АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ТОР1СА1_ 153иЕ
УДК 796.011.3
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
С. П. Аршинник, В. И. Тхорев
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Краснодар, Россия
Обосновывается необходимость коррекции структуры и содержания современного урока физической культуры с позиций здоровьесбережения.
Ключевые слова: урок физической культуры, компоненты урока, школьники, здоровьесберегаю-щие технологии.
Известно, что с началом учебной деятельности ребёнок проводит значительную часть времени в школе, поэтому общеобразовательная школа во многом обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. Неслучайно первая задача, которую учителя физической культуры должны решать в ходе обеспечения физического воспитания детей,—это сохранение и укрепление здоровья детей [9. С. 3; 10. С. 3].
Однако результаты современных научных исследований изобилуют сведениями о стремительном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста [2. С. 2; 6. С. 55; 7. С. 7]. К сожалению, попытки переломить данную ситуацию не привели к сколько-нибудь заметному результату. В частности, по вопросу выхода из создавшейся ситуации имеются различные точки зрения: от самостоятельной двигательной активности до занятий фитнесом. Однако подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее оптимальным средством являются учебно-тренировочные занятия, осуществляемые под руководством специалиста в соответствии с чётко составленным планом действий [1; 5. С. 2-3; 13. С. 6; 14. С. 131]. Здесь имеются в виду физкультурные занятия урочного типа, или попросту —уроки физической культуры.
Таким образом, урок физической культуры был и остаётся наиболее значимым и востребованным видом организованной физкультурой деятельно-
сти, поскольку является обязательной формой занятий, которая проводится по научно обоснованным программам и под руководством дипломированных специалистов. Если и существует форма занятий физическими упражнениями, которая позволяет изменить сложившуюся негативную ситуацию, то это прежде всего урок физической культуры [1], притом что, по мнению некоторых специалистов, резервов эффективности урок физкультуры полностью ещё не исчерпал [5. С. 2; 13. С. 72-74]. Соответственно, его возможности следует развивать и совершенствовать исходя из имеющихся реалий и современных научных достижений.
Следует отметить, что в сравнении с другими здоровьесберегающими технологиями урок физической культуры имеет существенные преимущества, которые обусловлены интегративным характером физической культуры: он позволяет вбирать в себя и гигиенические, и физкультурно-оздоровительные, и защитно-профилактические, и многие другие здоровьесберегающие технологии.
Следовательно, можно констатировать, что современный урок физической культуры, как специфический вид образовательной технологии, имеет широкие возможности для обеспечения сохранения здоровья обучающихся. Вместе с тем видоизменение структуры урока физической культуры позволяет усилить имеющиеся в его арсенале средства для целенаправленной оздоровительной деятельности.
Исходя из того, что в последние годы наблюдается серьёзное снижение уровня здоровья детей, представляется целесообразным задачу его сохранения вывести на первый план. В связи с этим в последнее время становится популярной точка зрения, согласно которой рекомендуется 3-й час физической культуры посвятить собственно оздоровительному уроку [6. С. 55; 7. С. 7-8; 12. С. 241]. Однако один урок физической культуры в неделю «оздоровительной направленности» не сможет значимо изменить ситуацию, поскольку к следующему такому занятию полученный в результате занятия эффект, по меткому замечанию профессора В. П. Лукьяненко, «растаял бы как дым» [8. С. 21-22]. По всей видимости, поэтому отмечается необходимость включать в структуру каждого урока физической культуры определённую «здоровьесберегающую» часть [11. С. 129].
Возвращаясь к вопросу укрепления здоровья, стоит отметить, что, по мнению многих специалистов, обеспечение сохранения здоровья в большинстве случаев осуществляется за счёт использования так называемых здоровьесберегающих подходов (определённых «мини-технологий»), которые можно использовать в рамках современных уроков физической культуры [2. С. 2-5; 12].
С целью разработки такого «здоровьесберега-ющего» урока физической культуры нами предложена модель, объединяющая несколько элементов традиционных и нетрадиционных здо-ровьесберегающих подходов, взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе занятия.
Анализ научной литературы [3. С. 10, 34-45, 124-133; 4. С. 120-124] показывает, что наиболее разработанными и гарантирующими здоровье-сберегающий эффект являются следующие виды двигательной активности: упражнения для формирования правильной осанки, дыхательные, релаксационные упражнения, игровые технологии, элементы фитнеса и др. В связи с этим необходимо в рамках планирования уроков комплексно
применять данные виды для укрепления здоровья обучающихся.
С учётом особенностей структуры урока такие здоровьесберегающие элементы в той или иной мере должны входить практически в каждую часть занятия, что будет с большей эффективностью способствовать сохранению здоровья школьников. В связи с вышеизложенным нами несколько изменена и детализирована структура традиционного урока физической культуры. Данная модель урока представлена на рисунке.
В соответствии с предложенной структурой организационный и разминочный компоненты формируют подготовительную часть урока; образовательный и тренировочный являются составными звеньями основной части, а восстановительный и завершающий формируют заключительную часть занятия.
Поскольку в рамках такого здоровьесберега-ющего урока выделяются «новые» компоненты, то это вызывает необходимость определённого увеличения времени, прежде всего подготовительной и заключительной частей урока. По сути структура данного здоровьесберегаю-щего урока становится схожей со структурой урока физической культуры для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, но полностью её не копирует. По нашему мнению, данная детализация с выделением указанных компонентов позволяет чётко соблюсти все целесообразные аспекты, касающиеся количественных и качественных составляющих урока.
Таким образом, предложенная нами модель шестикомпонентного урока физической культуры является приоритетной здоровьсберегающей физкультурно-оздоровительной технологией, основным содержанием которой являются элементы, непосредственно направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Модель современного здоровьесберегающего урока физической культуры
С. П. Аршинник, В. И. Тхорев
Список литературы
1. Бальсевич, В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003.- № 4.-С. 2-6.
2. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 20062026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006.- № 6.-С. 2-6.
3. Банникова, Т. А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта / Т. А. Банникова.- Краснодар, 2012.175 с.
4. Бишаева, А. А. Физическая культура / А. А. Би-шаева.- М. : Академия, 2012.- 304 с.
5. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2005.- № 1.- С. 2-6.
6. Головина, Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.- № 3.-С. 55-58.
7. Копылов, Ю. А. О третьем уроке в начальных классах / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура в шк.- 2014.- № 5.- С. 7-11.
Поступила в редакцию 23 марта 2016 г.
8. Лукьяненко, В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В. П. Лукьяненко // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 1999.- № 1-2.- С. 18-25.
9. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы : программы общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М. : Просвещение, 2011.- 128 с.
10. Матвеев, А. П. Физическая культура : Рабочие программы : 1-4-е классы / А. П. Матвеев.- М. : Просвещение, 2014.- 63 с.
11. Петров, В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / В. О. Петров.- Ростов н/Д., 2005.220 с.
12. Пономарёва, Е. Ю. Программа проведения занятий фитнес-аэробикой со школьниками (в рамках третьего часа физкультуры) / Е. Ю. Пономарёва // Здоровье—в школы! : сб. ст. по материалам III Междунар. конгресса учителей физ. культу ры.-Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2012.- С. 241-247.
13. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки / сост.: Н. И. Синявский, Р. И. Садыков.- Тюмень : Аксиома, 2013.- 160 с.
14. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект / Ю. А. Янсон.- Ростов н/Д. : Феникс, 2004.- 624 с.
Для цитирования: Аршинник, С. П. Урок физической культуры—главная здоровьесберегающая технология в школе / С. П. Аршинник, В. И. Тхорев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 3.- С. 12-15.
Сведения об авторах
Аршинник Сергей Павлович — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики лёгкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. [email protected]
Тхорев Василий Иванович — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 3, pp. 12-15.
Physical Education Lesson is the Main Health-Saving Technology in the School
S. P. Arhinnic1, V. I. Tkhorev2
Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia 1 [email protected]; 2 [email protected]
The article substantiates the need to adjust the structure and content of the modern lesson of physical culture from the standpoint of health preservation.
Keywords: physical education lesson, components lesson, schoolchildren, health-preserving technologies.
References
1. Bal'sevich V.K. Infrastruktura vysokoeffektivno-go fizicheskogo vospitaniya v obscheobrazovatel'noy shkole: metodologiya proyektirovaniya i ekspluatatsii [Infrastructure High Performance Physical Education in Secondary School: Methodology for Design and Operation]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2003, no. 4, pp. 2-6. (In Russ.).
2. Bal'sevich V.K. Zdorov'yeformiruyuschaya funk-tsiya obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (materialyi k razrabotke natsional'nogo proekta ozdorovleniya pod-rastayuschego pokoleniya Rossii v period 2006-2026 godov) [Healthformed Function of Education in the Russian Federation (Materials for the Development of the National Project of Improvement of the Younger Generation of Russia in the Period 2006-2026)]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2006, no. 6, pp. 2-6. (In Russ.).
3. Bannikova T.A. Progressivnyye tehnologii fizicheskogo vospitaniya v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta [Progressive Technologies of Physical Education in the Sphere of Physical Culture and Sports]. Krasnodar, 2012. 175 p. (In Russ.).
4. Bishaeva A.A. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture]. Moscow, 2012. 304 p. (In Russ.).
5. Vilenskaya T.E. Effektivnost' urokov fizicheskoy kultury v nachal'noy shkole [The Effectiveness of Physical Education Lessons in Primary School]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2005, no. 1, pp. 2-6. (In Russ.).
6. Golovina L.L., Kopylov Yu.A., Polyanskaya N.V. Tretiy urok fizicheskoy kul'tury v obscheobrazovatelnoy shkole [The Third Lesson of Physical Culture at Comprehensive School]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2006, no. 3, pp. 55-58. (In Russ.).
7. Kopylov Yu.A., Polyanskaya N.V. O tretyem uroke v nachal'nyh klassah [About the Third Lesson in Primary School]. Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical Culture at School], 2014, no. 5, pp. 7-11. (In Russ.).
8. Lukyanenko V.P. Sostoyaniye i perspektivy sover-shenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov v svete sovremennyh kontseptual'nyh podhodov [Status and Prospects of Improvement of Physical Training of Pupils in the Light of Modern Conceptual Approaches]. Fizicheskaya kul'tura: vospitani'e, obrazovani'e, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 1999, no. 1-2, pp. 18-25. (In Russ.).
9. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya 1-11 klassov obscheobrazovatel 'noy shkoly: programmy obscheobrazovatel 'nyh uchrezhdeniy [A Comprehensive Program of Physical Education Students Grades 1-11 Secondary Schools: Programs of Educational Institutions]. Moscow, 2011. 128 p. (In Russ.).
10. Matveev A.P. Fizicheskaya kul 'tura. Rabochiye programmy. 1-4 klassy [Physical Culture. Working Programs. Grades 1-4]. Moscow, 2014. 63 p. (In Russ.).
11. Petrov V.O. Zdorov'yesberegayuschiye tehnologii v rabote uchitelya fizicheskoy kul'tury [Health Saving Technologies in the Work of the Teacher of Physical Culture. Thesis]. Rostov-on-Don, 2005. 220 p. (In Russ.).
12. Ponomaryova E.Yu. Programma provedeniya zanyatiy fitnes-aerobikoy so shkol'nikami (v ramkah tret'yego chasa fizkultury) [The Program of Training Fitness Aerobics with Students (in the Third Hour of Physical Education)]. Zdorov'ye—v shkoly! Sbornik statey po materialam III Mezhdunarodnogo kongressa uchiteley fizicheskoy kul'tury [Health—in School!: a Collection of Articles on Materials of the III International Congress of Teachers of Physical Culture]. Petrozavodsk, 2012. Pp. 241-247. (In Russ.).
13. Soderzhaniye urokov fizicheskoy kul'tury obrazovatel'no-trenirovochnoy napravlennosti na os-nove printsipov sportivnoy trenirovki [The Content of Physical Training Lessons of Educational and Training Orientation on the Basis of the Principles of Sports Training]. Tyumen, 2013. 160 p. (In Russ.).
14. Yanson Yu.A. Fizicheskaya kul'tura v shkole. Nauchno-pedagogicheskiy aspekt [Physical Culture in schools. Scientific-pedagogical Aspect]. Rostov-on-Don, 2004. 624 p. (In Russ.).