Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и педагогические условия формирования информационной культуры будущих учителей в условиях взаимодействия «Профильная школа - педвуз»'

Состояние, проблемы и педагогические условия формирования информационной культуры будущих учителей в условиях взаимодействия «Профильная школа - педвуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедгаджиева Аминат Магомаевна, Алиева Заира Умаровна

Для того, чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Основной целью обучения дисциплинам, связанным с информатикой и ИКТ, является формирование информационной культуры студента педагогического вуза как будущего учителя. В данной статье говорится о состоянии, проблемах и основных педагогических условиях, необходимых студентам педвузов для формирования информационной культуры в условиях взаимодействия «профильная школа педвуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедгаджиева Аминат Магомаевна, Алиева Заира Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и педагогические условия формирования информационной культуры будущих учителей в условиях взаимодействия «Профильная школа - педвуз»»

УДК.378

Магомедгаджиева Аминат Магомаевна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры методики преподавания

математики и информатики Дагестанского

государственного педагогического университета

ami-76@mail.ru

Алиева Заира Умаровна

соискатель кафедры методики преподавания

математики и информатики Дагестанского

государственного педагогического университета

zaira-a@mail.ru

Aminat M. Magomedgadjieva

candidate of pedagogical sciences, associate Professor,

associate Professor of the department of methods of

teaching mathematics and Informatics of the Dagestan

state pedagogical university

ami-76@mail.ru

Zaira U. Aliyeva

applicant of the department of methods of teaching mathematics and Informatics

of the Dagestan state pedagogical university

zaira-a@mail.ru

Состояние, проблемы и педагогические условия формирования информационной культуры будущих учителей в условиях взаимодействия

«профильная школа - педвуз»

State, problems and pedagogical conditions of forming information culture of

the future teachers in conditions of interaction «specialized school -

pedagogical»

Аннотация. Для того, чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Основной целью обучения дисциплинам, связанным с информатикой и ИКТ, является формирование информационной культуры студента педагогического вуза как будущего учителя.

В данной статье говорится о состоянии, проблемах и основных педагогических условиях, необходимых студентам педвузов для формирования информационной культуры в условиях взаимодействия «профильная школа -педвуз».

Ключевые слова: информационные технологии, информационная культура, профильная школа, элективные курсы, система.

Annotation.: In order to effectively take advantage of the new information technologies, it is necessary to have an appropriate level of information culture. In this article goes on to state, problems and main pedagogical conditions necessary for the students of pedagogic universities for the formation of information culture in the conditions of interaction «specialized school - higher establishments».

In this article goes on to state, problems and main pedagogical conditions necessary for the students of pedagogic universities for the formation of information culture in the conditions of interaction "specialized school - higher establishments".

Keywords: information technologies, information culture, profile school, elective courses, system.

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки, техники и информационных технологий оказывают непосредственное влияние на систему образования и требуют новых подходов к совершенствованию системы образования, ее развитию и обновлению.

Помочь решить задачу подготовки специалиста, способного жить и работать в современном информационном обществе, может проблемный подход, реализуемый, в частности, в рамках профильного обучения в старшей школе. В рамках этой методики учащимся предлагаются «проблемы», по сути, представляющие собой учебные интерпретации реальных проблем, возникающих в рамках той или иной предметной области [1, с. 40].

В последнее время термин «культура» стали применять для характеристики качества различных видов человеческой деятельности, общения, жизнедеятельности отдельного народа или даже цивилизации. Сегодня мы говорим также о культуре общения, профессиональной культуре, нравственной культуре и т.д. [2, с. 20].

Понятие «информационная культура» предполагает владение определенными знаниями и убеждениями, помогающими жить в информационном обществе. Важно иметь наличие убеждений и потребностей, использовать знания из области информатики при решении своих жизненных и профессиональных задач. У квалифицированного педагога в современной школе должна быть сформирована система познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают его приобретать и самостоятельно использовать эти знания [4, с.25-28].

Анализ литературы позволил нам сделать вывод, что информационная культура это:

- стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества, выражающийся в умении использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными;

- совокупность умений и навыков работы с источниками информации;

- самостоятельное решение любых задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

На сегодняшний день есть все основания говорить о формировании в современном обществе новой информационной культуры, которая в процессе все более охватывающей информатизации может стать существенным элементом общей культуры человечества.

Проведенное нами анкетирование выявило, что только 8% будущих педагогов отмечают ценностно-смысловые аспекты деятельности человека в информационной среде в своих представлениях об информационной культуре педагога; остальные 92% студентов включают в свое представление о данном понятии исключительно отдельные знания, умения и навыки в области информатики и информационных технологий и возможностей их применения в будущей профессиональной деятельности.

Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.

2. Внедрение новых информационных технологий в высшее образование.

3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.

4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.

5. Наличие современной технической (компьютерной) базы.

Информационная подготовка будущих специалистов должна носить

непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.

В условиях информатизации и компьютеризации всех отраслей промышленности и образования возрастает значение информационной компетентности, которая становится одной из составляющих профессиональной компетентности учителей, вне зависимости от их специальности. Анализ действующих нормативных документов в области подготовки будущих учителей к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности позволяет сделать вывод о недостаточном отражении этих вопросов в ГОС ВПО. Решение данной проблемы возможно посредством проектирования и реализации соответствующих элективных курсов, создание которых должно осуществляться на научной основе.

Введение элективных курсов в учебный процесс школы способствует, с одной стороны, подготовке школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и созданию оптимальных условий для осознания школьником своих профессиональных потребностей, и с другой стороны, снижению риска ошибки школьника при выборе профессии в результате соотнесения ее требований с собственными способностями и удовлетворению познавательных интересов в различных областях человеческой деятельности [3,с.75-77].

При проектировании элективного курса важно правильно выбрать вид курса, который задает последующую логическую цепь его создания. Затем необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный - на учащихся 9 классов, профильный -на учащихся 10-11 классов.

Можно выделить основные этапы проектирования и конструирование элективного курса:

1. Аналитический этап, который позволяет установить взаимосвязь между профильным направлением и элективным курсом.

2. Проектировочный этап, который направлен на разработку содержания элективного курса, структурирование теоретического материала и создания практических заданий.

3. Методический этап, который на основе поставленной цели определяет оптимальные формы и методы обучения.

4. Оценочный этап, который определяет формы и методы оценки результативности освоения учащимися содержания элективного курса.

Следует обратить особое внимание на то, что любой элективный курс должен строиться по блочно-модульной технологии, чтобы учащийся мог начать его осваивать фактически с любого момента времени.

Использование элективных курсов в учебном процессе школы открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.

Нами для гуманитарного профиля разработан элективный курс «Основы информационной культуры».

Главная цель данного курса - упорядочение разнородных, несистематизированных знаний учащихся и студентов, связанных с феноменом информационной культуры, формирование целостного представления об информационной картине мира.

Основные задачи элективного курса:

• знакомство со структурой информационных ресурсов;

• знакомство с основными процессами информационной деятельности;

• знакомство с разными видами информационных систем;

• знакомство с электронными ресурсами (правовые системы «Гарант» и «Консультант», полнотекстовые базы данных, образовательные сайты);

• отработка навыков оформления полученных сведений.

Методика обучения элективному курсу строится на основе поставленной педагогическим коллективом цели подготовки выпускника к профессионально-личностному самоопределению в соответствии с его склонностями и способностями.

Основная цель курса в школе - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачами курса являются:

1. Освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяют пять основных разделов:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной деятельности учащихся.

Раздел IV. Организация информационной деятельности и оформление результатов самостоятельной работы учащихся.

Раздел V. Информационная культура и новые информационные технологии.

Понятия, полученные в школе в ходе изучения данного элективного курса, являются базовыми, а в педвузе дается более углубленная их трактовка.

Предлагаем программу вузовского специального курса «Основы информационной культуры».

Основная цель курса в вузе - упорядочить разрозненные, несистематизированные знания студентов, связанных с феноменом информационной культуры, формирование целостного представления об информационной картине мира.

Основными задачами, решаемыми в ходе изучения курса, являются:

1. Ориентация в информационных ресурсах по образованию, освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями.

2. Овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебной, научно-исследовательской работы.

4. Осознание возможностей новых информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, дальнейшее развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки и хранения информации.

Структура и содержание курса тоже позволяет проследить преемственность обучения. Для студентов структура курса представлена шестью разделами, содержание более углубленное и способствует формированию целостной картины информационной культуры.

Раздел I. Информационные ресурсы и процессы в обществе и информационная культура.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности студентов.

Раздел IV. Правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы студентов в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Раздел V. Информационная культура и новые информационные технологии.

Раздел VI. Человек в информационном обществе.

Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму; использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Следующим элективным курсом, разработанным нами для гуманитарного профиля, является «Технология создания web-сайтов».

В данном курсе рассматриваются базовые понятия, общие представления о работе с web-сайтом, понятие логической и физической структуры web-сайта. В курсе представлены основные этапы работы с Macromedia DreamWeaver MX: работа с текстом, графикой, создание таблиц, использование элементов Macromedia Flash.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания web-страниц, сайтов. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, но может быть использован в создании разных профилей старшей школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из целей курса - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Такой возможностью в данном курсе является создание web-сайтов с помощью Macromedia DreamWeaver MX.

Данный курс ориентирован на подготовку начинающих специалистов в области web-дизайна, понимающих структуру и технологии создания web-сайтов.

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать рекомендации в целях более успешного формирования информационной культуры в системе «профильная школа-педвуз»:

1. Включить в учебный план школы и вуза дисциплину «Основы информационной культуры», предусматривающую освоение теоретических положений и выполнение практических заданий.

2. В процессе обучения школьниками и студентами должны использоваться последние модели персональных компьютеров - современные средства обучения.

3. Предложенная программа «Основы информационной культуры» может быть использована в качестве методического пособия в рамках родственных дисциплин.

4. Содержание вузовского курса «Основы информационной культуры» должно базироваться на содержании школьного курса.

Реализация представленных рекомендаций позволит оптимизировать педагогический процесс подготовки студентов по овладению информационной культурой.

Данная статья ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с проблемами формирования информационной культуры и её преемственности, поскольку содержание информационной культуры старшеклассников находится в динамическом развитии и будет неуклонно расширяться. Это связано с построением информационного общества, информатизацией различных областей человеческой деятельности, широким развитием и использованием информационных технологий.

Литература:

1. Богомолова, О.Б. Модульная система учебных пособий для профильного обучения школьников в области информационных технологий и методика ее использования/О.Б.Богомолова. Автореф. дисс.докт.пед.наук. -М., 2009. - 40 с.

2. Лантух, Н.И. Педагогические условия формирования информационной культуры у старшеклассников в системе «лицей - вуз» / Н.И. Лантух. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь. - 2007.- 20 с.

3. Поддубная, Н.А. Проектирование элективных курсов для профильных классов средней школы / Н.А. Поддубная // Информационные технологии в социально-экономическом развитии Ставропольского края: материалы 55-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». - Ставрополь: СГУ, 2010. - С.75-77.

4. Смирнова, Н.Г. Система непрерывного образования как ресурс формирования модели общей культуры личности / Н.Г. Смирнова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Ч.1. Челябинск: Изд-во «Образование», 2010. -С.25-28.

Literature:

1 . Bogomolova ,O. B. Modular system of manuals for profile training of school students in the field of information technologies and a technique of its use / O.B. Bogomolova . Avtoref. - M, 2009. - 40pages.

2 . Lantukh, N. I. Pedagogical conditions of formation of information culture at seniors in system "lyceum - higher education institution" / N. I. Lantukh. Avtoref yew. edging. пед. sciences. - Stavropol. - 2007. - 20 pages.

3 . Poddubny, N. A. design of elective courses for profile classes of high school/N. A. Poddubnaya//Information technologies in social and economic development of Stavropol Krai: materials of the 55th scientific and methodical conference of teachers and students "University science - to the region ". - Stavropol: SGU, 2010. - Page 75-77.

4 . Smirnova, N. G. Sistema of continuous education as a resource offormation of model of the general culture of the identity/N of G. Smirnov//Modernization of system of professional education on the basis of an adjustable evolyutsionirovaniye: materials IX of the All-Russian scientific and practical conference. - P.1. Chelyabinsk: Publishing house "Education", 2010. -Page 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.