Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажук О.В., Бажук В.В., Пузеп Л.Г.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования) обучающихся в соответствии с целями и ценностями образования, принимаемыми субъектами образовательного процесса. Цель статьи заключается в формировании ключевых компетенций у старшеклассников во внеурочной деятельности на базе МБОУ «Завьяловская СОШ» в рамках центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать модель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», основными компонентами которой являются: целевой, структурно-содержательный, результативный. В статье раскрывается содержание компонентов, приводится анализ результатов диагностических методик, направленных на изучение ключевых компетенций старшеклассников, выделяются формы организации внеурочной деятельности. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, психологов, студентов и всех заинтересованных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE CENTER FOR EDUCATION OF DIGITAL AND HUMANITARIAN PROFILES "GROWTH POINT"

The relevance of the article is due to the need to form key competencies (value-semantic, general cultural, educational-cognitive, informational, communicative, social-labor, personal self-improvement competencies) at students in accordance with the goals and values of education adopted by the subjects of the educational process. The purpose of the article is to form key competencies at high school students in extra-curricular activities on the basis of MBEI "Zavyalovskaya Secondary School" within the framework of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point". The analysis of literary sources made it possible to substantiate the model of the center for the education of digital and humanitarian profiles "Growth Point", the main components of which are: target, structural and meaningful, effective. The article reveals the content of the components, provides an analysis of the results of diagnostic methods aimed at studying the key competencies of high school students, identifies the forms of organizing extra-curricular activities. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, teachers of additional education, psychologists, students and all interested researchers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"»

Общее образование

УДК 37.04

К вопросу о формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

On the question of the formation of key competencies of students in the conditions of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point"

Бажук О.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, bajuk141183@mail. ru

Бажук В.В., МБОУ «Завьяловская СОШ», bazhukvv1979@mail.ru

Пузеп Л.Г., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, puzep@mail. ru

Bazhuk O., Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara, kaf_pro@omgpu.ru Bazhuk V., MBOU "Zavyalovskaya secondary school", bazhukvv1979@mail.ru Puzep L., Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara, puzep@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.026

Ключевые слова: внеурочная деятельность, центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точкароста», ключевые компетенции, обучающиеся.

Keywords: extra-curricular activities, educational centers for digital and humanitarian profiles "Growth Point", key competencies, students.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования) обучающихся в соответствии с целями и ценностями образования, принимаемыми субъектами образовательного процесса. Цель статьи заключается в формировании ключевых компетенций у старшеклассников во внеурочной деятельности на базе МБОУ «Завьяловская СОШ» в рамках центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать модель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», основными компонентами которой являются: целевой, структурно-содержательный, результативный. В статье раскрывается содержание компонентов, приводится анализ результатов диагностических методик, направленных на изучение ключевых компетенций старшеклассников, выделяются формы организации внеурочной деятельности. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, психологов, студентов и всех заинтересованных исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form key competencies (value-semantic, general cultural, educational-cognitive, informational, communicative, social-labor, personal self-improvement competencies) at students in accordance with the goals and values of education adopted by the subjects of the educational process. The purpose of the article is to form key competencies at high school students in extra-curricular activities on the basis of MBEI "Zavyalovskaya Secondary School" within the framework of the center for education of digital and humanitarian profiles "Growth Point". The analysis of literary sources made it possible to substantiate the model of the center for the education of digital and humanitarian profiles "Growth Point", the main components of which are: target, structural and meaningful, effective. The article reveals the content of the components, provides an analysis of the results of diagnostic methods aimed at studying the key competencies of high school students, identifies the forms of organizing extra-curricular activities. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, teachers of additional education, psychologists, students and all interested researchers.

Введение. Формирование личности обучающегося, который должен не просто владеть знаниями, но и уметь их применять в деятельности, быть способным к саморазвитию, самостоятельному решению проблем в различных жизненных ситуациях, является одним из основных требований модернизации российского образования, осуществляемой в ФГОС.

В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но, прежде всего, характеризует умение школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации, выбрать рациональный способ ее решения [4].

Сегодня общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции (ценностно-смысловые

компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции,

информационные компетенции,

коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции

личностного самосовершенствования).

Внеурочная деятельность, организованная по основным направлениям (спортивно-

оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность и проектная деятельность), содержит в себе большой потенциал для самовыражения и самоопределения обучающихся. Свобода выбора направления внеурочной деятельности, кружков, секций, факультативов, курсов по выбору обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся [1].

Методология исследования. В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации

компетентностного подхода (В.А. Болотов, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, В.С. Леднев и др.).

Проблеме формирования ключевых компетенций в системе общего и профессионального образования посвящены исследования А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Дж. Равена, Е.А. Климова, Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, Ю.Г. Татура и др.

Современному учителю необходимо выбрать такие формы работы и технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся

планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом

[7].

В Национальном проекте «Образование» (01.01.2019 - 31.12.2024), включающем в себя 10 федеральных проектов, делается акцент на модернизацию образовательного пространства, применение и внедрение новых технологий, а так же разработку программ обучения по индивидуальным планам. То есть предлагается возможность обучающимся получать

дополнительное образование, посредством создания новых мест, одним из которых является

«Точка роста» — федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профилей, разработанный на базе региональной системы «Современная школа».

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций,

расположенных в сельской местности, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам; и направленные на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура, «Основы безопасности

жизнедеятельности».

Следовательно, внеурочная работа в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» будет являться естественным продолжением и дополнением основных форм работы обучающихся на уроке. В качестве форм организации внеурочной деятельности в ФГОС ООО определены: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. С учетом особенностей деятельности центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» наиболее распространенными из них являются кружки, а для детей начальной школы — экскурсии и соревнования [6]. Раскроем данные формы работы.

Кружки — традиционная форма детских объединений, которая позволяет выходить за рамки предметных знаний, приобщать обучающихся к различным социокультурным видам деятельности и развивать их

коммуникативные способности.

Экскурсия - одна из действенных форм работы с обучающимися, позволяющая сочетать наглядность с рассказом, комплексно подходить к развитию личности ребенка, активизировать его познавательную деятельность.

Соревнование - это способ установки естественной необходимости обучающихся к соперничеству и приоритету на развитие полезных человеку и обществу свойств личности. Соревнуясь друг с другом, школьники овладевают опытом общественно-полезной деятельности, развивают нравственные, физические и эстетические качества [2].

Выбор форм внеурочной деятельности связан не только с интересами обучающихся и возможностями педагогов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность (ФГОС ООО п.13.с.17) [10].

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива [3].

Проведенный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволяет выявить противоречия между:

- необходимостью перехода к созданию интеллектуальной образовательной среды школы и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий её формирования;

- возможностью применения центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» для развития ключевых компетенций и недостаточной разработанностью методик их использования в учебном процессе.

Наличие выявленных противоречий определили проблемы нашего исследования:

1) возможно ли на сегодняшний день формировать ключевые компетенции в центрах цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;

2) каковы пути и средства создания образовательной среды в центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» как залога формирования ключевых компетенций обучающихся.

Результаты исследования. С целью решения данных проблем мы разработали структурно-функциональную модель формирования ключевых компетенций у школьников в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», которая будет реализована на базе МБОУ «Завьяловская СОШ».

Моделируемый нами процесс, с одной стороны, автономен, так как имеет свою собственную целевую направленность, содержание и технологический инструментарий, а с другой стороны, является частью процесса основного и среднего общего образования.

Первым блоком модели является целевой блок, включающий в себя следующие целевые ориентиры.

Стратегическая цель: создание модели организации образовательного пространства в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в котором будут созданы условия для формирования ключевых компетенций обучающихся.

Тактическая цель: создание системы мониторинга и контроля за процессом формирования ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных,

информационных, учебно-познавательных,

коммуникативных, социально-трудовых,

компетенции личностного

самосовершенствования) обучающихся.

Педагогическая цель: формирование у педагогов нового отношения к ребенку не как к объекту обучающих воздействий, а как к самоизменяющемуся субъекту учения со своей траекторией развития и саморазвития.

Образовательная среда обеспечивает формирование личности по заданному образцу, создает условия для развития ее потенциальных возможностей.

Поскольку воздействия социального окружения (внешний ресурс) на учебную деятельность обучающихся, могут выступать не только как фактор, актуализирующий, поддерживающий, стимулирующий,

направляющий, но и как тормозящий, блокирующий, деформирующий усилия личности, мы в качестве обязательного условия

рассматриваем социально-психолого-

педагогическую поддержку учебной и внеурочной деятельности школьников. Это выражается в формировании психологически комфортных отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса, активизации их взаимодействия и др. [9].

Следующий блок модели — структурно-содержательный, включающий в себя основные этапы организации образовательного пространства, способствующего более эффективному формированию ключевых компетенций у обучающихся.

1 этап — организационный, направленный на осмысление идеи.

Данный этап включает в себя:

- формирование нормативно-правовой базы;

- развитие материально-технической базы для реализации инновационного проекта;

- ресурсное обеспечение (кадровое и финансовое) инновационной деятельности школы;

- разработку и реализацию программ дополнительного образования по трём модулям («Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности»);

- расширение сетевого взаимодействия по обозначенным направлениям;

- разработку тренинговых программ, направленных на формирование отдельных ключевых компетенций;

- создание банка диагностических методик, направленных на выявление уровня их сформированности;

- повышение профессиональной квалификации педагогических кадров для работы с обучающимися в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

В настоящее время инфраструктура Центра включает в себя два помещения. В первом помещении организованы функциональные зоны по предметным областям, а второе помещение предназначено для проектной деятельности, которое выполняет роль центра общественной жизни школы. Там располагаются зона коворкинга, шахматная гостиная, медиазона.

Центр оснащен мобильными классами, интерактивными комплексами, квадрокоптерами, ЗD оборудованием, шлемами виртуальной реальности, оборудованием для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи, комплектами для обучения шахматам, комплектами мебели. Оформление Центра выполнено с использованием фирменного

стиля Центра «Точка роста».

С целью повышения профессионализма и компетентности педагоги МБОУ «Завьяловская СОШ», осуществляющие профессиональную деятельность в рамках Центра, участвуют в форумах различного уровня (II Всероссийский дистанционный форум центов образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»), проходят курсы повышения квалификации по предметным областям.

2 этап — этап реализации предполагает проведение непосредственной работы с обучающимися в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Первая стадия данного этапа предполагает проведение диагностических методик по изучению уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся, посещающих занятия в рамках центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» [5].

Для изучения уровня сформированности ключевых компетенций мы использовали следующие диагностические методики:

1) анкета «Умею ли я? А.В. Пашкевич, позволяющая оценить уровень сформированности информационной компетенции обучающихся;

2) методика изучения участия школьников в совместной деятельности Л.В. Байбородовой, направленная на изучение коммуникативной компетенции обучающихся;

3) анкета для учащихся по выявлению уровня сформированности общекультурной компетенции В.А. Кошиной;

4) методика «Репка» И.А. Ушаковой, определяющая уровень сформированности компетенции личностного самосовершенствования;

5) методика «Самоанализ (анализ) личности» И.А. Ушаковой, направленная на изучение уровня сформированности социально-трудовых компетенций личности.

6) адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степанова, позволяющего оценить уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции.

В диагностическом исследовании принимали участие 25 обучающихся 8 — 9 классов, посещающих внеурочные занятия в рамках центра.

По результатам диагностических методик по каждому обучающемуся была составлена карта сформированности компетенций, включающая в себя список компетенций и соответствующий

каждой компетенции перечень умений обучающегося.

1. Учебно-познавательная компетенция:

- умение слушать, соотносить с основами источников знаний, писать;

- выполнять инструкции при решении учебных задач;

- сопоставлять, сравнивать.

2. Информационная компетенция:

- умение ориентироваться в основных источниках информации;

- вести поиск информации;

- выделять главное в учебной информации.

3. Коммуникативная компетенция:

- умение строить монологическую речь;

- общаться в группе, коллективе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы.

4. Социально-трудовая компетенция:

- умение выполнять любое задание;

- самостоятельно справляться с трудностями в работе;

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности.

5. Общекультурная компетенция:

- умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- сотрудничать с людьми иной расы;

- отвечать за свои поступки.

6. Ценностно-смысловая компетенция:

- умение проявлять уважение к товарищам;

- принимать решения;

- способность видеть и понимать окружающий мир.

7. Компетенция личностного самосовершенствования:

- умение осуществлять самоконтроль в учебной работе;

- выбирать способ решения проблемы;

- выполнять творческое задание.

Результаты, полученные в ходе проведения

констатирующего этапа исследования ключевых компетенций, представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Распределение обучающихся по уровням сформированности ключевых компетенций

Уровень развития Высокий Средний Низкий

Учебно-познавательная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 10 человек 10 человек

Процентный показатель 20% 40% 40%

Информационная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 8 человек 12 человек

Процентный показатель 20% 32% 48%

Коммуникативная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 8 человек 12 человек

Процентный показатель 20% 32% 48%

Социально-трудовая компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 15 человек 5 человек

Процентный показатель 20% 60% 20%

Общекультурная компетенция

Абсолютный показатель 5 человек 15 человек 5 человек

Процентный показатель 20% 60% 20%

Ценностно-смысловая компетенция

Абсолютный показатель 3 человека 10 человек 12 человек

Процентный показатель 12% 40% 48%

Компетенция личностного самосовершенствования

Абсолютный показатель 3 человека 10 человек 12 человек

Процентный показатель 12% 40% 48%

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости включения обучающихся в целенаправленную, систематическую работу по формированию ключевых компетенций.

Поэтому в рамках второй стадии данного этапа мы перешли к реализации основных направлений работы с обучающимися.

Рациональная организация образовательного

процесса обучающихся как фактора

формирования ключевых компетенций осуществляется в рамках:

- проведения учебных занятий по

предметам «Информатика» и «ОБЖ» на базе центра;

- дополнительной образовательной деятельности (участие в предметных олимпиадах «Основы программирования», «Компьютерная графика», «Алгоритмика» и др.; конкурсах «Кормушка пернатому другу» и др.; викторинах «Узнай мою маму в детстве» и др.; интеллектуальных играх «Игры разума», «Маршруты здоровья», «Доскажи словечко», «Знатоки ПДД» и др.);

- проведения научно-методических семинаров для педагогов («Построение развивающего пространства школы, ориентированного на формирование ключевых компетенций обучающихся», «Совершенствование современного урока» и др.);

- консультаций и лекториев для родителей [8].

3 этап — завершающий. На данном этапе в

конце учебного года планируется осуществить контроль и анализ реализации модели и достигнутых результатов, определить проблемы, пути их решения, составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Заключение. В качестве результатов работы нами определены результаты-эффекты и результаты-продукты. К результатам-эффектам относятся:

1) положительная динамика качественных показателей учебных и внеучебных достижений школьников;

2) обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

3) увеличение количества школьников в системе занимающихся творческой, интеллектуальной и другими видами деятельности в рамках центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;

4) увеличение количества школьников с высоким уровнем учебной мотивации.

Результаты-продукты включают в себя:

1) создание и апробацию пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению уровня развития ключевых компетенций обучающихся;

2) разработку и реализацию пакета программ дополнительного образования для школьников и педагогов;

3) разработку методических рекомендаций по формированию ключевых компетенций обучающихся;

4) обобщение, описание опыта организации инновационной модели образовательного пространства как залога формирования ключевых компетенций.

Таким образом, реализация модели в образовательной организации будет

способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся, путем использования внутренних и внешних ресурсов.

Литература:

1. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1 -11 классы; сост. А.В. Енин. — 2-е изд. — М.: ВАКО, 2017. — 288 с.

2. Кождаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2005. — 173 с.

3. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение / Л.Б. Малыхина. — Волгоград: Учитель. — 118 с.

4. Подопригова А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. — М.: Феникс, 2012. — 459 с.

5. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур / О.Б. Полякова — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 448 с.

6. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие; под общ. ред. С.С. Татарченковой. - СПб: КАРО, 2015. - 112 с.

7. Факторович А.А. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / А.А. Факторович. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 128 с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2005. - 516 с.

9. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Штроо. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 277 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fgos.ru

References:

1. Extra-curricular activities: theory and practice. 1-11 grades; comp. A.V. Enin - 2nd ed. - M.: VAKO, 2017. - 288 s.

2. Kozhdaspirova G.M. Pedagogical dictionary: for students of higher. and secondary ped. educational institutions / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kojaspirov. - M.: Academy, 2005. - 173 s.

3. Malykhina L.B. A guide to extra-curricular activities for leaders and educators. Organizational and methodological support / L.B. Malykhina. - Volgograd: Teacher. - 118 s.

4. Podoprigova A.S. A short psychological dictionary / A.S. Podoprigova. - M.: Phoenix, 2012. - 459 s.

5. Polyakova O.B. General psychological practice: a collection of diagnostic procedures / O.B. Polyakova - M.:

NOU VPO Moscow Psychological and Social University, 2014. - 448 s.

6. Technology for the development of universal educational activities at students in the classroom and extracurricular activities: teaching aid; Under total. Ed. S.S. Tatarchenkova - SP-b: KARO, 2015. - 112 s.

7. Faktorovich A.A. Pedagogical technologies: textbook for academic baccalaureate / A.A. Factorovich. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 128 s.

8. Kharlamov I.F. Pedagogy: textbook. manual for students studying at ped. specialties / I.F. Kharlamov. - M.: Gardariki, 2005. - 516 s.

9. Shtroo V.A. Methods of active socio-psychological training: textbook and workshop for academic bachelor's degree / V.A. Stroo. - M.: Yurayt Publishing House, 2015. -277 s.

10. Federal state educational standards [Electronic resource]. - Access mode: https: //fgos.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Бажук Оксана Владимировна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и развития образования, Филиал ОмГПУ в г. Таре, e-mail: bajuk141183@mail.ru

Бажук Владимир Владимирович (с. Завьялово, Россия), педагог дополнительного образования МБОУ «Завьяловская СОШ», студент 1 курса направления подготовки "Педагогическое образование", направленность (профиль) "Управление образовательным процессом" филиал ОмГПУ в г. Таре, e-mail: bazhukvv1979@mail.ru

Пузеп Любовь Геннадьевна (г. Тара, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования, Филиал ОмГПУ в г. Таре, e-mail: puzep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.