Научная статья на тему 'К вопросу о преподавании экономических дисциплин в системе образования'

К вопросу о преподавании экономических дисциплин в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ECONOMIC KNOWLEDGE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECONOMIC THINKING / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ / TEACHERS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радостева Марина Витальевна, Пряжникова Елена Юрьевна, Бахтигулова Людмила Борисовна

В статье авторы рассматривают роль экономических дисциплин в системе школьного российского образования и определяют проблемы, возникающие при их преподавании. Подробно обоснована необходимость изучения экономики в педагогических образовательных учреждениях.Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «экономическое мышление», «экономические знания».Авторами выявлены проблемы, существующие на современном этапе как при изучении экономики в школе, так и при подготовке педагогов, преподающих данный предмет. Представлены размышления о проблеме формирования экономической культуры современных школьников. Авторы знакомят с результатами эмпирического исследования представленийсовременных старшеклассников об экономических профессиях. Предложены рекомендации, направленные на формирование непрерывного экономического образования и его усиление. Особое значение отводится экономическому образованию школьных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радостева Марина Витальевна, Пряжникова Елена Юрьевна, Бахтигулова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN THE EDUCATION SYSTEM

In this article the authors consider the role of economic disciplines in the system of school Russian education and determine the problems that arise during their teaching. The necessity of studying the economy in pedagogical educational institutions is substantiated in detail. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "economic thinking", "economic knowledge". The authors revealed the problems that exist at the present stage both in the study of the economy in the school and in the training of teachers who teach this subject. Reflections on the problem of formation of economic culture of modern schoolchildren are presented. The authors familiarize themselves with the results of empirical research of modern students ' perceptions about economic professions. The recommendations directed on formation of continuous economic education and its strengthening are offered. Of particular importance is the economic education of school teachers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преподавании экономических дисциплин в системе образования»

4. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков - М.: «Академия»,

2000. — 160 с.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. — 200 с.

6. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М : Просвещение, 2016. — 128 с.

7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников//М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 204 с.

8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное пособие - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

9. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. - М. : Спорт- Академ Пресс,

2001. — 204 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

11. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр/ /М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 64 с.

12. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 7 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.

13. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М. Советский спорт, 2002. — 212 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).

Педагогика

УДК: 371

кандидат экономических наук, доцент Радостева Марина Витальевна

Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва); доктор психологических наук, профессор Пряжникова Елена Юрьевна Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Бахтигулова Людмила Борисовна

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы рассматривают роль экономических дисциплин в системе школьного российского образования и определяют проблемы, возникающие при их преподавании. Подробно обоснована необходимость изучения экономики в педагогических образовательных учреждениях.Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «экономическое мышление», «экономические знания».Авторами выявлены проблемы, существующие на современном этапе как при изучении экономики в школе, так и при подготовке педагогов, преподающих данный предмет. Представлены размышления о проблеме формирования экономической культуры современных школьников. Авторы знакомят с результатами эмпирического исследования представленийсовременных старшеклассников об экономических профессиях. Предложены рекомендации, направленные на формирование непрерывного экономического образования и его усиление. Особое значение отводится экономическому образованию школьных педагогов.

Ключевые слова: экономические дисциплины, экономические знания, экономическое сознание, экономическое мышление, педагоги, школа, учителя экономики.

Annotation. In this article the authors consider the role of economic disciplines in the system of school Russian education and determine the problems that arise during their teaching. The necessity of studying the economy in pedagogical educational institutions is substantiated in detail. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "economic thinking", "economic knowledge". The authors revealed the problems that exist at the present stage both in the study of the economy in the school and in the training of teachers who teach this subject. Reflections on the problem of formation of economic culture of modern schoolchildren are presented. The authors familiarize themselves with the results of empirical research of modern students ' perceptions about economic professions. The recommendations directed on formation of continuous economic education and its strengthening are offered. Of particular importance is the economic education of school teachers.

Keywords: economic disciplines, economic knowledge, economic consciousness, economic thinking, teachers, school, teachers of economy.

Введение. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что главной целью образования человека является подготовка его как конкурентоспособного специалиста, и именно поэтому необходимо развивать у субъекта потребность в самоизменении, саморазвитии, активизировать заинтересованность в повышении уровня знаний. Анализируя профессиограммы и квалификационные характеристики современных специальностей, можно увидеть, что все они предъявляют высокие требования к знаниям, навыкам и умениям в области экономики, как основе социально-экономических отношений в обществе. Формирование экономического сознания, экономического мышленияу молодёжи - путь далеко непростой, и неоднозначный и его формирование начинается еще в школе, в частности в рамках уроков «технологии и экономики». В настоящее время в научной литературе существует множество трактовок экономического мышления, экономического сознания. Традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Существенные обобщения феномена нового экономического мышления можно найти в трудах Л.И. Абалкина, Л.С. Блехмана, Б.И. Мирошникова, В.В. Радченко, П. Хейна, П. Самуэльсен, Ф. Хайека [1, 3, 7, 9, 10, 12, 131. В этих трудах исследованы вопросы содержательной структуры нового экономического мышления, особенности эволюционного процесса развития знаний, взаимосвязи нового экономического мышления с культурой и образованием. В частности,

академик Л.И. Абалкин размышлял о том, что чем более значимы факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания [1]. Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Так современные исследователи считают, что экономическое сознание -это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Экономическое сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человекувидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил [4]. Анализируя данные определения уже следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание - с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в реальную социально-экономическую практику. Традиционно сложилось что экономические науки в учебных планах по подготовке выпускников высших учебных заведений выполняют по отношению к любой из них две основные функции - мировоззренческую и методологическую. Первая способствует влиянию на мировоззрение будущих выпускников, когда экономические знания становятся самостоятельным элементом в единой системе общегуманитарных и философских взглядов. Методологическая функция экономической науки сводится к тому, что данные знания вносят вклад в формированиеобщих научных методов и подходов к изучению процессов и явлений общества, как неотъемлемой части жизни любого человека [5]. Не стали исключением и программы подготовки педагогов, когда на изучение основ экономики зачастую в учебных планах заложено лишь две, а порой и одна зачетная единицы. Исключение составляют лишь программы подготовки учителей экономики. Явный дефицит учителей экономического профиля побуждает ряд высших учебных заведений страны открывать подготовку педагогов по основам экономики. Между тем формирование современного общества невозможно представить себе без базовых экономических знаний, без умений ориентироваться в системе финансов, налогообложения, особенностях ценообразования и основ предпринимательства. Все это в равной степени относится и к становлению будущих педагогов как профессионалов.

Хочется отметить, что влияние экономики на иные сферы общества несколько больше и глубже, чем это принято считать. Экономическая наука позволяет овладеть навыками экономического поведения в обществе, оптимизировать личный бюджет и выработать модель рационального покупателя и добросовестного налогоплательщика. В ряде случаев основы экономических знаний помогают при создании собственного бизнеса, что обусловлено не только независимостью, которую дает самозанятость, но и теми возможностями, которые открываются в таком случае: стабильный денежный доход, новые знакомства, новые навыки, знания, опыт, самореализация и другое. Как правило, вместе с потребностью открыть свое дело у таких обучающихся возникает и желание получения дополнительных знаний в сфере ведения бизнеса. Это лишь актуализирует рассматриваемую в статье проблему.

Изложение основного материала статьи. Важно, чтобы экономическое мышление сталоформироваться на этапе становления личности для ее самоопределения в дальнейшем, поскольку это может помочь в выборе профессии, определении сферы своих интересов, получить необходимые знания, заложив прочный фундамент для будущей жизни. Современная школьная программа зачастую предполагает наличие в ней школьного предмета «Экономика», содержательно-методологические подходы к изучению которого вызывает в кругах экспертов ряд противоречий [6].

Между тем, экономическими знаниями в школе бывают охвачены лишь ученики средних и старших классах. Тогда как обучение школьников младших классов основам экономики не предполагается, что имеет свои недостатки. Именно в детском возрасте в игровой форме можно объяснить достаточно сложные экономические явления, например, такие, как деньги, товар, труд и иные, что поможет детям быстрее и полнее осознать основы экономической сферы и послужит базой их дальнейшего экономического образования. Отдельного внимания в программе школьной экономики заслуживают темы формирования личного бюджета, основы экономики семьи и основы предпринимательства. Для старшеклассников уместно усложнить содержательную часть предмета основами макро- и микроэкономики, проблемами менеджмента и маркетинга, азами налогообложения. Столь оптимальный подход к изучению экономических дисциплин в школе обеспечит выпускников школы необходимыми знаниями в сфере экономики, позволит сформировать рациональное поведение при покупке товаров и услуг, обеспечит определенную психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с будущим трудоустройством. Экономические знания у выпускников школ будут способствовать становлению статуса экономически активных граждан в обществе, а также их обладаниепозволит им быть уверенными в своем экономическом поведении. Преподавание экономики в школе во многом определяется используемыми методами обучения, которые, в свою очередь, влияют на степень сложности излагаемых экономических концепций. Это и определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов и используемый материал, скорость и качество изложения. Одним из эффективных методов изложения экономических знаний выступает практико-ориентированный подход, где наряду с теоретическими концепциями активно используются экономические и деловые игры, рассматриваются бизнес-ситуации и решаются логические задания [8]. Эффективность такого методаявляется наибольшей, вызывая интерес к изучаемому предмету как учениками начальной школы, так и студентами вузов. Изучение экономики в школе способствует развитию у школьников таких качеств, как рационализм, логика, аналитическое мышление, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания при решении поставленных задач.В результате такого обучения выпускник школы будет не только эрудирован, но и сможет использовать полученные знания в практической деятельности [2, с. 73]. В частности, входе проведенного нами эмпирического исследования в 2017 г. особенностей профессионального самоопределения старшеклассников были изучены представления школьников об экономических профессиях. В исследовании приняли участие подростки с 7 по 11 класс, общее количество выборки - 317 человек. При проведении исследования использовалась авторская методика «Перекресток профессий» [5] и методика эссе - описание профессии экономической сферы. Согласно полученным данным, степень осведомленности о профессиях экономической сферы активно меняется от 9 к 10 классу. Так количество десятиклассников, отметивших, что достаточно знают анализируемые ими профессии (кассир-операционист, банковский служащий, бухгалтер, аудитор, брокер) в 1,5-2 раза выше по сравнению с девятиклассниками.

Среди отмеченных профессий, наиболее известной для школьников является профессия кассир-операционист, в частности ее указывают как хорошо известную - 35% девятиклассников и 51% десятиклассников, а наименее известной - брокер, соответственно 12% и 23%. Также мы анализировали результаты представлений школьников о престижности и привлекательности профессий экономической сферы. Для решения этих задач использовались активизирующая карточная методика «Карманный компьютер» и методика «Построение личного перспективного плана» [11]. В качестве наиболее привлекательных сторон профессий экономической сферы учащиеся 7-8 классов указали - престижность и наличие интереса к данному виду деятельности. Более старшие участники исследования ученики 9-11 классов привлекательными считают: востребованность профессий экономической сферы на современном рынке труда, возможность для саморазвития и построения удачной карьеры. Приответе на вопрос: «Назовите выбираемую вами профессию и укажите учебное заведение, в котором вы собираетесь приобрести данную профессию?» только 34% старшеклассников 10-11 классов смогли дать точный и уверенный ответ о ВУЗах, осуществляющих подготовку специалистов сферы экономики. При ответе на вопрос: «Назовите три самые сложные момента с которыми вы сможете столкнуться в ходе будущей профессиональной работы в экономической сфере?» только 8% 11-классников смогли дать развернутый и обоснованный ответ, демонстрируя хорошую информированность о профессиях отрасли экономики. Данное исследование помогло нам сформулировать вывод о том, что недостаточная информированность учащихся о содержании, структуре, перспективах профессий экономической сферы не позволяют им сформировать полное, содержательное представление о целях, задачах, особенностях и трудностях профессиональной деятельности в сфере экономики и тем самым осложняет в целом процесс профессионального самоопределения на этапе оптации, и как результат, снижается ценность и значение этих профессий для построения своего личного перспективного плана. Рассматривая обучение экономики в школе, нельзя не затронуть и подготовку учителей, педагогов, на которых возложена столь ответственная миссия - формирование экономических знаний и умений в среде будущего трудоспособного населения страны. Очень часто в современных школах столь специфический предмет ведут учителя, которые являются специалистами в иной области знаний -информатика, математика, география и т.д. Это связано со школьной программой и штатным расписанием, поскольку, если экономика не является базовым предметом в школьной программе, то и нет необходимости оформлять учителя экономики на полную ставку. Также возможна ситуация, при которой экономику преподают учителя, пришедшие в школу из практической сферы хозяйствования без педагогического образования. В данном случае данный пробел может быть восполнен специальными курсами повышения квалификации или получением смежного педагогического образования. К сожалению, российские официальные статистические органы не предоставляют подробной информации об учителях-предметниках в школах и их квалификации, что делает затруднительным такой анализ. Но проблема преподавания экономики в школе, равно, как и проблема подготовки учителей для этого остается острой на современном этапе и будет лишь усугубляться в дальнейшем. Это обусловлено не только отсутствием престижности профессии учителя в нашей стране, но также и учебными планами в педагогических учебных заведениях, где не предусмотрена самостоятельная программа для подготовки учителя экономики, а есть программы, которые совмещают один из базовых предметов в школе с экономикой, например, учитель математики-экономики. Исходя из этого, очевидно, что экономика в педагогических вузах имеет второстепенное значение при профессиональном становлении учителя-предметника.

Еще одной проблемой при подготовке учителей экономики для школ можно назвать и такую, как отсутствие тесного взаимодействия в рамках повышения квалификации учителей экономики с экономическими вузами. Это позволило бы создать систему интеграции разных ступеней образования в стране, а также будет способствовать выработке единого методологического подхода к преподаванию экономики. Между тем преподавание экономических дисциплин требует постоянного взаимодействия теоретических представлений с практической ситуацией, что предполагает регулярный пересмотр содержания преподаваемых дисциплин и форм обучения для их актуализации. Экономическое образование на современном этапе должно иметь непрерывный характер, что в полной мере отражает один из ключевых принципов закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [14].

Выводы. Сегодня в современной школе не просто нужно знакомить учеников с экономическими понятиями, когда с помощью различных деловых игр, решения элементарных социально-экономических задач, разбора социально-экономических ситуаций необходимо активизировать желание ребят самостоятельно, а не только «под указкой» педагога осваивать современные экономические понятия и категории.

Значимость приобретения и использования экономических знаний в жизни человека возрастает с каждым днем, следовательно, преподавание экономики в образовательных учреждениях было и будет востребовано. От того, каким образом на начальном этапе были заложены и восприняты экономические знания, в дальнейшем будет зависеть жизнедеятельность граждан, их уровень жизни и, в конечном счете, развитие экономики страны.

Литература:

1. Абалкин Л.И. Новый тип мышления. - М.: Наука, 1987.

2. Баранов А.В., Чучкалова С.И. Значение экономического образования для развития экономики // Международный научный журнал «Инновационная наука», № 3, 2015 г., с. 73-75

3. Беденко Н.Н., Сергеева М. Г. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. - Курск, 2014. - 400 с.

4. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. Философия / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М., 2003. - 138 с.

5. Гущина Л.А. Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения // Педагогика: традиции и инновации : материалы Междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — Т. II.

6. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2009 г. — 184 с.

7. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 190 с.

8. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. — 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2013. — 208 с.

9. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования: Монография - СПб: Алетейя, 2014 - 168 с.

10. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.

11. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: ИЦ «Академия», 2010. - 496 с.

12. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

13. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

14. Федеральный закон об образовании (29.12.2012г.) [Электронный ресурс] // Российское образование, федеральный портал. -URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php

Педагогика

УДК 796.011.1(778)

доцент Романюк Михаил Николаевич

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); доцент Романюк Татьяна Владимировна ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г.Шевченко» (г. Тирасполь)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления поддержания и развития системы физической культуры и спорта в Приднестровье. Организация физического совершенствования различных групп населения и управление этим процессом в структуре государственных и общественных организаций, обеспечивающих формирование физической культуры личности и общества.

Ключевые слова: система физической культуры и спорта, общеобразовательные и спортивные школы, спортивные клубы, физкультурно-спортивные организации.

Annotation. The article discusses the main directions of maintenance and development of the system of physical culture and sports in Transnistria. Organization of physical improvement of various population groups and management of this process in the structure of state and public organizations, providing the formation of physical culture of the individual and society.

Keywords: the system of physical culture and sports, General education and sports schools, sports clubs, sports organizations.

Введение. Поддержание оптимальной физической активности граждан в каждом государстве является основополагающей задачей, можно сказать политической доктриной. На современном этапе роль физической культуры и спорта становится все более заметным социальным и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на спортивных состязаниях самого высокого уровня являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи.

Современная теория физической культуры дает множество определений понятию «система физической культуры и спорта». Юридическая энциклопедия гласит следующее: «Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта.

Так, Ю.Ф. Курамшин считает, что система физической культуры складывается из ряда взаимосвязанных частных систем физического воспитания лиц разных социальных групп населения (системы физической культуры детей, системы физической культуры и спорта школьников и т.д.).

Авторы настоящей статьи разделяют точку зрения д.п.н. В.В.Миронова в соответствии с которой, система физической культуры и спорта - это совокупность целей, задач, принципов, а так же средств, методов и форм организации физического совершенствования различных групп населения и управления этим процессом в структуре государственных и общественных организаций, обеспечивающих формирование физической культуры личности и общества с учетом требований тех сфер жизнедеятельности, в которых эти группы функционируют. В настоящей статье будет рассмотрена совокупность учреждений, осуществляющих физическое совершенствование молодежи и взаимоотношений между ними.

Результаты исследования и их обсуждение. Система физической культуры и спорта в Приднестровье приобрела современный вид в 90-годах XX века, когда регион самоопределился как самостоятельное государство. Именно тогда существовавшая в Приднестровье совокупность организаций, осуществляющая физическое совершенствование молодежи (общеобразовательных и спортивных школ, спортивных клубов) начала функционировать как целостный и самодостаточный комплекс.

Развитие системы физической культуры и спорта в Приднестровье было подчинено тем же закономерностям, что и в большинстве постсоветских стран (снижение доли государственного финансирования, появление новых видов спорта, либерализация рынка физкультурно-спортивных услуг и др.). Однако специфика политического и социально-экономического развития ПМР определены рядом особенностей системы физической культуры и спорта. Среди них: продолжающийся процесс формирования системы, обусловленный молодостью приднестровского государства и общества; ориентация на российские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.