DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-16 УДК 796.078
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лопухина А.С.
В статье содержатся сведения о целесообразности использования модульного обучения школьников физической культуре как наиболее эффективного средства контроля качества усвоения школьниками специально-теоретических знаний по предмету.
Цель: определение эффективности обучения школьников предмету «Физическая культура» посредством организации процесса по модульной технологии.
Метод или методология проведения работы: педагогическое исследование.
Результаты: в статье приведена примерная структура модульного содержания предмета «Физическая культура» и статистические расчеты комплексной оценки уровня физкультурного образования школьников в ходе обучения модульной технологии.
Область применения результатов: процесс обучения школьников предмету «Физическая культура».
Ключевые слова: модульное обучение, модульная программа.
MODULAR TECHNOLOGY IN THE COURSE OF SPORTS EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
Lopukhina A.S.
Article contains data on expediency of use of modular training of school students to physical culture as most effective remedy of quality control of assimilation by school students of special and theoretical knowledge of a subject.
Purpose: determination of learning efficiency of school students to the subject "Physical culture" by means of the process organization on modular technology.
Methodology: pedagogical research.
Results: the approximate structure of the modular maintenance of the subject "Physical culture" and statistical calculations of a complex assessment of level of sports education of school students is given in article during training of modular technology.
Practical implications: process of training of school students to the subject "Physical culture".
Keywords: modular training, modular program.
В практике школьной системы физкультурного образования накоплен опыт активизации самостоятельной работы обучающихся как одной из основных задач формирования личности ученика. Самостоятельная работа учеников - это творческая, управляемая и контролируемая учебная деятельность, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и вне процесса. Это требует более дифференцированной оценки учебной деятельности школьников.
Вариантом решения этой задачи является использование модульной технологии стимулирующей учебную деятельность школьников.
Модульное обучение интегрирует в себе все-то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Его сущность состоит в том, что ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности. Это переход от информационно-рецептуальных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Оно обеспечивает гибкость обучения, его адаптацию к индивидуальным потребностям обучающегося, уровню его базовой подготовки [1].
Модуль как элемент конструкции является базовым понятием технологии модульного обучения. Набор модулей составляет модульную программу учебной дисциплины. Модульная программа - это система средств, приемов, с помощью которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности модулей учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей дисциплины. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины [3].
Несмотря на широкие возможности модульного обучения, оно имеет сложности интегрирования в системе физкультурного образования школьников. В этой связи проведенное нами исследование эффективности модульной технологии в организации обучения школьников предмету «Физическая культура», является актуальным и своевременным.
В ходе педагогического эксперимента нами была разработана модульная структура программного содержания школьного предмета «Физическая культура», которая по своему объему соответствует разделам и темам программы предмета [2]:
♦♦♦ Модуль I - ориентационный, в котором представлено тематическое содержание изучения дисциплины, дается общее представление о предмете и последовательность его изучения. Ориентационный модуль выделяет основные
научные идеи изучаемого предмета, структурирует учебное содержание вокруг этих идей. Пример:
^ Модуль I. Система специальных знаний в сфере физической культуры.
Разделы: 1.1. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры;
1.2. Знания как элемент содержания образования в сфере физической культуры;
1.3. Формы организации процесса преподавания и усвоения теоретического материала по физической культуре и т.п.
❖ Модуль II - системообразующий темы учебной дисциплины. Первый модуль представлен формой изучения на уровне «иметь представление о содержании и целях», то второй модуль содержательного вида изучается на уровне «знать и уметь использовать» продумано типологизирован. Усвоение понятийного аппарата происходит на деятельностной основе, становится «оснащением ума обучаемых». Пример:
^ Модуль II. Общие вопросы теории физической культуры.
Разделы: 2.1. Роль физической культуры в жизни общества;
2.2. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности;
2.3. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека;
2.4. Основные понятия теории физической культуры и т.п.
❖ Модуль III - определяет специфику предметной деятельности, обеспечивает учебным материалом достижение каждой частной цели. Пример:
^ Модуль III. Общие представления о системе физического воспитания.
Разделы: 3.1. Краткая история становления и развития систем физического воспитания;
3.2. Структура отечественной системы физического воспитания;
3.3. Цель и задачи школьной системы физического воспитания;
3.4. Формы организации физического воспитания школьников и т.п.
♦♦♦ Модуль IV - представляет элементы практической учебной деятельности, на основе активной визуализации, чем обеспечивает познавательный процесс, направленный на достижение целей при решении образовательных и оздоровительных задач. Пример:
^ Модуль IV. Общие основы теории тренировки организма.
Разделы: 4.1. Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных воздействий;
4.2. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности;
4.3. Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия физическими упражнениями на организм человека и т.п.
♦♦♦ Модуль V - система контроля качества обучения, включающая анализ и оценку выполнения заданий по методике обучения, самоанализ и самооценку, взаимоанализ и взаимооценку.
На основании приведенной нами примерной модульной технологии дисциплины «Физическая культура» целевая разработка модулей представляется как явление расчленения содержания каждого раздела и темы изучаемого предмета на составные компоненты в соответствии с образовательными и оздоровительными задачами. А также, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграции в едином комплексе.
Использование модульной технологии в нашем эксперименте включало в себя ряд функций:
- Диагностическая функция состояла в объективном выявлении уровня знаний учащихся, их спортивно-технической подготовленности.
- Обучающая функция выражалась в нашей работе в том, что она давала возможность выявить как достижения учащихся, так и их недочеты в овладении программным материалом и нацелить ученика на устранение выявленных недочетов.
- Воспитательная функция содействовала формированию адекватной самооценки и повышению уровня самостоятельности и инициативности, а также целого комплекса морально-волевых и других личностных свойств и качеств.
- Развивающая функция проявлялась в стремлении обучаемого к самосовершенствованию, к приобретению специальных знаний, умений и навыков, к выработке у себя положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
В ходе эксперимента нами было проведено контрольное тестирование школьников начального, среднего и старшего звена по уровню развития физической подготовленности и уровню теоретической подготовленности на этапах традиционного обучения предмету «Физическая культура» и на этапе инновационного модульного обучения. Полученные результаты до и после эксперимента были подвергнуты обработке методом математической статистики по критерию %2. Результаты таковы:
Начальное школьное звено. На начало педагогического эксперимента мы получаем неравенство - %2наб. < ^крит. (0,06 < 3,8), это означает, что распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной технологии обучения респондентов начального школьного звена. По окончанию эксперимента получаем неравенство - %2наб. > ^крит. (4,9 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенной нами формы обучения респондентов ЭГ начального школьного звена по модульной технологии.
Среднее школьное звено. На начало педагогического эксперимента мы
получаем неравенство - %2шб. < %\рит. (0,07 < 3,8), это означает, что распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной технологии обучения респондентов среднего школьного звена. По окончанию эксперимента получаем неравенство
- %2наб. > ^крит. (10,4 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенной нами формы обучения респондентов ЭГ среднего школьного звена по модульной технологии.
Старшее школьное звено. На начало педагогического эксперимента мы получаем неравенство - %2наб. < ^крит. (0,07 < 3,8), это означает, что распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной технологии обучения респондентов старшего школьного звена. По окончанию эксперимента получаем неравенство
- %2наб. > ^крит. (4,8 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенной нами формы обучения респондентов ЭГ старшего школьного звена по модульной технологии.
Полученные результаты незначительного изменения уровня теоретической и физической подготовленности школьников КГ по окончанию педагогического эксперимента можно трактовать как, недостаточное воздействие традиционных форм обучения предмету «Физическая культура».
Таким образом, модульная технология обучения школьников предмету «Физическая культура» позволила нам в ходе педагогического эксперимента проводить дифференцированный контроль динамики уровня качества физкультурного образования обучающихся, интегрировать результаты контроля в суммарные показатели успешности обучения предмету. Достоинством модульного обучения явилось его ориентация на потенциальные возможности школьника и на их реализацию. Подобранные нами задания в модульном обучении были ориентированы на зону ближайшего развития
учащегося, что способствовало более полному раскрытию его потенциальных возможностей.
Список литературы
1. Аванесов В.С. Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и средней школе). М.: Педагогика, 1988. 191 с.
2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. 255 с.
3. Бородина О.И., Щербакова О.М. Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и средней школе). Сборник статей. М., 2000. №1. С. 84-89.
4. Инусова Х.М. Модульное обучение - что это такое? Наука и школа. М.: Совершенство, 1997. 203 с.
5. Коваленко Т.Г. Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания. Волгоград, 2000. 53 с.
6. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края / Материалы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1998.
7. Лопухина А.С. Инновационность контроля качества физкультурного образования школьников: Учебное пособие для учителей физической культуры, преподавателей, студентов и аспирантов факультета физической культуры. Вологда: ВГПУ, изд., 2009. 88 с.
8. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. 2 изд., доп. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
9. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис... д-ра пед. наук. Казань, 1996. 353 с.
10. Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Народное образование. 1997. № 9. С. 74-84.
11. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов.
педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.
References
1. Avanesov V.S. Modulno-reytingovaya tekhnologiya obucheniya (opyt primeneniya v vuze i sredney shkole) [Modular and rating technology of training (experience of application in higher education institution and high school)]. Moscow. Pedagogics, 1988. 191 p.
2. Batyshev S.Ya. Blochno-modulnoe obuchenie [Block and modular training]. Moscow, 1997. 255 p.
3. Borodina O.I., Shcherbakova O.M. Modulno-reytingovaya tekhnologiya obucheniya (opyt primeneniya v vuze i sredney shkole) [Modular and rating technology of training (experience of application in higher education institution and high school)]. Moscow, 2000. No. 1. pp. 84-89.
4. Inusova H.M. Modul'noe obuchenie - chto eto takoe? Nauka i shkola [Modular training - what is it? Science and school. Moscow. Perfection, 1997. 203 pages.
5. Kovalenko T.G. Bioinformatsionnye ozdorovitel'nye tekhnologii pri problemno-modul'nom obuchenii v sisteme fizicheskogo vospitaniya [Bioinformation improving technologies at problem and modular training in system of physical training]. Volgograd, 2000. 53 p.
6. Kukosyan O.G., Knyazeva G.N. Kontseptualnye osnovy modulnoy tekhnologii v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya kraya: Materialy kraevoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Conceptual bases of modular technology in system of additional professional education edges: Materials of regional scientific and practical conference]. Krasnodar, 1998.
7. Lopukhina A.S. Innovatsionnost' kontrolya kachestva fizkul'turnogo obrazovaniya shkol'nikov [Innovation of quality control of sports education of school students]. Vologda: VGPU, prod. 2009. 88 p.
8. Tretyakov P.I. Tekhnologiya modul'nogo obucheniya v shkole: praktiko-orientirovannaya monografiya [Tekhnologiya of modular training at school]. Moscow. New school, 2001. 352 p.
9. Choshanov M.A. Teoriya i tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya v professional'noy shkole [The theory and technology of problem and modular training at vocational school]. Kazan, 1996. 353 p.
10. Shamova T.I., Perminova L.M. Osnovy tekhnologii modul'nogo obucheniya [Bases of technology of modular training]. Narodnoe obrazovanie [National education], no. 9 (1997): 74-84.
11. Yutsyavichene P.A. Teoriya i praktika modulnogo obucheniya [Theory and practice of modular training]. Sov. Pedagogika, no. 1 (1990): 55-60.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Лопухина Александра Сергеевна, доцент кафедры физической культуры и спортивной медицины, кандидат педагогических наук
Вологодский государственный педагогический университет
ул. С. Орлова, д.6 А, г. Вологда, Вологодская область, 160001, Россия
e-mail: teach_las@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Lopukhin Alexander Sergeevna, associate professor of physical culture and sports medicine, candidate of pedagogical sciences
Vologda State Pedagogical University
6А, S. Orlov street, Vologda, Vologda area, 160001, Russia
e-mail: teach_las@mail. ru
Рецензент:
Кустова И.А., канд. пед. наук