УДК 378.02:37.016
О. В. Шварева
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙСОВ
Раскрываются проблемы, возникающие перед учебной практикой у будущих бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», в связи с их низким уровнем мотивации успеха, приводящим к психологическому барьеру. Представлены принципы и апробированный алгоритм создания ситуации успеха с использованием кейса в рамках изучения дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла, включающего мотивационный, организационный, результативный и рефлексивный этапы. Обосновано, что при написании кейсов для обозначенной выше работы целесообразно учитывать когнитивную, личностную, деятельностную составляющие учебной дисциплины.
Ключевые слова: учебная практика, проблемы, возникающие перед учебной практикой, мотивация, алгоритм создания ситуации успеха, кейс.
Профессиональное становление человека осуществляется теоретически и практически. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования обозначено, что освоение практики обучающимися - это обязательный вид их деятельности. Первой практикой в студенческой жизни является учебная, ориентированная на получение первичных профессиональных умений и навыков [1]. Особенность данного вида практики (проводящейся в четвертом семестре в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направление «Психология и социальная педагогика») заключается в формировании интереса к будущей профессии и профессиональной адаптации. Учебная практика - первый сложный и ответственный этап в профессиональном становлении будущих бакалавров, положительная мотивация на которую имеет важное значение. Однако анализ личных бесед с обучающимися показывает, что у них часто возникают проблемы в ее процессе. С целью выявления и преодоления трудностей будущих бакалавров в ходе учебной практики проанализировали отчетную документацию по итогам учебной практики третьекурсников, обучающихся на кафедре социальной педагогики Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), и предложили им написать эссе на тему «Учебная практика: плюсы и минусы». Представим полученные результаты:
- неуверенность в своих социально-психолого-педагогических теоретических знаниях в работе с определенными категориями детей, тревога;
- боязнь установления первичного контакта с детьми, родителями и педагогами по причине их большой занятости (на работе и т. д.) и отсутствия коммуникативного опыта с ними;
- концентрация на своих переживаниях;
- сложность интеграции и перевода теоретических знаний в практическую деятельность и т. д.
Из перечисленного следует, что обучающиеся испытывают трудности в когнитивной, деятель-ностной и личностной сферах. Не преуменьшая значимости первых двух сфер, в настоящей статье сделан акцент на личностную сферу, одной из составляющих которой является мотивация. Поэтому с второкурсниками кафедры социальной педагогики ТГПУ очной и заочной форм обучения (51 человек) с целью определения уровня мотивации на учебную практику провели диагностику видов мотивации (мотивации успеха и мотивации боязни неудач). Осуществлялась она с помощью опросника измерения мотивации надежды на успех (МУН) А. Реана [2]. Респондентам предложили ответить на 20 вопросов, выбрав один из ответов («да» или «нет»). Анализируя результаты обработки полученных данных, диагностировали, что мотивация боязни неудач прослеживается у 60 % респондентов, а мотивация успеха - у 40 %. Следовательно, 60 % второкурсников будут испытывать затруднения в ходе учебной практики. Одним из вариантов решения данной проблемы является воздействие на их мотивационную сферу через создание ситуации успеха.
В результате анализа психолого-педагогической литературы установили, что проблеме создания ситуации успеха в учебной деятельности уделяли внимание А. В. Мудрик, Г. Л. Тульчинский, А. С. Белкин, Ю. В. Андреева и др. Ю. В. Андреева обращает внимание на то, что отечественные исследователи рассматривают успех в контексте понятий «самоуважение», «мотивация достижения» в рамках психологического, социологического, этического и других аспектов его изучения [3]. В настоящей работе раскрываем понятие «ситуация успеха» в рамках педагогического аспекта, в котором оно характеризуется как возможность достижения запланированных учебных результатов.
В педагогику понятие «ситуация успеха» пришло из психологической теории оптимизма
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)
Мартина Зелигмана, в которой оно характеризуется как фактор, условие и педагогическая технология [4]. В данной работе под ситуацией успеха следует понимать сочетание условий, обеспечивающих успех (результат воздействия данной ситуации); целенаправленно сконструированную преподавателем ситуацию с использованием различных методических средств для поэтапного фиксирования положительного результата, достигаемого обучающимися. Одной из целей создания ситуации успеха является формирование мотивации достижения успеха, придание уверенности обучающимся для решения возникающих проблем. Соглашаясь с утверждением Ю. В. Андреевой, обозначим, что мотив достижения успеха выражается в позитивных переживаниях и в желании обучающихся сделать свою работу на высоком уровне [4], а также развивает познавательный интерес обучающихся, корректирует их личностные особенности, развивает инициативу, креативность, активность и поддерживает благоприятный психологический климат в студенческой группе. В связи с этим с бакалаврами второго курса осуществляли работу по созданию ситуации успеха в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла с применением кейсов.
Кейс - описание ситуации, участники которой совершают определенные действия [5]. Процесс написания кейса и организация занятия с его применением ранее изложены в одной из работ автора данной статьи [6]. Поэтому акцентируем внимание читателей на том, что при разработке содержания кейсов для создания ситуации успеха закладывались когнитивная, деятельностная составляющие учебной дисциплины (личностная - развивалась в процессе решения кейса) и выявленные ранее проблемы, возникающие в ходе учебной практики. Обозначим виды заданий по учебной практике с целью их соотношения с содержанием кейса: знакомство с образовательной организацией, нормативно-правовыми документами, знакомство с социально-педагогическими категориями лиц, технологиями работы с ними социального педагога и психолога и др.
Приведем пример одного из таких кейсов: «На обучение в техникум поступила Светлана (17 лет, имеет статус сироты). Светлана проживает в квартире бабушки (являющейся ее опекуном) с гражданским мужем (Игорь, 23 года, специального образования не имеет). Разрешения органов опеки и попечительства на проживание с мужчиной не имеет. У Светланы есть сын - 1,5 года. При поступлении в техникум Светлана обещала, что с ребенком будет водиться бабушка. За первый месяц обучения Светлана семь раз посетила уроки в техникуме. Социальный педагог техникума Иванова
Елена Петровна (31 год, образование высшее, стаж работы 5 лет) неоднократно выезжала к Светлане по месту ее проживания. Светлана объясняла, что не с кем оставить ребенка, так как с бабушкой она поругалась, а муж работает. Иванова Елена Петровна, Рябова Тамара Александровна (52 года, заместитель директора по воспитательной работе, образование высшее, стаж работы 21 год), Сиделе-ва Александра Николаевна (48 лет, начальник отдела опеки и попечительства, образование высшее, стаж работы в должности 14 лет) постоянно проводили со Светланой беседы профилактического характера. Но ситуация не менялась.
Для решения обозначенной проблемы Елена Петровна и Тамара Александровна в своей работе ориентировались на Конституцию Российской Федерации; законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка, в соответствии с которыми они приняли решение написать ходатайство главе района с просьбой предоставления места ребенку Светланы в детском саду (ясельной группе) и ходатайство начальнику отдела опеки и попечительства с просьбой разрешить Светлане зарегистрировать брак. Светлана, в свою очередь, написала заявление с просьбой предоставить ребенку место в детском саду.
В итоге сыну Светланы предоставили место в детском саду, с Игорем зарегистрировала брак, стала посещать занятия в техникуме.
Вопросы и задания к кейсу:
1. Верное ли, с вашей точки зрения, было принято решение социальным педагогом в данной ситуации? 2. Сформулируйте цель и обозначьте вид социальной профилактики, который целесообразно применять в данной ситуации. 3. Работая с указанными в ситуации нормативными документами, выпишите пункты и статьи, на которые ориентировались социальный педагог и заместитель директора по воспитательной работе. Необходимо ли еще обратиться к каким-либо документам? Обоснуйте свой ответ. 4. В микрогруппах импровизируйте и проанализируйте ваши действия в подобной ситуации.
Работа по решению кейсов осуществлялась на занятиях (с целью необходимости ведения диалога), в процессе которой преподаватель создавал ситуацию успеха у второкурсников:
- через доброжелательную атмосферу в аудитории, давая возможность обучающимся осознать и пережить радость от самостоятельно найденного ими варианта решения кейса с применением теоретических знаний по учебным дисциплинам;
- формирования умения корректно вести дискуссию всеми участниками решения;
Алгоритм создания ситуации успеха с применением кейса
Алгоритм решения кейса обучающимися Алгоритм создание ситуации успеха преподавателем
Мотивационный этап
Установка на деятельность. Чтение кейса, поиск ключевых фактов, обозначение первоначального понимания проблемы Вербальное снятие страха обучающихся перед содержанием кейса с целью преодоления неуверенности в собственных силах, робости, боязни самого дела, оценки окружающих. Возможные варианты: «Содержание кейса легкое, этот материал мы уже изучали», «Только в результате поиска и проб может что-то получиться», «Человек всегда может найти способы решения» и т. д.
Организационный этап
Формулирование центральной проблемы кейса, определение подпроблем Авансирование успешного результата с целью выражения уверенности, в том, что обучающийся справится с поставленной задачей. Возможные варианты: «Я уверена - у вас все получится», «Успешность ваших результатов гарантирована» (эффект Розенталя - эффект навеивания) и т. д.
Формулирование альтернативных направлений действий и их анализ Скрытое инструктирование преподавателем действий обучающихся и внесение мотива с целью направления их умственной деятельности в выборе способов и форм принятия решения. Возможные варианты: «Формулируя решение, помните о.», «Возможно, анализ лучше начать с.», «Одногруппникам нужна твоя помощь.» и т.д.
Формулирование окончательного варианта решения кейса Мобилизация активности (педагогическое внушение) с целью побуждения к выполнению конкретных действий. Возможные варианты: «Хочется скорее начать работу», «Скорее бы увидеть, услышать вашу презентацию» и т. д.
Результативный этап
Презентация решения кейса Персональная исключительность и высокая оценка детали с целью обозначения важности усилий обучающегося в совершаемой или предстоящей деятельности; помощи эмоционального переживания успеха отдельной детали деятельности. Возможные варианты: «Только в данный момент справишься с этой задачей», «Только твоим умениям мы можем доверять»; «Особенно тебе удалось объяснить.», «Высокой оценки заслуживает эта часть выполненной тобой работы», «Больше всего мне в твоей работе понравилось.» и т. д.
Рефлексивный этап
Рефлексия проводится с целью самоанализа. Возможные варианты: «Узнал новое о...», «Мне удалось преодолеть свою боязнь...», «В будущем я...», «Выполнить данную работу мне позволили такие мои качества, как.», «Я верю, что в следующий раз у меня получится еще лучше», «Мне интересно работать в этой организации, так как.» и т. д.
- вербальную похвалу преподавателя и одно-группников по отношению к студенту, презентующему решение кейса;
- осуществление саморефлексии и рефлексию окружающих, направленные на формирование веры в себя и эмоциональной стабильности.
Подробный алгоритм создания ситуации успеха с использованием кейса приведен в таблице.
Представленную в таблице работу по созданию ситуации успеха с использованием кейсов осуществляли с учетом гуманистических принципов: анализа и понимания причин неуспеха; оптимизма;
взаимодействия; диалога; свободы выбора и ответственности за него; учета индивидуальных физических и психических особенностей. Повторное проведение с бакалаврами второго курса измерения мотивации надежды на успех по опроснику А. Реана показало, что мотивация боязни неудач прослеживается у 27 % респондентов, а мотивация успеха - у 73 %. Из этого следует, что использование кейса позволяет создавать ситуацию успеха у самих будущих практикантов и одновременно подготавливать их к созданию ситуации успеха в работе с социально-педагогическими категориями лиц.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» от 14.12.2015 № 1457. П. 6.7. С. 6.
2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
3. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.
4. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 17-21.
5. Шабанова И. А., Ковалева С. В. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРУ БиНеПп). 2015. Вып. 11 (164). С. 58-61.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)
6. Шварева О. В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 185-191.
Шварева О. В., старший преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.02.2016.
O. V. Shvareva
TRAINING BACHELORS FOR EDUCATINAL PRACTICE THROUGH CREATION OF A SUCCESS SITUATION
USING CASE METHOD
This article deals with problems faced by the future bachelors specialized in Psycho-pedagogical education 44.03.02 (Psychology and Social Pedagogy) before their practical training. These problems were caused by their low level of success motivation (leading to psychological barrier) that was identified by using a questionnaire measuring hope of success motivation by A. Rean. This article also proves applicability of Positive Psychology techniques of Martin Seligman in teaching practice of higher education. The article presents the principles and tested algorithm for creating a situation of success using a case within studying basic disciplines and variable parts of the professional cycle including motivational, organizational, effective and reflective stages. The article points out that considering the cognitive, personal and activity components of the discipline is reasonable when writing the cases. This helps the future trainees to create a situation of success and also prepares them for the creation of such situation when dealing with the social and pedagogical categories of people.
Key words: bachelors, practical training, problems faced before the practical training, motivation, algorithm for creating a situation of success, case.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovateTnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 "Psikhologo-pedagogicheskoyeobrazovaniye"ot 14.12.2015no. 1457. P. 6.7. S. 6[The federal state educational standard of higher education for specialization 44.03.02 "Psycho-pedagogical education" from 14.12.2015 no. 1457. P. 6.7. P. 6] (in Russian).
2. Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psikhologiya ipedagogika: uchebnik dlya vuzov[Psychology and Pedagogy: textbook for students]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 432 p. (in Russian).
3. Andreeva Yu. V. Sozdaniye situatsii uspekha v uchebnoy deyatel'nosti podrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Creating the situation of success in educational activity of teenagers: synopsis of a thesis for scholarship of candidate of pedagogical sciences. Diss. cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2003 (in Russian).
4. Andreeva Yu. V. Sozdaniye situatsii uspekha kak voploshcheniye idei optimizma: pedagogicheskaya interpretatsiya teorii M. Zeligmana [Creating the Situation of Success as Implementation of the Optimism Idea: Pedagogic Interpretation of M. Seligman's Theory]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii- Innovative Projects and Programs in Education, 2013, no. 2, pp. 17-21 (in Russian).
5. Shabanova I. A., Kovaleva S. V. Uchebnye keysy v prepodavanii distsipliny "Metodika obucheniya khimii" [Case study in teaching the discipline "Methods of teaching chemistry"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 11 (164), pp. 57-62 (in Russian).
6. Shvareva O. V. Keys-metod i ego resursy v formirovanii pedagogicheskoy kompetentnosti sotsial'nykh pedagogov [The case-method and its formation resources social teachers' pedagogical competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 185-191 (in Russian).
Shvareva O. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]