Научная статья на тему 'Техника рефлексивного целеполагания как базовый инструмент создания ситуации успеха при формировании субъектности у старшеклассников'

Техника рефлексивного целеполагания как базовый инструмент создания ситуации успеха при формировании субъектности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / СУБЪЕКТНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / РЕФЛЕКСИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИНГ / ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленов Андрей Алексеевич

В статье приводится и анализируется разработанная автором техника рефлексивного целеполагания и конкретный инструмент ее реализации Лист планинга «Успех», реализуемые в опытно-экспериментальной работе по формированию субъектности у старшеклассников. Согласно позиции автора, сущность техники рефлексивного целеполагания составляет рефлексия собственных склонностей, интересов, потребностей, ценностей субъекта и наиболее ценных и значимых для субъекта переживаний, связанных с опытом значимой деятельности, при постановке цели в личностно значимой деятельности, вызывающей наибольшую заинтересованность в успехе. Описанный в статье Лист планинга «Успех», предлагаемый старшеклассникам, включает все аспекты целеполагания и является отражением структуры субъектности личности и способствует ее активному формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техника рефлексивного целеполагания как базовый инструмент создания ситуации успеха при формировании субъектности у старшеклассников»

Техника рефлексивного целеполагания

как базовый инструмент создания ситуации успеха

при формировании субъектности у старшеклассников

Каленов Андрей Алексеевич,

аспирант, Костромской государственный университет, andreykalenov91 @таП.ш

В статье приводится и анализируется разработанная автором техника рефлексивного целеполагания и конкретный инструмент ее реализации - Лист планинга «Успех», реализуемые в опытно-экспериментальной работе по формированию субъектности у старшеклассников. Согласно позиции автора, сущность техники рефлексивного целеполагания составляет рефлексия собственных склонностей, интересов, потребностей, ценностей субъекта и наиболее ценных и значимых для субъекта переживаний, связанных с опытом значимой деятельности, при постановке цели в личностно значимой деятельности, вызывающей наибольшую заинтересованность в успехе. Описанный в статье Лист планинга «Успех», предлагаемый старшеклассникам, включает все аспекты целеполагания и является отражением структуры субъектности личности и способствует ее активному формированию.

Ключевые слова: ситуация успеха, субъектность, старшеклассник, рефлексивное целеполагание, планирование, целе-полагание, планинг, формирование субъектности у старшеклассников.

Проблема педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы рассматривается исследователями [1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 10; 11] в аспекте повышения показателей учебной деятельности, при этом собственная активность учащегося и его заинтересованность в успехе чаще всего находятся вне интересов ученых. В предлагаемой нами концепции педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы учитываются общие принципы (учета зоны ближайшего развития, необходимости преодоления трудностей, педагогической поддержки и взаимодействия всех субъектов образовательного пространства школы), а также акцентируется внимание на том, что основу процесса должен составлять мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе и самостоятельное планирование и целеполагание старшеклассников, т.к. только в этом случае успех будет переживаться как личностно значимый и ценный опыт добровольной и целенаправленной активности в сфере наибольшей заинтересованности [4; 5].

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы является первым шагом реализации технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников. Данный шаг был направлен на выяснение актуальных сфер действительности, в которых заинтересованность в успехе является наиболее выраженной у старшеклассников. Мониторинг осуществлялся с помощью широкого разнообразия средств психологической диагностики интересов и ценностей, а также разработанного нами опросного листа «Сферы успеха» и проективного сочинения «Успешный Я» [4; 5]. Вторым шагом стала реализация техники рефлексивного целеполагания как базового инструмента создания ситуации успеха при формировании субъектности у старшеклассников.

Сущность техники рефлексивного целеполага-ния составляет несколько содержательных характеристик:

1) рефлексия собственных склонностей, интересов, потребностей, ценностей субъекта и т.д., направленная на определение личностно значимой сферы заинтересованности в успехе;

2) рефлексия наиболее ценных и значимых для субъекта переживаний, связанных с опытом деятельности в выделенной сфере;

3) постановка цели деятельности в выделенной сфере заинтересованности в успехе с описанием ожидаемых при достижении данной цели переживаний.

Так, по сути, техника рефлексивного целеполага-ния апеллирует к внутренним потребностям личности и позитивным переживаниям, связанным с их удовлетворением. Исходя из таких представлений, основу техники рефлексивного целеполагания составило осознанное планирование в значимых для старшеклассников сферах достижения успеха. Перед нами стояла задача разработки и предоставления старшеклассникам инструментов планирования, отражающих ряд моментов, таких как:

1) осознание значимой сферы деятельности и причин ее большего предпочтения, в сравнении с другими сферами;

2) эмоциональное отношение к значимой сфере деятельности (на уровне чувств и переживаний);

3) образ конкретных достижений в значимой сфере деятельности (конкретные задачи, выраженные материально);

4) образ эмоциональных переживаний при достижении конкретных задач в значимой сфере деятельности;

5) образ отклика ближайшего окружения на достижение конкретных задач в значимой сфере деятельности;

6) постановка временных ограничений осуществления задуманного;

7) конкретные шаги на пути к поставленным задачам в значимой сфере деятельности.

Основная идея техники рефлексивного целепо-лагания в нашей опытно-экспериментальной работе заключалась в том, чтобы все перечисленные параметры планирования имели компактное материальное представление, например, - размещение на одной стороне одного листа в качестве символьной визуализации цели и шагов на пути к ней, который мог быть размещен в удобном для постоянного обращения к нему месте (например, на стене над рабочим столом или на специально отведенном стенде в классе). Проработав ряд неудачных вариантов (неудобных для заполнения, не отражающих всех запланированных параметров и т.д.), в том числе и не нашедших отклика у малой пилотажной выборки (включившей 50 старшеклассников, отобранных случайным образом), мы пришли к следующей форме, названной нами «Лист планинга «Успех»» (табл. 1).

До предоставления старшеклассникам листов планинга «Успех» проводились круглые столы и беседы о целеполагании, целеустремленности, целях, успехе как результате достижения цели. Отметим, что данные мероприятия проводились — дифференцированно в группах старшеклассников, ч- выделенных по результатам мониторинга интереса сов и склонностей учащихся (наука, творчество, м спорт, общение), педагогами по соответствующим 2 направлениям и психологом. Дифференциация

групп на данном этапе, на наш взгляд, представляется целесообразной, т.к. говоря об успехе и способах его достижения важно представлять тот результат, который можно считать успехом, а он, в свою очередь, в каждом из направлений имеет разное содержание (материальное, нематериальное, выраженное в изменениях навыков и умений, собственной личности, способов общения и т.д.). В рамках круглых столов по направлениям старшеклассники обсуждали отдельные пункты планинга и варианты их заполнения, исходя из специфики значимой деятельности.

Таблица 1

Лист планинга «Успех» для старшеклассников*

Больше всего мне нравится делать:

Это дело нравится мне, потому что...

Когда я занимаюсь любимым делом, я чувствую.

В этом деле в 1.

ближайшее 2.

время я хочу 3.

достичь. 4.

5.

6.

7.

Когда я этого достигну, я буду чувствовать.

Когда я этого достигну, мои друзья и близкие.

Следовательно, моя ближайшая цель в любимом деле - это .

Что мне нужно 1.

для достижения 2.

цели? (матери- 3.

альные и нема- 4.

териальные 5.

ресурсы) 6.

7.

Я достигну поставленной цели (когда?):

Мои шаги к цели

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

1) 1) 1) 1) 1)

2) 2) 2) 2) 2)

3) 3) 3) 3) 3)

На этой неделе На этой На этой На этой На этой

я. (какой достигну резуль- неделе я. (какой до- неделе я. (какой до- неделе я. (какой до- неделе я. (какой до-

тат?) стигну результат?) стигну результат?) стигну результат?) стигну результат?)

*Распечатка листов планинга для реализации опытно-экспериментальной работы проводилась на листах формата А3 с достаточным количеством свободного места для письменного заполнения

Разберем далее пример заполнения листа планинга одним из старшеклассников, выбравших направление «Творчество» (одна из наиболее объемных по количеству участников групп в рамках нашей опытно-экспериментальной работы) и подгруппу художественного творчества (табл. 2).

Разберем приведенный пример. Можно видеть, что старшеклассник поставил четкую цель: участие в конкурсе рисунков лица человека. Стоит заметить, что постановка данной цели и разбор шагов по ее достижению требовали глубокой рефлексии: старшекласснику удалось продумать все необходимые ресурсы, а также важные знания и навыки для достижения цели. Важным, на наш взгляд, является не только планирование шагов, но и численное выражение результатов: «изучить 2 урока из интернета», «нарисовать 2 рисунка лица человека» и т.д.

Таблица 2

Пример заполненного листа планинга «Успех» (сокращенно) Больше всего мне нравится делать: рисовать (прим. - сфера «Творчество»)

В этом деле в ближайшее время я хочу достичь...

Когда я этого достигну, я буду чувствовать. успех, желание и дальше заниматься любимым делом, развиваться_

Когда я этого достигну, мои друзья и близкие. будут мной гордиться и восхищаться работами

Следовательно, моя ближайшая цель в любимом деле - это ... освоить основы изображения лица человека и принять участие в конкурсе

Что мне нужно для достижения цели? (материальные и нематериальные ресурсы)

Это дело нравится мне, потому что. это доставляет мне удовольствие и мои работы нравятся окружающим

Когда я занимаюсь любимым делом, я чувствую. ренность, радость_

удовлетво-

2. Рисовать более реалистично.

1. Научиться рисовать лицо человека.

3. Участвовать в конкурсе работ на сайте ... (прим. - название сайта не приводится нами из соображений конфиденциальности)

4. Рисовать картины в подарок друзьям.

1. Посещать кружок рисования в школе и не пропускать занятия.

2. Время на проработку новых навыков.

3. Придумать идею для конкурсной работы.

4. Изобразительные материалы.

5. Мастер-классы и уроки в интернете по рисованию человека.

Я достигну поставленной цели (когда?): через месяц

Мои шаги к цели

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

1)купить 1) продол- 1) прора- 1) проработка 1) подготов-

недостаю- жать посе- ботка новых знаний ка работы к

щие матери- щать уроки новых конкурсу

алы знаний

2) посещать 2) нарисо- 2) нари- 2) обсудить 2) тщатель-

уроки в круж- вать 2 ри- совать 2 идеи конкурс- ная прора-

ке сунка лица рисунка ной работы с ботка дета-

человека лица педагогом лей работы с

человека учетом но-

вых знаний

3) прораба- 3)изучить 2 3) проду- 3) начать 3) отправле-

тывать дета- урока из мать создавать ние работы

ли в свобод- интернета идеи для конкурсную на конкурс

ное время конкурс- работу

ной рабо-

ты

На этой не- На этой На этой На этой не- На этой не-

деле я. неделе я. неделе деле я. от- деле я.

научусь отработаю я. отра- работаю доработаю и

изображать навыки ботаю навыки рисо- отправлю на

отдельные рисования навыки вания дета- конкурс гото-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

детали лица деталей рисова- лей лица и вую работу

человека лица чело- ния дета- начну созда-

века и но- лей лица вать конкурс-

вые знания и создам ную работу

идею

конкурс-

ной рабо-

ты

Такие формулировки позволяют максимально конкретизировать желаемый результат, а также снимают напряжение от чувства неопределенности, многозадачности и «размытости» цели. В оригинальном варианте приведенного нами примера (для примера мы несколько сократили оригинальные формулировки старшеклассника) были четко сформулированы содержание каждого рисунка, тематика необходимых для просмотра уроков из интернета, степень реалистичности работ на каждом этапе, а также конкретные результаты работы на каждой неделе и т.д. Так, старшеклассник со-

здал для себя «идеальный» с точки зрения конкретики план достижения цели, где были учтены все необходимые ресурсы, включая время на решение поставленных задач. Стоит отметить также, что данный планинг был реализован и учащийся принял участие в интересующем его конкурсе, получив при этом поддержку сверстников и педагогов. Рефлексивный анализ переживаний достижения цели в данном случае показал наличие переживания ситуации успеха как личного достижения в значимой сфере деятельности и желание дальше пользоваться листом планинга для постановки новых, более сложных целей, что, несомненно, является свидетельством роста субъектности.

Педагоги и психолог со многими старшеклассниками детально прорабатывали и корректировали планинг с целью повышения конкретности формулировок целей и шагов по их достижению, а также актуализации механизмов рефлексии для постановки истинных целей в выбранной сфере деятельности. Также на этапе планирования осуществлялась всесторонняя поддержка и со стороны сверстников: «Твой планинг очень хорош! А тебе не хотелось бы вот эту цель написать более четко?» и т.д. Так, хотя бы минимальная ситуация успеха переживалась учащимися уже на момент постановки целей, т.к. все стремления и желания одобрялись сверстниками и педагогами. В рамках подгрупп по каждому из направлений деятельности обсуждались листы пла-нинга «Успех», заполненные участниками, а также проводился своеобразный «мозговой штурм» по проблеме помощи старшеклассников друг другу для более эффективного достижения желаемых целей. Так, например, в научном направлении в подгруппе по физике наиболее «сильные» учащиеся предложили заниматься с более «слабыми» для того, чтобы вся подгруппа в итоге достойно вышла на участие в городской олимпиаде.

Педагогами каждого из направлений (по подгруппам) на основе планингов старшеклассников составлялся план работы: цели старшеклассников трансформировались в конкретную педагогическую задачу, органично согласованную с имеющимися тематическими и календарными учебными планами; планировались способы создания ситуаций успеха на каждом шаге реализации планингов, прогнозировались возможные результаты каждого учащегося при реализации всех шагов планинга. Так, техника рефлексивного целеполагания способствовала актуализации процессов целеполагания и планирования у старшеклассников, что в дальнейшем позволило выстраивать ситуации успеха в соответствии с собственными целями и планами учащихся в наиболее значимой для них сфере деятельности.

Таким образом, техника рефлексивного целепо-лагания представляет собой базовый инструмент создания ситуации успеха при формировании субъ-ектности у старшеклассников, т.к. позволяет выделить наиболее личностно значимые цели через осознание собственных потребностей, желаний, ценностей и переживаний в наиболее интересной для учащегося сфере деятельности. Четкое планирование конкретных шагов по достижению поставленной

цели позволяет избегать многозадачности и неопределенности, снимая эмоциональное напряжение и придавая старшеклассникам уверенности в достижении успеха. Предлагаемая реализация техники рефлексивного целеполагания через лист планинга «Успех» является удобным инструментом, позволяющим учащимся сосредоточиться на переживании успеха как ситуации достижения цели в значимой деятельности через прохождение ряда шагов по самостоятельно и четко намеченному плану, что, по содержанию, является отражением структуры субъ-ектности личности и способствует ее активному формированию.

Литература

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Андреева. - Екатеринбург: РГППУ, 2003. - 26 с.

2. Белкин, A.C. Ситуация успеха: Кн. для учителя / A.C. Белкин. - Екатеринбург, 1997. - 185 с.

3. Белюк, Е.Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] / Е.Г. Белюк, Н.С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-2. - С. 6768. - URL: http://cyberleninka.m/artide/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kazhdogo-uchenika.

4. Каленов, А.А. Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы / А.А. Каленов // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Меж-дунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 3-6.

5. Каленов, А.А. Педагогический мониторинг актуальных для старшеклассников сфер переживания успеха / А.А. Каленов // Проблемы педагогики. - 2017. - № 6(29). - С. 5-8.

6. Коротаева, Е.В. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации / Е.В. Коротаева // Директор школы. - 2002. - №2. -С. 38-44.

7. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И.А. Ларионова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С. 198-206.

8. Мантрова, М.С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа Я современного подростка [Электронный ресурс]/ М.С. Мантрова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2013. - №2(151). - С. 151-158. - URL: cyberleninka.ru/ article/n/situatsiya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-pozitivnogo-obraza-ya-sovremennogo-podrostka.

9. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» / И.И. Олейникова, Т.Г. Буржинская, Н.Г. Габрук // Фундаментальные исследования. - 2009. - №5. - С. 7-8.

Ц 10. Скворцова, М.А. Педагогическое обеспече-~ ние создания ситуаций успеха ребенка в образо-ч- вательной среде начальной школы: автореф. дисс. N ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.А. Скворцова. - Косм строма: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 26 с.

11. Ястребов, В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Ястребов. - Волгоград: ВГПУ, 2004. - 25 с.

Technology of reflex purpose as a basic tool of creating success of success in the forming of subjection in the old schools

Kalenov A.A.

Kostroma state University

The article describes and analyzes the technique of reflexive goalsetting developed by the author and a concrete tool for its implementation - the «Success» planning sheet, implemented in experimental work on the formation of subjectivity in high school students. According to the author's position, the essence of the reflexive goal-setting technique is the reflection of one's own propensities, interests, needs, values of the subject and the most valuable and significant for the subject experiences related to the experience of meaningful activity, when setting the goal in a personally significant activity that causes the greatest interest in success. Described in the article The «Success» planning sheet offered to high school students includes all aspects of the goal setting and reflects the structure of personal subjectivity and contributes to its active formation.

Key words: situation of success, subjectivity, high school student, reflexive goal-setting, planning, goal-setting, planning, formation of subjectivity in high school students.

References

1. Andreyeva, Yu.V. Creation of a situation of success in educational activity of teenagers: автореф. yew.... edging. пед. sciences: 13.00.01/Yu.V. of Andreyev. - Yekaterinburg: RGPPU, 2003. - 26 pages.

2. Belkin, A.C. Success situation: Prince for teacher / A.C. Belkin. -

Yekaterinburg, 1997. - 185 pages.

3. Belyuk, E.G. Creation of a situation of success for each pupil [An

electronic resource] / E.G. Belyuk, N.S. Kruglova//the International magazine of experimental education. - 2014. - No. 7-2. - Page 6768. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kazhdogo-uchenika.

4. Kalenov, A.A. Monitoring of interests and potential of pupils for

definition of relevant spheres of creation of situations of success in the educational environment of school / A.A. Kalenov//Aspects and tendencies of pedagogical science: materials II Mezhdunar. науч. конф. (St. Petersburg, July, 2017). - SPb.: The publishing house, 2017. - Page 3-6.

5. Kalenov, A.A. Pedagogical monitoring of spheres of experience

of success, relevant for seniors, / A.A. Kalenov//pedagogics Problems. - 2017. - No. 6(29). - Page 5-8.

6. Korotayeva, E.V. Situation of success: psychology and pedagogical mechanisms and stages of the organization / E.V. Korotayeva//Principal. - 2002. - No. 2. - Page 38-44.

7. Larionova, I.A. Situation of success in development of the relations of cooperation between the teacher and pupils. A. Larionova//Pedagogical education in Russia. - 2014. - No. 9. -Page 198-206.

8. Mantrova, M.S. Situation of success as factor of development of a

positive image I modern teenager [An electronic resource] / M.S. Mantrova//Messenger of the Orenburg state university. - 2013. -No. 2(151). - Page 151-158. - URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/situatsiya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-pozitivnogo-obraza-ya-sovremennogo-podrostka.

9. The basic principles of increase in motivation to the doctrine through creation of "success situations" / I.I. Oleynikova, T.G. Burzhinskaya, N.G. Gabruk//Basic researches. - 2009. - No. 5. - Page 7-8.

10. Skvortsova, M.A. Pedagogical ensuring creation of situations of success of the child in the educational environment of elementary school: автореф. yew. ... edging. пед. sciences: 13.00.01 / M.A. Skvortsova. - Kostroma: KGU of N.A. Nekrasov, 2016. - 26 pages.

11. Hawks, V.V. Situation of success as means of formation of motivation of achievement at teenagers: автореф. yew.... edging. пед. sciences: 13.00.01 / V.V. Yastrebov. - Volgograd: VGPU, 2004. - 25 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.