тимизирует процесс изучения иностранного языка. В процессе организации самостоятельной работы рефлексивный подход обеспечивает осознание качества и результативности учебной деятельности. В процессе самостоятельной работы для овладения будущими экономистами лексико-грамматической компетентностью предлагаем использование таких обще-учебных и специальных стратегий: учебно-информационной, мета
когнитивной, когнитивной, компенсаторной стратегии и стратегия запоминания.
Наше исследование не исчерпывает всех аспектов организации и содержания формирования лексико-грамматической компетентности будущих экономистов в процессе самостоятельной работы. Этапы формирования лексико-грамматической компетентности станут предметом дальнейших научных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - Москва : Высшая школа, 1980. - 368 с. - Текст : непосредственный.
2. Лебединская, О.В. Стратегии самостоятельной работы студентов как компонент содержания самостоятельной деятельности по иностранному языку / О.В. Лебединская, Л.В. Цыганова. - Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (58). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-komponent-soderzhaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-po-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 15.12.2020).
3. Харламова, Н.С. Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам / Н.С. Харламова. - Текст : электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 9 (720). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-roli-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 15.12.2020).
REFERENCES
1. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [The educational process in higher education, its logical foundations and methods]. Moscow: Vysshaja shkola, 1980. 368 p.
2. Lebedinskaja O.V., Cyganova L.V. Strategii samostojatel'noj raboty studentov kak komponent soderzhanija sa-mostojatel'noj dejatel'nosti po inostrannomu jazyku [Elektronnyi resurs] [Strategies for students' independent work as a component of the content of independent activities in a foreign language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Phylology. Theory and Practice.], 2016, no. 4 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7strategii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-komponent-soderzhaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-po-inostrannomu-yazyku/viewer (Accessed 15.12.2020).
3. Harlamova N.S. Dinamika roli samostojatel'noj raboty studentov v professional'no orientirovannom obuchenii in-ostrannym jazykam [Elektronnyi resurs] [Dynamics of the role of independent work of students in professionally oriented teaching of foreign languages]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University], 2015, no. 9 (720). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-roli-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannym-yazykam (Accessed 15.12.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
П.А. Трофимова, преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7721-6905. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
P.A. Trofimova, Lecture of the Department of the English language for Economic Specialties, Donetsk State University, Donetsk, DPR, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7721-6905.
УДК 373.1
Юлия Михайловна Штольц, Ирина Викторовна Клименко
г. Луганск, ЛНР
Компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей старшего
дошкольного возраста
В статье рассматривается целесообразность применения компетентностного подхода в дошкольном образовании относительно организации здоровьесберегающего воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ содержания понятий «здоровьесберегающая компетентность» и «здоровьесберегающая компетенция», а также выявлена суть педагогической деятельности, основанной на применении компетентностного подхода. Рассмотрены и определены современные взгляды и подходы научных исследователей, ученых и практикующих специалистов к необходимости формирования здоровьесберегающей компетенции именно у старших дошкольников, опираясь на возрастные особенности ребенка. В ходе теоретического анализа научной литературы определены: основные аспекты компетентностного подхода в контексте здоровьесбережения, ряд подходов к пониманию сущности здоровьесбе-регающей компетенции дошкольников, а также особенности организации, содержания и основные направления формирования здоровьесберегающего процесса обучения в условиях учреждения образования.
Ключевые слова: здоровьесбережение, компетентностный подход, компетенция, компетентность, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.
Yulia Mikhailovna Stolz, Irina Viktorovna Klimenko
Lugansk, LPR
Competence-based approach in the context of health preservation of older preschool
children
The article discusses the feasibility of using the competence-based approach in preschool education regarding the organization of health-preserving education for older preschool children. The analysis of the content of the concepts "health-preserving competence" and "health-preserving competence" is carried out as well as the essence of pedagogical activity based on the application of the competence-based approach is revealed. The modern views and approaches of scientific researchers, scientists and practicing specialists to the need to form health-preserving competence in older preschoolers are considered and determined, based on the age characteristics of the child. In the course of the theoretical analysis of scientific literature, the following were identified: the main aspects of the competence-based approach in the context of health preservation, a number of approaches to understanding the essence of the health-preserving competence of preschoolers, as well as the features of the organization, content and main directions of the formation of a health-preserving learning process in the conditions of an educational institution.
Keywords: health care, competence approach, competence, competence, preschool education, senior preschool age.
В современных условиях одной из приоритетных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение, укрепление и повышение состояния здоровья детей, формирование и усовершенствование знаний, навыков и умений по отношению к своему здоровью, то есть формирование начальной компетенции в области здоро-вьесбережения.
Статистические данные свидетельствуют о том, что среди детей посещающих детские дошкольные учреждения и начальную школу, значительную часть (70%) можно отнести к часто болеющим (А.Ф. Бойко, 2001; Н.А. Коровина, 2014; А.А. Шабунова, 2014; Ю.Е. Вельтищев, 2016; Е.В. Тюрина, Т.М. Параничева, 2017).
Актуальность проблемы исследования основывается на потребности общества в воспитании физически развитого, здорового ребенка, которому будет присуще ответственное отношение к собственному здоровью, социально-природной среде, а также здоровью окружающих его людей [6; 9; 10].
Наряду с этим возникает ряд вопросов, связанных с современным отношением к компетент-ностному подходу ученых, практиков, исследователей, а также с возможностью и необходимостью формирования здоровьесберегающей компетенции в контексте данного подхода в системе дошкольного образования, принимая во внимание возрастные особенности развития личности ребенка.
Целью статьи явился теоретический анализ литературных источников с целью определения целесообразности применения компетентностного подхода в контексте здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.
Компетентностный подход в сфере сбережения здоровья указывает на результативность образовательного процесса дошкольного учреждения, где результат выражается не только в овладении дошкольником знаний и представлений о сохранении и укреплении здоровья, а прежде всего в
способности осуществлять здоровый стиль поведения [11, С. 127].
Среди фундаментальных основ дошкольного образования компетентностный подход определяется как «подход к становлению личности, уравновешенности приобретенных знаний, умений, навыков, сформированных интересов, желаний, намерений, поведения и индивидуальных качеств личности ребенка дошкольного возраста».
По мнению ряда ученых (Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкиной, И.Е. Емельяновой,
Н.П. Мальтиниковой, И.Н. Евтушенко,
И.Г. Галянт, О.Н. Подивиловой, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулевой), компетентностный подход в дошкольном образовании подразумевает поэтапную перестройку доминирующей модели образования, с примитивного освоения знаний, умений и навыков на создание условий для овладения комплексом ключевых компетенций, которые способствуют формированию личности растущего ребенка, а также способностей адаптации к условиям современного пространства [4, С. 3].
Теоретический анализ научной литературы показал, что компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей дошкольного возраста разработан в следующих аспектах: определение понятий «здоровьесберегающая компетентность и компетенция» (Л.Т. Кузнецова, О.В. Латыговская, Т.К. Андрющенко,
Н.А. Морозова, Н.А. Реуцкая); выделение и обоснование ключевых компетенций детей: экологической (Ю.Г. Никитина), личностной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций (Л.В. Трубайчук), здоровьесберегающей
(М.А. Забоева, И.Р. Рыбина), социальной (Н.Б. Содномова), компетенции духовно-творческой самореализации (И.Е. Емельянова); формирование здоровьесберегающей образовательной среды (Т.К. Говорушина).
Содержанием дошкольного образования на основании компетентностного подхода выступает становление компетентной, то есть «знать» и
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291
«уметь», и активной «хочу» личности ребенка, как неделимое единство.
Л.В. Свирская (2015) подчеркивает, что понятие «компетентность» применима скорее для выражения полученных результатов обучения, направленных на овладение ребенком знаний, умений и навыков, участвующих в становлении личностного опыта и качеств дошкольника в контексте его взаимодействия со сверстниками и взрослыми в характерных видах деятельности ребенка.
При этом под «здоровьесберегающей компетентностью» автор Т.К. Андрющенко (2015) понимает субъективную категорию, предусматривающую осознанное стремление ребенка к ведению здорового образа жизни, наличие комплексности знаний о собственном здоровье и его сохранении, сформированность здоровьесберегающих жизненных навыков и способность к их целесообразному применению в соответствующих повседневных ситуациях. Согласно исследованиям данного автора, здоровьесберегающая компетентность базируется на двенадцати жизненных навыках: навыки физического здоровья (рациональный режим питания, регулярная двигательная активность, культурно-гигиенические навыки, организация труда и отдыха); навыки социального здоровья (эффективное общение, чувство сопереживания, поведение в условиях угрозы и давления, коллективной деятельности); навыки психического и духовного здоровья (самооценка, самоконтроль, мотивация на успех, анализ и принятие решений).
В современном международном теоретическом и практическом аспекте понятие «компетенция» понимается как способность применения знаний, умений и практического опыта в различных ситуациях.
Автор И.Р. Рыбина (2011) определяет «здо-ровьесберегающую компетенцию» как интегра-тивную характеристику личности, состоящую из здоровьесберегающих знаний, умений, способностей и навыков, ценностно-смысловых ориента-ций, предопределяющих формирование опытной деятельности, в различных ситуациях.
Вслед за автором, М.А. Забоева (2013) «здо-ровьесберегающую компетенцию» трактует как личностную характеристику, построенную на эко-лого-валеологических представлениях, ценностном отношении к своему, и здоровью окружающих людей и природы, навыках здоровьесберега-ющего и природоохранительного поведения.
Определено, что практическая деятельность и функционирование дошкольного образования в контексте здоровьесбережения направлено на формирование компетенций, которые в результате, к концу периода дошкольного детства, переходят в здоровьесберегающую компетентность.
По мнению ряда авторов (Э.М. Казин (2010); В.П. Зубанов, Н.В. Коваленко, А.В. Сапего (2012)), при формировании компетенции в области здоро-
вьесбережения, целесообразно рассмотреть ряд подходов к пониманию сущности здоровья:
- здоровье как динамичный баланс организма человека и его функционирования с окружающей средой;
- здоровье как адаптационная способность;
- здоровье как адекватное функционирование организма на всех ступенях организации;
- здоровье как полное духовное, умственное, физическое и социальное благополучие, достаточное развитие духовных и физических сил, необходимых человеку для реализации принципа единства организма и всех его органов и систем, активного взаимодействия с окружающей средой.
При этом Л.П. Кудалановой (2013) отмечено, что эффективность и результативность формирования здоровьесберегающей компетенции выражена в характере, содержании, а также разнообразии видов деятельности. Здоровьесбережение выступает в роли двустороннего взаимосвязанного процесса: в одном случае это форма самореализации и самоорганизации ребенка; в другом - результат деятельности образовательного учреждения и педагога по созданию необходимых условий для формирования здоровьесберегающей компетенции у ребенка [7, С. 624].
Организация и содержание здоровьесберега-ющего процесса обучения подразумевает специально продуманные действия, реализуемые по этапам. В.И. Ковалько, Е.А. Дегтерев (2017) подчеркивают, что образовательный процесс в условиях здоровьесберегающей педагогики состоит из трех этапов:
1. Начальный этап знакомства с основными понятиями и представлениями о здоровье. Целью данного этапа является формирование у ребенка основ здорового стиля жизни, а также выполнения примитивных правил в области здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения, цель которого выступает в роли полноценного осознания и понимания основ здоровьесбережения.
3. Закрепление базовых знаний, умений и навыков здоровьесбережения, дальнейшее их совершенствование. Цель этапа состоит в преобразовании умения в навык, обладающий возможностью его целенаправленного использования [3, С. 135].
В рамках педагогической практики здоровье выступает в роли природного фонда человека, который образовательная система должна сохранять и приумножать (М. Бубер, И.А. Бердяев, И. Кант, Э. Кассирер, Ш. Лангфельд,
И.Г. Фомичева, Г. Рот и др.). Некоторыми авторами (Л.М. Чистов, Л.И. Засорина (2017)) определено здоровье как первостепенное категориальное понятие образовательной концепции, а также как цель педагогического процесса.
И.Р. Рыбина (2015) выделяет основные направления формирования здоровьесберегающе-го процесса обучения:
- формирование мыслительной деятельности детей в области сбережения здоровья;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- реализация опытно-экспериментальной работы по принципу здоровьесбережения;
- структурирование процесса обучения на основе доминанты [8, С. 166].
Необходимо обратить внимание на содержание процесса образования, ориентированного на здоровье, предложенное И.В. Ирхиной и В.Н. Ирхиным (2010). Авторами определены этапы педагогической деятельности по подготовке и реализации данного процесса: аналитический, процессуальный, результативный, организационно-исполнительский и рефлексивно-оценочный [1, С. 38].
Таким образом, начальная компетенция в области укрепления и сбережения здоровья многомерна, она является результатом личного опыта и социальных ориентаций. Возможности формирования здоровьесберегающей компетенции выражены в уникальной природе ребенка старшего дошкольного возраста, которая характеризуется как деятельностная.
При организации процесса обучения необходимо учитывать исходные моменты формирования компетенции: взаимодействие педагога, ребенка и родителей. Как отмечает И.В. Клименко (2020), успешная «практическая реализация» педагога складывается из накопленных умений; сформированности навыков обеспечивающих максимальное приближение педагогов к профессиональному, эффективному, макси-
мально приближенному выполнению трудовых функций; сформированности soft skills, которые отвечают за успешность самореализации в рабочем процессе [2, C. 20].
Суть педагогической деятельности, основанной на компетентностном подходе, проявляется в совместной деятельности с ребенком, которая определяет его возможности и интересы, помогает составить план и определить способы его осуществления, осмыслить возможные трудности и препятствия на пути к достижению поставленной деятельностной цели, а также определить свою значимость в социальной среде. В педагогике компетентностного подхода данные задачи являются системообразующими. Согласно принципу гуманизма, компетентностный подход подразумевает, что в центре педагогического процесса находится ребенок - которого воспитывают и обучают компетентные специалисты, и который развивается самостоятельно [5, С. 60].
В своем исследовании мы акцентируем внимание на компетентностном подходе к проблеме здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста, поскольку он выступает в роли одной из стратегических областей развития системы воспитания и образования, ее современным концептуальным ориентиром. Проведенный литературный анализ научных исследований доказывает значимость и целесообразность применения компетент-ностного подхода в дошкольном образовании, выделения ключевых компетенций и их составляющих, а также способов их формирования в период дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ирхин, В.Н. Урок и здоровье школьников / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. - Тирасполь : Изд-во Приднестровского ун-та, 2009. - 215 с. - Текст : непосредственный.
2. Клименко, И.В. Основные аспекты подготовки педагогов адаптивного физического воспитания на основе праксиологического подхода / И.В. Клименко. - Текст : непосредственный // Образование Луганщины: теория и практика. - 2020. - № 5 (18). - С.17-21.
3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В. И. Ковалько, Е. А. Дегте-рев. - Москва : ВАКО, 2010. - 296 с. - Текст : непосредственный.
4. Компетентностная модель дошкольного образования : монография / Л.В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск : Образование, 2009. - 229 с. - Текст : непосредственный.
5. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / А.Э. Федоров [и др.]. - Омск : Омскбланкиздат, 2012. - 210 с. - Текст : непосредственный.
6. Кротова, В.Ю. Формирование мотивации к ЗОЖ у дошкольников / В.Ю. Кротова. - Текст : непосредственный // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Липецк : ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - С. 252-255.
7. Кудаланова, Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Л.П. Кудаланова. - Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2013. - №1. - С. 623-627.
8. Рыбина, И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Рыбина Ирина Рудольфовна. - Орёл, 2011. - 199 с. - Текст : непосредственный.
9. Cavill, N. Physical activity and health in Europe: evidence for action / N. Cavill, S. Kahlmeier, F. Racioppi. - Denmar, 2006. - 40 p. - Text : direct.
10. Holland, G.J. Values of physical activity / G.J. Holland, E.L. Davis. - Dubuque : Brown, 1995. - 175 p. - Text : direct.
11. Vahedi, S. Social competence and behavior problems in preschool children / S. Vahedi, F. Farrokhi, F. Farajian. - Text : direct // Iran Journal Psychiatry. - 2012. - №7 (3). - Р. 126-134.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 100_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542~0291
REFERENCES
1. Irhin, V.N., Irhina I.V. Urok i zdorov'e shkol'nikov [Lesson and health of schoolchildren]. Tiraspol': Izd-vo Pridnes-trovskogo un-ta, 2009. 215 p.
2. Klimenko I.V. Osnovnye aspekty podgotovki pedagogov adaptivnogo fizicheskogo vospitanija na osnove praksiolog-icheskogo podhoda [The main aspects of training teachers of adaptive physical education based on a praxeological approach]. Obrazovanie Luganshhiny: teorija i praktika [Education of Luhansk region: theory and practice], 2020, no. 5 (18), pp.17-21.
3. Koval'ko V.I., Degterev E.A. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v nachal'noj shkole: 1-4 klassy [Health-saving technologies in primary school: grades 1-4]. Moscow: VAKO, 2010. 296 p.
4. Trubajchuk L.V., et al. Kompetentnostnaja model' doshkol'nogo obrazovanija: monografija [Competence model of preschool education]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2009. 229 p.
5. Fedorov A.Je., et al. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monografija [Competence-based approach in the educational process]. Omsk: Omskblankizdat, 2012. 210 p.
6. Krotova V.Ju. Formirovanie motivacii k ZOZh u doshkol'nikov [Formation of motivation for healthy lifestyle among preschoolers]. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v kontekste samorealizacii cheloveka v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Development of physical culture and sports in the context of human self-realization in modern socio-economic conditions]. Lipeck: LGPU imeni P.P. Se-menova-Tjan-Shanskogo, 2017, pp. 252-255.
7. Kudalanova L.P. Struktura i osobennosti stanovlenija kompetentnosti v oblasti ukreplenija zdorov'ja detej doshkol'nogo vozrasta [The structure and characteristics of the formation of competence in the field of health promotion of preschool children]. Fundamental'nye issledovanija. Pedagogicheskie nauki [Basic research. Pedagogical sciences], 2013, no. 1, pp. 623-627.
8. Rybina I.R. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdorov'esberegajushhej kompetentnosti uchashhihsja na uroke: dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of health-preserving competence of students in the classroom. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Orjol, 2011. 199 p.
9. Cavill N. Kahlmeier S., Racioppi F. Physical activity and health in Europe: evidence for action. Denmar, 2006. 40 p.
10. Holland G.J., Davis E.L. Values of physical activity. Dubuque: Brown, 1995. 175 p.
11. Vahedi S. Farrokhi F., Farajian F. Social competence and behavior problems in preschool children. Iran Journal Psychiatry,, 2012, no. 7 (3), pp. 126-134.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Ю.М. Штольц, ассистент кафедры адаптивной физической культуры и физической реабилитации, «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, ЛНР, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-4688-1101.
И.В. Клименко, кандидат медицинских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой адаптивной физической культуры и физической реабилитации, «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, ЛНР, email: [email protected], ORCID: 0000-0001-6539-1995. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Yu.M. Stolz, Instructor of the Department of Adaptive Physical Culture and Physical Rehabilitation, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4688-1101.
I.V. Klimenko, Ph.D. in Medical Sciences, Associate Professor, Acting Department Chair of the Department of Adaptive Physical Culture and Physical Rehabilitation, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6539-1995.