УДК 373.17 ББК 74.100.55
Забоева Майя Алексеевна
аспирант
кафедра теории и методики дошкольного образования Шадринский государственный педагогический институт
Г. Шадринск,
Zaboeva Maya Alekseevna Post-graduate
Department of theory and methodology of pre-school education Shadrinsk state pedagogical Institute Shadrinsk [email protected] Комплексный подход к проблеме формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста An integrated approach to the problem of formation the basics of health-supporting competence of children of preschool age
В статье обосновывается актуальность проблемы эколого-валеологического образования детей, описывается авторская система работы по формированию основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
The article explains the urgency of the problem of ecology-valeological education of children, describes the author’s system of work on formation of the basics of health-supporting competence of children of preschool age.
Ключевые слова: эколого-валеологическое образование, основы здоровьесберегающей компетенции, дети дошкольного возраста, здоровье, педагогическая система, методы, комплексный подход.
Key words: ecology-valeological education, the basics of healthy competence, children of preschool age, health, pedagogical system, methods, integrated approach.
Пристальное внимание со стороны общественности к вопросу сохранения
и укрепления здоровья подрастающего поколения в условиях экологического кризиса подталкивает педагогов и психологов к поиску наиболее эффективных современных методов и приемов эколого-валеологического образования детей. Важная роль, на наш взгляд, при этом должна быть отведена периоду дошкольного детства, закладывающего фундамент для гармоничных взаимоотношений ребенка с природой и самим собой и создающего условия для формирования основ его здоровьесберегающей компетенции.
Опираясь на исследования Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторского, И.А. Колесниковой, М.А. Иваненко, Ю.Е. Уфимцевой, под основами здоровьесберегающей компетенции ребенка мы понимаем характеристику личности, включающую эколого-валеологические представления, ценностное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих и природе, мотивацию и навыки здоровьесберегающего поведения и природоохранительной деятельности [1 - 5]. В ее структуре мы выделяем когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий и творчески-преобразовательный компоненты. Разработанная нами система педагогической поддержки процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать в единстве знаниевую, мотивационную, поведенческую и творческую составляющие.
В системе педагогической поддержки процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у дошкольников мы выделяем следующие направления:
• взаимодействие с детьми по формированию эколого-валеологических представлений, ценностного отношения к здоровью, элементарных навыков здоровьесберегающей и природоохранительной деятельности;
• взаимодействие с педагогическим коллективом по формированию системы эколого-валеологических знаний;
• педагогическое просвещение родителей с целью привлечения их к целостному процессу эколого-валеологического образования дошкольников;
• обогащение здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Взаимодействие с детьми было организовано нами в групповой, фронтальной и индивидуальной формах не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе всех режимных моментов, на прогулках, экскурсиях, конкурсах, во время проведения валеологических праздников.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста предпочтение отдавалось наглядным, поисково-
экспериментальным, игровым, продуктивным методам эколого-валеологического образования [6]. Так, использование экспериментирования позволило создать условия для проявления детьми самостоятельности, заинтересованности по отношению к изучаемым объектам и явлениям. Оно способствовало положительной эмоциональной окраске ситуации, совершенствованию представлений детей. Большое внимание мы уделили использованию метода моделирования, т.к. именно работа с моделями в наибольшей мере отвечает задаче формирования у дошкольников представлений о взаимозависимости здоровья человека и состояния окружающей природы, служит опорой для запоминания и воспроизведения. Например, дети с удовольствием исследовали модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей. Также использовались модели цвета, формы, величины, характера поверхности Н.И. Ветровой.
Продуктивные методы способствовали раскрытию способностей детей, их индивидуальности, оригинальности.
Учитывая то, что для детей дошкольного возраста характерно нагляднообразное мышление, нами широко использовались наглядные пособия: таблицы с изображением человека, строением его внутренних органов; предметные картинки. Таблицы были размещены в группах в уголке "Любознательных".
В целом, применение комплекса методов эколого-валеологического образования дошкольников было направлено на формирование у них не только основ здоровьесберегающей компетенции, но и субъектных качеств и свойств (решительность, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность).
В утренние часы чаще всего нами применялись беседы с детьми, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций эколого-валеологического содержания. Рассказ использовался и для сообщения дошкольникам новых, неизвестных им знаний, сопровождался показом иллюстраций. Организация бесед с детьми преследовала разные дидактические цели: уточнение, углубление,
обобщение и систематизация знаний старших дошкольников о здоровье, природе, формировании заботливого отношения к здоровью и гуманного отношения к природе. В основном, нами использовались эвристические и итоговые беседы. В это же время проводилась индивидуальная работа по таблицам с изображением человека или внутренних органов.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. В исследованиях Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева отмечается, что именно в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей психических процессов. Поэтому в процессе взаимодействия с детьми по формированию основ здоровьесберегающей компетенции у детей мы широко использовали дидактические и подвижные. Так, для углубления и закрепления формируемых представлений детям предлагались дидактические игры («Полезно - вредно", "Четвертый лишний", "Органы чувств", "Определи по звуку", "Органы чувств"), требующие сосредоточения внимания детей на правилах игры, ее атрибутах, содержании разыгрываемого действия, способствующие формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, и в то же время, закреплению у дошкольников бережного отношения к своему здоровью и здоровью сверстников.
Организованные нами подвижные игры чаще всего носили природоведческий характер и были связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни («Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.). В них дети не только закрепляли представления, но и испытывали в ходе игры радость, которая способствовала углублению интереса к природе.
Взаимодействие с детьми по формированию основ здоровьесберегающей компетенции было разбито на три блока. Первый блок включал методы и приемы работы по формированию представлений старших дошкольников об эволюции человека, взаимосвязи человека с природой и их взаимодействии, бережного отношения к природе, навыков природоохранительной и здоровьесберегающей деятельности.
Второй блок предусматривал ознакомление детей с организмом человека (работой внутренних органов, органов чувств), направленное на формирование представлений детей о влиянии природных факторов на работу организма, здоровье; ценностного отношения к собственному здоровью, здоровью сверстников; овладение некоторыми навыками сохранения и укрепления здоровья.
Третий блок работы был направлен на формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, а также здоровью природной и социальной среды.
Таким образом, организованное нами взаимодействие с детьми с применением целого комплекса методов эколого-валеологического образования дошкольников было направлено на формирование у них всех компонентов основ здоровьесберегающей компетенции в единстве.
Педагогическая поддержка процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у дошкольников охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса в детском саду и выстраивается в логике субъект-субъектных взаимоотношений. Только при условии объединения усилий всех без исключения субъектов педагогического процесса организация педагогической поддержки процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у старших дошкольников даст положительный результат. Поэтому другое направление нашей экспериментальной работы предполагало взаимодействие с педагогами ДОУ, в процессе которого мы особенно подчеркнули важность организации индивидуального подхода к детям, предоставления возможности самостоятельного выбора, права на самореализацию, которые обеспечивают формирование субъектной позиции ребенка. Основными формами взаимодействия с педагогами ДОУ стали: Педагогический Совет; клуб "Природа и здоровый ребенок"; творческие группы педагогов; выставки методической, художественной литературы по проблемам здоровьесбережения детей, конспектов занятий и дидактических игр.
Для повышения уровня педагогической культуры родителей нами были
использованы следующие формы работы: родительские собрания (темы: «Здоровье и экология», «Здоровый образ жизни в семье, или привычка быть здоровым», «Здоровое питание»); клуб "Здоровый ребенок"; тренинги; оформление стенда «Здоровый Я», на который мы поместили рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни, подобрали детскую художественную литературу эколого-валеологической направленности.
Другим важным направлением в нашей работе стало обогащение здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в ДОУ, которая позволяет своевременно преодолевать нарушения состояния здоровья и развития ребёнка, систематизировать и закреплять эколого-валеологические представления и навыки детей. Нами были организованы музыкальный уголок, уголок арт-терапии. В групповых комнатах были размещены «сенсорные уголки», основное назначение которых - развитие органов чувств детей, накопление сенсорных ощущений, создание атмосферы психологического комфорта. В целях профилактики нарушений зрения у детей в групповых комнатах были размещены зрительные ориентиры, которые используются дошкольниками при выполнении гимнастики для укрепления глазных мышц. Кроме этого, в качестве напоминания для детей в умывальной комнате было размещено схематическое изображение мытья рук, в учебной зоне - схемы для выполнения зрительной гимнастики. Здоровьесберегающая предметно-развивающая среда была обогащена дидактическими играми эколого-валеологического содержания: «Что сажают в огороде?», «Чудесный мешочек», «Съедобные и несъедобные грибы», «Четыре времени года», «Когда это бывает?» и др.
1аким образом, комплексный подход, осуществленный нами в ходе реализации системы педагогической поддержки процесса формирования у дошкольников основ здоровьесберегающей компетенции, был направлен на формирование у детей обобщенных представлений о неразрывном единстве человека и природы, потребности в ведении здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, гуманного отношения к природе, навыков здоровьесбережения и природоохранительной деятельности.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России.
- 2005. - № 4. - C. 23 - 30.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55 - 61.
3. Колесникова, И. А. О критериях гуманизации образования [Текст] / И. А. Колесникова // Гуманизация образования : Теория. Практика. - СПб., 1994. -225 с.
4. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социальноличностного развития ребёнка в период детства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 [Текст] / Иваненко Марина Анатольевна. - Екатеринбург, 2005.
- 208 с.
5. Уфимцева, Ю. Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности у детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 [Текст] / Уфимцева Юлия Евгеньевна. - Екатеринбург, 2006. - 203 с.
6. Киселева Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов факультетов дошкольной педагогики и психологии. - Шадринск : Издательство ПО «Исеть», 2005. - 128 с.
Вibliography
1. Seer, E. Competence approach to the modernization of professional education [Text] / E. Seer, E. Symanjuk // Higher education in Russia. - 2005. - № 4. - P. 23 - 30.
2. Hutorskoy, A. V. Key competence as a component of the personality-oriented paradigm of education [Text] / A. Century farmhouse // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - P. 55 - 61.
3. Kolesnikova, I. A. On the criteria for the humanization of education [Text] / I. A. Kolesnikova // Humanization of education : Theory. Practice. - SPb., 1994. -225 p.
4. Ivanenko, M. A. Pedagogical support of socio-personal development of the child during childhood : avtoref. dis. ... cand. cand. sciences : 13.00.07 [Text] / Ivanenko Marina Anatolievna. - Ekaterinburg, 2005. - 208 p.
5. Ufimtseva, Yu. E. Teaching technology of social competence in children in succession work DOW and school: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.07 [Text] / Ufimtseva, Yulia Evgenievna. Ekaterinburg, 2006. - 203 p.
6. Kiseleva, G. M. Theory and methods of ecological education of preschool children: a textbook for students of pedagogical universities of the departments of preschool pedagogy and psychology. - Shadrinsk : Publishing house the «Iset», 2005.
- 128 p.