартьянова, Н. А. Конструирование профессиональных объединений: от профессиональных групп к экспертным сообществам / Н. А. Мартьянова// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2013. — № 162. — С. 136—140.
12. Мертенс, С. Ю. Профессиональные сообщества и комитеты как инструмент управления человеческими ресурсами проектно-ориентированных компаний / С. Ю. Мертенс // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 8. — С. 23—27.
13. Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: методические рекомендации / авт.: М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др.; под ред. Е. А. Коузовой, В Н. Кеспикова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2016. — 133 с.
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174/ (дата обращения: 10.09.2018).
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.09.2018). — Загол. с экрана.
16. Потемкина, Т. В. Использование эффективных практик поддержки школ с низкими результатами обучения в содержании дополнительного профессионального образования педагогов / Т. В. Потемкина // Сборник материалов IV Совещания руководителей государственных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации: матер. совещания.; под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. М.: АПКиППРО, 2017. - С. 49 - 52.
17. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: ГОСТ Р 54869 — 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gosts/ (дата обращения: 05.08.2018). — Загол. с экрана.
18. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой: ГОСТ Р 54871 — 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gosts/ (дата обращения: 05.08.2018). — Загол. с экрана.
19. Рубцова, М. В. И др. Профессиональные и экспертные сообщества как субъекты управления в контексте общества знания / М. В. Рубцова, Д. С. Мартьянов, Н. А. Мартьянова // Вестник СПбГУ. —2013. — Сер. 12. — Вып. 1. — С. 69—74.
20. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). — 5-е изд. — Pennsylvania: Project Management Institute, 2013. — 587 с.
21. Doss, Henry. It's time to build a national innovation infrastructure. Available at: https://www.forbes.com/sites/henrydoss/2016/06/01/it s-time-to-build-a-national-innovation-infrastructure/#155220241dfd (accessed February 15, 2018).
22. Merton, R. K. Social Research and Practicing Professions / ed. by A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books, 1982. 284 p.
Regional attraction practice of the professional expert community to the implementation of the support's project of schools with low learning outcomes and socially disadvantaged schools Ilina A.V., Koptelov A.V., Oboskalov A.G., Mashukov A.V. Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of
Professional Skills of The authors of the article substantiate the claim that one of the key tasks of the education sector is to ensure the global competitiveness of Russian education. Accordingly, the authors consider the need of the introduction such innovations which allow achieving maximum results in the presence of limited resources. The authors' attention is focused on the need to accumulate the available human resources to ensure the availability of quality education. In this regard, the close attention is paid to the subject of research as the education quality improvement in schools with low education outcomes and in socially disadvantaged schools. The methodology of the research is the integration of the principles of the competence-based and system-activity approaches, which defined the logic of finding a solution to the identified problem. The provisions of these approaches determined the possibility of the formation and active involvement of a professional expert community in this area of activity. The authors have substantiated the idea that this kind of community makes it possible to competently and efficiently provide decision making in terms of providing support to schools participating in the project by introducing effective techniques and management methods into the practice of the organization of their educational process. The interim results of the implementation of the described idea have been attributed by the authors to the presence in the regional educational system of various kinds of practices of the formalization and unification management decisions taken on not only for the training and education of students, but also for the teachers' professional development in schools with low learning outcomes and socially disadvantaged schools. Keywords: support, low education outcomes, general education, adverse social conditions, socially disadvantaged schools, education management, professional community, professional expert community, management mechanism, projection, targeted support programs
References
1. Basyuk, V. S., et al. Strategy for the Innovative Development of
the Russian Federation: on the issue of promising directions for actualization / V. S. Basyuk, D. A. Metelkin, T. A. Yuzhakova, I. V. Karakchieva // European Science. - 2015. - № 4 (5). - pp. 14-17.
2. Basyuk, V. S., Fiofanova, O. A. Analysis of approaches to updating the content of education: changing the role of media
О О
ГО
-о m
т
m х х О m
П
m Д А
х m о т; О m
О сл -о А ы О ГО А X S
m
content carriers and regulators of educational standards / V.S. Basyuk, O. A. Fiofanova // Science and School. - 2017. - № 4. —C. 50-56.
3. Valdman, I. A. Stake on leaders in Russian education. Are we
too carried away? / I. A. Valdman // Journal of Education Management. - 2012. - № 3. - p. 37 - 46.
4. Grunicheva, I. G., Pinskaya, M. A., Kosaretsky, S. G. Support for
schools showing low educational results as part of a national educational policy. Review of world experience / I. G. Grunicheva, M. A. Pinskaya, S. G. Kosaretsky // Educational issues. - 2012. - № 3. - p. 30-63.
5. Dolzhenko, R. A. Professional communities: possibilities of formation and use in an organization / R. A. Dolzhenko // Problems of economics and management of the oil and gas complex. —2015. —№1. - p. 34-38.
6. Zeer, EF Psychology of professions: studies. manual for university students / EF Zeer. - 2nd ed., Pererab., Ext. - M .: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2003. - 336 p.
7. Zueva, M. L., Gorshkov, V. Yu. Identification of schools with low
educational results: the experience of the Yaroslavl region / M. L. Zueva, V. Yu. Gorshkov // Continuous pedagogical education in the context of innovative social development projects: Sat. . mater VI Intern. scientific-practical conference; under total ed. S. Yu. Novoselova. M .: APKIPRO, 2017.
8. Ilyasov, DF, et al. Developing targeted support programs for schools that demonstrate low educational results and are in adverse social conditions / DF Ilyasov, V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, T.A. Danilchenko // European Social Science Journal (European Journal of Social Sciences). - 2017. - № 10. - p. 252—260.
9. Ilyasov, DF, et al. Identification of general educational organizations operating in adverse social conditions / DF Ilyasov, V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, T.A. Danmelchenko, O.A. Ilyasov // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 3 (122). - pp. 22-28.
10. Ilyasov, DF, et al. Designing model support programs for schools with low learning outcomes, implementing general education programs in part-time form / DF Ilyasov, V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, T. A. Danelchenko, S. A. Laryushkin // Modern high technologies. - 2018. - № 2. - p. 142-148; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36921 (access date: 10.22.2018).
11. Martyanova, N. A. Construction of professional associations: from professional groups to expert communities / N. A. Martyanova // News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen - 2013. - № 162. - p. 136140.
12. Mertens, S. Yu. Professional communities and committees as a tool for managing human resources of project-oriented companies / S. Yu. Mertens // Higher education today. - 2012. -№ 8. - p. 23—27.
13. Models of support of general education organizations with low results of general education and general education organizations operating in adverse social conditions: guidelines / author: M.I. Solodkova, E.A. Tyurina and others; by ed. E. A. Kouzova, N. Kespikova. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. -133 p.
14. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (access date: 09/10/2018). - The title. from the screen.
15. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated May 07, 2018 No. 204 [Electronic resource]. - Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (appeal date: 10.09.2018). -The title. from the screen.
16. Potemkina, T. V. Use of effective practices of supporting schools with low learning outcomes in the content of additional professional education of teachers / T. V. Potemkin // Collection of materials of the IV Meeting of heads of state organizations implementing programs of additional professional pedagogical education in the subjects of the Russian Federation: mater meeting .; under total ed. S. Yu. Novoselova. M .: APKIPRO, 2017. - p. 49 - 52.
17. Project management. Requirements for project management: GOST R 54869 - 2011 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gosts/ (access date: 05.08.2018). - The title. from the screen.
18. Project management. Requirements for program management: GOST R 54871 - 2011 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gosts/ (access date: 05.08.2018). - The title. from the screen.
19. Rubtsova, M. V. et al. Professional and expert communities as subjects of management in the context of the knowledge society / M. V. Rubtsova, D. S. Martyanov, N. A. Martyanova // SPbSU Bulletin. —2013. - Ser. 12. - Iss. 1. - p. 69-74.
20. Guide to the Body of Knowledge in Project Management (PMBOK® Guide). - 5th ed. - Pennsylvania: Project Management Institute, 2013. - 587 p.
21. Doss, Henry. Build a national innovation infrastructure. Available at: https://www.forbes.com/sites/henrydoss/2016/06/01 /its-time-to-build-a-national-innovation-infrastructure/#155220241dfd (accessed February 15, 2018).
22. Merton, R. K. Social Research and Practicing Professions / ed. by A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books, 1982. 284 p.
19. Rubtsova, M. V. et al. Professional and expert communities as subjects of management in the context of the knowledge society / M. V. Rubtsova, D. S. Martyanov, N. A. Martyanova // SPbSU Bulletin. —2013. - Ser. 12. - Iss. 1. - p. 69-74.
20. Guide to the Body of Knowledge in Project Management (PMBOK® Guide). - 5th ed. - Pennsylvania: Project Management Institute, 2013. - 587 p.
21. Doss, Henry. Build a national innovation infrastructure. Available at: https://www.forbes.com/sites/henrydoss/2016/06/01 /its-time-to-build-a-national-innovation-infrastructure/#155220241dfd (accessed February 15, 2018).
22. Merton, R. K. Social Research and Practicing Professions / ed. by A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books, 1982. 284 p.
o c
00
0
CS
to
01