Научная статья на тему 'Особенности поддержки профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах'

Особенности поддержки профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1513
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НИЗКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОСТУПНОСТЬ / НЕЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА / НАСТАВНИЧЕСТВО / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPORT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LOW EDUCATIONAL OUTCOMES / COMPLEX SOCIAL CONTEXTS / SOCIAL FACTORS / PROFESSIONAL STANDARDS / ACCESSIBILITY / INEFFICIENT SCHOOL / MENTORING / QUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна, Полянинова Юлия Вячеславовна

С перспективой введения в действие профессиональных стандартов в сфере образования и структурирования профессиональных и личностных требований к руководящему и педагогическому коллективу школ, актуализируется вопрос о дополнительной профессиональной поддержке руководителей образовательных организаций с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна, Полянинова Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES SUPPORT THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SCHOOL PRINCIPAL WORKING IN COMPLEX SOCIAL CONTEXTS

With the prospect of the introduction of professional standards in education and the structuring of professional and personal requirements of senior and teaching staff of schools, actualize area question about additional professional support for leaders of educational organizations with low learning outcomes and functioning in adverse social conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности поддержки профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Федорчук Юлия Михайловна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, доктор экономических наук, доцент, и 741 @уапйгх. ги

Полянинова Юлия Вячеславовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ

Аннотация

С перспективой введения в действие профессиональных стандартов в сфере образования и структурирования профессиональных и личностных требований к руководящему и педагогическому коллективу школ, актуализируется вопрос о дополнительной профессиональной поддержке руководителей образовательных организаций с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Ключевые слова:

поддержка; профессиональное развитие; низкие образовательные результаты; сложные социальные контексты; неблагоприятные социальные условия; профессиональный стандарт; доступность; неэффективная школа; наставничество; качественное образование.

Концептом современной социальной образовательной политики является модель обеспечения равнодоступности качественного образования для всех слоев населения, независимо от территориального и социального контекстов и интеллектуально-физических возможностей обучающихся. Различные условия функционирования школ приводят к тому, что руководителям и педагогическим коллективам необходимо прикладывать разные педагогические и управленческие усилия для реализации данных аспектов государственной политики.

Сами общеобразовательные организации, работающие в сложных социальных контекстах, нуждаются в обеспечении дополнительной специфической многоуровневой методической, финансовой, кадровой и других видах поддержки, в том числе позволяющей обеспечить

профессиональное развитие руководителей таких школ. Данная поддержка руководителей должна быть направлена на подготовку специалистов, обладающих дополнительными компетенциями в области разработки и реализации образовательных стратегий в сложных социальных условиях, с видением образования как социального блага и социальной справедливости. Новые требования к профессиональной подготовке руководителей образовательных организаций связаны с изменениями в подходах к управлению образованием, которые были реализованы в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Чтобы в полной мере обеспечить соответствие своих личных и профессиональных компетенций данному стандарту, руководители данных образовательных организаций нуждаются в дополнительной профессиональной поддержке. Школы с низкими образовательными результатами и функционирующие в неблагоприятных социальных условиях испытывают трудности в обеспечении доступного качественного образования всем категориям обучающихся и не обладают достаточными внутренними ресурсами для ответа на внешние вызовы.

Стоит отметить, что отечественная практика современных прогрессивных моделей управления школой и стратегий профессиональной подготовки школьных руководителей весьма вариативна и зависит от принципов региональной образовательной политики. Еще более особенной является ситуация с профессиональной подготовкой и поддержкой руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах. Официальной классификации таких школ нет. Все зависит от совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на школу и на ее отнесение к категории «работающая в сложных социальных контекстах» (рис. 1).

.сщншцш эштпмнческае реп р^ы сс.чьн ■

(сл1>;яншг шнп-тг^нт упалщхся)

_зг_

ГССурСНЫИ 1141 спиши школы

(ннетнпс п внутрсн н и е факторы Е

Дг.ти ш спмп-й С. И1ЯШМ урпп-шм п6рДЖ1ИЛИИН ргадитапий

Дети из ыапсюбеспечеьных онм«й Дети мнгр^тсв, са смн-ианмыи язькиным он с тая ну, с раэшм '/рсмнвы впадении русский яаыгаы

Дет>1, устаРНию погааы&экялия нчэвде оВрамеательныв результаты Дети, находящиеся в трудной жизненней ситуации

Дггги с аоэйими птрЫчмостяыи ижпгазниное сбрджоанне) Дети с девиантным поведением С«№Н с кникнм социальным статусом и др.

Малогаиппсктнип: и копи

[ЛКОП Л Я Тру.П.МГ.|ЛЛ"ТуПН1.1К рЛН-ЫПЛ . г

ОГрг1 и 1Т-IПННС-Й ТрДМСППрТМС1Й ДОСТуПНОСТТЫС)

(северьые районы, пфшны гсродав. сегьйрад местность, территориально отдаленные райомы| Штогн в не бпэго устроенных района* Штата с высотой долеч с

.ГРИНДНТШ.Ы ПОВЯЛСНИЛМ Дсгрияирпяаннсс ПНГ.1 И14ГГ: ОКруИГНИГ

и.тзги

Недостаточная профессиональная юампетенции педагогов |>чнтегьсиий цаст) И Др.

1111.

ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ:

кадровых, методически*, материально-тенничесних, финансовым

Рис. 1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на школу

Концепт политики поддержки данных школ основывается на выявленной и обоснованной связи между низкими результатами школы и неблагополучным социально-экономическим статусом обучающихся. Образование как таковое должно выполнять роль «социального лифта» и обеспечивать условия для равного доступа к качественному образованию, соответствующему потребностям общества и экономики - это задача педагогического коллектива и руководителя любой школы.

Данная проблематика актуальна для всех образовательных систем. Это подтверждают результаты сравнительных международных исследований образовательных достижений на разных ступенях школьного обучения (PIRLS, PISA), которые показывают разрыв в результатах школьников с высоким и низким экономико-образовательным ресурсом школы и семьи. И семья, ее социально-экономический статус, и капитал являются определяющими факторами для настоящих и будущих образовательных достижений индивида [7].

Особое внимание заслуживают промежуточные категории школ, в которых, наряду со школами, обеспечивающими стабильно высокий или низкий уровень обучения, демонстрируются переменные образовательные результаты. В это число в основном попадают школы, работающие в сложных социальных условиях (в районах, где проживают семьи с социально-экономическим неблагополучием; криминальных районах; территориально отдаленных районах, имеющих проблемы с благоустройством; районах с ограниченной транспортной доступностью и др.), депривированные, малокомплектные школы, школы с высокой долей учащихся с девиантным поведением, со смешанным языковым составом учащихся, с разным уровнем владения русским языком, со сложным контингентом (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с особыми потребностями, дети с проблемами в обучении и поведении и др.).

В 2012 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечал: «Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую» [10].

Российские и зарубежные исследования, изучающие влияние различных факторов на успеваемость учащихся, свидетельствуют, что низкие образовательные результаты определяются не только малокомплектностью школы, слабым ресурсным обеспечением или ее отдаленностью (несмотря на то, что чаще всего эти факторы оказывают совокупное влияние). Ведущим фактором, определяющим результаты обучения, являются социально-экономические ресурсы семьи. Это означает, что результаты школ, в которых учатся дети из благополучных семей, будут заведомо выше, чем результаты школ с высокой долей детей, которые состоят на внутришкольном учете или для которых русский язык не является родным.

Решение проблемы образовательного неравенства, снижение зависимости образовательного процесса и его результатов от социально-экономического и культурного статуса семей учащихся, - ключевая и первоочередная задача для современного образования.

Таким образом, на образовательные результаты обучающегося и школы в целом влияют следующие факторы:

1. социально-экономические ресурсы семьи;

2. социально-экономические ресурсы территории;

3. социально-экономические ресурсы школы;

4. психоэмоциональные особенности и особые потребности учащегося.

Низкий социально-экономический статус семей учащихся, а также

отдаленность школы от других образовательных и культурных центров являются основными факторами, определяющими низкие результаты обучения учащихся. Это, как правило, усугубляется тем, что такие школы не обладают достаточными внутришкольными ресурсами для организации эффективной работы (кадровыми, методическими, материально-техническими, финансовыми и др.). Поэтому для выравнивания шансов детей на качественное образование необходимо принять дополнительные меры поддержки со стороны органов исполнительной власти и местного сообщества.

За последние два десятилетия действия по решению проблемы равного доступа к качественному образованию были поэтапные. В 1990-х годах был задекларирован принцип доступности образования. В 2000-х годах была реализована кампания по поддержке сельских малокомплектных школ, а также школ, находящихся в труднодоступной местности. В ходе реструктуризации создавались опорные школы, их укомплектовывали педагогическими кадрами. Получили развитие дистанционное образование и сетевое взаимодействие. Была закреплена возможность финансирования малокомплектных школ не по нормативу. 2010-е годы ознаменовали развитие теории инклюзивного образования, внедрение программ поддержки одаренных учащихся, детей с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день, стало очевидно, что поддержки отдельных групп учащихся недостаточно, поскольку появляются группы школ, в которых концентрируются дети с низкими образовательными результатами и с отсутствием мотивации к учебе, с неродным русским языком и девиантным поведением.

На данный момент на всех уровнях исполнительной власти есть понимание, что школам, работающим в сложных социальных контекстах -«неэффективным школам», требуется поддержка со стороны государства, и организовать эффективную работу только силами школы в них не получится.

В настоящее время существует региональный опыт и меры федеральной образовательной политики в области разработки нормативно-правовых и финансовых схем поддержки школ с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Основными документами на федеральном уровне, которые предусматривают мероприятия по разработке и реализации региональных

программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, являются [5]:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. .№497);

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295);

4. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №722-р).

В Перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России поручено «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами».

В ряде субъектов РФ приняты соответствующие нормативные акты, но остается открытым вопрос о целесообразности и возможности изменений в федеральном законодательстве. Необходимы меры поддержки и для других категорий образовательных организаций: школ городских окраин и спальных районов, обучающих большое количество детей-мигрантов. Наряду с развивающимися механизмами конкурсного участия школ в региональных программах помощи, необходимы инструменты влияния на школы с низкими результатами, не желающие признавать свои проблемы и решать их [9].

Минобрнауки России формирует открытый банк лучших региональных практик поддержки школ и повышения их образовательных результатов; разрабатываются методические рекомендации с описанием управленческих и педагогических технологий повышения эффективности работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы предусматривает мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности образования. Система целевых индикаторов и показателей, их достижение в ходе реализации программы, позволит оценить эффективность и результативность мероприятий и определить ее влияние на социально-экономическое развитие России. Актуальной для всех образовательных организаций общего образования задачей является 2-я задача - «Развитие современных механизмов и технологий общего образования», в рамках которой будет реализовано мероприятие 2.2: «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и

распространение их результатов». Мероприятие предусматривает отработку и распространение механизмов помощи школам, функционирующим в сложных социальных контекстах, через конкурсную процедуру поддержки субъектов РФ (не менее 20 субъектов), внедряющих современные модели поддержки таких школ. Данные модели должны включать инструменты идентификации и кластеризации школ, механизмы методической и финансовой поддержки, механизмы контроля результативности и эффективности программы [8].

Оказывается поддержка таким школам через механизмы финансовой помощи субъектам РФ посредством отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятия 2.2.

Школы, работающие в сложных социальных контекстах, должны иметь возможность пользоваться целевыми мерами государственной поддержки, динамика их результатов должна стать объектом постоянного мониторинга со стороны федеральных и региональных органов управления образованием.

В рамках реализации задачи 2 в целях повышения качества образования в школах предполагается:

• обеспечить внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• создать условия для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования;

• реализовать комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами;

• принять меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечить сопровождение внедрения профессиональных стандартов для педагога и руководителя, апробировать современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся [8].

Проблемой школ, работающих в сложных социальных контекстах, давно занимается Институт развития образования НИУ «ВШЭ» (ИРО ВШЭ). В 2009 г. в сотрудничестве с образовательными системами трех регионов РФ (Московская и Ярославская области, Республика Карелия) был реализован проект «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: возможности улучшения результатов». Основной целью проекта была: реализация теоретических и практических наработок в переводе школ с низкими результатами в эффективные школы; интеграция ресурсов различных региональных образовательных систем в разработке методик

идентификации школ, работающих в сложном социальном контексте и остро нуждающихся в поддержке; разработка диагностических инструментов для оценки экзогенных и эндогенных факторов, определяющих низкие учебные результаты в этих школах; процедур реинжиниринга основных внутришкольных процессов и программ сетевого взаимодействия [2].

С 2016 г. реализуется проект «Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы». В ходе проекта: разрабатываются и апробируются современные инструменты изучения образовательных результатов школ с учетом внешних условий; создается партнерская сеть регионов, муниципалитетов и школ, которые перенимают опыт друг у друга и внедряют лучшие практики [9]. Будут разработаны и апробированы в пилотных регионах модельные программы помощи школам, главной особенностью которых можно считать координацию усилий всех уровней системы образования, родителей и местного сообщества, а также возможное использование ресурсов уже реализуемых регионом проектов в сфере образования. Проект направлен на осуществление экспертной, методической и консультационной помощи педагогам, руководителям образовательных организаций, специалистам органов управления образованием.

Некоторые мероприятия проекта проводятся в системе образования России впервые. Например, контекстуализация образовательных результатов школ (учета внешних неблагоприятных условий работы школы и особенностей контингента учащихся при оценке ее образовательных результатов), курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней, создание и организация работы в школах профессиональных обучающихся сообществ педагогов, менторство (наставничество) директоров и управленческих команд сильных школ над слабыми, которые переходят в эффективный режим работы, и т.д.

В отношении выявленных в ходе контекстуализации школ, нуждающихся в приоритетной поддержке со стороны региона и муниципалитета, будет реализована задача их перевода в эффективный режим работы.

Для определения школ целевой группы образовательных организаций, нуждающихся в приоритетной поддержке, ИРО ВШЭ разработан индекс социального благополучия школы. Он рассчитан на основе проведенных эмпирических исследований и определяет вклад в образовательные результаты школы контекстных характеристик: контингента учащихся, обеспеченности ресурсами, места расположения школы. Учет этого индекса позволяет с большой объективностью оценивать качество работы образовательной организации, выявлять школы, нуждающиеся в поддержке, и, наоборот, отследить те, которые в неблагоприятных социальных условиях демонстрируют высокие результаты обучения, для последующего распространения их опыта.

В настоящее время в разных регионах РФ уже накоплен весьма интересный опыт работы со школами, низкие образовательные результаты которых обусловлены неблагополучными внешними факторами. Так, в Московской области меры материальной (грантовой) поддержки этой группы школ предусмотрены в государственной программе развития образования региона. В Тамбовской области проводится социальный конкурс «Народный проект», на котором сильные школы представляют программы поддержки и сетевого взаимодействия со слабыми школами. Уже более 10 лет Томская область проводит сплошной мониторинг образовательных результатов школ на этапах начального, основного и среднего образования. Каждая школа получает оперативную информацию об образовательных результатах, проблемах и достижениях учащихся и может использовать эту информацию для корректировки программ развития и образовательных программ.

В Республике Саха (Якутия) принят закон субъекта РФ «О кочевых школах», в котором четко определены статус и особенности финансирования школ, механизмы их поддержки и обеспечения доступа учащихся, семьи которых ведут кочевой образ жизни, к качественному образованию. Ямало-Ненецкий автономный округ представлял проект «Образование детей кочевников в Ямало-Ненецком автономном округе» на заседании XV сессии Постоянного форума Организации объединенных наций. В регионе сохранена система присвоения опытным учителям статусов «учитель-наставник», «учитель-методист», а директорам по результатам аттестации присваиваются первая и высшая квалификационные категории.

В Калининградской области разрабатываются программы взаимодействия школ со сложным контингентом учащихся с колледжами, которые предлагают всем учащимся профессиональную подготовку на своей базе. Республика Чувашия организует «интервенции» специалистов регионального Института развития образования в школы с низкими результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В Пермском крае учителя городских школ получили личные автомобили, чтобы добираться до сельских школ, в которых они преподают.

Как показывают результаты исследования, устойчиво успешными являются 12% школ, к категории «устойчиво неуспешных» можно отнести около 30% школ. Остальные образовательные организации показывают нестабильную динамику попадая то в одну, то в другую категорию. Среди стабильно неуспешных есть категория школ, - порядка 1,5% -находящихся в особенно тяжелом положении, - школы, в которых в течение трех лет показывают неудовлетворительные оценки ЕГЭ по двум предметам. В школах, работающих в сложных социальных контекстах, преподает гораздо меньше учителей с высшей категорией (34% против 55% в других школах); коррекционных педагогов (6% против 36%). Профильные программы представлены в 19% школ (против 71%). Контингент учащихся является социально сложным - дети из неполных семей (30% против 18% в других школах), дети из многодетных семей (12% против 5%), дети с неродным русским языком (9% против 2%), дети безработных родителей (13% против 5%) [ 2; 4].

К особенностям школьной культуры «слабых» школ можно отнести:

• лимитированный выбор дополнительных услуг, курсов по выбору;

• в образовательной деятельности практически не используется потенциал олимпиад, конкурсов, проектов;

• работа с одаренными детьми практически не проводится, так как все внимание сосредоточено на обучении массовой доли слабых учащихся;

• происходит отток сильных педагогов и учащихся из школы, так как среда ослабляет мотивацию как педагогов, так и одаренных учащихся;

• школа становится местом «социальной передержки» учащихся, без задачи реализации «социального лифта»;

• низкий уровень активности семей, территории, местных сообществ не дает возможности использовать ресурсы социального партнерства;

• дефицитная ресурсная составляющая, так как школа не участвует и не может участвовать в муниципальных программах, грантовых конкурсах.

В мировой практике исследования по выявлению уровня корреляции между образовательными и иными достижениями учащихся и различными социально-экономическими факторами идут давно. Например, знаменитый доклад Коулмана «Равенство образовательных возможностей», в котором доказывается, что бэкграунд семьи и среды имеет превалирующее значение в образовательных результатах учащегося перед бэкграундом школы [8]. В Великобритании М. Руттер и его коллеги в 1979 г. пришли к выводу, что физическое состояние школы как объекта не влияет на достижения школьников. Значительно большее влияние имеет школа как социальный институт - академический уровень школы, системы мотивации, органы самоуправления и некоторые другие. К. Марджорибэнкс в 2002 г. выделил следующие прямые и косвенные эффекты, оказывающие влияние на достижения школьников:

• семейный бэкграунд;

• структура семьи и ее образовательный капитал;

• устройство школы и ее параметры;

• характеристики учащегося.

Таким образом, от положения, что «школа не может компенсировать общество», через идею Руттера, о том, что «несмотря на различные точки зрения, школы оказывают важное влияние на поведение и результаты учащихся», мировая практика пришла к современным «умеренным» ожиданиям в отношении школьных эффектов [1].

Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам. То есть создавать такую среду, в которой все ученики, вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Государственная поддержка таких школ является элементом образовательной политики, в которой успешно реализуются модели School Improvement Program (программы улучшения школ).

Отечественная региональная практика сформировала основные направления поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах. Комплексно базовые элементы такой поддержки представлены на рис. 2.

Рис. 2. Направления поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах

Конечно, для каждого типа таких школ существуют свои методы и модели развития, которые позволят школе организовать эффективную работу, такие как - оптимизация сети образовательных организаций, обеспечение транспортировки обучающихся, организация сетевого взаимодействия образовательных организаций и дистанционного обучения, улучшение ресурсного обеспечения школ, развитие социального партнерства и форм государственно-общественного управления, участие школ в целевых программах и проектах. Необходима разработка индивидуальной программы поддержки каждой школы с низкими результатами обучения, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях на основе:

• проблемно-ориентированного анализа факторов, обусловливающих неблагополучие;

• региональных и муниципальных программ поддержки таких школ;

• «дорожных карт» по улучшению результатов данных школ.

Необходима отдельная программа поддержки руководителей таких

школ, так как им приходится решать дополнительные задачи. Направления поддержки руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах, представлены на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Направления поддержки руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах

Представляется необходимым сформировать механизмы поддержки таких школ исходя из специфики тех социально-экономических проблем, с которыми столкнулась школа. Расшифровка ресурсного направления поддержки руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах, представлена в таблице 1.

Для поддержки школ со стабильно низкими результатами на региональном уровне разрабатываются «дорожные карты», направленные на повышение эффективности работы муниципальных систем образования и улучшения образовательных результатов отдельных школ. Для того чтобы школа стала эффективной, ей необходимы:

1) Помощь в виде финансовых, материальных, кадровых ресурсов.

2) Дополнительные финансовые ресурсы для оплаты педагогам индивидуальных занятий с учащимися, для поощрения педагогов к профессиональному росту, организации наставничества и тьюторства.

3) Разработка, апробация и внедрение программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения.

4) Обмен опытом и профессиональное взаимодействие руководителей и педагогов образовательных организаций, что, по мнению экспертов, является

одним из самых важных ресурсов улучшения качества преподавания и образовательных результатов учащихся.

Ресурсное наполнение программы поддержки школ

Таблица 1

Методические

Кадровые

Информационные

Финансовые

Материально-технические

Сетевое взаимодействие

• подготовка рекомендаций для работы таких школ в условиях профстандарта и ФГОС;

• проведение семинара для педагогов по организации эффективной работы школы;

• проведение исследования и определение критериев качества внешней и внутренней эффективности образования (определение «узких мест»);

• анализ полученной информации руководителем;

• доведение результатов исследования до коллектива;

• разработка пошагового плана-программы развития школы на среднесрочную перспективу._

• повышение квалификации педагогических работников (учительский рост, устранение проблемы «выгорания» и выравнивание

профессионализма педагога);

• восполнение кадрового дефицита путем стажировок в сильных школах региона, приглашение педагогов из этих школ для проведения открытых уроков;

• мотивационная политика школы (нематериальная, материальная);

• введение штатной единицы психолога;

• развитие профессиональных связей внутри коллектива;

• создание внутри школы условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров;

• наставничество и в педагогическом процессе (среди педагогов и над учащимися;

• формирование индивидуальной образовательной траектории и своевременная ее коррекция.

• создание информационно-образовательных порталов «с обратной связью» для поддержки руководителей в условиях внедрения профстандарта;

• создание отдельной закладки, посвященной школам, работающим в сложных социальных контекстах;

• поддержка руководителей неэффективно работающих школ посредством информационной литературы, семинаров, конференций, выездных мастер-классов;

• формирование внутреннего информационного пространства (базы) школы с акцентом на ключевые проблемы школы;

• дистанционное образование.

• адресная поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах

(финансирование не по нормативу);

• постоянный мониторинг, анализ и определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств с учетом стратегических и тактических задач;

• поддержка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, через конкурсные программы, гранты и другие механизмы финансовой поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах;

• систематически оценивать финансовую эффективность проведенного комплекса работ.

• поиск и совместное использование ресурсов (по договоренност и) близко расположенны х школ;

•сбалансирова нное

распределение ресурсов;

• постоянный мониторинг и системный анализ

потребности в ресурсах с учетом

стратегических и тактических задач.

• развитие горизонтальных и вертикальных связей, всестороннее партнерство с другими школами;

• распределять ресурсы при общей задаче деятельности;

• опираться на инициативу каждого конкретного участника;

• осуществлять прямой контакт участников друг с другом;

• выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;

• использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

5) Педагоги высокой квалификации, логопеды, психологи, педагоги групп продленного дня и дополнительного образования, а также оказание им поддержки и реализация мер по удержанию в школе за счет создания карьерных и финансовых стимулов, внедрение эффективного контракта педагогов, развитие наставничества, коучинга, работа методических объединений.

6) Межшкольное партнерство в ликвидации очагов низкого качества образования и укреплении общего потенциала системы.

7) Повышение уровня качества образования детей в школах, функционирующих в сложных социальных условиях, что в значительной степени зависит от профессионального уровня преподавательского состава школы. Таким образом, реализация модели учительского роста, ориентированной на поддержку школ, функционирующих в сложных социальных условиях, является актуальным нововведением.

Основные принципы развития учительского потенциала с учетом специфики школ, функционирующих в сложных социальных условиях, нацелены на сочетание коллективного и индивидуально-ориентированного подходов. Суть идеи заключается в том, что содержание учительского роста в социальном контексте определяется через процедуры переговоров, согласования интересов, потребностей каждого педагога, профессиональных сообществ, педагогического коллектива в целом и администрации образовательной организации. Такой подход не исключает участия педагогов в традиционных формах повышения квалификации [6].

Особенности поддержки руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах в рамках внедряемого профстандарта, заключаются в том, что необходимо более детальное изучение, мониторинг, анализ, координация образовательной деятельности и определение потребностей образовательной организации в ресурсах с учетом специфики проблем, которые определяют неэффективность школы в конкретный момент времени, на базе методик SWOT и PEST-анализа и методики постановки целей SMART.

Для таких школ постоянное взаимодействие, сотрудничество в любых процессах руководства образовательной деятельностью, с привлечением представителей всех участников образовательных отношений является необходимым и первоочередным. Это позволит всестороннее посмотреть на текущую ситуацию в школе и подобрать соответствующие средства, методы и технологии достижения качественного образования в школе. Не менее важным является нормативное закрепление учета социальных характеристик контингента учащихся в системах мониторинга, контроля и независимой оценки качества образования, которое позволит оказывать адресную поддержку школам, работающим в сложных социальных контекстах, и в конечном итоге решить проблему образовательного неравенства.

Основная задача руководителя такой школы заключается в его способности, посредством личного опыта и профессионального мастерства, с учетом поддержки на разных уровнях власти, перевести свою школу из разряда неэффективных в категорию эффективных. Портрет эффективной школы

можно описать так - это школа, в которой образовательный процесс находится в центре школьной деятельности; школьный коллектив функционирует как единое целое; школьная культура (ценности, убеждения и поведение всех субъектов, вовлеченных в жизнь школы) является позитивной; к людям относятся с доверием и уважением, поощряют профессиональный рост каждого. Организация эффективной работы школы, не обладающей достаточными внешними и внутренними ресурсами - сложная задача, но выполнимая. В школах, работающих в сложных социальных контекстах, необходимо систематически проводить внутреннюю оценку качества образования, мониторинг текущей ситуации и своевременно реагировать на происходящие изменения. На рисунке 4 приведены составляющие управленческого процесса по переводу школы в эффективный режим работы.

Рис. 4. Составляющие управленческого процесса по переводу школы

в эффективный режим работы

Необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для поддержки руководителей школ, работающих в сложных социальных контекстах, исходя из конкретной социально-экономической проблемы, с которой «столкнулась» школа (если укрупнено посмотреть на перечень социально-экономических факторов, влияющих на неэффективность школы (представлены на рисунке 1).

Организационным механизмом помощи школам при переходе в эффективный режим работы является разработка соответствующих региональных целевых программ. Программы, которые включают создание организационной инфраструктуры и координирующего органа, назначение экспертов, тьюторов (менторов), разработку нормативных и финансовых моделей, «дорожных карт», рекомендаций.

В совокупности программы всех уровней должны включать:

• закрепление за школой консультантов, наставников;

• разработку инструментов финансовой поддержки (гранты);

• привлечение квалифицированных педагогов и директоров школ;

• профессиональное развитие педагогов и директоров школ;

• создание профессиональных сообществ учителей;

• партнерство школ целевой группы с сильными школами, школами, достигающими высоких результатов в сложных условиях, университетами;

• взаимодействие с родителями по повышению уровня их вовлеченности в процесс воспитания, а также повышение их компетентности в этой области;

• организацию индивидуальной работы с обучающимися по предметам школьной программы, вовлечение их в профильное обучение и дополнительное образование;

• создание центров обучения русскому языку и культурной адаптации для детей из семей мигрантов.

Для разработки программы перехода в эффективный режим работы школе необходимо самостоятельно или путем внешней инспекции провести диагностику качества преподавания, обучения и образовательной среды. Результаты диагностики определят направления и задачи улучшения результатов.

Руководящему составу школы, работающей в сложных социальных контекстах, рекомендуется разработать:

• пошаговый план программы развития школы на среднесрочную перспективу, подготовив его совместно с педагогическим коллективом и методической службой школы;

• модель системы оценки качества образования (критерии) в школе для своевременного мониторинга возникающих проблем (ситуаций) и оценки происходящих изменений в результате преобразований, направленных на повышение эффективности работы школы. Необходимо систематически проводить оценку качества образования школы, формируя срез за определенные равные периоды времени, уточняя при этом траекторию развития школы, индивидуальные траектории развития педагогов и учащихся;

• систему механизмов поддержки школы для восполнения (замены) недостающих ресурсов и выравнивания шансов детей на качественное образование, а также механизмов, которые позволят организовать эффективную работу школы (с очерченным кругом проблем) [3].

Руководители всех образовательных организаций, независимо от «сложности» их школ, в соответствии с действующим законодательством должны добиваться показателей результативности и эффективности, заложенных в «дорожных картах». Естественно, добиться этого соответствия им будет сложнее, чем коллегам из относительно благополучных школ, поскольку в «неэффективных» школах уже накопился круг проблем, который не решен. Необходима всесторонняя поддержка руководителей таких школ

на всех уровнях исполнительной власти, профессиональная поддержка руководителей, образовательных консалтинг, а также грамотная работа внутри образовательного пространства школы (рис. 5).

Рис. 5. Поддержка руководителя школы в осуществлении перевода школы

в эффективный режим работы

Поддержка профессионального развития руководителя, его дополнительного функционала - способности решать сложные управленческие задачи в различных социальных и организационных контекстах - является одним из действенных направлений поддержки школы. Она должна осуществляться через процесс непрерывного обучения руководителей с учетом опыта зарубежных практик и современных образовательных технологий. В условиях проектно-деятельностного подхода оптимальным является распределенное лидерство, поэтому более эффективным является не индивидуальная практика обучения руководителя, а практика, осуществляемая в рамках школьной команды топ-менеджеров. Педагоги на основе индивидуальных планов профессионального развития должны проходить программы повышения квалификации с использованием модулей, учитывающих работы с особым контингентом школ, работающих в сложных социальных контекстах. Система профессиональной поддержки должна включать обмен опытом с коллегами из аналогичных и успешных школ, стажировки, предоставлять возможность постоянного консультирования и менторского сопровождения. Одним из факторов, определяющих рост качества образования, является выстраивание партнерских связей между школой и родителями, бизнесом, местным сообществом, общественными и религиозными организациями, объединение их усилий в работе по обеспечению успешности всех учащихся. Программа поддержки таких школ рассчитана на длительный цикл, так как сфера образования достаточно инерционна.

Литература

1. Горяйнова В.А. Социально-экономические основы эффективности школ: взаимосвязь ресурсов и образовательных результатов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб, 2012. 19 с.

2. Груничева И.Г., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики: обзор мирового опыта // Вопросы образования. 2012. №3. С. 30-63.

3. Иваненко И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования // Казанский педагогический журнал. 2014. №3(104). С. 131.

4. Кузнецова Е. «Слабые» школы: нет такой проблемы? [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/strategy/29049231.html (дата обращения: 22.03.2017).

5. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/8257 (дата обращения: 22.03.2017).

6. Педагогическая наука и современное образование // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 448 с.

7. Поддьяков А. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью. // Образовательная политика. 2012. №6(62). С. 34-53.

8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71044750/#1 (дата обращения: 22.03.2017).

9. Проект ИРО НИУ «ВШЭ» «Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/ds/difficult (дата обращения: 22.03.2017).

10. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс]. URL: http://www.putm-itogi.ru/2012/02/13/statya-v-v-putina-stroitelstvo-spravedlivosti-socialnaya-politika-dlya-rossii/ (дата обращения: 22.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.