Научная статья на тему 'Теоретическое осмысление сущности феномена «Начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»'

Теоретическое осмысление сущности феномена «Начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / НАЧАЛЬНАЯ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / KEY COMPETENCE / ELEMENTARY HEALTH SAVING COMPETENCE / THE SUBJECT OF THE CREATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыговская О.В.

Одной из стратегий развития образования в XXI веке является обращенность его к проблемам здоровья, формирования у молодого поколения ценностного отношения к здоровью и готовности к здоровьесберегающему поведению и развитию. Статья носит теоретический характер и посвящена психолого-педагогическому осмыслению сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность». Автор обосновывает актуальность компетентностного подхода, выделяет составляющие и параметры начальной элементарной здоровьесберегающей компетентности в младшем дошкольном возрасте, а также отмечает ее ключевые компоненты и педагогические условия в образовательном пространстве дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical comprehension of the essence of the phenomenon of “Elementary health saving competence of children of preschool age"

One of the strategies of education development in the XXI century is facing health problems, the formation of the value attitude to health and readiness of the health-preserving behavior and development of the younger generation. The article is theoretical in nature and is devoted to psychological-pedagogical comprehension of the essence of the phenomenon of “elementary health-preserving competence.” The author substantiates the relevance of the competence-based approach, identifies the components and parameters of elementary health-competence in preschool age, and also notes its key components and pedagogical conditions in the educational space of preschool establishments.

Текст научной работы на тему «Теоретическое осмысление сущности феномена «Начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»»

общего образования. М., 2011.

о §

Библиографический список

1. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

2. Кожина М.И. Работа педагогического состава с родителями // Иностран- ^ ные языки в школе. 2006. № 6. С. 13-19. s 5

го

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. | S

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального о pg

_ о. ч: vo

ш о

О.В. Латыговская

Теоретическое осмысление сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»

Одной из стратегий развития образования в XXI веке является обращенность его к проблемам здоровья, формирования у молодого поколения ценностного отношения к здоровью и готовности к здоровьесберегающему поведению и развитию. Статья носит теоретический характер и посвящена психолого-педагогическому осмыслению сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность». Автор обосновывает актуальность компетентностного подхода, выделяет составляющие и параметры начальной элементарной здоровьесберегающей компетентности в младшем дошкольном возрасте, а также отмечает ее ключевые компоненты и педагогические условия в образовательном пространстве дошкольных учреждений. Ключевые слова: компетентностью подход, компетентность, ключевые компетентности, начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность, субъект здоровьесозидания.

В современном социокультурном пространстве идет тенденция к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной

/

^ го О !=

0 ? ^ 5

ж о о

на личность, главной чертой которой становится переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в стандартных условиях, к концепции образования, развивающего личность; к поиску новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка и его подчинения требованиям взрослого, сочетанию свободы познания и деятельности и рамок культуры, принятой в обществе. Именно поэтому в последнее время в педагогике наибольшую популярность приобретает компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях [9].

Поскольку здоровье является одной из главных ценностей образования дошкольного периода детства, образовательная траектория должна быть направлена на формирование у ребенка начальных компетентно-стей в области охраны и укрепления здоровья.

Несмотря на то, что компетентностный подход нашел отражение в исследованиях проблем дошкольного детства (О.Ф. Борисова, 2009; А.Г. Гогоберидзе, 2006; О.В. Дыбина, Т.Л. Пасальская, 2011 (социальная компетентность); Э.Р. Тюлепаева (этнокультурная компетенция), Л.В. Трубайчук, 2011 и др.), в основных примерных общеобразовательных программах дошкольного образования «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, 2011), «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010) и др., до настоящего времени проблема формирования здоровьесбе-регающей компетентности дошкольников в научных исследованиях и практике представлена недостаточно, что вызывает необходимость разработки новых идей, новых концептуальных подходов, которые могли бы лечь в основу совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

В последние годы, в рамках компетентностного подхода, неуклонно растет интерес ученых к проблеме формирования здоровьесберега-ющей компетентности подрастающего поколения. Так в системе высших учебных заведениях ее решают Ю.В. Лукашин, В.И. Пентюхин, Н.Г. Аникеева и др. Теоретико-методические основы здоровьесберега-ющей компетентности учащихся общеобразовательных школ выделяют А.Д. Карабашева, И.Р. Рыбина и др. Возможность формирования здо-ровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста подтверждаются разнообразными научными исследованиями и теориями. Так, украинские и российские педагоги под понятием «здоровьесбере-гающая компетентность» понимают:

— характеристики и свойства личности, направленные на сохранение ^ ^ физического, социального, психического и духовного здоровья — сво- о ^ его и окружения; g °

— динамическая черта личности, проявляющаяся в способности органи- | 1 зовать здоровый образ жизни, адекватно оценивать свое поведение, | g реализовывать свои здоровьесберегающие взгляды и позиции в раз- о § личных, в том числе неблагоприятных, условиях, исходя из усвоен- чю ных моральных норм и принципов; с

— цель и результат учебно-воспитательной работы, которые подразумевают приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, знание и применение правил личной гигиены;

— совокупность ценностно-смысловых ориентации, здоровьесберегаю-щих знаний, умений и навыков, готовности и способности, обусловливающих формирование опыта эффективной здоровьесберегающей деятельности в ситуациях реальной действительности [7; 8; 10].

Л.Т. Кузнецова при этом подчеркивает, что начальная здоровьесбере-гающая компетентность подразумевает синтегральное качество личности ребенка, включающее:

— совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровый образ жизни;

— мотивы, имеющие эколого-здоровьесберегающую направленность в отношении себя и окружающего мира и побуждающие к ведению здорового образа жизни;

— потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [12].

Среди компонентов здоровьесберегающей компетентности Н.А. Зимняя отмечает следующие: готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент); владение знанием содержания компетентности (когнитивный компонент); опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий компонент); отношение к содержанию компетентности и объекте ее приложения (ценностно-смысловой компонент); способность регулировать процесс и результат проявления компетентности (эмоционально-волевой компонент) [8].

Подчеркнем, что становление компетентности в области укрепления здоровья должно осуществляться в процессе активной деятельности. Оно органично связано с возрастными новообразованиями, с особенностями развития личности ребенка, с окружением, с формирующимся личным социальным опытом. Так, большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте владеют набором простейших норм и способов поведения, являющихся предпосылками к здоровьесбережению. Поэтому задача взрослых в детском саду и семье способствовать

^ го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

формированию способности и готовности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья.

Принимая во внимание концепции А.В. Хуторского, И.Р. Рыбиной, которые трактуют понятие «компетентность» как совокупность взаимосвязанных компетенций, необходимых для осуществления личност-но и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности, к составляющим здоровьесбере-гающей компетентности детей 3-4-го года жизни мы относим информационно-технологические и социально-коммуникативные компетенции.

Информационно-технологические компетенции, как отмечают О.В. Дыбина, И.В. Груздова, представляют собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей здоровьесберегающей деятельности, а также как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности [7].

Параметры информационно-технологических компетенций ребенка младшего дошкольного возраста:

- имеет представления о человеке (себе, сверстнике, взрослом), об особенностях внешнего вида, половых различиях, о родственных отношениях, о своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни;

- имеет представление о своем организме (своем внешнем виде, частях тела);

- владеет культурно-гигиеническими умениями и навыками;

- проявляет интерес к двигательной деятельности, умеет регулировать свою двигательную активность, соблюдает очередность и умеет согласовывать движения в коллективной деятельности;

- соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений;

- знает правила безопасного поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; применение доступных правил поведения на улице, дома, в природе (нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, не брать ножницы и пр.);

- знает элементарные правила пожарной безопасности;

- владеет первичными знаниями о полезности пищи;

- знает о полезных и вредных привычках;

- умеет осуществлять элементарный контроль своих действий и способен подчинить свое действие установленным правилам, включенным в роль в присутствии взрослого, при наглядном подкреплении.

о §

Вопрос содержания социально-коммуникативных компетенций детей от 3 лет рассматривался европейскими исследователями Л. Алмквистом, Л. Эриксоном, М. Гранлундом. Эти авторы представляют рассматри- 5 ° ваемые компетенции как понимание отношений «я - сверстники», ^ 1 «я - общество», умение выбрать правильную социальную ориентацию * <§

¡Е О

и организовать свою деятельность в соответствие с этими ориентаци- о рд ями, а также как социально-коммуникативные навыки, позволяющие чю ребенку адекватно выполнить нормы и правила жизни в обществе [17]. с В связи с этим, Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, Е.Г. Юдина выделяют следующее содержание социально-коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста: развитие самооценки; успешная адаптация; умение разрешать конфликтные ситуации; умение регулировать поведение; уровень тревожности; благоприятный социальный статус; положительное отношение к детскому саду; совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, проявление рефлексивного поведения, внимания к сверстнику, стремление к сотрудничеству, формирование способности к достижению согласия [4; 10; 14].

Социально-коммуникативные компетенции ребенка в здоровьефор-мирующей деятельности рассматривается нами как качество личности, которое подразумевает готовность и способность ребенка к личностно ориентированному решению задач здорового образа жизни.

Параметрами социально-коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста являются следующие:

- уважительное отношение к сверстникам и взрослым (умение слушать, слышать, договариваться);

- готовность помогать другим в различных жизненных ситуациях, не оставаясь равнодушным;

- умения конструктивного взаимодействия со сверстниками, взрослыми (в игровой, трудовой деятельности и пр.);

- знание, как и когда позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях;

- умения выражать симпатию и проявлять сочувствие по отношению к сверстникам и взрослым;

- оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Основными педагогическими условиями формирования здоровьесбе-регающей компетентности детей в образовательном пространстве, по мнению Е.А. Дегтерева и Ю.Н. Синицына, являются: наличие определенной системы диагностики здоровья детей; формирование знаний для сохранения и укрепления здоровья; обеспечение здоровьесберегающей

Ч го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

пространственной среды; наличие эмоционально-положительнои установки на формирование потребности в здоровом образе жизни; практическая включенность всех участников образовательного процесса [5]. При этом необходимо подчеркнуть значение индивидуально-ориентированного подхода в формировании у детей дошкольного возраста здо-ровьесберегающей компетентности.

На наш взгляд, формирование элементарной здоровьесберегающей компетентности (готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни) включает две позиции.

1. Устойчиво сформированные ценности здоровья, отношение к нему (устойчиво сформированные ценностные ориентации по отношению к среде: внешней - природной, социальной, культурной; внутренней - организму человека и к своему здоровью).

В здоровьесберегающем образовании необходимо не только закреплять позитивные ценностные установки и ориентации детей, но и изменять систему негативных ценностей, сформировавшихся с раннего детства и сконструированных с ближайшего социального окружения. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Проявление позиции субъекта здоровьесозидания. Ценностное отношение к здоровью предполагает ответственность

человека за свое здоровье, за здоровье своих близких, за сохранение жизни на земле. Воспитать в человеке ответственность за себя, за свои поступки, за свое здоровье - значит научить самоутверждению и самоуважению. Создание в образовательном учреждении атмосферы престижности здорового образа жизни, стремления к успеху, высокий уровень профессионализма способствуют закреплению ценностного отношения к здоровью. При этом отметим, что алгоритм деятельности дошкольного учреждения в направлении здоровьесбережения детей должен идти в следующей последовательности: от навыка - к привычке, от привычки -к потребности, от потребности - к здоровому образу жизни.

Таким образом, на основании вышесказанного, сделаем выводы: - компетентностный подход в современных социокультурных условиях призван решать задачи, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Необходимо дать детям основные знания о самом процессе обучения, сформировать навыки, которые помогут им в будущем находить,

51

CC fN

анализировать, синтезировать новую информацию, эффективно дей- Е ствовать в разнообразных социальных и практических ситуациях, о самостоятельно решать проблемы и задачи, иными словами, форми- g ° ровать компетентность; I i

- начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей 2 g

iE О

младшего дошкольного возраста характеризуется как совокупность о рд ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, So умений и навыков, готовность и способность решать задачи здоро- с вого образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания - с другой;

- к составляющим здоровьесберегающей компетентности детей 3-4 лет мы относим совокупность информационно-технологических и социально-коммуникативных компетенций, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к себе, к объектам реальной действительности, к здоровью и ценностному отношению к нему.

Библиографический список

1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театральных игр: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.

2. Андрющенко Т.К. Формування здоров'язбережувально! компетентност як сощально-педагопчна проблема // Наук. вюн. Волин. нац. ун-ту iм. Леи Украшки. Луцьк: Волин. нац. ун-т ш. Леи Украшки, 2012. № 7 (232). С. 123-127 (Сер1я «Педагопчш науки»).

3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.

4. Воронин Д.Е. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в физическом воспитании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Херсон, 2006.

5. Дегтярёв Е.А. Управление современной школой. Вып. 8: Педагогика здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Дегтярёва, Ю.Н. Синицина. Ростов-н/Д., 2005.

6. Дошкольное образование. Словарь терминов. Дошкольное воспитание и развитие / Сост. Виноградова Н.А. и др. М., 2005.

7. Дыбина О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной и др. Тольятти, 2009.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Под ред. И.А. Зимней. М., 2004.

j

го cç

il 9. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании / Под ред. Д.А. Ива-

0 Р нова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой. М., 2003.

^ 10. Карабашева А.Д. Формирование здоровьесберегающих компетенций

s g у старшеклассников общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд.

1 s пед. наук. Карачаевск, 2009.

о| 11. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундамен-vo тальные исследования. 2013. № 1-3. С. 623-627.

12. Кузнецова Л.Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Полтавцева Н.В., Анохина И.А. Программа и технология реализации ком-петентностного подхода в двигательной деятельности детей четвертого года жизни. Ульяновск, 2015.

14. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2011.

15. Свирская Л. В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004.

16. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Под ред. Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой. М., 2002.

17. Almqvist L., Eriksson L., Granlund M. Participation in school activities -a systems theory perspective // Delaktighetens sprâk. A. Gustavsson ^d.). Lund, 2004. Рр. 137-156.

С.М. Максимова

Интеграция как условие формирования целостной картины мира средствами театрализованной деятельности у старших дошкольников

В статье отмечается значимость понятия «целостная картина мира», являющегося важным условием эффективной деятельности каждой личности. Его постепенное формирование происходит в детском возрасте. Это обусловлено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.