Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1
1
Поделиться
Ключевые слова
ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТ / THE FOUNDATIONS OF HEALTH-PRESERVING COMPETENCE / PRESCHOOL CHILD / FAMILY / PARENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT / SUBJECT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна

В статье рассматривается проблема организации педагогического сопровождения семьи в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста. В ней представлено теоретико-методологическое обоснование исследуемой проблемы, раскрыты основные педагогические понятия. Кроме того, автором подробно описана опытно-поисковая работа по проблеме организации педагогического сопровождения семьи в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста и ее результаты.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна,

Pedagogical Support of the Family in the Aspect of Forming the Foundations of Health-Preserving Competence in Preschool Children

The article deals with the problem of organization of pedagogical support of the family in the process of forming the foundations of health-preserving competence in preschool children. It presents the theoretical and methodological substantiation of the studied problem, reveals the basic pedagogical concepts. In addition, the author describes in details the research work on the organization of pedagogical support of the family in the formation of the foundations of health-preserving competence in preschool children and its results.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2 ББК 74.105

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

| М.А. Забоева

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации педагогического сопровождения семьи в процессе формирования основ здоровьесбере-гающей компетенции у детей дошкольного возраста. В ней представлено теоретико-методологическое обоснование исследуемой проблемы, раскрыты основные педагогические понятия. Кроме того, автором подробно описана опытно-поисковая работа по проблеме организации педагогического сопровождения семьи в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста и ее результаты.

Ключевые слова: основы здоровьесберегающей компетенции, ребенок дошкольного возраста, семья, родители, педагогическое сопровождение, субъект.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE ASPECT 204 OF FORMING THE FOUNDATIONS OF HEALTH-PRESERVING COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

| M.A. Zaboeva

Abstract. The article deals with the problem of organization of pedagogical support of the family in the process of forming the foundations of health-preserving competence in preschool children. It presents the theoretical and methodological substantiation of the studied problem, reveals the basic pedagogical concepts. In addition, the author describes in details the research work on the organization of pedagogical support of the family in the formation of the foundations of health-preserving competence in preschool children and its results.

Keywords: the foundations of health-preserving competence, preschool child, family, parents, pedagogical support, subject.

* Исследование проводилось в рамках гранта «Педагогическое сопровождение семьи как субъекта системы дошкольного образования», договор № 27М от 22.01.2018.

Проблемы, связанные с защитой окружающей среды от разрушительного воздействия человека, формированием жизнестойкости личности в условиях ускоренного ритма жизни, обилия информации и неминуемого стресса, актуализируют задачу по сохранению и укреплению здоровья не только взрослых членов общества, но и подрастающего поколения. Являясь государственной, данная задача требует объединения усилий общества, государства и семьи; она решается на каждом этапе системы непрерывного образования, но особые обязательства лежат на дошкольной ступени, которая обеспечивает формирование базисных качеств личности, в том числе и осознанного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Семья — является первым институтом воспитания ребенка, способствует формированию его привычек, овладению им нормами и правилами, принятыми в обществе. Специфика семейного воспитания проявляется в постоянстве, систематичности, длительности педагогических воздействий на ребенка, особой эмоциональности общения, постоянном осуществлении индивидуального подхода, реализации гедонистической функции семьи. Такие специфические черты семьи говорят о наличии у нее огромного воспитательного потенциала, который необходимо реализовать в целях формирования личности ребенка-дошкольника, в целом, и здоровьесберегающей компетенции, в частности.

При этом словосочетание «здоро-вьесберегающая компетенция» определяется нами как характеристика личности, предполагающая наличие

эколого-валеологических представлений, отношения к собственному здоровью, здоровью окружающих людей и природе как к высшей ценности, мотивации, навыков здоровьесбере-жения и природоохранительной деятельности [1]. В период дошкольного детства мы считаем возможным становление основ здоровьесберегающей компетенции личности.

Формирование здоровьесберегаю-щей компетенции личности — процесс сложный, длительный, требующий объединения усилия педагогов образовательных учреждений и членов семьи. Педагоги в данном случае, как правило, выступают в качестве более компетентных лиц в вопросах здоровьесбережения детей. Родители же нуждаются в грамотной информационной, методической помощи со стороны специалистов. Такую помощь, на наш взгляд, можно оказать посредством организации педагогического сопровождения семьи.

Педагогическое сопровождение семьи в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста мы определяем как специфический вид взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, направленный на формирование субъектной позиции членов семьи в педагогическом процессе детского сада, разрешение реально существующих и возможных актуальных проблем детей, связанных с сохранением и приумножением здоровья, установлением гармоничных взаимоотношений с социальной и природной средой.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Грамотная и эффективная организация педагогического сопровождения семьи в процессе формиро-

205

206

вания у дошкольников основ здоровьесберегающей компетенции требует определения научно-методологических основ рассматриваемой проблемы, обеспечивающих всестороннее ее изучение. В качестве методологической основы исследования обсуждаемой проблемы мы представили синтез подходов: системного, дея-тельностного и компетентностного.

Системный подход к изучению любого объекта, по праву, признается общенаучным подходом. Его применение в педагогической науке позволяет рассмотреть педагогическую систему в единстве всех характеристик: наличие цели и целесообразного поведения системы, целостности, связей, структуры, уровней, их иерархии, механизмов управления, самоорганизации системы, ее функционирования и развития [2; 3].

Сущность любой педагогической системы определяется присутствием в ней таких элементов, без которых она не может полноценно функционировать. Центральное место в педагогической системе всегда занимают личности воспитанника и педагога. Они выступают как совокупный субъект данной системы, определяющий цели и содержание воспитания и обучения. На наш взгляд, целесообразно в качестве полновесного участника добавить в эту систему семью воспитанника, обладающую значительным воспитательным потенциалом.

Систему педагогического сопровождения семьи в процессе формирования у детей дошкольного возраста основ здоровьесберегающей компетенции мы определили как совокупность компонентов, объединенных общей педагогической целью, функционирующих в целостном воспита-

тельно-образовательном процессе. Рассматриваемая система включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательно-процессуальный, и оценочно-результативный.

Ориентация современного дошкольного образования на осуществление педагогом деятельностного подхода к развитию целостной личности предполагает уклон образовательного процесса не на усвоение детьми транслируемых им знаний в готовом виде, но на формирование мышления, развитие познавательного интереса, активизацию творческого потенциала ребенка.

Сущность деятельностного подхода применительно к дошкольному образованию состоит в исследовании возможностей деятельности как средства формирования субъектно-сти ребенка. Предполагаемый результат образовательной работы заключается не в формировании человека, обученного и запрограммированного на четкое выполнение отдельных видов действий, а в становлении человека-деятеля, способного к выбору, оценке, конструированию видов деятельности, соответствующих его природе, удовлетворяющих его потребности в саморазвитии, самореализации [4].

По мнению А.В. Запорожца, в системе дошкольного образования акцент должен ставиться на реализацию «специфически детских видов деятельности», которые в наибольшей степени позволяют реализовать творческий потенциал ребенка, удовлетворить его потребность в разнообразных по направленности видах активности (например, двигательной, умственной), в стремлении

проявлять самостоятельность, настойчивость в разрешении проблемных ситуаций.

Наибольшую значимость для развития ребенка имеет игровая деятельность. В ней дети учатся выстраивать отношения с другими членами общества, исследуют особенности применения различных предметов, усваивают принятые в обществе нормы. Задача педагога и родителей сводится не к тому, чтобы закрепить в поведении детей готовые шаблоны, эталоны духовно-нравственной культуры, а напротив, освоить их вместе с детьми в процессе деятельности.

Рассматриваемый подход к обозначенной проблеме означает, что деятельность педагогов, детей и их родителей в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста должна иметь системный, упорядоченный, созидательный и изобретательный характер, определяться особенностями и мотивами субъектов педагогического процесса, условиями реализации воспитательно-образовательного процесса при сохранении субъектности всех участников.

Компетентностный подход в образовании предусматривает переход от знаниевой дидактической системы к ориентированной на практические навыки компетентностной системе взаимодействия с ребенком. Приоритетной целью образования в таком случае становится развитие личности, способной к выстраиванию разумных взаимоотношений с окружающим миром, к саморазвитию.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Организация педагогического сопровождения семьи в русле компетент-ностного подхода призывает нас к формированию у родителей не только эко-

лого-валеологических представлений, но и качеств и умений личности: самостоятельности в принятии решений в проблемных ситуациях, умения переносить известные способы действий в новые, измененные условия; потребности в самопознании и саморазвитии в области здоровьесбережения [5].

Таким образом, рассмотрение методологических основ исследуемой проблемы позволило определить некоторые ключевые моменты, способствующие ее разрешению, например, акцент на сохранение и формирование субъектности всех участников педагогического процесса, преимущественная ориентация на формирование у них практических умений и навыков.

Практика показывает, что не все родители в полной мере осознают свои воспитательные возможности и являются субъектами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому мы посчитали педагогически целесообразным исследовать уровень педагогической культуры родителей воспитанников по проблеме сохранения, укрепления здоровья их детей.

Организованное нами анкетирование позволило исследовать отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья. Родителям было предложено ответить на вопросы о необходимости формирования у дошкольников потребности в ведении здорового образа жизни, о том, придерживаются ли сами родители его правил, владеют ли информацией о путях и способах сохранения и укрепления здоровья, испытывают ли потребность в помощи со стороны детского сада.

Анализ ответов родителей позволил выделить уровни развития педа-

207

208

гогическои культуры родителей по проблеме формирования основ здоро-вьесберегающей компетенции у детей. К высокому уровню нами были отнесены родители, в полной мере осознающие необходимость формирования у детей не только представлений, но и навыков здоровьесберегающего поведения (16% родителей). Они не только хорошо осведомлены в области здоровьесбережения, но и придерживаются здорового образа жизни, являются примером для ребенка, стараются в повседневной жизни привить интерес к здоровому образу жизни, закрепить в деятельности полезные для здоровья навыки.

Для среднего уровня развития педагогической культуры родителей в области сохранения, укрепления здоровья (23% родителей) характерны недостаточное осознание важности проблемы и внимание к ней. Мотивация родителей неустойчивая, определяется влиянием различных факторов и условий (например, недостаток времени, отсутствие режима в жизни и др.). Знания родителей о способах здоровьесбережения неполные и неточные.

У родителей с низким уровнем развития педагогической культуры по рассматриваемой проблеме (61% родителей) наблюдается отсутствие интереса, внимания к данной проблеме, необходимых знаний, умений и мотивации к здоровьесберегающей деятельности.

Таким образом, анализ данных, полученных в ходе анкетирования, показал, что большинство родителей, участвовавших в опытно-поисковом исследовании, обладают низким уровнем развития педагогической культуры по рассматриваемой

проблеме. В целом, можно отметить, что родители проявляют интерес к проблеме сохранения здоровья детей. Тем не менее, в силу различных причин многие современные родители не работают со своими детьми по этому вопросу. У некоторых родителей не сформированы навыки здоро-вьесберегающего поведения и, как следствие, они не могут передать их детям. Малая часть родителей старается использовать собственный положительный пример. Большинство родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка действуют, в основном, запретами. Полученные в ходе исследования данные сделали очевидным тот факт, что современные родители нуждаются в грамотной педагогической помощи и готовы взаимодействовать с детским садом в рамках рассматриваемой проблемы.

В процесс формирования основ здоровьесберегающей компетенции у дошкольников включены все участники воспитательно-образовательного процесса детского сада, их взаимоотношения носят субъект-субъектных характер. Объединенные усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе и членов семьи воспитанников, обеспечат формирование у дошкольников рассматриваемой компетенции.

Педагогическое сопровождение родителей воспитанников, как субъектов педагогического процесса, в аспекте изучаемой проблемы осуществлялось в разнообразных формах и с помощью комплекса методов: родительские собрания (темы: «Экология и здоровье», «Привычка быть здоровым», «Здоровый образ жизни в семье», «Здоровое питание»), роди-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тельский клуб «Здоровый ребенок» (темы лекций: «Закаливание ребенка: за и против», «Сезон простуды: как уберечься?», «Гиперактивный ребенок» и др.), индивидуальные беседы с членами семьи. На заседаниях родительского клуба по запросам родителей были проведены лекции, рассмотрены актуальные для них темы. Особое внимание было уделено обсуждению возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Лекции по проблеме здоровьесбе-режения позволили повысить информированность родителей, существенно обогатить их знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка. Кроме того, для привлечения интереса, с целью активизации родителей, закрепления и совершенствования их практических навыков и умений использовались игры, тренинги («На зарядку становись!», «Гимнастика для уставших глаз», «Поиграем на здоровье!» и др.). В некоторых тренингах принимали участие не только родители, но и дети.

Закреплению знаний родителей способствовал оформленный нами стенд «Здоровый Я», содержащий методические рекомендации по проблеме здоровьесбережения детей, перечень и примеры детской художественной литературы эколого-ва-леологического содержания. Обратная связь с родителями осуществлялась посредством специального ящика для родителей, в котором они оставляли свои пожелания на обсуждение актуальных для них тем.

Во время взаимодействия с родителями мы подчеркивали, что личный пример, образец правильного поведения является одним из наиболее действенных методов воспита-

ния. Поскольку характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражание, поэтому в повседневной жизни важно, чтобы дети видели положительные примеры поведения взрослых.

Активное участие семьи в мероприятиях по формированию у детей основ здоровьесберегающей компетенции имело положительные результаты. Беседы с родителями свидетельствовали о появлении большего интереса к проблеме здоровьесбе-режения, они не только готовы к реализации полученной в ходе взаимодействия информации, но и осуществляют самостоятельный поиск информации по отдельным проблемам сохранения и укрепления здоровья детей (например, нетрадиционные способы оздоровления).

Данные повторного анкетирования родителей, индивидуальных бесед выявили, что большинство родителей изменили свое отношение к проблемам здоровьесбережения и охраны окружающей среды, оценили свою роль в формировании основ здоровьесберегающей компетенции 209 у детей. Родители проявили активность и высказали желание объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи в данном направлении.

Таким образом, включение семьи в процесс формирования у дошкольников основ здоровьесберегающей компетенции и ее педагогическое сопровождение обеспечивают комплексный подход и успешное разрешение данной проблемы. Кроме того, косвенным путем формируется интерес к здоровому образу жизни, правилам рационального природопользования у всех членов семьи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забоева, М.А. Педагогическая поддержка процесса формирования основ здоровьес-берегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — Челябинск, 2013. — 185 с.

2. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. — М.: Наука, 1978. — 392 с.

3. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Электронный ресурс] / Э.Г. Юдин. URL: http://www.pseudology. org/science/SystemPodxod.htm

4. Лазарев, В.С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования [Текст] / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика. — 2000. — № 3. — С. 27-34.

5. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — C. 23-30.

REFERENCES

1. Lazarev V.S., Konoplin N.V., Activity approach to the formation of the content of pedagogical education, Pedagogy, 2000, No. 3, pp. 27-34.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Yudin E.G., System approach and operation principle [Electronic resource], available at: http://www.pseudology.org/science/System-Podxod.htm

3. Yudin E.G., Systems approach and the principle, Moscow, Science, 1978, 392 p.

4. Zaboeva M.A., Pedagogical support of the formation of the foundations of health-preserving competence in preschool children: PhD dissertation (Pedagogy), Chelyabinsk, 2013, 185 p.

5. Zeer E., Cimanuk E. Competence approach to modernization of professional education, Higher Education in Russia, 2005, No. 4, pp. 23-30.

210

Забоева Майя Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного образования, Шадринский государственный педагогический университет, zaboyevi@mail.ru Zaboeva M.A., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, zaboyevi@mail.ru