Шеффинг Е.Н. ©
Магистр педагогических наук, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается сущность ситуации успеха как педагогического средства, технологические операции обеспечения ситуации успеха в учебной деятельности.
Ключевые слова: успех, успешность, ситуация успеха. Keywords: success, being successful, a situation of success.
Доказан тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность [1]. Вместо стремления к познанию, стресс вызывает желание избегать контакта с новым, неизведанным. Необходимо отметить, что в вузе учатся люди достаточно взрослые, но зачастую не вполне зрелые психологически, не всегда уверенные в себе, иногда ранимые, поэтому от способа организации учебной деятельности зависит качество сотрудничества на занятии и результат обучения.
Для развития личности необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки, мотивирует к деятельности, направленной на достижения.
В психолого-педагогической литературе, а также в ряде диссертационных исследований, рассматривается так называемая «ситуация успеха» как педагогическое средство формирования мотивации достижения успеха у обучающихся.
Белкин А.С. [2] определяет «ситуацию успеха», как «целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значимых результатов в деятельности».
Созвучно с этим определением мнения многих исследователей, в частности И.А. Ларионовой [3], которая описывает ситуацию успеха в учебной деятельности как «целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную учебную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и способствуют адекватному восприятию результатов своей деятельности». Предлагается в качестве функций ситуации успеха рассматривать подкрепление усилий личности, стимулируемой действиями авторитетного лица; самоопределение и саморазвитие, а также удовлетворение человеком самой деятельностью. Автор выделяет следующие «формы успеха»: успех-признание результата; успех-признание значимыми людьми; успех-преодоление трудностей; успех - осуществление назначения.
С социолого-педагогической точки зрения, казахстанский ученый А.Н. Тесленко [4] предлагает оценивать результат стратегии и тактики педагога по конкретным критериям: достижением социально-значимых результатов, активности (творчество, волевые акты, общение), регуляции (воздействие на мотивацию внешних и внутренних раздражителей), активизации познавательной активности. Среди личностных критериев успешности указывается: саморазвитие, самообразование, самоактуализация.
Основываясь на исследованиях и разработках ученых, можно определить принцип построения ситуации успеха, подразумевающий, что студент переживает положительные
© Шеффинг Е.Н., 2016 г.
эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость).
К приемам создания ситуации успеха можно отнести:
• Дифференциацию обучения, предполагающую наличие разноуровневых заданий, предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения.
• Позитивная обратная связь, которая должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу), индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими обучающимися
• Словесные подкрепления, нейтрализующие нежелательные эмоции, активизирующие деятельности достижения вызывающие уверенность в своих силах (Таблица 1).
Дифференцированное обучение предполагает создание разноуровневых групп. Для каждой группы преподавателем подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям студентов. Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является, на наш взгляд, предоставление студентам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки или нет. С целью коррекции такого эмоционального состояния обучающихся как тревожность по поводу оценки, можно использовать прием условного разделения аудитории на 2 поля: место на сомнение и место на оценку.
Важным моментом процесса организации ситуации успеха является переатрибуция нежелательных убеждений (атрибуции успехов и неудач) в процессе учебной деятельности. Одна из задач атрибутивной переориентации - дать индивидууму верное представление о собственных способностях и компетентности [5]. Для изменения стиля атрибуции можно использовать в качестве метода обратной связи - устное и письменное комментирование результатов выполнения заданий по дисциплине. Преподаватель использует эту связь в контексте выполняемых студентами заданий, его комментарии направляются на изменение неблагоприятной атрибуции, повышение самооценки и мотивации с помощью высказываний, подчеркивающих способности каждого, поощряющих старание, объясняющих неудачи и пути их преодоления.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие определенные затруднения в обучении. В связи с этим, подбираются такие задания, с которыми студенты данной категории справляются без особых затруднений, лишь потом осуществляется переход к более сложным заданиям, также используются сдвоенные задания, где первое готовит к выполнению следующего.
Технологически, ситуация успеха обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий студенту справиться с поставленной перед ними задачей.
Таблица 1
Словесные подкрепления в психологическом сопровождении учебного процесса
Примеры словесных конструкций Значение
Ничего страшного... Молодец! Прекрасно! снятие страха и напряжения, эмоциональная поддержка
Начните делать так. Выполняя работу, не забудьте о..... инструктирование
У тебя получится... авансирование
Только у тебя и может получиться. персональная исключительность;
Нам это так нужно для. усиление мотивации
Больше всего мне в твоей работе высокая оценка детали
понравилось. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.
Мы были уверены, что у тебя получится! вера в успех
Твоя работа нам всем понравилась и оказалась полезной. признание результата деятельности
Яснее стало решение проблемы. Особенно просматривается четкость и логика выделение достоинств исполнения
Мы получили удовольствие от твоего выступления. подчеркивание значения результата
Все согласны?... Замечательно, не так ли.? высокая оценка в виде признательности и благодарности
Без твоей помощи твоим однокурсникам не справиться . показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность
Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения. помощь в преодолении неуверенности в собственных силах, боязни самого дела и оценки окружающих
У вас обязательно получится. Я даже не сомневаюсь в успешном результате. авансирование успешного результата, внушает обучающемуся уверенность в свои силы и возможности
Он, наверное, устал, поэтому. Как хорошо, что он это сказал, теперь мы. добр ожелательность
У него получится. Она способная. Он уже лучше стал работать. вера в силы и успех каждого
Не страшно, что получилось, если мы разберёмся в причинах. поиск истины
На время забудем обо всём, кроме нашей проблемы, она требует решения. соср едоточенность
Мы готовы тебя выслушать. В твоём возражении есть, конечно, основание. принятие любого возражения
Примечание: [разработано автором].
Следует сказать, неоднократно повторяющийся успех может вызывать негативное влияние на развитие личности. Нужно следить за тем, чтобы у студентов не произошло привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Преодоление данного феномена осуществляется с помощью рефлексии (эмоции неудовлетворения, неудовольствия вызывают желание преодолевать трудности, мотивируют к поиску новых способов освоения дисциплины [6]).
Достоинство ситуации успеха как педагогического средства заключается в том, что такой способ организации учебного процесса дает возможность оптимально мобилизовать интеллект и эмоциональные возможности личности в процессе обучения, повысить уровень притязаний, самооценку, самоуважение, веру личности в себя, также позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат. Но, наряду с тем, что ситуация успеха -эффективное средство в организации учебной деятельности, оно не может заменить другие или остаться единственным.
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Владос, 2003. - 576 с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. - М: Просвещение, 1991. - 176 с.
3. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург: Изд-во ЕГПУ, 1996. - 28 с.
4. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности. Учебное пособие. - Астана: ЕАГИ, 2011. - 375 с.
5. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.
6. Засыпкина Е. С. Ситуация успеха-неуспеха как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: автореф. дис. канд. пед.наук. - Волгоград: Изд-во ВГПА , 2004. - 32 с.