10. Ситникова Н.Е., Овчинников Ю.Д. Бейсджампинг: возможности управления своим те-лом//Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 231235.
11. Соболев А.М., Поляков С.Д., Кузнецова М.Н., Подгорная О.В. Движения есть основа физического здоровья детей//Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018. Т. 95. № 2-2. С. 121-122.
12. Чекмарева Н., Хаджинов В., Максимов А., Присяжная М. Спортивно-оздоровительный туризм и рекреационная деятельность современной молодежи//Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 9-2 (53). С. 56-60.
13. Шульгин А.С. Социокультурные и институциональные аспекты развития субкультуры экстрима//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 6. С. 60-66.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Алпатова Н.С.
НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Долецкий А.Н.
Организация по охране нервно-психического здоровья Центр «Нейро», г. Волгоград, главный врач, невролог, врач функциональной диагностики, доктор медицинских наук
Панасюк В.В.
ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Москва, аспирант кафедры «Психологии и педагогики»
FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCES IN MINORS IN THE CONDITIONS OF A
SOCIAL AND REHABILITATION CENTER
Alpatova N.
NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow, associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences, senior researcher Doletskii A.
Organization for the protection of neuropsychic health Center «Neuro», Volgograd,
head physician, neurologist, doctor of functional diagnostics, doctor of medical sciences
Panasyuk V.
CHOU VO «S.Y. Witte Moscow University», Moscow, graduate student of the Department of Psychology and Pedagogy
Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования здоровьесберегающих компетенций у детей и подростков. Представлена программа социально-педагогической деятельности по формированию здоровьесберегающих компетенций у несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра. Проанализированы результаты экспериментального исследования.
Abstract
The article deals with the problem of the formation of health-saving competencies in children and adolescents. The program of socio-pedagogical activity on the formation of health-saving competencies in minors in the conditions of a social rehabilitation center is presented. The results of the experimental study are analyzed.
Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, несовершеннолетние, социально-реабилитационный центр.
Keywords: health-saving competencies, minors, social rehabilitation center.
Социальные и экономические изменения, интенсификация образования, социальные ограничения последних лет приводят к снижению уровня здоровья среди несовершеннолетних [1, 5]. Все чаще наблюдаются невротические расстройства, частые простудные заболевания, отклонения физического и психического здоровья. К факторам риска
здоровья можно отнести совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими особенностями, хроническое переутомление несовершеннолетних в период образовательного процесса и другое [4].
В связи с неуклонно ухудшающимся здоровьем детей особое внимание уделяется методам
профилактики нарушений здоровья, в том числе организационным [2]. Разработаны и утверждены государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены стратегии государства в области сбережения здоровья подрастающего поколения. Педагогическое сообщество также ставит перед собой задачу формирования у несовершеннолетних здоровьесберегающих компетенций, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
Анализ научной литературы и эмпирических фактов показывает, что просветительская работа среди несовершеннолетних, связанная с пропагандой ведения здорового образа жизни и профилактикой вредных привычек, проводимая в образовательных учреждениях, не всегда эффективна [3]. Как правило, система профилактики в школе сводится к формированию у обучающихся знаний о тех или иных заболеваниях. Однако формированию умений и навыков сохранения и укрепления здоровья несовершеннолетних уделяется недостаточно внимания.
В работах В.А. Ананьева, М.М. Безруких, В.Н. Касаткина, Ю.П. Лисицына, Л.В. Назаровой, Ю.В. Науменко, С.С. Пятибратовой и других учёных рассматривается психолого-педагогическая практика формирования у детей и подростков базовых знаний о здоровом образе жизни, вреде здоровью и способах здоровьесбережения. Исследования Л.А. Башариной, О.А. Волковой, Г.И. Зайцева, Э.М. Ка-зина, М.Г. Колесниковой, Н.К. Смирнова, Н.В. Третьяковой и других посвящены здоровьесберегаю-щей деятельности учебных заведений, технологиям здоровьесбережения обучающихся.
Проблема культуры здоровья и формирования способности и готовности детей и взрослых к здо-ровьесбережению стала объектом внимания медиков, психологов и социальных педагогов (А.Г. Асмолов, Н.П. Капустин, А.Н. Леонтьев, М.Г. Ма-ринина, Д.Н. Узнадзе и др.).
Несмотря на достаточное количество теоретических исследований в данной сфере, необходимо целенаправленное изучение специфики социально-педагогической работы с несовершеннолетними. В современных условиях распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость теоретической разработки и практического внедрения новых форм, методов и технологий развития готовности к самостоятельному решению задач здорового образа жизни и формирования здоровьесберегающих компетенций у несовершеннолетних.
Цель исследования - теоретическое обоснование и реализация процесса формирования здоровьесберегаю-щих компетенций у несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.
Под здоровьесберегающими компетенциями мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, необходимых несовершеннолетним для осуществления здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
В качестве основных компонентов в нашем исследовании использовались: диагностика (психологическая и социально-педагогическая); постановка
цели и задач социально-реабилитационной деятельности; содержание и средства деятельности; анализ и оценка результатов.
Диагностическое исследование включало в себя 3 тематических блока: первый - был направлен на выявление мотивации к ведению здорового образа жизни; второй — на выявление представлений детей о здоровье и способах его сбережения; третий - на выявление сформированности навыков здоровьесбережения.
Обобщив данные проведенного исследования, было выявлено, что 20% несовершеннолетних имеют высокий уровень сформированности здоро-вьесберегающих компетенций, 50% - средний и 30% - низкий уровень.
С целью формирования более высокого уровня способности к здоровьесбережению нами была разработана и апробирована программа социально-педагогической деятельности по формированию здоровьесберегающих компетенций у несовершеннолетних.
В основном программа пропагандировала модели здорового образа жизни и безопасного поведения, способствовала развитию интереса и мотивации несовершеннолетних к сбережению своего здоровья. Дети и подростки должны уметь реализовывать на практике процесс оздоровления организма, владеть практическими умениями активизации резервных возможностей в укреплении здоровья. Положительные эмоциональные переживания у них являются условием эффективной деятельности по здоровьесбережению, поскольку помогают закрепить желание вести здоровый образ жизни.
Цель программы - обеспечение условий организации работы по формированию здоровьесбере-гающих компетенций у несовершеннолетних, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
1) организация системы работы по профилактике вредных привычек (алкоголизма, табакокурения, наркомании и др.), отрицательно влияющих на организм человека;
2) создание условий для формирования ценностного отношения несовершеннолетних к своему здоровью и здоровью окружающих;
3) формирование знаний, умений и навыков по сбережению здоровья.
Реализация социально-педагогической деятельности по формированию здоровьесберегающих компетенций воспитанников Центра осуществлялась при соблюдении следующих условий: создание благоприятной социокультурной среды, направленной на формирование мотивации к здо-ровьесбережению, укрепление здоровья детей и подростков, предупреждение у них стресса и утомляемости; включение в социально-реабилитационный процесс информации о рисках для здоровья; социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в их деятельности по здоровьесбе-режению.
Разработанная нами программа включала проведение мероприятий, в рамках которых несовершеннолетние осваивали навыки оказания первой помощи, осуществляли поиск тематической информации, разрабатывали проекты на тему укрепления здоровья, оформляли презентации, создавали виртуальный кабинет здоровья, проводили анкетирование, интернет-опрос. Были использованы разнообразные формы работы: квест-игры, спартакиады, конкурсы, олимпиады, выставки рисунков, арт-ма-стерские, дни здоровья и акции по теме здоро-вьесбережения.
Для достижения цели исследования в рамках программы были реализованы следующие занятия:
- Занятие на тему: «Здоровый образ жизни и его основные компоненты». Цель: сформировать представления у несовершеннолетних о необходимости соблюдения основ здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.
- Занятие на тему: «О гигиене тела и полости рта». Цель: сформировать представление у детей и подростков о гигиене тела и полости рта.
- Занятие на тему: «Системы оздоровления». Цель: сформировать представления у несовершеннолетних об особенностях укрепления здоровья.
- Занятие на тему: «Профилактика вредных привычек». Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о вреде табакокурения, алкоголя, психоактивных веществ.
- Занятие на тему: «Система правильного питания». Цель: сформировать убеждение в необходимости рационального питания.
- Занятие на тему: «Гармония тела». Цель: сформировать систему знаний у несовершеннолетних об укреплении своего здоровья посредством фитотерапии, движения, закаливания, лечебной физкультуры.
- Занятие на тему: «Смысл жизни». Цель: помочь несовершеннолетним осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл жизни и т.д.
В ходе экспериментальной работы были использованы следующие игровые ситуации:
- «Супермаркет» - анализ информации на упаковке продовольственных товаров, самостоятельная оценка полезности и целесообразности продуктов питания;
- «Скажи нет...» - анализ вредного воздействия на организм человека алкоголя, табака, наркотических веществ; проведение тренинга ситуаций отказа от вредных привычек с целью овладения умением сказать «нет», не вступая в конфликтные ситуации;
- «В мире со всем миром или искусство общения» - направлена на умение избегать конфликтные ситуации в общении с близкими людьми или выходить из них с наименьшими потерями для здоровья; умение оценить ситуацию с позиции другого человека, понять его, проявить чуткость, найти компромисс;
- «В здоровом теле.» - направлена на умение определять факторы, оказывающие влияние на здоровье и снижать их влияние; умение анализировать возникающие в повседневной жизни опасные для
здоровья ситуации, находить из них оптимальный выход;
- «Здоровое поколение» - направлена на формирование у несовершеннолетних представлений о том, что соблюдение здорового образа жизни является условием нормальной жизнедеятельности человека.
Кроме того, в ходе экспериментальной работы были проведены следующие мероприятия:
- Конкурс для воспитанников «Все в твоих руках...». Цель: обозначить пути решения проблем подросткового возраста: общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, эффективного взаимодействия, профилактики употребления психоактивных веществ и т.д.
- Турнир «Здоровьесбережение - это...». Цель: сформировать у несовершеннолетних потребность в здоровом образе жизни.
- Акция «Всем миром против наркотиков». Цель: привлечь внимание несовершеннолетних к проблеме профилактики наркомании среди сверстников.
- Дискуссия на темы: «Как нужно укреплять здоровье?», «Почему люди курят и употребляют алкоголь?»; «Здоровый образ жизни - залог долголетия». Цель: сформировать представления о роли генов, наследственности, нервных стрессов, никотина и других факторов риска на здоровье человека.
- Акция «Мы голосуем за жизнь». Цель: активизация несовершеннолетних в проявлении социально активной позиции в вопросе смысла жизни».
- Беседа на темы: «Здоровье человека», «Здо-ровьесберегающие технологии», «Движение и закаливание», «Основы здоровья и здорового образа жизни». Цель: сформировать представление о здоровье как основной ценности человеческой жизни и человеческого общества.
- Мозговой штурм «Нужно ли принимать лекарства, если человек почти здоров?» и т.д.
Познание теоретических основ здоровья, здорового образа жизни, приобретение умений и навыков сбережения здоровья, необходимых несовершеннолетним, протекало в ситуациях совместной деятельности со специалистами Центра.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, которая позволила сопоставить результаты исследования до и после опытно-экспериментальной работы.
По итогам реализации программы социально-педагогической деятельности можно констатировать положительную динамику уровневых показателей сформированности здоровьесберегающих компетенций. Так, в начале эксперимента высокий уровень сформированности здоровьесберегающих компетенций наблюдался у 20% детей и подростков, в конце эксперимента их количество увеличилось до 60%. Испытуемых с низким уровнем не было выявлено, тогда как в начале эксперимента их число составляло 30%. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанной нами программы.
Таким образом, разработана и успешно реали-
зована программа социально-педагогической деятельности по формированию у несовершеннолетних здоровьесберегающих компетенций. Представленные материалы могут быть использованы специалистами в процессе проектирования и реализации программ по здоровьесбережению несовершеннолетних.
Список литературы
1. Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазу-ренко Д.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - N° 4. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/118-13994 (дата обращения: 14.01.2022).
2. Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Хвасту-нова Е.П. Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: учеб. пособие; Федер.
гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т». - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - 134 с.
3. Волкова О.А. Здоровьесберегающий компонент воспитательной системы школы как условие сохранения и развития здоровья школьников: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. гуманитар. пед. ин-т. - Москва, 2010. - 27 с.
4. Долгобородова Э.Э. Переутомление у школьников в образовательном процессе: признаки и профилактика // Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной среде. Материалы IV Всерос. науч.-прак-тич. конф. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 116-120.
5. Третьякова Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рос. гос. проф.- пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 25 с.
ОСОБЛИВОСТ1 KOMyHIKAraBHOï КОМПЕТЕНТНОСТ1 СОЦ1АЛЬНОГО ПРАЦ1ВНИКА ЯК НЕОБХ1ДНА УМОВА ЙОГО ПРОФЕСIЙНОÏ Д1ЯЛЬНОСТ1
Шдвальна Ю.В.
Уманський державний педагоггчний утверситет 1мет Павла Тичини кандидат педагоггчних наук, доцент, доцент кафедри сощальног педагог1ки та сощальног роботи
FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER AS A NECESSARY CONDITION FOR HIS PROFESSIONAL ACTIVITY
Pidvalna Yu.
Uman State Pedagogical University named after Pavel Tychyna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social
Pedagogy and Social Work
Анотащя
Ця стаття присвячена питанням комушкативно! компетентносп у сощальних пращвнишв як необ-хвдно! умови у !хнш професшнш дiяльностi.
Ефективний розвиток комушкативно! компетентносп бачиться у вдосконаленш вах видiв мовно! дiяльностi - говоршш, слуханш, письмi та читанш. Формування комушкативних умшь i навичок дося-гаеться за рахунок використання рiзних методiв групово! дiяльностi та аналiзу проблемних ситуацш, нацшених на вироблення певно! мовно! поведiнки залежно ввд емоцiйно-психологiчного стану клiентiв, його сощального статусу, вiку та iнших ознак. Важливу роль вiдiграють дискусiйнi та iгровi методи, тренiнговi форми роботи та спещально створенi кейси, що дозволяють наблизитися до реальних умов про-фесiйно!' комунiкацi! та виробити стратегiю мовно! поведiнки, використання вербальних та невербальних засобiв спiлкування, що визначаються типом комунiкативно! ситуацп.
Abstract
This article is dedicated to the nutrition of communicative competence in social practitioners as a necessary mind in their professional activity.
Efficient development of communicative competence should be carried out at a thorough level of all kinds of language activity - speaking, listening, writing and reading. The formation of communicative skills and learners is accessible for the analysis of different methods in group activity and the analysis of problem situations, aimed at the development of a song-moving behavior in a dependent way in the emotional-psychological state of the client, yogo. Increased the role of Discus_ini Tajda Methods, Treningovi Treninga Keysey, Shaho, to close to the real minds of the profession of Movnikatsi Ukraine, Vikrikistannya, Viktorovnya, Vikrobalnya, Vikrobalnya, Scho, visit the type of Comunion Siturati.
Ключов1 слова: сощальний пращвник, комушкативна компетентнють, комушкативш знання та вмшня, здiбностi, груповi форми роботи, штерактивш методи, професшна дiяльнiсть.
Keywords: social practitioner, communicative competence, communicative knowledge of the mind, skills, group forms of work, interactive methods, professional activity.