Научная статья на тему 'Обобщающий литературный анализ внутренних и внешних факторов организации образовательного процесса школьников по предмету «Физическая культура»'

Обобщающий литературный анализ внутренних и внешних факторов организации образовательного процесса школьников по предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / SPORTS EDUCATION / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухина Александра Сергеевна

Рассматривается факторный анализ школьной физкультурной образовательной деятельности. В последнее время в отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к качественной образовательной стороне в формировании профессионализма педагогической деятельности. Это вызвано новым концептуальным подходом к модернизации российского образования, в том числе и в системе школьного физического воспитания. Ученые педагоги образовательной сферы ищут наиболее эффективные факторы для изменения содержания традиционного образования, в том числе и в организации школьного предмета «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERALIZING LITERARY ANALYSIS OF INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL STUDENTS IN THE SUBJECT “PHYSICAL CULTURE”

The factorial analysis of school sports educational activity is considered. Recently in domestic pedagogics there is an increased interest in the quality of education in the formation of professionalism of pedagogical activity is observed. It is caused by the new conceptual approach to modernization of Russian education, including the system of school physical training. Scientists of the educational sphere are looking for the most effective factors to change the content of traditional education, and in the organization of the school subject “Physical culture” as well. In the content of teaching physical culture it is important to provide the pupil with the opportunity to receive information helping to realize the vital need of the sports knowledge acquired by it, to seize ways of their creative application for achievement of high level of physical and intellectual working capacity, and also to promote formation of ideas of opportunities of their own organisms and abilities to carry out independent activities for development and implementation of the program of physical self-improvement. In this regard, selection of the optimum factors providing improvement of quality of sports education of school students is considered according to the main objectives of the subject “Physical culture”.

Текст научной работы на тему «Обобщающий литературный анализ внутренних и внешних факторов организации образовательного процесса школьников по предмету «Физическая культура»»

А. С. Лопухина. Обобщающий литературный анализ внутренних и внешних факторов организации...

УДК 796.078

А. С. Лопухина

ОБОБЩАЮЩИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Рассматривается факторный анализ школьной физкультурной образовательной деятельности. В последнее время в отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к качественной образовательной стороне в формировании профессионализма педагогической деятельности. Это вызвано новым концептуальным подходом к модернизации российского образования, в том числе и в системе школьного физического воспитания. Ученые педагоги образовательной сферы ищут наиболее эффективные факторы для изменения содержания традиционного образования, в том числе и в организации школьного предмета «физическая культура».

Ключевые слова: физкультурное образование, внешние и внутренние факторы качества обучения.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений, ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Задача современной системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности [1].

Важным в содержании преподавания физической культуры является предоставление ученику возможности получить информацию, помогающую осознать жизненную необходимость приобретаемых им физкультурных знаний, овладеть способами их творческого применения для достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности, а также содействовать формированию представлений о возможностях собственного организма и умений осуществлять самостоятельную деятельность по разработке и выполнению программы физического самосовершенствования. В связи с этим отбор оптимальных факторов, обеспечивающих повышение качества физкультурного образования школьников, рассматривается в соответствии с основными задачами предмета «физическая культура».

Улучшение качества физкультурного образования школьников - приоритетное направление современной системы физического воспитания, и для этого необходимо определить ряд факторов, способных повысить показатели уровня качества. Выделяются внешние и внутренние факторы образовательного процесса, характеризующиеся как закономерности качества обучения [2]:

- внешние факторы: развитие материально-технической базы, популяризация занятий физической культурой по всем направлениям, пропаганда здорового образа жизни. Внешние факторы зависят от общественно-социальных условий включения экономической и политической ситуации, а также уровня культуры и образования;

- внутренние факторы: переориентирование технологии физической культуры на индивидуально-личностный подход в работе с обучающимися; воспитание учителя новой формации.

В качестве важных факторов, влияющих на качество образования, по мнению П. И. Пидкасисто-го [3], также выступают:

- внешние факторы: потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения;

- внутренние факторы: средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов [4] также указывают на факторы, обеспечивающие высокое качество физкультурного образования:

- целостность системы физкультурного образования;

- соответствие образования требованиям развития российского общества;

- удовлетворение потребности учащегося в физическом совершенствовании;

- соответствие содержания физкультурного образования возрастно-половым особенностям и физкультурным интересам школьников;

- возможность усвоения предмета «физическая культура» в рамках учебного времени, отведенного для его изучения;

- отражение международного и национального опыта;

- соответствие содержания физкультурного образования условиям конкретной общеобразовательной школы, ее учебно-материальной базе, рельефу местности, климату, этническому наследию в области физической культуры и спорта.

Качество образовательного процесса напрямую зависит и от социально-педагогических факторов [5]:

- социальные факторы: бытовые условия обучающихся; финансовые возможности родителей;

Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2015. 11 (164)

материально-техническая база образовательного учреждения; заинтересованность субъектов образовательного процесса; коммуникабельность в общении; индивидуальные особенности обучающего;

- педагогические факторы: профориентацион-ные беседы с учениками и их родителями; развитие морально-нравственных качеств у школьников; профессиональная компетентность учителя; знание учителем профессиональной терминологии; на высоком уровне владение методикой обучения; использование инновационных подходов в обучении; владение методом слова; формирование мотиваци-онной готовности школьников к обучению; создание развивающей предметной среды и пространства; формирование у обучающихся ориентировочной основы к получению знаний.

Повышение качества физкультурного образования связано с организацией управления образовательным учреждением, где основными факторами выступают прогнозирование и планирование, коммуникации и контроль, а также спектр образовательных услуг.

Государству (потребителю) необходима продукция (знания учащихся), характеристики которой удовлетворяли бы потребности общества. Поскольку потребности общества меняются, то и образовательные учреждения должны постоянно совершенствовать свою продукцию.

В оценке качества образовательных услуг необходимо учитывать следующие факторы:

- меру ответственности руководства образовательным учреждением;

- деятельность руководства;

- стимулирование педагогического персонала;

- культуру общения в коллективе;

- оперативность и надежность образовательной услуги;

- учет техники безопасности;

- создание условий комфорта, эстетики образовательного учреждения и его репутации.

По мнению И. А. Медведева [6], влияние факторов на качество физкультурного образования характеризуется связями между деятельностью преподавателя и обучающегося, направленностью и содержанием образования, зависит от вида содержания образования и метода осуществления образовательного процесса. Качество труда учителя, уровень его профессиональной компетенции и личностного развития входят в число факторов, оказывающих влияние на качество образования, поскольку педагог готовит воспитанников к определенной социальной ситуации, является проводником культуры, это определяется мерой его владения фундаментальными знаниями, современным содержанием предмета, средствами решения профессиональных задач и продуктивными способами

их осуществления. Факторами, решающими эти профессионально-специфические задачи учителя, могут быть:

- гуманистический смысл деятельности, ее направленность на выявление в каждом ученике индивидуальности, самостоятельности и творческих начал;

- культурологический аспект поставленных целей обучения (на уровне конкретного занятия и всего процесса обучения средствами физической культуры);

- способность и потребность самого педагога к максимальной самореализации через ценности физической культуры;

- отношение к педагогической профессии как к призванию;

- мотивационная направленность педагога не только на преподаваемый предмет, но и в первую очередь на ученика;

- потребность и способность педагога к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичность и терпеливость во взаимодействиях с детьми и их родителями, готовность принимать и поддерживать их;

- умение обеспечивать групповые и межгрупповые коммуникации;

- умение создавать условия для самообразования ребенка.

Подготовить указанного выше профессионала по физической культуре можно при обеспечении определенных условий тесного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса:

1) обеспечить качество обучения предмету «физическая культура»;

2) приобрести компетентность и навыки применения полученных знаний, закрепить их на учебных занятиях;

3) обеспечить условия для социализации обучающихся через развитие коммуникативности, формирование навыков общения, развитие умения обосновывать и отстаивать свое мнение, проявляя при этом толерантность к мнению учеников.

По мнению Е. Д. Кузнецова [2], педагогическое творчество учителя физической культуры также является одним из условий реализации школьной реформы, так как творчески работающий учитель занимается экспериментальной работой. Такой учитель - созидатель, а не просто исполнитель. Это значит, что он может обеспечить мотивацию обучения, что является немаловажным фактором успешной образовательной деятельности как обучающихся, так и самого учителя.

Интерес тоже является необходимым условием для формирования у субъектов учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию

А. С. Лопухина. Обобщающий литературный анализ внутренних и внешних факторов организации.

повышения качества физкультурной образованности в данной сфере познания.

Для решения проблемы управления формированием интереса к получению физкультурной грамотности существенное значение имеет правильное понимание факторов и психологических механизмов его возникновения и развития [7].

В психолого-педагогической литературе встречаются и другие подходы к формированию интереса. В частности, П. К. Дуркин [8] утверждает, что сформировать интерес у учащихся можно практически к любому физкультурному направлению, поскольку он преимущественно зависит от многих социальных факторов (спортивной специализации учителя физической культуры, материальной базы школы, климатических условий, региональных традиций, интересов родителей и т. д.).

По мнению С. Л. Рубинштейна [9], интерес обусловлен, с одной стороны, природными особенностями личности, с другой - влиянием социальных факторов (содержанием деятельности) и представляет собой диалектическое единство объ-

ективного и субъективного в субъекте. Автор подчеркивает, что «внешнее воздействие дает тот или иной эффект, лишь преломляясь через сложившийся у него строй мыслей и чувств». Поэтому при определении природных свойств личности и социальной среды в возникновении интереса необходимо учитывать активный характер психического отражения человеком воздействия, оказываемого определенной деятельностью и ее носителями.

Таким образом, мы видим, что факторы, улучшающие качество физкультурного образования школьников, напрямую зависят от различных социальных условий, которые выражаются в требованиях общества к индивиду как будущему профессионалу со стороны государства, в котором выражается социальный заказ на грамотного, здорового, гармонично развитого человека, через создание благоприятной, психологической атмосферы учебного коллектива, позволяющего направить свою образовательную деятельность на максимальное развитие личности школьника.

Список литературы

1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1. С. 21-26.

2. Кузнецова Е. Д. Инновационная деятельность в школе: проблемы подготовки учителя физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию образования факультета физ. культуры и спорта Томского гос. пед. ун-та (28-29 апреля 2009 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. Т. 2. С. 145-147.

3. Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Пед. общество России, 1998. 640 с.

4. Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «физическая культура». М.: Академия, 2004. 272 с.

5. Драндров Г. Л., Никоноров Д. В., Никоноров В. Т. Педагогические условия формирования школы мяча у детей 6-7 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. С. 277-283.

6. Медведев И. А. Качественное образование - ведущий фактор в профессиональной подготовке педагога физической культуры // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. С. 509-510.

7. Игошина Н. В., Яковлева Е. С., Игошин В. Ю. Социально-педагогические условия процесса отбора девочек 5-6 лет в секцию спортивной гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. С. 132-134.

8. Дуркин П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 496 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.

Лопухина А. С., зав. кафедрой физической культуры. Вологодский государственный университет.

Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000. E-mail: teach_las@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.07.2015.

A. S. Lopukhina

THE GENERALIZING LITERARY ANALYSIS OF INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL STUDENTS IN THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE"

The factorial analysis of school sports educational activity is considered. Recently in domestic pedagogics there is an increased interest in the quality of education in the formation of professionalism of pedagogical activity is observed.

BecmHUK TmY (TSPUBulletin). 2015. 11 (164)

It is caused by the new conceptual approach to modernization of Russian education, including the system of school physical training. Scientists of the educational sphere are looking for the most effective factors to change the content of traditional education, and in the organization of the school subject "Physical culture" as well.

In the content of teaching physical culture it is important to provide the pupil with the opportunity to receive information helping to realize the vital need of the sports knowledge acquired by it, to seize ways of their creative application for achievement of high level of physical and intellectual working capacity, and also to promote formation of ideas of opportunities of their own organisms and abilities to carry out independent activities for development and implementation of the program of physical self-improvement. In this regard, selection of the optimum factors providing improvement of quality of sports education of school students is considered according to the main objectives of the subject "Physical culture".

Key words: sports education, external and internal factors of quality of training.

References

1. Buravleva N. A., Gritskevich N. K. Lichnostnoye razvitiye Shkolnikov v usloviyakh realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of popils in the implementation of the Federal state educational standard of new generation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 1, pp. 21-26 (in Russian).

2. Kuznetsova E. D. Innovatsionnaya deyatel'nost' v shkole: problemy podgotovki uchitelya fizicheskoy kul'tury [Innovative activity at school: problems of training of the teacher of physical culture]. Aktual'nye voprosy fizicheskoy kul'tury i sporta: XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 60-letiyu obrazovaniya fakul'teta fizicheskoy kul'tury i sporta Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Topical issues of physical culture and sport: The XII International scientific and practical conference devoted to the 60 anniversary of formation of faculty of physical culture and sport of Tomsk state pedagogical university (on April 28-29, 2009)]. Tomsk, TGPU publishing house, 2009. Vol. 2. Pp. 145-147 (in Russian).

3. Pidkasisty P. I. Pedagogika. Uchebnoye posobiye dlya studentovpedagogicheskikh vuzovipedagogicheskikh kolledzhey [Pedagogics. Manual for students of pedagogical higher educational institutions and teacher training colleges]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 1998. 640 p. (in Russian).

4. Zheleznyak Yu. D., Minbulatov V. M. Teoriya i metodika obucheniya predmetu "fizicheskaya kultura" [Theory and technique of training in the subject "Physical culture"]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 272 p. (in Russian).

5. Drandrov G. L., Nikonorov D. V., Nikonorov V. T. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya shkoly myacha u detey 6-7 let [Pedagogical conditions of formation of school of a ball of the 6-7-year-old children]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of physical culture and sport: materials of the international scientific and practical conference]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2009. Pp. 277-283 (in Russian).

6. Medvedev I. A. Kachestvennoye obrazovaniye - vedushchiy faktor v professional'noy podgotovke pedagoga fizicheskoy kul'tury [Quality education - the leading factor in vocational training of the teacher of physical culture]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of physical culture and sport: materials of the international scientific and practical conference]. Cheboksary, Chuvash. State Pedagogical University Publ., 2009. pp. 509-510 (in Russian).

7. Igoshina N. V., Yakovleva E. S., Igoshin V. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskiye usloviya protsessa otbora devochek 5-6 let v sektsiyu sportivnoy gimnastiki [Social and pedagogical conditions of process of selection of girls of 5-6 years in section of artistic gymnastics]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of physical culture and sport: materials of the international scientific and practical conference]. Cheboksary, Chuvash. State Pedagogical University Publ., 2009. Pp. 132-134 (in Russian).

8. Durkin P. K. Nauchno-metodicheskiye osnovy formirovaniya u shkol'nikov interesa k fizicheskoy kul'ture: Diss. dokt. ped. nauk [Scientific and methodical bases of formation at school students of interest in physical culture. Thesis of doct. ped. sci.]. Moscow, 1995. 496 p. (in Russian).

9. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii: uchebnoye posobiye [Fundamentals of the general psychology: Manual]. Moscow, Gosuchpedgiz Publ., 1946. 704 p. (in Russian).

Lopukhina A. S. Vologda State University.

Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160000. E-mail: teach_las@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.