Научная статья на тему 'Активизация ресурсов психологического здоровья студентов педагогического вуза'

Активизация ресурсов психологического здоровья студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажук Оксана Владимировна, Пузеп Любовь Геннадьевна

Статья раскрывает сущность психологического здоровья студентов педагогического вуза: понятие, структурные компоненты, особенности профилактической работы. В ней представлены теоретические и практические аспекты ресурсного обеспечения психологического здоровья студентов, а также особенности формирования их профессионально важных качеств в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предполагается, что активизация ресурсов психологического здоровья студентов будет способствовать расширению «территории здоровья» города и региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бажук Оксана Владимировна, Пузеп Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

The article reveals the essence of the psychological health of students of a pedagogical university: the concept, structural components, features of preventive work. It presents the theoretical and practical aspects of resource support for students' psychological health, as well as the features of the formation of their professionally important qualities in the process of educational and extracurricular activities. It is assumed that the increased resources of students' psychological health will contribute to the expansion of the "health territory" of the city and the region as a whole.

Текст научной работы на тему «Активизация ресурсов психологического здоровья студентов педагогического вуза»

УДК 159.9

АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

О.В. Бажук, Л.Г. Пузеп

Аннотация. Статья раскрывает сущность психологического здоровья студентов педагогического вуза: понятие, структурные компоненты, особенности профилактической работы. В ней представлены теоретические и практические аспекты ресурсного обеспечения психологического здоровья студентов, а также особенности формирования их профессионально важных качеств в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предполагается, что активизация ресурсов психологического здоровья студентов будет способствовать расширению «территории здоровья» города и региона в целом.

Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональное здоровье, студенты педагогического вуза, ресурсы.

ACTIVATION OF RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL

HEALTH OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

O. Bazhuk, L. Puzep

Abstract. The article reveals the essence of the psychological health of students of a pedagogical university: the concept, structural components, features of preventive work. It presents the theoretical and practical aspects of resource support for students' psychological health, as well as the features of the formation of their professionally important qualities in the process of educational and extracurricular activities. It is assumed that the increased resources of students' psychological health will contribute to the expansion of the "health territory" of the city and the region as a whole.

Keywords: psychological health, professional health, students of a pedagogical university, resources.

В последние годы российские и зарубежные ученые отмечают негативную динамику состояния здоровья учащихся и педагогов, что способствует выдвижению на первый план решение проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.

Заболеваемость студентов, по данным разных источников, колеблется от 700 до 1200 на 10 000 человек [1]. При этом в период учебно-профессиональной деятельности состояние здоровья, как правило, ухудшается. Высокий уровень заболеваемости, с одной стороны, объясняется недостаточно здоровым образом жизни и низким уровнем знаний в данной области, а с другой стороны, сложившейся политической и социально-экономической ситуацией, носящей стрессогенный характер. Но, несмотря на это, вопросы о сохранении психологического здоровья учащихся и профессионального здоровья педагогов не являются первостепенными в научных исследованиях и не выступают в качестве основных задач, стоящих перед высшей школой, а рассматриваются только формально или вообще не затрагиваются, оставаясь на уровне деклараций. Поэтому решение проблемы сбережения психологического здоровья учащихся и педагогов должно объединить в себе все знания

из разных областей науки, занимающихся изучением данного вопроса.

Так, например, при медицинском подходе о психологическом здоровье судят с позиций различных нарушений и аномалий психики как отклонений от нормы, следовательно, медицинское сопровождение учебно-

профессиональной деятельности должно быть направлено на диагностику расстройств и выявление отклонений личности от нормы.

Однако уровень психологического здоровья человека на разных этапах жизни нельзя определять только отсутствием психических расстройств, так как большое влияние на его устойчивость оказывают многочисленные социальные, психологические и биологические факторы [3]. Поэтому при психологическом подходе данное понятие рассматривается относительно здорового человека и включает в себя оценку конструктивных ресурсов в период, когда признаки заболевания ещё отсутствуют и их развитие можно предупредить. Это позволяет эффективно влиять на уровень психологического здоровья специалиста, избегать

профессиональных деформаций с целью обеспечения его сохранности.

Данные факторы привели к появлению в психологии нового понятия — «профессиональное

здоровье», включающего в себя совокупность характеристик (компонентов) психологического здоровья специалиста, отвечающих

определенным требованиям и обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности [2].

Структурными компонентами

профессионального здоровья являются:

1) эмоциональный компонент, включающий в себя эмоциональную устойчивость и саморегуляцию эмоциональных состояний;

2) когнитивный компонент, представленный знаниями человека о здоровье, о деструктивных и конструктивных факторах, влияющих на его профессиональную деятельность, а также особенностями познавательных процессов (устойчивость внимания, профессиональная память, критичность мышления и др.);

3) поведенческий компонент, заключающийся в выборе специалистом определенной стратегии поведения в профессиональной деятельности [4].

Все компоненты являются взаимосвязанными и представляют единый процесс здоровья специалиста любой профессии. Поэтому вуз необходимо рассматривать как главный социальный ресурс, в рамках которого должна осуществляться целенаправленная и эффективная работа по сохранению и укреплению профессионального здоровья как студентов, так и преподавателей.

С целью подтверждения данных, полученных на этапе теоретического анализа проблемы, нами было проведено эмпирическое исследование с целью изучения отношения студентов филиала к профессиональному здоровью и здоровому образу жизни.

Анализ иерархии ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» в модификации Е.Б. Фанталовой позволил выявить следующее: главной в списке значимых ценностей для 35,3% является ценность «развлечения», а именно приятное времяпрепровождение с друзьями и отсутствие разного рода обязанностей.

Второе место для 55,9% респондентов занимает ценность «материально обеспеченная жизнь», а на третьем месте находится ценность «активная деятельная жизнь», которая стала значимой для 52,9% испытуемых.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что студенты педагогического вуза не называют развитие, здоровье, интересную работу в числе основных ценностей, которые занимают у них 7, 8 и 13 место соответственно. Следовательно, специалистам в данной области необходимо обратить внимание на то, что профессиональное здоровье должно выступать

для любого субъекта образовательного процесса в качестве абсолютной социальной ценности, так как характеризует состояние человека определенной профессии и является одним из главных условий воспитания и развития здорового поколения.

В качестве следующего рабочего инструмента, позволяющего, с одной стороны, определить у студентов исходный уровень и особенности отношения к здоровью, а с другой, - оценить эффективность проводимой в университете работы, нами была использована методика С. Дерябо и В. Ясвина [5].

Анализ результатов, полученных с помощью данной методики, позволяет говорить о том, что 64,7% студентов показывают низкий уровень эмоционального отношения к своему здоровью; у 52,9% студентов отношение к здоровью мало затрагивает познавательную сферу; 67,6% студентов лишь иногда включаются в деятельность по сохранению своего здоровья и у 70,6% студентов отношение к здоровью остается их «личным делом».

Данные показатели по 4-м шкалам позволяют сделать вывод о том, что 35,3% студентов показывают высоко сформированное отношение к психологическому здоровью и стараются вести здоровый образ жизни; 64,7% студентов плохо относятся к здоровью и находятся в «зоне риска», что впоследствии скажется на их здоровье как физическом, так и психологическом.

Чтобы стать основой повседневной здоровьесберегающей деятельности и поведения, знания о необходимости сохранения и укрепления своего собственного здоровья должны осознаваться. В процессе их осмысления происходит внутренний процесс превращения полученных знаний в собственные убеждения. Большое значение в решении данного вопроса играют высшие учебные заведения, обладающие определёнными ресурсами для организации профилактической работы со студентами, реализация которой будет способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью и предупреждению возникновения различных профессиональных деформаций. К таким ресурсам можно отнести:

1) ориентацию образовательного процесса на формирование валеологической компетентности;

2) влияние на уровень притязаний и самооценку студентов в учебно-воспитательном процессе;

3) обучение умениям контролировать свои эмоциональные состояния (эмоциональный компонент), а также адекватно реагировать на любые изменения социальной среды и решать

возникшие проблемы (поведенческий компонент);

4) организацию в вузе первичной профилактической работы по предупреждению профессиональных деформаций;

5) социальное партнерство с образовательными и социальными учреждениями, города, чья деятельность направлена в сферу здоровьесбережения подростков и молодёжи с целью создания для них здоровой личностно-ценной образовательной среды;

6) личностный потенциал студента высшего учебного заведения как человека активного, способного к саморазвитию и самореализации в учебно-профессиональной деятельности [3].

Обратимся к раскрытию обозначенных ресурсов на примере осуществления образовательного процесса в педагогическом вузе.

Так, развитие навыков здорового образа жизни студентов - будущих педагогов осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности. На занятиях при изучении дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» закладываются теоретические основы значения здорового образа жизни для полноценного функционирования организма. Практические основы формируются при включении студентов в различные спортивные секции, вовлечение их в мероприятия оздоровительной направленности.

Развитию адекватной самооценки способствуют специализированные курсы «Введение в профессию», «Основы саморазвития личности» на которых простраивается Образ Я -реальный и идеальный; при изучении курса «Адаптация студентов в образовательной среде вуза» проектируются индивидуальные образовательные маршруты, которые позволяют раскрыть и спроектировать в процессе обучения саморазвитие личности. На занятиях в процессе

устных ответов развивается уверенность и основы группового взаимодействия, что также оказывает влияние на развитие самооценки.

Обучение умениям саморегуляции реализуется в практико-ориентированных курсах «Социальная психология», «Конфликтология» «Социально-психологическое обучение»,

«Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Психологические тренинги» и др., что способствует выработке умений находить решения в различных ситуациях, проявлять корректность в поведении, обучать навыкам гибко реагировать в сложившейся ситуации.

В процессе прохождения различных видов учебной и педагогической практик студенты включены во взаимодействие с социальными партнерами - образовательными организациями города, в том числе и по вопросам здоровьесбережения. Они активно сотрудничают с Комитетом по молодежной политике, являются членами волонтерского отряда вуза, проводят классные часы и профилактические акции со школьниками. Все это способствует осуществлению профилактической работы по предупреждению профессиональных

деформаций.

В результате изучения учебных дисциплин, опыта работы в период практик, активного вовлечения в научно-исследовательскую, спортивную, волонтерскую деятельность в период обучения происходит раскрытие личностного потенциала, подготовка

компетентного специалиста к профессиональной деятельности, осознание студентами значимости выбранной профессии.

Таким образом, активизация ресурсов психологического здоровья студентов будет способствовать расширению параметров «территории здоровья» через интеграцию здоровьесберегающей среды университета в социально-культурную среду города и региона в целом.

1. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2001. - № 4. - С. 28-30.

2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: дис. ... канд. психол. наук / О.И. Бабич. - Хабаровск, 2007.

3. Гилеева С. Профессиональное и психологическое здоровье учителя / С. Гилеева //

Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. - Пермь, 2002. - С. 208212.

4. Малярчук Н.Н. Профессиональное здоровье педагога / Н.Н. Малярчук. - Екатеринбург, 2005. - 146 с.

5. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур / О.Б. Полякова. - М., 2014. - 448 с.

Сведения об авторах:

Бажук Оксана Владимировна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и специального (дефектологического) образования, филиал Омского государственного педагогического университета в городе Таре, e-mail: bajuk141183@mail.ru

Пузеп Любовь Геннадьевна (г. Тара, Россия), кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования, филиал Омского государственного педагогического университета в городе Таре, e-mail: puzep@mail.ru

Data about the authors:

O. Bazhuk (Tar, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology and special (defectology) education, branch of Omsk State Pedagogical University in the city of Tare, e-mail: bajuk141183@mail.ru

L. Puzep (Tar, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, head. Department of Psychology and Special (Defectology) Education, a branch of the Omsk State Pedagogical University in the city of Tare, e-mail: puzep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.