Научная статья на тему 'К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе'

К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Наталья Васильевна

Статья посвящена вопросам экономического образования школьников. Показана значимость экономического образования, необходимость формирования экономического мышления посредством экономических знаний и умений, экономического поведения и деятельности школьников. Определены цели экономического образования, в качестве которых выступают экономическая воспитанность, экономическая культура и экономический образ мира современных школьников. Представлены формы преподавания экономических дисциплин на разных этапах обучения. Раскрыта специфика и анализ профильного экономического обучения школьников. Выявлены его проблемы на современном этапе преподавания экономических дисциплин. Представлены условия успешной профильной экономической подготовки школьников. По итогам статьи сделан вывод о том, что преподавание экономических дисциплин в современной школе нацелено на подготовку выпускника, который характеризуется умением самостоятельно и системно мыслить в сфере экономического знания, способностью включаться в экономическую деятельность современного общества, что предполагает качественную организацию условий и системы экономического образования в школе в сотрудничестве с экономическим вузом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе»

К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе

Филиппова Наталья Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики РЭУ имени Г.В. Плеханова, siegfried67@mail.ru

Статья посвящена вопросам экономического образования школьников. Показана значимость экономического образования, необходимость формирования экономического мышления посредством экономических знаний и умений, экономического поведения и деятельности школьников. Определены цели экономического образования, в качестве которых выступают экономическая воспитанность, экономическая культура и экономический образ мира современных школьников. Представлены формы преподавания экономических дисциплин на разных этапах обучения. Раскрыта специфика и анализ профильного экономического обучения школьников. Выявлены его проблемы на современном этапе преподавания экономических дисциплин. Представлены условия успешной профильной экономической подготовки школьников.

По итогам статьи сделан вывод о том, что преподавание экономических дисциплин в современной школе нацелено на подготовку выпускника, который характеризуется умением самостоятельно и системно мыслить в сфере экономического знания, способностью включаться в экономическую деятельность современного общества, что предполагает качественную организацию условий и системы экономического образования в школе в сотрудничестве с экономическим вузом

Ключевые слова: экономическое образование, экономическая воспитанность, экономическая культура, экономический образ мира, профильное обучение.

Особенности социально-экономического развития современного общества ставят перед отечественной образовательной системой задачу формирования экономически образованного подрастающего поколения, важную роль в которой принадлежит внедрению в учебный процесс образовательных учреждений предметов экономического содержания. Выпускники школ, независимо от выбора области будущей профессиональной деятельности, должны иметь системные экономические знания, уметь ориентироваться в экономических вопросах и решать проблемы в конкретных экономических ситуациях. В связи с этим школьное экономическое образование рассматривается как условие подготовки молодежи к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на различных аспектах экономического образования школьников:

• на содержании, организации и методике экономического образования школьников, как в учебном процессе образовательных учреждений, так и в процессе общественно-полезного производительного труда;

• на возможностях профильного обучения и факультативных курсов в экономической подготовке школьников;

• на проблемах формирования экономического мышления, экономической воспитанности и экономической культуры школьников;

• на проблеме готовности к профессиональной деятельности в экономической сфере и к предпринимательской деятельности и др.

Экономическое образование, являясь условием и средством эффективной деятельности человека в области экономики, в настоящее время раскрывается как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества в области экономики, который включает в себя определенную систему знаний, способов деятельности, опыт их осуществления, культуру общения в процессе экономической деятельности» [5, с. 38]. Содержание предмета «экономика» имеет общеобразовательный характер, то есть раскрывает окружающие социально-экономические условия жизни и деятельности человека в современных социально-

О

55 >

£

55 П П 1

и

у

а

г

*

а о

экономических условиях страны. Ведущим в определении целей и содержания экономического образования в современной школе является системно-личностный подход, в рамках которого формируется целостная картина социально-экономического мира, окружающего человека [1]. Цели преподавания экономических дисциплин связаны с осмыслением проблем становления у школьников экономической воспитанности (А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Л. П. Мельникова и др.), экономической культуры (Т.В. Боровикова, В.А. Кузьменко, Н.В. Новожилова, М.И. Самохвалов, А.Т. Шпак и др.), экономического образа мира школьников (М.Е. Иванаева). В качестве компонентов экономически воспитанной личности школьника выступают экономические знания, умения и навыки, интересы и деятельность (Л. П. Мельникова), а также качества личности, такие как бережливость, расчетливость, экономность, деловитость (А. Ф. Аменд). Экономическая воспитанность является составной частью экономической культуры школьника, которая понимается как «целостное интегративное личностное образование, представляющее собой единство мотивов, убеждений и интересов, экономических знаний и умений, значимых личностных качеств, определяющих готовность к сознательному участию в практической экономической деятельности и к успешной адаптации на рынке труда» [3, с. 10]. Современный школьник должен не только владеть экономической информацией, но и обладать осознанным отношением к современным экономическим системам, уметь оценивать и обсуждать экономические проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, иметь навыки работы с форсайтами, прогнозами и перспективами экономического развития, а также проявлять социально-экономическую активность в деятельности [3, с. 11].

В отечественной системе образования формирование экономического мышления школьников в настоящее время тесно связано с формированием экономических ценностей, поэтому более значимой целью экономического образования школьников является становление целостного и ценностного экономического образа мира у выпускников школ. Экономический образ мира понимается как «результат освоения старшеклассниками совокупности экономических знаний, раскрывающий состояние реалий современной мировой экономики, тенденций развития экономики России, эволюции экономических воззрений, смены экономических формаций» [4, с. 9]. Экономический образ мира отражается в ценностных ориентациях личности выпускника, обеспечивающих позицию самоопределения в выборе будущей профессии, в нравственном выборе между возможностью «лёгкой»

прибыли и добросовестного труда. Экономический образ мира реализуется в социально-ориентированной проектной деятельности и связан с развитием бизнес-умений на основе устойчивой ориентации в отношении экономических явлений, процессов и ценностей, а также целостного видения себя в экономическом мире [4, с. 9].

Современная система школьного экономического образования, не смотря на более чем двадцатилетний опыт преподавания экономических дисциплин в школе, имеет ряд проблем, связанных с материально-техническими, кадровыми и научно-методическими условиями. Курс экономики в федеральный базисный учебный план в общеобразовательных учреждениях включен с 2004 года; предусматривалось, что экономическое образование в разных формах будет включено во все ступени общего образования. В основной школе федеральный компонент государственного стандарта предполагал преподавание экономического блока в составе курса обществознания; на ступени среднего (полного) общего образования курс экономики был выделен в особую предметную область. Такая же структура курса сохранилась и с принятием новых редакций ФОГС: стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, в соответствии с которым курс экономики входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413, выделяющего экономику как особый курс.

Преподавание экономических дисциплин в школе на современном этапе осуществляется в различных формах:

• начальное экономическое образование (14-е классы), которое реализуется в рамках предметов и/или факультативно и предполагает знакомство с экономикой на пропедевтическом уровне;

• общее экономическое образование (5-9-е классы), реализуемая через включение в базисный учебный план дисциплин экономической направленности, таких как Основы предпринимательства, Экономика, Основы бизнеса, в рамках которых формируется общее представление об экономике и экономической науке, осуществляется предпрофильная и предпрофессиональ-ная специализации;

• факультативное экономическое образование, в которое внедряются различные элективные курсы: 1. Экономика, 2. Основы менеджмента, 3. Основы маркетинга, 4. Бухгалтерский учет и статистика, 5.Организационное поведение, 6. Прикладная экономика, 7. Управление персоналом, 8. Инновационный менеджмент, 9.

Макро и микроэкономика, 10. Организация предпринимательской деятельности, 11. Этика и этикет предпринимателя.

В настоящее время профильное обучение является обязательным требованием повышения качества образования на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечивающим преемственность между общим и профессиональным образованием. Профиль обучения определяет выбор сферы профессиональной деятельности школьника, от которого в немалой степени зависит, как успешность обучения в старшей школе, так и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Профильное экономическое обучение направлено на решение таких задач, как формирование системного понимания экономической сферы деятельности человека; знание экономических законов жизни современного общества; объяснение различных функций человека в экономике; знание и применение правовых основ экономической деятельности. Решение указанных задач в условиях профильного обучения, согласно И.С. Александровой, целесообразно осуществлять в рамках трех основных направлений экономической подготовки старшеклассников. Первым направлением является базовая экономическая подготовка, которая проводится для всех учащихся и представляет собой формирование системных экономических знаний. Углубленная экономическая подготовка и специализированная подготовка в области экономики и бизнеса ориентированы на содержание образования в высших экономических учебных заведениях [1]. Для повышения качества преподавания экономических дисциплин в школе необходимо, чтобы содержание экономической сферы в обществе изучалось во взаимосвязях с другими сферами в составе общественной системы - политической, нравственно-культурной (социальной), что предполагает реализацию межпредметного подхода в преподавании экономических и гуманитарных дисциплин.

Анализ педагогического опыта и практики преподавания экономических дисциплин в школе показывает, что имеет место приоритет академического образования как процесса передачи и усвоения школьниками экономических знаний, умений и навыков, направленного на формирование у них научно обоснованного экономического мышления посредством раскрытия содержания экономических понятий, категорий и законов. Так, анализ профильного экономического образования школьников показывает, что существующие задачи профильного обучения не ориентированы на формирование умений по анализу информации и исследованию рынка, применению полученных теоретических знаний на практике, организации маркетинговых иссле-

дований сегментов товаров и услуг. Вследствие этого без должного внимания остаются прикладные аспекты экономического образования школьников, обеспечивающие успешное экономическое поведение личности. Анализ содержания учебных планов и программ экономического образования школьников, проведенный в исследовании Х.А. Алижановой, показывает, что в их содержании на должном уровне не представлены разделы и темы, направленные на формирование исследовательских умений и навыков, готовности к принятию экономических решений, основанных на реальной рыночной информации и ее анализе, включающие старшеклассников в процесс исследования рынка. Причиной недостаточной эффективности экономической подготовки школьников, по мнению ученого, выступает отсутствие объективных и субъективных условий для включения старшеклассников в проведение учебных экономических и маркетинговых исследований, поскольку цель, содержание, методы, формы и условия экономического образования школьников в теоретических положениях и в практической реализации не ориентированы на организацию учебных исследований по экономике, проведению маркетинга доступных сегментов рынка товаров и услуг, на формирование экономического поведения старшеклассников [2].

В качестве основных затруднений школьников в процессе профильной экономической подготовки рассматриваются:

• непонимание сущности экономической деятельности;

• неосведомленность о субъектах и объектах рынка;

• незнание методов анализа потребностей и средств их удовлетворения;

• неумение выявлять рыночные идеи и их направленность;

• незнание способов поиска рыночных идей и построения рационального экономического поведения;

• неотождествление себя с субъектом и объектом рыночных отношений;

• незнание механизмов взаимодействия производителей, потребителей и посредников на рынке и т.д.

Учителя экономики испытывают трудности в формировании исследовательских умений и навыков старшеклассников, поскольку недостаточно четко представляют себе структуру и технологию исследовательского метода, не имеют ясных представлений о методах применения маркетингового исследования в учебном процессе [2, с. 21].

Для успешной профильной экономической подготовки школьников необходима реализация следующих условий:

О

55 >

£

55

РЧ

п 1

и

у

а

s

а б

• учебно-материальные: наличие кабинетов, оснащенность учебного процесса;

• нормативно-правовые: наличие образовательного стандарта, включенность предмета экономика в базовый план, разработанность нормативных положений, регулирующих взаимодействие социальных групп, привлеченных к экономической подготовке;

• экономические: наличие финансовых ресурсов, развитость школьного производства, экономическая среда школы и др.;

• социальные: квалификация учителей экономики, экономическая и предпринимательская культура учителей, родителей и учащихся;

• дидактические: научно-методическая и информационная обеспеченность учебного процесса.

Таким образом, преподавание экономических дисциплин в современной школе нацелено на подготовку выпускника, который характеризуется умением самостоятельно и системно мыслить в сфере экономического знания, способностью включаться в экономическую деятельность современного общества, что предполагает качественную организацию условий и системы экономического образования в школе в сотрудничестве с экономическим вузом [6].

Литература

1. Александрова И.С. Формирование компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: в процессе экономической подготовки: диссертация ... канд. пед. на-ук:13.00.01. - Москва, 2010. - 185 с.

2. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. диссертации ... док. пед. наук:: 13.00.08. - Махачкала, 2012. - 40 с.

3. Васильева Г.А. Формирование экономической культуры старшеклассников в условиях дополнительного образования: автореф. диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2017. -24 с.

4. Иванаева М.Е. Становление экономического образа мира старшеклассников: автореф. диссертации ... канд. пед. наук:13.00.01. - Оренбург, 2012. - 24с.

5. Кудинов В.В. Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Москва, 2005. - 225 с.

6. Быканова О.А., Филиппова Н.В. Летняя образовательная программа для мотивированных абитуриентов: шаг в будущее. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 48-50.

To the question of teaching economic subjects in the

modern school Filippova N.V.

REU of G.V. Plekhanov

The article is devoted to economic education of schoolchildren. The importance of economic education, the need of formation of economic thinking through the economic knowledge and skills, economic behavior and activities of students. Defines the objectives of economic education, which serve economic education, economic culture and economic image of the world of contemporary students. Presents the forms of teaching economic disciplines at different stages of learning. Specificity and analysis of profile economic training of schoolchildren. Identified his problem at the present stage of teaching economic disciplines. Are the conditions of successful profile economic training of schoolchildren.

At the end of the article it is concluded that the teaching of Economics in the modern school aims to prepare graduate that is characterized by the ability to think systemically and in the field of economic knowledge, the ability to engage in economic activity of modern society, which implies the quality of organization conditions and of the system of economic education in schools in collaboration with the economic University Key words: economic education, economic education of behaviour-cannot, economic culture, economic image of the world, specialized education. References

1. Alexandrov I.S. Formation of competence of seniors in the

conditions of profile training: in the course of economic preparation: thesis... edging. neg. nauk:13.00.01. - Moscow, 2010. - 185 pages.

2. Alizhanova H.A. Economic training of seniors in the conditions

of profile training: aBTope$. theses... dock. neg. sciences:: 13.00.08. - Makhachkala, 2012. - 40 pages.

3. Vasilyeva G.A. Formation of economic culture of seniors in

the conditions of additional education: aBTope$. theses... edging. neg. sciences: 13.00.01. - M, 2017. - 24 pages.

4. Ivanayeva M.E. Formation of an economic image of the world

of seniors: aBTope$. theses... edging. neg. nauk:13.00.01. -Orenburg, 2012. - 24 pages.

5. Kudinov V.V. Economic education of pupils of high school in

the information environment of school: thesis.... edging. neg. sciences: 13.00.01 - Moscow, 2005. - 225 pages.

6. Bykanova O.A., Filippova N.V. The summer educational program for motivated entrants: step to the future. Azimuth of scientific researches: pedagogics and psychology. 2017. T. 6. No. 3 (20). Page 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.