УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.07
А. А. Давыденко
Методист, ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово E-mail: a-davydenko@yandex. ru
Anastasia A. Davydenko
Educator of the Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia
М. И. Губанова
Доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово E-mail: m.gubanova32@ mail.ru
Margarita I. Gubanova Dr.Sc. (Education), Professor, Inter-University Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Введение. Проблема профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников является одной из важнейших для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Повышение профессиональной компетентности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, осуществляется в соответствии с результатами оценки профессиональных затруднений и образовательных запросов. Цель статьи — определение механизма оценки профессиональных затруднений и образовательных запросов руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Предмет: профессиональные затруднения и образовательные запросы руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
Методология. Исследование проводится на основе теоретических методов: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение и анализ документов, нормативных и законодательных актов в системе образования; систематизация; анализ; эмпирических методов: опросные методы (беседа, интервьюирование, анкетирование), наблюдение.
Результаты заключаются в том, что определены профессиональные затруднения и образовательные запросы руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за три года (2015-2017 гг.). Полученные результаты использованы при организации непрерыв-
Как цитировать статью: Давыденко А. А., Губанова М. И. Оценка профессиональных затруднений и образовательных запросов как основа методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.76-84.
ного образования и методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Кемеровской области.
Заключение. Таким образом, полученные результаты положены в основу определения содержания методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Оценка профессиональных затруднений и образовательных запросов педагогических коллективов способствует развитию их аналитических и рефлексивных умений, формированию персонального опыта по преодолению педагогами профессиональных затруднений.
Ключевые слова: методическое сопровождение, педагогическая деятельность, функционирование школы, неблагоприятные социальные условия, профессиональные затруднения, образовательных запросы.
Введение
В настоящее время в основу обновления системы непрерывного образования положены принципы гуманитаризации и диверсификации образовательного процесса на всех уровнях. Заказ государства предполагает определение приоритетов в содержании образовательного процесса в соответствии с представлением о необходимых в современном государстве качеств и потенциала [4]. С другой стороны, выделяется внутренний (персонифицированный) заказ, осмысленный запрос самого человека на получение образовательной услуги [13]. Внутренний (персонифицированный) заказ на образование долгое время учитывался не в достаточном объеме, в отличие от государственного заказа [2, с. 161].
Организационно-методическое сопровождение деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, осуществляется в рамках реализации в Кемеровской области мероприятия 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
Перечень школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, которые расположены на территории Кемеровской области, ежегодно утверждается Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области. Так, в Приказе № 2220 от 22.12.2016 «Об установлении нормативов общеобразовательных организаций» утвержден перечень, включающий 129 школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [5, с. 95-103].
Возрастающая актуальность методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, обусловлена их ориентацией на самоуправление, самореализацию, самостоятельность и осознание собственных способов деятельности, осмысление своего опыта и понимание необходимости непрерывного
развития. Активность руководящих и педагогических работников позволяет обнаружить внутреннюю мотивацию к развитию профессиональной компетентности, целенаправленно и осмысленно формулировать профессиональные затруднения, переводящиеся в образовательные запросы для их последующего удовлетворения [5, с. 45].
В этом контексте методическое сопровождение деятельности педагогических коллективов выстраивается на основе профессиональных потребностей и затруднений руководящих и педагогических работников (социального заказа). Содержание и формы методического сопровождения обусловлены запросами данной целевой группы на основе результатов входной диагностики и самоанализа субъектного профессионального опыта и профессиональных затруднений [14, с. 15].
Методология
При определении методов оценки профессиональных затруднений руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, необходимо ориентироваться на соответствие применяемых процедур достижениям психологической и педагогической науки и практики. Выявление профессиональных затруднений представляет собой комплексную многоступенчатую процедуру, включающую анкетирование, экспертные оценки, самооценку, интервью. Необходимо учитывать возможность использования результатов в дальнейшей деятельности педагогических коллективов. Используемые методы оценки профессиональных затруднений руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, должны быть направлены на комплексную оценку профессиональных затруднений. Все блоки используемых методов должны иметь системное обоснование, обеспечивать оперативную обработку информации, получение выводов и разработку рекомендаций [16].
Используемые методы должны обеспечивать достоверность результатов через содержательную валидность. Специфика подобранного инструментария для оценки профессиональных затруднений и потребностей педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, заключается в целях пользователей результатов оценки. Полученные при проведении исследования профессиональных затруднений и потребностей руководящих и педагогических работников материалы требует упорядочения и системы в их анализе [3]. Наиболее значимым этапом процедуры оценки профессиональных затруднений является анализ результатов [5].
Выявление профессиональных затруднений представляет собой комплексную многоступенчатую процедуру, включающую анкетирование, экспертные оценки, самооценку, интервью [14]. С целью выявления профессиональных затруднений и запросов руководящих работников ежегодно проводится анкетирование руководителей общеобразовательных организаций и их заместителей. Анкета содержит вопросы открытого и закрытого типа, которые
позволяют определить сферу профессиональных (управленческих) интересов, выявить профессиональные (управленческие) затруднения, потребность в методическом сопровождении их деятельности. Руководящие работники имеют возможность выбрать несколько вариантов ответа, а также ответить на открытые вопросы. Результаты анкетирования на протяжении четырех лет (2014-2017 гг.) показывают среди общих проблем высокую загруженность, большое количество отчетной документации, эмоциональное выгорание педагогов, низкую мотивацию персонала [10]. Дополнительную информацию для анализа позволяет получить опросник «Ограничения управленческого потенциала» (Вудкок М., Френсис Д.) [6].
Результаты
Выявленные с помощью анкетирования затруднения классифицируются по различным направлениям деятельности педагогических коллективов как типовые или индивидуальные. Так, анализ результатов анкетирования в 20152016 гг. показал, что типовые профессиональные затруднения руководящих работников были связаны с вопросами введения профессионального стандарта педагога (65%); реализацией экономических аспектов управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности; привлечения внебюджетных средств и организации платных образовательных услуг (53%); оценки качества образования, управления качеством образования (44%); нормативного правового обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Увеличивается количество индивидуальных запросов по проектированию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с умственной отсталостью; детей с ограниченными возможностями здоровья (39%). Не теряет актуальности вопрос планирования деятельности образовательной организации, разработки программы развития образовательной организации (32%). Менее значимы были вопросы организации делопроизводства в образовательной организации, кадрового делопроизводства, разработки локальных актов (24%); реализации кадровой политики, управления персоналом, управления методической работой (17%).
В 2016-2017 гг. затруднения были обусловлены проблемами подготовки к внедрению профессионального стандарта педагога (57%). На 13% повысился интерес к нормативному правовому обеспечению реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (52%), а также к широкому кругу вопросов методического сопровождения и методического обеспечения образовательной деятельности — адаптации молодых специалистов, подготовке педагогов к участию в конкурсах, организации методической работы на основе индивидуальных образовательных маршрутов педагога, возможности сетевого профессионального взаимодействия (47,8%). На фоне повышения интереса к различным аспектам управления методической работой возрастает интерес и к различным аспектам управления
персоналом, в частности, к командообразованию как технологии управления персоналом, обучению персонала и мотивации персонала (37,6%). Затруднения в области оценки качества образования, управления качеством образования испытывают 44% опрошенных (что соответствует результатам исследования 2016 г.). По сравнению с 2016 г. в 2017 г. экономические аспекты управления вызывают затруднения у меньшей доли руководящих работников (33%).
Анализ результатов анкетирования, проведенного в феврале 2017 года в рамках постоянно действующего семинара для педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, показал повышение востребованности информации в области командообразования и конфликтологии (более 70%), а также организации взаимодействия с внешней средой (50%).
Наиболее востребованной формой остается очная (60%), при этом большее распространение по сравнению с результатами анкетирования 2016 года получает дистанционная форма (40%) Использование дистанционных образовательных технологий в процессе методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, включает такие технологические решения, как дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения (СДО) и дистанционные семинары-вебинары (веб-семинары) в системе дистанционного обучения Moodle. Представители педагогических коллективов школ отдаленных территорий (Междуреченский, Мысковский, Тайгинский, Полысавский городские округа) отмечают, что применение дистанционных образовательных технологий создает возможности для развития практических, аналитических и коммуникативных умений и навыков (дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения). Результаты анкетирования показали повышение востребованности интернет-ресурсов и веб-семинаров как источников информации (более 70%).
Индивидуальные и групповые консультации предпочитают лишь 20% опрошенных, отмечая потребность в активных и интерактивных формах методической работы в рамках семинаров (60%) и мастер-классов (40%).
Опросник «Ограничения управленческого потенциала» (Вудкок М., Френсис Д.) использовался с целью получения информации о потенциальных возможностях и ограничениях руководящих работников школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [5]. В исследовании приняли участие 50 заместителей руководителей общеобразовательных организаций в возрасте от 31 до 61 года. Наибольшие значения по предложенной 10-бальной шкале выявлены по показателям «Умение наладить групповую работу» (7,78 баллов), «Умение обучать» (6,92 баллов) у всех респондентов.
При рассмотрении средних показателей управленческого потенциала руководящих работников были выявлены проблемные зоны, препятствующие раскрытию их управленческого потенциала. Были определены такие ограничения управленческого потенциала, как «Неумение управлять собой» (5,18 баллов), «Недостаток творческого подхода» (5,42 баллов), «Недостаточность
навыка решения проблем» (6,17 балла).
Сравнительный анализ результатов исследования сильных сторон и ограничений управленческого потенциала с учетом возраста показал, что заместители руководителей в возрасте от 50 до 55 лет субъективно отмечали меньшее количество ограничений (Рис. 1). Однако так же, как и для других, для этой возрастной категории дефицитарными являются «Недостаток творческого подхода» (5,47 баллов), «Неумение управлять собой» (5,24 балла).
Рис. 1. Сравнительный анализ сильных сторон и ограничений управленческого потенциала заместителей руководителей по УВР, НМР, УМР с учетом возраста
С увеличением возраста заместителей руководителей отмечается и увеличение средних значений по показателю, определяющему понимание особенностей управленческого труда: так, в возрасте до 39 лет среднее значение по данному показателю 5,78 баллов, в возрасте от 40 лет — 6,53 балла, в возрасте от 50-7,18 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим показателям: «Умение обучать» (у заместителей руководителей в возрасте до 39 лет — 5,89 баллов, от 40 лет — 6,93 балла, от 50 лет — 7,94 балла), «Способность руководить» (до 39 лет — 5,89 баллов, от 40 лет — 6,73 балла, от 50 лет — 7,88 баллов), «Умение влиять на окружающих» (до 39 лет — 6,44 балла, от 40 лет — 8,07 балла, от 50 лет — 8,41 балл). Подобная тенденция наблюдается и в связи с увеличением стажа управленческой деятельности [8].
Заключение
На основе анализа полученных результатов вырабатываются предложения по содержанию и формам методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. С учетом выявленных профессиональных запросов
и затруднений, а также сильных сторон и ограничений управленческого потенциала сформулированы рекомендации по организационно-методическому сопровождению деятельности педагогических коллективов. Результаты анкетирования позволили произвести анализ профессиональных затруднений и потребностей руководящих и педагогических работников. Разнообразие использованного инструментария обеспечивает объективность полученной информации. Анализ полученных результатов положен в основу определения содержания непрерывного образования руководящих и педагогических работников школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В результате были разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, сформулирована тематика методических мероприятий и определены направления информационно-консультативной поддержки. Полученная информация может быть использована для планирования работы с педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, как в муниципальной системе образования муниципальными методическими службами, так и непосредственно в школах на неформальном уровне непрерывного образования.
Литература
1. Александров Д. А., Ахутина Т. В., Бугрименко Е. А. и др. Бедность и развитие ребенка: коллективная монография. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / под ред. Д. А. Александрова, В. А. Иванюшиной, К. А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. 393 с.
2. Алешина С. А., Зотова Н. К., Тавстуха О. Г. и др. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. 3-е изд., стер. М.: Флинта, 2015. 368 с.
3. Ахтямова Д. И., Васильева А. С., Волчкова И. В. и др. Современные проблемы управления и регулирования: коллективная монография. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. 138 с.
4. БершадскаяЕ. А., Бершадский М. Е. Методы выявления профессиональных дефицитов у учителей школ с низкими результатами и школ, функционирующих в сложных условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 2. С. 41-51.
5. Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: монография. Высшая Школа Экономики Национальный Исследовательский Университет. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 496 с.
6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. 320 с.
7. Горбунов А. П., Горлова Е. Б., Масленникова Н. В. Теория и практика управления качеством образования в России: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 172 с.
8. Губанова М. И. Послевузовское обучение специалистов: индивидуальный маршрут и личностный продукт // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17 [Электронный источник]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poslevuzovskoe-obuchenie-spetsialistov-individualnyy-marshrut-i-lichnostnyy-produkt (дата обращения: 22.10.2017).
9. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О. и др. Управление введением ФГО С основного общего образования. СПб.: КАРО, 2014. 160 с.
10. Длексон Ф. Жизнь в классе / пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой; науч. ред. перевода А. Сидоркина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 248 с.
11. Загвязинский В. И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С. 3-6.
12. Курносова С. А. Сетевое взаимодействие в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 3. С. 11-19.
13. Лебедева Е. П., Губанова М. И. Организационно-методическое сопровождение повышения технологической компетентности учителей // Вестник КемГУ. 2015. № 1-2 (61) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-povysheniya-
tehnologicheskoy-kompetentnosti-uchiteley (дата обращения: 22.10.2017).
14. Ленкова А. А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-zatrudneniy-i-potrebnostey-pedagoga-kak-osnovanie-proektirovaniya-personifitsirovannoy-programmy (дата обращения: 22.10.2017).
15. Мельников С. Б. Создание и функционирование образовательной системы «Выявление, отбор, формирование и подготовка команд нового поколения профессиональных менеджеров развития территорий и регионов высшей квалификации». М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 183 с.
16. Незоренко Т. К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе. М.: Лаборатория книги, 2010. 100 с.
17. Образование в области прав человека в школьной системе Европы, Центральной Азии и Северной Америки: сб. примеров успешных практик. Варшава, 2009. 278 с.
18. Пазухина С. В. Управление педагогическим коллективом в современной общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС. 2-е изд., стер. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 177 с.
19. Сальникова Л. С. Репутационный менеджмент в помощь директору школы: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 236 с.
20. Томас Г. Образование: очень краткое введение / пер. с англ. А. Архиповой; науч. ред. перевода С. Филонович. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 176 с.
21. Федосов В. Н., Сырцева Т. Э., Сиденко Е. А. и др. От профессиональных компетенций учителей в области реализации ФГОС к новому качеству образовательных результатов учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2017. № 1. С. 27-32.
PROFESSIONAL DIFFICULTIES AND EDUCATIONAL INQUIRIES ASSESSMENT AS A BASIS OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF PEDAGOGICAL COLLECTIVES OF SCHOOLS WORKING UNDER UNFAVORABLE SOCIAL CONDITIONS
The problem of professional competence of leading and pedagogical workers is one of the most important ones for schools working under unfavourable social conditions. The increase of professional competence of pedagogical collectives of schools functioning under unfavorable social conditions is carried out in accordance with the results of professional difficulties and educational inquiries assessment.
The purpose of the article is to determine the mechanism of professional difficulties and inquiries assessment of administrators and teachers of schools working under unfavourable social conditions. Subject: professional difficulties and educational inquiries of head teachers and educators of schools working under unfavourable social conditions.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of theoretical methods: theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the research topic; study and analysis of documents, normative and legislative acts of the education system; systematiza-tion; analysis; empirical methods: interrogatory methods (conversation, interviewing, questioning), observation.
Results. The professional hardships and educational inquiries of school administrators and teachers working under difficult social conditions have been identified for three years (2015-2017). The results were used in educational and methodological support of the activities of pedagogical collectives of schools working under unfavourable social conditions in the Kemerovo Region.
Conclusion. The results are taken as the basis to determine the content of methodological support for activities of pedagogical collectives of schools working under unfavourable social conditions. Professional difficulties and educational inquiries assessment of pedagogical collectives improves their skills to reflect and analyze the development of their own experience in solving professional problems.
Keywords: methodological support, activities of pedagogical collectives of schools working under unfavourable social conditions, professional difficulties and educational inquiries assessment.
References
• Aleshina S. A., Zotova N. K., Tavstuha O. G. i dr. Personificirovannaja model' povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah: kollektivnaja monografija / pod red. N. K. Zotovoj. 3-e izd., ster. M.: Flinta, 2015. 368 s.
• AleksandrovD. A., Akhutina T. V., Bugrimenko Ye. A. i dr.Bednost' i razvitie rebenka: kollektivnaja monografija. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki» / pod red. D. A. Aleksandrova,
V. A. Ivanjushinoj, K. A. Maslinskogo. M.: Rukopisnye pamjatniki Drevnej Rusi, 2015. 393 s.
• Akhtyamova D. I., Vasil'yeva A. S., Volchkova I. V. i dr.Sovremennye problemy upravlenija i regulirovanija: kollektivnaja monografija. Penza: Nauka i Prosveshhenie (IP Guljaev G. Ju.), 2017. S. 95-103.
• BershadskajaE. A., Bershadskij M. E. Metody vyjavlenija professional'nyh deficitov u uchitelej shkol s nizkimi rezul'tatami i shkol, funkcionirujushhih v slozhnyh uslovijah // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jek-speriment. 2017. № 2. S. 41-51.
• Bolotova A. K., Zhukov Ju. M. Psihologija kommunikacij: monografija. Vysshaja Shkola Jekonomiki Nacional'nyj Issledovatel'skij Universitet. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. 496 s.
• Vudkok M., Frjensis D. Raskreposhhennyj menedzher. Dlja rukovoditelja-praktika. M.: Delo, 1991. 320 s.
• Gorbunov A. P., Gorlova E. B., Maslennikova N. V. Teorija i praktika upravlenija kachestvom obrazovanija v Rossii: monografija. M.; Berlin: Direkt-Media, 2016. 172 s.
• Gubanova M. I. Poslevuzovskoe obuchenie specialistov: individual'nyj marshrut i lichnostnyj produkt // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011. № 17 [Jelektronnyj istochnik]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poslevuzovskoe-obuchenie-spetsialistov- individualnyy-marshrut-i-lichnost-nyy-produkt (data obrashhenija: 22.10.2017).
• Dautova O. B., Krylova O. N., Matina G. O. i dr. Upravlenie vvedeniem FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija. SPb.: KARO, 2014. 160 s.
• Dlekson F. Zhizn' v klasse / per. s angl. R. Ust'janceva, T. Sokolovoj; nauch. red. perevoda A. Sidorkina. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2016. 248 s.
• Zagvjazinskij V. I. Izmenenie social'nyh funkcij obrazovanija i ego strategicheskih orientirov v period modern-izacii // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2012. № 1. S. 3-6.
• Kurnosova S. A. Setevoe vzaimodejstvie v reshenii zadach povyshenija kachestva obrazovanija v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija i shkolah, funkcionirujushhih v slozhnyh social'nyh uslovijah // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2017. № 3. S. 11-19.
• Lebedeva E. P., Gubanova M. I. Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie povyshenija tehnologicheskoj kompetentnosti uchitelej // Vestnik KemGU. 2015. № 1-2 (61) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-povysheniya-tehnologicheskoy-kompetentnos-ti-uchiteley (data obrashhenija: 22.10.2017).
• Lenkova A. A. Diagnostika professional'nyh zatrudnenij i potrebnostej pedagoga kak osnovanie proektirovanija personificirovannoj programmy povyshenija kvalifikacii // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvali-fikacii kadrov. 2012. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professional-nyh-zatrudneniy-i-potrebnostey-pedagoga-kak-osnovanie-proektirovaniya-personifitsirovannoy-programmy (data obrashhenija: 22.10.2017).
• Mel'nikov S. B. Sozdanie i funkcionirovanie obrazovatel'noj sistemy «Vyjavlenie, otbor, formirovanie i podgo-tovka komand novogo pokolenija professional'nyh menedzherov razvitija territorij i regionov vysshej kvalifika-cii». M.; Berlin: Direkt-Media, 2015. 183 s.
• Nezorenko T. K. Stili rukovodstva i ih vlijanie na formirovanie moral'no-psihologicheskogo klimata v kollektive. M.: Laboratorija knigi, 2010. 100 s.
• Obrazovanie v oblasti prav cheloveka v shkol'noj sisteme Evropy, Central'noj Azii i Severnoj Ameriki: sb. prim-erov uspeshnyh praktik. Varshava, 2009. 278 s.
• Pazuhina S. V. Upravlenie pedagogicheskim kollektivom v sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkole v ram-kah realizacii FGOS. 2-e izd., ster. M.; Berlin: Direkt-Media, 2016. 177 s.
• Sal'nikova L. S. Reputacionnyj menedzhment v pomoshh' direktoru shkoly: uchebnoe posobie. M.; Berlin: Direkt-Media, 2017. 236 s.
• Tomas G. Obrazovanie: ochen' kratkoe vvedenie / per. s angl. A. Arhipovoj; nauch. red. perevoda S. Filonovich. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2016. 176 s.
• Fedosov V. N., Syrceva T. Je., Sidenko E. A. i dr. Ot professional'nyh kompetencij uchitelej v oblasti realizacii FGOS k novomu kachestvu obrazovatel'nyh rezul'tatov uchashhihsja // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2017. № 1. S. 27-32.