Научная статья на тему 'Урок физической культуры - главная здоровьесберегающая технология в школе'

Урок физической культуры - главная здоровьесберегающая технология в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ УРОКА / ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PHYSICAL EDUCATION LESSON / COMPONENTS LESSON / SCHOOLCHILDREN / HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Тхорев Василий Иванович

Обосновывается необходимость коррекции структуры и содержания современного урока физической культуры с позиций здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Тхорев Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education Lesson is the Main Health-Saving Technology in the School

The article substantiates the need to adjust the structure and content of the modern lesson of physical culture from the standpoint of health preservation.

Текст научной работы на тему «Урок физической культуры - главная здоровьесберегающая технология в школе»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ТОР1СА1_ 153иЕ

УДК 796.011.3

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

С. П. Аршинник, В. И. Тхорев

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар, Россия

Обосновывается необходимость коррекции структуры и содержания современного урока физической культуры с позиций здоровьесбережения.

Ключевые слова: урок физической культуры, компоненты урока, школьники, здоровьесберегаю-щие технологии.

Известно, что с началом учебной деятельности ребёнок проводит значительную часть времени в школе, поэтому общеобразовательная школа во многом обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. Неслучайно первая задача, которую учителя физической культуры должны решать в ходе обеспечения физического воспитания детей,—это сохранение и укрепление здоровья детей [9. С. 3; 10. С. 3].

Однако результаты современных научных исследований изобилуют сведениями о стремительном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста [2. С. 2; 6. С. 55; 7. С. 7]. К сожалению, попытки переломить данную ситуацию не привели к сколько-нибудь заметному результату. В частности, по вопросу выхода из создавшейся ситуации имеются различные точки зрения: от самостоятельной двигательной активности до занятий фитнесом. Однако подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее оптимальным средством являются учебно-тренировочные занятия, осуществляемые под руководством специалиста в соответствии с чётко составленным планом действий [1; 5. С. 2-3; 13. С. 6; 14. С. 131]. Здесь имеются в виду физкультурные занятия урочного типа, или попросту —уроки физической культуры.

Таким образом, урок физической культуры был и остаётся наиболее значимым и востребованным видом организованной физкультурой деятельно-

сти, поскольку является обязательной формой занятий, которая проводится по научно обоснованным программам и под руководством дипломированных специалистов. Если и существует форма занятий физическими упражнениями, которая позволяет изменить сложившуюся негативную ситуацию, то это прежде всего урок физической культуры [1], притом что, по мнению некоторых специалистов, резервов эффективности урок физкультуры полностью ещё не исчерпал [5. С. 2; 13. С. 72-74]. Соответственно, его возможности следует развивать и совершенствовать исходя из имеющихся реалий и современных научных достижений.

Следует отметить, что в сравнении с другими здоровьесберегающими технологиями урок физической культуры имеет существенные преимущества, которые обусловлены интегративным характером физической культуры: он позволяет вбирать в себя и гигиенические, и физкультурно-оздоровительные, и защитно-профилактические, и многие другие здоровьесберегающие технологии.

Следовательно, можно констатировать, что современный урок физической культуры, как специфический вид образовательной технологии, имеет широкие возможности для обеспечения сохранения здоровья обучающихся. Вместе с тем видоизменение структуры урока физической культуры позволяет усилить имеющиеся в его арсенале средства для целенаправленной оздоровительной деятельности.

Исходя из того, что в последние годы наблюдается серьёзное снижение уровня здоровья детей, представляется целесообразным задачу его сохранения вывести на первый план. В связи с этим в последнее время становится популярной точка зрения, согласно которой рекомендуется 3-й час физической культуры посвятить собственно оздоровительному уроку [6. С. 55; 7. С. 7-8; 12. С. 241]. Однако один урок физической культуры в неделю «оздоровительной направленности» не сможет значимо изменить ситуацию, поскольку к следующему такому занятию полученный в результате занятия эффект, по меткому замечанию профессора В. П. Лукьяненко, «растаял бы как дым» [8. С. 21-22]. По всей видимости, поэтому отмечается необходимость включать в структуру каждого урока физической культуры определённую «здоровьесберегающую» часть [11. С. 129].

Возвращаясь к вопросу укрепления здоровья, стоит отметить, что, по мнению многих специалистов, обеспечение сохранения здоровья в большинстве случаев осуществляется за счёт использования так называемых здоровьесберегающих подходов (определённых «мини-технологий»), которые можно использовать в рамках современных уроков физической культуры [2. С. 2-5; 12].

С целью разработки такого «здоровьесберега-ющего» урока физической культуры нами предложена модель, объединяющая несколько элементов традиционных и нетрадиционных здо-ровьесберегающих подходов, взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе занятия.

Анализ научной литературы [3. С. 10, 34-45, 124-133; 4. С. 120-124] показывает, что наиболее разработанными и гарантирующими здоровье-сберегающий эффект являются следующие виды двигательной активности: упражнения для формирования правильной осанки, дыхательные, релаксационные упражнения, игровые технологии, элементы фитнеса и др. В связи с этим необходимо в рамках планирования уроков комплексно

применять данные виды для укрепления здоровья обучающихся.

С учётом особенностей структуры урока такие здоровьесберегающие элементы в той или иной мере должны входить практически в каждую часть занятия, что будет с большей эффективностью способствовать сохранению здоровья школьников. В связи с вышеизложенным нами несколько изменена и детализирована структура традиционного урока физической культуры. Данная модель урока представлена на рисунке.

В соответствии с предложенной структурой организационный и разминочный компоненты формируют подготовительную часть урока; образовательный и тренировочный являются составными звеньями основной части, а восстановительный и завершающий формируют заключительную часть занятия.

Поскольку в рамках такого здоровьесберега-ющего урока выделяются «новые» компоненты, то это вызывает необходимость определённого увеличения времени, прежде всего подготовительной и заключительной частей урока. По сути структура данного здоровьесберегаю-щего урока становится схожей со структурой урока физической культуры для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, но полностью её не копирует. По нашему мнению, данная детализация с выделением указанных компонентов позволяет чётко соблюсти все целесообразные аспекты, касающиеся количественных и качественных составляющих урока.

Таким образом, предложенная нами модель шестикомпонентного урока физической культуры является приоритетной здоровьсберегающей физкультурно-оздоровительной технологией, основным содержанием которой являются элементы, непосредственно направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Модель современного здоровьесберегающего урока физической культуры

С. П. Аршинник, В. И. Тхорев

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003.- № 4.-С. 2-6.

2. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 20062026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006.- № 6.-С. 2-6.

3. Банникова, Т. А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта / Т. А. Банникова.- Краснодар, 2012.175 с.

4. Бишаева, А. А. Физическая культура / А. А. Би-шаева.- М. : Академия, 2012.- 304 с.

5. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2005.- № 1.- С. 2-6.

6. Головина, Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.- № 3.-С. 55-58.

7. Копылов, Ю. А. О третьем уроке в начальных классах / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура в шк.- 2014.- № 5.- С. 7-11.

Поступила в редакцию 23 марта 2016 г.

8. Лукьяненко, В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В. П. Лукьяненко // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 1999.- № 1-2.- С. 18-25.

9. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы : программы общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М. : Просвещение, 2011.- 128 с.

10. Матвеев, А. П. Физическая культура : Рабочие программы : 1-4-е классы / А. П. Матвеев.- М. : Просвещение, 2014.- 63 с.

11. Петров, В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / В. О. Петров.- Ростов н/Д., 2005.220 с.

12. Пономарёва, Е. Ю. Программа проведения занятий фитнес-аэробикой со школьниками (в рамках третьего часа физкультуры) / Е. Ю. Пономарёва // Здоровье—в школы! : сб. ст. по материалам III Междунар. конгресса учителей физ. культу ры.-Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2012.- С. 241-247.

13. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки / сост.: Н. И. Синявский, Р. И. Садыков.- Тюмень : Аксиома, 2013.- 160 с.

14. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект / Ю. А. Янсон.- Ростов н/Д. : Феникс, 2004.- 624 с.

Для цитирования: Аршинник, С. П. Урок физической культуры—главная здоровьесберегающая технология в школе / С. П. Аршинник, В. И. Тхорев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 3.- С. 12-15.

Сведения об авторах

Аршинник Сергей Павлович — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики лёгкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. [email protected]

Тхорев Василий Иванович — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 3, pp. 12-15.

Physical Education Lesson is the Main Health-Saving Technology in the School

S. P. Arhinnic1, V. I. Tkhorev2

Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia 1 [email protected]; 2 [email protected]

The article substantiates the need to adjust the structure and content of the modern lesson of physical culture from the standpoint of health preservation.

Keywords: physical education lesson, components lesson, schoolchildren, health-preserving technologies.

References

1. Bal'sevich V.K. Infrastruktura vysokoeffektivno-go fizicheskogo vospitaniya v obscheobrazovatel'noy shkole: metodologiya proyektirovaniya i ekspluatatsii [Infrastructure High Performance Physical Education in Secondary School: Methodology for Design and Operation]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2003, no. 4, pp. 2-6. (In Russ.).

2. Bal'sevich V.K. Zdorov'yeformiruyuschaya funk-tsiya obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (materialyi k razrabotke natsional'nogo proekta ozdorovleniya pod-rastayuschego pokoleniya Rossii v period 2006-2026 godov) [Healthformed Function of Education in the Russian Federation (Materials for the Development of the National Project of Improvement of the Younger Generation of Russia in the Period 2006-2026)]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2006, no. 6, pp. 2-6. (In Russ.).

3. Bannikova T.A. Progressivnyye tehnologii fizicheskogo vospitaniya v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta [Progressive Technologies of Physical Education in the Sphere of Physical Culture and Sports]. Krasnodar, 2012. 175 p. (In Russ.).

4. Bishaeva A.A. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture]. Moscow, 2012. 304 p. (In Russ.).

5. Vilenskaya T.E. Effektivnost' urokov fizicheskoy kultury v nachal'noy shkole [The Effectiveness of Physical Education Lessons in Primary School]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2005, no. 1, pp. 2-6. (In Russ.).

6. Golovina L.L., Kopylov Yu.A., Polyanskaya N.V. Tretiy urok fizicheskoy kul'tury v obscheobrazovatelnoy shkole [The Third Lesson of Physical Culture at Comprehensive School]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2006, no. 3, pp. 55-58. (In Russ.).

7. Kopylov Yu.A., Polyanskaya N.V. O tretyem uroke v nachal'nyh klassah [About the Third Lesson in Primary School]. Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical Culture at School], 2014, no. 5, pp. 7-11. (In Russ.).

8. Lukyanenko V.P. Sostoyaniye i perspektivy sover-shenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov v svete sovremennyh kontseptual'nyh podhodov [Status and Prospects of Improvement of Physical Training of Pupils in the Light of Modern Conceptual Approaches]. Fizicheskaya kul'tura: vospitani'e, obrazovani'e, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 1999, no. 1-2, pp. 18-25. (In Russ.).

9. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya 1-11 klassov obscheobrazovatel 'noy shkoly: programmy obscheobrazovatel 'nyh uchrezhdeniy [A Comprehensive Program of Physical Education Students Grades 1-11 Secondary Schools: Programs of Educational Institutions]. Moscow, 2011. 128 p. (In Russ.).

10. Matveev A.P. Fizicheskaya kul 'tura. Rabochiye programmy. 1-4 klassy [Physical Culture. Working Programs. Grades 1-4]. Moscow, 2014. 63 p. (In Russ.).

11. Petrov V.O. Zdorov'yesberegayuschiye tehnologii v rabote uchitelya fizicheskoy kul'tury [Health Saving Technologies in the Work of the Teacher of Physical Culture. Thesis]. Rostov-on-Don, 2005. 220 p. (In Russ.).

12. Ponomaryova E.Yu. Programma provedeniya zanyatiy fitnes-aerobikoy so shkol'nikami (v ramkah tret'yego chasa fizkultury) [The Program of Training Fitness Aerobics with Students (in the Third Hour of Physical Education)]. Zdorov'ye—v shkoly! Sbornik statey po materialam III Mezhdunarodnogo kongressa uchiteley fizicheskoy kul'tury [Health—in School!: a Collection of Articles on Materials of the III International Congress of Teachers of Physical Culture]. Petrozavodsk, 2012. Pp. 241-247. (In Russ.).

13. Soderzhaniye urokov fizicheskoy kul'tury obrazovatel'no-trenirovochnoy napravlennosti na os-nove printsipov sportivnoy trenirovki [The Content of Physical Training Lessons of Educational and Training Orientation on the Basis of the Principles of Sports Training]. Tyumen, 2013. 160 p. (In Russ.).

14. Yanson Yu.A. Fizicheskaya kul'tura v shkole. Nauchno-pedagogicheskiy aspekt [Physical Culture in schools. Scientific-pedagogical Aspect]. Rostov-on-Don, 2004. 624 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.