Научная статья на тему 'Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей оценки качества и эффективности получения школьниками физкультурного образования'

Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей оценки качества и эффективности получения школьниками физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
29
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / КАЧЕСТВО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL CONTROL / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL CONTROL / QUALITY OF SPORTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухина Александра Сергеевна

Рассматривается вопрос об организации оценивания знаний школьников в учебном процессе по предмету «Физическая культура», о педагогическом контроле качества физкультурного образования школьников, об основополагающих принципах педагогического контроля как наиболее существенного положения, отражающего основные закономерности изучаемого явления. Педагогический контроль, являясь важнейшим компонентом педагогической системы, должен использоваться как для оценки знаний и умений обучаемого, так и для оценивания организации учебного процесса, внутренних и внешних факторов, обеспечивающих улучшение качества физкультурного образования школьников по предмету «Физическая культура». В процесс педагогического контроля включены объект контроля; средства и методы контроля; исполнители контроля и соответствующая документация, регламентирующая оценку результатов контроля, его нормативное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL CONTROL FOR SELECTION OF INDICATORS OF THE ASSESSMENT OF QUALITY AND EFFICIENCY OF RECEIVING SPORTS EDUCATION BY SCHOOL STUDENTS

The article considers with the questions of organization of estimation of school students in educational process in the subject “Physical culture”, pedagogical quality control of sports education of school students, fundamental principles of pedagogical control as the most essential situation reflecting the main regularities of the studied phenomenon. Pedagogical control, being the most important component of pedagogical system, has to be used as for an assessment of knowledge, and abilities of the trainee, and for estimation of the organization of educational process, the internal and external factors providing improvement of quality of sports education of school students in the subject “Physical culture”. The process of pedagogical control includes: object of control; means and control methods; performers of control and the corresponding documentation regulating assessment of control results, its regulatory support. In scientific and methodical literature there is a large number of researches devoted to discussion of the importance of pedagogical control of education quality, but, nevertheless, in modern student teaching there is the lack of harmonous methodological system regulating activity of control in the field of quality of sports education of school students.

Текст научной работы на тему «Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей оценки качества и эффективности получения школьниками физкультурного образования»

А. С. Лопухина. Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей...

УДК 796.078

А. С. Лопухина

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОТБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается вопрос об организации оценивания знаний школьников в учебном процессе по предмету «Физическая культура», о педагогическом контроле качества физкультурного образования школьников, об основополагающих принципах педагогического контроля как наиболее существенного положения, отражающего основные закономерности изучаемого явления. Педагогический контроль, являясь важнейшим компонентом педагогической системы, должен использоваться как для оценки знаний и умений обучаемого, так и для оценивания организации учебного процесса, внутренних и внешних факторов, обеспечивающих улучшение качества физкультурного образования школьников по предмету «Физическая культура». В процесс педагогического контроля включены объект контроля; средства и методы контроля; исполнители контроля и соответствующая документация, регламентирующая оценку результатов контроля, его нормативное обеспечение.

Ключевые слова: педагогический контроль, принципы педагогического контроля, качество физкультурного образования.

В научно-методической литературе присутствует большое количество исследований, посвященных обсуждению значимости педагогического контроля качества образования, но тем не менее в современной педагогической практике наблюдается отсутствие стройной методологической системы, регламентирующей деятельность контроля в области качества физкультурного образования школьников.

Принципами педагогического контроля являются: объективность, систематичность, гласность [1]. По мнению Л. В. Моргуновой, к этому перечню можно добавить такие принципы, как целесообразность, оперативность и коллегиальность.

Тем не менее, когда встает вопрос о качестве образования по предмету «Физическая культура», общие принципы контроля могут, а иногда и требуют необходимого дополнения.

В связи с этим сделана попытка выделить наиболее существенные принципы педагогического контроля, отражающие основные закономерности качества физкультурного образования школьников.

В качестве научного ориентира использован вариант структурной композиции принципов контроля качества образования, предложенный О. А. Ба-рабаш.

Первым принципом является педагогический принцип - вовлечение работников. Это связано с тем, что, несмотря на проведение модернизации в системе образования, многие педагоги общеобразовательных организаций с большой долей консерватизма относятся к нововведениям. Они не стремятся переходить на инновационный процесс обучения и вместе с этим не желают сотрудничать с педагогами, проводящими научные исследования, направленные на улучшение качества образовательного процесса обучающихся. Таким обра-

зом, на первом этапе научного педагогического исследования необходимо следовать принципу «вовлечение работников», готовых принять участие в исследовании как значимом направлении модернизации процесса обучения школьников предмету «Физическая культура».

Следующим педагогическим принципом композиционной структуры, направленной на улучшение качества физкультурного образования школьников, может выступить принцип осознания необходимости. В ходе решения данного принципа руководство школы и конкретно учителя физической культуры будут стремиться к инновационному преобразованию организации учебного процесса по предмету «Физическая культура». Учитывая результаты контроля и самоконтроля обучения школьников предмету и полученного ими уровня физкультурного образования, руководители и учителя-предметники смогут своевременно предпринять соответствующие действия по устранению каких-либо выявленных в ходе контроля несоответствий с программными требованиями.

Далее решается принцип оптимального соответствия требованиям. Он связан с тем, что современные концептуальные подходы в области управления качеством образования прежде всего ориентированы на удовлетворение запросов потребителей (принцип концепции «ориентация на потребителя»). В этом случае, учитывая современное управление качеством образования, нельзя исключить и требования нормативных документов. Таким образом, данный принцип заключается в том, что все результирующие показатели качества физкультурного образования школьников должны быть максимально приближены к базовым факторам образовательного процесса предмета «Физическая культура», а именно как к требованиям стандартов, так

Вестник ТГПУ (ТБРББиПеПп). 2015. 12 (165)

и к требованиям потребителей образовательной услуги. По мнению исследователей, этот принцип требует дальнейшей научной проработки, выявления запросов потребителей, обоснования и принятия на соответствующем уровне стандартов [2].

Закономерность функционально-личностного развития школьника может быть рассмотрена в соответствии с принципом непрерывности контроля. Контроль качества физкультурного образования школьников должен осуществляться непрерывно и в течение всего школьного цикла образовательной услуги по предмету «Физическая культура», что, несомненно, обеспечит возможность своевременно предупредить ошибки, которые могут нанести существенный вред функционально-личностному развитию школьника.

Следующим педагогическим принципом, закономерно осуществляющим контроль, можно назвать принцип комплексности, так как для получения более полной информации о контролируемом объекте необходимо акцентировать внимание на необходимости всестороннего оценивания большинства показателей (критериев), определяющих качество физкультурного образования школьников. Решить проблему обеспечения качественным образованием можно, только уделив внимание всем компонентам, факторам и условиям, от которых непосредственно зависит результат образования. Этот принцип позволяет по оцениванию максимального количества показателей, изменяющихся в ходе школьного обучения, определить соответствие подготовленности школьников и характера его биологического развития [3].

Последним принципом структурной композиции качества физкультурного образования, как и в исследовании О. А. Барабаш, авторы обозначили принцип постоянного совершенствования. На современном этапе развития системы физического воспитания населения России наблюдается значительное обновление требований к методам и формам организации процесса физкультурного образования школьников. Поэтому общеобразовательные организации должны в своей деятельности опираться на научные и обоснованные современные образовательные методики и технологии, контроль результатов которых должен становиться

мотивом к дальнейшему совершенствованию процесса.

Таким образом, в вопросе организации процесса обучения школьников предмету «Физическая культура» общие принципы педагогического контроля учебной деятельности субъектов образовательного процесса были дополнены авторами относительно выявленных проблем, предъявляемых к качеству физкультурного образования школьников. В связи с этим была определена схема последовательности решения выделенных принципов педагогического контроля:

1) в вопросе рассмотрения экспериментальных площадок, обеспечения осознания руководителями и учителями физической культуры актуальности участия в исследовании решается принцип вовлечения работников;

2) в стремлении к инновационному преобразованию предмета «Физическая культура» решается принцип осознания необходимости;

3) в требовании к нормативным документам решается принцип оптимального соответствия требованиям;

4) в осуществлении непрерывного педагогического контроля качества физкультурного образования школьников в течение всего школьного цикла образовательной услуги предмета «Физическая культура» решается принцип непрерывности контроля;

5) в вопросе уделить внимание всем теоретическим и практическим компонентам, от которых непосредственно зависит качество физкультурного образования, решается принцип комплексности;

6) в осуществлении мотивации к дальнейшему совершенствованию физкультурного образовательного процесса решается принцип постоянного совершенствования, обеспечивающий решение положения образовательной концепции постоянного улучшения.

Следуя данным принципам, руководство и учителя физической культуры общеобразовательных организаций могут создать ту обстановку, которая будет способствовать непрерывному улучшению качества физкультурного образования школьников, а также эффективному управлению данным процессом.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и педагогика. М.: Институт психологии, 2004. 584 с.

2. Бальсевич В. К. Стратегия формирования здоровья человека средствами физического воспитания и спорта // Второй международный конгресс «Спорт и здоровье», 21-23 апреля 2005 г. СПб., 2005. С. 21-22.

3. Барабаш О. А. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля: дис. ... д-ра пед. наук. Владивосток, 2008. 326 с.

А. С. Лопухина. Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей.

Лопухина А. С., зав. кафедрой. Вологодский государственный университет.

Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000. E-mail: teach_las@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.07.2015.

A. S. Lopukhina

THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL CONTROL FOR SELECTION OF INDICATORS OF THE ASSESSMENT OF QUALITY AND EFFICIENCY OF RECEIVING SPORTS EDUCATION BY SCHOOL STUDENTS

The article considers with the questions of organization of estimation of school students in educational process in the subject "Physical culture", pedagogical quality control of sports education of school students, fundamental principles of pedagogical control as the most essential situation reflecting the main regularities of the studied phenomenon. Pedagogical control, being the most important component of pedagogical system, has to be used as for an assessment of knowledge, and abilities of the trainee, and for estimation of the organization of educational process, the internal and external factors providing improvement of quality of sports education of school students in the subject "Physical culture". The process of pedagogical control includes: object of control; means and control methods; performers of control and the corresponding documentation regulating assessment of control results, its regulatory support.

In scientific and methodical literature there is a large number of researches devoted to discussion of the importance of pedagogical control of education quality, but, nevertheless, in modern student teaching there is the lack of harmonous methodological system regulating activity of control in the field of quality of sports education of school students.

Key words: pedagogical control, principles ofpedagogical control, quality of sports education.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Psikhologiya and pedagogka [Psychology and pedagogics]. Moscow, Institut psikhologii Publ., 2004. 584 p. (in Russian).

2. Balsevich V. K. Strategiya formirovaniya zdorov'ya cheloveka sredstvami fizicheskogo vospitaniya i sporta [Strategy of formation of health of the person by means of physical training and sport]. Vtoroymezhdunarodnyy kongress "Sport izdorov'e"21-23 aprelya 2005g. [Second international congress "Sport and health". April 21-23, 2005]. St. Petersburg, 2005. Pp. 21-22 (in Russian).

3. Barabash O. A. Upravleniye kachestvom obrazovaniya po fizicheskoy kul'ture na osnove aktualizatsii fUnktsii kontrolya. Diss. dokt. ped. nauk [Management of physical education quality on the basis of actualization of the control function. Diss. doct. ped. sci.]. Vladivostok, 2008. 326 p. (in Russian).

Lopukhina A. S. Vologda State University.

Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160000. E-mail: teach_las@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.