Научная статья на тему 'Педагогический оптимизм как фактор развитияуспешности обучения школьников'

Педагогический оптимизм как фактор развитияуспешности обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ЧУВСТВО ЮМОРА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арскиева Залия Абасовна

В статье отражены результаты исследования таких структурных компонентов личности педагогов, как оптимизм, чувство юмора и коммуникативность. Эмпирически доказана гипотеза, что успешность обучения школьников выше в классах, где педагог обладает данными чертами характера. На наш взгляд, оптимизм и вера педагога в своего воспитанника являются факторами развития универсальных учебных действий. Для подтверждения данной гипотезы мы изучили успеваемость обучающихся путём анализа итоговых оценок, далее рассмотрели наличие у педагогов характерологических черт, присущих педагогическому оптимизму, и при сравнительном анализе наша гипотеза подтвердилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR OF DEVELOPING STUDENTS’ PROGRESS

The article reflects the results of studying such structural components of teachers’ personality as: optimism, sense of humor, and communicativeness. The hypothesis about higher level of students’ cognitive activity development in classes where the teacher has such traits of character is empirically proved. The author considers the teacher’s optimism and faith in pupils to be a factor of development of universal educational activity. To confirm this hypothesis the progress of students was studied through the analysis of their final grades. Then the teachers’ traits of character intrinsic for pedagogical optimism were examined. The comparative analysis confirmed the author’s hypothesis.

Текст научной работы на тему «Педагогический оптимизм как фактор развитияуспешности обучения школьников»

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.2

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-8-12

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Арскиева ЗА.

Чеченский государственный университет

364024, г. Грозный, ул. А. Шерипова, д. 32, Российская Федерация

Аннотация. В статье отражены результаты исследования таких структурных компонентов личности педагогов, как оптимизм, чувство юмора и коммуникативность. Эмпирически доказана гипотеза, что успешность обучения школьников выше в классах, где педагог обладает данными чертами характера. На наш взгляд, оптимизм и вера педагога в своего воспитанника являются факторами развития универсальных учебных действий. Для подтверждения данной гипотезы мы изучили успеваемость обучающихся путём анализа итоговых оценок, далее рассмотрели наличие у педагогов характерологических черт, присущих педагогическому оптимизму, и при сравнительном анализе наша гипотеза подтвердилась.

Ключевые слова: коммуникативность, чувство юмора, творческий потенциал, успеваемость, педагогический оптимизм.

PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR OF DEVELOPING STUDENTS' PROGRESS

Z. Arskieva

Chechen State University

32, Sheripov ul, Grozny, 364024, Russian Federation

Abstract. The article reflects the results of studying such structural components of teachers' personality as: optimism, sense of humor, and communicativeness. The hypothesis about higher level of students' cognitive activity development in classes where the teacher has such traits of character is empirically proved. The author considers the teacher's optimism and faith in pupils

© CC BY Арскиева З.А., 2018.

w

to be a factor of development of universal educational activity. To confirm this hypothesis the progress of students was studied through the analysis of their final grades. Then the teachers' traits of character intrinsic for pedagogical optimism were examined. The comparative analysis confirmed the author's hypothesis.

Key words: communicativeness, sense of humor, creative potential, progress, pedagogical optimism.

Научная проблема и её обоснование

Педагогический оптимизм несёт с собой радость, что увеличивает творческий потенциал и раскрывает природные дарования ребёнка, благодаря чему развиваются мотивационная сфера деятельности и волевые качества, наряду с данными качествами формируется нравственно-эстетический идеал. Для того чтобы развить познавательный интерес учащихся, педагог должен обладать творческим потенциалом [1].

Важным личностным качеством является оптимизм со стороны педагога, способность оказать помощь ребёнку, поверить в собственные силы и развить волевые качества.

«Оптимизм, вера в человека - неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника», - отмечал В.А. Сухомлинский [9, с. 77].

Обзор литературы по теме

Всестороннее исследование проблемы оптимизма и пессимизма представлено в трудах следующих ученных: П. Юсупова, Н.Г. Капустина, М.Э. Зелингмана, Л. Абрамсона, К. Петерсона, Ч. Карвера, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.И. Рогова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской и др. [2].

Огромное значение в налаживании общения имеет оптимизм преподавателя. Педагогический оптимизм - это

убеждение, вера преподавателя в каждого учащегося, желание работать с ним, что имеет большое значение наряду с профессиональной квалификацией. Педагогический оптимизм - профессионально-личностное качество педагога, характеризующееся позитивно-коммуникативной установкой, чувством юмора и личностными стремлениями к профессиональному самосовершенствованию. В этом случае данное качество выступает как отношение личности к себе и избранной ею педагогической профессии. «Педагогический оптимизм в контексте педагогической культуры - это положительная оценка достижений учащихся, выраженная в словесной форме: похвала, одобрение, которые в рамках педагогической деятельности становятся педагогическими приёмами поощрения познавательной активности тех, кто учится» [3, с. 24].

С целью подтверждения данной гипотезы мы изучили педагогический оптимизм и чувство юмора учителей начальных классов. В эксперименте участвовало 20 учителей начальных классов.

Этапы и результаты исследования

Первыми шагами, предпринятыми нами в данном исследовании, были следующие:

1) диагностика успеваемости, качества знаний и овладения универсальными учебными действиями учащихся

в классах тех учителей, которые задействованы в исследовании. По результатам данной диагностики нами были выявлены классы с высокими показателями успеваемости - 9 классов, средним уровнем - 5 классов и низким - 6 классов;

2) на следующем этапе мы изучили чувство юмора, позитивную коммуникативную установку и оптимизм учителей. Диагностика проводилась с помощью следующих методик: тест-диагностика Е.А. Тарасова «Есть ли у Вас чувство юмора?», «Методика диагностики позитивно-коммуникативной установки личности» М.В. Шакуровой», и «Тест на оптимизм» Л.М.Рудиной.

Результаты выявления данных черт характера педагогов, занятых обучением соответствующих классов, показывают их связь с успеваемостью и овладением универсальными учебными действиями учащихся, т. е. учителя, ведущие в классах с хорошими показателями в учёбе, обладают высоким уровнем сформированности таких компонентов, как оптимизм, чувство юмора и коммуникативность, а в классах с низкими показателями успешности в обучении преподают учителя, у которых характерные компоненты, выражающие педагогический оптимизм, отсутствуют, что подтверждает нашу гипотезу.

Педагогический оптимизм не приемлет однообразия, так как пессимистический настрой учителя не способствует развитию учебного процесса и противоречит развитию ребёнка.

Юмор учителя - природный источник оптимизма, способствующий духовному комфорту и творческому развитию воспитанников.

Педагог с чувством юмора способен решить проблемы обучения и воспитания. К месту выраженное остроумие производит сильное впечатление и с эффектом отражает сущность явления, помогая увидеть происходящее в другом свете [4].

Доброжелательная атмосфера и искренность, созданные педагогом, и отсутствие иронии, унижающей достоинство ученика и отчуждающей его от сверстников в начальной школе, юмор, гармонизирующий отношения между педагогом и учащимися, - всё это воспитывает навыки самоанализа и самоконтроля, способствует осознанию гуманистического идеала [2]. Педагогический юмор должен проявляться в следующих формах:

- в безобидной шутке, высмеивании;

- в тактичном замечании;

- в реакции шуткой на шутку.

Как советовал В.А. Сухомлинский,

учителям необходимо изучать и познавать мир детства, пытаясь понять и почувствовать в нем жизнерадостность, и в этом он видел залог сохранения здоровья, силы духа [10].

Основное значение в обучении детей имеет педагогический оптимизм, так как он помогает учителю формировать у учащихся веру в собственные силы, мотивирует к обучению. При этом учитель не способствует тому, чтобы идеализировать мир в глазах своих подопечных, т. е. не замечать его противоречивого развития. Педагог должен мотивировать ученика к обучению и закаливать волю к преодолению жизненных препятствий [5]. Доверительное общение между преподавателем и учащимися возможно лишь при уважительном отношении

между ними, при отсутствии нотаций и нравоучений.

Опытный преподаватель, заметив ошибку учащегося, промахи в работе, ведёт себя без лишних эмоциональных всплесков, старается говорить спокойно и без окрика [7]. При этом разъясняя, как возможно исправить ошибку, и обращаясь не конкретно к допустившему её, а ко всем присутствующим, что создаёт благоприятную и спокойную обстановку. Похвала и поддержка вдохновляет и мотивирует к активному труду [8].

Для опытного педагога характерны такие черты, как простота в общении с людьми и скромность. При этом он не считает своей заслугой успех учащегося или возглавляемого им коллектива, не

выставляет собственных заслуг и в то же время в случае неудачи в первую очередь стремится исправить упущение.

Педагогическая зоркость, наблюдательность, педагогический слух - это понимание педагогом сущности внутреннего мира ребёнка по малозаметным признакам и деталям его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу [6].

Похвала и высокая оценка педагога вдохновляет, стимулирует и делает успешным труд учащихся, поддерживает их в случае неудач, способствует развитию у них универсальных учебных действий.

Статья поступила в редакцию 13.06.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Абоносимова Е.В. Оптимизм как явление культуры: дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2004. 171 с.

2. Алипханова Ф.Н., Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как психолого-педагогическая проблема // Мир науки культуры и образования. 2016. № 6 (61). С. 45-47.

3. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм как профессионально-личностное качество учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 21-24.

4. Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как культурно-философская проблема // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 53 (9). С. 24-30.

5. Белкин А.С. Ситуация успеха: книга для учителя. Екатеринбург, 1997. 185 с.

6. Жуйкова Т.П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 705-708.

7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. 208 с.

8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216 с.

9. Сухомлинский В.А. Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радянь-ска школа. 1977. № 11. С. 77-89.

10. Сычёв О.А. Психология оптимизма: учеб.-метод. пособие к спецкурсу. Бийск, 2008. 69 с.

REFERENCES

1. Abonosimova E.V. Optimizm kakyavlenie kul'tury: dis. ... kand. filos. nauk [Optimism as a cultural phenomenon: PhD thesis in Philosophical sciences]. Tambov, 2004. 171 p.

2. Alipkhanova F.N., Arskieva Z.A. [Teaching optimism as a psychological and pedagogical problem]. In: Mir nauki kul'tury i obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2016, no. 6 (61), pp. 45-47.

3. Andreeva Yu.V. [Pedagogical optimism as the teacher's personal and professional trait of character]. In: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University], 2013, no. 2 (77), pp. 21-24.

4. Arskieva Z.A. [Teaching optimism as a cultural and philosophical problem] In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and psychology], 2016, no. 53 (9), pp. 24-30.

5. Belkin A.S. Situatsiya uspekha: Kniga dlya uchitelya [The situation of success: teacher]. Ekaterinburg, 1997. 185 p.

6. Zhuikova T.P. [Pedagogical focus and professionally significant qualities of the teacher] In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2014, no. 6, pp. 705-708.

7. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional pedagogical culture of the teacher]. Moscow, 2002. 208 p.

8. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional [The teacher as a person and professional]. Moscow, 1994. 216 p.

9. Sukhomlinsky V.A. [The ethics of relationships in the collective of teachers] In: Radyan'ska shkola [Radyans'ka school], 1977, no. 11, pp. 77-89.

10. Sychev O.A. Psikhologiya optimizma [Psychology of optimism]. Biysk, 2008. 69 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арскиева Залия Абасовна - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Arskieva Zaliya Abasovna - сandidate of Pedagogical Sciences, lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как фактор развития успешности обучения школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 8-12. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-8-12

FOR CITATION

Archieve Z. Pedagogical optimism as a factor of developing students' progress. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 3, рр. 8-12. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-8-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.