Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников'

Педагогические условия формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синева Лариса Сергеевна

В основе современного образования школьников лежит компетентностная модель обучения, которая требует изменений в организации учебного процесса. В данной статье проводится анализ педагогических условий, которые помогут педагогу успешно сформировать ключевые образовательные компетенции при освоении старшеклассниками метапредметных понятий в рамках урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников»

Педагогические условия формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников

Синева Лариса Сергеевна

заместитель директора по УВР, Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 23», litsei-23@yandex.ru)

В основе современного образования школьников лежит компе-тентностная модель обучения, которая требует изменений в организации учебного процесса. В данной статье проводится анализ педагогических условий, которые помогут педагогу успешно сформировать ключевые образовательные компетенции при освоении старшеклассниками метапредметных понятий в рамках урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова: педагогические условия; ключевые образовательные компетенции; компонентный состав компетенций; формирование компетенций; метапредметный подход в обучении; деятельностный подход в обучении; метод проектов

Современный этап развития человечества, знаменуемый переходом к обществу информационному, требует высокообразованных людей, уровень знаний которых не отстает от темпов роста и накопления общественных знаний. Осуществляя деятельность образования и обучения подрастающего поколения, учитель должен способствовать формированию у обучающихся ключевых образовательных компетенций с учетом современных реалий хранения, переработки и передачи информации. Практическая значимость данной задачи в условиях ФГОС очень высока и требует существенных изменений в организации учебного процесса и способах оценивания заявленных образовательных результатов.

Обратившись к историко-генетическому анализу сущности проблемы, в рамках которой была осуществлена попытка раскрыть понятие общие (ключевые) образовательные компетенции, мы пришли к выводу, что данные компетенции мета-предметные, междисциплинарные, многомерные (включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения), многофункциональные (позволяют успешно решать задачи в различных сферах жизнедеятельности) компетенции, формируются у обучаемых в образовательной деятельности и обеспечивают качественное освоение содержания образования в рамках ФГОС.

Следующий вопрос, рассмотренный в рамках проводимого исследования, касался уточнения структурных компонентов компетенции, понимание которых в педагогической литературе неоднозначно. Так, Н.Ф. Ефремова [7], М.В. Ильина [9] в составе компетенций выделяет пять компонентов или личностных качеств подлежащих развитию. Большинство исследователей М.В. Аргунова [1]. Г.В. Голуб [3], С.А. Денисова [6], С.А. Жолдсбаева [8], Н.А. Рыбакина [11] и др. описывают четыре компонента. В рамках существующих классификаций нам представляется наиболее удачным выделение следующих структурных компонентов компетенций: когнитивного компонента (метапредмет-ные знания в сфере деятельности), функционального компонента (универсальные учебные умения и навыки), психологического компонента (в первую очередь, ценности личности и мотивы), социального компонента (способность взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе).

со ^

0

сч

еч

01

Сразу отметим, что общепринятой классификации ключевых компетенций, которая позволила бы составить их иерархию, не существует.

Анализ широкого круга источников позволил, впрочем, сделать вывод, что практики чаще всего ориентируются на классификацию, предложенную в «Стратегии модернизации содержания общего образования». Такое структурно-содержательное наполнение образовательных компетенций представляется нам наиболее логичным. Исходя из требований современного образовательного стандарта к выпускнику школы, мы приняли за основу обобщенный вариант деления ключевых образовательных компетенций на учебно-познавательную, социально-трудовую; социально-политическую; культурно-досуговую.

Рассмотрение структурных компонентов компетенции позволило нам, в рамках проводимого исследования, уточнить их специфику по каждой названной ключевой образовательной компетенции и придти к выводу, что

качественная работа по формированию компетенций у старшеклассников должна учитывать выделенные особенности.

Формирование ключевых образовательных компетенций происходило в рамках образовательной деятельности и требовало разработки педагогической модели и определение основных теоретических подходов к их формированию. В ходе анализа научной литературы этими подходами стали: метапредметный, деятельностный, лич-ностно-ориентированный. Метапредметный подход позволяет учащимся освоить метапредметные понятия и обобщенные способы деятельности с предметами, понятиями, схемами, моделями и т.д. Деятельностный подход обеспечивает формирование готовности обучающихся к самообразованию и саморазвитию за счет самостоятельной исследовательской деятельности. Личностно-ориентированный подход создает условия осознать старшеклассникам свои потребности, цели, мотивы к осуществляемой деятельности, определить отношение к ней.

Выделенные подходы дают возможность педагогам подойти к формированию ключевых образовательных компетенций всесторонне и определить педагогические условия, обеспечивающие результативность данного процесса.

Результат образовательной деятельности ученика тем выше (качественнее, продуктивнее), чем выше уровень компетенции учителя. Педагог должен владеть определенными методиками, приемами, позволяющими научить старшеклассников компетентностной деятельности.

Для повышения уровня квалификации педагогов были организованы семинары, мастер-классы, круглые столы, работа творческих групп, на которых учителя-предметники овладевали метапредметным, деятельностным, личностно-ориентированным подходами, диагностическим инструментарием для реализации экспериментальной работы.

Учитывая два уровня сформированности компетенций - уровень подготовленности и уровень

реализованности, технология формирования ключевых компетенций осуществлялась в урочной и внеурочной деятельности, а также через специально организованную проектную деятельность старшеклассников.

В процессе преподавания школьных дисциплин мы опирались на базовое требование образовательного стандарта - освоение обучающимися межпредметных понятий, которые отражают единство окружающего мира, концентрируют в себе реальность бытия. Для заинтересованности учащихся в познавательной деятельности, развитию аналитических умений, активизации проблемного и творческого мышления, формированию единой научной картины мира на уроках и элективных курсах «Основы естествознания», «Основы социологии» учителями активно применялись методы эмпирического и теоретического мини-исследования, веб-квеста, обучение по алгоритму и др. Использование этих методик позволило ученикам усвоить методологию научного познания, т.е. построение системы достоверных знаний, основанных на фактах и обобщениях. Выполнение различных типов эвристических заданий на целе-попологание, метапредметные, компетентностные, рефлексивные создали предпосылки для проявления десятиклассниками своих творческих способностей и образовательного потенциала.

Во внеурочной деятельности развитие структурных компонентов ключевых образовательных компетенций учеников продолжалось на интерактивных занятиях по биологии, географии, истории, химии, информатики, иностранному языку, на мастер-классах по основам риторики, на кружковых занятиях с психологом, где школьники осваивали приемы построения публичного выступления с использование презентаций, развивали навыки бесконфликтного общения, сотрудничества.

Практическое закрепление освоенных универсальных действий и ключевых образовательных компетенций достигалось технологией метода проектов. Данная технология достаточно полно представлена в научной литературе [2; 4; 5; 10; 12; 13]. Школьники на уроках иностранного языка, биологии были разделены на подгруппы по 4-6 человек. Использование дифференцированно-групповой формы работы дало возможность учителям лучше управлять учебно-познавательной деятельностью и применять личностно-ориентированный подход. Каждая группа получила задание подготовить на основе интернет-ресурсов проекты и презентации в формате MSPowerPoint, посвященные отдельным странам (иностранный язык), современным проблемам человечества (биология) по их собственному выбору.

За каждой группой был закреплен педагог-куратор из числа преподавателей, но предусматривалась возможность индивидуальных и групповых консультаций с другими педагогами и психологом. Под руководством куратора каждая группа учащихся разрабатывала собственный план работ с указанием промежуточных результатов и сроков их выполнения.

Следует отметить, что задание по созданию проекта было сформулировано так, что позволяло учащимся реализовать метапредметный подход в рамках как гуманитарного цикла (история, культурология, обществознание, литература и др.), так и естественнонаучного (биология, математика, география, химия). Включение в содержание проекта социальной проблематики, способствовало развитию не только учебно-познавательной, но также социально-трудовой и социально-политической (гражданской), культурно-досуговой ключевых образовательных компетенций школьников. Выступление старшеклассников со своими исследованиями проходило на итоговой научно-практической конференции в школе.

При разработке педагогического эксперимента нами принимались во внимание выделенные ключевые образовательные компетенции (учебно-познавательная, социально-трудовая, социально-политическая и культурно-досуговая) и обоснование их компонентного состава (когнитивный, функциональный, психологический, социальный компоненты). В связи с этим в рамках рассматриваемой проблемы у старшеклассников диагностировались следующие позиции:

- уровень интеллектуального развития учащихся;

- уровень творческих способностей учащихся;

- система ценностных ориентаций учащихся;

- уровень учебной мотивации;

- уровень развития способности сотрудничать.

Первые три измерения в совокупности свидетельствуют о том, в какой степени учащиеся овладели, во-первых, необходимым фактологическим материалом (знаниями), во-вторых, набором навыков и умений по его применению, в том числе и в незаданных, нестандартных ситуациях. Кроме того, практические навыки связываются с системой ценностных ориентаций учащихся. При этом особую роль играет интеллектуальное развитие учащихся, поскольку, перенося акцент в образовании на деятельность, компетентностный подход не отменяет ценности знания: именно знания являются тем потенциалом, ресурсом, даже фундаментом личности учащегося, на основе которых и происходит овладение ключевыми образовательными компетенциями.

Сравнение результатов тестирования, проведенного до начала педагогического воздействия и после его окончания, позволило сделать следующие выводы: 1) предложенная методика способствует расширению общего кругозора учащихся, развитию у них умений обобщать и классифицировать объекты, активному развитию когнитивной и функциональной компонент ключевых компетенций; 2) творческий характер заданий, работа в группах обусловили положительную динамику развития учебных мотивов и показателей уровня творческой активности испытуемых; 3) предлагаемые задания, помощь в выполнении их со стороны учителей, психолога, акцентуализация на уроках по дисциплинам проблемного тезауруса, выводящего на ценностные компоненты, возможность

интенсивно взаимодействовать со сверстниками и педагогами стали стимулом для коррекции ценностных ориентаций обучающихся.

Итак, при построении обучения на основе ком-петентностного подхода, формирование ключевых компетенций у старшеклассников будет успешным, если реализовывать следующие педагогические условия:

1. Повышение педагогической квалификации учителей осуществляется в процессе освоение ими метопредметного, деятельностного, личност-но-ориентированного подходов.

2. Изменить роль учителя в сторону инициатора самостоятельной образовательной активности учащихся.

3. Использовать постоянно и целенаправленно метапредметный подход на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Внедрить современные инновационные методы обучения, которые позволяют ученикам занимать активную исследовательскую позицию, овладевать универсальными познавательными учебными действиями, решать творческие задания. Основными используемыми методами являются: метод проектов, веб-квест, творчески-проблемный.

5. Выполнять старшеклассникам два проекта в год (один гуманитарного профиля и один естественно-научного), в основе которых формулируется проблема на межпредметном уровне.

6. Применять диагностические методики, учитывающие структурные компоненты (когнитивный, функциональный, психологический, социальный) и специфику учебно-познавательной, социально-трудовой, социально-политической и культурно-досуговой ключевых образовательных компетенций учащихся.

7. Учитывать проектную деятельность при выставлении итоговых оценок за четверть (полугодие), т.к. она является универсальной межпредметной формой оценки учебных действий и ключевых образовательных компетенций.

Литература

1. Аргунова, М.В. Ключевые образовательные компетенции и оценка их сформированности / М.В. Аргунова // Математика в школе. - 2009. - № 6. -С. 21-24.

2. Блохин, А. Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис... канд. педагогических наук: 13.00.01 /А. Л. Блохин. - Ростов-на-Дону, 2005.- 154с.

3. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. -Самара: Изд.дом «Федоров», 2006. - 176 с.

4. Голуб, Г.Б. Попытка определения компетенции как образовательного результата / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Современные подходы к компетентност-но-ориентированному образованию : материалы семинара. - Самара : Профи, 2001. - С. 13-18.

5. Дементьева, И.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Дементьева. - Челябинск, 2013. - 165 с.

6. Денисова, С.А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий: английский язык, направление подготовки «лингвистика»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Денисова. - Тамбов, 2015. - 174 с.

7. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. -М. : Национальное образование, 2012. - 416 с.

8. Жолдсбаева, С.А. Формирование социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Жолдсбаева. - Челябинск, 2014. - 215 с.

9. Ильина, М.В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ильина. - Калининград, 2011. - 234 с.

10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова,. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

11. Рыбакина, Н.А. Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса / Н.А. Рыбакина // Образование и развитие.

- 2010. - № 4 (20). - С. 62-68.

12. Серых, Л.А. Образовательные межшкольные Интернет-проекты в г. Самаре 1998-2005 гг. Анализ и рекомендации авторам проектов / Л.А. Серых // Материалы дистанционного тура всероссийского конкурса «Качество образования, инновации и Интернет-технологии». - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005.

- С. 125-126.

13. Фатеева, И. А., Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 376-378.

14. Хромова М.Н. Педагогические условия и инновационные подходы к развитию патриотизма школьников на основе школьных традиций // Инновации и инвестиции. 2014. №2. с.49-52

Pedagogical conditions of formation educational competencies of students

Sineva L.S.

The Municipal educational institution "Lyceum № 23"

The basis of modern education of schoolchildren is the competence model of learning, which requires changes in the organization of the educational process. This article analyzes the pedagogical conditions that will help the teacher to successfully form the key educational competencies in the development of senior pupils metasubject concepts in the framework of the vicious and extracurricular activities.

Key words: pedagogical conditions; key competencies; component composition competency; formation of competence; interdisciplinary approach in education; activity approach in teaching; project method

References

1. Argunova, M.V. Key educational competences and assessment

of their formation / M.V. Argunova//the Mathematician at school. - 2009. - No. 6. - Page 21-24.

2. Blochin, A.L. Metod of projects as the personal focused pedagogical technology: yew ... edging. pedagogical sciences: 13.00.01/A.L. Blochin. - Rostov-on-Don, 2005. - 154 pages.

3. It is blue, G.B. Metod of projects - technology of the competence-based focused education: a methodical grant for teachers project managers of pupils of the main school / G.B. Golub, E.A. Perelygina, O.V. Churakova. - Samara: Prod. house Fedorov, 2006. - 176 pages.

4. It is blue, G.B. Popytka of determination of competence as educational result / G.B. Golub, O.V. Churakova//Modern approaches to the competence-based focused education: seminar materials. - Samara: Pro, 2001. - Page 13-18.

5. Dementieva, I.V. Formation of design and research competence

of pupils of high school: yew. ... edging. neg. sciences: 13.00.01 / I.V. Dementieva. - Chelyabinsk, 2013. - 165 pages.

6. Denisova, S.A. Metodika of formation of an educational and informative component of foreign-language communicative competence of students on the basis of information and communication technologies: English, direction of preparation "linguistics": yew. ... edging. neg. sciences: 13.00.02 / S.A. Denisova. - Tambov, 2015. - 174 pages.

7. Efremova, N.F. Competences of education: formation and estimation / N.F. Efremova. - M.: National education, 2012. -416 pages.

8. Zholdsbayeva, S.A. Formation of sociocultural competence at

seniors of boarding school: yew. ... edging. neg. sciences: 13.00.01 / S.A. Zholdsbayeva. - Chelyabinsk, 2014. - 215 pages.

9. Ilyina, M.B. Pedagogical conditions of formation of key competences of pupils of the main school: yew. ... edging. neg. sciences: 13.00.01 / M.V. Ilyina. - Kaliningrad, 2011. - 234 pages.

10. Pakhomova, N.Yu. Metod of the educational project in educational institution / N.Yu. Pakhomova. — 3rd prod., ucnp. and additional — M.: ARKTI, 2005. — 112 pages.

11. Rybakina, N.A. The competence-based focused model of educational process / N.A. Rybakina//Education and development. - 2010. - No. 4 (20). - Page 62-68.

12. Gray, L.A. Educational interschool Online projects in Samara 1998-2005. Analysis and recommendations to authors of projects/L. A. Serykh//Materials of a remote round of the All-Russian competition "Quality of Education, Innovations and Internet Technologies". - Ulan-Ude: VSGTU, 2005. - Page 125-126.

13. Fateeva, I. A., the Method of projects as priority innovative technology in education / I.A. Fateeva, T.N. Kanatnikova//the Young scientist. - 2013. - No. 1. - Page 376-378.

14. Khromova M.N. Pedagogical conditions and innovative approaches to the development of schoolchildren patriotism based on school traditions // Innovations and Investments. 2014. No2. p. 49-52

CO ^

0

СЧ

CM

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.