ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет" (г. Москва)
УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10001
Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem
(Birobidzhan, Russia), E-mail: vampismo2004@yandex.ru
Fishbein M.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia),
E-mail: vampismo2004@yandex.ru
INTENTIONS OF UNIVERSITY EDUCATION, OR ABOUT STUDENT SELF-MANAGEMENT. The article touches upon the topic of student self-management as one of the modern problems of modern society. The authors present a brief historical digression of the origin of self-governing, and it helps to assert that self-government is a kind of result of personal and collective amateur activity, expressed in the formation of active and independent people, the basis of civil society. According to the authors, the democratic and humanitarian orientation of Russian education most naturally stimulates the search for optimal forms of interaction between teachers and students. The main attention in the work of the authors focuses on the process of forming a full-fledged students' self-government, which should be aimed at giving it a social and practical character. All this leads the authors to the conclusion that such a practical approach is dictated by a combination of educational, scientific and educational work of the university, which allows systematic and organized natural interaction of teachers and students.
Key words: selfgovernment, organization, science, student team, solidarity, responsibility, personal growth, cooperation.
Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,
E-mail: vampismo2004@yandex.ru
М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,
E-mail: vampismo2004@yandex.ru
ИНТЕНЦИИ ВУЗОВСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИЛИ О СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В статье затрагивается тема студенческого самоуправления как одной из современных проблем современного общества. Авторам удалось ярко представить в статье краткий исторический экскурс зарождения самоуправления, то даёт право утверждать, что самоуправление - это своеобразный итог личной и коллективной самодеятельности, выражающейся в формировании активных и самостоятельных людей - основы гражданского общества. По мнению авторов, демократическая и гуманитарная направленность российского образования наиболее естественным образом стимулирует поиски оптимальных форм взаимодействия педагогического и студенческого коллективов. Основное внимание в работе авторы акцентирует на процессе формирования полноценного студенческого самоуправления, который должен быть направлен на придание ему социально-практического характера. Всё это приводит авторов к выводу, что такой практический подход диктуется сочетанием учебной, научной и воспитательной работы вуза, что позволяет планомерно осуществлять естественное взаимодействие педагогов и студентов.
Ключевые слова: самоуправление, организация, научность, студенческий коллектив, солидаризм, ответственность, личностный рост, сотрудничество, самоорганизация.
Самоуправление органически связано с ценностями осмысленного и целесообразного труда, который придает любой в отличие от надуманной и формально проводимой деятельности, имеющей оттенок театрализованного действия и дурной бесконечности, ощущение подлинного труда, приносящего радость и чувство подлинного удовлетворения. Это в полной мере можно отнести и к педагогическому труду, который является одним из самых сложных и никогда не завершающихся действий по формированию человеческой личности. Человек, являясь творением божественным (родительским), в то же время творит себя сам под воздействием семьи, педагогов и общества, которые приводят его к самоуправлению. Так, Н.А. Бердяев считает, что свободный человек является существом самоуправляющимся, а не управляемым, тем самым он подчеркивает, что важнее «не самоуправление общества и народа, а самоуправление человека, ставшего личностью» [1, с. 54]. Такой взгляд нацеливает на реализацию качественно иного и более ответственного подхода к реализации идеи самоуправления. Этот подход связан с особенностями жизнеутверждающей деятельности нравственно-автономной личности, способной отвечать не только за свои поступки, но и одновременно быть ответственной за духовно-нравственное становление окружающего ее социума.
В связи с этим студенческое самоуправление является не только одним из показателей научности организации учебно-воспитательного процесса, но и в
большей мере того, насколько интенсивно протекает в том или ином образовательном учреждении общественная жизнь, ибо, как очень точно заметил С.И. Гес-сен, «только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление вырождается в фикцию или игру» [2, с. 173]. Поэтому прежде чем будущие педагоги приступят к практической деятельности в качестве учителей, они должны приобрести опыт самоорганизации в рамках вузовского самоуправления. А этому должна способствовать напряженная вузовская общественная жизнь, отражающая многоаспектность учебной, научной, спортивной и культурной составляющих педагогического процесса подготовки будущих специалистов.
История становления и развития студенческого самоуправления в вузах нашей страны отличается от того, как оно зарождалось в университетах Запада, которые с момента их возникновения сформировались как автономные структуры. Автономность европейских университетов способствовала развитию воспитания гражданской и общественной активности их выпускников. В России же с ее патримониальными воззрениями всегда относились настороженно к общественным инициативам. Так, Н.И. Новиков, известный как общественный деятель и основатель общества, объединившего студентов и выпускников Московского университета, был по распоряжению Екатерины II заточен в Шлиссельбургскую крепость.
Можно утверждать, что самоуправление - это своеобразный итог личной и коллективной самодеятельности, выражающейся в формировании активных и самостоятельных людей - основы гражданского общества. Нам представляется, что гражданское общество основывается и созидается личностями неравнодушными как к собственной судьбе, так и к судьбам окружающих людей. Именно они способны противостоять (самостоять) произволу и насилию со стороны человеческой стихии.
В настоящее время демократическая и гуманитарная направленность российского образования наиболее естественным образом стимулирует поиски оптимальных форм взаимодействия педагогического и студенческого коллективов. Именно в этом ключе и должен рассматриваться поворот к решению проблемы организации и развития студенческого самоуправления. Остается только сожалеть, что традиционно, как и в советские времена, вектор его организации направлен «сверху» - от внедрения элементов соуправления (старостаты, студбыт-советы, спорткомитеты и др.) к формированию общественных структур, которые должны выражать общественные интересы стихийно складывающихся в студенческом коллективе различных организаций. В качестве таковых выступают творческие самодеятельные коллективы, отражающие студенческую потребность в разнообразной культурной, спортивной, политической и научной деятельности. И как итог - представителей студенческих научных обществ, кружков, студий, профсоюзных организаций факультетов периодически приглашают для участия в работе ученого совета.
В качестве альтернативы предлагается двигаться в противоположном направлении - от поощрения идущих «снизу» студенческих инициатив к формированию органов, в которых нуждается студенческая общественность, без которых общественная жизнь студентов теряет способность к самоорганизации. Такое самоуправление обладает жизнестойкостью и способностью не только к саморазвитию, но и к трансформации в органы соуправления, которые могут осуществлять действенную экспертизу и по необходимости оказывать поддержку идущим «сверху» инициативам, инструкциям и приказам.
Методологическим основанием для предложенной концепции определим нереализованное в практике советского периода, но декларированное на заре социалистических преобразований положение о том, что личность является высшей ценностью культуры (А.В. Луначарский). В связи с этим личность наделяется правом на своеобразное развитие, а «прочность социалистического общества заключается не в казарменном однообразии и не в искусственной дрессировке, не в религиозном или эстетическом обмане, а в реальной солидарности интересов» [3, с. 353]. В данном случае солидарность интересов выступает в качестве необходимой базы для развития заинтересованных отношений, основанных на дружбе, социальной справедливости и взаимной ответственности всех членов сообщества. Вузовская социализация, основываясь на этом постулате, должна укоренить в сознании индивида представление о том, что вольно или невольно им принимается на себя долг, который не может быть отвергнут без того, чтобы человек не чувствовал себя «несостоятельным должником... Обязательства по отношению к другим людям не являются результатом произвольного решения; они попросту оплата тех преимуществ, которые общество предоставляет своим членам», - такой предстает теория солидаризма [4, с. 128]. Рассматривая принципы солидаризма в качестве методологических, мы тем самым указываем творческий подход, в направлении которого идеи студенческого самоуправления могут оказаться наиболее плодотворными. Он актуален и в связи с тем, что в настоящее время кануло в Лету советское распределение, а альтернативная ему законодательная база до сих пор не разработана. В то же время крайне необходимо, чтобы выпускник чувствовал всю полноту своей ответственности по отношению к налогоплательщикам, за счет которых он получил образование. В связи с этим нужна позитивная программа по формированию солидарного интереса и ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности.
Значение студенческого самоуправления заключается в том, чтобы в процессе правильно организованной управленческой деятельности стимулировать личностный рост студентов, которые, приобретая опыт демократических отношений, формируют для себя социально значимые навыки взаимного сотрудничества. Процесс формирования полноценного студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия не только в общественной жизни, но и в альтернативном социальном управлении. Студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:
1. Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.
2. Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
Библиографический список
3. Стать средством социально-правовой самозащиты.
В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
В настоящее время необходимо, чтобы будущие учителя приобрели соответствующие знания и навыки, связанные с правовым образованием, а также смогли прожить соответствующую самодеятельную жизнь в разнообразных студенческих клубах и обществах, которые и составляют реальную основу для развития самоуправления. Эти знания и приобретенный опыт позволит им сформировать в школе правовую основу для широкого внедрения в педагогическое сознание соответствующих установок. Сошлемся здесь на мнение немецкого педагога Ферстера, который считал, что «правильно организованная школа воспитывает в человеке способность уважать право другого и отстаивать собственное право, дурно организованная школа, напротив, вытравляет чувство права и законности, сколько бы уроков ни отводила она отвлеченному изучению правоведения» [2, с. 158]. Без внешнего влияния, которое мы связываем с постоянной деятельностью студентов в общеобразовательной школе, проблему поднятия правовой культуры учительских коллективов не решить. Их деятельность должна быть не эпизодической, во время краткосрочных практик, а непрерывной, связанной с целенаправленной учебной, научной и воспитательной работой.
В связи с этим особую актуальность развитие студенческого самоуправления приобретает при организации непрерывной педагогической практики, так как именно здесь вопросы самоуправления становятся неотъемлемой частью профессиональных качеств будущего выпускника. При этом задача самоуправления видится и в том, чтобы с помощью дополнительных кружков, спортивных секций и факультативов разрозненную студенческую массу превратить в целостно расчлененный организм, внутри которого каждый студент получил бы навыки, необходимые как для выполнения определенной общественной функции, так и непосредственно связанные с будущей профессией. Для того чтобы это можно было эффективно осуществлять, необходимо постоянно увеличивать число студенческих организаций, связанных с запросами молодежи. Юность имеет собственные интересы, свои задачи, наличие которых вуз может использовать в образовательных и воспитательных целях.
Таким образом, возникает необходимость сосредоточить усилия на поиске таких курсов и преподавателей, которые могли бы максимально удовлетворить разнообразные интересы студентов в области дополнительного, в ряде случаев далекого от выбранной специальности образования. Как показывает практика, часто дополнительное образование создает необходимые для адаптации в условиях современной школы качественно новые предпосылки успешной подготовки выпускников.
Этот практический подход диктуется сочетанием учебной, научной и воспитательной работы вуза, что позволяет планомерно и организованно осуществлять функционирование самодеятельных коллективов, которые органично возникают при естественном взаимодействии педагогов и студентов. Формы этого взаимодействия могут быть самыми различными: от клубов по интересам и факультативов до студенческого научного общества как органа самоуправления. При этом успешность профессионального становления выпускника напрямую увязывается с личностно ориентированным подходом в технологии подготовки специалистов, учетом их индивидуальных запросов. Эта успешность также усматривается в углублении воспитательного воздействия образовательных программ, в их нацеленности на развитие индивидуальных способностей будущих специалистов.
Другим подходом, связанным с развитием студенческого самоуправления, на наш взгляд, является кружковая и секционная работа, которая нацеливает на то, чтобы будущий специалист во время обучения в вузе сформировался как человек культурный. Здесь центром консолидации разноплановых студенческих интересов и интенций выступает харизматическая личность, воздействующая на студентов масштабом собственных творческих интересов. Действительно рассчитывать на уважение и авторитет своих воспитанников может лишь тот педагог, который помимо своего предмета может увлечь студентов своими «непрофессиональными» интересами (туризм, театр, авторское исполнение, хореография, КВН и др.). Как правило, взаимоотношения в таких коллективах основаны на взаимном интересе, доверии, дружеском расположении и участии. Эти неформальные сообщества студентов и педагогов осуществляют организацию культурного досуга в виде культурно-массовых и спортивных мероприятий, в которых по-настоящему проявляется творческая направленность студенческого самоуправления, а также формируется на длительную перспективу культурный багаж выпускника.
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Москва, 1998.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: «Школа-Пресс», 1995.
3. Степашко Л.А. Теория содержания общего образования. Очерки истории педагогической мысли в СССР (1917 - 1980). Москва, 1986.
4. Сендеров В. Солидаризм - третий путь Европы? Новый мир. 2003; № 2: 124 - 136.
5. Макеева Е.А., Кондрашова К.Э., Литвинова М.А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов. Молодой ученый. 2016; № 10: 1238 - 1241. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29588/
References
1. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. Moskva, 1998.
2. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu tilosotiyu. Moskva: «Shkola-Press», 1995.
3. Stepashko L.A. Teoriya soderzhaniya obschego obrazovaniya. Ocherki istorii pedagogicheskoj mysli v SSSR (1917 - 1980). Moskva, 1986.
4. Senderov V. Solidarizm - tretij put' Evropy? Novyj mir. 2003; № 2: 124 - 136.
5. Makeeva E.A., Kondrashova K.'E., Litvinova M.A. Studencheskoe samoupravlenie kak osobaya forma obschestvennoj deyatel'nosti studentov. Molodoj uchenyj. 2016; № 10: 1238 - 1241. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29588/
Статья поступила в редакцию 24.10.19
УДК 37.015.31 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10002
Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: zaliya66@mail.ru
PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF CHILDREN'S LEARNING AND DEVELOPMENT. The paper describes pedagogical approaches that contribute to optimism and success in the educational process. One of the important components for success in the field of education is the pedagogical optimism of the future teacher, who poses a positive situation of success and joy in the development of educational material. This positive view is based on the personal approach to each pupil. In the course of the empirical research the author substantiates the need for the development of components of pedagogical optimism such as apathy, sense of humor and communicativeness. The work provides an overview of the fundamental works of scientists on the studied topic, presents the main provisions and results of studies of positive thinking and the components correlating with it.
Key words: optimism, pessimism, positive thinking, personal approach, situations of success.
З.А. Арскиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВПО Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: zaliya66@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В данной работе описаны педагогические подходы, способствующие оптимизму и успеху в воспитательном и учебном процессе. Одним важных компонентов к успеху в деле обучения рассматривается педагогический оптимизм будущего педагога, который своим позитивом создает ситуацию успеха и радости в освоении учебного материала. Данный позитив складывается на основе личностного подхода к каждому подопечному. Автор в ходе эмпирического исследования обосновал необходимость развития компонентов педагогического оптимизма, таких как апатия, чувство юмора и коммуникативность. В работе содержится обзор фундаментальных работ ученых по изучаемой тематике, представлены основные положения и результаты исследований позитивного мышления и коррелирующих с ним компонентов.
Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, позитивное мышление, личностный подход, ситуации успеха.
Стратегическая цель государственной политики в области образования -это, прежде всего, повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Под перспективностью нами понимается развитие системы стратегического управления качеством системы образования и профессиональной подготовки на современном этапе развития страны, т.е. сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновацион-ностью мышления и ориентированным в практическом плане исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем [1].
В связи со сложившимися требованиями к образовательному и личностному уровню педагогов всё более актуальным сегодня становится решение проблемы повышения уровня компетенции самого специалиста, выступающего в роли учителя-педагога [2].
В ходе эмпирического исследования понятия «педагогический оптимизм» он был обоснован как один из факторов, формирующих успешность в процессе обучения, важным составляющим которого является создание ситуация успеха, что служит основой для развития педагогического оптимизма. Кроме того, был рассмотрен принцип гуманизации образования, а также принцип педагогического оптимизма как основа гуманистических воспитательных систем, раскрыты условия, способствующие реализации идеи гуманистической направленности образования [3].
Разработка модели формирования педагогического оптимизма у бакалавров, будущих педагогов, основывается на развитии личностно профессиональных навыков и методов, ориентированных на успешность освоения учебной программы и разрешение трудностей в ходе данного освоения.
Профессиональное и личностное совершенствование будущих педагогов включат в себя:
1) все более глубокое понимание профессиональной и личностной значимости, необходимость творческой и педагогической подготовки;
2) профессиональные знания для будущей профессии педагога, а также качества и способности личности, составляющие основу этой педагогической деятельности;
3) профессиональная, теоретическая и практическая готовность к успешной и творческой деятельности педагога в будущем;
4) профессиональное совершенствование творческих и педагогических знаний, навыков, умений и возможностей, необходимых в педагогической деятельности [4].
Профессиональная этика занимает важное место в системе этического знания и образования в целом, выступая неотъемлемой частью подготовки и деятельности будущего учителя, именно поэтому данная тема является насущной и актуальной. Главная цель данной работы состоит в разработке и верификации модели формирования у бакалавра педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества средствами внешних подкреплений и поощрений познавательной активности. Взаимодействуя с очень эмоциональной и быстро реагирующей на изменения психикой подрастающего поколения, педагог ежедневно должен грамотно и гармонично выстраивать взаимодействие с учениками. Выявление и разработка принципов поведения учителя и правил его коммуникации с ученическим составом послужат задачей данной работы. В ходе исследования удалось выявить и раскрыть сущность этических требований, которые предъявлялись ранее и предъявляются сейчас к современному педагогу, знание которых поможет учителю правильно выстраивать свою учебно-воспитательную работу, быть мастером своего дела.
Профессиональные особенности и личностные качества педагога взаимообусловлены: на исходном этапе, при несформированности профессиональных качеств личностные качества доминируют, на них еще не накладываются профессиональные особенности.
В данной работе отражена проблема формирования у бакалавра педагогического оптимизма как профессионально-личностного качества средствами внешних подкреплений и поощрений познавательной активности. Проблемы оптимизма/пессимизма достаточно подробно проанализированы в отечественной и зарубежной социальной философии, среди которых работы А.Р Геворкяна, О.Г. Дробницкого, А.О. Маковельского, В.М. Михеева, О.С. Новицкого, Б.Д. Пары-гина, С.И. Попова, Е.М. Решетниковой, М. Селигмана, А. Швейцера, Э. Шпран-гера, К. Маннгейма, Т. Парсонса, Э. Хартшорна, К. Кенстоуна, М.Х. Титма и др. Педагогическую науку оптимизм интересует с позиции повышения качества познавательной активности личности, а также при формировании положительного, позитивного, мотивационного настроя на учебную деятельность учащихся. В этом аспекте достаточно известны работы А.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, О.В. Коротких, Ф.Р. Филиппова, Е.Н. Шия-нова и др.
Благодаря проведенному анализу психолого-педагогической, культурологической и философской литературы нам предоставлена возможность для выявления противоречий, решение которых может способствовать формированию у бакалавров профессионально-личностного качества, что выражается в педагогическом оптимизме благодаря средствам внешних подкреплений и поощрений