УДК 373
КОНЦЕПЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ: БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
М.Г. Сергеева, Н.Л. Соколова, И.С. Самохин
Аннотация. В статье излагается и обосновывается авторская Концепция стимулирования непрерывного образования в области экономики, в основе которой лежит философия непрерывного экономического образования, подчеркивающая важность диссеминации экономических знаний в современной России. Отмечается, что создание концепции подобного рода представляется разумным и даже необходимым в связи с более серьезными формальными требованиями, возрастающей конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг, потребностью в социальном взаимодействии, особенностями административных мер, принимаемых на региональном уровне. При определении базовых принципов авторской Концепции выявлены ключевые факторы, благоприятствующие продуктивному экономическому образованию, и его главные уровни (базовый, профессиональный, вспомогательный); рассмотрены понятия «компетентность» и «профессиональные компетенции», а также особенности Федеральных государственных образовательных стандартов 1-го, 2-го и 3-го поколений. Авторы приходят к выводу, что их концепция должна интегрироваться в практику через алгоритм, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие трех процессов: экономического обучения, экономического воспитания и включения личности в реальную экономическую деятельность.
Ключевые слова: непрерывное экономическое образование, экономическое обучение, экономическое воспитание, принципы, ФГОС.
CONCEPT OF STIMULATING CONTINUING EDUCATION IN THE FIELD OF ECONOMICS: BASIC PRINCIPLES
M. Sergeeva, N. Sokolova, I. Samokhin
Abstract. The article presents and justifies the authors' Concept of stimulating lifelong education in the field of economics, which is based on the philosophy of continuing economic education, emphasizing the importance of disseminating economic knowledge in modern Russia. It is noted that the creation of such concept seems reasonable and even necessary in connection with more serious formal requirements, increasing competition in providing educational services, the need for social interaction, and the specifics of administrative measures taken at the regional level. In determining the basic principles of the authors' Concept, key factors favoring productive economic education and its main levels (basic, professional, auxiliary) are identified; the concepts of "competence" and "professional competence", as well as peculiarities of the federal state educational standards of the 1st, 2nd and 3rd generations. The authors conclude that their conception should be integrated into practice through an algorithm presupposing the interrelationship and interaction of three processes: economic training, economic nurturing and inclusion of the individual in real economic activity.
Keywords: continuing economic education, economic training, economic nurturing, principles, Federal State Educational Standard.
Термины «концепция» и «концепт» произошли от латинского существительного «conception», имеющего два основных значения: 1) система; 2) понимание. В настоящее время концепцию трактуют как основной замысел, ключевую идею, детерминирующую траекторию дальнейшей деятельности, или как систему воззрений на явления действительности на разных уровнях: природном, социальном, метафизическом. Концепция представляет собой определенный подход к восприятию того или иного феномена; его главную интерпретацию, совокупность взаимосвязанных взглядов на рассматриваемую проблему и способов решения поставленных задач [2, с.10].
В основе предлагаемой нами Концепции
стимулирования непрерывного образования в области экономики (далее - Концепция) лежит философия непрерывного экономического образования (далее - ЭО), подчеркивающая важность диссеминации экономических знаний в современной России. Создание концепции подобного рода представляется разумным и даже необходимым в связи с более серьезными формальными требованиями, возрастающей конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг, потребностью в социальном взаимодействии, особенностями административных мер, принимаемых на региональном уровне.
В отечественном образовании инициированы комплексные изменения, нацеленные на то,
чтобы привести его в соответствие с интересами общества и спецификой новой экономики. При этом ключевыми направлениями в данной области выступает согласование сущности и компонентной структуры подготовки
профессиональных экономистов с запросами рыночной реальности.
В трудах Т.Ю. Ломакиной [7] и А.М. Новикова [10] подчеркивается, что в наши дни идею непрерывного ЭО следует позиционировать как средство экономической политики, ориентированной на повышение эффективности, более высокий уровень занятости, интенсификацию трудовой мобильности работников в контексте использования современных технологий. Авторы предлагают опираться на такие общепедагогические факторы, как многоуровневый характер образования, его преемственность, разнообразие,
взаимопроникновение образовательных структур и удобство форм организации учебно-воспитательного процесса, понятия базового и дополнительного образования.
Первый принцип Концепции заключается в том, что философия непрерывного образования в контексте социальных трансформаций и развития научно-технической сферы предполагает обязательное приобретение и обогащение знаний экономического характера, придающих человеку уверенность при столкновении с суровой рыночной реальностью и благоприятствующих его прогрессу как участника деятельности в течение многих лет.
Когда в нашей стране сменился общественный строй, возникла выраженная потребность в обучении специалистов, эффективно функционирующих в новом социально-экономическом контексте,
демонстрирующих оперативную и правильную реакцию на изменчивую действительность.
Второй принцип состоит в том, что непрерывное ЭО входит в структуру непрерывного профессионального образования, направленного на подготовку
высококвалифицированного специалиста,
пользующегося спросом в условиях рыночной экономики, и подразумевает развитие у него в ходе учебно-воспитательного процесса экономических навыков и умений в рамках разных специальностей, соответствующих основному профилю. При этом образовательной целью выступает оформление у студентов экономических компетенций, а экономическое воспитание реализуется для возникновения соответствующего образа мысли, формирования деловых свойств личности; получения и
осмысления важной информации в области экономики и смежных сферах.
В научной литературе сущность экономического обучения интерпретируется по-разному. С точки зрения И.П. Пидкасистого, обучение есть продуманное, целенаправленное и контролируемое взаимодействие педагогов и учащихся, ориентированное на получение ЗУН (знаний, умений, навыков), вырабатывание у школьников и студентов определенного мировосприятия, раскрытие их интеллектуальных и иных способностей, совершенствование навыков саморазвития согласно выбранным целям [11, с.26]. Все перечисленное можно без всяких оговорок применить и к экономическому обучению.
В целом, образование представляет собой совокупность структурированных ЗУН и мыслительных алгоритмов, освоенных учащимся [11, с.27]. Таким образом, под ЭО следует понимать комплекс перечисленных элементов в экономическом контексте.
По П.А. Шемякину и В.К. Розову, ЭО является «качественной характеристикой» ЗУН учащихся [13]. По мнению Л. Любимова, оно представляет собой одно из ключевых условий выстраивания поведения индивида, осознания и принятия им закрепленных в данном обществе норм и правил, впитывания определенных нравственных ценностей. Подобное знание, в отличие от информации, получаемой из некоторых других областей, нужно каждому из нас едва ли не каждый день; если же человек не обладает этим знанием и не стремится к нему, то очень скоро он становится уязвимым, утрачивает существенную часть своих адаптационных ресурсов [8].
В настоящее время экономическое обучение направлено на овладение определенным количеством экономической информации, отражающей реалии сегодняшнего дня; усвоение навыков, позволяющих стабильно выполнять конкретные социальные функции в динамично трансформирующейся экономической среде; создание условий для более серьезного отношения к экономике как науке и важнейшей сфере общественной жизни; интенсификацию способности к восприятию действительности в особом, рациональном ключе и воспитание навыков разумного экономического поведения; способствование непрерывному
профессиональному обучению и продуктивной реализации своих возможностей на практике [4].
В ходе исследования мы определили причины и условия возрастающего интереса российской педагогики к вопросам ЭО: выраженная
потребность в переходе отечественной экономики на качественно новый уровень; необходимость формирования связей экономического характера и работы с субъектами экономических изменений. Проанализировав ключевые стадии развития экономического мышления в России, описанные А.С. Булатовым [1], мы определили главные факторы, благоприятствующие продуктивному ЭО:
- многоукладность национальной экономики, связанная с постоянным увеличением территории нашей страны на протяжении многих веков, которое привело к возникновению самой крупной евразийской державы;
- наличие экономических школ, базирующихся на специфических отношениях между социумом и государством, имеющих кардинальные расхождения с западным подходом;
- ориентация на концепцию единства учебного и воспитательного аспектов, способствующую подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствующей области. Следует подчеркнуть, что базой экономического роста и конкурентных преимуществ выступают не техника и природные ресурсы, а «человеческий капитал»: одаренность русских людей, их одухотворенность и вера в себя;
- влияние богатейшей народной культуры на иерархию ценностей и установок (групповых и индивидуальных), выбор подхода к экономической жизни своей страны;
- экономическая реальность российского социума, в том числе взаимодействие всех его представителей в рамках производственного и распределительного процессов, а также при использовании получаемой продукции;
- последовательная эволюция экономических взглядов, благоприятствовавшая зарождению новой области экономического знания -«Экономикс», радикально расходящегося с экономическими принципами социалистического общества. По Марксу и Ленину, у рыночных отношений нет никаких перспектив; по «Экономикс» же лишь такая форма ведения хозяйства является по-настоящему эффективной.
На эволюцию непрерывного ЭО оказывают влияние два базовых фактора: социально-экономическая ситуация (быстрая
деактуализация знаний профессионального характера; уменьшение числа профессий, связанных с видами деятельности, которые не требуют от работника высокой квалификации; системные трансформации в области занятости; увеличение или уменьшение спроса на те или
иные товары и услуги со стороны личности или государства; лимитированность эмоциональных, волевых, хронологических и прочих ресурсов) и социально-педагогический контекст
(нацеленность на совершенствование и самосовершенствование на протяжении всей жизни; проектирование непрерывного ЭО на прочной научной основе; многоэтапность ЭО и разнообразие учебных программ;
подготовленность индивида к социальному развитию; наличие различных (в плане объема и содержания) вариантов обучения специалистов; адаптивный потенциал образования) [5].
В широком смысле воспитание представляет собой специально выстроенное, ориентированное и контролируемое воздействие на личность (родителей - на своих детей, учителя - на учеников и т.д.), направленное на взращивание в ней определенных свойств, реализуемое в учебных заведениях и пронизывающее весь образовательный процесс [11].
Одним из компонентов комплексного воспитательного процесса выступает
экономическое воспитание - осмысленные отношения между субъектом и объектом воспитания, нацеленные на обогащение личности воспитуемого теми ЗУН, склонностями, потребностями и образом мысли, которые соответствуют его природным задаткам, а также правилам эффективного хозяйствования [3, с.32].
B.C. Селиванов трактует экономическое воспитание как ознакомление студентов или школьников с содержанием и спецификой экономических отношений, форм собственности, финансовых расчетов [15, с.24]. С точки зрения Б.Т. Лихачева, экономическое воспитание представляет собой структурированную педагогическая деятельность, комплекс заранее спланированных действий, нацеленных на развитие у обучаемых экономического мышления [6, с.284]. В.К. Розов и П.А. Шемякин видят в экономическом воспитании создание
благоприятных условий для деятельности экономического характера, осмысленный вклад в экономику общества [13, с. 15].
При этом нужно иметь в виду, что многие исследователи не проводят отчетливой демаркационной линии между терминами «экономическое образование», «экономическое обучение» и «экономическое воспитание». Провести эту линию достаточно сложно, поскольку данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Например, И.А. Сасова говорит о «социально-экономическом воспитании и образовании», подразумевающем интеграцию школьников и
студентов в современный социально-экономический контекст, стимулирование их к учету не только своих собственных, но и общественных потребностей, повышение производственно-распределительной результативности и спроса на предоставляемые товары и услуги. Кроме того, упомянутое понятие включает в себя формирование стиля мышления и поведения, согласующихся с
фундаментальными экономическими и нравственными принципами, на которых стоит современная цивилизация [14, с.165].
Экономическое воспитание в качестве процесса представляет собой осмысленное педагогическое влияние педагогов, родителей или социальных лиц групп на развитие определенных личностных свойств, имеющих большое профессиональное значение.
Экономическое воспитание в качестве результата представляет собой комплексное единство, которое включает в себя принципы, убеждения, традиции и умения, базирующиеся на культурном ресурсе индивида и усвоенной им экономической информации. Экономическое воспитание репрезентируется в различных человеческих качествах (проявляющихся на внутреннем и внешнем уровнях), выступающих обязательными условиями для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Позиционируя непрерывное ЭО как неотъемлемую составляющую непрерывного профессионального образования, авторы статьи приходят к выводу, что в контексте рыночной экономики оно направлено на подготовку эффективного, способного к постоянной конкуренции дипломированного специалиста, который владеет основными компетенциями, развивающимися в ходе экономического обучения и воспитания. Они включают в себя постижение комплекса фундаментальных экономических законов и понятий; развитие компетенций экономического характера и их осуществление на практике; совершенствование деловых свойств экономически ориентированной личности; получение и усвоение необходимой информации в области экономики и смежных сферах.
Таким образом, третий принцип разработанной нами концепции заключается в том, что экономические компетенции входят в основу обучения любого современного профессионала, что связано со следующими факторами: эволюцией рынка труда, представленного как безусловными лидерами, так и средними и малыми компаниями, общее
количество и доля которых будет неуклонно возрастать; повышением цен, реформами в экономике (пенсионной, жилищно-коммунальной и прочими), а также оплачиваемыми услугами образовательного и медицинского характера.
Предлагаемая нами Концепция
стимулирования непрерывного образования в области экономики состоит из трех структурных элементов: методологического (содержание экономического обучения и воспитания, специфика экономической компетентности), динамического (практико-ориентированная модель выстраивания экономических
компетенций работника) и оценочного (мониторинг процесса и результата компетентностной эволюции специалиста).
В рамках методологической составляющей мы рассмотрели понятия «компетентность» и «профессиональные компетенции», а также проанализировали содержание ФГОС 1-го, 2-го и 3-го поколений. На базе изученной научной литературы мы сформулировали следующую дефиницию компетентности: совокупность личностно-профессиональных свойств индивида, получившего общее, высшее или дополнительное образование, которая выражается в желании и способности использовать полученные знания в собственной трудовой деятельности (принимая во внимание ее общественную ценность и потенциальные риски) и создает условия для продуктивного контакта с окружающим миром посредством определенных компетенций. В свою очередь, компетенции мы рассматриваем как дополняемый комплекс знаний, навыков и умений, получаемых в ходе учебно-воспитательного процесса и совершенствуемых в рамках прикладной деятельности.
Использование словосочетания
«профессиональная компетентность»
представляется нам разумным в связи с его широкой семантикой и многоаспектностью обозначаемого явления, имеющего отношение к базовым социально-экономическим категориям: «квалификация», «профессионализм»,
«профессиональные способности» и т.д. В данной статье под профессиональной компетентностью мы будем понимать комплексное явление личностного характера, интегрирующее следующие компоненты: восприятие
общественной действительности сквозь призму сложившихся норм и ценностей; конкретные знания и индивидуальные характеристики, императивно мотивирующие работника к выполнению выбранной деятельности; умение определиться с долгосрочной стратегией и зоной ближайшего профессионального саморазвития;
способность реализовывать освоенные технологии в ключевых областях человеческой деятельности.
Проанализировав государственные
образовательные стандарты 1-го, 2-го и 3-го поколений, мы выявили их основные особенности:
- для ФГОС первого поколения: минимальный содержательный объем базовых образовательных программ; предельно возможная учебная нагрузка студентов; требования, предъявляемые к качеству подготовки обучаемых;
- для ФГОС второго поколения: учет федеральных тарифно-квалификационных норм при установлении образовательных нормативов, связанных с содержательным и результативным аспектами; приведение данных нормативов в соответствие с требованиями исполнительных органов государственного уровня; одновременное составление стандартов для всех ступеней образовательной вертикали; работа над стандартами, связанными с приоритетными векторами обучения специалистов в сфере техники и технологии;
- для ФГОС третьего поколения: лимитированная регламентация; автономность разработанных образовательных программ; их модульная структура; интерпретация компетентности в качестве результата образования; учет конъюнктуры рынка труда.
Во ФГОС 3-го поколения приведено ясное, непротиворечивое толкование понятия «компетенция»: «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [9]. Содержание данного понятия в контексте профессионального образования выражается в получении студентом фиксированного объема фундаментальных знаний в рамках выбранной специальности; освоении комплекса методик, позволяющих применять эту информацию на практике; накоплении некоторого опыта их использования (в рамках лабораторных и проверочных работ, дополнительных учебных мероприятий и. т.д.). При этом все перечисленные показатели необходимо оценивать по единым критериям. Универсальные компетенции нужны любому человеку с высшим образованием вне зависимости от полученной специальности, в то время как профессиональные компетенции связаны с достижением успеха в определенных сферах деятельности.
Проведенное нами исследование
продемонстрировало, что осуществление ГОС 3-го поколения принимает во внимание
компетентностный подход и опирается на следующие факторы:
- трансформации, затрагивающие рынок труда (приоритетный учет инновационных навыков, умений и нововведений, касающихся организации трудовой активности; значительное снижение спроса на малоквалифицированный труд; популяризация автоматизированных систем контроля над производством; кризис массовой индустрии; ужесточение личной ответственности сотрудников предприятия за достигнутый результат; создание условий для более комфортного взаимодействия членов трудового коллектива; фактическое стирание границ между многими сферами деятельности, особенно гуманитарными);
- новые требования, предъявляемые к обучению и воспитанию специалиста (ядром производственной деятельности выступают не операции, а процессы; возрастает значение ее нетехнических составляющих: проектирования, кооперирования, коммуникации, а также умения принимать решения и адаптационного потенциала как основного индикатора качества подготовки);
- алгоритм сотрудничества двух видов рынка (труда и образования) на государственном и региональном уровнях, подразумевающий проведение сбалансированной политики в сфере профессионального образования, с одной стороны, и кадровой подготовки, с другой стороны; снабжение отечественного рынка труда нужным количеством молодых работников, специальность и квалификация которых соответствуют главным стратегическим направлениям региональной политики; оперативное приспособление техникумов, вузов и трудовых организаций к изменившимся характеристикам рыночного спроса; рост профессионального уровня, мобильности и эффективности работников;
- компетентностная модель специалиста, коррелирующая с представленным содержанием экономической компетентности и включающая в себя несколько кластеров компетенций: учебно-воспитательные, психологические, когнитивные, профессиональные, социально-коммуникативные и экономические. Выделение последнего кластера обусловлено потребностью в подготовке работника, владеющего обязательным набором сведений экономического характера и способного совершать правильный выбор в разнообразных профессиональных обстоятельствах вне зависимости от конкретной специальности.
Методологическая составляющая нашей Концепции включает в себя совокупность
педагогических факторов частного характера, способствующих эффективному экономическому обучению и воспитанию - таких, как [12]: иллюстративность (преподнесение изучаемого материала через метод визуализации, с использованием принципа наглядности, что позволяет сделать изучение дисциплин общегуманитарного цикла более «компактным» и сэкономить большое количество времени), комплексность (осмысленная необходимость междисциплинарного подхода к освоению и преподаванию научного знания), конвергентность (гармоничное сочетание теоретической осведомленности и практической подкованности по разным предметам благоприятствует одновременному углубленному изучению нескольких дисциплин), качественные скачки (возникновение принципиально новых знаний, навыков и умений на базе приобретенных и апробированных), экстраполяционный синтез (понимание точек пересечения экономики с дисциплинами неэкономического характера, ее продуктивной вовлеченности в более широкий научный и прикладной контекст на различных содержательных уровнях).
Также в структуру Концепции входит фактор экономической компетентности, определяющий соотношение информационного и деятельностного аспектов знания, требуемое для выстраивания у студента эффективной и конкурентоспособной личностной стратегии на основе комплекса экономических компетенций. Формулируя дефиницию понятия
«экономическая компетентность» применительно к человеку, имеющему среднее или высшее профессиональное образование, авторы статьи опирались на такие понятия, как «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность».
Под экономической компетентностью мы понимаем комплексное личностно-
профессиональное свойство индивида, интегрирующее экономические компетенции, под воздействием которых складываются
экономически важные характеристики личности (эффективность, независимость, креативность, мобильность, коммуникабельность,
работоспособность, непредвзятость), и репрезентирующее желание и умение реализовывать свои профессиональные обязанности в различных областях и секторах экономики через построение карьеры с опорой на личную иерархию ценностей, которая в идеале должна полностью соответствовать
долгосрочному сценарию общественного
развития и функционирующим в данном социуме нормам и правилам.
Экономические компетенции, в свою очередь, представляют собой дополняемую систему знаний, навыков при осознании персональной ответственности за достигнутый результат и наличие опыта «живого» функционирования в области экономики. Данная система углубляется и расширяется в контексте профессиональной деятельности благодаря успешному преодолению экономических трудностей, встающих на пути у молодого специалиста.
В научной литературе компетенции классифицируются по различным признакам: типу реализуемых задач (общекультурные и профессиональные), функциональному уровню (профессиональные, менеджерские,
корпоративные), содержательной стороне (познавательные, социально-коммуникативные и т.д.) и пр. На основании рассмотренных классификаций мы выстроили собственную модель экономической компетентности студентов, в которую входят следующие компетенции экономического характера:
- базовые - экономические азы, без которых осуществление профессиональной деятельности в условиях рынка является объективно невозможным (реализуются в рамках общегуманитарных дисциплин);
- профессиональные - умение использовать экономические знания в реальной жизни, способность выносить адекватную оценку актуальным экономическим обстоятельствам и совершать перспективные в экономическом отношении шаги (реализуются в рамках общепрофессиональных дисциплин);
- вспомогательные - способность к экономическим действиям с элементами творчества, продуктивному функционированию на рынке труда, постоянному саморазвитию в области экономики и т.д. (реализуются в рамках специальных дисциплин).
Следовательно, четвертый принцип предлагаемой Концепции состоит в том, что описанный и аргументированный нами фактор экономической компетентности указывает на следующее: в ходе непрерывного ЭО (среднего или высшего) взращивается экономически востребованная личность с высоким уровнем профессиональных компетенций, требуемых для выполнения возложенных обязанностей в разных областях и секторах экономики.
В ходе исследования мы выделили три уровня непрерывного ЭО в рамках среднего и высшего профессионального образования,
соответствующие ведущим компетенциям, а
также обязанностям и должностям: базовый, профессиональный и вспомогательный.
Базовый уровень ЭО нацелен на распространение знаний и создание мотивов правильной потребительской активности в условиях рынка, предоставление важнейшей экономической информации для ее повседневного использования.
Профессиональный уровень ЭО направлен на подготовку студентов к выполнению обязанностей, соответствующим должностям, для которых достаточно среднего уровня экономической компетентности (учетчики, секретари-референты и т.п.).
Вспомогательный уровень ЭО ориентирован на то, чтобы молодые специалисты были способны заниматься высококвалифицированной экономической деятельностью, демонстрируя при этом определенную креативность. Речь идет о проявлении себя в таких сферах, как маркетинг, торговля, бухгалтерское дело, производственная аналитика, планирование, генерирование результативных решений в нетипичных ситуациях, преподавание экономических дисциплин, проведение исследований в русле освоенной специальности.
Таким образом, пятый принцип предлагаемой Концепции заключается в соотнесенности предлагаемых нами уровней непрерывного ЭО в рамках среднего и высшего профессионального образования с выделенными экономическими
компетенциями и подразумевает переход на более высокую ступень ЭО с учетом комплексности и преемственности
профессионального образования, а также возрастных, гендерных, социальных и иных особенностей обучающихся. При этом каждому уровню должен соответствовать фиксированный список должностей и видов экономической деятельности.
Представленная в данной статье Концепция стимулирования непрерывного образования в области экономики принимает во внимание принцип, в соответствии с которым непрерывное ЭО является значимой составляющей профессионального образования в контексте формирования новой российской экономики; базируется на актуальных требованиях, предъявляемых обществом и работодателями к качеству образования; репрезентируется через принцип экономической компетентности и концепцию выстраивания экономических компетенций молодого специалиста (базовых, профессиональных и вспомогательных) согласно направлению подготовки (экономическому или неэкономическому) и уровню образования; вводится в практику через алгоритм, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие экономического обучения, экономического воспитания и включение личности в реальную экономическую деятельность.
Литература:
1. Булатов А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 897.
2. Ефимов В.А. Глобальная трансформация -русский проект / В.А. Ефимов. - М.: Общественная инициатива КОБ-А, 2012. - 40 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
4. Концепция модернизации образования до 2010 года / Среднее профессиональное образование // Сборник нормативных правовых документов; сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, А.Л. Коломенская и др.; под ред. П.Ф. Анисимова / Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России. - М., 2004. - 450 с.
5. Кошкина Н.Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2007. - 251 с.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1998. - 523 с.
7. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 221 с.
8. Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л. Любимов // Экономика в школе. -2002. - № 3. - С. 14-28.
9. Максимов Н.И. ГОС-3: определимся с тезаурусом: [беседа с проректором по учебной работе Московского государственного текстильного университета Н. Максимовым] / Н.И. Максимов // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 12. - С. 56-57.
10. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2011. - 152 с.
11. Подласый И.Г. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Подласый. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. -576 с.
12. Попова Н.Е. Наследство для «Нашей новой школы» / Н.Е. Попова // Экономика в школе. - 2011. -№ 1 (55). - С. 11-24.
13. Розов В.К., Шемякин Б.П. Методика
экономического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических ВУЗов / В.К. Розов, Б.П. Шемякин. - М.: Просвещение, 1985. - 165 с.
14. Сасова И.А. Социально-экономичсекое образование и воспитание учащихся / И.А. Сасова // Народное образование. - 2001. - № 10. - С. 165-170.
15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
16. Экономическая теория в школе: Книга для учителя / Е.Л. Саксонова, Т.Н. Кустова, Н.А. Клементьева. - Р-н-Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 544 с.
Сведения об авторах:
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Самохин Иван Сергеевич (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: [email protected]
N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]
I. Samokhin (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, senior lecturer of Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]