Л.В. Мухачева
(Москва)
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЫРАВНИВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАБОТАЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛАХ
NETWORK INTERACTION OF ORGANIZATIONS ON EQUALIZING EDUCATIONAL RESULTS IN SCHOOLS OPERATING IN UNFAVORABLE SOCIAL SETTINGS
В статье рассматриваются вопросы, связанные с перспективными возможностями внедрения эффективной модели региональной стратегии сетевого взаимодействия организаций для сопровождения деятельности школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Автором проводится анализ региональной системы сетевого взаимодействия организаций с целью выравнивания образовательных результатов в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, региональная система сетевого взаимодействия образовательных организаций.
The article deals with the issues related to the perspective possibilities of implementing the effective model of the regional strategy of organizations networking for supporting the activities of schools operating in unfavorable conditions.
The author analyzes the regional system of network interaction of organizations in order to equalize educational results in schools operating in unfavorable social conditions and showing low educational results.
Key words: Federal state educational standard of basic general education, Federal target program of education development for 2016-2020, regional system of network interaction of educational institutions.
Образование в Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма его устойчивого развития в соответствии с требованиями современной жизни. В России обеспечен высокий уровень охвата общим образованием. Однако всё более заметными становятся различия в качестве образования, предоставляемого общеобразовательными организациями. Выделяются школы: а) демонстрирующие низкие образовательные результаты на всех уровнях, б) функционирующие в неблагоприятных
социальных условиях, в) с высокими показателями качества образования.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в школах необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования. На это направлено сетевое взаимодействие, позволяющее школам эффективно подключаться к данному процессу на разных этапах. Именно сетевое взаимодей-
ствие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования. Открытая образовательная сеть поможет массовому распространению передовых и эффективных практик, достижению нового качества образования, что в свою очередь будет способствовать выравниванию школ, показывающих низкие образовательные результаты.
Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей вузов и специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, участия педагогов в научных исследованиях, создания дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей, повышения качества образования и квалификации педагогических кадров школ. Совместная деятельность образовательных организаций в образовательной сети направлена на достижение общих целей и решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает возможности увеличивать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Обращение к научным исследованиям демонстрирует тот факт, что проблема организации регионального сетевого взаимодействия активно обсуждалась и продолжает обсуждаться в научно-педагогическом сообществе в разных аспектах организации сетевого взаимодействия в сфере образования (А.И. Адамский, В.В. Волоснова, А.Б. Воронцов, Г.И. Голос, Ю.В. Громыко, А.Г. Каспржак, С.Г. Косарецкий, Н.Б. Крылова, А.М. Лобок, К.Г. Митрофанов, А.М. Моисеев, Н.В. Носенко, Л.А. Павлова, А.А. Пинский, Л.А. Пронина, Л.В. Путинцева, Т.В. Разумовская, В.И. Слободчиков, Ю.А. Фильчаков, Е.Л. Харчевникова, О.Г. Хомерики, A.M. Цирульников, М.П. Черемных и др.).
В данных работах сетевое взаимодействие рассматривается в аспектах организации профильного обучения, повышения квалификации педагогических кадров, ор-
ганизации социальных и профессиональных сетей, управления инновационной деятельностью и др. Большинство исследователей рассматривают образовательные сети как одну из форм инновационной деятельности, предназначенную для обмена инновационным опытом. Вместе с тем некоторые исследователи (Ю.В. Громыко, А.Г. Каспржак, С.Г. Косарецкий, А.М. Моисеев, A.M. Цирульников и др.) понимают образовательные сети как специально проектируемую среду партнерства и обмена образовательными ресурсами, где происходит консолидация общественных сил, заинтересованных в развитии образования, создание сообщества знаний, обобществление и распространение лучших образцов педагогической практики. В исследовании Л.И. Павловой образовательные сети рассматриваются как новый современный механизм управления развитием образования [1]. В связи с этим можно предположить, что основное предназначение образовательных сетей состоит в обеспечении эволюционного перехода региональной и муниципальной системы образования к новой образовательной практике, выработке механизмов саморазвития, сохранения целостности региональной и муниципальной системы образования и устойчивости процессов развития.
Обоснование модели региональной системы сетевого взаимодействия организаций для сопровождения деятельности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, предполагает использование следующих дефиниций:
Сеть - это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений. В самом общем виде сетевое взаимодействие можно определить как коллективную распределенную деятельность, включающую совокупность отношений между всеми субъектами инновационного развития. При этом в сообществе сетевых структур основным ресурсом производства становятся знания и информация, а господ-
ствующей социальной группой - те, кто обладает знаниями [2, 3].
В современном российском образовании различают горизонтальную, вертикальную и смешанную структуру (организацию) образовательных сетей. Могут существовать образовательные сети смешанного, вертикально-горизонтального, типа. По мнению Г.И. Голос, Н.В. Носенко, Л.А. Прониной, наиболее приемлемыми для педагогической практики видами образовательных сетей являются:
1) развитые сети с высокой степенью интеграции учреждений и наличием взаимосвязей между всеми учреждениями;
2) кооперативные сети, строящиеся на основе взаимовыгодного обмена ресурсами или усилиями образовательных организаций на основе паритетных (равных) начал;
3) ресурсные сети как объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее результативного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом и играющим роль ресурсного центра. В ресурсной модели одно из учреждений является донором для других, использующих его ресурсы;
4) сети комплексного взаимодействия общеобразовательных инновационных учреждений с широким взаимодействием по разным направлениям [4].
Сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей. Нам представляется, что такой подход позволяет раскрыть не только смысловой конструкт сетевого взаимодействия, но и максимальный потенциал данного процесса. Сетевое взаимодействие ориентировано на более гибкий характер взаимодействия образовательных учреждений как между собой, так и с органами управления, педагогами, родителями обучающихся как между собой, так и с другими образовательными учреждениями и непосредственно с органами управления. Становится важным определить основные уровни сетевого взаимодействия:
1. Уровень информации, когда образовательные учреждения обмениваются сведе-
ниями, между ними налажены действенные информационные потоки.
2. Уровень распределения обязанностей, предполагающий процессы, когда специалисты школ договариваются об уровне ответственности за обеспечение эффективной деятельности в сети.
3. Уровень формирования социально-педагогических норм, когда школам удается договориться об общих критериях оценки друг друга (здоровье учащихся, компьютерная грамотность и пр.).
4. Уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями реализуется тогда, когда у учреждений сети появляются общие ресурсы разных типов (общая сетевая библиотека, финансы, кадры и пр.).
Организационно-функциональная структура образовательной сети представлена следующими видами моделей: ядерная, узловая, сотовая, ступенчатая. Формы сетевого взаимодействия обусловлены особенностями их структуры и могут быть представлены такими конструкциями, как всероссийский и региональный уровни, а также муниципальные образовательные сети. Управление сетевым взаимодействием должно осуществляться на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает образовательная среда.
Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственный потенциал. Учащиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы. Это решает проблему обеспечения качественной подготовки общего образования и предоставляет возможность каждому образовательному учреждению в дальнейшем развиваться с учетом своих сильных сторон развития. Наибольший эффект при сетевом взаимодействии приносит объединение Интернет-ресурсов участников сетевого взаимодействия, ориентированных на достижение общих целей и решения согласованных задач обучения. Реализация обучения требует сетевой организации процесса.
Модель региональной системы сетевого взаимодействия организаций для сопро-
вождения деятельности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, должна иметь теоретико-методологическое основание и регламентироваться действующим законодательством в сфере образования.
Для реализации сетевого взаимодействия школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, должен быть комплекс необходимых условий:
- нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия;
- создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;
- финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;
- материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
- кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;
- информационные условия: информационная поддержка сети интернет, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет, предоставление информации на сайтах;
- мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес), преодоление стереотипов профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала администрации, педагогов;
- научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций, опыта работы по проблемам и результатов сетевого взаимодействия и др.
На основании результатов исследования существующих подходов к реализации региональных стратегий поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты, регионы можно разделить на две группы:
1. Первая группа - регионы, в которых разработан и реализуется Комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях с низкими образовательными результатами, то есть регионы не только констатируют, но и работают в данном направлении.
2. Вторая группа - регионы, в которых программа, проект или план мероприятий поддержки общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях, находятся в стадии разработки.
Говорить о преимуществе используемых в субъектах РФ подходов к реализации региональных стратегий поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты, не представляется возможным ввиду отсутствия унифицированных действий в регионах по данному направлению. В каждом регионе используются свои подходы по выявлению школ с низкими образовательными результатами и школ, находящихся в сложных социальных условиях. Отсутствуют методологические подходы по изучению качества образования, а также методика, на основании которой школы могут быть отнесены к данной группе. В настоящее время во многих регионах идут этапы разработки, реализации проекта, по-
сле окончания данных мероприятий можно будет сделать выводы о преимуществах и недостатках.
Таким образом, основная цель построения модели регионального сетевого взаимодействия школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, состоит в организации поддержки деятельности таких образовательных учреждений - это создание действенного механизма организации сетевого взаимодействия на основе взаимовыгодных связей между субъектами этого взаимодействия, регламентированных нормативно-правовыми документами в рамках обмена ресурсами и соответствующих требованиям ФГОС и запросам учащихся. Использование сетевого взаимодействия требует единого методического сопровождения поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, и распространения внутри сети накопленного опыта и собственных разработок, разработки единых требований к проведению совместных мероприятий, организации коммуникации и использования образовательных материалов, что способствовало бы формированию сетевой группы методистов-экспертов, обеспечивающих единое методическое сопровождение в образовательной сети.
Методическое и педагогическое проектирование включает в себя определение целей и задач, средств и методов их достижения в конкретном субъекте РФ с учетом региональной специфики, что способствует выработке единого подхода к эффективности применяемых средств. В качестве базовых компонентов совместное методическое и педагогическое проектирование должно включать групповую рефлексию и анализ совместных мероприятий, экспертизу качества образования в образовательной организации, построение образовательных карт региона, а также разработку региональных сетевых образовательных программ. На основании образовательных карт региона возможно выделение еще не проявленных потребностей детей, возможностей всех об-
разовательных организаций, определение потенциальных «узлов связи», а также составление сетевых образовательных маршрутов детей.
Исходя из вышеизложенного, необходимо развивать сетевое взаимодействие между образовательными организациями на региональном и муниципальном уровнях в части разработки и реализации комплексных мероприятий по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, находящихся в сложных социальных условиях, а также сетевых образовательных программ, совместных образовательных и научно-исследовательских проектов с целью выравнивания образовательных результатов в данных школах и перевода школ на эффективный режим работы.
На федеральном уровне:
- разработать пакет нормативных правовых документов, регламентирующих реализацию региональных стратегий поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты;
- создать специализированный ресурс, обеспечивающий информационно-методическое сопровождение внедрения региональных стратегий поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты;
- подготовить методические рекомендации по проведению мониторинговых исследований на основе единых индикаторов для оценки образовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях.
На региональном и муниципальных уровнях:
- организовать инновационное обновление дополнительных общеобразовательных программ с учетом запросов различных категорий детей и их родителей (а также одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, социальных де-задаптантов, детей из семей с низким социальным статусом и др.);
- активно привлекать к организации образовательной деятельности всех субъектов образовательного процесса (воспитанников, их родителей, социальных партнеров, представителей общественности);
- изучить и распространить наиболее эффективные организационные формы включения родителей, социальных партнеров, представителей общественности в информационно-коммуникационное взаимодействие в дополнительном образовании;
- активно использовать современные стратегии продвижения образовательных услуг в открытом информационном пространстве;
- регулярно осуществлять мониторинг региональных потребностей в педагогических кадрах, прогнозировать потребности в специализациях, открывать новые направления подготовки (переподготовки);
- разработать методические рекомендации по реализации общеобразовательных
программ, отвечающих запросам детей и родителей;
- обеспечить трансляцию положительного опыта реализации комплексных мероприятий, проводимых в регионе по направлению поддержки школ с низкими образовательными результатами и находящихся в сложных социальных условиях.
Публикация подготовлена в рамках государственного контракта «Изучение механизмов эффективности реализации региональных стратегий поддержки школ, показывающих низкие образовательные результаты» по Государственному контракту № 08.N78.11.0091 от 31.10.2016 г.
Литература
1. Павлова Л.А. Специфика организации деятельности инновационных образовательных сетей в муниципальной системе образования // Вестник МГОУ Сер. Педагогика. - 2010. -№ 4. - С. 29-33.
2. Хойслинг Р. Контексты и перспективы сетевой теории: пер. с нем. [Электронный ресурс]
3. Хойслинг Fl Социальные процессы как сетевые игры. Социологические эссе по основным аспектам сетевой теории. - М.: Логос-Альтера, 2003. Режим доступа:http://www. cyberpolitics.ru/ content/view/272/34/).
4. Пронина Л.А., Голос Г.И., Носенко Н.В. Предложения по организации сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений. - Усть-Илимск, 2006. - 22 с.
5. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Методологические основания управления образовательными учреждениями в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. - 2013. - № 9. - С. 13-22.
6. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. - 2013. - № 6. - С. 49-54.
7. КаспржакA.A. Формы и методы реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений в регионе: на примере Тверской области: дис. ... канд. эконом. наук. - М. 2007. -183 с.
8. Моисеев A.M., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 256 с.
9. Рудаков В.А. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ. - Ханты-Мансийск, 2015.