УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
З.А. Арскиева
Аннотация. В данной статье говорится, что эмпатия, чувство юмора, похвала и оптимистический настрой учителя, которая проявляется верой в успех своих учащихся, являются ведущими факторами успешного обучения детей младшего школьного возраста. На основе эмпирических исследований прослеживается мотивационная сфера учащихся начальных классов. Разработаны рекомендации и модель развития оптимистического настроя и мотивационной сферы учащихся.
Ключевые слова: педагогический оптимизм, эмпатия, чувство юмора, похвала, мотивация.
PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A FACTOR
OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION
Z. Arskieva
Abstract. This article says that the empathy, sense of humor, praise and optimistic attitude of the teacher, which is manifested in the belief in the success of their students, is one of the leading facts of successful education of primary school children. And on the basis of empirical research, the motivational sphere of primary school students is traced. Recommendations and a model of forming an optimistic attitude and motivational sphere of students are developed.
Keywords: pedagogical optimism, empathy, sense of humor, praise, motivation.
Актуальность данного исследования обусловлено реформированием системы образования и введением ФГОС, в соответствии с которым все участники образовательного процесса должны построить свою работу так, как требует новая концепция образовательной системы. В свете данной концепции учитель должен обладать такими личностными качествами, как эмпатия, педагогический оптимизм, чувство юмора.
Отсутствие эмпатии и оптимистического настроя учителя по отношению к слабо успевающим детям чревато низким уровнем мотивации к обучению и достижению успешности в учебной деятельности. Изменение отношения к запущенному ребенку, проявление эмпатии заинтересованности и оптимистический настрой к его школьным делам со стороны педагога будут способствовать развитию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на самоуважении, вере в собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива [1, с.254].
Особенности учебной мотивации младшего школьника непосредственно зависит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети, у которых недостаточная мотивация, имеют и самый низкий статус в классе, т.е. это неуспевающие ученики. Они, в основном,
показывают низкие результаты, чувствуя недоброжелательное отношение к себе.
Постоянный страх, что он может сделать что-то не так как должно, страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке; учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями [4, с.76].
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых: Божович И. (система учебной мотивации); Эльконин Д.Б. (учебная деятельность, как деятельность, имеющая в основе своего содержания овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий); Выготский Л.В. (интерес как естественный двигатель детского поведения); Маркова А.К. (проблема формирования мотивов учения в школьном возрасте); Матюхина М.В. (исследования младших школьников в процессе их психического развития); Коменский Я.А. (принципы «краткого, приятного, основательного обучения»); С.М. Бондаренко, Д. Карнеги, В.Г. Асеев (особенности мотивации); Морозова Н.Г., Размыслова П.И. (условия возникновения познавательных интересов); Щукина Г.И. (особенности познавательного интереса); Волокитина М.Н., Горбачева В.А., Божович Л.И., Славина Л.С., Морозова М.Ф., Размыслова П.И. (возникновение новой высшей потребности -учиться); Л.С. Славина (познавательная активность) [2, с.169].
Целью нашего исследования является исследование мотивов учебной деятельности
учащихся и фактора воздействия педагогического оптимизма на развитие мотивов познавательной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что, педагогический оптимизм как фактор способствующей появлению глубокого познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
Для констатации данного факта мы провели диагностику младших школьников на предмет изучения уровня мотивационной сферы в учебном процессе.
В процессе работы по развитию мотивации в данной группе респондентов были разработаны следующие рекомендации для учителя:
- учитель должен, в первую очередь, поработать над повышением социального статуса ребенка - похвала даже за незначительные успехи;
- вопросы, связанные с ошибками и неудачами лучше обсуждать наедине, не прибегая к психологической поддержке;
- при оценивании важно опереться на сравнение сегодняшних результатов ребенка с предыдущими.
Применение данного способа сравнения исключают критерии оценки с позиции совершенства, что избавляет ребенка от негативных эмоций, формирующихся во время сравнения его с более успешными одноклассниками.
Формируя у младшего школьника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен выражать свой оптимизм и веру в успех ребенка, при этом как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не акцентировать внимание на его неумении и неудачах.
Если ребенку трудно дается учебный процесс, то учитель должен вселить в него веру в то, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка не следует: из-за защитных механизмов психики она будет им отвергнута или искажена, следовательно, педагог строит свою работу на основе похвалы, вспоминая все положительное, что можно подчеркнут в ребенке, и на фоне похвалы вселяет оптимизм в дальнейшей учебе
В исследовании приняли участие 79 детей обучающихся в третьем классе.
Исследование проводилось на основе анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой и анализе результатов учебной деятельности.
По результатам первичной диагностики было выявлено, что 11 учащихся обладают низким уровнем мотивации к школе. Результаты отражены в таблице № 1.
[5; с.190]. Оптимистический настрой учителя, уважение, внимание, забота и похвала повышают у любого ребенка чувство собственной значимости, приводят к формированию позитивной самооценки соответствующей «Я - концепции». Развитие оптимистического настроя учащегося - «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Пережитые отрицательные эмоции в ходе учебной деятельности побуждают стремление избегать контакта с негативным событием, т.е. ребенок отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Это объяснимо тем, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Желание учиться и стремление к достижениям связаны также и с положительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений [3; с.48].
С учетом содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий оптимистический настрой на познавательную деятельность, для этого мы разработали модель, которая состоит из ряда этапов.
I этап. Формирование оптимизма.
Зафиксировать результаты предыдущих достижений - «Мы хорошо поработали над предыдущей темой»; вызвать оптимистический настрой - «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить познавательный интерес и ориентацию на предстоящую
Таблица 1.Результаты первичной диагностики мотивации учащихся
№ Классы К-во уч- Уровень учебной мотивации на начало учебного года
п/п ся высокий уровень средний уровень низкий уровень
1. «А» 29 20 5 4
2. «Б» 23 19 1 3
3. «В» 27 20 3 4
4. итого 79 59 20 11
деятельность - «А между тем для нашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких -то ситуациях».
II этап. Закрепление и поощрение познавательной активности учащихся.
Здесь очень важно использовать чередование разных видов деятельности, включая материалы различной трудности: оценивание с использованием отметок, которое вызывает положительные и отрицательные
эмоции, - удовлетворенность и
неудовлетворенность; организация поисковой деятельности самых учащихся, развитие у них навыков самоконтроля и самооценки.
III этап. Мотивация завершения.
Таблица 2. Результаты итоговой диагностики л
Для закрепления мотивационного настроя педагогу важно, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительный оптимистический настрой и мотивация к обучению. Как это можно осуществить? - Во первых, для этого необходимо, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом; во вторых - усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Согласно выше указанной модели, учителя проводили свою работу в течение учебного года.
По итогам повторной диагностики результаты значительно изменились; данные этого изменения отражены в таблице № 2.
№ Классы К-во уч- Уровень учебной мотивации на конец учебного года
п/п ся высокий уровень средний уровень низкий уровень
1. «А» 29 27 2 0
2. «Б» 23 19 3 1
3. «В» 27 25 2 0
4. итого 79 61 7 1
Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап - это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
В данной работе нами были рассмотрены и проведены исследования, которые показали, что формирование мотивации зависит от
оптимистического настроя учителя, который верит в успех своего подопечного; ставит себя на его места; проявляет эмпатию и чувство юмора.
Методические рекомендации и выводы по данной работе могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов, студентами, педагогами - психологами в просветительской деятельности.
1. Алипханова Ф.Н., Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как психолого-педагогическая проблема / Ф.Н. Алипханова, З.А. Арскиева // Мир науки культуры и образования. - Горно-Алтайск. - 2016. - № 6(61). - С. 45-47.
2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - К: Радянська школа,1984. - 254 с.
3. Арскиева З.А. К вопросу о педагогическом оптимизме / З.А. Арскиева // Сборник материалов международной научно-практической конференции: Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях «Проблемы и перспективы»; под ред. Ф.Н. Алипхановой. - Махачкала: ДГПУ, 2016. - С. 169-176.
4. Арскиева З.А. Современные требования к профессиональной подготовке будущего педагога-психолога и место в ней педагогического оптимизма / З.А. Арскиева // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Научное пространство Европы - 2017». -Пшемисль (Польша), 2017. - С. 48-52.
5. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004. - №> 1. С. 76.
6. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 2003. - 190 с.
Сведения об авторе:
Арскиева Залия Абасовна (г. Грозный, Россия), соискатель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО ЧГУ, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Z. Arskieva (Grozny, Russia), competitor of Department of theory and technology of social work of the CSU, e-mail: [email protected]