общего образования. М., 2011.
о §
Библиографический список
1. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
2. Кожина М.И. Работа педагогического состава с родителями // Иностран- ^ ные языки в школе. 2006. № 6. С. 13-19. s 5
го
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. | S
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального о pg
_ о. ч: vo
ш о
О.В. Латыговская
Теоретическое осмысление сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»
Одной из стратегий развития образования в XXI веке является обращенность его к проблемам здоровья, формирования у молодого поколения ценностного отношения к здоровью и готовности к здоровьесберегающему поведению и развитию. Статья носит теоретический характер и посвящена психолого-педагогическому осмыслению сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность». Автор обосновывает актуальность компетентностного подхода, выделяет составляющие и параметры начальной элементарной здоровьесберегающей компетентности в младшем дошкольном возрасте, а также отмечает ее ключевые компоненты и педагогические условия в образовательном пространстве дошкольных учреждений. Ключевые слова: компетентностью подход, компетентность, ключевые компетентности, начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность, субъект здоровьесозидания.
В современном социокультурном пространстве идет тенденция к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной
/
^ го О !=
0 ? ^ 5
ж о о
на личность, главной чертой которой становится переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в стандартных условиях, к концепции образования, развивающего личность; к поиску новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка и его подчинения требованиям взрослого, сочетанию свободы познания и деятельности и рамок культуры, принятой в обществе. Именно поэтому в последнее время в педагогике наибольшую популярность приобретает компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях [9].
Поскольку здоровье является одной из главных ценностей образования дошкольного периода детства, образовательная траектория должна быть направлена на формирование у ребенка начальных компетентно-стей в области охраны и укрепления здоровья.
Несмотря на то, что компетентностный подход нашел отражение в исследованиях проблем дошкольного детства (О.Ф. Борисова, 2009; А.Г. Гогоберидзе, 2006; О.В. Дыбина, Т.Л. Пасальская, 2011 (социальная компетентность); Э.Р. Тюлепаева (этнокультурная компетенция), Л.В. Трубайчук, 2011 и др.), в основных примерных общеобразовательных программах дошкольного образования «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, 2011), «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010) и др., до настоящего времени проблема формирования здоровьесбе-регающей компетентности дошкольников в научных исследованиях и практике представлена недостаточно, что вызывает необходимость разработки новых идей, новых концептуальных подходов, которые могли бы лечь в основу совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
В последние годы, в рамках компетентностного подхода, неуклонно растет интерес ученых к проблеме формирования здоровьесберега-ющей компетентности подрастающего поколения. Так в системе высших учебных заведениях ее решают Ю.В. Лукашин, В.И. Пентюхин, Н.Г. Аникеева и др. Теоретико-методические основы здоровьесберега-ющей компетентности учащихся общеобразовательных школ выделяют А.Д. Карабашева, И.Р. Рыбина и др. Возможность формирования здо-ровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста подтверждаются разнообразными научными исследованиями и теориями. Так, украинские и российские педагоги под понятием «здоровьесбере-гающая компетентность» понимают:
— характеристики и свойства личности, направленные на сохранение ^ ^ физического, социального, психического и духовного здоровья — сво- о ^ его и окружения; g °
— динамическая черта личности, проявляющаяся в способности органи- | 1 зовать здоровый образ жизни, адекватно оценивать свое поведение, | g реализовывать свои здоровьесберегающие взгляды и позиции в раз- о § личных, в том числе неблагоприятных, условиях, исходя из усвоен- чю ных моральных норм и принципов; с
— цель и результат учебно-воспитательной работы, которые подразумевают приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, знание и применение правил личной гигиены;
— совокупность ценностно-смысловых ориентации, здоровьесберегаю-щих знаний, умений и навыков, готовности и способности, обусловливающих формирование опыта эффективной здоровьесберегающей деятельности в ситуациях реальной действительности [7; 8; 10].
Л.Т. Кузнецова при этом подчеркивает, что начальная здоровьесбере-гающая компетентность подразумевает синтегральное качество личности ребенка, включающее:
— совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровый образ жизни;
— мотивы, имеющие эколого-здоровьесберегающую направленность в отношении себя и окружающего мира и побуждающие к ведению здорового образа жизни;
— потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [12].
Среди компонентов здоровьесберегающей компетентности Н.А. Зимняя отмечает следующие: готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент); владение знанием содержания компетентности (когнитивный компонент); опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий компонент); отношение к содержанию компетентности и объекте ее приложения (ценностно-смысловой компонент); способность регулировать процесс и результат проявления компетентности (эмоционально-волевой компонент) [8].
Подчеркнем, что становление компетентности в области укрепления здоровья должно осуществляться в процессе активной деятельности. Оно органично связано с возрастными новообразованиями, с особенностями развития личности ребенка, с окружением, с формирующимся личным социальным опытом. Так, большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте владеют набором простейших норм и способов поведения, являющихся предпосылками к здоровьесбережению. Поэтому задача взрослых в детском саду и семье способствовать
^ го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
формированию способности и готовности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья.
Принимая во внимание концепции А.В. Хуторского, И.Р. Рыбиной, которые трактуют понятие «компетентность» как совокупность взаимосвязанных компетенций, необходимых для осуществления личност-но и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности, к составляющим здоровьесбере-гающей компетентности детей 3-4-го года жизни мы относим информационно-технологические и социально-коммуникативные компетенции.
Информационно-технологические компетенции, как отмечают О.В. Дыбина, И.В. Груздова, представляют собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей здоровьесберегающей деятельности, а также как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности [7].
Параметры информационно-технологических компетенций ребенка младшего дошкольного возраста:
- имеет представления о человеке (себе, сверстнике, взрослом), об особенностях внешнего вида, половых различиях, о родственных отношениях, о своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни;
- имеет представление о своем организме (своем внешнем виде, частях тела);
- владеет культурно-гигиеническими умениями и навыками;
- проявляет интерес к двигательной деятельности, умеет регулировать свою двигательную активность, соблюдает очередность и умеет согласовывать движения в коллективной деятельности;
- соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений;
- знает правила безопасного поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; применение доступных правил поведения на улице, дома, в природе (нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, не брать ножницы и пр.);
- знает элементарные правила пожарной безопасности;
- владеет первичными знаниями о полезности пищи;
- знает о полезных и вредных привычках;
- умеет осуществлять элементарный контроль своих действий и способен подчинить свое действие установленным правилам, включенным в роль в присутствии взрослого, при наглядном подкреплении.
о §
Вопрос содержания социально-коммуникативных компетенций детей от 3 лет рассматривался европейскими исследователями Л. Алмквистом, Л. Эриксоном, М. Гранлундом. Эти авторы представляют рассматри- 5 ° ваемые компетенции как понимание отношений «я - сверстники», ^ 1 «я - общество», умение выбрать правильную социальную ориентацию * <§
¡Е О
и организовать свою деятельность в соответствие с этими ориентаци- о рд ями, а также как социально-коммуникативные навыки, позволяющие чю ребенку адекватно выполнить нормы и правила жизни в обществе [17]. с В связи с этим, Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, Е.Г. Юдина выделяют следующее содержание социально-коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста: развитие самооценки; успешная адаптация; умение разрешать конфликтные ситуации; умение регулировать поведение; уровень тревожности; благоприятный социальный статус; положительное отношение к детскому саду; совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, проявление рефлексивного поведения, внимания к сверстнику, стремление к сотрудничеству, формирование способности к достижению согласия [4; 10; 14].
Социально-коммуникативные компетенции ребенка в здоровьефор-мирующей деятельности рассматривается нами как качество личности, которое подразумевает готовность и способность ребенка к личностно ориентированному решению задач здорового образа жизни.
Параметрами социально-коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста являются следующие:
- уважительное отношение к сверстникам и взрослым (умение слушать, слышать, договариваться);
- готовность помогать другим в различных жизненных ситуациях, не оставаясь равнодушным;
- умения конструктивного взаимодействия со сверстниками, взрослыми (в игровой, трудовой деятельности и пр.);
- знание, как и когда позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях;
- умения выражать симпатию и проявлять сочувствие по отношению к сверстникам и взрослым;
- оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Основными педагогическими условиями формирования здоровьесбе-регающей компетентности детей в образовательном пространстве, по мнению Е.А. Дегтерева и Ю.Н. Синицына, являются: наличие определенной системы диагностики здоровья детей; формирование знаний для сохранения и укрепления здоровья; обеспечение здоровьесберегающей
Ч го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
пространственной среды; наличие эмоционально-положительнои установки на формирование потребности в здоровом образе жизни; практическая включенность всех участников образовательного процесса [5]. При этом необходимо подчеркнуть значение индивидуально-ориентированного подхода в формировании у детей дошкольного возраста здо-ровьесберегающей компетентности.
На наш взгляд, формирование элементарной здоровьесберегающей компетентности (готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни) включает две позиции.
1. Устойчиво сформированные ценности здоровья, отношение к нему (устойчиво сформированные ценностные ориентации по отношению к среде: внешней - природной, социальной, культурной; внутренней - организму человека и к своему здоровью).
В здоровьесберегающем образовании необходимо не только закреплять позитивные ценностные установки и ориентации детей, но и изменять систему негативных ценностей, сформировавшихся с раннего детства и сконструированных с ближайшего социального окружения. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
2. Проявление позиции субъекта здоровьесозидания. Ценностное отношение к здоровью предполагает ответственность
человека за свое здоровье, за здоровье своих близких, за сохранение жизни на земле. Воспитать в человеке ответственность за себя, за свои поступки, за свое здоровье - значит научить самоутверждению и самоуважению. Создание в образовательном учреждении атмосферы престижности здорового образа жизни, стремления к успеху, высокий уровень профессионализма способствуют закреплению ценностного отношения к здоровью. При этом отметим, что алгоритм деятельности дошкольного учреждения в направлении здоровьесбережения детей должен идти в следующей последовательности: от навыка - к привычке, от привычки -к потребности, от потребности - к здоровому образу жизни.
Таким образом, на основании вышесказанного, сделаем выводы: - компетентностный подход в современных социокультурных условиях призван решать задачи, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Необходимо дать детям основные знания о самом процессе обучения, сформировать навыки, которые помогут им в будущем находить,
51
CC fN
анализировать, синтезировать новую информацию, эффективно дей- Е ствовать в разнообразных социальных и практических ситуациях, о самостоятельно решать проблемы и задачи, иными словами, форми- g ° ровать компетентность; I i
- начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей 2 g
iE О
младшего дошкольного возраста характеризуется как совокупность о рд ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, So умений и навыков, готовность и способность решать задачи здоро- с вого образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания - с другой;
- к составляющим здоровьесберегающей компетентности детей 3-4 лет мы относим совокупность информационно-технологических и социально-коммуникативных компетенций, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к себе, к объектам реальной действительности, к здоровью и ценностному отношению к нему.
Библиографический список
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театральных игр: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
2. Андрющенко Т.К. Формування здоров'язбережувально! компетентност як сощально-педагопчна проблема // Наук. вюн. Волин. нац. ун-ту iм. Леи Украшки. Луцьк: Волин. нац. ун-т ш. Леи Украшки, 2012. № 7 (232). С. 123-127 (Сер1я «Педагопчш науки»).
3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
4. Воронин Д.Е. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в физическом воспитании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Херсон, 2006.
5. Дегтярёв Е.А. Управление современной школой. Вып. 8: Педагогика здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Дегтярёва, Ю.Н. Синицина. Ростов-н/Д., 2005.
6. Дошкольное образование. Словарь терминов. Дошкольное воспитание и развитие / Сост. Виноградова Н.А. и др. М., 2005.
7. Дыбина О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной и др. Тольятти, 2009.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Под ред. И.А. Зимней. М., 2004.
j
го cç
il 9. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании / Под ред. Д.А. Ива-
0 Р нова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой. М., 2003.
^ 10. Карабашева А.Д. Формирование здоровьесберегающих компетенций
s g у старшеклассников общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд.
1 s пед. наук. Карачаевск, 2009.
о| 11. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундамен-vo тальные исследования. 2013. № 1-3. С. 623-627.
12. Кузнецова Л.Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.
13. Полтавцева Н.В., Анохина И.А. Программа и технология реализации ком-петентностного подхода в двигательной деятельности детей четвертого года жизни. Ульяновск, 2015.
14. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2011.
15. Свирская Л. В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004.
16. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Под ред. Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой. М., 2002.
17. Almqvist L., Eriksson L., Granlund M. Participation in school activities -a systems theory perspective // Delaktighetens sprâk. A. Gustavsson ^d.). Lund, 2004. Рр. 137-156.
С.М. Максимова
Интеграция как условие формирования целостной картины мира средствами театрализованной деятельности у старших дошкольников
В статье отмечается значимость понятия «целостная картина мира», являющегося важным условием эффективной деятельности каждой личности. Его постепенное формирование происходит в детском возрасте. Это обусловлено