УДК 373.17
Л.И. Пономарева, г. Шадринск
Управление процессом формирования здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции у детей, и раскрывается управленческий аспект данного процесса.
Эколого-валеологическое образование, здоровьесберегающая компетенция детей дошкольного возраста, здоровье, управление.
L.I. Ponomareva, Shadrinsk
Management of process of formation of health-preserving competence
in children of preschool age
The article substantiates the urgency of formation of health-preserving competence in children, and reveals the managerial aspect of the process.
Key words: ecological-valeological education, health-preserving competence of preschool children, health, management.
Пристальное внимание со стороны всех сфер социальной жизни к вопросу сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в условиях экономического и экологического кризисов подталкивает педагогов и психологов к поиску эффективных современных методов и приемов эколого-валеологического образования детей. Важная роль, на наш взгляд, при этом должна быть отведена периоду дошкольного детства, когда закладываются основы гармоничных взаимоотношений ребенка с природой и самим собой, формируются начала его здоровьесберегающей компетенции.
Проанализировав исследования Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторского, И.А. Колесниковой, М.А. Иваненко, Ю.Е. Уфимцевой, и др. ученых, мы обозначили здоровьесберегающую компетенцию детей как интегративную характеристику личности, включающую знания эколого-валеологического характера, ценностное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих и природе, мотивацию и навыки здоровьесберегающего поведения и природоохранительной деятельности [1-5].
С учетом предложенной нами многокомпонентной структуры здоровьесберегающей компетенции детей (когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий и творчески-преобразовательный компоненты), следует рассмотреть процесс управления формированием указанной компетенции.
Признавая приоритет педагогического влияния на дошкольника со стороны всех субъектов образовательного процесса, в процессе управления целесообразно выделить следующие организационные направления:
1. Взаимодействие с детьми с целью формирования эколого-валеологических представлений, первоначальных навыков здорового образа жизни и природоохранительной деятельности.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом (воспитателями, инструкторами по физическому развитию, медиками, дефектологами, психологами и другими специалистами) по формированию системы валеологических знаний.
3. Взаимодействие с родителями с целью привлечения их к целостному процессу эколого-валеологического образования дошкольников.
4. Создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды.
Взаимодействие с детьми осуществляется в групповой, фронтальной и индивидуальной формах не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов, эколого-валеологических акций, конкурсов, проектов, на экскурсиях, во время проведения эколого-валеологических праздников и фестивалей.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольники знакомятся со взаимодействием человека и других природных объектов. При этом формируются представления о человеке как части природы, о влиянии окружающей среды на здоровье. Происходит осознание дошкольниками необходимости бережного отношения не только к своему здоровью, но и гуманного отношения к природе.
Большое внимание при этом следует уделять вопросам ознакомления детей с организмом человека. На наш взгляд, знания дошкольников о строении человека, о наличии внутренних органов, органов чувств, о влиянии природных факторов на их работу, способствуют не только развитию любознательности, появлению интереса к теме человека, но и формированию у детей потребности ведения здорового образа жизни.
В управлении процессом формирования здоровьесберегающей компетенции применяются различные методы и приемы, направленные на повторение, обобщение, расширение и систематизацию эколого-валеологических представлений у дошкольников.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, а именно, наглядно-образное мышление, широко используются наглядные пособия: таблицы с изображением человека, его внутренних органов; предметные картинки. Таблицы помещены в группах в «Уголке любознательных».
Как показывает практика, новая информация усваивается детьми успешнее, если отдавать предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам [6]. Поэтому особое внимание при организации непосредственно образовательной деятельности следует уделять моделированию, так как работа именно с предметно-схематическими моделями в наибольшей мере отвечает задаче формирования у дошкольников эколого-валеологических представлений, служит опорой для запоминания и воспроизведения знаний.
Кроме того, нельзя забывать воспитательно-образовательные возможности элементарного детского экспериментирования и практической деятельности, которые за счет повышения эмоциогенности детей способствуют закреплению представлений.
Большой интерес у детей вызывает исследовательская деятельность: дошкольники находят у себя и у других сердце, слушают, как оно стучит, сжимают кулак, чтобы измерить его величину. На собственном примере дети убеждаются в значении физкультурных движений, активной жизни для здоровья сердца.
При руководстве процессом формирования у дошкольников здоровьесберегающей компетенции большое значение имеет применение такого приема как решение проблемных ситуаций. Переживание успеха в познавательной деятельности побуждает ребенка к дальнейшим усилиям мыслить, вызывает любопытство к данному объекту или явлению, способствует возникновений интереса к окружающему.
Нельзя недооценивать эффективность применения словесных методов и приемов, способных обогатить эколого-валеологические представления дошкольников. К ним относятся индивидуальные и коллективные беседы, рассказы. Использование загадок, пословиц и поговорок позволяет систематизировать и закрепить знания дошкольников.
Обогащение представлений у дошкольников об организме человека, о здоровом образе жизни осуществляется в процессе чтения художественной литературы в вечерние часы. Книги также располагаются в группе в познавательном уголке. Дети
имеют возможность повторно воспринимать заинтересовавший их материал, рассматривать наиболее понравившуюся книгу. Восприятие литературных произведений позволяет в яркой и эмоциональной форме раскрыть основные понятия экологии и валеологии, познакомить детей с организмом человека.
Углублению и закреплению формируемых представлений способствуют дидактические игры («Полезно - вредно», «Четвертый лишний», «Органы чувств», «Определи по звуку» и др.).
Игровые действия, выполняемые дошкольниками, требуют сосредоточения, внимания детей на правилах игры, ее атрибутах, содержании разыгрываемого действия. Решаемые при этом познавательные задачи способствуют целенаправленному формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации.
В управлении первого направления процесса формирования здоровьесберегающей компетенции условно можно выделить три блока работы.
Первый блок включает различные методы и приемы работы по формированию представлений старших дошкольников об эволюции человека, взаимосвязи человека с природой («Природы - наш дом», «Вода - помощница», «Путешествие в лес», «Времена года», «Мир комнатных растений», «Наши домашние друзья» и др.).
Второй блок предполагает ознакомление детей с организмом человека: работой внутренних органов, органов чувств, формирование представлений детей о влиянии, природных факторов на работу организма, здоровье. Основная цель - научить детей ухаживать, оберегать органы чувств, чтобы сохранить их здоровыми «Внешнее строение человека», «Скелет человека», «Познакомимся со своей кожей», «Для чего нужен язык?», «Сердце и сосуды», «Как устроена дыхательная система?», «Какие органы помогают друг другу?», «Автопортрет» и др.).
Третий блок посвящен формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни («Научим своих детей вести себя правильно», «Что такое микробы?», «Как правильно ухаживать за зубами», «Что делать, если напала собака?», «Как правильно питаться?», «Мой любимый вид спорта»).
Немаловажным направлением в управлении формированием здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста мы считаем взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ. Проведение специальных семинаров-практикумов и консультаций для педагогического коллектива осуществляется на заседаниях клуба «Природа и здоровье детей». Его организация является актуальной в связи с небольшим количеством методической литературы и сравнительно малым опытом работы по эколого-валеологическому образованию дошкольников. Занятия клуба включают в себя теоретическую и практическую часть. Чтобы активизировать слушателей клуба в содержание занятий включаются вопросы проблемного характера, а также выполнение «домашних заданий».
Кроме этого, в помощь воспитателям представлены выставки не только методической и художественной литературы, но и разработанных конспектов занятий и дидактических игр.
Проблему сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях следует, в первую очередь, рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу. В связи с этим эффективность процесса формирования здоровьесберегающей компетенции у детей во многом зависит от включенности в него всех субъектов. Поэтому большое значение нами отводится взаимодействию с родителями дошкольников, с целью их педагогического просвещения. Для этого проводятся родительские собрания, организован клуб «Здоровый ребенок». На заседаниях клуба с целью привлечения интереса, активизации участников используются тесты, игры для родителей.
В папке-раскладушке для родителей предлагаются рекомендации по эколого-валеологическому образованию детей в семье, подборка детской художественной литературы и другие советы.
Итоговым мероприятием в этом направлении является заключительная игра «Хотим все знать о жизни и здоровье человека», где родителям предлагаются интересные вопросы и задания. С целью единения работы дошкольного учреждения и родителей, в игре принимают участие воспитатели, родители и дети.
Другим важным направлением в управлении названного процесса является создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в ДОО, которая позволяет своевременно преодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка, систематизировать и закрепить эколого-валеологические представления и навыки детей. Помимо уже существующих традиционных для ДОО элементов, таких как физкультурный зал, физкультурные и экологические уголки в группах, организуются площадки «Дорожное движение», уголок арт-терапии и др.
Таким образом, в управлении процессом здоровьесбережения осуществляется комплексный подход, у дошкольников создаются обобщенные представления о неразрывном единстве человека и природы, их взаимовлиянии и формируется потребность и навыки экологически и валеологически грамотной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном образовании // Образование и наука. -2000. - №3. - С. 90-102
2. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: дис. .. .канд. Пед. Наук: / М.А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.
3. Колесникова И. А. Квалификация и компетентность педагога / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. -М., 2005. - 178 с.
4. Пономарёва, Л.И. Интегро-дифференциативный подход как содержательный компонент эколого-валеологического образования [Текст] / Л.И. Пономарёва, // Педагогическое образование в России. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2014. - №. 1.- С. 90-94. (0,8 п.л.).
5. Уфимцева Ю.Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности у детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: дис. ... канд. Пед. Наук / Ю.Е. Уфимцева. -Екатеринбург, 2006. - С. 36-44.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. - №2. - С. 58-64