Научная статья на тему 'Средства воспитания педагогического оптимизма в процессе подготовки будущего учителя'

Средства воспитания педагогического оптимизма в процессе подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ПРЕДВОСХИЩАЕМЫЙ УСПЕХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE TEACHER / PEDAGOGICAL OPTIMISM / SITUATION OF SUCCESS / ANTICIPATED SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / CASE-STUDY TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Юлия Владимировна

В статье рассматривается одна из актуальных задач высшего педагогического образования: сопровождение развития личностного и творческого потенциала студента будущего педагога. В контексте исследования авторы анализируют понятие «педагогический оптимизм» с позиции профессионально и личностно значимого качества учителя, способствующего конструктивному взаимодействию с субъектами педагогического процесса. Раскрывается основополагающее условие воспитания педагогического оптимизма при подготовке будущих учителей создание ситуаций ожидания успеха, описывается способ его реализации в образовательном процессе на основе применения технологии кейс-стади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means to Develop Pedagogical Optimism in the Process of Future Teacher’s Training

The article examines one of the relevant problems of higher pedagogical education: accompanying the development of the personal and creative potential of a future teacher. In this context, the author analyses the notion “pedagogical optimism” as a personally and professionally valuable quality that promotes constructive interaction with subjects of pedagogical process. The paper argues that creating situations of success is a basic way of pedagogical optimism formation when training future teachers. The potential of the case-study technology in solving this problem is revealed.

Текст научной работы на тему «Средства воспитания педагогического оптимизма в процессе подготовки будущего учителя»

Z0 грогпото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Средства воспитания педагогического оптимизма в процессе подготовки будущего учителя

Яковлева Ю. В.1, к. пед. н.

1 Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных задач высшего педагогического образования: сопровождение развития личностного и творческого потенциала студента - будущего педагога. В контексте исследования авторы анализируют понятие «педагогический оптимизм» с позиции профессионально и личностно значимого качества учителя, способствующего конструктивному взаимодействию с субъектами педагогического процесса. Раскрывается основополагающее условие воспитания педагогического оптимизма при подготовке будущих учителей - создание ситуаций ожидания успеха, описывается способ его реализации в образовательном процессе на основе применения технологии кейс-стади. Ключевые слова и фразы: профессиональная подготовка; будущий педагог; педагогический оптимизм; ситуация успеха; предвосхищаемый успех профессиональной деятельности; технология кейс-стади.

EN

Means to Develop Pedagogical Optimism in the Process of Future Teacher's Training

Yakovleva Y. V.1, PhD

1 Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

Abstract. The article examines one of the relevant problems of higher pedagogical education: accompanying the development of the personal and creative potential of a future teacher. In this context, the author analyses the notion "pedagogical optimism" as a personally and professionally valuable quality that promotes constructive interaction with subjects of pedagogical process. The paper argues that creating situations of success is a basic way of pedagogical optimism formation when training future teachers. The potential of the case-study technology in solving this problem is revealed.

Key words and phrases: professional training; future teacher; pedagogical optimism; situation of success; anticipated success of professional activity; case-study technology.

Введение

Проблема взаимодействия субъектов педагогического процесса становится все более актуальной для современной системы образования. Отношения между педагогами и их воспитанниками, так же, как между детьми и их родителями, характеризуются в последнее время как особенно трудные и острые, о чем свидетельствуют частые публикации в СМИ по этому поводу. Согласно последним социологическим исследованиям, процент студентов педагогических вузов, планирующих работать в сфере получаемой профессии, снижается пропорционально периоду обучения в университете. Основными причинами происходящего, как правило, становятся проблемные, часто конфликтные ситуации профессиональной деятельности, способствующие повышенной импульсивности действий в отношениях с обучающимися, развитию у учителей таких личностных качеств, как бездеятельность, инертность, чувство профессиональной некомпетентности [4]. Между тем педагог должен стремиться к успешному решению образовательных задач вне зависимости от окружающих, в том числе неблагоприятных, условий, сохранять спокойствие, оставаться для учеников примером тактичного и уравновешенного поведения.

В силу этого актуальной задачей подготовки студентов к педагогической деятельности становится развитие и формирование профессионально значимых качеств личности, в частности тех, которые способствуют

Е-mail: 1 Yulia_ya1988@mail.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 13.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378.147 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.25

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 2. С. 272-276 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 272-276

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

эффективному взаимодействию с обучающимися. Многочисленные исследования позволяют отнести к таким качествам личности педагога: коммуникативность, уравновешенность, стрессоустойчивость, педагогический гуманизм, эрудицию, эмпатию, толерантность, педагогический такт и др. В настоящий момент ряд ученых (З. А. Арскиева, Ф. Н. Алипханова, Ю. В. Андреева, Г. А. Карелова и др.) расширяют перечень профессионально значимых качеств учителя понятием «педагогический оптимизм», характеризуя его личностным стремлением к профессиональному самосовершенствованию [3, с. 47]. Так, еще В. А. Сухомлинский отмечал в своей книге «Сто советов учителю»: «Только оптимизм, вера в человека - неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника» [10, с. 77].

Между тем анализ научной литературы по проблеме показал недостаточную разработанность прикладного аспекта воспитания педагогического оптимизма в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, поскольку большая часть исследований посвящена изучению общекультурных и психологических особенностей указанного понятия, что и обусловило актуальность данного исследования.

Цель работы состоит в выявлении результативных условий и средств воспитания педагогического оптимизма будущих учителей.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач: 1) определение сущностных характеристик понятия «педагогический оптимизм», его особенностей и 2) выявление средств воспитания педагогического оптимизма в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

Научная новизна исследования заключается в выявлении условий и средств, способствующих воспитанию педагогического оптимизма, а также в целом повышающих качество профессиональной подготовки будущего педагога.

Основная часть

Впервые понятие «оптимизм» в своих работах применил К. Г. Лейбниц (XVII век), обозначая таким образом «наилучший» (в переводе с латинского языка) способ мышления. С психологической точки зрения оптимизм рассматривается в двух аспектах: оптимизм как ожидание того, что в будущем будет больше хороших событий (Ч. Карвер, М. Шейер), и оптимизм как способ объяснения причин происходящих событий, успехов и неудач (М. Селигман) [Цит. по: 5].

Фундаментом понятия «педагогический оптимизм» по праву можно считать принцип педагогического опережения, основоположником которого является Ян Амос Коменский, написавший в «Великой дидактике» о том, что учить можно всех и всему [6]. Развитием принципа занимался А. С. Макаренко: основываясь на опыте работы с несовершеннолетними правонарушителями, он указал на то, что принцип связан не только с нахождением и дальнейшей опорой на положительные качества ребенка, но иногда и с их переориентацией [8]. И. П. Подласый в своих работах в ряду профессионально-значимых качеств личности учителя называет «профессиональный оптимизм». Не давая четкого определения, ученый отмечает его значимость: «Без профессионального оптимизма, веры в то, что коррекционная помощь ученику необходима и непременно даст свои результаты, учителю будет трудно выполнять свое дело» [9, с. 51]. О. П. Демиденко также указывает, что педагогический оптимизм является частным проявлением оптимизма и трактуется как вера педагога в силы и возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы и настроенность на восприятие положительных сторон детей [Цит. по: 3].

С психологической точки зрения, оптимизм является врожденной характеристикой, природной склонностью, но может быть целенаправленно воспитан в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта, что вызывает несомненный интерес. Решение обозначенной задачи потребовало изучения мнения представителей педагогического сообщества о значимости воспитания педагогического оптимизма у будущих учителей. Для этого был проведен опрос студентов (82 человека) и преподавателей (21 человек) Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. В опросе приняли участие студенты факультета социального управления, обучающиеся по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» с 1-го по 4-й курс. Анализ полученных результатов показал осознание большинством их них важности воспитания педагогического оптимизма (более 70% опрошенных). Четверть опрошенных студентов и 5% преподавателей отметили, что с понятием незнакомы. Между тем более половины респондентов (74% студентов и 52% преподавателей) считают основным способом воспитания педагогического оптимизма профессиональный опыт. Таким образом, полученные результаты опроса показали необходимость выявления условий воспитания педагогического оптимизма в процессе профессиональной педагогической подготовки.

С точки зрения гуманистического подхода оптимизм следует рассматривать как веру в положительные качества человека, которые раскрываются и развиваются при создании специальных условий. Ш. А. Амонашвили в своих работах вводит понятие «деятельностного оптимизма», говоря о необходимости выстраивания процесса целенаправленного педагогического влияния на лучшее в ребенке, основываясь на наблюдении и анализе его поведения [1]. Как и А. С. Макаренко, который отмечал необходимость выдвижения оптимистической гипотезы в процессе проектирования процесса развития и воспитания детей [8], А. С. Белкин говорит о необходимости создавать возможность реализации позитивных сил ребенка, вселять уверенность в собственные силы, открывать оптимистическую перспективу нравственного развития детей, создавать ситуацию успеха [5]. Таким образом, согласно гуманистической педагогике, основополагающим условием воспитания оптимизма можно считать создание ситуаций для развития и доверия субъектов педагогического процесса, а в частности в создании ситуаций успеха.

С социально-психологической точки зрения успех - это баланс между ожиданием человека и результатом его деятельности. Успешность характеризуется степенью преобладания достигнутого результата над ожидаемым или их соответствием. В педагогическом аспекте ситуация успеха - это целенаправленно организованное событие, при котором создается возможность достижения значимых результатов в деятельности конкретной личности или коллектива в целом [Там же]. В образовательном процессе создание ситуаций успеха основывается на целенаправленном сочетании психологических и педагогических средств, которые способствуют сознательному включению каждого учащегося в познавательную деятельность в зависимости от индивидуальных способностей, которые обеспечивают благоприятное отношение к выполнению учебной задачи и адекватное восприятие результатов своей деятельности. Одним из основных правил реализации этого принципа в педагогической практике является то, что предлагаемая деятельность должна приносить удовлетворение, обучающийся должен быть уверен в своих возможностях и способностях.

Отметим, что условие создания ситуаций успеха в процессе подготовки будущих учителей должно реализовы-ваться в двух направлениях: с одной стороны - это обучение студентов правилам создания ситуаций успешности своих учеников, основанное на развитии уверенности в возможностях каждого из воспитанников; с другой стороны - это развитие уверенности студента - будущего педагога в том, что осуществляемая им деятельность будет вносить вклад в развитие личности воспитанника, то есть создание ситуаций успешности предстоящей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, диктует необходимость изучения способов преодоления барьеров, предупреждения возникновения возможных тупиков профессионального становления будущего педагога.

Изучение особенностей процесса подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности позволило предположить, что успешность воспитания педагогического оптимизма может определяться выбором средств, обеспечивающих диалогичность, практико-ориентированность, проблемность, открытость, исследовательский, мотивационно-целевой и творческий характер познавательной деятельности студентов во время учебного занятия. Средством реализации указанных принципов в образовательном процессе вуза можно считать технологию кейс-стади. Пришедшая к нам из-за рубежа, она отличается от традиционного метода решения проблемных ситуаций детальностью раскрытия сюжета, эмоциональностью его насыщения, обязательным наличием дополнительных материалов рефлексивного типа, способствующих более глубокой проработке проблемы. Отсутствие единственно верного ответа на вопрос, лежащего в основе ситуации, его плюралистичность, стимулирует активный поиск путей ее решения обучающимися, развивает познавательный интерес. Кроме того, решение кейсов способствует развитию мировоззрения и ценностных отношений, профессионально и личностно значимых качеств, навыков практической деятельности, формированию особенностей педагогического поведения, профессиональной и личностной позиции будущего учителя.

Анализ литературных источников и беседы с педагогами-практиками позволили определить целевую направленность кейсов и разработать их содержание. Так, кейсы, используемые в процессе профессиональной подготовки, содержат ситуации, отражающие процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, осложненный трудностями общения, взаимопонимания, педагогическим конфликтом. Изучение и детальный анализ основополагающих потребностей, мотивов, установок, способностей, черт характера участников ситуации способствует обучению правилам конструктивного педагогического диалога, навыкам адекватного восприятия ситуации (с позиции события, а не проблемы), формированию алгоритма педагогически правильного поведения, выбору тактики решения, а не избегания конфликта.

В ходе обсуждения проблемной ситуации преподаватель подводит студентов к выводу о том, что разрешение любого конфликта зависит от позиции самого человека по отношению к конфликту. Иными словами, основной задачей решения кейсов является формирование у студентов умения принимать позицию другого человека, увидеть мнение другого субъекта, признать существование другой точки зрения на сложившуюся ситуацию.

В процессе разработки кейсов был проведен опрос учителей (30 человек) и обучающихся (90 человек) средних школ Ярославской области, а также студентов ЯГПУ (41 человек) с целью определения наиболее часто встречающихся, можно сказать, «типичных» конфликтных ситуаций из школьной жизни, кроме того, были учтены ситуации, вызывающие первые профессиональные трудности у студентов в период педагогической практики. Дальнейший анализ и систематизация проблемных ситуаций позволили разработать кейсы, отличающиеся «комплектностью» наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Вместе с подробной характеристикой ситуации в кейсы были включены материалы, содержащие описание отношения субъектов образовательного процесса к проблеме, чувств и эмоций, которые испытывал в тот момент каждый из участников конфликта. Возможность увидеть ситуацию глазами другого человека, осознание возникшего противоречия между интересами различного характера способствуют более активному поиску путей разрешения конфликта, развитию аналитических и рефлексивных навыков будущих педагогов.

Стоит отметить, что ряд кейсов включает ситуации, описывающие неготовность учителей к педагогическому взаимодействию, грубые нарушения профессиональной этики в конфликтных ситуациях. Их основная цель - это не осуждение педагога за неправильный поступок, а поиск непростых путей конкретной помощи учителям, в процессе которого вырабатывается общий алгоритм действий по решению педагогической проблемы. Таким образом, проанализировав уже произошедшее событие, студент получает основание для выбора решения, основанного на личном представлении о педагогической деятельности.

Следует учесть, что при решении кейса важно соблюдать правило «отсутствия ориентации на единственно правильно ответ», необходимо стимулировать поиск студентами собственных оригинальных, креативных решений, отвечающих современным условиям образовательного процесса и профессиональной индивидуальности будущего учителя.

Задача преподавателя при обсуждении ситуации заключается в развитии интереса к личности ребенка, желании и умении познавать его внутренний мир, а также в подведении студентов к выводу о том, что любая педагогическая проблема может служить средством развития человека в человеке: «Только разумный может предвидеть, только моральный может ориентироваться на интересы другого, и лишь творческий созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия» [1, с. 198].

Ситуации ожидания успеха профессиональной деятельности заставляют студентов стремиться преодолеть свою неспособность, незнание, неопытность, стимулируют когнитивные процессы, позволяют повысить уверенность в себе, помогают снизить уровень тревожности, развивать творческие способности, повысить уровень мотивации достижения успеха в учебной и практической деятельности.

Как показала практика, наибольший интерес и эмоциональный отклик у студентов вызывает сочетание технологии кейс-стади и деловой имитационной игры. В процессе занятия гармонично сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы, что позволяет создать активно познавательный, целенаправленный, диалоговый, творческий, рефлексивный характер обучения. Структура организации такого занятия может быть описана следующим образом:

1. Распределение студентов на микрогруппы (оптимальный состав - 5 человек).

2. Знакомство с ситуацией кейса, коллективное целеполагание.

3. Распределение ролей участников ситуации между членами микрогруппы.

4. Изучение материалов кейса в соответствии с выбранной ролью, детальное осмысление и «проживание» чувств и эмоцией своего персонажа на основе представленной информации.

5. Моделирование (разыгрывание) ситуации каждой из микрогрупп.

6. Распределение между микрогруппами карточек, содержащих описание различных вариантов решения проблемы кейса (педагогически целесообразные и деструктивный способы разрешения ситуации).

7. Проведение «мозгового штурма» по определению действий субъектов ситуации, предшествующих описанному финалу, и его возможных последствий для каждого из персонажей.

8. Моделирование (разыгрывание) финала ситуации каждой из микрогрупп.

9. Коллективный анализ положительных и отрицательных сторон возможных вариантов развития событий, описанных в кейсе. Обсуждение значения произошедшего в кейсе события с точки зрения определения ближайших и отдаленных перспектив развития его участников.

10. Индивидуальная работа с рефлексивной картой кейса, содержащей ряд вопросов, стимулирующих развитие профессиональной позиции будущего педагога.

Так, совместное обсуждение ситуации, рассмотрение проблемы с разных позиций позволяет более объективно подойти к выбору решения, созданию ситуаций предвосхищения успеха, что выступает одной из главных движущих сил в формировании устойчивой позитивной мотивации и воспитании педагогического оптимизма.

Отметим также, что проведение пилотного эксперимента по изучению эффективности технологии кейс-стади как средства воспитания педагогического оптимизма подтвердило представленную гипотезу. В ходе эксперимента студенты 2-го курса ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (62 человека), обучающиеся по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование», были условно разделены на две группы: контрольная, где занятия по психолого-педагогическому модулю проводились в соответствии с программами дисциплин, и опытно-экспериментальная группа, содержание учебных занятий в которой было дополнено кейсовыми заданиями. В качестве диагностического инструментария использовалась анкета, разработанная на основании выделенных критериев педагогического оптимизма (мотивационный критерий характеризуется наличием уверенности в возможностях своих воспитанников, пониманием правил создания ситуаций успеха своих учеников, стремлением к взаимопознанию и взаимопониманию; эмоциональный критерий характеризуется способностью к эмпатии, открытости, искренности в процессе педагогического общения, рефлексии, наличием чувства юмора; профессионально-деятельностный критерий характеризуется способностью к осуществлению профессиональной деятельности на основе конструктивного взаимодействия, пониманием способов преодоления барьеров профессиональной деятельности, стремлением к профессиональному самосовершенствованию). Внешняя валидность анкеты подтвердилась результатами экспертной оценки и методами математической статистики. Сравнение результатов первоначального и контрольного срезов по изучению уровня педагогического оптимизма показало общую положительную динамику, однако в опытно-экспериментальной группе зафиксированы более значительные изменения (значимые различия по и-критерию Манна-Уитни в отношении контрольной группы р = 0,01903595).

Заключение

Таким образом, педагогический оптимизм - это профессионально значимое качество личности, основанное на вере в положительные качества, интеллектуальные и творческие возможности своих воспитанников. Воспитание педагогического оптимизма в процессе подготовки будущих учителей следует осуществлять одновременно в двух направлениях: первое - это обучение студентов основам создания ситуаций успеха своих учеников; второе направление - это развитие уверенности будущего педагога в том, что осуществляемая им деятельность будет способствовать позитивному развитию личности воспитанника, то есть создание ситуаций успешности предстоящей профессиональной деятельности.

Проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективных средств воспитания педагогического оптимизма показало результативность использования технологии кейс-стади в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Решение кейсов способствует процессам самопознания, саморазвития и самоопределения профессиональной педагогической позиции студентов, в основе которой лежит восприятие ребенка как субъекта педагогического процесса, формированию навыков построения конструктивного взаимодействия. Создание ситуаций успеха в образовательном процессе, а также ситуаций предвосхищения (ожидания) успеха будущей профессиональной деятельности становится в этом случае эффективным средством воспитания педагогического оптимизма как профессионально и личностно значимого качества учителя.

Список источников

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. 367 с.

2. Андреева Ю. В. Педагогический оптимизм как профессионально-личностное качество учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 21-24.

3. Арскиева З. А., Алипханова Ф. Н. Педагогический оптимизм как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6. С. 45-47.

4. Батурин Н. А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека. Челябинск: ЮУГУ, 1999. 99 с.

5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

6. Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

7. Ленская Е. А., Брун И. В. Готовы ли директора российских школ к работе в трансформационном режиме // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 62-97.

8. Макаренко А. С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. М.: АСТ, 2016. 672 с.

9. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002. 112 с.

10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.