Научная статья на тему 'Активизация сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов'

Активизация сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHING STAFF / NETWORK PROFESSIONAL INTERACTION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыденко А. А.

Введение. В статье показана практика взаимодействия между педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с педагогическими коллективами школ, которые демонстрируют высокие образовательные результаты, профессиональными методическими объединениями и ассоциациями на региональном и муниципальном уровнях. Целью исследования является определение способов активизации сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее школы исследуемой группы). Методология. Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучения и анализа документов; беседы, анкетирования, наблюдения; методов реконструкции и описания опыта. Результаты. Повышение активности педагогических коллективов школ в рамках сетевого профессионального взаимодействия обусловлено вовлечением в данный процесс представителей профессиональных методических объединений и ассоциаций. На методических мероприятиях регионального и муниципального уровней педагогические коллективы получили возможность обменяться опытом и установить профессиональные контакты с коллегами. Сотрудничество педагогических коллективов школ исследуемой группы и школ, демонстрирующих высокие образовательные результаты, осуществлялось в рамках сетевого профессионального взаимодействия на основе договоров. В качестве инструментов активизации сетевого профессионального взаимодействия выступали дистанционные образовательные технологии (онлайн-консультации, интернет-форумы, сетевые сообщества, созданные на основе Moodle ).Полученные результаты могут найти применение в практике сопровождения развития профессионализма педагогов школ исследуемой группы как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Заключение. Сетевое профессиональное взаимодействие представляет собой источник решения общих для педагогических коллективов проблем в профессиональной деятельности и устранения сходных профессиональных затруднений, возникающих в межкурсовой период. Многочисленные методические материалы по вопросам обеспечения качества образования в школах являются продуктами сетевого профессионального взаимодействия и обеспечивают тиражирование положительного опыта работы педагогических коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыденко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL INTERACTIONS OF TEACHING STAFF

Introduction. The article shows the practice of interaction between pedagogical collectives of schools functioning in unfavorable social conditions, with pedagogical collectives of schools which demonstrate high educational results, professional methodical associations and associations at regional and municipal levels. The purpose of the study is toidentify ways to enhance the professionalinteraction of teachers’ teams of schools operating in unfavorable social conditions (hereinafter schools of the study group). Methodology. The research was conducted through the following methods: theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodical literature on the topic of research; study and analysis of documents; conversation, questionnaires, observations; methods of reconstruction and description of experience. Results.Theincrease of activity of pedagogical collectives of schools within professionalinteractionis caused by involvement in this process of representatives of professional methodical associations. At the methodological events of the regional and municipal levels, teaching teams had the opportunity to exchange experiences and establish professional contacts with colleagues. Cooperation of pedagogical collectives of schools of the studied group and the schools demonstrating high educational results was carried out within network professional interaction on the basis of contracts. Distance learning technologies (online consultations, Internet forums, network communities created on the basis of Moodle) were used as tools to enhance professional networking. The obtained results can be applied in the practice of supporting the development of professionalism of teachers of schools of the study group both at the regional and municipal levels. Conclusion. Network professional interaction is a source of total solutions for teachers issues in professional activities and elimination of similar professional challenges in intercourse period. Numerous methodological materials on ensuring the quality of education in schools are products of network professional interaction and provide replication of positive experience of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Активизация сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов»

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н.

8. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. Красноярск, 2007. 255 с.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

10. Чистобаева А. Ю. Формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе инте-гративно-целостного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2017. 24 с.

11. Шкатова Е. А., Грибукова О. Г. Теоретико-практические аспекты формирования профессиональной компетентности у студентов в процессе самостоятельной работы [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. № S 8. С. 84-88. URL: http:// e-koncept.ru/2016/76108.htm.

References

1. Bolshanina L. V. Pedagogicheskaya model' kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda [Pedagogical model of communicative competence of the teacher of higher school in the conditions of realization of competence approach]. Concept, 2017, no. S 18, pp. 7-13. Available at: http://e-koncept.ru/ 2017/470203.htm ( accessed 12.05.2019). (In Russian).

2. Bolshanina L. V. Professional'naya kompetentnost' pedagoga vysshej shkoly v usloviyah modernizacii rossijskogo obrazovaniya [Professional competence of the teacher of the higher school in the conditions of modernization of the Russian education]. Concept, 2018, № V 3, pp. 24-30. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186023.htm (accessed 12.05.2019). (In Russian).

3. Bolshanina L. V. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu ponyatiya i struktury kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga vysshej shkoly [Theoretical approaches to the definition of the concept and structure of communicative competence of the teacher of higher school]. Siberian Pedagogical Journal, 2018, no. 2, pp. 79-85. (In Russian).

4. Zakharchenko N. B. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of communicative competence of students of pedagogical high school]. World of Science, 2017, vol. 5, no. 5, pp. 12. (In Russian).

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences — new paradigm of education result]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian).

6. Lukyanova N. A. Realizaciya strukturno-funkcional'noj modeli v processe formirovaniya kommunikativnyh kompetencij u studentov turistskih special'nostej [Implementation of structural and functional model in the process of formation of communicative competences of students of tourist specialties]. The Journal Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 4, рр. 168-172. (In Russian).

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» : prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 608n. [The order of Ministry of labor of Russia of 08.09.2015 No. 608n "About the approval of the professional standard "the Teacher of professional training, professional education and additional professional education"]. (In Russian).

8. Teslenko V. I., Latyntsev S. V. Kommunikativnaya kompetentnost': formirovanie, razvitie, ocenivanie [Communicative competence: formation, development, evaluation]. Krasnoyarsk, 2007, 255 p. (In Russian).

9. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented education]. Public Education, 2003, no. 2, pp. 58-64. (In Russian).

10. Chistobaev A. Y. Formirovanie kompetencij v sfere professional'nogo obshcheniya budushchih pedagogov na osnove integrativno-celostnogo podhoda [Formation of competences in the sphere of professional communication of future teachers on the basis of an integrative-holistic approach]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2017, 24 p. (In Russian).

11. Shkatova E. A., Gribkova O. G. Teoretiko-prakticheskie aspekty formirovaniya professional'noj kompetentnosti u studentov v processe samostoyatel'noj raboty [Theoretical and practical aspects of formation of professional competence of students during independent work]. Concept, 2016, no. S 8, pp. 84-88. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76108.htm (In Russian).

УДК/UDC 371.1.07 А. А. Давыденко

A. Davydenko

АКТИВИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

ACTIVATION OF PROFESSIONAL INTERACTIONS OF TEACHING STAFF

Введение. В статье показана практика взаимодействия между педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с педагогическими коллективами школ, которые демонстрируют высокие образовательные результаты, профессиональными методическими объединениями и ассоциациями на региональном и муниципальном уров-

нях. Целью исследования является определение способов активизации сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее — школы исследуемой группы).

Методология. Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучения и анализа документов; беседы, анкетирования, наблюдения; методов реконструкции и описания опыта.

Результаты. Повышение активности педагогических коллективов школ в рамках сетевого профессионального взаимодействия обусловлено вовлечением в данный процесс представителей профессиональных методических объединений и ассоциаций. На методических мероприятиях регионального и муниципального уровней педагогические коллективы получили возможность обменяться опытом и установить профессиональные контакты с коллегами.Сотрудничество педагогических коллективов школ исследуемой группы и школ, демонстрирующих высокие образовательные результаты, осуществлялось в рамках сетевого профессионального взаимодействия на основе договоров. В качестве инструментов активизации сетевого профессионального взаимодействия выступали дистанционные образовательные технологии (онлайн-консультации, интернет-форумы, сетевые сообщества, созданные на основе Moodle).Полученные результаты могут найти применение в практике сопровождения развития профессионализма педагогов школ исследуемой группы как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Заключение. Сетевое профессиональное взаимодействие представляет собой источник решения общих для педагогических коллективов проблем в профессиональной деятельности и устранения сходных профессиональных затруднений, возникающих в межкурсовой период. Многочисленные методические материалы по вопросам обеспечения качества образования в школах являются продуктами сетевого профессионального взаимодействия и обеспечивают тиражирование положительного опыта работы педагогических коллективов.

Introduction. The article shows the practice of interaction between pedagogical collectives of schools functioning in unfavorable social conditions, with pedagogical collectives of schools which demonstrate high educational results, professional methodical associations and associations at regional and municipal levels. The purpose of the study is to identify ways to enhance the professional interaction of teachers' teams of schools operating in unfavorable social conditions (hereinafter — schools of the study group).

Methodology. The research was conducted through the following methods: theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodical literature on the topic of research; study and analysis of documents; conversation, questionnaires, observations; methods of reconstruction and description of experience.

Results. The increase ofactivity ofpedagogical collectivesofschools within professional interaction is caused by involvement in this process of representatives of professional methodical associations. At the methodological events of the regional and municipal levels, teaching teams had the opportunity to exchange experiences and establish professional contacts with colleagues. Cooperation of pedagogical collectives of schools of the studied group and the schools demonstrating high educational results was carried out within network professional interaction on the basis of contracts. Distance learning technologies (online consultations, Internet forums, network communities created on the basis of Moodle) were used as tools to enhance professional networking. The obtained results can be applied in the practice of supporting the development of professionalism of teachers of schools of the study group both at the regional and municipal levels.

Conclusion. Network professional interaction is a source of total solutions for teachers issues in professional activities and elimination of similar professional challenges in intercourse period. Numerous methodological materials on ensuring the quality of education in schools are products of network professional interaction and provide replication of positive experience of teaching staff.

Ключевые слова: педагогический коллектив, сетевое профессиональное взаимодействие, дистанционные образовательные технологии, повышение качества образования.

Keywords: teaching staff, network professional interaction, distance learning technologies, improving the quality of education.

Введение

Актуальность исследования и разработки научно-методических основ активизации сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов школ исследуемой группы отражена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [3]. Развитие кадрового потенциала школ исследуемой группы предполагает разработку и реализацию комплекса соответствующих мероприятий на региональном уровне. В рамках государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 гг. конкретизировано содержание деятельности по обеспечению доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области [4]. Ключевым направлением деятельности в комплексе региональных мероприятий является организация сетевого взаимодействия образовательных организаций для обмена опытом. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 № 2434 утвержден план мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» на 2018-2020 гг. [1], в котором сетевое профессиональное взаимодействие занимает ключевое место. Таким образом, необходимость организации сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов школ исследуемой группы отражена в документах стратегического характера на федеральном и региональном уровнях.

Методология

Исследование проводилось в общеобразовательных организациях Кемеровской области в 2017-2019 гг. на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения и анализа документов, опросных методов, наблюдения, с использованием метода реконструкции и метода описания опыта и методики применения дистанционных технологий.

Вне зависимости от административно-территориальных единиц (городские округа и муниципальные районы) в перечень общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, вошли школы практически всех муниципальных образований. Муниципальные методические службы и профессиональные методические объединения в процессе консультационного и организационно-методического сопровождения деятельности педагогических коллективов особое внимание обращали на их информационные потребности. В свою очередь взаимодействие с региональными, городскими и районными методическими объединениями позволило педагогическим коллективам своевременно получить информационно- и организационно-методическую помощь в решении задач развития профессионализма педагогов. Немаловажное значение имела организация реализованного на основе договоров сотрудничества в рамках сетевого профессионального взаимодействия с педагогическими коллективами школ, демонстрирующих положительные образовательные результаты.

Результаты

Сетевое профессиональное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных действий руководителей и педагогов с целью профессионального развития. Наличие множественных устойчивых вертикальных и горизонтальных связей между педагогическими коллективами школ, муниципальными методическими службами, профессиональными ассоциациями, региональными и муниципальными методическими объединениями способствовало трансляции передового педагогического опыта. Помимо этого сетевое профессиональное взаимодействие обеспечило эффективное использование имеющихся у всех субъектов информационных и методических ресурсов. Как показала практика, активное включение участников в сетевое профессиональное взаимодействие связано с пониманием ими общей цели деятельности и предполагает взаимовыгодный обмен информационными и методическими ресурсами.

В рамках регионального плана мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» между 65 школами исследуемой группы и 30 школами, показывающими положительные образовательные результаты, установлено партнерство на основе договоров о сотрудниче-

стве. Главным механизмом установления взаимодействия между сторонами на безвозмездной основе стал переговорный процесс, в ходе которого обсуждались возможности и потребности каждой из сторон. Далее рабочими группами проводился поиск общих интересов, по результатам которого были разработаны планы совместной деятельности. Предметом договоров было взаимовыгодное сотрудничество в форме сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов в рамках комплекса мероприятий, направленных на обеспечение профессионального развития педагогов.

Сетевое профессиональное взаимодействие осуществлялось не в разовых акциях, а в комплексе взаимосвязанных методических мероприятий на основе взаимовыгодного сотрудничества в течение двух-трех лет. Сотрудничество предполагало консультационную, информационную и организационно-методическую поддержку педагогов. Педагогические коллективы приняли участие в совместной оценке собственных профессиональных затруднений, в разработке методических материалов и электронных образовательных ресурсов. Педагогические коллективы школ также совместно разрабатывали и запускали проекты и программы повышения качества образования, в которых одним из приоритетных направлений была определена деятельность по развитию профессионализма педагогов.

Содействие обмену опытом между школами исследуемой группы оказывалось на региональном и муниципальном уровнях. Проблемно ориентированные, проектировочные, постоянно действующие семинары, веб-семинары, круглые столы (в том числе онлайн), панельные дискуссии и дискуссионные площадки, мастер-классы и тренинги, а также индивидуальные и тематические групповые и индивидуальные консультации направлены на удовлетворение образовательных потребностей и устранение профессиональных затруднений педагогических коллективов школ исследуемой группы. Методические мероприятия регионального уровня были ориентированы не только на продвижение и трансляцию лучшего опыта работы, но и способствовали установлению контактов и партнерских отношений с педагогическими коллективами школ, демонстрирующих высокие образовательные результаты, в том числе географически удаленных друг от друга.

В муниципальные программы развития образования были внесены мероприятия, направленные на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. К данным мероприятиям были привлечены специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и методисты муниципальных методических служб, представители ассоциаций и профессиональных методических объединений педагогов и руководителей разного уровня. Таким образом, с целью оказания информационно-методической помощи школам и расширения возможностей сетевого профессионального взаимодействия было гарантировано функционирование муниципальной инфраструктуры.

Активизация сетевого профессионального взаимодействия педагогических коллективов обеспечивалась путем вовлечения в деятельность региональных и муниципальных профессиональных методических объединений, ассоциаций в рамках регионально-муниципальной многоуровневой методической службы. Участие в работе профессиональных методических объединений и ассоциаций способствовало минимизации профессиональных затруднений педагогических коллективов за счет получаемых информационных и методических ресурсов. Положительный опыт сотрудничества мотивировал педагогов на поиск способов взаимодействия с коллегами в будущем.

В настоящее время ведется работа по созданию межрегиональной ассоциации школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (г. Москва). Основной целью ассоциации является представление профессиональных интересов ее членов, общественное лоббирование мер, направленных на повышение образовательных результатов учащихся в школах исследуемой группы, на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере образовательного неравенства [5]. Педагогические коллективы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и расположенных на территории Кемеровской области, проявляют интерес к деятельности данной ассоциации.

Сетевое профессиональное взаимодействие педагогических коллективов школ исследуемой группы расширяет свои возможности с помощью инструментов системы Moodle, выступающей в качестве платформы дистанционного обучения [2]. На сайте дистанционного обучения ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее — Институт) для привлечения педагогических коллек-

тивов к самостоятельному устранению профессиональных затруднений и активизации взаимодействия по решению профессиональных задач создано сетевое профессиональное сообщество. Участниками сетевого профессионального сообщества педагогических коллективов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, стали не только педагогические коллективы школ исследуемой группы, но и специалисты муниципальных органов управления образованием, методисты муниципальных методических служб, курирующие данное направление, активные педагоги и руководители из состава профессиональных методических объединений. Для всех руководителей и педагогов, имеющих учетную запись на сайте дистанционного обучения института, обеспечен свободный доступ к сетевому профессиональному сообществу.

На специально организованном форуме в онлайн-режиме педагогические коллективы ознакомились с методическими материалами, разработанными коллегами из школ Кемеровской области, демонстрирующих высокие образовательные результаты. Особый интерес педагогических работников вызвали практические аспекты реализации интерактивных и деятельностного типа технологий как средства повышения качества образования. Внимание руководящих работников было направлено прежде всего на технологии командообразования, мотивацию труда персонала и управление конфликтами в организации.

Участниками онлайн-форума, организованного в рамках федеральной стажировочной площадки в 2017 г., стали более 150 руководящих и педагогических работников школ исследуемой группы (рис. 1).

Среди ключевых направлений деятельности, на которые следует ориентироваться в перспективе, особое место занимает работа по расширению возможностей для включения педагогов в профессиональные сетевые сообщества, а также по повышению эффективности использования педагогами дистанционных технологий, интернет-ресурсов. Результаты сетевого профессионального взаимодействия нашли отражение в многочисленных электронных образовательных ресурсах, методических материалах и публикациях по повышению готовности педагогических коллективов к работе в неблагоприятных социальных условиях.

и

67 ■ Входящие — Яндек

* Щ

крипкипро - Поиск в G>

"ftl Сайт дистанционного

с х\щ

С'5 (п&шшшъв —

С в Надежный | https://do.kuz-edu.ri

■ь »

1:1 Сервисы ^ Яндекс ^ Почта Карты Маркет Новости $ Словари [2] Видео Музыка Диск Чтение и

написание

Сайт дистанционного обучения КРИПКиПРО

Анастасия Александровна Давыденко

предметов: ГЕОГРАФИЯ

Форум в рамках федеральной стажировочной площадки ж "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях"

Методические материалы по изменениям в нормативно-законодательной базеп)

Методические рекомендации по вопросам применения

> здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных организациях <ц

Методические рекомендации для руководящих работников общеобразовательных организаций и

Методические рекомендации для учителей общеобразовательных организаций (4)

> Онлайн-консультация<1)

Трртипгтанир кяк ппна ич гЬппм пирнийяния ппанипдомму

И] recomendacii co....doc л И] recomendacii CO....doc л Показать все

[SI Fedorchuk.pdf

I

¿3:46 11.09.2017

Рис. 1. Форум в рамках федеральной стажировочной площадки «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Заключение

Сетевое профессиональное взаимодействие открывает возможности для расширения сотрудничества педагогических коллективов школ, удаленных друг от друга географически, профессиональных ассоциаций, методических объединений, стремящихся к взаимообмену профессиональным опытом. В итоге были определены следующие способы активизации сетевого взаимодействия педагогических коллективов школ исследуемой группы:

— заключение договоров о сотрудничестве;

— расширение обмена опытом на методических мероприятиях разного уровня;

— вовлечение в деятельность региональных и муниципальных профессиональных методических объединений,ассоциаций;

— участие в сетевом профессиональном сообществе с использованием инструментов системы Moodle.

Резюмируя, отметим, что ориентация на сотрудничество и консолидацию сил на региональном и муниципальном уровнях обусловлена необходимостью организации взаимодействия педагогических коллективов школ исследуемой группы с профессиональными методическими объединениями различного уровня и коллегами из школ, демонстрирующих высокие образовательные результаты.

Литература

1. Об утверждении плана мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] : приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 № 2434. URL: https://ipk.kuz-edu.ru/app/ download/download.php?file=2018/13.08.2018/Prikaz_2434.pdf (дата обращения: 05.09.2018].

2. Губанова М. И., Давыденко А. А. Веб-семинар как инструмент организации профессионального взаимодействия педагогов // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 1-8.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 05.07.2019].

4. Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014—2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 04.09.2013 № 367. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=54004# 08929040128837329 (дата обращения: 05.07.2019].

5. Эффективные практики межрегионального взаимодействия по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: от изоляции к партнерству [Электронный ресурс] // Материалы Международного форума «Евразийский образовательный диалог». Ярославль, 2019. URL: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2019/itog/itog-konfer2-sect-2-6.pdf (дата обращения: 05.07.2019].

References

1. Ob utverzhdenii plana meropriyatij «Povyshenie kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkolah, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah» na 2018-2020 gody [On approval of the action plan "Improving the quality of education in schools with poor learning outcomes and schools operating in adverse social conditions" for 20182020]. Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated December 29, 2017 No. 2434. Available at: https://ipk.kuz-edu.ru/app/download/download.php?file=2018/13.08.2018/Prikaz_2434.pdf (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

2. Gubanova M. I., Davydenko A. A. Veb-seminar kak instrument organizacii professional'nogo vzaimodejstviya pedagogov [WebSeminar as an Instrument that Can Be Used to Organize Teachers' Professional Communication]. Pedagogy and education, 2018, no. 4, pp. 1-8. (In Russian].

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"]. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (edition of April 26, 2018]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Kemerovskoj oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniya Kuzbassa» na 2014-2025 gody [On approval of the state program of the Kemerovo region "Development of the Kuzbass education system" for 20142025]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo region dated 04.09.2013 No. 367. Available at: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=54004#08929040128837329 (accessed 05.07.2019].(In Russian].

5. Effektivnyy opyt mezhregional'nogo vzaimodeystviya v obuchayushchikhsya shkolakh, v usloviyakh neblagopriyatnykh sotsial'nykh usloviy: elektronnoye resursnoye obespecheniye [Effective practices of interregional interaction to accompany schools operating in adverse social conditions: from isolation to partnership]. Materials of the International Forum Eurasian Educational Dialogue. Yaroslavl, 2019. Available at: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2019/itog/itog-konfer2-sect-2-6.pdf (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.