Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УСПЕХ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / УПРАЖНЕНИЯ / ЗАДАНИЯ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SUCCESS / SITUATION OF SUCCESS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNIQUES / EXERCISES / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажук О.В., Пузеп Л.Г.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью применения в образовательном процессе психолого-педагогических приёмов, направленных на формирование успешности будущих педагогов в профессиональной деятельности. Проведенный анализ литературных источников позволил выделить основные приёмы создания ситуации успеха («эмоциональное поглаживание», «коллективная похвала» «отсроченная отметка», «шанс», «эврика», «анонсирование», «задания разной сложности», «обучение самовнушению», «прием дидактической игры»), основным из которых является упражнение. В статье раскрывается содержание упражнений, способствующих снятию эмоционального напряжения, раскрытию потенциальных возможностей студентов, повышению самооценки и уверенности в себе, развитию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных качеств, умений находить решение в разных ситуациях, а также регулировать свои эмоции и поведение. Статья предназначена для руководителей и работников образовательных организаций, педагогов, психологов, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажук О.В., Пузеп Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNIQUES FOR CREATING A SITUATION OF SUCCESS

The relevance of the article is due to the need to use psychological and pedagogical techniques in the educational process aimed at forming the success of future teachers in professional activities. The conducted analysis of literary sources allowed us to identify the main methods of creating a situation of success (“emotional touch”, “group praise”, “delayed mark", "chance", "eureka", "announcement", "tasks of different complexity", "training in auto-suggestion", "reception of a didactic game”), the main of which is the exercise. The article reveals the content of exercises that help to relieve emotional stress, reveal potential opportunities of students, increase self-confidence, develop intellectual, emotional, motivational qualities, self-regulation skills, etc. The article is intended for managers and employees of educational organizations, teachers, psychologists, and students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

УДК 378

Психолого-педагогические приёмы создания ситуации успеха Psychological and pedagogical techniques for creating a situation of success

Бажук О.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, bajuk141183@mail. ru

Пузеп Л.Г., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, puzep@mail. ru

Bazhuk O., Branch of Omsk state pedagogical University in Tara, bajuk141183@mail.ru Puzep L., Branch of Omsk state pedagogical University in Tara, puzep@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.012

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, субъекты образовательного процесса, успех, ситуация успеха, психолого-педагогические приёмы, упражнения, задания.

Keywords: educational and professional activities, subjects of the educational process, success, situation of success, psychological and pedagogical techniques, exercises, tasks.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью применения в образовательном процессе психолого-педагогических приёмов, направленных на формирование успешности будущих педагогов в профессиональной деятельности. Проведенный анализ литературных источников позволил выделить основные приёмы создания ситуации успеха («эмоциональное поглаживание», «коллективная похвала» «отсроченная отметка», «шанс», «эврика», «анонсирование», «задания разной сложности», «обучение самовнушению», «прием дидактической игры»), основным из которых является упражнение. В статье раскрывается содержание упражнений, способствующих снятию эмоционального напряжения, раскрытию потенциальных возможностей студентов, повышению самооценки и уверенности в себе, развитию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных качеств, умений находить решение в разных ситуациях, а также регулировать свои эмоции и поведение. Статья предназначена для руководителей и работников образовательных организаций, педагогов, психологов, студентов.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to use psychological and pedagogical techniques in the educational process aimed at forming the success offuture teachers in professional activities. The conducted analysis of literary sources allowed us to identify the main methods of creating a situation of success ("emotional touch", "group praise", "delayed mark", "chance", "eureka", "announcement", "tasks of different complexity", "training in autosuggestion", "reception of a didactic game "), the main of which is the exercise. The article reveals the content of exercises that help to relieve emotional stress, reveal potential opportunities of students, increase self-confidence, develop intellectual, emotional, motivational qualities, self-regulation skills, etc. The article is intended for managers and employees of educational organizations, teachers, psychologists, and students.

Введение. Современная система российского образования характеризуется большим количеством проблем, одной из которых является проблема здоровьесбережения субъектов образовательного процесса. В последние годы показатели здоровья подрастающего поколения значительно ухудшаются. Это объясняется отсутствием здорового образа жизни, частым пребыванием обучающихся в «ситуации неуспешности», доминированием в учебно-профессиональной деятельности мотивации избегания неудачи. Поэтому основная задача,

стоящая перед педагогом - применение в образовательном процессе методов и приёмов, позволяющих обучающимся в процессе самосовершенствования почувствовать себя успешными.

В психолого-педагогической литературе даётся следующее определение понятий «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация успеха - это целенаправленное создание комплекса условий, позволяющих достичь высоких результатов деятельности, где успех - это результат данной ситуации.

Психологи понимают под успехом положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутого результата, превзошедшего все ожидания личности [6].

Педагоги трактуют успех как достижение в деятельности высоких личностных и групповых результатов [2].

Надо отметить то, что именно педагог создаёт в ходе образовательного процесса различные ситуации успеха для обучающихся, переживание которых приводит к изменениям их внутреннего психологического состояния, дает возможность почувствовать уверенность в себе и выступить своеобразным пусковым механизмом для дальнейшего личностного развития.

Так, например, К.Д. Ушинский в своих трудах говорил о необходимости обеспечения детям успеха в учебной деятельности, который позволит пробудить в ребенке гордость, самоуважение и ответственность за свои собственные достижения

[9].

В.А. Сухомлинский также указывал на то, что смысловой составляющей деятельности учителя является создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Образовательная организация должна стать школой радости, а методы, используемые учителем, должные вызывать у обучающихся радость от общения, а также от познавательной и творческой деятельности [8].

По мнению В.А. Сластенина, ситуация успеха подкрепляет учебную деятельность школьников и характеризуется дифференцированным подходом не только к определению её содержания, но и к уточнению необходимой помощи обучающимся

[7].

В своих трудах И.Ф. Харламов говорил о том, что повысить познавательный интерес у обучающихся можно лишь доброжелательными, но при этом требовательными отношениями между всеми субъектами образовательного процесса (учениками, родителями, учителями). Ситуация успеха обеспечит ребенку уверенность в своих силах и укрепит чувство собственного достоинства [11].

Д. Мак-Клелланд выделяет основные характеристики людей, для которых характерно выраженное стремление к достижению успеха: интернальный локус контроля; склонность к заранее просчитанному риску; постановка реальных и достижимых целей; потребность в признании своих заслуг [3].

А.С. Белкин также говорил о том, что перспективное будущее напрямую зависит от веры обучающегося в собственные силы. Ребенок тянется к знаниям в том случае, если переживает

потребность в учении, интерес, подкрепленные успехом [5].

Исходя из этого, педагог должен замотивировать каждого обучающегося на достижение успеха, дать возможность поверить в свои силы, пережить радость этого достижения. Всё это будет способствовать не только повышению познавательной мотивации, высокой результативности труда, развитию личностных качеств (мобильности, активности, креативности и др.), но и их коррекции (неуверенности, агрессивности, низкой самооценки и др.).

Материалы и методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических научных публикаций по вопросам подготовки «успешных» студентов - будущих педагогов, метод проектирования при разработке содержания учебных заданий.

Результаты исследования. Переживание удовлетворения от процесса и результата своей деятельности достигается путем выполнения педагогом ряда операций, которые осуществляются вербальными и невербальными средствами. Так, например, подбадривающие слова, мягкая интонация, открытая поза, доброжелательная мимика будут способствовать созданию благоприятного психологического фона, помогающего обучающемуся справиться с поставленной перед ним задачей. Положительные эмоции, возникшие в результате успешной деятельности, будут свидетельствовать о внутреннем благополучии человека, а также о его желании вновь достигать высоких результатов.

Но надо отметить тот факт, что создание педагогом ситуации успеха в учебно-профессиональной деятельности не всегда несет в себе положительные результаты, так как постоянная успешность может сформировать безразличие обучающихся, отрицательно повлиять на их волевые качества и привести в конечном итоге к доминированию мотивации «избегания неудач».

Это происходит в связи с тем, что:

- успех, на достижение которого ребенок потратил незначительные усилия, может привести к завышенной самооценке;

- отсутствие рефлексии и релаксации после решения определенной задачи будет способствовать возникновению трудностей при решении следующей, более сложной задачи;

- переживание успеха утратит свою значимость, если полученный результат не будет адекватно оценен другими, или же его результаты окажутся незначительными для самого ребенка и

др.

Таким образом, для достижения высоких результатов в учебно-профессиональной деятельности обучающихся педагогу необходимо создать ситуацию успеха, но при этом знать и учитывать индивидуальные особенности любого ребенка на каждом этапе создания данной ситуации: мотивационный этап (установка на деятельность - эмоциональная подготовка), организационный этап (обеспечение

деятельности - создание условий для успешного решения задачи) и результативный этап (сравнение полученных результатов с ожиданиями обучающегося).

В настоящее время в психолого-педагогической литературе учёными делаются выводы о том, что одним из главных возрастных этапов, в процессе которого происходит развитие мотивации достижения успеха, является младший школьный возраст, так как мотивация достижения успеха тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

Но несмотря на это исследования показывают, что на протяжении всего периода обучения в образовательных организациях (школах, СПО, вузах) проводимая целенаправленная работа в выше указанном направлении позволяет добиться высоких результатов.

Так, например, преподавателями Филиала ОмГПУ в г. Таре в рамках учебно-воспитательного процесса используются следующие приёмы создания ситуации успеха для обучающихся:

- «Эмоциональное поглаживание», которое выражается в подбадривающем и поддерживающем отношении педагога к обучающемуся в процессе выполнения какого-либо задания: «молодец», «у тебя всё получится», «я не сомневаюсь в успешном результате» и др.;

- «Коллективная похвала» - когда за определенные достижения в учебной и творческой деятельности обучающийся получает высокую оценку не только от педагога, но и от других студентов;

- «Шанс», который позволяет обучающемуся раскрыть свои потенциальные возможности при решении педагогических ситуаций;

- «Эврика» - приём, направленный на создание условий, в процессе которых обучающийся в ходе учебно-профессиональной деятельности получает новый результат, открывающий для него перспективы познания. При этом педагог должен не только заметить данное открытие, но и поддержать

обучающегося, замотивировать его на новые свершения;

- «Отсроченная отметка», которая может быть только положительной. В рамках данного приёма педагог по завершению каждого занятия даёт оценку деятельности обучающихся, которая может быть разной, но всегда обязательной. Отметка выставляется только в том случае, когда обучающийся движется вперед и демонстрирует свои достижения в различных видах деятельности;

- «Анонсирование» - приём организации и проведения репетиции будущего действия, который за счёт данной репетиции создаёт уверенность в своих силах;

- «Задания разной сложности» - прием, позволяющий каждому обучающемуся выбрать и выполнить задание, соответствующее уровню интеллектуального развития. При этом содержание задания должно быть одинаковым, а обучающиеся выбирают объем и сложность выполнения данного задания. Таким образом, «сильные» ученики получают шанс показать свою эрудицию, а «середнячки» и «слабые» учащиеся могут отличиться творческим походом, что в свою очередь приведет к получению удовлетворения от выполненного задания;

- «Обучение самовнушению». Данный приём широко используется в педагогике и в психологии, позволяет обучающимся повысить свою самооценку, поверить в свои силы и почувствовать себя более уверенными;

- «Приём дидактической игры», направленный на развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных качеств обучающихся через игровую деятельность и тренинговые упражнения [4].

В качестве основного приема для формирования успешности студентов, в том числе и в будущей профессиональной педагогической деятельности, преподавателями Филиала ОмГПУ в г. Таре применяется упражнение. Этот прием работы позволяет моделировать необходимую ситуацию и совместно с обучающимися находить пути ее решения. Алгоритм работы очень прост. Сначала на занятиях в вузе отрабатываются отдельные упражнения в решении, например, конфликтных педагогических ситуаций, а затем студенты данное упражнение реализуют на практических занятиях.

Основополагающая задача в работе по созданию ситуации успеха в учебном процессе заключается в том, чтобы обучающиеся почувствовали себя успешными путем решения

конкретных педагогических ситуаций, путем приобретения опыта успеха, личностного роста и развития [5]. Так как ранние разочарования и трудности, возникающие в период педагогической практики, а также в начале трудовой деятельности молодого педагога, например, такие как: неумение устанавливать взаимоотношения, боязнь класса при решении конфликтной ситуации и др., могут привести к тому, что у студентов сформируется представление о своей неуспешности в данной деятельности, что приводит к желанию уйти из профессии.

Рассмотрим наполнение упражнений заданиями.

Вначале работы студентам предлагается осмыслить понятие «успешность» через установление ассоциативных связей на каждую букву этого слова. Все высказанные ассоциации фиксируются на доске либо на ватмане (зависит от количества участников и условий проведения), затем идет обсуждение в процессе групповой дискуссии предложенных вариантов. В итоге группа, под руководством ведущего, раскрывает сущность рассматриваемого понятия. Затем ведущий просит группу дать характеристику сочетания «успешный учитель». Для этого группе предлагается ответить на вопросы:

- Какого учителя вы считаете успешным?

- В чем проявляется успешность учителя - в своих достижениях или в победах учеников?

- Что необходимо для того, чтобы учитель стал успешным?

- Какие трудности необходимо преодолевать педагогу для эффективности педагогической деятельности?

- Какие качества и умения нужно развивать педагогу?

Если группе сложно дать характеристику понятия «успешный учитель», то им предлагается посмотреть подборку видеосюжетов из фильмов, где показаны действия педагога в различных ситуациях. Ведущий подбирает разноплановые фрагменты, в которых педагог успешно справляется с классом или проявляет растерянность [5]. После просмотра организуется обсуждение причин возникновения ситуации и возможных вариантов ее решения. В качестве примеров можно рекомендовать фильмы «4:0 в пользу Танечки», «Усатый нянь» и др.

Опыт работы с разными категориями студентов показывает, что они испытывают потребность в развитии умений:

- регулировать свои эмоции, а не «выплескивать» их;

- решать конкретную ситуацию, а не переходить на личность или проявлять обиду на собеседника;

- снятия эмоционального напряжения, а не зациклинность на отдельной проблеме и др.

С учетом полученной информации планируется дальнейшая работа с группой.

Так для понимания учителем ученика мы предлагаем студентам выполнить задание «Рецепт». Группа делится на три подгруппы, каждой из которых предлагается составить рецепт: идеального учителя, идеального ученика, идеального родителя. Затем каждая из групп представляет свой рецепт. Ведущий задает вопросы, касающиеся ожиданий от каждой социальной роли. Далее предлагается обсудить, почему мы знаем, какими качествами должен обладать представитель каждой социальной роли, но не всегда их проявляем; соотнести ожидания каждой позиции друг от друга и реальное соответствие своих качеств занимаемой роли; предъявление требований к другой роли, а не к себе. В завершении занятия проводится обсуждение понимания смысла высказываний «успешный учитель» [10].

Для развития умения саморегуляции и «выхода» из ситуации участникам предлагается обсуждение притчи «Опусти стакан». На примере действий профессора рассматривается отношение человека к возникающим жизненным трудностям, в том числе и в работе учителя. Основная идея притчи заключается в том, что любую ситуацию необходимо решать, а не постоянно думать о ней. В процессе работы с аудиторией делается акцент на том, что справляться с проблемой и идти дальше позволяет только действие.

Снятию эмоционального напряжения способствует выполнение упражнений, сочетающих в себе упорядоченные движения и определенный текст. В качестве примера можно привести такие как «Австралийский дождь», «Поезд», «Бананы-бананы», «Джунгли», «Шестерка», «Лошадки» и т.д. Ведущий задает участникам темп выполнения упражнений, который постоянно возрастает. Задача игроков успеть выполнить названное действие в заданном темпе. Завершаются упражнения на снятие эмоционального напряжения аплодисментами всех участников.

Умение находить ответ в различных ситуациях, часто спорных и не корректных, можно развивать, выполняя упражнение «Достойный ответ». Данное задание помогает выработать у студентов навыки бесконфликтного взаимодействия, которые проявляются в умении

реагировать на ситуацию адекватно, а не оскорблять собеседника. В начале занятия педагогу необходимо подготовить аудиторию к выполнению практического задания. Эта форма работы не является привычной для студентов, поскольку предполагает ответы участников на заранее подготовленные «обидные» фразы и «выпады». Ведущий предлагает каждому выбрать по одной карточке, однако игроки не видят текста фраз. В качестве примера можно использовать такие фразы: «Говорите тише, вы мешаете мне разговаривать»; «Мне все равно, ставьте два»; «Ваши уроки так скучны, что я на них засыпаю!»; «Вы точно учились на учителя?»; «Зачем мне вас слушать? Мне все равно эти знания не пригодятся»; «А вы сами понимаете, о чем рассказываете?»; «Вы только и умеете, что плохие оценки ставить!». Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник по очереди произносит записанную на карточке фразу, обращаясь к соседу справа. Задача слушателя - достойно ответить на «выпад». Затем ответивший участник также должен повернуться к соседу справа и зачитать фразу, которая написана на его карточке. Так каждый побывает в разных ролях. Формулировки фраз подбираются в соответствии с ситуациями, которые необходимо решить. В разных аудиториях текст может меняться. В завершении упражнения «Достойный ответ» ведущий предлагает участникам ответить на вопросы: легко ли вам было выполнять задание, и принимали ли вы близко к сердцу обидные фразы?

Дальнейшую работу со студентами по выполнению заданий можно провести в формате игр «Волшебная шкатулка», «Формула на сегодня», «Корзина советов», «Корзина идей». Для выполнения заданий педагог заранее пишет на листах бумаги положительные утверждения или пожелания (зависит от состава группы), которые помогут молодым людям утвердиться в профессии, поверить в свои возможности и закрепить полученные умения. Формулировка данных утверждений обязательно включает те

умения, которые ранее отрабатывались с этой группой. Ход игры построен таким образом, что каждый участник по очереди выбирает из корзины или шкатулки записку, с содержанием которой он согласен. То есть предполагается, что все участники найдут для себя подходящую формулировку. Если такой записки не окажется, то участник вправе сам сформулировать свои достижения на сегодняшний день. Также возможно студентам подходят несколько формулировок, тогда человеку необходимо выбрать только ту, которая в большей степени ему соответствует.

Каждое из проведенных упражнений завершается обсуждением результатов проделанной работы, достижений каждого участника и группы в целом, а также выбором дальнейших направлений деятельности.

Заключение. Как показало исследование, применяемые педагогами вуза в учебно-воспитательном процессе психолого-

педагогические приёмы создания ситуации успеха способствуют более высокому уровню освоения профессиональных компетенций, мотивации к росту и самоактуализации в профессии, формированию умений преодоления негативных моментов профессиональных деформаций. Это можно объяснить эффективностью предлагаемых психолого-педагогических приёмов, так как на самом деле единой формулы или рецепта успешного обучения, также как и успешного учителя, не существует. Важно в процессе занятий не открыть формулы или рецепты успеха, а необходимо овладеть приемами, которые могут помочь будущим учителям найти наиболее приемлемый способ действия в разных ситуациях.

Психолого-педагогические приёмы в учебно-воспитательном процессе могут использоваться для создания «ситуации успеха» не только студентов вуза, но и студентов СПО, а также старшеклассников, так как успех в учебе - это завтрашний успех в жизни».

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Academia, 2005. - 173 с.

3. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. пер. Е.П. Ильина. - Питер, 2007. - 669 с.

4. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 96 с.

5. Педагогическая психология; под ред. Л.А, Регуш, А.В. Орловой. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.

6. Подопригова А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. - М.: Феникс, 2012. - 459 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.

Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

9. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. - 2-е изд., М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.

10. Фопель К. Групповая сплоченность: психологические игры и упражнения: перевод с немецкого / Клаус Фопель. - Москва: Генезис, 2010. -330 с.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2005. - 516 с.

References:

1. Winter I.A. Pedagogical Psychology / I.A. Winter. -M.: Logos Publishing Corporation, 2000. - 384 p.

2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogical Dictionary: for students of higher and Wednesday ped textbook. institutions / G.M. Kojaspirova, A.Yu. Kojaspirov. - M.: Academia, 2005. - 173 p.

3. McClelland D. Human Motivation / D. McClelland; scientific ed. trans. E.P. Ilyina. - Peter, 2007. - 669 p.

4. Matyash N.V. Methods of active socio-psychological training: textbook. alloWance for students. higher textbook. institutions / N.V. Matyash, T.A. Pavlova. - M.: Publishing Center "Academy", 2010. - 96 p.

5. Educational psychology; under the editorship of L.A., Regush, A.V. Orlova. - St. Petersburg: Peter, 2011. -416 p.

6. Podoprigova A.S. Brief psychological dictionary / A.S. Podrigov. - M.: Phoenix, 2012. - 459 p.

7. Slastenin V.A. Pedagogy: textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; under the editorship of V.A. Slenin. - M.: Publishing Center "Academy", 2002. - 576 p.

8. Sukhomlinsky V.A. About education / V.A. Sukhomlinsky. - 4th ed. - M.: Politizdat, 1982. - 270 p.

9. Ushinsky K.D. Pedagogy. Selected Works / K.D. Ushinsky. - 2nd ed., Moscow: Yurayt Publishing House, 2017. - 284 p.

10. Fopel K. Group cohesion: psychological games and exercises: translation from German / Klaus Fopel. -Moscow: Genesis, 2010. - 330 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kharlamov I.F. Pedagogy: textbook. allowance for students of ped. specialties / I.F. Kharlamov. - M.: Gardariki, 2005. - 516 p.

13.00.0S Теория и методика професисонального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.