Научная статья на тему 'Педагогический оптимизм как фактор успешности обучения и развития детей'

Педагогический оптимизм как фактор успешности обучения и развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптимизм / пессимизм / позитивное мышление / личностный подход / ситуации успеха. / optimism / pessimism / positive thinking / personal approach / situations of success.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. А. Арскиева

В данной работе описаны педагогические подходы, способствующие оптимизму и успеху в воспитательном и учебном процессе. Одним важных компонентов к успеху в деле обучения рассматривается педагогический оптимизм будущего педагога, который своим позитивом создает ситуацию успеха и радости в освоении учебного материала. Данный позитив складывается на основе личностного подхода к каждому подопечному. Автор в ходе эмпирического исследования обосновал необходимость развития компонентов педагогического оптимизма, таких как апатия, чувство юмора и коммуникативность. В работе содержится обзор фундаментальных работ ученых по изучаемой тематике, представлены основные положения и результаты исследований позитивного мышления и коррелирующих с ним компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF CHILDREN’S LEARNING AND DEVELOPMENT

The paper describes pedagogical approaches that contribute to optimism and success in the educational process. One of the important components for success in the field of education is the pedagogical optimism of the future teacher, who poses a positive situation of success and joy in the development of educational material. This positive view is based on the personal approach to each pupil. In the course of the empirical research the author substantiates the need for the development of components of pedagogical optimism such as apathy, sense of humor and communicativeness. The work provides an overview of the fundamental works of scientists on the studied topic, presents the main provisions and results of studies of positive thinking and the components correlating with it.

Текст научной работы на тему «Педагогический оптимизм как фактор успешности обучения и развития детей»

5. Макеева Е.А., Кондрашова К.Э., Литвинова М.А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов. Молодой ученый. 2016; № 10: 1238 - 1241. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29588/

References

1. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. Moskva, 1998.

2. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu tilosotiyu. Moskva: «Shkola-Press», 1995.

3. Stepashko L.A. Teoriya soderzhaniya obschego obrazovaniya. Ocherki istorii pedagogicheskoj mysli v SSSR (1917 - 1980). Moskva, 1986.

4. Senderov V. Solidarizm - tretij put' Evropy? Novyj mir. 2003; № 2: 124 - 136.

5. Makeeva E.A., Kondrashova K.'E., Litvinova M.A. Studencheskoe samoupravlenie kak osobaya forma obschestvennoj deyatel'nosti studentov. Molodoj uchenyj. 2016; № 10: 1238 - 1241. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29588/

Статья поступила в редакцию 24.10.19

УДК 37.015.31 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10002

Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: zaliya66@mail.ru

PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF CHILDREN'S LEARNING AND DEVELOPMENT. The paper describes pedagogical approaches that contribute to optimism and success in the educational process. One of the important components for success in the field of education is the pedagogical optimism of the future teacher, who poses a positive situation of success and joy in the development of educational material. This positive view is based on the personal approach to each pupil. In the course of the empirical research the author substantiates the need for the development of components of pedagogical optimism such as apathy, sense of humor and communicativeness. The work provides an overview of the fundamental works of scientists on the studied topic, presents the main provisions and results of studies of positive thinking and the components correlating with it.

Key words: optimism, pessimism, positive thinking, personal approach, situations of success.

З.А. Арскиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВПО Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: zaliya66@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В данной работе описаны педагогические подходы, способствующие оптимизму и успеху в воспитательном и учебном процессе. Одним важных компонентов к успеху в деле обучения рассматривается педагогический оптимизм будущего педагога, который своим позитивом создает ситуацию успеха и радости в освоении учебного материала. Данный позитив складывается на основе личностного подхода к каждому подопечному. Автор в ходе эмпирического исследования обосновал необходимость развития компонентов педагогического оптимизма, таких как апатия, чувство юмора и коммуникативность. В работе содержится обзор фундаментальных работ ученых по изучаемой тематике, представлены основные положения и результаты исследований позитивного мышления и коррелирующих с ним компонентов.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, позитивное мышление, личностный подход, ситуации успеха.

Стратегическая цель государственной политики в области образования -это, прежде всего, повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Под перспективностью нами понимается развитие системы стратегического управления качеством системы образования и профессиональной подготовки на современном этапе развития страны, т.е. сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновацион-ностью мышления и ориентированным в практическом плане исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем [1].

В связи со сложившимися требованиями к образовательному и личностному уровню педагогов всё более актуальным сегодня становится решение проблемы повышения уровня компетенции самого специалиста, выступающего в роли учителя-педагога [2].

В ходе эмпирического исследования понятия «педагогический оптимизм» он был обоснован как один из факторов, формирующих успешность в процессе обучения, важным составляющим которого является создание ситуация успеха, что служит основой для развития педагогического оптимизма. Кроме того, был рассмотрен принцип гуманизации образования, а также принцип педагогического оптимизма как основа гуманистических воспитательных систем, раскрыты условия, способствующие реализации идеи гуманистической направленности образования [3].

Разработка модели формирования педагогического оптимизма у бакалавров, будущих педагогов, основывается на развитии личностно профессиональных навыков и методов, ориентированных на успешность освоения учебной программы и разрешение трудностей в ходе данного освоения.

Профессиональное и личностное совершенствование будущих педагогов включат в себя:

1) все более глубокое понимание профессиональной и личностной значимости, необходимость творческой и педагогической подготовки;

2) профессиональные знания для будущей профессии педагога, а также качества и способности личности, составляющие основу этой педагогической деятельности;

3) профессиональная, теоретическая и практическая готовность к успешной и творческой деятельности педагога в будущем;

4) профессиональное совершенствование творческих и педагогических знаний, навыков, умений и возможностей, необходимых в педагогической деятельности [4].

Профессиональная этика занимает важное место в системе этического знания и образования в целом, выступая неотъемлемой частью подготовки и деятельности будущего учителя, именно поэтому данная тема является насущной и актуальной. Главная цель данной работы состоит в разработке и верификации модели формирования у бакалавра педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества средствами внешних подкреплений и поощрений познавательной активности. Взаимодействуя с очень эмоциональной и быстро реагирующей на изменения психикой подрастающего поколения, педагог ежедневно должен грамотно и гармонично выстраивать взаимодействие с учениками. Выявление и разработка принципов поведения учителя и правил его коммуникации с ученическим составом послужат задачей данной работы. В ходе исследования удалось выявить и раскрыть сущность этических требований, которые предъявлялись ранее и предъявляются сейчас к современному педагогу, знание которых поможет учителю правильно выстраивать свою учебно-воспитательную работу, быть мастером своего дела.

Профессиональные особенности и личностные качества педагога взаимообусловлены: на исходном этапе, при несформированности профессиональных качеств личностные качества доминируют, на них еще не накладываются профессиональные особенности.

В данной работе отражена проблема формирования у бакалавра педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества средствами внешних подкреплений и поощрений познавательной активности. Проблемы оптимизма/пессимизма достаточно подробно проанализированы в отечественной и зарубежной социальной философии, среди которых работы А.Р Геворкяна, О.Г. Дробницкого, А.О. Маковельского, В.М. Михеева, О.С. Новицкого, Б.Д. Пары-гина, С.И. Попова, Е.М. Решетниковой, М. Селигмана, А. Швейцера, Э. Шпран-гера, К. Маннгейма, Т. Парсонса, Э. Хартшорна, К. Кенстоуна, М.Х. Титма и др. Педагогическую науку оптимизм интересует с позиции повышения качества познавательной активности личности, а также при формировании положительного, позитивного, мотивационного настроя на учебную деятельность учащихся. В этом аспекте достаточно известны работы А.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, О.В. Коротких, Ф.Р. Филиппова, Е.Н. Шия-нова и др.

Благодаря проведенному анализу психолого-педагогической, культурологической и философской литературы нам предоставлена возможность для выявления противоречий, решение которых может способствовать формированию у бакалавров профессионально-личностного качества, что выражается в педагогическом оптимизме благодаря средствам внешних подкреплений и поощрений

познавательной активности. Данные противоречия выражаются на психолого-педагогическом, социально-педагогическом, дидактико-методическом и научно-теоретическом уровнях.

При рассмотрении и анализе развития теории педагогического оптимизма в области формирования мотивационной среды обучения невольно обращаемся к педагогам прошлого и современникам, где утверждаемся значимость создания ситуации успеха в учении, что служит источником педагогического оптимизма.

В ходе эмпирического исследования понятие «педагогический оптимизм» был обоснован как один из факторов, формирующих успешность в процессе обучения, одним из компонентов которого является создания ситуация успеха, что служит основой для развития педагогического оптимизма.

В контексте создания ситуации успеха с учетом заслуг каждого обучающегося с последующей оценкой его достижений путем похвалы и одобрения мы рассматриваем оптимизм как стиль педагогической тактики и мышления, который проявляется в методах воспитания и обучения.

В ходе формирующего эксперимента мы поделили респондентов на две группы - экспериментальную и контрольную и способствовали развитию следующих структурных компонентов, сформированность которых говорит о развитии у бакалавров педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества: эмпатии, чувства юмора и коммуникативности. Наличие данных компонентов мы выявляли на основе следующих методических инструментариев: И.М. Юсупов «Методика экспресс-диагностики эмпатии»; М.В. Шакурова «Методика диагностики позитивно коммуникативной установки личности»; тест Е.А. Тарасова «Есть ли у Вас чувство юмора?». На начальном этапе диагностики данные качества показатели низкий уровень развития. На основе модели развития мы провели формирующий эксперимент, структура модели отражена втабл.1.

Таблица 1

Структура модели формирования педагогического оптимизма

6. Прогнозирование и моделирование педагогических ситуаций 2 Развитие способностей прогнозировать и планировать свою профессионально-педагогическую деятельность

7. Моделирование ситуаций, содержащих элементы неопределенности 2 Формирование навыков анализа педагогических ситуаций. Развитие способностей к педагогической импровизации

8. Креативность в структуре педагогической деятельности Актуализация понятия «креативность». Развитие ассоциативного мышления

Результаты формирующего эксперимента позволяют увидеть, что развитие коммуникативных компонентов в экспериментальной группе (ЭГ) составляет 64%, что превышает показатель контрольной группы (КГ) с показателем 48%; эмпатический компонент в экспериментальной группе - 59%, а в контрольной -48%. По результатам видно, что разница составляет 10%; следующий немаловажный компонент - чувство юмора, при диагностике выявлены показатели 47% в экспертной группе и 43% - в контрольной.

Показатели уровня сформированности данных качеств отражены в табл. 2 [5].

Таблица 2

Показатели средней величины уровней сформированности основных структурных компонентов педагогического оптимизма в ЭГ и КГ на итоговом этапе

Уровни Структурные компоненты

Коммуникативный Гуманистический Эмпатический Чувство юмора

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

В/у 64 48 54 44 59 48 47 43

С/у 30 36 38 33 32 38 48 48

Н/у 6 16 8 23 9 14 5 9

Данные показатели свидетельствуют об эффективности воздействия формирующего эксперимента, что повысило процентное соотношение показателей экспериментальной группы в отличие от контрольной.

Цель нашего исследования достигнута: путем эмпирического исследования проанализировано состояние разработанности проблемы формирования у бакалавра педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества средствами внешних подкреплений и поощрений в теории и психолого-педагогической практике, уточнено содержательное наполнение понятия «педагогический оптимизм», рассматриваемое как профессионально-личностное качество педагога-психолога; разработана модель на основе системного, гуманистического, деятельностного, личностно ориентированного, компетент-ностного, оптимистического, вариативно-модельного подходов, успешность внедрения данной модели была отражена в полученных экспериментальных данных.

№ п/п Модули Количество занятий Цель занятий

1. Мой образ педагога 2 Актуализировать в сознании студентов свой образ учителя

2. Идеальный и реальный учитель 3 Определить особенности представлений об идеальном и реальном учителе

3. Образ современного ученика 1 Актуализировать образ современного ученика.

4. Школа будущего 1 Актуализация представлений студентов о сущности образовательной среды.

5. Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности 2 Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности

Библиографический список

1. Турганова Б.К., Куракова РН., Кайрова Т.К. Формирование профессиональных компетенций учителя в системе повышения квалификации. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017: 85 - 88.

2. Донина И.А., Стырова Е.А. Самомаркетинг как фактор профессионального роста педагога. Педагогический вестник. 2018; № 1: 33 - 36.

3. Винокурова О.Б., Елгаскина О.Н., Смолькова Е.В. Педагогический оптимизм как основа гуманистических воспитательных систем. Экономика и социум. 2017; № 2 (33): 1303 - 1306.

4. Селигман М.Э. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. Перевод с английского. Москва: Вече, 1997.

5. Arskieva Z.A. Formation of pedagogical optimism of bachelor by means of cognitive activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019: 135 - 141; Т. LVIII.

References

1. Turganova B.K., Kurakova R.N., Kajrova T.K. Formirovanie professional'nyh kompetencij uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Vzaimodejstvie naukiiobschestva: problemy iperspektivy: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 chastyah. 2017: 85 - 88.

2. Donina I.A., Styrova E.A. Samomarketing kak faktor professional'nogo rosta pedagoga. Pedagogicheskijvestnik. 2018; № 1: 33 - 36.

3. Vinokurova O.B., Elgaskina O.N., Smol'kova E.V. Pedagogicheskij optimizm kak osnova gumanisticheskih vospitatel'nyh sistem. 'Ekonomika i socium. 2017; № 2 (33): 1303 - 1306.

4. Seligman M.'E. Kak nauchit'sya optimizmu. Sovety na kazhdyj den'. Perevod s anglijskogo. Moskva: Veche, 1997.

5. Arskieva Z.A. Formation of pedagogical optimism of bachelor by means of cognitive activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019: 135 - 141; T. LVIII.

Статья поступила в редакцию 20.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.